И «отцом» никого на земле не зовите… (Мт. 23: 9)

06.09.2014 / / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

8 А вас пусть не зовут „учитель”, потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель. 9 И „отцом” никого на земле не зовите — у вас лишь один Небесный Отец. 10 И пусть не зовут вас „наставниками”, потому что у вас один лишь Наставник — Помазанник Божий. (Мт. 23: 8-10)

“Не называйте”, а не “не считайте”

duxВ названии статьи суть давней претензии со стороны христиан к традиции сакральных церквей. И, на мой взгляд, эта претензия вполне обоснованная. Её пытались снять разные апологеты, но она не снимается. Меня «умилила» логика у Кураева в книге «Протестантам о Православии». Если, мол, никого не называть отцом, то и родного отца нельзя называть так, а это уже нонсенс. С вырванным из контекста утверждением протодиакона Андрея трудно не согласиться. Но а контекст?! Контекст указывает, что приводить аргумент по поводу родного отца каждого человека некорректно, поскольку «отец» в заповеди идёт в контексте наставника, учителя, а не отца по крови. Прочитайте все три стиха приведенный перед текстом статьи, и станет понятно, что речь идет о духовных наставниках.

Второй аргумент в защиту церковной традиции обращаться к священникам «отец», а в католичестве – «святой отец», состоит в том, что духовник, который тебя наставляет, может считаться твоим духовным отцом. И опять, трудно не согласиться с аргументом, но только на первый взгляд, поверхностно. Это установление духовного наставничества с существенным перепадом в возрасте есть даже в Новом Завете. И апостолы, казалось бы, первыми нарушили Христову заповедь. Но это только формально, в аргументации протодиакона Андрея. Так, апостол Павел, обращаясь к Тимофею, говорит: “Тимофей, сынок, вот какое поручение я даю тебе, полагаясь на слова пророчеств, что были когда‑то о тебе сказаны!” (1 Тим. 1: 18).  Апостол Иоанн очень часто обращается к читателям “детки”, “дети”. Но то, что это частое обращение возрастное и духовное одновременно, и не имеет отношения к нарушению заповеди “не называйте”, говорит следующий отрывок: 12 Я вам пишу, детки мои: ваши грехи прощены вам — ради имени Его. 13 Я вам пишу, отцы: вы узнали Того, кто был изначально. Я вам пишу, молодежь: вы победили Злодея. 14 Я вам написал, дети: вы узнали Отца. Я вам написал, отцы: вы узнали Того, кто был изначально. Я вам написал, молодежь: вы сильны, слово Бога живет в вас и вы победили Злодея.” (1 Ин. 2: 12-14) Идет обращение к разным поколениям духовным и возрастным. Возможно у кого то возникла бы потребность назвать в ответ отцом, у кого-то – дедушкой. А “отцам” как называть апостола Иоанна? Сыном?! Даже если признать, что воспитанники апостолов, которые им годились в сыновья, а то и внуки, могли назвать в ответ апостола отцом, то это было признание духовной преемственности и авторитета, а не понуждение к всеобщему обращению “отец” к любому священнику, который палец о палец не ударил для вашего духовного наставничества. А, возможно, ему особо и делиться нечем. А мы, подходя к нему, тут же обращаемся, “отец”. Особенно это уродливо смотрится, когда молодого священника так называет пожилой человек, первый раз его видящий. И это именно то, что запрещал Христос, а не уникальные отношения апостола с младшими учениками.

Я давно хотел отметить следующее. В приведенной цитате из Радостной Вести от Иоанна сказано «Не называйте», а не «не считайте». Если я считаю, что некий священник для моего духовного уровня авторитет, и к его советам я отношусь с доверием, я могу с определенной натяжкой считать его духовным отцом, а точнее, наставником. А заповедь говорит: не называйте.

В чем проблема? Почему не называть? Проблема в человеческой гордыне и властолюбии. Эти качества могу проявиться у любого человека, получившего некоторую власть советовать, рекомендовать и даже понуждать (я благословляю), если его называют и признали духовным отцом. Потому лично я глубоко уверен в том, что избрав некоторого священника в духовные советчики, ему не стоит об этом говорить. Пусть думает, что к нему пришли за советом просто как представителю Церкви, а не выделили его в уникального советчика. Пусть думает, что мы ходим к нему на исповедь не ради советов именно его. И этим мы оберегаем не себя, а его. И не только от проявлений тщеславия, но и властолюбия. Ведь пользуется властью над людьми человек грешный, не духоносный, легко и непринужденно, даже не замечая появившейся менторской интонации во фразе «благословляю сделать так».

Но даже обращение «отец» к любому священнику, не избранному нами для духовных советов, уже подразумевает автоматическое наставничество. Потому люди-захожане, редко бывающие в храме, обращаются за советом, часто лежащим вообще вне духовной плоскости, к первому попавшемуся священнику. При этом, они даже не пытаются выяснить его возможности советовать, ведь он – «отец». И идут за советом о разделе спорного имущества, о вытягивании ребенка из дурной компании, о смене работы. И батюшки советуют, аж дым стоит. Чем меньше опыта, тем круче и тверже рекомендации. Да, есть и такие, которые отказываются такие вещи судить. Но им может не нравиться и обращение «отец», и поделать они с этим ничего не могут. Да и их меньшинство.

