Аскетическая доктрина Православия и свобода подвига

08.02.2015 / / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

Победа человеческого над евангельским

земной поклонСтараясь быть христианином, мне сложно сказать в некоторых случаях, какой элемент церковного предания можно смело откинуть как фарисейский баласт заповедей человеческих, в каком стоит выделить христианское, отбросив ритуальную шелуху, а какой стоит принять на баланс ортопраксии. Для себя я это выясняю с помощью Писания и духовного опыта через осмысление в своих статьях. Так были сняты вопросы с подготовкой к причастию, частотой исповеди, календарными постами. А по поводу Великого поста мне постоянно «трут мозги», что это древний апостольский пост, и что хотя бы его я должен придерживаться. Потому, ниже, вынужденно коснусь еще раз этого вопроса под углом свободы личной аскезы.

На сегодня, я стою одной ногой в Православии (в области понимания Священного Писания, в области элементов вероучения), а другой – за его пределами, в христианстве, как его можно понимать на основании Нового Завета. Этим я позволяю себе смотреть со стороны на законотворчество и создание религиозности и организационной системы, что заменило в православии жизнь по Радостной вести в поместных общинах. Но, к сожалению, я не живу пока общинной жизнью. «Я ушел от Закона, но так и не дошел до Любви». Не дошел, поскольку Православие не располагает к походу к любви, и не допускает ухода от Закона. Естественно, речь не о Моисеевом Законе, а Предании в церковном уставе. Но и церковного устава достаточно, чтобы отобрать свободу выбора пути к Богу. Ведь устав – это то, что предполагает обязательность, а не рекомендательность выполнения.

Абсолютизация верности только аскетического пути спасения произошла в Церкви достаточно рано. И есть ощущение, что то отступление в первые века привело к искажениям, которые не исправить внутри конфессии. Хотя у Бредбери в рассказе «И грянул гром» в теории можно было попытаться вернуть бабочку с куском грязи на место. Эту идею реализовали в фильме (по одному рассказу фильм не сделаешь).

Но это фантастика и кинематограф. С церковным Преданием такого не провернешь, особенно в конфессии, где верность системе ценится выше, чем верность Христу, и где консерватизм ценится выше здравого смысла. Нельзя вернуться в первый или во второй век, и показать им Типикон и современную практику постов и воздержаний (чтобы у апостола Павла волосы встали дыбом, и он разодрал на себе одежды). Нельзя прижечь каленым железом желание плодить заповеди человеческие, когда Дух начал редко посещать обращенных. Сложно было закрыть форточку «ветхозаветного сквозняка» для проникновения фарисейской аскетики на основании предания иудейских старцев даже в то время. Но при апостолах же этого не было. Писание молчит о постах, а Павел даже иронизирует, что эти все воздержания «имеют только вид мудрости, но грош им цена.» (Кол. 2:20-23) Значит, исходная матрица была чиста от этой шелухи благодаря тому, что писатели Нового Завета – сосуды, избранные самим Богом, а не поставленные людьми. И хорошо, что в канон не попали произведения учеников, когда начало входить много человеческого в организацию церковной деятельности.

Однако, не любая человеческая мудрость и не в каждой ситуации является ущербной, или даже вредной. Как правило, заповеди Бога должны выполняться всегда, а заповеди человеческие построены часто на том, как Бог устроил человека и окружающий мир. Они носят характер обобщений по человеческой психологии и физиологии, которые должны помочь выполнить заповеди Бога (в лучшем варианте заповедей человеческих). Те же заповеди, которые носят характер украшательств для людей, демонстрацию лояльности в том, чего Бог от нас не ждет, должны быть отсечены как противные апостольскому христианскому учению. Ключевым критерием отвержения элементов Предания является принцип людей спастись своими усилиями, только декларируя надежду на Бога, но, по сути, пытаясь исправить себя самостоятельно, восходя по аскетической лестнице борьбы со страстями. Да, каждый подвижник надеется, что в какой-то момент к его усилиям присоединится помощь Божия. Но начинает он подвижничество на основании чисто человеческого учения.

