Пост вне календаря: Евангельская проекция

25.08.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Обратите внимание, как названа предыдущая статья – «Посты по календарю: моё решение».  Она подчеркивает, что моё личное решение состоит в отказе от календарных постов, вернее, воздержания от мясо-молочной пищи. Это — мое решение на данный момент времени. Но есть посты вне календаря. Я соблюдаю евхаристический пост, поскольку он предусмотрен Правилами Православной Церкви. И есть еще один пост, пример которого нам показал сам Спаситель. Только пример, не заповедь. Мне он по разным причинам недоступен. Он не включается в «мое решение», потому в прошлой статье я о нем не говорил, только немного в статье «…Постом и молитвой». Но он, теоретически, может иметь место. Почему теоретически? Потому что это пост, настоящий пост, а не воздержание. И никому, кроме продвинутых монахов такие подвиги практически не доступны. А могут быть даже крайне вредны и опасны. Но обо всем по порядку.

Следствия поста

искушение ХристаЯ не допускаю мысли, что в Радостной вести есть действия, события и беседы, которые там оказались случайно, не для нашего воспитания и вразумления. Это касается и поста Христа и его первейших последствий. Потому давайте внимательно посмотри на соответствующий отрывок из Радостной Вести.

Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. 2 Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. 3 Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему: «Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом». 4 Иисус ответил: «В Писании сказано: „Не одним лишь хлебом живет человек, но всем тем, что исходит из уст Божьих”» (Втор. 8:3).

… (два других испытания)

11 Тогда дьявол оставляет Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему. (Мт. 4: 1-11)

(…прислуживали… — Греческое слово диаконэ́о может употребляться как в самом общем смысле, так и в значении «прислуживать за столом, подавать пищу».)

Ветхозаветный пост предполагал полный отказ от пищи, тогда как вода употреблялась. В исключительных случаях не пили и воду. Царица Есфирь и иудеи в Сузах, а также апостол Павел после видения Христа, не ели и не пили трое суток. 40 дней в Палестинской пустыне без воды – не реально. Да и сказано, что «проголодался». Следовательно, Христос постился обычным постом.

Испытывал ли дьявол Христа на протяжении поста, не известно. Но, мы видим, что в конце поста Сатана, а потом и ангелы, стали в плотном контакте с Христом.

Т.е., этот отрывок показывает следствия длительного жесткого поста. Первыми приступают для искушения демоны. Если постящийся выдержал с честью испытания, то такого человека посещает благодать, по Промыслу могут посетить и ангелы. А если не выдержал? Таких случаев предостаточно описано в истории монашества. Это значит, что такие подвижники взялись за пост, не отдавая себе отчет в его целях, без готовности к испытаниям, которые проявляются через искушения от демонов.

На уровне человеческой природы в настоящем посте происходит умаление жизненной силы и истончение плоти. Допускаю, что глаза души прозревают в духовное поверх телесного зрения. Потому и сказано, что дьявол «подошёл к Нему». В обычном состоянии человека дьявол действует через вбрасывание желаний в сердце человека. В тех случаях, когда в испытаниях участвуют нечистые духи, и они получат разрешение от Бога или самого человека (путем обмана), то даже могут поселиться в этом сердце, как в духовном сосуде. (я об этом писал в своих толкованиях на Мт. 8.31 и Мт. 12: 43-45).

Человек, как правило, не понимает, откуда пришла мысль. Но в состоянии глубокого поста некоторым подвижникам становится понятно, откуда мысль исходит и от кого. И даже может быть виден источник. Нынешние афонские подвижники видят этих тварей, даже свидетельствуют о внешнем виде и оцепенении тела в момент их приближения и стращания.