Но даже если обращаются за духовным советом, то что может посоветовать тот, кто не прозревает Духом в сердце напротив стоящего человека. Совет может быть околодуховный (почитать какую-нибудь книгу). Сказать точно, что нужно в духовном плане именно сейчас и именно этому человеку может только духоносный старец. А приставка «отец» делает к этому «способным» любого рукоположенного священника. Именно так большинство мирян и относятся к советам от «отцов», далеко не всегда духовных. И это просто духовный мрак, когда один слепой ведет другого слепого (до первой ямы). И приставка «отец», и насажденная вера в магию хиротонии и благодать священства, автоматом превращает священника в слепого поводыря, не замечающего своей слепоты под грузом взвалившегося на плечи «отцовского» авторитета.

dux2Ну вот, представьте, рукоположили парня в 22 года. У него еще детей может не быть, а люди в три раза старше него обращаются к нему «отец». Мне скажут, что некоторые так привыкли к тому, что это стандартное обращение, что не обращают внимание на его смысловое значение. Не факт. Знаю из жизни. Когда вчера еще человек был просто Сергей, а сегодня к нему обращаются «отец Сергий», он приобретает во взгляде, движениях и интонации разговора нечто неуловимо важное и солидное. И сделала это простая добавка к имени «отец». А важность и солидность для нас – это и есть видимое проявление тщеславия. А мне говорят – «благодать священства при хиротонии». Если проявляется ситуация из моего примера, то не то что благодать не посетила новоиспеченного батюшку, а, возможно, посетил некто, искушения от которого человек не вынес.

Господь, смотрит на сердце человека. Он видит, как глубоко засело тщеславие, самолюбие и гордость в поврежденной грехом человеческой природе. И дает защитную заповедь, не называйте так никого, не давайте им повод для этих самых опасных грехов. Но православным все по барабану. «А у нас такое Предание. А у нас такая традиция. Вы против? Значит вы протестант и еретик, нет вам спасения.» А чтобы вместо оправданий апологетов признать неправоту предания – гордыня не позволяет. Иначе можно будет много чего православного поставить на пересмотр по стандартам христианства Нового Завета. И нужно было бы. Но это перечеркнет авторитет и незыблемость. Потому и защищают традиции, которые нарушают прямые заповеди Нового завета. Прямее и точнее этой в Новом Завете немного.

У католиков хоть «святой отец», чтоб отделить от отца по крови. Чтобы показать, что раз святой, то не относится к нашей мирской жизни, а к жизни церковной, выделенной из мира. Но и католическое и православное обращение все равно претендует на некое наше духовное рождение от духовного отца. А это недопустимо по следующей причине.

О рождении свыше

Вообще, очень радикально звучат все три стиха в начале статьи. Не называйте никого учителями, а мы четырех отцов Церкви 4 века называем Учителями, да еще с большой буквы. Но против этого как раз я не против, поскольку так их назвали после их смерти. При жизни их так не называли, и они были бы против этого. Мы называем святых отцов прошлого (канонизированных) отцами символически. При жизни их не называли святыми отцами. Т.е., это всего лишь символ авторитетности, проверенной временем и осененной Духом. Это вполне допустимо, и я сам без смущения пользуюсь словосочетанием «произведения святых отцов», или их наставления. Заповедь же требует, по контексту, не называть так живущих на земле людей.

Насчет «наставников» 10 стих, просто в тему нашей статьи. Речь идет о пастырстве и наставничестве, что и определяет духовника. Духовный отец и есть наставник. Я его не называю именно так, а говорю «отец Григорий». Но и это не верно, поскольку я должен родиться духовно не от духовника, а от Духа. Мой наставник не может не только называться отцом, но и даже считаться. Ведь задача человека родиться свыше. «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! 6 То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. 7 Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: „Вам надо родиться свыше”. 8 Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа». (Ин. 3: 5-8)

Родиться свыше, значит родиться в новую жизнь крещением (от воды), и через благодатное соединении человека с Духом Святым. Причем рождение от Духа происходит неожиданно для человека, как неизвестно откуда взявшийся ветер.

Если место Духа занято духовным отцом, то Духу нет места при абсолютизации авторитета духовного отца. А ведь сказано, что Наставник у нас один – Помазанник, т.е., Христос. Я это воспринимаю так: мы рождаемся для новой жизни в таинстве Крещения, имеем Наставником Христа в таинстве Причастия, уподобляясь ему по заповедям и учению Нового Завета, и рождаемся свыше от соединения с Духом Отца.

Это соответствует и представлениям свт.Игнатия Брянчанинова «в отсутствии духоносных наставников», и я с этим согласен. Если духовник духо-носен, то он может и меня уподобить себе, как сосуду Духа. В этом есть смысл духоносного наставничества. Но если в «наставнике» нет Духа, то святитель Игнатий рекомендует взять себе в наставники и учителя Новый Завет и регулярное причастие.

dux1Потому, даже мудрые священники, но без Духа, не рожденные свыше, не тянут на роль духовных наставников или отцов. Их нельзя ни считать отцами, ни называть. Они своими рекомендациями могут сбить с пути к Отцу Небесному, не позволяя вам родиться свыше, от Духа. Могут иногда и помочь, особенно если духовнее и опытнее нас. Но это как человек с 1% зрения ведет полностью слепого. Если «яма» будет черной на белой дороге, то не духоносный опытный и мудрый духовник выручит (вы и этого можете не видеть). Но если яма замаскирована и выглядит белой на белом, то вместе с духовником можно угодить в духовную «яму». Тогда как настоящий духовный старец любую маскировку видит. Прозреть достаточно для начала пути и видеть “ямы”, можно получив прозрение от Евангелия.

Наибольшую опасность представляют из себя те священники, которые в своей ревности считают себя достойными наставничества, пряча духовную гордыню за смиреннословием. Таких принято называть младостарцами. Но об этом в другой раз.