В основе лежит человеческое наблюдение, что чем труднее нечто досталось человеку, тем он больше это ценит. Лично я в этом не сомневаюсь. Возможно, это ключевой принцип психологии человека, заложенный в нас Творцом, а мы его просто выявили путем обобщения жизненного опыта. Отсюда и аскетический принцип «Отдай кровь – получи дух». Все вроде правильно и апробировано многими поколениями монахов. Но не все получали духа взамен телесных подвигов из-за проникновения тщеславия в подвижничество (некоторые даже получили духа злобы). Ну и сами подвиги стали недоступны по мере развития цивилизации. Это отмечали все аскеты, включая свт.Игнатия Брянчанинова, что подвиги предыдущих веков не по силам современным подвижникам. Оскуде преподобный. И никому в голову не приходит, что «Иго Мое благо, и бремя Мое лёгкое». Не пришел Спаситель, чтобы усложнить, а чтобы помочь и сделать доступным всем путь спасения.

Беда и в том, что аскеты, видя, как падает святость в православии, придумали другой путь спасения, без рождения свыше и рождения от Духа. Это путь безропотного терпения скорбей. В принципе, и это неплохо, при нынешнем расцвете обывательской гордости и тщеславия. Но это противоречит сказанному Христом Никодиму. Терпение скорбей не равноценно рождению свыше. А кто не родится свыше, не войдет в Царство Небес. Попытка придумать «обход» в Царство для «нормальных героев» – это невозможность отказаться от веры, что аскетический путь борьбы со страстями – единственный путь ко спасению. А он не единственный. И не самый лучший. И даже не евангельский. Он – человеческий. И потому Православие вцепилось в него мертвой хваткой, поскольку человеческого в православной системе уже больше, чем Божьего.

Сам принцип «Отдай кровь – получи дух» – очень человеческий, и даже магический. Я вот Господи, Иисусе, тут напрягался, боролся со страстями, а ты мне за это пошли духа. В магии работает принцип справедливости: «Я тебе, а ты мне». Да и принцип очищения, чтобы принять Духа – чисто человеческий и ветхозаветный. Святость не боится и не брезгует вымазаться об нашу духовную грязь. Нас не посещает Дух, поскольку не видит искреннего и глубокого раскаяния и готовности изменить свою жизнь. Аскетическая же доктрина учит, что пока человек не очистится достаточно, Бог нас не посетит. Это чистый «Ветхий Завет». Даже заменитель жертв придуман – сотни и тысячи земных поклонов с молитвами по четкам.

И невдомёк, что Господь принес новый принцип для христиан, принцип любви, который не предполагает компенсаций и возмещений, а также достаточного очищения. Принцип любви исключает возможность тщеславия и гордости по собственным усилиям (я уже достаточно очистился, Дух, где же Ты?). Он предполагает: «Возьми духа по вере в Сына, и не хвались своими усилиями». Даже вера – это не заслуга человека. Поворот к вере в сердце осуществляется благодатью. Крещение Духом – тоже дар Бога. И опять человеку остается только славить и благодарить Бога. Нет ничего, что человек бы мог сам себе представить, как свою заслугу. И даже в покаянии, главное, – это действие благодати в глубинном отвращении греха, а не трудническая постоянная исповедь за совершенные проступки и помыслы. От человека тоже нужны усилия, но они призваны показать Богу решительность наших намерений и нашу веру. Ключевые изменения в природе человека производятся Богом.

Далее, мы работаем в синергии с силой Божией в нас, противостоим соблазнам и греху. И все это подается по молитве с верой для нашего исправления, а не мы исправляемся, и потом по справедливости за наши усилия ожидаем даров Духа. Т.е., заповеди человеческие (аскетическая доктрина), как всегда во взаимоотношениях человека с Творцом, нивелировали и подмяли под себя заповеди Бога (евангельскую доктрину). Когда путь, данный Сыном, оказался не по силам из-за отступления от апостольского и евангельского учения, его заменили на человеческий, более тяжелый и доступный единицам в принципе. Потому сегодня по нему идти просто некому, кроме единиц на всей планете.

Принуждение к монашеству

А на общецерковном уровне этот путь навязан всем без исключения, хотя изначально родился в монашеской среде и предназначался только для монахов. И в этом нарушен изначальный принцип самого монашества – свободы выбора. В монахи шли по призванию, по ощущению. Многие шли по прелести бесовской, позже стали туда идти ради карьеры в церковной системе. Но в золотой век монашества выбор был по зову сердца и прелести. И тогда, пойдя в послушники к наставнику, ты априори соглашался с требованиями устава и наставлениями учителя. И если эти правила были не по душе, или монашество не пошло на сердце, можно было перейти в другой монастырь или вернуться к жизни в общине мирян.

