Всегда ли по вере?

08.12.2014 / / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Всегда держу в памяти слова синоптических Евангелий, что Господь не смог совершить в Назарете, на родине, многих исцелений из-за неверия земляков. И когда мы догматизируем непреложность и действенность «таинств», у меня всегда рождается вопрос: а вера что совсем ничего не значит? Или все, участвующие в таинствах, верующие, и рождены свыше? Скорее всего нет.

В этой статье хочу поговорить об освящениях, в которых требуется минимальное служение рук человеческих. Люди могут готовить хлеб, вино, масло, искать водоем или наполнять водой баптистерий. Я задавался вопросом, а делая это, люди верят в реальность освящения Богом или в магию ритуала? Готов ли Бог допустить в отношении Себя магизм грешной и весьма ограниченной в понимании мира и его законов твари. Может ли Он отвечать на наши приготовления, оправдывая наши надежды, независимо от их качества по критерию веры? Тут вспоминается и обещание Церкви: «Что свяжите…, то будет связано… », и «Чего не попросите во Имя Моё…». И приходит понимание, что Бог может ради нас пойти на Божественную «магию». Ведь Бог гораздо лучше нас понимает, что могут и готовы «по вере» и «в духе и истине» – единицы. Но Бог любит всех. Потому могу допустить, что в тех случаях, когда человек проявил некоторое доверие обещанию Бога, и приготовил все для освящения (вещество и себя), то получает его.

В конце концов, остальные четыре освящения тоже происходят благодаря нашим попыткам прямо или косвенно двигаться навстречу Богу и Его заповедям. И не всегда наше движение таково, каковым оно должно быть. Мы можем молиться о том, чтобы Бог открыл дверь покаяния, или послал нам дар Святого Духа. Но разве мы немедля все это получаем? И тут возникает другой момент, а всегда ли нам полезно именно сейчас получение просимого? Богу виднее, когда Он пошлет свой Дар, и это нас не ввергнет в тщеславие и гордыню. И христиане этот момент понимают, и ждут. Дух, глядя на сердца христиан, видит, что они хотят Его посещения. Это как постоянная молитва и расположение принять в сердце Духа. И Он дает той мерой, которая не повредит. Но это чисто действие Промысла. Можно получить или не получить крещение Духом при водном крещении. Но если я уже в воде, то хоть водное крещение я получу?

Крещение – почти как таинство

крещ_ребРассуждая о крещении, я понимаю, как я не могу вырваться из стереотипа таинства. И виной тому то, что по промыслу меня крестили в детстве, хотя родители не планировали меня крестить. Но сильно заболев, когда врачи стали демонстрировать своё бессилие, меня повезли родители к знахарке. Я всего этого не помню, слишком мал был. Но мама говорит, что когда меня занесли к ней, та с порога сказала, что ребенок не крещенный, и лечить меня не станет. Меня оперативно крестили, и после этого она меня вылечила.

Сейчас, уже во взрослом возрасте, я задаюсь вопросами. Как она с лёту определила, что я не крещен? Может в крещении происходит не только очищение от грехов и присоединение к Телу Христову? Если водное крещение называется рождением от воды, то может после рождения в нас появляется или раскрывается нечто, что духовно и явно нас отличает от нерожденных от воды? Зачем знахарке надо было, чтоб я был крещен? Зачем Господь так устроил, что меня вынужденно покрестили в детстве? Может мне нужен поступок анабаптиста? Но если я сегодня верующий, и понимаю направление духовного движения, то может это знак не критиковать крещение детей?

А может крещение во Имя Иисусово допустимо признать совершившимся, если о принятии в лоно Церкви молится её представитель Церкви (любой, уже крещенный)? Ведь если кого-то принимают в какое-то сообщество, то это может сделать только член сообщества. А посвящение проводит, обычно, глава сообщества. Даже если некто проявит желание, но его никто не примет, он останется вне сообщества. И если кто-то поручится за другого, то даже если он не проявлял желания вступить, но и не противился, то его примут. Ведь апостолам обещано: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (Мф. 18: 18) И если члены Церкви попросят с верой о присоединении к Церкви, то присоединение произойдет. И это не зависит от того, священник это сделал, пресвитер или мирянин. Потому это и не таинство, но освящение. И оно может произойти независимо от веры освящаемого.

