Заповедь человеческая

19.02.2014 / / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

В этой статье хочу написать о склонность большинства верующих к приоритетному выполнению человеческих заповедей по отношению к Божьим. Основное задание этого размышления выяснить свойства человеческих заповедей с позиций предпочтительности их исполнения большинством верующих. Почему люди, иногда, с радостью выполняют человеческое, и опускают, и даже пренебрегают Божьим? Замечена жёсткая обратная зависимость, на которую указал сам Спаситель: чем больше люди исполняют человеческих заповедей, тем меньше заповедей Бога, и тем сердце людей дальше от того, что они демонстрируют вовне в своем исповедании. В нижеприведенном материале попытаюсь дать объяснение этой человеческой склонности к своим же заповедям.

Свойства человеческих заповедей

Радостная весть от Матфея Глава 23: 23-24  В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя Закона. 2 «Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук перед едой…» — спрашивают они. 3 «А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? — возразил Он. — 4 Бог сказал: „Чти отца и мать”и „Всякий, кто оскорбит отца или мать, должен быть предан смерти”. 5 А вы говорите: „Если кто скажет отцу или матери: Что ты мог бы иметь от меня — то мой дар Богу, 6 ему уже не нужно почитать отца”. Этим вы отменяете слово Бога ради вашего предания. 7 Лицемеры! Хорошо сказал о вас пророк Исайя: 8 „Этот народ чтит Меня устами, но сердце его далеко от Меня. 9 Тщетно их поклонение: они учат человеческим заповедям, как Моим”».

В приведенной выше цитате есть два ключевых посыла Христа:

  • «…они учат человеческим заповедям, как Моим»
  • «…вы отменяете слово Бога ради вашего предания»

В итоге, Бог говорит: «Этот народ чтит Меня устами, но сердце его далеко от Меня». Т.е., выполнение человеческих заповедей, по мнению самого Христа, уводит человека от поклонения Богу. Запомните этот вывод. Он работает по отношению ко многим человеческим заповедям официального Православного Предания.

На момент прихода Христа с миссией спасения у иудеев уже был значительный слой ритуальных и бытовых заповедей «старцев» (Предание), за которыми становился плохо виден Закон Моисея и книги пророков. Книжники от фарисеев, конечно, неплохо знали эти книги, но рядовые и не книжные фарисеи погрязли в формальном благочестии с упором на выполнение человеческих заповедей. Об этом свидетельствует сам Господь.

Мне интересно, а если бы Господь пришёл сейчас? У него бы не было повода сказать православным и другим христианам по сути то же самое, но, возможно, другими словами? Есть в нашей церковной жизни и духовной практике такое, что обрело божественный статус официального Предания, являясь чисто человеческой заповедью?

освящение_автоЕсть, и немало таких заповедей. О них и поговорим. Это тяжёлая тема, поскольку у нас очень много чисто человеческого в Предании. Причем такого, что вроде бы как и задевать не с руки. Но задеть придётся. Хоть эти вопросы уже и поднимались ранее. Суть в том, что человеческие заповеди легко исполнить. Ну что стоит что-нибудь посвятить? Заплатил денег батюшке, и вот уже без всяких напрягов для духа ты живёшь в благодати или ездишь под покровом благодати или потребляешь благодатное. Очень просто не работать в воскресенье. Даже отказаться от мяса в многодневные посты или в среду и пятницу, не так уж сложно. Очень просто выполнить «заветы» наших приходских «старцев» и «стариц» – где поклончик поясной или земной, где перекреститься, где ручки крестообразно, где передать правой рукой, где за здравие или за упокой. Все эти виды деятельности совершенно не требуют работы духа.

Беда в том, что выполнив всё это, человек думает, что спасается. Если же он не делает ничего духовного вообще (таинства, внимательная молитва), то движения по пути спасения не происходит. Могу допускать, что человек при этом даже пятится назад. Есть несколько важнейших аспектов возникновения приоритета человеческого над Божьим в различные времена и в разных религиях.

