Апостольская традиция: концепт и антология «Экс-фарисея»

17.08.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Апостольская Традиция – концептуально

PropovedЧтобы жить в Христианстве, нужно определить, что оно такое. Исходя из всего написанного на «Экс-фарисее» можно определить его как актуализацию рефлексии апостольского предания. Меняются условия жизни христиан – меняется и содержание рефлексии, не меняя исходного предания. В силу того, что ограниченное творение, человек, в разных человеческих личностях производит рефлексию согласно своему опыту, знанию апостольского предания и духовному просветлению, её результаты у разных людей и сообществ могут быть различны на основе даже одинакового предания. Не говоря уже о вплетении заповедей человеческих и элементов язычества, которые уравниваются с апостольским преданием в том же православии.

Соответственно, устойчивые рефлексии, которые приобрели массовость и авторитет в разные времена и на разных территориях, превратились в конфессии и деноминации. Последние стали «обрастать» индивидуальными традициями, что привело к существенным различиям между деноминациями, мешая христианам жить в «братском единстве» (Деян. 2:42). Хотя, если отбросить фундаментализм, предрассудки и возведенные в абсолют свои деноминационные отличия, и опереться на апостольское предание, то выяснится, что поводов для разделения нет вообще.

Апостольское предание, рефлексируемое во времени, есть апостольская традиция. Т.е., апостольская традиция – это текущее состояние Христианства, основанное на апостольском предании, возникшем «во время оно». Некоторые рефлексии консервируются в определенной эпохе, что приводит к тому, что самые древние конфессии превращаются в большие склады различных «консервов», вместо того, чтобы жить христианством в своей эпохе. Каждая рефлексия оказывалась часто человеческим решением церковной проблемы. И если проблема была решена, консервация рефлексии и её оприходование на церковный баланс казались естественными. Хотя большинство уродливых «консервов» человеческого предания исходит из предыдущих ошибок и их экстраполяций.

Каждый христианин с помощью Писания и руководства от Духа в состоянии осмыслить свой путь ко Христу, не ковыряясь в старых «консервах». Ибо, чтобы стать Его учеником, надо ознакомиться с условиями, и выполняя их, получить помощь Духа. Призыв же к ученичеству человек получает от людей, которые находятся в своей частной традиции, часто насаждая обращённому вместе с апостольским преданием и человеческие заповеди.

Особенностью апостольского периода существования Церкви верных было совпадение периода формирования апостольской традиции при одновременно формирующемся апостольском предании. После этого периода традиция должна была исходить из апостольского предания, но актуализироваться в жизни каждого христианина конкретной эпохи. Само апостольское предание древнЕе традиции, является духовным источником, и начинается с мессианского служения Христа и воплощения сказанного Ним в текстах первых Евангелий и апостольских посланий. Последние оказались синергией самого же предания и зарождающейся апостольской традиции, как рефлексии сказанного Христом в жизнь верующих 1-го века.

Послания, как и написанные Евангелия, оказались также следствием синергии памяти человеческой и наставления Духа. А самый плодовитый на послания, апостол Павел, даже не имел в своей памяти Евангелия, ибо не ходил со Христом. Но обретение Духа в сердце – важнее хождения за Христом (Иуда тоже ходил). Потому у апостольской Традиции две составляющие: апостольское предание, которого заповедал держаться Павел, и наставление от Духа, о котором Христос сказал, что «Он придет и напомнит всё, что Я говорил» и «…наставит на всякую истину». Т.е., имея Духа, можно быть, и в апостольском предании, и поклоняться «в Духе Истины».

Это и есть объёмное понимание жизни в рамках апостольской традиции, при отказе от «человеческого творчества» в предании и преданиях. Начинать любому верному нужно с рефлексии апостольского предания в свою личную жизнь, чтобы сегодня стать учеником Христовым. А совершенства, сыновства, можно достичь только в Духе. Потому, я мог писать только о первом, о принципах осмысления и рефлексии предания апостолов, об ученичестве, чтобы сегодня можно было стать адептом Апостольской Традиции в 21 веке.