Так, всё же, называть «отцами»?

А что делать? Попробуйте не назвать. Это я к своим однокурсникам по семинарии могу сказать, Вася, Сергей или Коля, перемежая с обращением «отец» (чтоб не задеть фамильярностью). А к духовнику обращаюсь с оной приставкой. Пробовал приветствовать духовника не через благословение, он не понял этого, сделал замечание, и теперь подхожу под благословение, считая внутренне, что получаю его на причастие. Иначе, ума не приложу, почему вместо «добрый день» надо говорить «благословите». Мне скажут – так традиция ж. Так традиция ж и «отцом» называть, а сам Сын Божий говорит: не называйте. Так, кто больше, человеческое предание или Христос?!

Если вам нужен духовник, и он у вас есть, то по этой приставке можно поговорить. Если для него традиция превыше всего, то называйте. А если нет, то откажитесь. Но если отказаться, то в пользу чего? Можно ли перейти на обращение по имени? Наверное, можно, если священник не против. Если мое начальство не против, то я могу обратиться к ним по имени (и обращаюсь), хотя мой уровень и их – две большие разницы.

Будет ли фамильярностью обратиться по имени к священнику? Думаю, нет. Приставка «отец» есть вынуждение к избыточному почтению, что есть в корне духовно не верно. В нашей славянской традиции есть стандарт почтительного обращения – по имени и отчеству. Я так могу обратиться к кому угодно, хоть к Петру Алексеевичу, и это не будет фамильярностью. Для разнообразия могу обратиться «господин президент», если в этом стилистически будет потребность, или по контексту разговора нужно будет подчеркнуть его должность. Также, по имени и отчеству, можно обратиться и к священнику. Т.е., обращение Григорий Анатольевич или Василий Степанович звучит лучше, чем «отец» Григорий или «отец» Василий. Особенно, это хорошо, когда так обращаются к малознакомому или незнакомому священнику люди, заметно старше этого священника, когда он не может, ни считаться отцом, ни быть духовным отцом. И таких ситуаций с “захожанами” 80%.

В крайнем случае, если так нужно это тщеславию священнослужителей, можно обращаться как «пан священник» или «господин священник», вплоть до архаичного и иерархичного «ваше священство». Но даже оно лучше, чем «отец» для большинства обращений.

duhovnikИнициатива в этом должна исходить от духовных священников. Инициатива снизу может провоцировать самолюбие священников и их тщеславие, с отказом от изменения формата. Потому лучше священникам самим становиться ближе к заповеди Христа. Даже будучи духовником кому-то, не следует соглашаться на приставку «отец», памятуя содержание всех трех стихов в начале статьи. Поскольку не должен священник стать между Богом и верующим. А «отцы» становятся, хотя должны становиться рядом, не претендуя на отеческое наставничество. Потому, мое видение такое: мудрые священники могли бы согласиться на обращение по имени и отчеству и на «вы», независимо от присутствия или отсутствия индивидуального духовного наставничества. Кто точно бы воспротивился, так это священники по духу младостарцы (независимо от реального возраста). Поскольку для них «отец» – это статус и возможность удовлетворения собственного тщеславия и властолюбия.

Плющит ли меня сильно обращение к духовнику «отец Григорий»? Нет. Но заповедь «не называйте» все же новозаветная, произнесена лично Христом и обладает всеми признаками однозначности и жёсткости. И если Православие так претендует на свою высшую христианскую верность, то почему традиция поставлена выше Христа? Нельзя ничего делать со смущением, иначе можно немедленно получить осуждение, – говорит апостол Павел. Я об этом писал здесь. И меня смущает обращение «отец», поскольку я вижу в этом проявление церковного фарисейства, запрещенного Христом. Может перестать к священникам обращаться? Тоже не метод. А вместе с тем, что-то приняв для себя от Истины, забить на это тоже не правильно.

dvoeМитр. Антоний Сурожский по этому поводу сказал золотые слова: «Пока мы пребываем в неведении, ничего не спрашивается с нас, но как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то, как употребляем свое знание. Пусть оно дано нам в дар, но мы ответственны за каждую частицу истины, нами узнанную, и как только она становится нашей собственной, мы не можем оставлять ее бездействующей, но должны проявлять ее в своем поведении. И в этом смысле от нас требуется ответ за всякую истину, нами понятую».

Допускаю, что митрополит говорил о более глубоких вещах, чем обращение «отец» к священнику. Ведь это одно из первых несоответствий между Радостной Вестью и церковной практикой, которое бросается в глаза даже неофиту. Потом, читаешь «Протестантам о Православии», и вдруг тебя осеняет, что – можно называть. Но проходит время, и ты понимаешь, что писания Кураева – это умная апология того, что уже трудно изменить. Признать неверность – нельзя. Значит нужно путем логических подмен и перекручиваний доказать, что Христос немного погорячился, не то имел ввиду, и нас, православных, это не касается. И вот, спустя годы, понимаешь, что нас, христиан, касается, и еще и как касается, глядя на младостарцев и «тянущих лямку» в священстве. И «отцами» таких называть, не просто нельзя. Это, в какой-то мере, даже кощунство.

 

Поэтому, мое мнение по проблеме, если оно кому-то интересно, – это обращение к любому священнику, включая духовника, по имени и отчеству. Не более. Когда не знаешь имени отчества – «ваше священство». Существующее же обращение нарушает прямую заповедь Христа в угоду преданию. И эта практика не достойна христиан. Жаль, что между христианством и православием нет полного тождества. И эта традиция обращения к священнику входит в число аргументов, не допускающих его. Потому я и написал эту статью, чтобы поучаствовать в движении православных назад, к Евангелию и христианству. Чтобы православие и христианство стало тождественными сущностями.