Предание Православной Церкви, к примеру, содержит отдельные предания, у которых возникают сущность, соответствующая букве или духу Нового завета, и народная проекция, базирующаяся на укорененном язычестве и магизме религиозности. Это приводит к тому, что у таких книжников как я, возникает неприятие некоторого элемента Предания. И не потому, что в его сути лежит явное или скрытое язычество, а по причине извращённого или языческого «налёта» конкретного исполнения на вполне адекватном Писанию предании.

Вторым аспектом является приоритетная религиозная деятельность в области преданий, с нивелированием ценности изучения Писания и внутреннего деланья по воспитанию любви к Богу и ближнему. За активное чтение Писания от некоторых можно даже получить ярлык «протестант».

В корне проблемы лежит языческое наследие неуёмной потребности в ритуальном очищении, освящения, которые как зараза цепляется к любой форме религиозности. Как будто Бог не знает, что наша природа повреждена. А мы себя накручиваем, что подготовками и освящениями становимся более достойными к определённым практикам. Прот.Александр Мень в «Сыне Человеческом» говорит так о человеческой склонности к ритуалам: «Приверженцы буквы, ритуала и старины во все времена отличались одинаковой косностью. Драма фарисеев связана с типичным проявлением того, что впоследствии стали называть «фарисейством». Иерусалимские старейшины, как брахманы Индии или русские староверы, жили в постоянном страхе «осквернения». Про них говорили, что они готовы «очистить само солнце». Но, думая своей набожностью приблизить времена Мессии, вожди Израиля, сами того не сознавая, отвернулись от Того, Кто принес им весть о спасении. Сходная болезнь, подобная навязчивому неврозу, поражала нередко и христиан, которые забывали, что для Христа любовь к Богу и людям несравненно выше любых внешних предписаний.» Обратите внимание на выделенное полужирным в цитате. Я вернусь к этому, когда буду говорить о приоритете аскетики над любовью в Православии.

Другая базовая установка чисто человеческого в религиозности, доставшаяся от язычества, – получить энергию и быстрый эффект от религиозного обращения. В исполнении человеческих заповедей всегда видна законченность некоторого действия. Вычитал каноны и последование, исповедался, и вот уже и очистился перед причастием. Каялся или нет, внимательно молился или вычитал, постился или просто не ел мясо-молочной продукции, не суть. Главное – исполнил. Это не заповедь почитать отца и мать или любить ближнего и Бога. Божьи заповеди нужно исполнять всегда, в любое мгновение нашей жизни. У исполнения заповедей Бога есть начало, но нет конца. Исполнение некоторых утрачивает смысл со смертью тела. Но две основные, о любви к Богу и ближнему, переходят в вечность.

Исполнение заповедей человеческих даёт эффект успокоения совести на определённый момент времени или промежуток времени. И самое страшное в этих заповедях, что они исполнимы, причём легко, и даже без работы духа. Т.е., закончив исполнение, можно сказать себе в сердце, что я кое-что уже выполнил. Сродни ведения некоторыми ревностными католиками ежедневной статистики добрых дел. Если на этом выполнении есть привкус всеобщности в Церкви и это заповедь из Предания, то может возникнуть опаснейший душевный комфорт с автоматическим игнорированием настоящих заповедей Бога. А вот попытка исполнения Божьих заповедей показывает нашу неспособность всегда их хотя бы придерживаться. Т.е., заповеди Божьи смиряют и показывают реальную цену моей бракованной  праведности, а заповеди человеческие позволяют себя почувствовать настоящим праведником, и даже при сравнении с другими почувствовать себя просто образцом благочестия.

В человеческой заповеди есть, часто, ещё один нюанс. Ей кроме ритуала нужен материал. Божественные заповеди мы исполняем духом. Любовь мы проявляем сердцем души по-разному в разных ситуациях. Заповеди запретов соблюдаем, не нарушая запрет. Заповедь же человеческая часто требует материального свидетельства исполнения. Человеческая сущность не воспринимает чисто духовное исполнение как нечто значимое и действенное. Если нет культа, ритуала и носителя ритуала, который можно освятить, притащить домой, помазать, зажечь, повесить на шею или стену, съесть, хранить, то и религия «не настоящая». По этой причине Иегова допустил жертвоприношения для Себя, хотя они Ему и даром не надо, и Он не раз намекал об этом через пророков Израилю. Если бы Он не допустил жертв, Израиль бы засматривался на ритуальное богатство культа язычества, и обязательно туда скатился бы. И причина именно в том, что «не убей» и «не укради» смотрятся бледно на фоне принесения в жертву барана. Бог видел эту слабость людей, навязанную язычеством, и снизошёл до жертвоприношений Себе, хотя они ему были противны.