Родиться свыше можно прямо в момент крещения. А ведь рождение свыше  всегда есть перлом от неверия к вере. Случаев таких история знает не мало. Но если знахарка после моего крещения приняла меня без разговоров, почувствовав его (а я точно ничего не помню и ничего не понимал), значит это меняет что-то в человеке, что духовно явно ощущается. Церковь меня приняла и помолилась, а Дух посетил меня своей благодатью. Потому, я хоть и считаю, что лучше крестить людей в сознательном возрасте, но допускаю, что присоединять к Церкви можно и детей. И как говорил кот Матроскин, это работает. Господь присоединяет к Церкви, если за кого-то просит тот, кто уже является ее членом.

Мне могут сказать, что это единичный случай. Нет, не единичный. Подобные истории я слышал во взрослом возрасте от родственников. И если взять случаи водного крещения и крещения Духом в Деяниях, они тоже весьма разные. Нет единого шаблона для действий Духа. Крещение Духом апостолы в Пятидесятницу получили спустя несколько лет после водного крещения, присутствующие в доме сотника Корнилия – во время проповеди Петра, а евнух, ехавший в Газу, прямо во время водного крещения. Это еще раз подчеркивает, что Бог промышляет на свое собственное усмотрение даже тогда, когда мы тужимся создать условия для Его освящения. Т.е., если расспросить людей, то у каждого будет свое индивидуальное обращение. И случаев уникальных, или подобных моему, будет достаточно, чтобы понять то, что Бог подает освящения по расположению сердца, а не по нашим, часто магическим ожиданиям.

крещ_взрУ меня, правда, нет опыта и опыта моих знакомых, происходит ли крещение, если крещаемый противится крещению, или крещенный, став сатанистом, захочет «выкреститься». Для последних наверное существует какой то чин отречения. А вот если просто уболтали креститься, шантажировали обстоятельствами или завлекали «морковкой» во взрослом возрасте, происходит ли освящение? У меня нет ответа на этот вопрос. Может у читателей есть примеры действенности или духовной пустоты обряда при противлении крещаемого? Ведь насильно даже в пионеры и комсомольцы не записывали. И Бог не нарушает свободу, если есть противление. Просто, возможно, «семя» крещения в человеке в любом случае не нарушает в будущем свободы его выбора, если некоторые крещенные таки становятся сатанистами. Может, если представитель Церкви молится о присоединении, Бог присоединяет, но это не лишает свободы сознательного выбора зла?

Тут больше вопросов не к крещаемому, которого уболтали, а к тем кто крестит, видя противление, и тем, кто уболтал, видя неготовность. Вот у этих двух есть явно магическое отношение к крещению, как автоматическому спасению. Хотя, если человек в будущем перейдет к активному бунту и станет выхрыстом, вина будет на убалтывателях, которые типа ручались за крещаемого. Но если таки уболтали… Меня сколько не убалтывай покреститься в Зевса или Ярило, ничего не получится. И если кандидата уговорили-таки, и он поддался уговорам, то по молитвам членов церкви допускаю, что освящение произойдет. Но веры в это нет((( Поскольку есть вера в истину, что Божественная любовь действует без принуждения. А наказания, посылаемые Богом, бывают для вразумления.

Есть, правда, новозаветный случай с Савлом/Павлом, когда активнейшее противление было преобразовано Промыслом в активнейшую проповедь. И исключать подобное сегодня нельзя. Даже от моих знакомых священников слышал, что пришедшие без желания, уходили окрылёнными. Подобные истории всегда рассказываются как уникальные из ряда обыденных. А что происходит с остальным большинством, вышедшим из воды «без крыльев» или с чувством «наконец закончилось, и можно зайти взять чипсов и пива, и посмотреть футбол», я не знаю. Если была молитва членов церкви, то присоединение произойдёт. Что увеличит спрос с этого человека на Суде и с тех, кто его убалтывал.