Что получилось в итоге? Монашеский путь был признан единственно верным, и … навязан всем верующим без исключения. Наиболее известные уставы монашеского общежития стали господствующими в целых поместных церквях, и были спроецированы на религиозность мирян, которые при этом еще и работали, и имели соблазнов на порядок больше, чем при жизни в монастыре. В результате, то, что изначально выбиралось свободной волей, как увеличение ига, по сравнению с «игом Христовым», оказалось навязанным всем, часто, даже детям. И те, кто изначально был не готов к этому, а таковых подавляющее большинство, стали выполнять только внешнее, часто без внутреннего наполнения. Из навязанного образа религиозности растут уши уникального выражения «монастырь в миру», ну или «церковный устав». А ведь с учетом проекции монашеских уставов на мирян, это и так получился тотальный монастырь в миру, ведь уставы то изначально монашеские. Только и того, что можно жениться и рожать детей.

Справедливости ради, следует отметить, что под устав подходят и Правила православной церкви, которые не относятся к монашествующим, или относятся только отчасти. Но большинство из этих правил полностью утратили актуальность, поскольку отсутствуют условия, под которые они были выработаны. Но то, что практикует русское и украинское православие сегодня в области церковного устава, имеет на 90% монашеское происхождение.

земпоклонВ результате, образ сегодняшней религиозности православия – это мирское монашество, которое никто не выбирал, и которое всем навязано. Потому и происходит вырождение преподобного, поскольку калька 7-9 вв. накладывается на 19-21 вв. А она не подходит даже современному монашеству, не говоря уже о работающих полную трудовую неделю мужчинам и женщинам. А евангельский и апостольский путь оказался заброшен и подвергнут остракизму, поскольку практикуется «протестантами» и «сектантами», короче, еретиками. Хотя именно этот путь – для всех желающих и верящих в Сына. Это путь лёгкого ига Христового, когда ты веришь и становишься причастником благодати, побеждая грех в себе силой Бога, а не изнурительными аскетическими подвигами.

Некоторые из них так вросли в моё сознание, и даже быт моего окружения (в целом 17 лет в православии плюс духовная семинария – не шутка), что надо с ними разобраться. Как правильно к ним относиться. Может что-то даже можно оставить в активе. По крайней мере, не осуждать тех, кто этот усеченный аскетизм практикует, боясь выскочить из норки правил и принадлежности к «спасительному православию», что и есть системопоклонничество.

Великий пост

Приближается Великий Пост. Очередной принудительный подвиг по церковному графику (даже звучит как-то криво). Пост достаточно древний, который возник в 4 столетии, но не в первом и не во втором. Хотя некоторые отцы 6 века пытались придать посту апостольское происхождение, современная церковно-историческая наука опровергает это вполне аргументированно. Я не часто пользуюсь выдержками из Википедии, но в этот раз решил привести три абзаца для сторонников идеи апостольского происхождения 40-дневки.

Есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе развития Великого поста. В первую очередь, следует отметить письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, xxiv). Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. «Ибо, — пишет он, — некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин, переводя Евсевия с греческого на латинский, передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах (Tertullian, «De Jejun.», ii и xiv; ср. «de Orat.», xviii; etc.), в его трудах нет никакого указания на какой-либо период в 40 дней, посвящённых продолжительному посту. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.

Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно, и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий, когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» (Мф. 9:15).

Итого, ни о какой апостольской практике 40-дневного Великого Поста не может быть и речи. И при мужах апостольских, тоже никто так не постился. Интересна практика 40 часового поста в воспоминание периода, когда Жених был не с земной церковью. Это именно тот период, в который пост четко соответствует словам Спасителя, однако, с оговоркой. Это было в истории только один раз – в год распятия самого Иисуса. В остальные годы Жених не отнимался, и в посте не было необходимости. Постились в воспоминание (которое не завещалось), и то, когда Пасха стала трансформироваться в годовой праздник, а до этого праздновали Воскресенье еженедельно. Потому и 40 часовый пост не мог предварять еженедельно воскресное причастие, так как цеплял бы субботу, а в субботу в первые века не постились в принципе. Даже в более поздней практике на Востоке, чтобы исключить субботы и воскресенья пост устанавливали 8 недель (56-2*8=40). Соответственно, 40 часовой пост – это тоже самодеятельность, не относящаяся к апостольскому преданию или временам мужей апостольских. По всем признакам самым древним является пятничный пост в воспоминание смерти Спасителя. Среду добавили позже, ради сохранения иудейской традиции о двух постных днях в неделю (еще одно проявление «ветхозаветного сквозняка»). Но даже пятничный пост вообще не упоминается ни у Павла, ни у других писателей новозаветных посланий.