Обобщая всё вышесказанное, можно сформулировать свойства именно человеческих заповедей:

  1. Возможность исключительно ритуального исполнения
  2. Предписание конкретных материальных инструментов исполнения заповеди
  3. Предписание осуществления четкой последовательности ритуальных действий и молитв
  4. Исполнимость как локального процесса по времени и месту
  5. Отсутствие аналогов в заповедях Христа и апостольских письмах
  6. Язычество в проекциях заповедей и ритуалов
  7. Магизм в ожидании духовного эффекта и «собирание» благодати

В некоторых наших заповедях человеческих могут проявиться одно, несколько или даже все сразу перечисленные свойства. Ниже я рассмотрю пару наиболее важных элементов Предания в свете приведенных свойств, для примера. Остальное – в продолжении цикла «Вечный фарисей». В этих двух примерах я просто хочу показать, как преломляется моя точка зрения на незыблемые и непререкаемые элементы Предания. Ведь любое фарисейство в своей основе возникает на базе человеческих заповедей. Даже если они канонизированы и вошли в Правила Православной Церкви или церковные уставы. Особенность их критики – не маргинальное требование отмены, а обязательность исполнения верующими, понимающими причины их появления и их роль в воцерковлении новых членов Церкви. Т.е., если человек верит, усиливает работу над исполнением заповедей Божьих о любви к ближнему и Богу, то он может отказываться от исполнения заповедей человеческих, особенно, местночтимых, не вошедших в Правила ПЦ.

Но даже Правила ПЦ не обладают незыблемостью. Многие из них решали частные вопросы локальных исторических проблем. Некоторые, хоть и обладают универсальностью исторической, но утратили значение, вследствие радикального изменения условий жизни. И даже ключевые могут быть изменены или опущены, если они мешают на пути к Богу, просто потому, что они – заповеди человеческие.

Мне скажут – так эти ж заповеди принимались соборно, в синергии с Духом Святым. А я отвечу, что были случаи, когда один собор отменял решения другого. Какое из решений принималось с Духом? Мы знаем, что часть решений морально устарела и/или утратила актуальность, даже если она принималась с участием Духа Святого. Ну и наконец, то, что утверждено Духом для 5 века, не утвердилось бы в 21 веке, с огромной вероятностью. И именно эти моменты можно и нужно обсуждать и реформировать, чтоб убрать моменты фарисейства верующих, выросших из него. А вероучительные и догматические вещи я не трогаю. Тут я придерживаюсь жёстко православной догматики и Символа веры.

В этой статье планирую «задеть» два ключевых момента православного фарисейства, «вставляющего палки в колёса» спасению мирян, и даже современных монашествующих.

Подготовка к таинству Причастия

SONY DSCВыше я немного писал об этом. Рассмотрим процесс детальнее. Вот решил православный фарисей причаститься. Отказался от мяса и молока с четверга по субботу (не уменьшал количество пищи), вычитывал (не молился) все три дня по канону, а в субботу вычитал три. В субботу вечером отстоял (не молясь особо) Всенощную и, заодно, исповедавшись по бумажке, для пропуска на причастие. С 12 ночи ничего не пил и не ел. Утром вычитал Последование к причастию, положил «надцать» земных поклонов, и, с «чистой совестью», как говорит Осипов, отстоял Литургию и причастился. Обратите внимание. Что перечисленные действия можно выполнить, как формально, так и духовно. Вот «рассуждать о чаше» формально нельзя. Это заповедь от апостола Павла. Или ты веришь и понимаешь, или – нет. А вычитать, отстоять, формально перечислить грехи можно и без внутреннего напряжения духа. Но совесть при этом успокоить. Это и есть выполнение человеческих заповедей. Ритуальные предписания выполнены безукоризненно. А духа может не быть вообще. Смею утверждать, что все эти подготовки – фарисейство чистой воды. Однако у него защитные функции. Некоторые, на агапах, и после них рвали вместе с принятыми Дарами, впадали в серьёзные грехи на нетрезвую голову. Потому эти ограничительные ритуалы оправданы, но не тотально для всех членов Церкви. Они носят приучающий характер для новоначальных, чтоб воспитать отношение, как к святыне. Но они не перестали от этого быть человеческой заповедью для защиты Божьего от падшего.

