Основы апостольской традиции: оправдание и спасение

06.03.2015 / / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Возможность и гарантия

В Новом Завете мы встречаем два понятия, которые относятся к жизни будущего века человека, но исходят из его жизни на земле. Оправдание и спасение. Мы знаем, что оправдание нужно тому, кто идет на суд. И мы знаем из пророчеств Христовых и апостольских трактовок, что есть те, кто идут на Суд, и могут быть, как осуждены, так и оправданы, а есть – спасаемые. Это те, кто на Суд не идет. Ведь в слове «спасение» содержится глубинная гарантия доброго исхода. А Суд – это всегда неопределенность. На Суд можно не идти по двум причинам: Есть праведники, которые спаслись уже на земле, получив обожение от Духа, и соединившись со Христом. А есть таковые, которые не получат «воскресение в последний день». Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, обрел вечную жизнь — и в последний День Я воскрешу его. (Ин. 6:54) Это обетование предполагает, что будут те, кто не вкушал Плоти и Крови, и он не будет воскрешен.

О последних – это тема отдельного разговора. В русле веры в вечность души, воскресение предполагает облечение души телом и соединение их плотью. Я, лично, так привык к православной антропологии и эсхатологии, что мне трудно рефлексировать свои знания с позиций попытки стать на апостольскую платформу. Но, поскольку было решено исходить из апостольской традиции и Нового Завета, то следует предположить, что всеобщее воскресение может оказаться не совсем всеобщим. «У Бога все живы». Душа без тела тоже жива, но не полноценна, ибо не является человеческой природой в полном смысле этого слова. И часть душ не будет облечена в тело, иначе придется поставить под сомнение выше приведенные слова Христа. Это, действительно сложный и ёмкий вопрос, который не имеет четкого учения в апостольское время, и сейчас мы его затрагивать не будем (если мы хотим спастись, или, как минимум, оправдаться).

Возвращаясь к предмету, ниже, нам нужно будет разобраться, кто идет на Суд, а кто – «на Суд не идет» и  переходит от жизни в жизнь через смерть ветхого тела. Говорю вам истинную правду: тот, кто слышит Слово Мое и верит Тому, кто послал Меня, обрел вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом — он уже перешел от смерти к жизни. (Ин. 5:24) Какие есть основание в словах Христа и в апостольском учении? Допустим ли линейный взгляд некоторых деноминаций, что достаточно Христа назвать Господом, и выйти на проповедь, и ты уже на Небе при жизни? (оправдываемся верой, исповедуем – во спасение). Даже в понимании апостолов просматривается, на первый взгляд, «разнобой» в представлениях о спасительности веры, покаяния, крещения, исповедания. Есть сложные места в Радостной вести, не нашедшие сильного развития в Посланиях.

Попробую сейчас все это как-то систематизировать, абстрагируясь от догматического угла зрения Православия.

 Дела веры

жертва авраамаДля простого понимания оправдания верой в Новом Завете свидетельств более чем достаточно. Высказываний о том, что верующие получили оправдание через веру, не мало на его страницах. Это касалось и ветхозаветных праведников и новозаветных христиан. 31 в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг. 32 Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения», 33 как написано: «Вот Я кладу на Сио́не камень — и о него споткнутся, скалу — из‑за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен» (Рим. 9:31-33)

И ещё:

4 Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом. … 8 Это весть о вере, которую мы проповедуем. 9 Потому что если ты будешь устами исповедовать, что Иисус — Господь, и сердцем верить, что Бог воскресил Его из мертвых, будешь спасен. 10 Кто верит сердцем — будет оправдан. Кто исповедует устами — будет спасен. 11 Писание говорит: «Тот, кто верит в Него, не будет посрамлен». 12 Это относится как к иудеям, так и к язычникам. Господь один у всех, щедрый ко всем, кто к Нему взывает. 13 Ведь «каждый, кто воззовет к Господу, будет спасен» (Рим. 10:4, 8-13)