Лично для себя я решил, что не придерживаюсь календарных постов. Здесь еще раз подчеркну, уже исходя из выше написанного, любой пост по календарю есть принуждение к аскетической практике, обусловленной монашескими уставами либо церковным преданием не апостольского происхождения. В том числе и Великий пост. Это элемент Предания, противоречащий духу свободы Нового Завета. Однако, если есть желание себя испытать, то можно в это время, как и в любое другое время в году, испытать себя постом, отдавая себе отчет, какие могут проявиться испытания. По примеру Спасителя.

Насколько становится понятным из истории, в конце второго века, перед Пасхой постились максимум неделю, а многие и того меньше. Вот такая практика и есть вполне оправданной для тех, «кто наблюдает дни» и «для Господа не ест». А 40 дней плюс Страстная настоящего поста на воде, а не воздержания от мясо-молочной пищи, это для монахов. И даже не для всех монахов. Так что пусть не смущается сердце ваше. Не накладывал на нас Господь такого бремени. Это изыски церковной системы и фарисейского «ветхозаветного сквозняка». Просто христианство первых веков не закрыло форточку заповедей человеческих, не особо стараясь открыть дверь сердца для Христа.

Я не осуждаю тех, кто постится по «церковному уставу». Может кому-то это и на пользу. Я сегодня хотел акцентироваться на другом. Навязанная уставом аскеза – насилие, не учитывающее существенные различия людей в готовности нести подвиги, в широте сердца и силе веры, в особенностях умственной и душевной конституции. Всем навязывается одно и то же, всем прописывают «монастырь в миру». Творец не отбирает свободу у твари, а церковная система отбирает ничтоже сумняшеся, а несогласных записывает в еретики и сектанты. Потому мой сегодняшний главный посыл в следующем:

  • Не могут быть обязательными для всех членов церкви элементы монашеских правил, которые прямо критикуются писателями Нового Завета. (Кол. 2:20-23, 1 Кор. 8:8, 1 Тим. 4:2-3)
  • Нельзя навязывать аскетический путь всем членам церкви, поскольку это несанкционированное Спасителем увеличение его «благого ига и лёгкого бремени».
  • Аскетический путь совершенствования предназначен для монахов, и выбирается свободным и осознанным произволением.
  • Любые календарные аскетические предписания, обязательные для всех здоровых членов церкви, – это нарушение их свободы выбора пути спасения между евангельским и аскетическим, между Божьим и человеческим.

Календарные (посты), силовые (поклоны) или количественные (масса молитв) предписания аскетического содержания допустимы для тех, кто выбрал такой путь, но у них должен быть рекомендательный, а не обязательный и всеобщий характер. А перед причастием никто не должен спрашивать: «Вы постились?», «Вы исповедовались?», «Вы вычитали?». Просто потому, что это дело личного выбора и принятия. Но… горбатого видно только могила исправит. И это подтверждает недавно утвержденные новые правила для подготовки к причастию, одобренные на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве:

 «Об участии верных в Евхаристии»

причащение младенцаЯ не буду комментировать всё. Прот.Андрей Дудченко дал нормальный коммент на сей документ на «Киевской Руси». Для меня более важным оказался вывод о том, что система не способна реформироваться изнутри и не может отказаться от человеческого. Так и не дошло до церковного начальства, утверждавшего сей документ, что сама Литургия это и есть молитвенная подготовка к Евхаристии, и что в Последовании к причастию нет никакой нужды. Без поста, оказывается, ну никак нельзя обойтись. Причем, даже дети после 7 лет должны причащаться натощак. Исповедь, по-прежнему обязательна. Некоторое послабление только на Светлой и регулярно причащающимся. Но не реже раза в неделю. Духовнику на откуп дано немало, хотя многие священники не тянут на роль пастырей и духовников в полном смысле слова. И даже так как определяет документ, это не духовники, а просто приходские священники, у которых подопечные могут часто оказываться опытнее их самих. И, понимая это, многие миряне исповедуются у разных священников, по сути, не имея духовника, или считая своим «духовником» священное Писание (по рекомендации свт. Игнатия Брянчанинова).