Если к Церкви могут присоединяться равнодушные, то, тем более, можно молиться и о крещении детей. И как бы я не считал это неправильным, но когда есть детское крещение, то повторно креститься во взрослом возрасте нет смысла.

По вере ли причастие?

pri4astie-600x400И вот мы подошли к еще более скользкому вопросу, чем действенность крещения без веры. И даже не одному. Продолжим на примерах по ключевому христианскому освящению – Евхаристии. Православие учит, что «таинства» непреложны и являются действенными и благодатными в силу того, что священнодействие производится от имени самой правильной и истинной православной церкви. Значит, получается, от веры молящихся священника и членов общины опять ничего не зависит? Это аналог католических сверхзаслуг Церкви? Или это приказ священника от имени Церкви Святому Духу подать благодать? Но это противоречит третьему принципу, сформулированному в статье «Магия или промысел?». («3.Свобода и независимость деятельности Духа от действий людей») Господь магии нам не обещал, а обычно ставил получение просимого в зависимость от веры (второй принцип).

Давайте допустим, что на каноне священник и диакон молятся об освящении евхаристических даров Духом Святым по образу теофании Логоса, и оба молятся с глубокой верой. Хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господа. Одинаковое ли благодатное воздействие Даров на причащающихся? Нет. Апостол Павел указывал, что некоторые болеют от недостойного причащения. 27 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа. 28 Но пусть человек сам сначала испытает себя, а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу, 29 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела, ест и пьет свой приговор. 30 Вот почему среди вас так много слабых и больных, да и умерло немало. 31 А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог. (1 Кор. 11: 27-31) Значит вера и благоговение играют огромную роль. Допускаю, что есть и промежуточный вариант между болеющими и благодатными, когда благодать, не находя подобия и веры, не облагораживает человека. Это когда человек верит, но не делает шагов навстречу Богу в личном подвиге. Когда он надеется на магию помощи, без его усилий. При этом он может верно «рассуждать о теле и крови», и не болеть.

А теперь представим более сложную ситуацию. Один священник в алтаре, давно неверующий, что-то бормочет под нос. В храме стоят и верующие и неверующие. Но они не молятся и не просят об освящении даров. Просто они не слышат этих молитв и не могут к ним присоединиться. Произойдёт ли освящение ради стоящих в храме части верующих, которые доверяют священнику, и верят, что им вынесут из алтаря не просто хлеб с вином? Да, произойдет. Смею это утверждать на основании образа семьи Лота и города Содома. Кроме того, двое и более собрались во Имя Господне. И хотя они не молились об освящении по чину Литургии, но их вера в то, что освящение происходит, может быть сочтена Духом за форму молитвы об освящении.

Ну и самое важное. А если нет общины? Есть один верующий, и перед ним чаша и хлеб. И он помолится об освящении, произойдет ли преложение в Кровь и Тело. Уверен, что да, произойдет. В высказывании Христа, на которое мы опираемся, сказано о присутствии Христа среди 2-3 верующих: «19 И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чем‑либо, Мой Небесный Отец даст им все, о чем они ни попросят, 20 потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там и Я буду среди них». (Мф. 18: 19-20)

В предыдущем тезисе ключевое – «соберутся». Но есть обещание Христа исполнить просимое во Имя Его без привязки к двум или трем верующим. «13 Все, о чем ни попросите, призвав Мое Имя, Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына. 14 Если Меня вы о чем‑то попросите, призвав Мое Имя, Я исполню». (Ин. 14: 13-14). Да, это уже не будет Литургией (общим делом), и преломленный надвое хлеб нужно будет съесть самому, но это будет просьба во Имя Господа и для воспоминания, заповеданного Господом. Потому, я верю, что такая просьба будет исполнена даже для одного человека, особенно, в вынужденных или экстремальных обстоятельствах.

Важнейший посыл лично от Христа: Все, о чем ни попросите, призвав Мое Имя, Я исполню. И на этом можно строить действенность, и крещения, и причастия. Но ведь есть и иное высказывание Господа: Не всякий, кто говорит Мне: «Господь! Господь!» — войдет в Царство Небес, а только тот, кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец (Мф. 7:21) А выполнять волю Отца может только то, кто имеет веру. Исходя из сложения этих двух высказываний, можно сформулировать такой вывод: Всякий, кто с верой попросит, призвав Имя Христово, получит просимое от Христа.