Обсуждение

  1. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    12:32 06.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, ну ты выдал: “между христианством и православием нельзя поставить знак равенства”. В десятый раз говорю: Ты таки точно уходишь из Православия. причем семимильными шагами, какому то “первичному и правильному” с твоей позиции христианству.
    Как ты можешь определить благодатность и духоносность священника, может ты сам его не слышишь из-за духовной гордыни и тщеславия? Ведь то, что ты предполагаешь в любом, даже незнакомом тебе священнике, присуще в равной мере и тебе.
    Предание не может противопосталяться Писанию, так как оно было раньше Писания, от Адама до Моисея священных книг не было, да и сами апостолы написали, что Христос совершил много того, что не вошло в Новый Завет.
    Еще раз о роли священника, уже согласно Православному Катехизису от уже прославленного святого – святителя Филарета, митрополита московского, стр .48:
    Священство есть Таинство, в Котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово… Пасти Церковь -значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах”.
    Отсюда и наставник, не по гордыне и тщеславию. как у миряян, а потому что Бог поставил священника наставлять, а если священник не соотвествует этому званию , то Бог силен все это исправить в отношении человека, приходящему с верою. Так что каждый получает совет и наставника по своей вере, если возле нас нет духоносных старцев, значит , мы их руководства не достойны. не смирили своего высокоумия и гордыни.
    По поводу Предания и Писания у того же святителя есть целая глава, стр. 5-7.
    Я не против того, чтобы обличать недостатки в Церкви, но без разрушения Ее основ: ты забираешь у священника пастырство, оставляя ему роль совершителя и продавца Таинств за десятину от доходов и произвольные пожертвовоания за обряды. такой себе духовный ЧПшник, котрый платит единый налог не государству, а епископу. А если он тебе покажется достаточно харизматичным, то ты осторожно спросишь у него совета.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:09 06.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Первое. Некорректно переходить от обсуждения предмета статьи к обсуждению автора.
    Второе. В дословном переводе Новый Завет называется современным языком Новый Договор. И я иду к тому, что в этом Договоре прописано.
    Третье. Христос совершил и сказал много того, что не вошло в Евангелие, но вошло в поучения в Письмах апостолв. Эта фраза произнесена в конце Евангелия, когда Письма апостолов были единичны, не собраны и не канонизированы. А то, что не вошло, и не должно было входить. Как в Откровении Ангел сказал Иоанну: “А этого не записывай и сохрани втайне”. Да и к тому же сказано “того, что совершил”, а не “того, чему научил”. То, что нам было нужно для Спасения, даже в Евангеляих достаточно, о чем свидетельствует апостол Павел. Даже без апостольской части Нового Завета.
    Четвертое. Когда не было Договора, тогда работало только Предание, поскольку человек не воспринял бы Закон о грехе. Человечество имело слишком молодой возраст. Но когда мы имеем уже Второй и Совершенный Договор, ссылаться на бабские басни, нарушающие заповеди Христовы, не престало.
    Пятое. Предание нарушило прямую заповедь Христа (не называйте), а замечания по этому поводу высокомерно называет протестантством (которые тоже христиане). Или ты с этим не согласен? Предание прямо нарушило женатость епископов, установление постов для мирян по монашеским уставам, возвело аскетизм в обязательный инструмент стяжания любви. Новый Договор этому не учит и даже запрещает. Есть в Предании то, что не противоречит духу Нового Завета, как, например, исповедь. А заповеди человеческие Христос только допускает выполнять, но не рекомендует, и тем более, не учит.
    У статьи есть предмет, довольно четко очерченный. Какие у тебя есть замечания или не согласие с изложенным мною по предмету? Без обсуждения, куда я “иду семимильными шагами”.