Я попытался в большом цикле статей, посвящённом Апостольской Традиции, расширенно рефлексировать апостольское предание в сегодняшний день. И сделать это с учетом особенностей бытия Церкви Христовой, в условиях раздробленности и зацикленности на правильном прославлении вместо правильной духовной практики. Преодоление разделений между христианами разных деноминаций видится в проповеди экуменизма, который есть названием для апостольской традиции эпохи полиденоминационности. Экуменизм есть мэйнстрим попыток христиан преодолеть разобщение на почве человеческих мудрований. Потому любое христианство, претендующее на эту категорию для своего обозначения, должно быть экуменистично и интерденоминационно. Последняя сущность указывает на попытку формирования надстройки над деноминациями, Церкви Христовой, где принадлежность к конкретной деноминации утрачивает идентификационный смысл. Ибо звание христианина выше, чем православного или баптиста.

Такая надстройка – не новая деноминация, а просто общность верных Христу, которые могут индивидуально или в общинах осуществлять исповедание и поклонение. Она не претендует на звание Церкви Христовой, считая, что всех верных сложно будет объединить таким образом. Но она будет формировать общность, проповедующую идею объединения всех верных Христу, и смену доктрины правильного поклонения на идентификацию христианства по плодам Духа в виде любви между всеми, признающими Христа своим Спасителем.

Всё это требует некоторой проработки человеком предмета своей веры.  Ведь нельзя просто сказать: кайся, молись и стяжи Духа. Есть много непонятных моментов для христианина при организации своего восхождения по пути спасения. А покаяние и молитва – это достаточно сложные духовные практики для людей «с необрезанным сердцем», коих большинство. Тогда как стяжание Духа – это Его инициатива, человек не может достигнуть сам 80-го уровня, после которого он гарантированно «в Духе Господнего дня». От человека требуется только искренность намерения. И потому, я попытался зацепить в цикле все важные моменты осмысления Апостольской Традиции и моих попыток жизни в ней.

Понятное дело, что это моё личное видение, но фид-бэк от христиан свидетельствует, что моё осмысление пошло многим людям на пользу. Некоторые меня просили, и в обсуждениях, и в личке, все это систематизировать в виде книги. Не вижу я в этом большого смысла, поскольку заметил, что даже крупные статьи хуже читаются, а книгу прочитает 5-10 человек, и всё. Не так много у нас людей, готовых «выйти за стан» своих квазицерковных систем.

Но какая-то систематизация нужна. И вот перед вами гибрид структуры исследования и антологии, скажем так, структура исследования Апостольской Традиции с комментариями. Тем, кто недавно на сайте, этот материал поможет сориентироваться в предмете последних исследований, а мне самому поможет понять, что из написанного требует уточнений и переработки. А может быть есть смысловые пустоты, которые требуют заполнения. Чтобы в итоге получилось что-то типа антологии догматического богословия апостольской традиции. Современные возможности позволяют не клеить всю антологию в один большой документ, а оформить ссылками, делая структуру максимально наглядной. Ниже – результат первой систематизации.

Общая структура исследования

Ключевыми направлениями осмысления направлений рефлексии апостольского предания были выбраны следующие:

  • Исповедание и поклонение
  • Оправдание и спасение
  • Служения и культ
  • Община и Церковь

Конечно, есть и другие аспекты поклонения и духовной практики христиан. Но они являются составляющими приведенных выше расширенных предметов, которые приводят к пониманию сути ученичества Христова, ведущего к усыновлению и спасению. Есть и побочные предметы, которых апостолы и Христос касаются в апостольском предании. Но их незнание или неверное понимание не мешает человеку стяжать помощь Духа Святого. Это предметы для тех, кто, по словам псалмопевца, «размышляет над законом день и ночь». Как побочные, но позволяющие лучше понять основной предмет, они будут вставлены, если будет видна целесообразность этого.

К частным предметам можно отнести:

  • Толкование и разъяснение Радостной Вести апостолами
  • Учение Христа и апостолов о Боге, творении, и смертности последнего
  • Апостольская эсхатология

Но в приведённой ниже структуре статьи по этим предметам включаться не будут, чтобы не «размывать» заявленные выше четыре основных предмета, понимание которых критично важно для жизни христиан.