Потому, в настоящем длительном посту нужна усиленная молитва, чтоб не оказаться беззащитным в своей самонадеянности. Именно поэтому не рекомендуют сильно голодать тем, кто делает это ради здоровья, не зная какие духовные испытания могут быть с этим сопряжены. Неготовность приводит к тому, что душу застают врасплох, и она становится лёгкой добычей демонов и нечистых духов. Это монахов можно пугать страшным видом, а сидящему на голодной диете можно явиться в виде светящегося духа, и попросить соединиться с ним в душе. Без знаний аскетики и духовных следствий поста и голода, можно даже стать бесноватым.

Не всегда, правда. Те, кто голодают, но они далеки от Бога и веры, могут и не подвергаться искушению. Когда голодают “для здоровья”. А смысл искушать духовный труп? Искушения бывают жесткими для тех, кто по самомнению приступил к посту, будучи уверенным, что его-то уж бесы точно вокруг пальца не обведут. Как правило, это неопытные верующие и монахи в состоянии прелести или младостарчества, когда сама идея строжайшего поста им была вброшена в сердце лукавым.

И именно по этой причине, защиты от усиления нападений демонов, в посту должна быть почти непрестанная молитва, поскольку силы самого человека слабы по сравнению с демонскими, и без защиты Бога, человеку не устоять. Если нет практики постоянной молитвы, то и пост будет вреден. Это одна из причин, почему я не берусь за такой пост. Если пост бывает фарисейским, в виде воздержания с компенсацией углеводами до насыщения, то демонам и приставать не нужно. Человек только думает, что постится. И у него не возникает потребности больше молиться, если никто не нападает. Кстати, это может быть критерием, вы поститесь, или играете в православный пост.

Есть две связи «пост-молитва». Когда молитва оказывается ограждением обнаженного духа от других духов, и когда молитва является следствием ощущения усиления связи ума души (духа) с Богом. Последний вариант выглядит привлекательным, но может быть сопряжён с прелестными состояниями, когда человеку кажется, что у него молитва лучше в посту, что у него духовный подъём, что он чувствует духовное присутствие. Конечно, это может быть и действительным состоянием. Но у не опытного практика без опытнейшего наставника не будет критерия проверки истинности ощущений при молитве. Было ли это прелестное состояние или прикосновение благодати. Хотя Брянчанинов дает вполне внятное объяснения о разнице. Но все ли его читали?

Для посещения человека благодатью Бога съеденное мясо не может быть препятствием, а вот тщеславие или гордость от строгого поста – может. В него впадали и намного более опытные, чем я. Потому, это еще одна причина личной неготовности к такому посту.

Цели поста

Я ранее писал в статье «…Молитвой и постом», что если бы я рукополагался, то последовал бы примеру Христа. Я чувствовал нутром, что в этом есть некое подобие посту Иисуса. Перед чем-то крайне важным в духовном плане надо пройти духовное испытание. Надо понять, пригоден ты к духовной миссии, или нет. А духовное испытание производится, естественно, духами, а не людьми. Для этого нужно дать им возможность прямого воздействия на нас, не давая им места в своем сердце и не разрешая там поселиться. Но на сегодня я не уверен, что мне тогда был бы этот пост полезен. Сейчас, отдавая себе отчет во всех следствиях, можно было бы пойти на испытание настоящим постом. Однако, вышеизложенные причины подсказали бы, что это риск, на который нужно не бояться идти, надеясь на Бога и его помощь, если понимаешь, зачем это тебе нужно. Каковы цели риска прохождения искуса? Ведь мой образ жизни далёк от подвижнического. Да и миссия священства просто несопоставима с миссией Христа.

постхристовУ Христа была миссия на земле, уникальная в истории. Предполагаю, что ему, как Богочеловеку искушения Сатаны были не опасны. Просто Сатана об этом мог не знать, раз пытался. Но они опасны для тех, кто собирается приступить к служению, будучи обычными людьми. И Господь в Евангелии дал сразу два намёка. 1.Когда идете служить Богу и людям, вы должны пройти духовное испытание. А для этого нужно поститься по моему образу. 2.Испытывать вас будут духовные существа, далеко не всегда относящиеся к людям дружелюбно. Пример Иова всегда должен быть перед глазами ума.