Оставлена практика причастия детей в бессознательном возрасте. А причастие – это помощь христианам в борьбе с грехом в себе. Как борются дети в два года, когда они еще ничего не понимают – не понятно. Как младенец «рассуждает о теле»?! Типа, причастим, авось не помешает.

В общем, кривая система не могла породить духовно правильный документ. А инициатива низов крутым архиереям из Москвы не видна. Потому и учим аскетике с младенческого возраста, чтобы начинал бороться со страстями с 40 дней, рассказывал с 7 лет, что не слушал папу и маму, и приучаем с детства к тому, что если с епитрахилькой прочитали разрешительную молитву, то уже достоин. Аскетика без смысла с детства приучает к тому, что и во взрослом возрасте все аскетические требования готовы приниматься как нечто универсально-правильное и спасительное, поскольку православие истинно, и ошибаться не может.

А у меня есть ощущение, и не только у меня, что ошиблось оно еще тогда, когда не было православием, а было Восточным обрядом Христианства. И главное в этом отступлении – надежда на себя и человеческие усилия через редукцию монашеского пути спасения в мирской и одевание на всех неудобоносимого бремени, которое воспитывает фарисейство и закрывает евангельский путь в Царство Небес.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    23:41 08.02.2015

    С “подвигом по графику” как то еще можно согласиться, что это не по евангелию. Но не все учат по классической аскетике. Половина пастырей не знают сути этого учения. Так обучения паствы идет через проповедь. А там никакой аскетики. Это вы на себя ориентируетесь, что вы кучу книг прочитали. Спуститесь с небес на землю. Далеко не все прихожане книжники. И не все в мегаполисах живут. Проблема утрирована, мне кажется.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    00:00 09.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну если и утрировал, то по окружению. Почти все читали массированно Брянчанинова, Оптинских старцев, Лествицу, Затворника, кое кто и Добротолюбие кусками читал. Да и Отечник Брянчанинова делает солидный экскурс в учение отцов-аскетов. Я уж не говорю за нашего зёму, еп Варнавву Беляева, который все систематизировал и изложил в 4 томах. И народ читает, поскольку рекомендует образованное священство. Так что для своего окружения не сильно утрирую. Беда в том, что учат мирских духовности монахи на базе своего монашеского опыта. Категорически мало книг белого священства, типа прот. Александра Меня или протопресв. Александра Шмемана. Приятное исключение из монахов митр Антоний Сурожский. Но у него специфический пастырский опыт, не похожий на опыт монахов общежительных монастырей.


  3. Предупреждений - 0
    Constanta
    Гость
    11:43 09.02.2015

    А может в аскетике по графику есть смысл для нерешительных, которые без графика будут решатся на подвиг всю жизнь и не решатся?

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:30 09.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А может им аскетика не нужна? А может им нужен подвиг веры, а не воздержания от мяса и молока? График допустим, если допустить тотальную полезность аскетики для всех. Но это не так. И этому Радостная весть не учит.


  5. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    04:52 18.02.2015

    Во-первых, то что мы сейчас называем постом, во времена Иринея Лионского (да и позже тоже) вообще постом не считалось. Пост в исходном смысле – это полное воздержание от пищи и пития. Именно об этом посте и говорил Ириней и другие. По древним понятиям мы сейчас вообще не постимся, а лишь слегка воздерживаемся.

    Во-вторых. Послушайте, ну нет же никакой трудности в том, чтобы себя немного ограничить в питании. У меня так организм даже, после некоторого времени, даже и требует такого ограничения. Просто не могу понять, ради чего Вы так на наш современный и без того ущербный “пост” ополчились. Никто уже и так не постится как в древности.
    Или, может, проблема не в посте, а в необходимости следовать чужой, а не своей воле?

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:33 18.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да в курсе я, Андрей, о разнице между нашим постом, постом настоящим и воздержанием от мясо-молочной пищи. На этом сайте есть в вертикальном меню в Темах тэг О посте. Почитайте, там много всего. У этой статьи другой предмет. Пост по графику и в таких количествах 4 поста в году, вместе со средами и пятницами – пол года – это монашество и принуждение. Пост нужно для себя определять по силам и для испытания, а не православной религиозной идентификации. Не спорю, могут быть люди, которым это подходит для духовного роста. А другим не подходит. Но понуждают обе группы. Хотя в христианстве, близком к апостольской традиции, этого не было.