Естественно, мы знаем и слова Господа: Не всякий, кто говорит Мне: «Господь! Господь!» — войдет в Царство Небес, а только тот, кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец (Мф. 7:21). Потому возникает понятие «дела веры». «Полагание на дела» в фарисейском смысле – это не только надежда на оправдание ветхозаветными жертвами. Это, в большей степени, упование на собственные усилия, на выполнение обрядов, понесенные труды, аскетические подвиги. Такие дела могут выполняться формально, без сердечного участия и очень часто даже без веры, и тем более, без любви. Это «дела ветхого оправдания» выполнением заповедей, никогда не предназначавшихся для спасения, хоть Моисеевых, хоть человеческих. Их задача была отделить грех от праведности, в лучшем случае. В худшем – человеческие заповеди только ухудшали духовное состояние, мотивируя к ханжеству, лицемерию, пустосвятству, тщеславию и гордости.

А «дела веры» – это не просто выполнение предписаний Закона Моисея или церковного устава с массой заповедей человеческих. Это такие дела, на которые толкает вера именно в Иисуса Христа, как в Сына Божьего. Понимание того, что вера в Бога мертва без выполнения Его заповедей, приводит апостол Иаков: 14 Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера, но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти его? 15 Если брату или сестре не во что одеться и нет пищи на день, 16 а кто‑то из вас скажет им: «Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!», а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, — то какая от этого польза? 17 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва. (Иак. 2:14-17)

Вера подталкивает к любым делам добра. Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. (Гал. 6:9) Т.е., не смотря на отсутствие уточнения в Послании к Римлянам, в Послании к Галатам апостол Павел вторит Иакову, что добро нужно делать, а не просто абстрактно верить в то, что Иисус существует. В первую очередь, это относится к делам милости и любви, поскольку этому учит Христос в Радостной вести. За нашу милость мы будем сами помилованы, даже если предстанем не кристально чистыми на Суде. К добрым делам для укрепления веры призывает и апостол Петр: …приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью. (2 Пет. 1:5)

Даже беглое ознакомление с содержанием учения Христова вызывает потребность в покаянии и желание изменить свою жизнь. Ведь обращенные, сопоставляя жизнь свою с заповедями, видят явное несоответствие. И покаяние – это тоже дело веры.

Вера может подталкивать и к другим делам. Она может вызвать искренний интерес к Священному Писанию, может подтолкнуть к крещению и/или привести на причастие, может обусловить естественную потребность в молитве, без принуждения. И все эти дела в спасение нам, когда мы их делаем от потребности сердца, когда мы хотим этого из любви. А это бывает от присутствия Духа в сердце, по благодати, а не по собственным усилиям. Когда мы делаем просто добрые дела, по заповеди, или просто наследственной или воспитанной доброте, то эти дела нам пойдут в оправдание. 31 Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол 32 и приведут к Нему все народы. Он разделит всех людей на две части, как пастух отделяет овец от коз. 33 Он поставит овец по правую руку, а по левую руку — коз. 34 И скажет тогда Царь стоящим по правую руку: „Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. 35 Потому что Я голоден был — и вы Меня накормили, жаждал — и вы Меня напоили, был чужестранцем — и вы Меня приютили, 36 был наг — и вы Меня одели, был болен — и вы позаботились об Мне, был в тюрьме — и вы Меня навестили”. (Мф. 25:31-36) (В Палестине днем овцы и козы паслись в одном стаде, но на ночь их разделяли.)

Кстати, этими же делами могут оправдаться и добрые атеисты, и буддисты, и муслимы, и язычники. И не смогут оправдаться многие номинальные христиане, надеявшиеся на спасительность своей конфессии или деноминации, но даже не пытавшиеся покаяться и показать Духу свое стремление к добру в делах.