Но не только в этом испытании суть. Дальше к Иисусу пришли ангелы. Великих же подвижников посещала благодать Бога, которая их реально подкрепляла. Это подтверждает сам Иисус прямо в ответе Сатане, а также в случае с самарянкой, когда Господь привел в замешательство вернувшихся с едой учеников словами: «32 «У Меня есть пища, о которой вы не знаете», — ответил Он. 33 Ученики стали говорить между собой: «Может быть, кто‑нибудь принес Ему поесть?» 34 Иисус говорит им: «Моя пища — исполнить волю Того, кто послал Меня, и завершить Его дело». (Ин. 4: 32-34)

Таким образом, успешно прошедший испытание духами злобы, и исполняющий волю Бога, получает от Него «небесную пищу», укрепляющую его духовно, и даже физически. Благодать дает человеку мудрость в помыслах и делах. Если человек готовился к служению постом, то может получить дары Духа. Если в нем станут наблюдаться людьми и плоды Духа, то они подтвердят, что он стал деревом добрым, которое приносит добрые плоды, когда они нужны.

Понятное дело, что Дух подает Дары не просто за то, что вы отсидели на воде 40 дней, и отмолились от демонов Иисусовой молитвой. Дух дает тому, кто принесет плод в 30, 60 и 100 раз больше. Кто закопает в землю талант, тому Дар не нужен. Да и бесы могли вас вообще не трогать, не найдя достойного их искушения. Потому я и говорю, что даже перед служением не каждому будет этот пост полезен. Особенно, если поститься по тщеславию или самоуверенности. Не стоит поститься даже по принципу царицы Эсфири. Мы постимся – а Ты нас выручи. Или дай нам что-то. В Ветхом Завете, который работал на механизмах справедливости через жертвы и удовлетворение за грехи такой подход был оправдан. Но подобных примеров напрочь нет в Новом Завете. Потому, выводить посты из Ветхого Завета для Последних времен, от Распятия до Второго Пришествия в силе, будет не по духу любви. А ведь выводят…

Откуда взялись календарные посты?

… из Ветхого Завета. Помните одно из оправданий фарисея в его молитве перед мытарем в Храме? Я дважды в неделю пощусь… (Лк. 18:12) Узнаете среду и пятницу? «Ко времени ветхозаветного пророка Захарии получили свое развитие четыре поста (Зах. 8:19)… Книга Дидахе вменяла в обязанность два поста, по средам и пятницам.» – по подобию, как у евреев. Ричард Фостер  Четыре поста, два постных дня в неделю, среда и пятница, задолго до Христа. Как все знакомо, и как все несоответственно той свободе от Закона и справедливости, которую подарил христианам Новый завет любви. Как Петр предлагал сначала сохранить обрезание, но его промыслительно вразумил Святой Дух, так и перенесли все что можно и нельзя из Ветхой Церкви в Христианство. Но навесили свои смыслы, как с языческими праздниками, которые слили с введенными христианскими, типа Рождества или Сретения.

Иудаизм, в дальнейшем, скатился в предания старцев и навводил постов, лишь бы был повод для фарисейства. На сегодня их более 20. И мы туда же. Если добавить к четырем постам Масленицу,  Страстную, среду и пятницу, два сочельника, Крестовоздвижение, Усекновение главы, то от иудеев не сильно и отстанем. Хотя иудеям Законом Моисея был заповедан один пост в году – День Искупления (Лев. 23: 27). Это тот пост, который упоминает апостол Павел во время плаванья в Рим (см. «…Молитвой и постом»). И все. Все остальное – народно-фарисейское творчество. Так иудеям хоть один был установлен по Закону, а у нас ничего не было установлено, и мы не сильно от них отстали.

Так что установление православных и католических календарных постов имеет ветхозаветные корни, и к заповедям Христа и апостолов в Новом Завете не имеют отношения. Впрочем, если я невнимательно исследовал Новый Завет, укажите и подскажите, где дается заповедь о посте, ну или хотя бы пример апостолов в посланиях.