Условные обозначения

Синяя ссылка – ссылка на статью, которая концептуально написана для цикла по апостольской традиции, даже если она писалась после последней статьи по экуменизму. В некоторых случаях более ранняя статья, но очень близка к предмету апостольской традиции.

Красная ссылка – ссылка на статью, которая раскрывает моё видение по предмету, но не писалась специально под предмет апостольской традиции, и может содержать частично сторонний материал для предмета. Материал может раскрываться как в русле апостольской традиции, так и с критикой частных традиций.

Черный шрифт с подчеркиванием – статьи, которые нужно написать в будущем для раскрытия предмета.

 

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ

 0. Сущность Апостольской Традиции

Церковь как «апостольская традиция»

Это первая статья цикла, в которой раскрываются недостатки теории церковного развития. Обоснование исходит из образов здорового тела и чистого источника, которые изображают христианство апостольского периода как область рождения исходной матрицы всего христианства. Последующее развитие происходило с уменьшением присутствия Духа и духовных даров, поскольку удаление от чистого источника приводило к его замутнению и здоровое тело сильнее страдало от укрепляющегося в нем греха. Замутнение происходило через добавление человеческого предания к апостольскому, уравнивая их по качеству между собой. Также рассмотрен вопрос некорректности названия деноминации или конфессии словом «церковь». Церковь – это все верные Христу, тогда как часть номинальных представителей «церквей» могут на деле быть неверными.

What is «апостольская традиция»? 

В этой статье критикуется человеческое в предании всех конфессий, а также произведена попытка сформулировать критерии для вычленения чисто человеческого в частных преданиях церковных систем. Впервые высказана мысль о необходимости постоянной рефлексии апостольского предания в современность. Эта актуализация и есть традиция, реализуемая в веках каждый раз заново в сердце каждого христианина от обращения до телесной смерти. Здесь же критикуется протестантский фундаментализм копирования апостольских практик. Произведен набросок предстоящих исследований и рассматриваемых предметов. Хотя, реально, предмет раскрывался в итоге более подробно.
Недостатком этой статьи есть встречающиеся подмены понятия «апостольское предание» понятием «апостольская традиция». Это обуславливает в будущем небольшую коррекцию этого материала.

А также первый раздел данной статьи

 

1.Исповедание и поклонение

Основы апостольской традиции в исповедании и поклонении 

Произведено четкое разделение между верностью Христу и «церкви». Показаны принципиальные отличия между ветхозаветным и новозаветным поклонением, его формами и атрибутами. Раскрыт принцип свободы исповедания и поклонения в Духе Истины, вне рукотворных храмов и специальных культов. Приведен апостольский принцип понятия ереси как отступничества от апостольского предания, а также о допустимости разногласий когнитивного характера, которые естественны, и на их основе не стоит устраивать разделения, а наоборот, определять более искусных в богословии. Данные рассуждения реализованы в апостольском принципе «Ничего сверх написанного».

Апостольские форматы молитвы

Эту статью необходимо написать, чтобы показать, что начала и концовки реальных молитв и апостольских благословений, мягко говоря, не совсем похожи на православные. Нет намеков на коллекционирование чужих записанных молитв и молитв по свиткам. Нет свидетельств о большой длине молитв или особом языке. Хотя самое реальное исповедание и поклонение на личностном уровне всегда происходит в молитвах разного характера и содержания. Но молитва есть признание нашей веры в Бога, надежды на Него и любви к Нему. Исходя из молитвенности в апостольское время, необходимо определиться с форматами на сегодня. Необходимо осмыслить заповедь «Непрестанно молитесь». И понять, одно ли это и то же с непрестанным чтением Иисусовой молитвы, когда такая практика доступна очень ограниченному числу людей.

Наше исповедание 

Статья, специально написанная для горизонтального меню сайта «Экс-фарисей», в которой излагается исповедание и предмет веры автора цикла по Апостольской традиции. Приведён, как «минимум христианина апостольской традиции», так и некоторые частные допущения, принятые на веру, на основе апостольского предания.

