Нестерпимы мне празднества грешников (Ис. 1: 13)

01.06.2014 / / Мнений — 1134 / Статей — 372 / Дата регистрации — 23.09.2013

Вот полный текст, откуда взят заголовок статьи:

жертва11 «Не нужны Мне ваши обильные жертвоприношения,— говорит Господь. — Сыт Я сожженными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна. 12 Вы являетесь предо Мной, но кто требует всего этого у вас? Зачем вы топчете дворы Храма Моего? 13 Довольно приношений никчемных! Их дым омерзителен Мне. Новолуния, субботы, собрания… Нестерпимы Мне празднества грешников! 14 Новолуния и праздники ваши возненавидел Я. Они в тягость Мне, Я устал их терпеть. 15 Ко Мне простираете руки, но Я отвернусь от вас. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас. Ваши руки в крови! 16 Омойтесь, очиститесь, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло… (Ис. 1: 11-16)

 

Толкование текста – на поверхности. Не ради этого задумывалась статья. Понятно, что люди стали формально отмечать праздники, усилив их различными традициями и заповедями человеческими, полностью забросив исполнение заповедей Бога. Поэтому, данная статья, не толкование в чистом виде, а преломление в сегодняшний день библейского текста, как в Мыслях по книге Иова.

Интересно, что Бог сам учредил празднование новолуний, суббот и праздников, и даже форматы празднования и жертвоприношений.

В дни радости — в праздники и новолуния — трубите в трубы, принося жертвы всесожжения и пиршественные жертвы. Это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я — Господь, ваш Бог». (Чсл. 10: 10)

Они (левиты) должны регулярно и в нужном количестве совершать перед Господом всесожжения: по субботам, в новолуния и по праздникам. (1 Пар. 23: 31)

В новолуние приносите Господу жертву всесожжения — двух быков, одного барана и семь годовалых ягнят без изъянов. (Чсл. 28: 11 )

Так говорит Соломон, царь Израиля:

4 Теперь я строю Храм для имени Господа, моего Бога, чтобы воскурять пред Ним благовония, приносить регулярные хлебные приношения и совершать всесожжения — утром и вечером, в субботы, новолуния и в дни, назначенные Господом, нашим Богом, как навеки заповедано Израилю. (2 Пар. 2: 4)

Новолуние — праздник начала нового месяца, один из важнейших праздников древнего Израиля; в Ветхом Завете часто упоминается вместе с субботой. Новолуния отмечали и языческие народы. Потому Иегова сказал и израильтянам отмечать, поскольку понимал, что люди скатятся к этому сами. В отмечании новолуний нет ничего плохого, как в принесении жертв младенцев Молоху. Потому все безобидное, нейтральное и не приводящее к поклонению богам, Бог вложил в заповедь. Если бы этого не было в заповеди, то хронически впадающие в язычество древние евреи, получили бы гораздо большее осуждение.

Тема языческих уклонений израильтян – ключевая в эпоху до возвращения из Вавилонского плена. Из-за этих уклонений, иногда на несколько правлений царей подряд, Израиль получает скорби и наказания. И мы видим, что новолуния и праздники соблюдаются формально, параллельно с поклонением  языческим богам.  11 Положу конец ее веселью — праздникам, новолуниям, субботам, всем торжественным дням. 12 Лозу и смоковницу, о которых она говорила: „Вот вознаграждение, которое дали мне любовники”, Я разорю, обращу в дикие заросли, и пожрут их дикие звери. 13 Я заставлю ее ответить за дни, проведенные с Ваалами, которым она приносила жертвы. Надев серьги и украшения, ходила она за любовниками своими, а Меня забыла», — говорит Господь. (Ос. 2: 11-13)

После Вавилонского пленения до прихода Христа Израиль укореняется хотя бы в формальном поклонении Богу, без уклонения в язычество. Но, при этом, впадает в исполнение заповедей человеческих и тех заповедей Бога, которые легко формально исполнить. К ним относятся и жертвоприношения животных на различные праздники.