Исповедание

Но главное, о чем лаконично указал апостол, вера приводит к исповедничеству. Исповедание предполагает деятельное ученичество, проповедь и верность вплоть до жертвенности. Деятельное ученичество предполагает уподобление Учителю, когда веру адепта можно легко идентифицировать по подобию с Основателем через исполнение Его заповедей. Кто говорит, что он в Нем, тот должен и жить так, как жил Он. (1 Ин. 2:6) А также: 3 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его: мы знаем Его, если исполняем Его заповеди. 4 Кто говорит: «Я знаю Его», но не исполняет Его заповедей, тот лжец, в нем нет истины! (1 Ин. 2:3-4) Через соответствие стандартам Учителя: Если будет любовь между вами, все узнают, что вы — Мои ученики. (Ин. 13:35) Верой и добрыми делами мы получаем оправдание на Суде. Но спасение мы получаем через исповедание.

Вера в Христа должна вызывать веру в обещанную Ним вечную жизнь. И этим бесценным богатством поверивший должен захотеть сам поделиться с неповерившими, чтобы и они стали причастниками вечности и любви Бога. На это должна толкать любовь к ближнему. Проповедь, если не примешивается тщеславие, – это важнейшее дело веры, через которое Бог через одних людей спасает других. Проповедью человек выполняет заповедь “Пойдите и научите…”. И если имеет любовь к Богу, то с радостью исполняет это служение. Потому проповедь так высоко ценится, поскольку является сотрудничеством с Богом, и самым что ни на есть открытым исповеданием. Это есть главная форма активной демонстрации верности. А ведь верность апостол Павел признал в конечном счете единственно необходимым качеством апостолам. Итак, пусть видят в нас слуг Христа, которым поручено возвещать тайны Бога. От них в конечном счете требуется лишь верность. (1 Кор. 4:1-2) Потому и сказал Павел, что кто исповедует устами тот спасен.

Исповедание важно всегда. Если в какой-то компании или группе христианство высмеивается, а к верующим остальные выказывают пренебрежение и даже агрессию, то исповедание христианства окажется тем, чего ждет от нас Христос. Может быть, что за исповеданием последует невозможность карьерного роста или потеря работы, может быть потеря уважения сотрудников или приятелей. Но прикидываться неверующим или скрывать свое исповедание будет эмоциональным предательством. Против этого предупреждает сам Господь. А кто постыдится Меня и Моих слов, того и Сын человеческий постыдится признать, когда придет в сиянии Своей Славы, Славы Отца и Божьих ангелов. (Лк. 9:26) Ведь для атеистов христианство – глупость. У них всегда найдется с десяток клише, усвоенных из житейского опыта для самооправдания, которые вроде как не оставляют камня на камне от христианства, а встречных аргументов они не слышат. И в такой ситуации, когда христианин в меньшинстве, верность Христу просто таки принципиально необходимо. Чтобы Сын Человеческий не постыдился нас, из-за нашего тщеславия и зависимости от чужого мнения.

Следует отметить, что есть еще один уровень верности – жертвенный. Для апостола Павла это было естественное состояние, когда он пребывал в трудах, лишениях и преследованиях ради проповеди. Но я сейчас говорю о жертвенности в контексте концовки Блаженств. О жертве здоровья и собственной жизни из верности Христу. В обстоятельствах крайней враждебности достаточно исповедания устами.   За такую верность обещана большая награда исповеднику на Небе после физической смерти тела. Т.е., не просто спасение от вечной смерти, а спасение и награда.

Таким образом, в рамках апостольской традиции оправдание мы получаем через веру и дела веры. Самые важные дела веры, подтверждающие верность Иисусу – это исповедание устами в проповеди, а при необходимости и жертвенное исповедание, когда мотивом исповедания является любовь к Богу и ближнему, а не геройство, тщеславие и гордость.

Дела ума

Другими делами, кроме дел, подтверждающих силу веры, мы спастись не можем. Даже добрыми делами по самопринуждению. Мы не можем спастись исполнением церковных правил, вместо Христовых заповедей и верностью конфессии или деноминации, вместо верности Христу. Такие дела не послужат нам оправданием на Суде, если окажется, что Христовы заповеди были проигнорированы ради заповедей человеческих. Тогда на Суде люди получат осуждение в русле осуждения Христом ветхозаветного пустосвятства фарисеев.