 

2. Оправдание и спасение

2.1. Оправдание верой

Основы апостольской традиции: оправдание и спасение 

В статье рассматривается оправдание и спасение сквозь призму последнего Суда. Оправдание предполагает присутствие на Суде и вероятность осуждения и оправдания, а спасенным Христос обещает, что они на Суд не идут и перешли от смерти к жизни. (Ин. 5:24) В статье вводятся понятия «дела веры» (оправдательны на Суде) и «дела ума» (используются для попыток самооправдания). Рассмотрена суть исповедания веры, формы его проявления, как производного от веры. Затронут вопрос жертвенности исповедания.

Производные оправдания верой: покаяние и крещение 

Это первое приложение к работе по оправданию и спасению. В статье рассматривается аспект того, что крещение и покаяние на страницах Нового Завета иногда оправдывают, но чаще спасают, а иногда делают и то и другое. При этом крещение – это не просто пропуск в Царство Небес, без которого даже на Суд не попасть, и не «испрошение благодати», а символ раскаяния и желания жить новой жизнью, без греха. Но спастись можно и некрещенному. А вот спастись без действенного покаяния – невозможно. Даже если сотни раз исповедовался, но так и не решился отказаться от того, в чём каялся.

Спасение: где и как? 

Второе приложение к основной статье по спасению и оправданию. В этой статье произведена попытка выяснить, чем посмертное состояние спасенных отличается от всех остальных: оправданных и осужденных. Рассмотрены варианты посмертных состояний разного качества. Привлекается, отчасти, пророчество о 1000-летнем царстве (хилиазм) и представления о чистилище. Используется экзегетический материал автора по поводу испытания огнём, что оправдывает некоторое подобие чистилища, где души могут меняться.

Причастие, спасение и всеобщее воскресение 

Третье приложение к статье по оправданию и спасению. Рассмотрена сама суть спасения и то, как воскресение Христово относится к нам. Затронуты вопросы необходимости причастия для помощи Духа и обязательности веры для действенности причастия. Произведена попытка доказать, что воскресение как таковое не зависит от причастия, но причастие оказывает прямое влияние на воскресение и спасение тех праведников, которые не пойдут на Суд. Впервые даётся трактовка образу воскресения по примеру растений, который нам дал апостол Павел. Дан комментарий на восхищение апостола Павла до третьего неба и вероятное сепарирование праведников по различным слоям.

Смерть тела и воскресение человека 

В статье расписан и прокомментирован достаточно подробно образ воскресения человека из статьи «Причастие, спасение и всеобщее воскресение». В ней эта проблема освещалась просто в качестве самостоятельного раздела в русле прояснения понимания спасения. Для освещения предмета задействованы образы и притчи из Евангелий, с обоснованием того, что наше нынешнее тело не будет воскресать, а воскреснет новое тело, вырастая из семени-души. Сделаны прикладные выводы о воскресении Тела Христова и нетленности мощей.

Спасение: кто и почему? 

Четвертое приложение и, одновременно, эпилог статей об оправдании и спасении в апостольской традиции. Сделаны обобщения для сути спасения, как цели любого христианина. Ключевой причиной спасения человека есть проявление и созревание в нём плодов Духа, для которых сделаны уточнения к их определению в Синодальном переводе. Затронут вопрос рождения свыше и роли в нём Святого Духа. Приведены соображения о реальности безгрешного состояния по посланиям апостола Иоанна при проявлении любви к Богу и ближнему при состоянии «в Духе». Даны определения «выкупленным», «спасённым» и «оправданным».

Покаяние как контроль 

Наше намерение не грешить и родиться для новой жизни должно быть не только на словах, но и на деле. Т.е., покаяние должно быть действенным и видимым Богу. В ответ на нашу решимость борьбы с грехом мы можем получить помощь Духа. И если Его присутствие не постоянно, то и после его посещений мы должны контролировать наши намерения. Ибо на желание делать то, что не нужно делать, сетовал даже святой апостол. 

 

2.1. Оправдание делами

Аскетическая доктрина Православия и свобода подвига 

Статья написана перед самым циклом по Апостольской Традиции. Она затрагивает корневую ошибку Церкви до разделения в области оправдания и спасения. Главное в этом отступлении – надежда на себя и человеческие усилия через редукцию монашеского пути спасения в мирской, и одевание на всех неудобоносимого бремени, которое воспитывает фарисейство и закрывает евангельский путь в Царство Небес. Т.е., вместо веры – обязательные подвиги, сначала для избранных, а потом и для всех. В этом пути – мало места для веры, и много для дел, которые критикует апостол Павел. И нам известно, что делами смирения плоти человек не оправдается, а только верой, надеждой и любовью.