  3. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:42 06.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, я бы тоже хотел получить ответ по сути: считаешь ли ты священника, канонически поставленным пастырем, т.е. наставником, каноничность которого сообщает ему благодать совершать это наставление или нет?
    Конечно, я не отрицаю, что в деле пастырства много зависит от личности самого священника, но рукоположение – это не формальность, дающая право совершать Таинства, в остальном, как я прочел, священник такой же мирянин, как и все – Петрович или Сан Саныч, например.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:48 06.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Хм. Ты хочешь получить от меня ответ, не ответив на мои вопросы. Чисто днепропетровская манера разговора)))
    Ладно. А считать и верить – это одно и то же? Я верю в то, что в таинстве возложения рук во времена апостола Павла Святой Дух в избытке подавал Дары христианам, кому какой считал нужным. Не обязательно диаконам, пресвитерам или епископам. Даже простым верующим, которые эти дары использовали для проповеди. Я верю в то, что в позже возникшем Таинстве рукоположения человек посвящался в священнослужители разного уровня для совершения таинств (во времена апостола – крещения, причастия и рукоположения). А вот дары у всех были разные. И дар пастырства мог быть дан Святым Духом не обязательно пресвитеру. То же пастырство, о котором говорит катехизис, это как зерно крещения, присоединяющее тебя к христианам. Это зерно дается в любую почву (по воле родителей, а не крещаемого). И может попасть на каменистую, а может – в добрую. Так и с таинством рукоположения у священников. Они становятся потенциально способны к пастырству, как крещенный становится потенциально способным к исповедничеству. Но если веры в священнике нет или недостаточно, то у него не будет дара, дающему плодоносить в 30, 60 и 100 раз. И не будет он пастырем.
    А если в тебе такая вера, что ты думаешь, что Бог, насилуя священника, даст через него правильный совет по твоей вере, то вопрос: Если у тебя так глубока вера, то зачем тебе обращаться к священнику не духовному? Обратись к Новому Завету и там найдёшь по вере любой ответ, правильный. Это совет святителя Игнатия Брянчанинова
    А если во мне вера слаба, то по твоей логике мне иерей даст неправильный совет? А старец мне даст правильный совет, если моя вера слаба? По-моему, чтобы доказать свою правоту ты залазишь в дебри духовного релятивизма, ставя в зависимость результат от моей веры.
    Я верю проще. Таинство рукоположения – это право содействовать самому Богу в совершении Таинств, прикасаться к специально освященным предметам. Также, таинство, – это зерно от Духа к пастырству, которое если не прорастёт, то и не даст плода. Значит почва не та, или усилий по удобрению явно недостаточно. И обращаться к такому “пастырю” за духовным советом, это все равно что слепому попросить слепого провести его по доске через пропасть. И это тоже мнения святителя Игнатия, а признать его неправославным крайне сложно.
    Люди, хоть и крещены, и носят в себе Дар Духа, но грешат также, как и не крещенные. Но если стараются жить по Евангелию, то приносят плод. Те священники, которые болеют за приход, за духовное состояние прихожан могут принести и плод пастырства в них посаженный при хиротонии. Но если этого не будет, то и пастырство их будет от себя, человеческое и бездуховное. А у тебя просто все фантастиш. Рукоположился, и как папа Римский, говорящий с кафедры, непогрешим. А как же слово к пресвитерам Иоанна Златоустого? Если по твоей вине кто-то из твоих прихожан будет совращен, то ты не спасешься. Значит Учитель Церкви допускал лживые и вредные советы пресвитеров. А ты говоришь – Дух Святой. Дух не посещает хиротонию от людей. Он дышит где хочет, а не когда Ему сказали. У тебя чисто магический подход к хиротонии. Этот магизм присутствует и в катехизисе. Я же предлагаю включать мозги и сверяться с Новым Заветом. Потому Христианство выше Православия. Хотя последнее, возможно, лучшее из Христианства.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:48 06.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Кстати, где ответы на мои вопросы?

  6. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:58 06.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, так ты же не поставил ни одного вопроса, ты ответил утверждениями почти догматического стиля. Это, наверное, по-киевски)).
    Ответы были в первом посте, но ты их проигнорировал. Я отослал тебя к святителю Филарету, который жил в одно и тоже время с Игнатием Брянчаниновым, и никак не меньше его. Так почемуже ты его изложение веры игнорируешь, а Брянчанинова цитируешь, если ты такой последователь только Писания, как первоисточника?
    Ты утрируешь мое понимание, я утверждаю, что священник поставлен Богом совершать Таинства и быть наставником, и поэтому имеет в этом преимущество перед любым мирянином, отсюда и уважение к священнику: ему много дано, но много и спросится. И я никогда не утверждал, что всякий священник святой и непогрешимый. Относительное преимущество ты возводишь в абсолют, обвиняя меня в магизме.
    С чего ты взял, что Бог насилует священника, когда говорит через него? Бог поставил священника и образовал Церковь. чтобы говорить через священников в Церкви и тем спасать людей.
    По поводу относительности приведу цитату не точно дословно, но смысл сохранен: “Надо, чтобы приходящий к Богу веровал в Него и ищущим его воздает. “Т.е. все зависит от веры приходящего, а наставник нужен для правильного понимания веры и ее реализации.
    В сумме все сводится к твоему неверию в Церковь, о чем я писал минимум 2 раза раньше в наших обсуждениях. По Божьему Промыслу создана Церковь, как оптимальная система спасения души, а ты пытаешься опираться только на свое понимание Писания, и отрицаешь Предание, а также подвергаешь сомнению эффективность системы. Я не отвечаю за тебя перед Богом, но просто хочу предупредить, что этот духовный эксперимент, который ты ставишь над собой, может иметь необратимый характер, посмотрим, что из этого выйдет. Если ты искренне ищешь Бога, то Бог, несомненно, тебе ответит. Главное, чтобы ты был честен перед собой в оценках результата.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:00 08.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Чтоб не было перекручиваний вырезаю свои вопросы, сформулированные в первом моем посту под этой статьей
    1. Предание нарушило прямую заповедь Христа (не называйте), а замечания по этому поводу высокомерно называет протестантством (которые тоже христиане). Или ты с этим не согласен?
    ——
    2. Какие у тебя есть замечания или не согласие с изложенным мною по предмету?

    Потому не надо писать в последнем посту, что “ты не поставил ни одного вопроса”.