С формальной точки зрения к празднованию новолуний и других праздников – не прикопаться. Бог установил, мы исполняем. Т.е., даже не люди заповедали в рамках преданий, а сам Бог дал указания. При этом не замечается, что Бог ещё кое-что установил и заповедал, и те 10 заповедей – не исполняются. Выбор пошел по магическому и языческому пути. Мы приносим Тебе жертвы, не работаем и оттягиваемся по-полной в установленные Тобою дни, а Ты засчитай нам это в праведность, даже если мы будем убивать, прелюбодействовать или воровать.

mfotor6573Я тут подумал, а чем мы лучше? У евреев новолуний было 12, иногда, 13 (длина лунного месяца 28 дней). А у нас только двунадесятых праздников 12, плюс Пасха. Еще у нас есть великие праздники, типа, Покрова, которые стали такие почитаемые, что некоторые двунадесятые на их фоне смотрятся серенько, особенно прошедшее Вознесение. Впрочем, меня уже ничто не удивляет. О теме нашей тяги к почитанию и отмечанию я писал и в фарисейском цикле статей, и в специальной статье. Но тему праздников не затрагивал.

Как отмечали новолуние евреи? Приносили жертву и садились за стол пировать. Если в храме или синагоге, то могли помолиться на службе Часа и послушать отрывок из священных книг с толкованием. Вам это ничего не напоминает? Мне напоминает любой наш православный праздник.

«Отстояли» на службе, в лучшем случае исповедались (перечислили грехи с бумажки) и причастились (достойно, естественно), пришли домой, плотно покушали и дальше «ничего не делаем». На мелком приходе обед может состояться возле храма или в храме, в зависимости от приходских традиций и конкретики праздника (храмовый, престольный).

Так и хочется спросить: Ну и чё? Этот формат проведения времени нас как-то приблизил к Богу? Мы сделали шаг по пути спасения? Мы как-то угодили Богу? Только если исповедь была не для пропуска на причастие, а по духовной потребности, то вкупе с причастием мы очистились и получили прививку от греха. Но это мы могли сделать и в любое воскресенье, и даже не в воскресный день.

праздникиЕвреям через Моисея Господь дал конкретные указания, что и когда праздновать. У нас же есть единственное указание: «Делайте так в память обо Мне». (Лк. 22: 19). И не было сказано, что только раз в году на еврейскую Пасху. Потому Церковь и делает это всегда, кроме трех дней в неделях Великого Поста, и в Страстную пятницу. Кстати, отсутствие Литургии в понедельник, вторник и четверг в Великом посту у меня вызывает больше вопросов, чем ответов, с позиций евангельского духа, а не литургики. Больше не было сказано делать ещё что-то, или что-то отмечать. Но мы решили придумать праздники под события из земной жизни Христа и Его Матери. Просто собираться «в память обо Мне» Церкви очень быстро стало нудно. Часть праздников – вообще языческие календарные проекции, которые должны были наполнить привычные языческие народные праздники христианским смыслом (Рождество Христово, Рождество Крестителя, Сретение). Опять знакомая параллель. Чувствуете? Бог допустил, и даже узаконил элементы языческого культа для избранного народа. И здесь на языческий культ наложили христианский смысл. Но что в результате?

освящение яблокА в результате, тот же гнев Божий, который в первой цитате и названии статьи. Конечно, я не могу этого засвидетельствовать Духом Святым. Но для понимания этого можно приложить разум и евангельские стандарты. Я был бы рад ошибаться, допуская, что все люди приходят на службу с глубокой настроенностью на молитву и покаяние, с любовью к Богу и ближнему. Но, даже мой пример это опровергает. Кроме того, я наблюдаю, иногда, за назначившими себя дежурной по подсвечнику возле Николая, и нутром чувствую, что я не один такой))). И это в простую воскресную службу, в целесообразности которой нет сомнений. А когда народ приходит с вениками (на Вербное, Троицу или Илии), с яблоками (на Преображение), или стоит в очереди за водой на Крещение, то я понимаю, что таковых большинство, без преувеличения. Хотя в душу не заглянешь и 100-процентной гарантии не дашь. Но по тёркам, разговорам и скучающему взгляду это понять можно. Особенно по тому, что после Отче наш спрашивают: «А куда эта очередь?» или происходит массовый исход из храма. Отстояли, можно и по домам, или выстроится под храмом на освящение «дров» или фруктов. И если бы Господь по такому формату наших отстаиваний сказал бы: «Праздники ваши возненавидел Я» (как раз по количеству новолуний в году), я бы не удивился. Разве Богу нужна наша трава или яблоки? Кстати, о яблоках в Типиконе ни слова. Там говорится о винограде. Но нам хоть что-нибудь посвятить. Растут на Руси яблоки, значит даже Ева яблоки рвала. Смешные мы со своими проекциями.