Посты по календарю: моё решение 

Статья о моем личном решении выйти из практики календарных постов. Это эпилог ранее опубликованных статей “Послеоперационный мысли о посте” и “…Молитвой и постом”, где приводится обоснование моего окончательного выбора практики умеренности исходя из апостольского предания и отношения апостола Павла к смыслу различных вариантов смирения плоти и воздержаний. Календарные посты в православии, если суммировать все посты со средами и пятницами в православии, затянут практически на пол года. И, при этом, это больше воздержания, а не посты. Их количество явно указывает на углубление фарисейства в церковной системе, которая ориентирует всех адептов на спасение делом, не смотря на предостережение апостола.

Пост вне календаря: евангельская проекция 

О сути настоящего поста, а не воздержания от мяса. Трактовка 40-дневного поста Спасителя, как примера для нас. Об отношении к воздержанию и постам апостола Павла. О нашем отношении к различиям в постовой практике верующих. В этой статье обосновывается идея, что принятый для себя пост, как жертва или испытание вполне уместен, но только тогда, когда решит сам постящийся, а не ему этот пост будет навязан календарем деноминации. Если вся церковь/община решит поститься, принеся это как жертву по взаимному согласию, то коллективный пост тоже возможен. Такой подход соответствует традиции и Ветхого и Нового Заветов.

Суббота Господу, твоему Богу 

Что есть суббота в христианском понимании? Нужно ли соблюдать субботу по ветхозаветному принципу? Были ли причины соблюдать субботу у первых христиан? Даны соображения автора в ответах на поставленные вопросы в контексте жизни современного человека. Приведены условия целесообразности соблюдения субботы и ее форм современными христианами в зависимости от их светской занятости.

 

3. Служения и культ

3.1. Служения и дары

Апостольская традиция: кто кому слуга? 

Статья об апостольской практике взаимоотношений между рядовыми верующими, апостолами и пресвитерами. О диаметрально противоположной практике в большинстве конфессий и деноминаций заповеди Христа и его примеру, когда он помыл ноги своим ученикам. О корневых причинах отклонения церковной практики от апостольской традиции из-за внедрения статусного священства по ветхозаветному примеру. О бессмысленности принесения жертвы людьми, когда жертва уже была принесена Христом, как Первосвященником

Апостольская традиция: дары и служения 

О связи между дарами Духа и церковными служениями. О рефлексии церковных служений апостольского периода. Особое внимание уделено служениям, значение и смыслы которых могли исчезнуть или поменяться, не смотря на то, что протестантский и неопротестантский фундаментализм может считать их неизменно важными, заимствуя их в свою церковную жизнь. О возможности возникновения новых служений и реальности даров на эти служения.

Идентификация даров Духа 

Христианская община хотела бы поставить на служения людей, одарённых дарами Духа. Но как это оценить, если ни у кого нет некоторых подобных даров, когда подобное познаётся подобным.

Дар святости 

Статья о реальной готовности человека к метанойе, когда он призывает Святого Духа. О том, что изменения, которые ждут человека, могут оказаться ему не по силам. О разнице между сутью «дара» и «плода» по предмету святости.

По понятиям 

Сделана попытка дать определения понятиям, по которым возникли дискуссии после публикации статьи “Ты священник навек, по чину Мелхиседека”. Предваряет разъяснение моей позиции по вытекающим следствиям из священства. Даны трактовки церкви и понятиям из области служений иерархии в апостольский период в первом веке. О разнице между церковной и священной иерархией.

Очищение «священства Царя» 

Эта статья – уточнение к статье “Секуляризация главного” о причастии, которая касается именно вопросы священства, обусловленные духоносностью христиан. Рассматриваются вопросы сути всеобщего священства христиан и ветхости жреческого священства, которое присутствует как надстройка к священству верных в некоторых деноминациях.