    Я ссылался на Игнатия Брянчанинова исключительно из-за твоей слабости к святым отцам. У меня “слабость” к Новому Завету, которым советует руководствоваться и святитель. Потому для меня было бы достаточно аргументации Писанием. Православие местами расходится с Новым Заветом. Потому не все из Катехизиса принимается мною в сердце.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:16 08.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я обвиняю в магизме за веру, что после хиротонии все рукоположенные получают дар наставничества “я утверждаю, что священник поставлен Богом совершать Таинства и быть наставником,” Я бы утверждал только первое. Поскольку есть опытные миряне, которые дадут совет более духовный, чем даст молодой священник. А твоя магия заключается в том, что чел рукоположился, и уже наставник. Волшебство какое-то. Как такое может быть, если Дар духа не был получен? Если, например, человек во священники пришел по тщеславию и гордости. И ему это рукоположение будет в соблазн, а не Дар. Короче, Юра, я рассуждаю об этом с прикладной точки зрения, а ты – по Катехизису. Я пытаюсь разобраться с христианством по Новому Завету, а ты мне Православие. Что говорит Православие я учил. Пришло время провести ревизию после 45 лет. Вот и провожу уже год. Поскольку чувствую, что Православие для мирян – это путь сублимированного монашества. У Евангелия дух отличается от православной доктрины спасения. А Новый Завет написан Духом Святым. И доверие к нему абсолютное, в отличие от писаний святителей. Катехизис призван отстоять именно Православную доктрину. А где есть отклонения, дать им такую трактовку, чтобы не смотря на неправоту, утверждение выглядело правильно.
    Для того, чтобы любить Бога и ближнего, не обязательно идти монашеским путём. И я надеюсь этот путь найти.

  9. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:30 08.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, отвечу по Писанию: Всякое древо узнается по его плодам, не может дерево худое приносить добрый плод
    Прославленные святые, шедшие путем Писания и Предания, принесли добрый плод и прославлены Богом, а не людьми, поэтому я в Бога верю, а святым доверяю, а не слепо верю каждому их слову. Мои замечания и убеждения также основаны на личном опыте 18-и лет в Православии, а не только на святоотеческой литературе. Новый Завет написан все таки людьми, в Святом Духе, тот же Дух 2 тысячи лет возводит людей в святость и вдохновляет их на подвиги. Разве духоносные отцы, оставившие свои труды после апостолов, согрешили против Духа, оставляя свои наставления потомкам? Или Бог разделился в Себе, подавая духовные дары сердечной молитвы, исцелений, пророчества и одновременно позволяя подвижникам нарушать заповеди Христа, называя друг друга наставниками и отцами?
    Мы подходим к вере диаметрально противоположно и дискутировать бессмысленно, я просто очертил свое мнение. Я хотел бы увидеть плоды твоего дерева познания в вере, разумеется не в статьях, а в жизни – в прикладном аспекте. Я надеюсь, что когда они появятся, ты сможешь честно поделиться результатом.

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:18 08.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Дописал в самом начале статьи большой второй абзац, с цитированием. Это ответ на критику на ФБ, что я не всю аргументацию Кураева привел.И не привел самую главну, что де сами апостолы первые нарушили эту заповедь.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:55 09.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    По плодам, говоришь? Прославленные святые, говоришь? Святые много чего говорили и делали, что было похоже на грушу, когда одни плоды добрые, а другие сгнили прямо на ветке. Вот выдержка из свежей статьи Андрея Десницкого “Только слишком уж разные примеры давали святые. Вот, скажем, канонизированный новгородский архиепископ Геннадий. С одной стороны, под его началом была создана первая полная Библия на церковнославянском языке, причем те ветхозаветные книги, которые не удалось найти на славянском, заново перевели с древнееврейского. С другой стороны, он прославился как пламенный борец с «ересью жидовствующих». «Пламенный» – в прямом и непосредственном смысле слова: одобрял сожжение еретиков по «гишпанскому» образцу. Чему последовать, каждый выбирает сам. А вот Христос и Его Евангелие варианта с сожжением еретиков (нынешним языком выражаясь, либералов) никак не предлагает.”
    Князь Андрей Боголюбский канонизирован за установление праздника Покрова. Но при этом разграбил святыни Киева и отобрал жену прямо у мужа (боярин Кучка жил в Москве – селе из 10 домов), а дочь забрал для сына. Кучка его и убил. И он – святой, и я обязан его чтить. Даже Златоуста и Василия Великого не считают непогрешимыми. А о рядовых высказываниях святых и апологетов просто умолчу. Когда требуется доказать правильность предания, начинается словесная эквилибристика, когда из одной мутной фразы высасывается обряд или таинство.
    Что касается наставника и его ученика, я написал, что этот момент понятен. Но когда речь идет о человеке, не знающем или слабо знающем священника, или даже хорошо (но он не является наставником), то некорректно называть иерея отцом. Т.е, я против вместе с Евангелием укоренения фарисейства в тотальном обращении “отец” к любому священнику и в любой ситуации.
    А ты, видимо, “за”.

  12. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:37 09.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Очевидно, да, иерей призван быть отцом и пастырем, во время Литургии он символизирует Христа, и его называют отцом, даже если он еще не дорос до своей миссии. Хиротония от Бога, а не от людей. а Бог совершенен, поэтому и Таинство совершенно, но конечно не сам человек. Называя священника отцом, я тем самым подтверждаю свою веру в Бога и Таинства, а не свидетельствую свое отношение к конкретному человеку.
    Слава, так апостол Павел участвовал в убийстве первомученика Стефана, апостол Петр трижды отказался от Христа, все апостолы ожидали царствия земного и бросили Христа в момент страданий, кроме Иоанна. Я бы еще мог с тобой согласиться, если бы Евангелие было бы написано Христом непосредственно, или дано Богом сверхъественно, как скрижали, а так нет, оно написано людьми, за которыми раньше были серьезные грехи, и которые сами, по словам апостола (что не хочу, то делаю), согрешали всю свою жизнь. Если не доверяешь святым, почему ты доверяешь апостолам, разве они были не в одном Духе?
    Святых и апостолов оправдал и прославил Бог, а не люди, и Предание имеет равное значение с Писанием. ты же пытаешься трактовать Евангелие по букве, а не по духу, подобно святым, которые осуществили Евангелие в себе, достигнув спасения и даров Духа. Такой подход и есть по определению фарисейство. Ведь они знали Писание и пророчества наизусть, учили им, и не приняли Христа.