    Вы правильно заметили в конце. Я не готов следовать чужой воле, если в этой воле не вижу апостольской традиции.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:19 18.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Кстати, в связи с особенностями ЖКТ, мне пожизненно нельзя молочное. Ну или в микроскопических количествах. К мясу я спокоен и могу месяцами без него обходиться. Потому пищевая составляющая православного поста для меня не проблема. Большей проблемой является молитвенная. Ибо какой смысл стоять на службах, если я даже после МДС очень плохо воспринимаю малознакомый текст на цся? Это ж не эктения на Литургии. Да и смысла не вижу слушать, написанное чужим умом и чужим сердцем раз в год. Я “отстоял” полный цикл великопостных молений в Покровском храме Московской духовной академии. Смысла так и не прочувствовал. А тем более не вижу смысла отказываться на пол года от мяса, если апостол это жестко критикует. Мясо не закрывает дорогу в Царство, иначе Христос не ел бы пасхального ягненка за 12 часов до казни.


  8. Предупреждений - 0
    Простой
    Гость
    03:32 19.02.2015

    Ну вот опять..”смысла не вижу”,”написанное чужим умом”…Есть закон-и есть благодать…Без определенной структуры жизни,без неких рамок и правил,для кого то в начале,а для кого то и в продолжение всей жизни, невозможно выйти на уровень в духе,на рассуждение и на возможность эти рамки где то и не замечать…Вот к примеру есть практика проходить Афонскую четку перед причастием взамен правила.Но безусловна такой подход будет понятен человеку который знает разницу между ”читкой” и ”четкой”

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:29 19.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы занимаетесь апологией православной аскетической доктрины. Надо познать Истину, и она сделает нас свободными от ваших рамок. Вера нужна, а не рамки. Хватит уже фарисейских рамок ветхозаветной религии. Просите с верой во Имя и дастся. А рамки – это человеческое. Жаль, что вы не можете по совету Честертона выйти из системы и посмотреть на нее со стороны. Человек вы судя по всему толковый. Но вы уже нашли. Вы нашли Православие. А я не нашёл Духа. Хотя, думаю, он меня касался, иногда. Но это моё личное. Если бы вы вышли за рамки Православия, вы могли бы и лучше понять эту статью. Она действительно удачная. И Яндекс-метрика об этом свидетельствует статистически. Плюс фид-бэк от моих православных друзей на фб. Но находясь в системе, а тем более, занимаясь апологией системы, она у вас вызывает неприятие. Значит не ваше.


  10. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    23:09 25.02.2015

    Апостол, кстати, сказал “не буду есть мяса вовек”, а Вы пишет наоборот.
    Апостол говорит, не соблазняйте немощных в вере, а Вы делаете как раз то, от чего Апостол предостерегал.

    Странно также и то, что после МДС богослужебные тексты остаются для Вас малознакомыми, у меня это как-то в голове не укладывается. Я, вот, и без ДС и при не очень частом посещении храма почти что наизусть их знаю.
    То, что для Вас (не важно для Вас или для меня – для кого-то) представляет проблему богослужение, по моему скромному разумению, есть лишь следствие неверного его восприятия, и не есть причина отказаться от богослужения, но повод попытаться перенастроить свой внутренний приемник.

    Ключевое здесь “написанное чужим умом и чужим сердцем”. В Деяниях написано: “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа” – и у нас, если мы в одной Церкви со Христом и Святыми будет одно сердце и одна душа с ними, и поэтому богослужебные тексты, написанные Святыми – наши, не чужие.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:27 26.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Насчет мяса – это вы загнули. Апостол сказал не из-за того, что мясо животное, а потому что среди купленного мяса могло оказаться идоложертвенное. Не надо поступать как примитивно с цитатами из Писания, как иногда делают это не совсем подготовленные проповедники. Я не против Литургии, а против человеческого в ней в виде театральной постановки и бескровной жертвы, о которой полное молчание в Новом Завете. Такое же восприятие Службы как у вас, у меня было 15 лет назад. Изнутри. А теперь я посмотрел на нее со стороны. И глаза открылись)))


  12. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    18:51 26.02.2015

    Не то важно у Апостола, что идоложертвенное, а то, чтобы не соблазнить немощных в вере – именно об этом он беспокоился и ради этого готов был отказаться вообще от мяса. Если спроецировать Вашу позицию на ту ситуацию, то тогда бы Вы утверждали, что “идол в мире ничто” (и это верно), и что можно есть все и т.п. – и именно таким проповедникам Апостол и говорит – лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить немощных в вере.