Цели вроде благие, чтоб человек благоговейно относился к Дарам в чаше. Но эти цели изначально фарисейские. Их фарисейская сущность видна, если посмотреть честно на процесс обстановки ритуалами таинства, о которых молчит Радостная Весть при описании кануна и самой Тайной вечери. Фарисейство заметно, если обратить внимание на выполнение ритуалов, чтоб пойти «со спокойной совестью» (а звучит то как, просто чудовищно). Человеческие заповеди одних фарисеев придуманы для того, чтоб другие фарисеи получили ритуал, так и не поняв, с каким духовным состоянием нужно подходить к Дарам. Решали проблему разнузданности агап, а создали проблему фарисейства. И всё это заметно, если выйти за пределы церковных стереотипов, и посмотреть со стороны. Апологеты Системы этого не заметят, и будут отстаивать ритуал ради формы и мифа «создания благоговения». Но проверка свидетельствует ясно: раз можно выполнить без работы духа и сердца, значит это от людей и для людей, значит – заповедь человеческая. Подготовку можно постараться осуществить и с работой духа, но, то непомерное количество молитв для вычитки ставит под сомнение такую возможность для новоначальных. Потому без ритуального фарисейства в таком случае не обойдётся. П зачем?

Думаю, наша Литургия, тоже дань ритуальной насыщенности культа. Её можно просто отстоять, особенно при непонятном языке служения, типа цся. От апостола Якова до свт. Василия Великого, да и потом, святые понимали, что значит поклоняться «в духе и истине». Но они видели, и народ, и его склонности. Они понимали, что без оформленного ритуала часть отпадёт. Наша Литургия – это тоже ритуал, но куда более человечный, чем жертвы животных у иудеев. Но если подход к чаше Евхаристии не обставить ритуалом, не помазать лобик на Утрени, и не дать хлеба с вином и водой, то для верующего-фарисея как то оно не похоже на религию. В этом корень. Если не похоже на другие религии, то и не религия. И так всё время от Моисея. Бог, чтобы не нарушать свободу выбора человека, учит прямо или опосредовано реализовывать ритуальные действия, чтоб человеческая ограниченность в понимании смысла религии не пошла искать лёгких путей в бесопоклонство. Отсюда и богатство культовых ритуалов в Православии. Вот только проекции этих ритуалов иногда выходят за рамки разумного. Была молитва и 6-часовой пост, что есть разумно. Но фарисейство имеет склонность к ужесточению и аскезе. И постепенно 6 часов превратилось в 72 часа, а вместе со средой – в 96, а одна молитва и пару псалмов превратились в 4 канона, и суммарно (без канонов) в 25-30 молитв. И этого оказалось мало. Добавили обязательное присутствие на субботней службе и обязательную исповедь. Фарисейство с помощью человеческих заповедей создало бастионы на пути к заповеди Бога:  «Примите, ешьте, это Тело Моё…»

К чему я клоню? К тому, что верующему, рассуждающему о Чаше с благоговением и верой все до единого предписания Подготовки к причастию соблюдать не обязательно. Я соблюдаю минимум, просто из уважения к правилам Церкви, членом которой являюсь, а именно, пощусь 6 часов перед причастием и избегаю супружеских отношений за сутки до таинства, читаю три псалма и молитву Василия Великого и Иоанна Златоуста, присутствую на Литургии верных. И делаю уже это давно и без смущения. Но к этому нужно прийти. Нужно понять, что ритуальность всей подготовки – это «костыли» маловерия. Если вы верите в Евхаристические Дары православно, «рассуждаете» о Них, то ритуал в подготовке можно смело опустить. С умом естественно, и соблюдением минимального требования церковных правил.