Не надо мне приводить 2 Кор. 11: 26-27. Там, где Павел, вроде, говорит, что он много времени проводит в постах. Современный русский перевод РБО перевел слово «в постах», как в «впроголодь», дословно, и оно по контексту больше подходит. 26 Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев… 27 Изнурительный труд, бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота… Т.е., здесь идет речь о недоедании по причине нужды и объективных жизненных обстоятельств и скорбей, а не об умышленной умеренности к пище.

Зато есть жесткое осуждение отказа от определенных видов пищи (см. 1 Тим. 4: 2-3 в предыдущей статье), и есть предостережения от строгих постов в Кол. 2: 20-23. 20 И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира, зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания, словно вы всё еще живете в этом мире? 21 «Не прикасайся!» «Не ешь!» «Не трогай!» 22 Да все эти запретные вещи для того и существуют, чтобы быть уничтоженными при употреблении! Все это — человеческие заповеди и учения! 23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой‑то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти! О чем я и писал в прошлой статье, обосновывая своё решение.

Как относиться к разногласиям во взглядах на пост?

Очень просто. Не осуждать друг друга. Хотя я и считаю, что приведенные выше цитаты апостола однозначно против календарных постов, и нигде не дают им поддержки. Но… Приведу пример из Письма к Римлянам, где апостол Павел дает заповедь не осуждать тех за слабую веру, которые едят только овощи и фрукты, опасаясь нарваться на рынке на продаваемое идоложертвенное мясо.

Человека, вера которого слаба, принимайте к себе, но не вступайте с ним в споры о его взглядах. 2 Скажем, один верит, что можно есть все, а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи. 3 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест. Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. Ведь Бог его принял! 4 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?! Его господин сам решит, стоит тот или упал. Но он все же будет стоять, потому что Господь властен поднять его. 5 Один считает, что какой‑то день важнее остальных дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый поступает по своему разумению. 6 Тот, кто особо чтит какой‑то день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест, ест в честь Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не ест, в честь Господа не ест — он тоже благодарит Бога. 7 Ведь никто из нас не живет только для себя, и никто не умирает для себя. 8 Если мы живем, для Господа живем. Если умираем, для Господа умираем. Живы мы или мертвы, мы принадлежим Господу. 9 Потому что Христос умер и снова стал жить, чтобы господствовать над мертвыми и над живыми. 10 Что же ты осуждаешь своего брата? А ты? Что ты презираешь своего брата? Все мы предстанем перед Судом Божьим. (Рим. 14: 1-10)

Хотя контекст касается идоложертвенного мяса, его можно приспособить и к проблеме воздержания. В духе цитаты я не «наблюдаю за днями» и все дни для меня равны. Потому я не придерживаюсь праздников и постов по церковному календарю («Нестерпимы мне празднества грешников»). Я не должен презирать тех, кто придерживается, даже если я внутренне соглашаюсь с позицией апостола, что это признак слабой веры. Но и меня не должны осуждать за то, что я не бегу с утра пораньше на Преображение святить яблоки или не воздерживаюсь от мяса в Крещенский сочельник.

Эта цитата привела меня ещё к одному выводу, что может я и не прав в отношении возможности поста как жертвы Богу в Новом Завете. Свт. Игнатий Брянчанинов подорвал себе здоровье постами не по разуму, но все же стал святым. Значит, Бог может принимать и такие жертвы. Мы просто не знаем причины святости святителя Игнатия. Может посты здесь вообще не причем. Но если я ем, я ем в честь Господа, потому что вижу дух умеренности в Радостной вести, а кто не ест мяса в пост, то может ему засчитается, что он «в честь Господа не ест»? Хотя слово “засчитается” уже попахивает фарисейством и справедливостью Закона, а не любовью Нового Завета. И хотя от невкушения идоложертвенного воздержание и рядом не стояло, но пусть будет так. Главное придерживаться выбранного, и не вступать по этому поводу в споры.