  13. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:02 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну если ты подтверждаешь свою веру в таинства и Бога, называя священника “отцом”, то для меня это сложно понять.Верить в Отца, называя тварь отцом – это выше моего понимания.
    А вот в остальном ты лукавишь. Павел убивал Стефана не будучи христианином, а став адептом ничего подобного не делал. Апостолы до конца не понимали миссии Христа, пока он не воскрес, потому и разбежались. Петр отрекся от страха. Но когда архиепископ церкви Христовой предлагает особым изуверством сжигать еретиков, а князь отбирает жену у мужа, когда ему не просто ничего не угрожает, а он даже умышленно вызывает на себя праведный Божий гнев. Потому ты жонглируешь фактами из Писания, не учитывая контекст. Все твои примеры раскаялись в нарушениях, а мои “святые” – нет.

  14. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:30 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Я верую в Отца, Сына и Святого Духа. а не как иудеи только в Отца. Ну, а свое непонимание ты смело можешь распространить на всю церковную иерархию и большинство мирян. И я думаю, что непонимание будет взаимным.

  15. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:13 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ты что нибудь слышал о понятии авторитетность текста в православии и католичестве? Тексты апостолов, вошедшие в канон Нового Завета, выражаясь современным языком, авторитетны на 100%. Учителей Церкви (4 человека за всю историю) – на 90%. Великих Святых (типа Дамаскина или Афанасия) на 70-80%. Прочие святые авторитетны по текстам на 5-50%, у кого как. Этому учит такой предмет в семинарии как Патрология. Потому я не могу доверять всему, что говорили святые. Когда они отсекали волю и давали место Духу, то говорили богоугодное, а остальных случаях мудроподобную отсебятину и творение заповедей человеческих. Или ты думаешь, что только у евреев предание формировалось старцами, по слову Христа? У нас тоже народного творчества не меряно. И поставить этот текстовый “салат” Предания из авторитетного и неавторитетного на один уровень с идеальным “блюдом” Писания, может только человек, не имеющий богословского образования. Писание – критерий проверки Предания. И авторитетность текстов проверялась духом Писания. Кароче, много писать. Ты достаточно грамотный. Возьми учебник по патрологии и почитай вступление к нему и первые главы.

  16. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:16 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Святых прославили люди. И мы еще посмотри после смерти, всех ли прославленных Церковью, прославил Бог. А мироточит и фотка Путина, так что Путин святой?Что ты вкладываешь в прославление святых Богом? Молятся уже и Путину и получают исцеления десятками. Какие у тебя критерии и доказательства прославления Богом святых?

  17. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:24 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Так в том то и дело, что все Священное Писание написано людьми, не Святым Духом непосредственно, только скрижали даны Богом. Критерии канонизации тебе хорошо известны: оказанные чудотворения, их собирает комиссия по канонизации.
    А по поводу, раскаялись ли приведенные тобою святые, так ты не был при их исповеди, как можешь утверждать? Если ты веришь, что Дух Святой присутствует в Православной Церкви, то прославление Церковью с использованием критериев канонизации и есть показатель истинности. А если ты не веришь в Церковь, то и святых нет, только Бог свят или как?

  18. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:38 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я верю в Бога, а не в Церковь. Церковь пребудет до Конца, но это не обязательно только Православная Церковь. Церковь – намного шире, чем только Православие. Церковь помогает, но не спасает. И может ошибаться. И ошибалась, и не раз. Значит Дух не всегда в ней. Раз были отмененные решения даже Вселенских соборов, не говоря о частных. Я понял корень твоих комплексов – ты абсолютизируешь непогрешимость Церкви. А я – нет. Поскольку вижу, что Церковь ведет не туда. Она воспитывает фарисеев и уже очень давно. Дух может быть в отдельных членах Церкви, не обязательно Православной. Но во всей Церкви Его нет, раз Церковь ушла в коммерческий разнос и насаждение обрядоверия.

  19. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:44 09.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Знаешь, рассуждая в твоем направлении можно дойти до мысли, что все миряне мужчины могут совершать Таинства по очереди, чтобы никто не превозносился особым званием, а наставлять будут самые авторитетные, в т.ч. и женщины других женщин. т.е. священство вообще не нужно, если они не пастыри, а просто совершители Таинств.

  20. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:52 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Мне предлагал мой друг по учебе в Москве (он тогда как раз поступил в Академию, а я был во втором классе семинарии), будучи настоятелем храма в Киеве, говорить проповеди с амвона. Это древняя практика и проявляется далеко не в одном киевском храме. Я сначала согласился, а, подумав отказался. Чего хорошего протоиерея подставлять? Про себя я давно думал, что если бы я рукоположился, то при моих взглядах, до моего запрета прошло бы мало времени. Даже службу не успел бы выучить. Если бы я сейчас с амвона двинул бы одну из моих идей, либо она просто проскользнула бы в ипровизации по согласованному тексту, то мог бы быть ропот от традиционалов и неприятности священнику. Но практика, когда опытные миряне выходят на проповедь – нормальная практика. А женщина в храме должна молчать. И тутечки с апостолом я согласен на 150%. Никому, даже опытным старицам нельзя проповедовать с амвона, поскольку зная запрет апостола и получив разрешение, их будет это и надмевать и смущать. А вот службы и таинства совершать должен священник. И из рассуждений в моем направлении обратное никак не вытекает. Покажи по моему тексту, откуда у тебя такой вывод напросился?