Не ритуалы нужны человеку, чтоб спастись от ада. Нужно соединение с Богом и подобие Божие. Нужна любовь к Творцу и другим людям. Тем, кто к этому стремиться, и, самое главное, идёт, не нужны будут все «костыли» поддержки немощи человеческих представлений о религии.

Кстати, в отношения Правила подготовки к Причастию, выполняются первые пять мною вышеприведенных свойств человеческой заповеди. Это жёстко свидетельствует, что это – от людей.

Приоритет аскетики над любовью

Если говорить о теории развития Церкви от младенческого возраста до зрелости, которая срабатывает в отношении проработанности богословия и вероучения, то как раз в отношении чистоты любви в младенчестве и детстве эта теория не срабатывает в ожидаемом ключе. Господь советовал: «Будьте как дети» (по чистоте и простоте). В детском возрасте Церкви вероучение может быть и путанное, из-за того, что «возраст» не ученый, а вот любви и простоты в людях было гораздо больше. Но чем дальше, тем больше стали прорастать чисто аскетические ценности. И если в начале монашества, аскеза была преимущественно в форме духовной брани, то чем дальше, тем больше стали проявляться труды тела (внешнее деланье), которыми легко можно было прикрыть отсутствие духовного напряжения. Откуда у нас эта тенденция? Всё оттуда же! Вот ещё одна выдержка из «Сына человеческого» о фарисеях: «В ту эпоху, по замечанию одного еврейского историка, фарисеи‑шаммаиты настойчиво проповедовали бегство от мира и аскетизм. Считалось, например, смертным грехом, оторвавшись от богословской книги, сказать: “Как прекрасно это дерево!” Большое место фарисеи отводили постам. По словам Иосифа Флавия, фарисеи “отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства”. Иисус же, хотя и признавал эти внешние проявления веры, но не делал их средоточием религиозной жизни.»

Не узнаёте? Нет ничего до боли знакомого из истории, да и нынешнего состояния родной Православной Церкви? И заметьте, нет у Христа приоритета аскезы в проповеди. Есть приоритет любви. Да, он говорит, что когда Он отберется у его учеников, то и они будут поститься. Но нет никаких указаний, когда и сколько. Это должно быть принято по свободной воле человека, а не навязано человеческой заповедью. И это одно упоминание. А вся проповедь – о любви, милости и верности.

Апостол Павел говорит об удалении мужа и жены друг от друга ради упражнения воздержания (по взаимному согласию, а не потому что Петров пост наступил), но подчёркивает, что вся пища без ограничений доступна людям. По поводу воздержания от мяса есть наставления, что кто смущается, пусть не ест, а кто не смущается, пусть ест. Главное делать всё без внутреннего смущения (обличения совести). Есть некоторые указания в Новом Завете, на то, что христиане постились. Так, все на корабле, на котором Павла отправили в Рим, все постились, когда попали в беду. Но о любви и милости апостол говорит на несколько порядков больше во всех своих посланиях, а о посте – только упоминанием.

постА что же у нас? О любви мы говорим мало, а делаем ещё меньше. Зато у нас кроме среды и пятницы, четыре многодневных поста, о которых мы ничего не находим в Новом Завете. Которые и не посты, а воздержания от определённой пищи по качеству. По крайней мере, не в монашеских уставах, а в народной практике и в церковных календарях для мирян.

Воздержание от мяса вообще осуждается в Новом Завете, если эти ограничения накладывает на себя не сам человек, взявший такой подвиг, а это ограничение навязано извне. «Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступятся от веры. Они будут внимать духам лжи и учениям бесов, 2 соблазненные лицемерием лжецов с клейменой совестью, 3 которые запрещают жениться, не разрешают есть ту или иную пищу.» (1 Тим. 4: 2-3) Что и происходит в уставах и наших проекциях для мирян из уставов, когда начинаются выкрутасы с сухоядениями, с маслом, без масла, без рыбы или с ней. При этом, не даются указания по умеренности пищи, кроме отдельных дней и недель. А ведь наесться можно с маслицем и рыбкой до отвала. И это у нас православных называется постом. Хотя мне ближе позиция Кальвина, что поститься нужно всю жизнь, обучаясь умеренности в пище. Иоанн Лествичник, кстати, так и поступал,-  в пост ел мясо, но ел всегда немного. Так что, такое видение поста есть и в Православии. И оно ближе к духу Божьей заповеди из Писания, тогда как наш пост похож исключительно на свод заповедей человеческих.