Кстати, Богу вообще от нас ничего не нужно. Просто, Он – Любовь. А Любовь хочет всем благой вечности. И никакие праздники нас не приблизят к ней. Только пресечение зла в себе и культивирование доброты для получения дара любви. Конечно, можно и на службе учиться не раздражаться, держать внимание на молитве или песнопениях службы, если понимаешь церковно-славянский язык. Но праздник этому никак не помогает, а иногда даже мешает. Глядя на толпу и заполненность в храме, я стал избегать исповедоваться на праздники. Также, не могу удержаться от снисходительного сожаления о количестве и рьяности обрядоверов (хотя понимаю, что это сродни высокомерию), стоящих в сильный мороз за водой. Хотя если освящаются все источники, и все воды между собой соединены через трубы, то у нас всегда из крана бежит святая вода. Ведь если воду освятили, то она в банке стоит годами. Значит, и остальные воды остаются освящёнными. И чё тогда в очереди стоять? Открутил кран, и набирай хоть ванну. Освящение горожанами яблок, купленных в магазине, вообще смысловой нонсенс. Производитель яблок мог бы посвятить первоплоды для благословения Божьего на весь урожай, но горожане их не выращивают. И делают исключительно магическое и бессмысленное действие. Горожанину естественнее было бы принести первую тысячу гривен с бонуса за закрытый проект и положить ее в церковную копилку, чтоб Господь благословил и другие проекты в будущем.

В идее праздника, возможно, лежит сопереживание событиям. Но некоторые обороты священников на проповедях (с академическим образованием) у меня вызывают ступор, типа, «Давайте же и мы братья и сестры молиться Богомладенцу Христу, чтоб он нас вразумил….» и т.д. Господь  успешно отбыл Богомладенцем больше 2000 лет назад, и этот призыв выглядит каким-то православным сюсюканьем, а не призывом к молитве верующих. А сказано исключительно в угоду праздника. В обычное воскресенье батюшке и в голову бы не пришло такое выдать. Такой призыв – это уже не сопереживание, а какая-то актуализация давно происшедшего события, с предложением разделить такой взгляд священника. А как сопереживать событиям, если о них мало знаешь, им мало посвящено времени, евангелие читается на непонятном языке и далеко не всегда трактуется в проповеди? Да и в Писании событие описано скудно, или вообще не описано, поскольку не было в целях Бога, чтоб люди превращали это в праздник. И как этому сопереживать? Особенно, если понимаешь, что тебя мотивируют сопереживать человеческим домыслам, а не свидетельству Писания.

Есть еще одно оправдание праздникам – возбуждение религиозных чувств, напоминание, что ты христианин. Но чем для этой цели не подходит воскресенье – еженедельная Пасха? В принципе, подходят и сами праздники, но не с тем формальным отношением и ритуальностью, которая им свойственна в религиозных чувствах прихожан.

Интуитивно я внутренний противник буйства обрядности некоторых праздников, поскольку понимаю, что это превращается в смоковницу с буйной листвой, но на которой Господь не нашел ни одной смоквы. И проклял ее. И она усохла. У меня ощущение, что на начальном этапе становления Церкви, Бог мог мириться с этими праздниками, как мирился с новолуниями у евреев. Но уже давно эти праздники при христианском содержании являются бесполезным придатком религиозности. И никто не желает правильно ориентировать людей в том, что это не главное, поскольку на праздники увеличиваются пожертвования.