16 Итак, пусть то, что вы считаете хорошим для себя, не вызывает дурных толков. 17 Ведь Царство Бога не есть нечто, относящееся к еде или питью. Оно — справедливость, мир и радость, которые дает Святой Дух. 18 И если человек так служит Христу, он приятен Богу и в почете у людей. 19 Итак, мы должны стремиться к тому, что несет нам мир и взаимную поддержку. 20 Не разрушай ради пищи дело Бога. Есть можно все, но плохо, если ты вводишь человека в грех пищей, которую ешь. 21 Лучше не есть мяса и не пить вина, если этим ты вводишь брата в грех. 22 Держи свои убеждения на этот счет про себя, пусть о них знает только Бог.(Рим. 14: 16-22)

Если бы последнее предложение цитаты было сказано не об идоложертвенном мясе, а мясе вообще, то нужно было бы удалять предыдущую статью с сайта. Если убеждения нужно держать при себе, то публичная статья о них явно неуместна. Но, все же, контекст именно таков, а запрет есть отдельные виды продуктов, однозначно осуждается апостолом. Потому статья, хоть и показывает мои личные убеждения, но они критикуют не личные убеждения верующих, а церковную традицию, расходящуюся с духом и буквой Нового Завета.

При этом, я для себя уяснил, что если попасть в сборище традиционалистов на какой-то праздник в посту, то доставать кусок колбасы и демонстративно его есть, не стоит. Я себе ем мясо дома, а на людях не показываю своего пренебрежения к их практике и не вступаю с ними в споры. Но если спросят, то дам честный ответ о своих убеждениях. Статья же о моем выборе умеренности демонстрирует, что может быть иной взгляд и иная практика в отношении календарных постов. Может кто-то и думал над этим, да не решался выйти за пределы традиции, опасаясь духовного одиночества в подобной практике. Так же, как некоторые блогеры в обсуждалке смущаются и опасаются выхода за рамки Православия. Хотя, как я показал выше, посты не определяют православность. Все нужно делать без смущения, с чистой совестью. Счастлив человек, который не осуждает себя, поступая по своим убеждениям. 23 А если он сомневается, можно ли ему что‑то есть, но все же ест, он уже осужден, потому что поступает не по вере. А все, что делается не по вере, есть грех. (Рим. 14: 22-23)

 

PS После выхода всех четырех статей по посту я все делаю без смущения. Пока же не разложил все по полкам в уме и сердце, такой уверенности не было. Не было и перехода к новой практике.

 

Первая статья о жадности, лакомстве и чревоугодии

Вторая статья об отсутствии в Евангелии понуждения к постам Спасителя. О ключевой постовой приписке переписчиков.

Третья статья о том, что я сам для себя принял. Своеобразный личный устав в произвольной форме.

Обсуждение

  1. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    12:43 25.08.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Спорить смысла нет, позиция твоя ясна, а Бог по твоей вере, если ты Его искренне ищешь, откроет тебе прав ты или нет. Но как ты поступишь на исповеди, если скажешь, что оказался от постов и тебе вменят это в грех? Сможешь ли подойти к Чаше без раскаяния? Ты ведь сам, в начале статьи, сказал, что многие начинают поститься чрезмерно от высокоумия, и без духовного руководства, что проиводит к прелести. А не допускаешь, что и полностью пост бросают также от духовной прелести, если без благословения опытного духовника? Ведь спокойствие совести не всегда обозначает правоту.
    Моя позиция проста: пока я я прихожанин, я отвечаю только за себя и не берусь кого-либо упрекать за несоблюдения поста или даже отказ от него. А сможет ли священиик пройти мимо и благословить твой эксперимент или отправит тебя к владыке? Я уже не говорю о духовных авторитетах в монастырях, которые ты предлагал распустить за ненужностью и безблагодатностью. Что тогда будешь делать,- это прямой и очень реальный шанс для ухода из Церкви (если запретят не поститься полностью)?