И «отцом» никого на земле не зовите… 

Часть 3 цикла статей о мирских священниках-духовниках и их пасомых. Посвящена старой протестантской претензии к Церкви об обращении к любому священнику “отец”. Автор считает и обосновывает, что даже к духовнику некорректно так обращаться. Приводятся примеры наиболее уродливых ситуаций, когда «отцами» для отцов оказываются «сынки». Корень проблемы лежит в выдуманной церковной системой «благодатью священства», которая даёт мудрость и право на «отцовство». Это не соответствует практике большинства церквей, когда на исповедь не ставятся не опытные священники.

Пресвитер 

Об избрании и посвящении пресвитера христианской апостольской общины. Кто может быть кандидатом и как может происходить посвящение. Об обязанностях пресвитера и создании условий отсутствия мотивации борьбы за власть.

Жребий и вера 

О том, что несмотря на яркий пример применения жребия при выборе более достойного в новозаветной практике, в последующем, из-за властолюбия и привычки решать все по-человечески, жребий перестал использоваться Церковью. Вернее, использовался, но крайне редко. В статье реализована проекция размышлений о жребии в направлении выбора пресвитера на соответствующее служение общиной христиан, если желать проявления воли Божьей, а не человеческой.

Епископ – женат не более одного раза 

Целибат епископов, закрепленный в 7 веке рассматривается как серьёзное отклонение от апостольского предания. О двух путях в христианстве: семейном и монашеском. Негативные последствия для епископов утверждённого целибата и его уродливые проявления. О неполноценности опыта монаха и нецелесообразности поставления монахов на руководящие посты в церковную иерархию.

 

3.2. Культ и ритуал

Апостольская традиция: культ и ритуал 

Итоговая статья по определению того, что целесообразно включать в ритуальную жизнь апостольской общины, что – можно, а что и вовсе не целесообразно. Когда у общины есть право назваться апостольской, а когда определение “апостольская” может оказаться не более чем красивой вывеской. Статья разбивает все культовые действия на разовые (требы) и перманентные (периодические ритуальные действия в рамках христианских общин). О недопустимости рассматривать Апостольскую традицию как простой гибрид православия и протестантизма, без селекции и вычленения того, что апостолы и их ученики не практиковали и не имели даже намерений.

Милости хочу, а не жертвы 

О несостоятельности апологии украшений золотом, и даже несостоятельности существования храмов после разрушения Иерусалимского храма. О глубинных противоречиях при попытке навязать храмовую преемственность Ветхого Завета Новому Завету. О бессмысленности жреческих богослужений в новозаветном контексте и реализации нового жертвоприношения (бескровного) в процессе формирования культа в ранней церковной системе.

Ты священник навек, по чину Мелхиседека 

Это ключевая статья о том, что у нас, христиан, может быть только один Священник, и не может быть других священников, типа специальных жрецов от простых людей. О том, что апостольское пресвитерство – это не православное и не католическое священство. О ненужности специальных жрецов для совершения культовых специальных действий. Достаточно священства, носителем которого являются все верные Христу.

Литургия. Гамма версия 

Первая проба написания Литургии с учетом Дидахе. Требует небольшой переработки с учетом нового видения.

Литургия: Если нет общины… 

Если нет экуменической общины в городе, а причаститься есть желание, то что делать в этом случае? А если есть община, но небольшая и все заболели или разъехались. Можно ли освятить вино и хлеб одному человеку? И как? И с какими молитвами? В материале – ответы на эти вопросы.

 

3.3. «Таинства» и освящения

Магия или Промысел? 

О принципе действия Святого Духа в тварном мире вообще, и в отношении людей, в частности. Предмет раскрывается сквозь призму таинств. Подвергается критике сам термин таинства, как принцип, нарушающий свободу Духа в Промысле Бога о мире. Приводятся соображения, что не смотря на христианскую смысловую нагрузку, слово «таинство» втащило в христианство языческую магию. И даже закрепило её механизм в исповедании, когда таинство совершается независимо от духовного состояния исполнителя и участников. Потому приводятся аргументы в пользу ненужности категории «таинство» в рамках экклесиологии. Роль таинства в уподоблении христианского культа языческому.

Таинство или освящение? 