В свете нацеленности на аскетику восточных отцов Православной Церкви хочу сказать, что достижения богоподобия в любви через борьбу со страстями в последовательности стяжания добродетелей по «Лествице» – проверенный и надёжный путь отцов (монахов!). Восклицательный знак стоит умышленно, чтоб подчеркнуть идею. Этот путь произвёл множество прославленных святых, 99% из которых были монахи. Но мирских верующих ведь намного больше, чем монашествующих. Возникает вопрос: а у мирян может быть иным путь спасения по отношению к монашескому пути, при общем контексте исправления от греха, но с той же целью? Конечно, может, и был, и миллионы ним спаслись. Вспомним, постоянное напоминание апостола Иоанна с его посланиях: «Дети, любите друг друга.» Этот апостол любви постоянно подчеркивает, кроме заповеди братолюбия, о необходимость избегать греха, выполнения заповедей и исповедания Сына. Говорит часто о рождении от Бога, и нет никакой зацикленности на призывах по поводу первых добродетелей «лествицы» – послушания и смирения.

Вся штука в том, что чтобы воспитать послушание, надо найти, кого слушаться. В монастырях – это наставники, а в миру, приходской священник, не в состоянии по многим причинам воспитать послушание. У нас из монашеского устава и образа жизни выдёргиваются те моменты, которые по форме могут быть выполнены мирянами. Вот и появляются у нас посты, аскетические практики и длинные службы по типу монашеских, как проекции и сублимации монашества на мирян в виде заповедей человеческих. Хотя путь у мирян иной, и не нужно его втискивать в святоотеческую лествицу. Иначе получим фарисеев. Ведь ханжество может быть просто защитной реакцией. Вот что говорит Википедия по этому поводу: «Ханжество является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.» Комментарии излишни. Католичество и протестантизм просто «дети» в этом плане по сравнению с суровостями Православия. Потому и фарисейство у нас расцвело буйным цветом.

Напоследок, в связи с вероятным различием в путях спасения (даже в самом монашестве) вспомнилась критика Осиповым канонизированного в Греции старца Порфирия (до канонизации) за то, что он говорил не бороться со страстями. Упоминал я об этом в статье «Осипов». Монашеский отеческий путь спасения, о котором написано в предыдущем абзаце, проверен на спасительность для христиан прошлых веков. Но он мог стать недоступным для нынешнего поколения, для которого могут открыться другие пути, один из которых – стремление к любви без базовой борьбы со страстями, как учил старец Порфирий. Могут быть и иные пути, непроверенные, но не менее спасительные, и возможно и более короткие. Мы же, по-фарисейски требуем, чтоб все подвизающиеся шли путем, похожим на путь аввы Дорофея или Иоанна Лествичника. Тех же, кто идёт иным путем, называем еретиками и прелестниками. При этом, Господь дал нам критерий проверки – «по плодам узнаете их». И если мы видим плоды любви, то путь по другой тропинке не повод для обвинения в прелести. Но это так, к слову о безоговорочном доверии заповедям человеческим в виде канонизации как единственно правильного монашеского пути спасения прошлых веков.

Путь монашества – более духовно высокий на земле, и  награды на Небе праведных монахов ждут куда бОльшие, чем праведных мирян. Но ведь главное – спастись. Т.е., чтоб после смерти тела не попасть в ад. Большинство трезвых мирян с надеждой смотрят именно на такую милость – войти в Царство Небесное, где Царём будет Господь Иисус Христос. А монахи-праведники попадут в высшие сферы. Но если мы не искореним в себе фарисейство, то и не спасёмся вообще, не проскочим ада на мытарствах. Господь об этом говорит прямо и без условностей:  «Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небес.» (Мт. 5: 20)

Волю Бога, а не заповеди человеческие!