Без дел веры мы не спасемся. Ибо если мы уверены, что верим в Христа, Его жертвенную смерть и воскресение, но не каемся в грехах, не исполняем заповеди и не пытаемся сделать других людей причастниками вечности, часто за счет потерь в мирской жизни, то в нас нет деятельного ученичества, желания уподобиться Богу, и не огорчать его нашими грехами. Потому, философское или историческое признание существования личности Иисуса Назарянина и его чудесного воскресения из мертвых, без надежды на собственную вечность со Христом из-за любви к Нему, верой не является. Это доверие Евангельской информации. Я сам такое испытал. Но если нет потребности в изменении, в покаянии и в исповедании, то это не та вера, которая оправдывает и спасает. Это зачаток веры, проросшее зерно в почве. Если не будет достаточно земли и дождей, то плод такой росток не принесет. А без плода не будет и спасения.

Вера ведь бывает малой, сильной, «с горчичное зерно». А какой должна быть эта вера, чтобы ней оправдаться? Наверное, маловерием не оправдаешься. В Послании к Римлянам, отрывок из которого я приводил выше, апостол Павел уточняет «сердцем верить». А можно ли верить умом? Опыт показывает, что можно, а сердце может быть маловерным, или практически неверующим. Вера из сердца обуславливает естественным образом дела веры, поскольку человек хочет их совершать. А от веры умом только язык вещает, как надо делать, но сам человек не делает, в нем не рождается покаяние. Это состояние фарисеев, обличаемых Христом. Они верили умом, и умом не узнали Христа и не признали Его Мошиахом. Господь называл их людьми с необрезанным сердцем. И при этом фарисеи делали немало реально добрых дел. От понимания, что их нужно делать, но не от желания и потребности проявлять любовь.

Теоретически и практически можно проявлять милость к людям по самопринуждению, можно помогать бедным, потому что так учил Бог. Но надолго ли хватит это делать по принуждению? Почувствуют ли люди любовь в делах милости такого верующего? Спасают ли следствия умной веры? Думаю, что нет. Но делу оправдания на суде послужить могут.

Умная вера и сердечное маловерие – это бич относительных «праведников», «старших братьев», поверивших без настоящего покаяния и обещания доброй совести. А если и обещали, то перестали выполнять. Я сам нахожусь в этом состоянии и вижу его у других. И такая вера, которая не выплескивает из сердца любовь и милость, не оправдывает, сколь б мы не тешили себя ссылками на слова апостола. Получается разбалансировка между попытками ума и привычкой сердца. Ничего хорошего такая ситуация произвести не может. Дисбаланс порождает то, что в Писании часто называется сомнениями. 6 Но пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону. 7–8 Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках, не надеется что‑то получить от Господа. (Иак. 1:6-8)

Вера должна быть такой: Иисус, протянув руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». И тут же сошла с него проказа. (Лк. 5:13) Только у нас это должна быть человеческая молитва «Во имя Иисуса Христа», а не божественное «Хочу, очистись». Но если бы мы имели такую веру, то и мы могли бы творить подобное. Но даже такая вера нас только оправдает, но не спасет, если не приведет к принесению плодов, главный из которых любовь. Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет — я только меди звон и литавр грохот. 2 Если у меня есть дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, — я ничто. 3 И если я раздам бедным все, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет. (1 Кор. 13:1-3)

В этом высказывании кажется, что апостол противоречит самому себе в том, что он написал об исповедании в Послании к Римлянам. Но противоречия нет. Я написал в разделе «Исповедание», что принимается только то исповедание, что основано на любви, и любовь имеет причиной. Ведь бывает и замешанное на тщеславии и гордости, или исполнении буквы. Смешно и грустно смотрится ситуация, когда необстрелянных неофитов, через полгода после обращения, свидетели Иеговы отправляют на проповедь (чтобы спасались). Когда им любой христианин расскажет, что Новый Завет и сам Христос учит быть Его свидетелями, а не Иеговы. Это и есть тот случай, о котором говорит Павел – «ничто мне не поможет», поскольку это не дар проповедника или учителя получен от Духа Святого, а неофарисеи решили исполнить букву Нового Завета.