    Всерьез поститься по календарю и вместе со всеми – значительно легче, чем всерьез поститься без календаря. Всерьез молиться в храме вместе со всеми – значительно легче, чем всерьез молиться одному. Здесь важно слово “всерьез”.
    Календарные посты и общие молитвы по книжке – это послабление, они служат для облегчения нашего труда. А в случае с молитвой еще для безопасности, предохраняя от уклонения в духовной жизни на страну далече.

    Я пытался одно время поститься и молиться самостоятельно, не по календарю, а по внутреннему импульсу. Сначала все было неплохо, но потом расслабляешься и оставляешь и то и другое. Результат – какая-то расслабленность. Вернулся к календарным постам и молитвам по книжке и все более-менее наладилось. Это как с питанием – питаться надо по режиму, а если питаться когда хочется и что хочется – получишь расстройство желудка.

  13. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:47 26.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не согласен я с вашей позицией. Мне не лучше молиться в храме, а лучше дома, когда никто не мешает. 


    Что касается поста, то зачем поститься специально? Нужно учиться есть мало всегда, а не ограничивать себя только в определенные дни календаря. А срывы на праздники и сами произойдут))). А в остальное время – поститься умеренно, не воздерживаться от мяса. Мясо вообще не при чем, если перед причастием апостолы с Христом вкушали пасхального агнца. А 1 Тим. 4:2-3 прямо говорит о том, что Православие запрещает епископам, и периодически всем верным.


    А по поводу немощных в вере, есть раздел “о нас”. И там все написано, что мои статьи – не рекомендации оптинских старцев. Если бы ваши посты были заповеданы апостолом или Христом, то тогда вы рассказывали бы мне о немощных в вере. Но посты – это ветхозаветная фарисейская проекция. И к вере это имеет минимальное отношение.Люди должны понимать, что это не обязательно, по желанию, для испытания себя, а не по церковному принуждению.


  14. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    21:05 26.02.2015

    К вере посты , точнее не они сами, а их отрицание, имеют самое непосредственное отношение, т.к. показывают неверие во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

  15. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:06 27.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я верую в апостольскую Церковь, которая никак не равна Православию, а равна всем верным Христу. “Итак, пусть видят в нас слуг Христа, которым поручено возвещать тайны Бога. От них в конечном счете требуется лишь верность.” (1 Кор. 4:1-2) Посмотрите определение Церкви в статье “По понятиям”. Да и в той, которая последней выставлена на сайт по апостольской традиции. 


  16. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    23:53 27.02.2015

    Апостолькая Церковь – та, которая имеет преемственность от Апостолов. А ту церковь, в которую Вы веруете, Вы сами себе и придумали. Т.к. преемственность предполагает передачу, Предание. А то, что Вы проповедуете, Вам никто не передавал, а Вы к этому самостоятельно пришли (скажу мягко).

  17. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    10:24 28.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Преемственность от апостолов – это принадлежность к апостольской традиции. Об этом уже написаны две последние статьи. И в ближайших двух я разберусь, что апостольского осталось в православии. И ритуальная преемственность возложения рук, если не подаются дары Духа, не значит ничего. Сукцессия – один из идолов Православия и Католичества, который без плодов Духа у рукоположенных оказывается духовной пустышкой, на которую клюют те, кому нужно оправдание непогрешимостью системы, к которой принадлежит адепт. У вас, Андрей, видимо проблемы с верой, хотя нет проблем с религиозностью. Это беда православных. Сам таким был. Закрываем ветку. Хотите? Переходите в обсуждение под новые статьи по апостольской традиции. А здесь уже узко писать.


  18. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    16:59 02.03.2015

    Ну, если узко, надо закрывать. Но, понятно, что я с Вами не согласен.


  19. Предупреждений - 0
    Простой
    Гость
    13:28 18.02.2015

    Совершенно непонятно что вы хотите сказать.Или вы в системе,или вы вне ее(православия). Отношения с Богом(если конечно они есть)исключительно ваша история.Но думаю что поиск ”разумного”,упирается в личную разумность,помноженную на плохое знание антропологии и отсутствие хоть какого то опыта духовной жизни.То есть наивность рассуждений о том что есть ”монашеское” и ”мирское” даже не хочется комментировать-столь наивно и посредственно это выглядит…Впрочем,к вам как лицу(вероятно) особо любящему цитировать Евангельские слова такая просьба-где есть разделения сказанные Господом о том что есть ”монашеское” и есть ”мирское”?