Об отказе от понятия «таинства» в пользу понятия «освящения», поскольку освящение не требует жертвы, но зато требуется вера. Таинству вера не нужна, а нужна жертва и ожидание магического действия в ответ. Таким образом, освящение не принуждает Бога действовать, а лишь просит, чего нельзя сказать о механизме таинства. Произведено формирование перечня освящений с обоснованием и исключением трех «таинств».

Всегда ли по вере? 

Когда мы догматизируем непреложность и действенность «таинств», у меня всегда рождается вопрос: а вера что совсем ничего не значит? Или все, участвующие в таинствах, верующие, и рождены свыше? Это продолжение статьи «Таинство или освящение?», посвящённое возможности воздействия Духа на человека и без его веры (рождение свыше), но в основе – действие по вере.

Исповедь и пост перед причастием как «предание старцев» 

Очень давно написанная статья, ещё в православный мой период, но идея в ней относительно первичности причастия в отношении исповеди, которая должны быть реальным покаянием, а не перечнем проступков, имеет апостольскую природу. Потому она будет органично воспринята, хотя и требует терминологической переработки. В статье подвергается критике позиция обязательности поста и исповеди перед причастием для тех верующих, кто редко причащается и вообще редко бывает на собраниях и службах.

О праве вязать и разрешать

Нужна ли исповедь как таинство/освящение или ее практика не соответствует апостольской? В чем мы должны каяться друг перед другом, а в чем – перед Богом. Принципиальное различие между исповедью и покаянием. Искушения и соблазны исповедующего пресвитера, обладающего самой закрытой информацией греховного содержания о членах собрания.

Память и воспоминание 

Почему люди хотят чтобы о них помнили как можно дольше? Чем отличается активное воспоминание о хорошем человеке от памяти о конкретной личности в истории? Почему я считаю, что ключевым в Евхаристии является воспоминание жертвы Христа, а не попытки её воспроизведения? Статья пытается акцентировать читателя на том, что мы знаем из апостольского предания об учреждении Хлебопреломления, а именно воспоминании именно Иисуса Христа и его Жертвы, а не просто Бога вообще. Как евреи вспоминали спасение первенцев, так мы вспоминаем Жертву любви в Теофании Слова.

Секуляризация главного 

Статья о том, что для совершения Евхаристии не нужен специальный священник или епископ. А священник Христа у нас всегда под рукой – мы сами. Хотя для благодарения священник не нужен. Достаточно старшего собрания или вообще старшего в семье. Возможно и единоличное воспоминание.

Воплощение евхаристических даров 

Это вторая часть моих размышлений о связке «плоть – жизненная сила», которая была начата в статье «Плоть: антропологичекий аспект». Перед читателем евхаристическая проекция той работы с обоснованием понятия «воплощение» для объяснения преложения евхаристических даров и отказом от спорных понятий «пресуществление» и «воипостазирование» в принятом нами понимании сути «освящения».

 

4. Община и Церковь

4.1. Община

Теория и практика общинности в Апостольской традиции 

Произведена попытка ответа на вопросы: Нужна ли сегодня организация христиан в общины для духовного совершенствования? В каком формате видится община в рамках апостольской традиции (АТ)? Что должно/может происходить на её собраниях? Как духовно развиваться, если нет реальной общины единоверцев, а в базовой деноминации ты уже еретик? Т.е., о пути христианина вне общины.

Ровняйте пути перед Господом. Быстрее ровняйте! 

Обожение человека – это действие Святого Духа в человеке. Но даже апостол Павел считал полезным изучение Писаний и псалмов. Следовательно, нужны движения самого человека навстречу действию Святого Духа. Т.е., получается синергия усилий в движении человека к Богу. В этой статье доносится мысль о возможностях ускорения наших усилий и пользе социальных сетей для формирования общин единоверцев. Более комплексно и немного в ином аспекте об этом сказано в статье «Современные инструменты церковности».

Современные инструменты церковности 

Статья о моём видении сегодняшней жизни христианской экуменической общины. Общины интерденоминационной, члены которой могут сохранять посещение собраний и литургий в своих деноминациях. О разделении активности адептов исповедания в виртуальном и реальном плане, в общественной и внутренней индивидуальной деятельности. В конце приведены рассуждения, что верующий может развиваться и в виртуальной общине, но причасти и совместная молитва пока зовут к живым встречам.