Вышеприведенная цитата из Послания к Коринфянам ценна и тем, что четко указывает на спасительность исключительно плодов Духа. Спасение в том, что получив от Бога помощь, ты ее не потерял, не пренебрег, а с ее помощью принес плод в 30, 60 или 100 крат. Ни вера, ни дары Духа, ни умная милость или жертвенность, ни мученичество не спасают. Веру и дары можно потерять, выдохнуться или начать тщеславиться на добрых делах, да и на жертву пойти из тщеславия и даже гордости. А добрый плод однозначно говорит о добром дереве. А однозначно добрым дерево без Духа не бывает.

Кстати, если мученичество не сопровождалось любовью мученика (к Богу или ближнему, когда это жертва любви), то он все равно идет на Суд. И потому порочной есть практика канонизации мученичества при невыясненных до конца обстоятельствах. Типа канонизации Царской семьи, или канонизации Андрея Боголюбского. Невинно убитых за всю историю – миллиарды, но их никто не берется канонизировать, а проявляется избирательная предвзятая канонизация, решающая проблемы патриотизма и канонической конкуренции.

Я всегда говорю некоторым самоуверенным протестантам, которые «оправдываются или спасаются верой»: если иметь веру с горчичное зерно, то можно горы переставлять. Ладно, горы. Пересуньте вон ту ручку на столе ко мне поближе силой вашей веры. Ну или вылечите мой хронический артроз в коленях. Райт нау! И я верю в то, что Бог в силах это сделать.Что? Не получается? Ну тогда и осторожнее с оправданием верой. Может у вас есть только умная вера, а в сердце страсти и духовный бардак. Признать Христа Мессией можно и умной верой, можно и малой сердечной верой. Но если нет сильной веры в сердце, которая, призывает благодать и рождает милость и благость, то это не оправдательная вера. Добрые дела такой веры еще могут оправдать. Об этом оправдании ясно говорит апостол Иаков: Бог оправдывает человека за дела, а не за одну только веру. Ведь точно так же как тело без духа мертво, и вера без дел мертва (Иак. 2:24, 26) Но спасти дела не могут. Ни у Павла, ни Иакова такого учения нет.

И не надо ссылаться на делаемое добро, которое сделано, потому что такая заповедь есть. Добрые дела по заповеди – это умные, а не сердечные добрые дела. Они хороши тем, что формируют навык к добру, но они не являются сердечной потребностью. Добро же и милость должны стать избытком любящего сердца. Вот такой верой, наверное, можно не только оправдаться, но и спастись, поскольку она призывает Святого Духа и уповает на Христа. Потому и уточнил апостол – «сердцем верить» (Рим. 10:9). Т.е., в апостольский период прекрасно понимали, что есть вера на самом деле, потому и подчеркивается ее сердечность, толкающая на дела веры, свободно и без понуждения. И такое возможно только при появлении плодов Духа.

Выводы

  • Оправдание нужно для Суда, а спасение есть гарантированное оправдание, для которого Суд бессмысленнен.
  • Оправданием на Суде может послужить вера в Иисуса Христа и наши попытки следовать по жизни Его заповедям. Даже добрые дела ума, по самопринуждению, могут помочь нашему оправданию.
  • Вера сердцем, под воздействием благодати, которая проявляется в делах веры, рожденных потребностью творить добро, является оправданием на Суде.
  • Исповедание из любви к Богу и ближнему, проявленное в проповеди, жертвенности и естественном выполнении заповедей Христовых, приводит к спасению.
  • Ключевым признаком спасенности человека являются проявленные плоды Духа.