Я сам уже давно отказался от ношения веток, травы, яблок, воды на освящение, от выведения крестов на дверях и ношения свечи в Великий Четверг. Это все пустое. Может через это нужно пройти каждому, чтоб понять, что за этими ритуалами ничего не стоит. Если ты все это исполнишь, но не будешь иметь любви, то не спасёшься, а если будет наоборот, то ты спасен. Этим и определяется ничтожность для спасения усилий по почитанию праздников. Да, люди с этого начинают. Не начинают учиться математике с интегралов. Нельзя убрать обряд полностью из церковной жизни. Но от него нужно постепенно удаляться. Потому и к праздникам нужно иметь отношение как стартапу для воцерковляющихся, а для себя, как повода причаститься, если позволяет время и есть желание.

Потому, я не предлагаю праздники устранить вообще. Но есть люди, для которых почитание праздников – это вершина их благочестия, а не только этап воцерковления. К ним может быть обращена цитата в названии статьи, и ради таковых она и написана. Конечно, не стоит отбирать у таковых возможность хоть чем-то попробовать оправдаться или Богу их помиловать. Но лучше было бы таки вытащить их из этого состояния формального благочестия. Очень слабое и зыбкое оправдание на Суде – почитание праздников. Если даже апостол сказал, что даже если он пророчествует, но не имеет любви, то он – медь звенящая.

На мой взгляд, нужно убрать мифотворчество и избыток обрядовости в установленных праздниках. Ведь даже преп. Серафим Саровский говорил, что «кто не хранит праздников, у тех жены умирают родами», имея ввиду воздержание от супружеских отношений. Мы понимаем, что это поучение из области неавторитетных. Ведь Радостная Весть молчит о воздержаниях от супружеской жизни в «среду и пяток, по праздникам и воскресеньям», а говорит только об отказе «по согласию между супругами для упражнений в воздержании». Воздержание должно быть за сутки до причастия, спору нет. Но если мы не планировали причастия, не договаривался я с супругой о воздержании, то брак честен и ложе непорочно. И не надо на людей вешать бремена неудобоносимые, поскольку праздников в году наплодили столько, что вместе со средами и пятками, вкупе с воскресеньями, впору в монахи идти.

Но не все имеют такое понимание. Отсюда и рождаются попытки перед работой забежать на службу в храм, и потом роптать, что приходится в этот день работать. Отсюда напряги в семейной жизни, когда один фарисей делает супруга или супругу ропщущим неверующим. И сам не спасается и другого подставляет. И часто это делается ради праздника или ещё какого-то установления. Правда, одно из последних благословений духовника показало, что любовь выше праздника. Я искренне порадовался, поскольку и духовники нередко склонны к фарисейству, особенно доверяющие любой фразе от «святых отец». При этом забывают, что даже в Новом Завете приписок немало, а старцам могли приписывать отсебятину тоннами. Потому мне хотелось бы верить, что вышеприведенное наставление старца Серафима из области приписок не в меру православных. Ведь если сам Бог критиковал зацикленность на праздниках и обрядоверии евреев почти 3000 лет назад, то допустить, что духоносный старец ставит в зависимость от моего хранения праздника смерть моей жены при родах, это значит отбросить любовь, и вернуться на 3000 лет назад. Это там было: не принес жертву – жди кары от Бога. А принес – можно пировать и делать что хочешь, Бога я уже ублажил, а на остальное он глаза закроет.

Я бы еще понял, если бы люди использовали праздник, как повод причаститься не в осуждение. Это действительно было бы правое благочестие. Слава Богу, таких верующих немало. Но ведь есть и массовое простое трудничество: помазаться на Всенощной, отстоять Литургию до Отче наш, ну или чего-нибудь освятить. Присутствие на службах, когда поется и читается на церковно-славянском языке, большого смысла не имеет. Уж лучше почитать внимательно Священное Писание. Честно говоря, даже если служба была бы на русском или украинском языке, в этом нет большого смысла, если не «Делать так в память обо Мне». Не рекомендовал Христос отстаивать службы, поскольку это создает фарисеев. Он говорил о молитвенности, его апостол Павел – о молитве на понятном языке. А просто простоять полтора часа, слушая, не понимая что, и не причастившись – нет в этом большого смысла, кроме сказать себе: «Вот, отстоял для Тебя». Языческая сущность человека не поменялась. Какими были 3000 лет назад, такими и остались. Мы вот тут на праздник пришли, 2 часа отстояли, веток насвятили непонятно зачем, а Ты уж нас спасай. Где-то так ведет себя переменная часть прихода, которая является в храм, когда есть что с собой принести на освящение. И эта часть весома.