Всякий! Потому, я глубоко уверен в том, что если двое простых мирянина собрались во Имя Господне, и с верой попросят освятить им хлеб и вино, – получат просимое. И не нужен им даже пресвитер, не говоря уже о священнике или епископе, поскольку это не таинство институционализированного священства. Просто, более соответственно духу Тайной вечери, чтобы помолился признанный авторитет общины. Но сие не обязательно для того, чтобы быть услышанными. Важна вера и искренняя молитва, как ее проявление.

А если не нашлось в храме даже одного верующего? Допускаю, что после прочтения всего чина вещество даров так и останется духовно обычным хлебом и вином. Иначе придётся признать магичность «таинства», независимость от веры и зависимость Духа от человеческого обряда. Не о подобном ли раскладе пророчествовали некоторые святые, что в приход Антихриста храмы будут, и в них будет вестись служба, но причащаться в этих храмах будет бессмысленно?

Но следует допустить и иное в этой ситуации. Бог не обязан действовать только в ответ на веру, как я уже отмечал в первом разделе статьи. В освящении Бог свободен поступать промыслительно, на свое усмотрение. И если Он изберет способ воздействия на неверующих через евхаристические дары, то кто из нас позволит сказать Ему – не освящай?

Освящение даров и освящение человека

Но главный посыл моих двух допущений, что освятительное воздействие евхаристических даров может произойти, а может и не произойти. Как в анекдоте про вероятность:

« – С какой вероятностью стадо живых динозавров могут пройти по Крещатику?

– С вероятностью 50/50. Могут пройти, а могут и не пройти.)))»

На мой взгляд, вопрос надо ставить не, превращается ли вино и хлеб в Кровь и Тело, а происходит ли освятительное воздействие благодати на каждого причастника? Благодать не воздействует линейно и механистически на причастившихся верующих, даже если предположить, что освящение хлеба и вина и преложение их в Тело и Кровь Христовы происходят всегда, независимо от веры священника/пресвитера, когда хотя бы есть двое верующих из собравшихся. Представить себе толпу, собравшуюся на причастие, когда все в него не верят, мне сложно. Это чисто гипотетическая ситуация. Но она возможна, потому и Евхаристия не гарантированное таинство при наличии священника, а освящение даров по молитвам общины, а самих верующих – по их собственной вере в смерть и воскресение Иисуса. Освящение конкретного участника причастия может не произойти, даже если священник и часть присутствующих – верующие. И решает опять Дух.

А по поводу преложения даров вот такой пример. Экуменически исповедующие свою веру христиане (типа меня) считают, что будут спасены все праведники, исповедующие Христа. Но есть христианские деноминации, считающие, что дары – это символ, а не воипостазированное вещество. И веры в Христа, как Сына Бога, не занимать людям из этих деноминаций. И в спасении мы не можем им отказать. Из этого я делаю такой вывод. «Как на самом деле происходит в евхаристическом освящении даров?»,- нам не известно, ни православным, ни протестантам. Напрасно Осипов с оппонентами ломают копья. Происходит то, что задумал Господь, а мы должны верить словам Господа. Мы можем только ответить на вопрос «Что есть дары после молитвы об освящении?» Они есть Тело и Кровь Иисуса Христа под видом вина и хлеба. Благодатное воздействие Духа не зависит от того, как мы представляем механизм освящения и даже от силы веры может не сильно зависеть. Оно зависит от нашего желания исполнить заповедь о «Воспоминании». А вот наше освящение в процессе причастия зависит от веры в смерть и воскресение Христовы, косвенно проявляющееся и в доверии к тому, что после молитвы это уже не просто хлеб и вино.