 

Остались невыясненными отдельные элементы традиции, которые являются условиями оправдания и спасения (покаяние, крещение в воде и крещение Духом, причастие), а также, некоторые нюансы, связанные с частичным проявлением плодов Духа. Нет однозначности и ясности по этим вопросам в апостольский период. К сожалению. Об этом будут написаны развёрнутые примечания к этой статье с общим выводом. 

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    14:56 07.03.2015

    Добротная статья. И новшество в виде “дел ума” – интересное. Но его нет в Новом Завете.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:31 07.03.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Понятное дело, что дел ума в НЗ нет. Так я ж и взялся за рефлексию, а не копирование. Аудитория апостола Павла и Христа редко была учена. Надо было говорить все просто. На нашем сайте можно себе позволить посложнее. Да и язык тогда и сейчас – разный. Но если я что-то неправильно понял или выразил, то я открыт критике

  3. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    16:13 07.03.2015 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Так это что получается? То, что я православный, вообще ничего не значит? Не, ну это обидно. 10 лет проходил на службу, и что, совсем ничего мне за это не светит?! Вячеслав, это как то все сильно радикально. Получается, что гарантия – только плоды Духа с исповеданием. Я ж в истинной церкви. Это должно что то давать для спасения. Да и где взять такую веру, про которую ты пишешь? Есть она у твоих знакомых? А у тебя? И что, спасаются единицы? Ты ж сам писал про легкие бремена. Лучше быть православным, оно хоть немножко спасает.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:59 07.03.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Странно это от тебя слышать. И ты, Брут… И тебе теплая норка конфессии таки нужна…((( Хотя раньше ты был готов на импровизацию веры. А теперь ты хочешь “немножко спастись”. Искать такую правильную веру среди православных не вижу смысла, а среди других христиан связи слабы. Но под лежачий камень коньяк не течет, и под ходячий на обедню – тоже.А насчет гарантий… Ты хоть об оправдании подумай. Твои воскресные походы на спектакль без изменения своей натуры и покаяния – не прокатят за оправдания. А спастись было бы хорошо, но для этого нужно показать Богу свое желание и готовность, а не опасаться нос высунуть из обжитой норки.

  5. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    15:30 08.03.2015 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Ты не совсем понял меня. Я готов к импровизации в вере. Но не готов пока отказаться от принятой в православии общей схемы спасения. От твоей пахнет пятидесятниками. 

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:05 08.03.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А пятидесятники, чё, по твоему не христиане? у всех есть свои тараканы. Просто у пятидесятников они крупные и на виду, а в православии их как песок морской и не все сразу всех видно. Реформировать пятидесятников под апостольскую традицию, при желании, намного проще, поскольку основная практическая заточка у них правильная – получить помощь Духа Святого и взрастить в себе плоды Духа. Но зацикленность на глоссолалии, очень смущает.

  7. Galina
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Galina
    Местный
    16:51 25.03.2016 / Мнений — 23 / Статей — 0 / Дата регистрации — 04.02.2016

    Не вижу разницы между двумя понятиями НЗ: «оправдание» и «спасение». Оба слова означают избежание осуждения в геенну. Только среди оправданных и спасенных будут те, которые спасутся без ущерба, и те, которые потерпят ущерб.

    1-е Фессалоникийцам 5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

    1-е Коринфянам 3:15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

    Откровение 2:11 … побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

    Думаю, тех, кто не потерпит вреда от второй смерти, очень немного, и это 144000 (ИМХО).

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:54 25.03.2016 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Про 144000 в моем видении написано здесь

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:03 25.03.2016 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Насчет общего слова спасение для оправданных и “без суда” – есть такое в Писании. Но на суд придут и буддисты. И некоторые будут оправданы. А за чем тогда Иисус приходил? И почему он Спаситель?

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


восемь × = 24