  2. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    12:46 25.08.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Под евхаристическим постом ты понимаешь правило не вукшать пищи и не пить воды 6 часов до Причастия?

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:22 25.08.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да. Но у меня получается 8-9. Духовник знает, что я пощусь евхаристическим постом, а в субботу мог есть мясо. И уже давно знает. Слава Богу, он понимает, что это не грех. Несоблюдение постов, установленных Церковью, не может являться грехом. В принципе. И каяться в этом на исповеди нет смысла, любому батюшке, хоть чужому, хоть своему. Потому мне это вменят в грех, только если спросят. Но я и так стараюсь исповедоваться и причащаться только в своем храме, чтобы не нарваться на буквоедство и фарисейство на другом приходе.
    У нас есть “грехи”, перечисляемые перед исповедью священником, которые и грехами не являются в полном смысле этого слова. Это или нерадение, или следствие маловерия, а иногда и понимание ненужности, а то и вредности для меня той или иной практики. Типа целование икон и мощей, походы на акафисты, бесконечные воздержания, посещение 4-часовых всенощных, освящение яблок, веток, травы, куличей, походы на праздничные службы в будние дни. Есть, кому это нужно. Мне – нет. И не вижу смысла делать в церкви что-то бессмысленное до тех пор, пока этот смысл не откроется. А если не откроется, то оно и не нужно.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:40 25.08.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    И еще, Юра, прочитай последнее предложение в последней цитате. “Все, что делается не по вере, есть грех”. Веруем мы в Христа, Сына Бога и в Пресвятую Троицу. Да, мы верим и в единую святую соборную и апостольскую. А значит и в правила. И на момент составления Символа, да и после этого, правила не определяют, что не соблюдение постов есть грех, и анафеме не подвергаются. Но когда произносились слова апостолом никто не требовал верит в Церковь. Нет этого. Есть вера в Сына и его заповеди. Для веры было достаточно даже устной проповеди Павла. Ни о каких постах и речи не было. Из Ветхого Завета в облом почитателям обрезания собор апостолов сказал только избегать употребления удавленины и крови. Всё. И накладывание постов на верющих, не по преданой вере (предание) и есть “не по вере”. Вера этого не требует, а лишь допускает, и то не для всех. Потому я поступаю по вере, и вменить это в грех, значит противится апостолу.
    “Все это — человеческие заповеди и учения! 23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой‑то мудрости, но грош им цена.”

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    21:14 25.08.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    У Честертона в Вечном человеке есть рекомендация, что если не видишь объёмно нечто изнутри, нужно стать внешне к этому нечто. Это как легкое обнаружение сучка в чужом глазу. Понять, что соответствует Евангелию в Церкви, а что – нет, крайне сложно, находясь в Церкви и принимая на веру любой элемент Предания. Но на то оно и предание, что туда, по мере удаления от Источника все больше вносится человеческих заповедей. И здесь теория развития оказывается крайне вредна, которая теоретической святостью Церкви и послушанием ей ее членов пытается оправдать и признать непогрешимой любую истину от людей. Потому нужно выйти на Евангельское поле, и издалека посмотреть на Церковь и ее Предание. И все, что не растет на Евангельском поле, но обнаружено в Церкви и оно не происходит напрямую от исходника, можно игнорировать, если к этому тебя подталкивает твоя совесть. Оно существует для других, кто без фарисейства не может и шагу ступить, и в нем и умрет. Им нужно будет хоть что-то привести в оправдание. А тот, кто ждет оправдания от Бога за веру, должен исходить из чистого источника, коим является Радостная Весть


  6. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    21:32 25.08.2014

    Придраться не к чему. Даже не знаю, что писать. Три последних комментария к статье Вячеслава полностью в духе христианства. Может не строгое православие, но на Страшном Суде будут судить за верность Христу, а не Церкви. Если верующий берет ответственность на себя, не прикрываясь благословением духовника, значит по вере. Остальное – не нам судить. Кто берет ответственность, тот и ответит.

Sorry, the comment form is closed at this time.