Само же причастие, Кровь и Тело, встраиваясь в нас через метаболизм, создает, как бы матрицу подобия, через которую на нас может воздействовать благодать Божия. Причем, и на тело, и на душу. На некоторых воздействие производится немедленно, у некоторых как бы ничего не происходит сразу. Но может произойти благодаря присутствию Тела и Крови Господней. И, наконец, хотя для меня всегда это было сложно признать, неподобающее (высокомерное, пренебрежительное) отношение к Телу и Крови, может привести к болезни, и даже смерти (по словам апостола Павла). Механизм мне не ясен, но пример есть. Ложь Анании и Сапфиры Духу, который пребывал в апостоле Петре, привела к смерти (действием Духа). А недоверие к освящению хлеба и вина, есть недоверие обещанию Христа и призыву всем верующим в Него вкушать Его Тело и Кровь. Причастие при неверии в то, что Христос может преложить вещество хлеба и вина, которое станет телом и кровью причащенного человека, наверное, достойно наказания.

Соответственно, вера в действенность преложения даров и возможность получения помощи Бога через причастие оказывает прямое влияние на то, насколько мы сможем вместить предназначенную нам благодать. И сможем ли в принципе. И как она на нас подействует, уврачует, или убьет. А если убьет, то значит преложение произошло по молитвам других, без частного участия неверующего. Значит преложение по молитве всех, а воздействие на нас – по личной вере.

И не важно, «как?» это происходит, а важно «что?» мы потребляем и для чего? Потому, молясь об освящении чаши по-разному, верующие во Христа получают одно и то же – Тело и Кровь Христовы, через которые могут получить освящение, если относятся с благоговением и рассуждением не как об обычной пище. Соответственно, и не отказываем мы баптистам в спасении, как и православным, по причине «неправильного понимания» механизма Евхаристии.

Итого, какое наше должно быть отношение к евхаристическому освящению? Очень простое. Мы должны верить, что причащаемся Тела и Крови Господней, и надеяться на благодатную помощь нашим собственным усилиям в движении навстречу Богу через выполнение Его заповедей. Надо довериться Духу и оставить за ним выбор времени и состояния нашего преображения. А иначе и быть не может. Совершенство не от нас, и не от аскетики, а от благодати Духа. Потому такой поворот отношения к Евхаристии действительно вырабатывает в нас истинное смирение к Промыслу Духа. Не «подавай мне благодать по любому, раз я пришел поучаствовать в таинстве». А «вручаю себя мудрости Твоего промысла о нас, когда нас коснется твоя благодать».

Ну и..

…таки вера нужна. И если вокруг чаши соберутся и помолятся хотя бы некоторые, то будут они пить кровь и есть тело Господа. Но не факт, что всем причастие поможет. И, наверное, потому все меньше преподобных в крупных деноминациях. Поскольку люди не получают помощи от причастия. Даже если они пьют Кровь и вкушают Тело, но некоторые не верят, то благодать их не «цепляет» и не преображает, оставляя безучастными и беспричастными. Здесь, как в крещении, нельзя прикрыться поручительством Церкви. Тут и молятся и причащаются только верные. Здесь область веры личной и веры Церкви. Церковь выпросила преложение в Тело и Кровь, но поможет ли тебе лично, зависит от твоей веры. При том настолько, что если не верить, то можно заболеть, и даже умереть.

Итоговый вывод видится таким: Господь прелагает хлеб и вино в Своё Тело и Кровь по молитве  хотя бы одного присутствующего на Литургии/освящении для всех, но освящение человеческой природы для каждого присутствующего происходит по-разному исходя из его веры (или ее отсутствия).

 

Пока так. Сумбурная получилась статья. Буду признателен за любую критику на сайте, даже разгромную. Пока с пониманием и ясным представлением о соотношении веры твари в Творца и обещаний Творца выполнять просимое тварью, есть проблемы.

Обсуждение

  1. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    13:02 12.12.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Статья хоть и сыроватая, но по делу. Надо задумываться перед причастием и проверять себя, а не по накатанной, что все уже “оплачено”.


  2. Предупреждений - 0
    Александр Лыжин
    Гость
    07:19 26.06.2018

    Громадное спасибо (и в смысле “спаси Вас Бог”) Вам, Вячеслав, за эту и ВСЕ другие Ваши статьи. Просто бальзам на душу!

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    16:18 05.07.2018 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Рад. что кому-то помогаю хоть чем-то

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


восемь + 8 =