Христианская община как школа воспитания 

Часть 7 цикла статей о пастырях и их пасомых. Посвящается христианской общине и смыслу ее существования. Рассматриваются цели активности прихожан с определением критерия их релевантности евангельским ценностям. Основные разделы посвящены общинным делам миссии и милосердия, о которых недостаточно сказано в «Современных инструментах церковности».

Наша инициатива 

Это статья из горизонтального меню сайта «Экс-фарисей», в которой говорится об инициативе создания экуменической общины в городе Киеве. В статье раскрываются принципы её создания и руководства, культовая сторона совместной активности. Несколько слов уделено названию и принадлежности к внеденоминационной ассоциации, и тому, на кого мы ориентируемся.

 

4.2. Церковь

Границы Церкви 

О Церкви, широте церковной ограды, и о роли Церкви в спасении. О том, что определяет Церковь как Тело Христово непосредственно крещение во Иисуса Христа, а не причастие. Причастие – это сила к жизни, а Церковь – это сообщество спасающихся.

Гибридное исповедание 

Статья об очаровании протестантов православием и/или католичеством и стремлением православных и католиков к протестантской простоте. Статья убеждает в бессмысленности межконфессиональных переходов, поскольку все видят только что-то хорошее в избранной цели, не замечая или нивелируя недостатки. Здесь изложены привлекательные и негативные стороны у каждой конфессии, чтобы понять, что простой гибрид конфессий не приведет к серединному пути. Отбор только привлекательных сторон приведет рафинированному гибриду, который может оказаться недалёк от рефлексии апостольской традиции. Но этот путь ущербен, хотя и помогает развитию. Лучше прямая рефлексия апостольского предания, без копания и сепарации человеческого и Божественного в частных преданиях конфессий.

Церковь, как независимые общины в Апостольской традиции 

О строении Церкви на общинном уровне. О взаимоотношениях между общинами. О соборности Духа и человеческих представлениях о соборности, превративших некоторые конфессии в акционерные общества или тоталитарные государства с извращённой системой разделения власти. О том, что нет смысла разбирать завалы человеческого предания в том же Православии. Это неисправимо, и проще просто выйти из этой квазицерковной системы. Серьёзно проработан вопрос для христиан-экуменистов внеденоминационных – Общины Апостольской Традиции.

Ecumenismus reflessione tradizione apostolica est (Экуменизм есть рефлексия апостольской традиции)

Концептуально, последняя статья цикла, указывающая на причины огромного количества церковных разделений в среде тех, кто исповедует Иисуса Христа Сыном Бога и своим Спасителем. Хотя после нее вышло еще немало статей, дающих частные уточнения по предметам апостольской традиции. Приведены взгляды на сущность экуменизма в разных религиозных аспектах. Показано моё личное видение интерденоминационного экуменизма, которое я назвал церковным, ибо Церковь – это сообщество верных Христу, а не преданных учению конкретной деноминации. Такое понимание обусловлено расширением сознания за рамки той деноминации, к которой принадлежит каждый верный Христу. Общины, которые будут сформированы по принципу верности Христу, предложено называть общинами апостольской традиции. Конституционный принцип у таких общин – интерденоминационный, позволяющих евхаристически объединить верных из разных деноминаций, отбросив определение ереси по минимальному исповеданию для идентификации христианства собравшихся.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:17 19.08.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Эта антология, когда допишу статьи по недописанным предметам, будет постепенно сужаться и лаконизироваться до краткого учения. Потому, получится именно так, как просят некоторые христиане, чтобы написана была связанная книга. И она будет, скорее всего, но не как синтез статейного материала, а как лаконичное видение рефлексии апостольского предания. Т.е., может даже короче в несколько раз. И главная мудрость, которая должна быть в конце, что пока полностью не положишь надежду на Бога, делов любви не будет. От человека должно быть твердое намерение по вере измениться. Но нужно понимание, как свою веру и надежду выразить в намерении. И об этом стоит писать. Это индивидуальный путь христианина к Истине. Движение по пути – личное дело верующего, но осмысление может быть подобным. Потому у вышеприведенного базиса планируется надстройка после завершения трансформации в Христианство во мне самом.

Sorry, the comment form is closed at this time.