  21. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:44 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Не по тексту, а по духу реформы -революции, в котором ты пишешь свои тексты.
    Все ты, Слава, пытаешься понять по тексту, а один и тот же текст можно понять по-разному, потому что понимание – это субъективное чувство, которое дается духом познания. А если ты отрицаешь опыт святых, сомневаясь в правильности их понимания.то тут возникает полный релятивизм в трактовании Писания. Твой вывод из Патрологии звучит просто: ” Чем я хуже большинства этих святых, если их коэф. доверия не больше 50%, с такой достоверностью и я сам могу все трактовать”.
    Я отнюдь не духовник и не духовидец, но, может быть, имеет смысл проверить свой дух познания на” вирусы” у опытного духовника, если тебя так неудержимо тянет к глубоким реформам Церкви, прямо скажу, революционного характера ( я не только о предмете данной статьи). Тут ничего личного, просто житейское наблюдение.

  22. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:22 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Где ты увидел на сайте глубокие реформы Церкви?! Впрочем, если уточнить, Православной Церкви, то реформы предлагаются. Но не глубокие. Догматический строй сомнениям не подвергается, Причастие – тоже. Крещение младенцев – не в духе Нового Завета. Но оно есть. А все остальное – то, что апостол Павел назвал: “разнообразие во второстепенном”. Жаль, что ты считаешь это второстепенное первостепенным. На этом сайте читателей максимум 150 айпишников. Остальные – случайные, по поиску залетевшие. Не переоценивай моего влияния на процессы. Я пишу, чтобы кристализовать Христианство для себя и тех, кто ищет спасения не от Церкви, а от Христа.
    —-
    Без Церкви нет спасения – тезис спорный, раз спасутся даже нехристиане по закону совести, по словам апостола Павла. А вот без Христа не спасешься точно. И даже если бы у меня было 10 читателей, которым помогла сориентироваться моя писанина, даже 1, значит я не даром это пишу. Но 1 уже есть – я сам. Я во многом разобрался, многое принял и следую этому. И это важно. Важнее, чем следовать бессмыссленным действиям, которые воспитывали во мне фарисея, и учили все принимать на веру, даже если нужно было зажмуриться и пропускать места в Писании, которые говорили об обратном.

  23. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:34 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Да, ключевая фраза:” спасение не от Церкви, а от Христа”, т.е. Церковь для спасения не является необходимой, зачем тогда ее создал Христос и сказал, что врата ада не одолеют ее. Здесь звучит противопоставление Церкви и Христа. Или современная Православная Церковь – не Христова, а человеческая? Поясни, а то я уже подумал, что ты открыто декларируешь свой уход их Церкви, которая перестала быть Христовой, чтобы искать спасения у Христа. Что только значат слова:” И врата ада не одолеют ее”, – неужели уже одолели!?

  24. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:45 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Читай ответ выше. А здесь – противопоставления не было. Было подчинение. Церковь – это совокупность верующих, объединенных крещением в мистическое (не реальное) Тело Христово. А значит совокупность тварей меньше Творца.
    Для тебя же это набор церковных институтов, святых, священства и верующих (в приложение). Церковь в моем понимании врата ада не одолеют. Христиане пребудут до конца. Даже когда священноначалие может впасть в предательство.
    Юра, ты очень узко мыслишь о Церкви. Бессмысленно спорить, когда мы под Церковью понимаем разные вещи и разные совокупности.

  25. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:48 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Спорить бессмысленно, с этим согласен. остается только ждать плодов веры каждого из нас, – это и будет, согласно Писанию, единственным правильным критерием.

  26. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:55 10.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Даже не плодов веры. Плоды бывают красивыми на вид, но гнилыми внутри. Даже в природе, у фруктовых деревьев. Самый Правильный критерий – это Суд. Там оно все и проявится. Даже может и перед судом. Почитай Льюиса Расторжение брака. Классная притча. Может загробный мир так устроен, что каждый сам выберет по своему устройству и состоянию перед смертью.

  27. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:02 10.09.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Правильнее – плодов Богопознания. И я имею ввиду земную жизнь – о ней говорил Христос, когда приводил пример с деревом. Уже при жизни увидим и почувствуем эти плоды и вполне конкретно, без Льюиса.


  28. Предупреждений - 0
    Филипп
    Гость
    17:03 25.10.2014

    Интересная статья, согласен с автором.
    А то лишний раз не хочется встречаться со старыми знакомыми, чтобы их “отцами” не называть. Вчера вместе снежками кидались после службы, а сегодня он нате – отец!))

    И сайт интересный, почитаем…


  29. Предупреждений - 0
    Виктор
    Гость
    12:21 01.03.2017

    Нечаянно заглянул – ну страсти -мордасти! Со ссылками на священные авторитеты, а “Ларчик просто открывался”: – “… все же вы – братья…”!

    Но вот когда обращаюсь к священнику: – “… брат Сергий…!, то слышу сам в себе, как его там внутрь себя выворачивает …. от оскорбления! Однако, пусть и с трудом вспоминает это установление Христово … но обида за то, что не назвали его “отцом” пропастью ложится между нами!

    Вот оно – ТЩЕСЛАВИЕ!

    Да, бывают такие моменты, когда, протягивая руки к священнику говорю: – “Благослови, Отче”, – но обращаюсь при это к Отцу небесному и последующие действия священника воспринимаю, как “глас вопиющего в пустыне” Сына Божия.

    Да, на исповеди обращаюсь к священнику “Отче”, потому как в его лице говорю с Отцом небесным! А в остальныз случаях священник мне БРАТ и не более того!

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


3 − два =