 

«Вечный фарисей» Часть 1 «Закваска фарисейская»

«Вечный фарисей» Часть 2 «Самое безобидное»

Обсуждение

  1. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    13:22 20.02.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Отменная статья. Первую часть даже перечитывал. Но вышла она неудачно. Сейчас все читают про майдан. Не до веры и спасения. Люди начинают думать о гражданской войне. Когда всё закончится, ее надо будет подтянуть вверх, чтоб ее прочитали. Предыдущая статья тоже класс. Я так понимаю, что будет продолжение?

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:03 20.02.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Конечно. Будет и Вечный фарисей 4 и Возвращение вечного фарисея 🙂


  3. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    16:52 20.02.2014

    В Евангелии это называется заменой заповедей Божьих преданиями старцев. В православии это практически общепринято.
    Вячеслав, если я не ошибаюсь, Вы сами возмущались кем-то из комментаторов, обвинявших Вас в том, что в Ваших словах нет любви. А ведь любовь – это единственная заповедь Божья.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:02 20.02.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Совершенно верно, Винни 🙂 Я не отказіваюсь от своих слов и даже целой статьи. Я и сейчас не приемлю рассуждений от глубоко духовного А, что в словах Б нет любви. Это суд. Я же говорю не о конкретных людях, а о церковной болезни фарисейства. Потому такие выводы в принципе не противоречат ранее сказанному и написанному.
    Кстати, будут позже и обличения и несогласия с позицией. Без этого не обойтись. Просто то, с чем я не соглашался априорно предполагало, что раз в Б нет любви, то автоматически А – воплощение любви. Я же на такое воплощение не претендую. Я как книжник говорю, как должно быть, и как ориентироваться в очень свободном Православии. Сам же не говорю, что во мне есть любовь. Во мне есть здравый смысл. На это я претендую.


  5. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    17:27 20.02.2014

    Истина без любви становится ложью. Поэтому Бог дал только одну заповедь – заповедь о любви. Если же мы делаем все правильно, но не имеем любви, то являемся кимвалом бряцающим, то есть фарисеем.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:53 20.02.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я и не отрицаю, что я – “кимвал бряцающий”. Но кимвал бряцающий и фарисей – это не тождество. Могут быть полутона в духовных состояниях, как и формулировка Христа “Недалёк от Царства”. Как и вкисание трёх мер муки происходит не мгновенно, а постепенно. Когда же Любовь поселяется в сердце человека – “три меры” готовы к “выпечке”. Если бы во мне была любовь, то не было бы меня в интернете, и не было бы этого сайта. Носителями любви в себе становятся не по своей воле, а по Его, имея к этому расположение. Какой смысл копаться в фарисействе носителю любви???!!! Я ещё раз повторяю – я книжник, который хочет, чтоб и его коснулись слова, сказанные другому книжнику: “Ты недалёк от Царства Небесного”.

    А лучше перейти к обсуждению статьи, чем духовных качеств автора. Чужая душа – потёмки.


  7. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    23:01 20.02.2014

    “Любовь – начало и конец любой добродетели”. Иоанн Кронштадский. А если мы забываем об этом и считаем любовь только венцом всего, только полным совершенством, то мы неизбежно скатываемся к фарисейству, которым переполнена православная церковь. Раз любовь – это совершенство, которое не про нас сказано (кто из нас может назвать себя совершенным), то о любви мы не можем ни думать, ни говорить, то есть мы сразу отвергаем заповедь Божию и начинаем ее заменять. А чем можно ее заменить? Бесконечными постами, вычитыванием длинных правил, выстаиванием длинных служб и т.д. Мол, любви я не имею, но это не от меня зависит, зато я совершаю подвиги, то есть делаю все, что в моих силах, и имею чистую совесть.
    Если Вы считаете, что в отсутствии любви может обвинять только человек, владеющий полнотой любви, то есть совершенством, то тогда и в других грехах может обвинять только тот, кто абсолютно чист от этих грехов, то есть никто из нас. Тогда вообще нельзя говорить ни о чьих грехах, ошибках и заблуждениях.
    Насколько я помню, “Ты недалек от Царствия Божьего” было сказано книжнику, понимавшему, что есть главная заповедь. 🙂