Нам и так известны все истины, которые пропеваются и прочитываются на службе. О празднике гораздо больше информации можно получить в Википедии, чем на самой службе праздника, даже если была проповедь. А если проповеди не было, то это вообще вещь несопоставимая. Меня уже критиковали на ФБ, что я воспринимаю службу, как источник информации, а на службе можно и помолиться. Согласен, но помолиться можно и в любой воскресный день, и даже просто в любой день. Я же пишу о том, что куча выдуманных праздников и их отстаивание создает бессмысленные напряжения верующих, не в направлении работы над собой, а направлении простого исполнения церковного предания. Это исполнение создаёт иллюзию того, что человек идёт по пути спасения. Оно требует физических бессмысленных усилий, от которых человеку нужно отдохнуть.  Их, на мой взгляд, лучше было бы заменить духовными усилиями, на которых и настаивает Господь. Фарисеи так доисполнялись всяких преданий, что получили от Господа обличение: «Лицемеры и порождение змея». Евреям еще раньше было сказано: «Нестерпимы мне празднества грешников». Допускаю, что мы просто не слышим, как нам говорится: «Опостылели Мне ваши двунадесятые и великие. Не ем я яблок и не лечусь травами. Омойтесь, очиститесь Моей плотью, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Исполняйте Мои заповеди и ищите Даров Духа, а не исполнения заповедей человеческих и похвалы за это от людей.»

Прошу прощения у Бога за дерзновение написать прямую речь от Его Лица, но что-то наподобие большинство называющих себя христианами (православными или католиками), должно быть готово услышать о своей духовной практике.

 

С наступающей Пятидесятницей (Троицей).

И здесь не понятно. По сути, это прямой праздник Святого Духа, а Духов день почему-то празднуется в понедельник. И кто-то там что-то глаголет об унижении Святого Духа католиками в Филиокве.

Для названия «Троица» куда больше подходит содержание Богоявления, где были представлены все три Ипостаси Бога. Но это так, для постскриптума. Чтоб стало понятно, что можно и без праздников исповедовать истины Евангелия, а можно и с праздниками запутаться в стереотипах Предания.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Гермиона
    Гость
    08:23 25.06.2014

    Спасибо за Ваши статьи!
    Иногда нету времени, сейчас читаю с большим интересом. Нахожу много созвучного своему опыту в Церкви.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:54 06.07.2014 / Мнений — 1134 / Статей — 372 / Дата регистрации — 23.09.2013

    16 Так пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите и что́ вы пьете , и не спрашивает, соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы. 17 Это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же — во Христе! 18 Не допускайте, чтобы вас осуждали люди, которые обожают смирение , поклоняются ангелам и распространяются о собственных видениях . Напрасно они кичатся своим умом, он у них все еще земной! 19 Такие люди больше не связаны с Главой, которая питает тело и придает ему благодаря его связкам и суставам единство, чтобы это тело возрастало по замыслу Бога .
    20 И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира, зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания, словно вы всё еще живете в этом мире? 21 «Не прикасайся!» «Не ешь!» «Не трогай!» 22 Да все эти запретные вещи для того и существуют, чтобы быть уничтоженными при употреблении! Все это — человеческие заповеди и учения! 23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!
    Это из 2 главы послания Колосянам. Апостол Павел проехался и по постам, и воздержаниям и праздникам


  3. Предупреждений - 0
    Denis
    Гость
    17:30 17.11.2014

    Спасибо! Хороший текст. Интуитивно после 20 лет церковной жизни пришел к подобным же мыслям.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


× 5 = сорок