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:37 21.02.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не понятно, Винни, зачем я писал прошлый пост. Или вы не хотите меня понять? Когда Дух Святой живет в человеке – то это венец, это высшее состояние любви. Я написал, что таких людей здесь в интернете нет, по моему глубокому убеждению. Потому те, кто в интернете обвиняют в отсутствии любви в словах конкретного блогера просто не должны этого делать, поскольку у самих есть ее дефицит. Надо сначала заняться своим бревном. Здесь, в инете, есть те, кто пытается сам себя воспитывать, пытаясь “скваситься” учением Христовым как “три меры муки”.
    И я нигде не пытался даже намекнуть, что человек, обладающий полнотой любви, станет кого-то обвинять В ОТСУТСТВИИ ЛЮБВИ. Обличить, конечно, может, в грехах или фарисействе. Даже не имеющий любви может обличить в грехе. Но чтоб говорить об отсутствии любви в ком-то надо самому обладать мерилом. А когда чел прикладывает к другому огрызок мерила с обломанным началом или концом, и делает оценочное суждение о духовном качестве другого по посту в обсуждалке, то это и есть “несть яко прочии человецы”, только не сказано прямо, а поразумевает по умолчанию.
    Т.е., если кратко, вы незаметно сделали смысловую подмену. Я против суждений о качестве любви в человеке. Об этом судит Бог. И на суде будет оцениваться. А вы приписали мне, что я против признания человека в чём-то грешным. Это очень разные вещи. Радикально. Так и Еве Бог сказал “Не вкушай”, а она для Дракона переделала в “Не прикасайся”. Есть у людей-фарисеев тяга усиливать давление запрета даже там, где его не было.

    Правильно вы сказали в последнем предложении: “понимавшему”, а не полностью исполнившему. Если бы он и понял и исполнил, фраза Христа была бы иной. Так вот, я тоже ПОНИМАЮ. И доказывать мне моё же понимание нет смысла.


  9. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    01:34 14.02.2017

    Я с вами полностью согласен.Золотая стаття.Дай вам Бог душевного здоров’я!


  10. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    14:11 14.02.2017

    Согласна со многими мыслями автора, но есть опять же вопрос: не будет ли здесь скатывается в другую крайность? Например, когда люди, загоревшись идеей о том, что можно и поститься меньше, и молитвенное правило сокращать, совсем сойдут в неверие? Там не будет ни духа, ни подвига – ничего! Еще так скажу: все мы проходим путь фарисейства, и Господь каждому посылает испытания для вразумления. Думаю, что если человек старается, то Господь по милости Своей обязательно примет эти старания и даст человеку время и возможность осознать свои ошибки. Ведь подвиги человека – это ничто! Но они нам необходимы для смирения плоти.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:16 14.02.2017 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Павел говорит, что усилиям по смирению плоти – грош цена. Гляньте ещё вот это в ответ на ваш вопрос


  12. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    15:28 14.02.2017

    Ну вот Вы опять уводите в сторону…! Я прекрасно понимаю Вашу мысль, понимаю и благие стремления горячего (судя по всему) сердца, но…. Есть здесь опасность, она называется “другая крайность”! Ведь по большому счету фарисейство – это крайность, но и экс- фарисейство грозит многим неопытным другой, более бедственной, крайностью. Все-таки, почитав Ваше рукописное творчество, остается осадок какого-то осуждения, хотя оно пропитано благими намерениями…. Осипов А.И., хоть и критикуют его многие, не оставляет такого осадка, хотя в его лекциях много революционного. В нем чувствуется добро))))


  13. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    15:39 14.02.2017

    И еще: Вы говорите про грошевую цену, а как же борьба со страстями? Ведь без бичевания плоти (говорю метафорически) такая борьба будет весьма трудна.
    Цена этим подвигам -грош! Но они нужны не для Бога, а для нас, они помогают воздержаться от привычных любимых грехов. Поэтому сведение молитвы ( я не про вычитку, а про хотя бы внимательную молитву) к минимуму может печально сказаться.

  14. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:42 14.02.2017 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Жаль. Вы так и не поняли смысла второй статьи. “Без Меня не можете ничесоже”. А вы можете. Вы сами побеждаете страсти, без Бога. Вот корень проблемы и беда фарисейства

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


9 + девять =