  20. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:23 18.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    М-да. Воистину так. Достаточно кого-то назвать посредственностью, чтобы самому прослыть неординарностью. Пусть читатели, которые смотрят это, полюбуются на вашу заносчивость. Знания антропологии подтверждены минимум десятком статей на этом сайте в разных Темах. Как вы можете судить об этих знаниях по этой статье? Или под Простым скрывается воскресший старец Серафим?)))


    Как раз нет слов о разделении на “монашество” и “мирян”. Это новояз православных “новшеств”. Я с этим новоязом не согласен, если вы удосужились в этом убедиться. А то что есть (о двух путях и о скопцах), я цитировал в статье “Епископ – женат не более одного раза“. 


    А вообще, поражаюсь, зачем я пропустил ваш пост. Хотя в моих правилах пропускать мнения по предмету материала, а не мнения об авторе. Но для начала ограничимся предупреждением. А это написал, чтобы было понятно за что. Да и люди пусть почитают, сколько ментальных понтов и высокомерия может быть у Простых.


  21. Предупреждений - 0
    Простой
    Гость
    03:24 19.02.2015

    Я могу пояснить каждое слово, которое говорил о характеристике вашего поста-публикации.
    1)-”Личная разумность”.Скорее всего вы активный участник сайта,постоянно публикующий свои измышления,выходящие за рамки церковной жизни и установлений…Я не говорю что это плохо но в этом есть зачаток такой формы…..как МНЕНИЕ(я думаю вам знакомо что говорил об этом еп.Игнатий Кавказский)
    2)-”Плохое знание антропологии”…Мне цитировать весь цветник святых отцов,говорящих что стремление к Богу для человека-самое естественное и самое важнейшее что есть в его трисоставности?Ведь чем по сути является монашеская форма жизни?Желанием жить исключительно Богом и по Богу.Брак,является формой допущения,о которой прямо говорится(во избежания блуда)Но коли мы имеем рамки и связанность плоти,которые не вмещаем по причине или прошлой порочности(о которой пишет Исаак Сирин)или по недостатку произволения или по малодушию-то как можем открывать свои уста и бесчестить тех,возможно и крайне немногих,которые кладут на алтарь Богуви всю свою жизнь?Если положим вы не тяните этого чина-пожалуйста,брак или чистота в миру…Впрочем речь не о вас конкретно
    3)Я,все же опущу ответ на данный вопрос)))
    Ну и конечно вы вольны и не допускать мои комментарии-воля ваша

  22. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:18 19.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы поменяли тон, и с вами, оказывается, можно общаться. 🙂


    Если бы вы говорили только о статье, даже весьма критически, вопросов не было бы. Я спокоен к конструктивной критике. Но вы начали рассуждать об авторе, а это не нормально.


    Вы слишком православный. А это узость. И пока вы этого не поняли, как и я еще год назад. Вернее, год назад я стал понемногу понимать, что пора становиться христианином. 


    Меня слабо интересуют цитаты по трихотомии. Тем более, что большинство склоняются к дихотомии. Моя версия в одной из моих статей, что поскольку человек – сосуд Духа, то он только тогда полон и трихотомичен, когда Третий в нем – Святой Дух. А без Него человек состоит из тела и души. Ум с большой натяжкой можно назвать духом. И как раз весь “цветник восточных отцов” за дихотомию, за редким исключением. Возьмите любой учебник православный по ДБ. Там это написано.Трихотомия – не богословская ошибка, а особенное мнение, с которым Православие не спорит. Но за основу берет дихотомию.


    Теория развития Церкви включает в себя все предание и всех отцов, калибруя их по проценту удельного веса авторитетных текстов. Я не сторонник этой теории. И потому написанное отцами в духе непогрешимости аскетического пути, не является для меня таким авторитетом, как Новый Завет. Впрочем, об этом в статье, которая выйдет сегодня-завтра. Не буду лишнего тут писать


  23. Предупреждений - 0
    Саша
    Гость
    13:56 18.02.2015

    хорошая полезная статья ! Вам спасибо! Богу Слава!


  24. Предупреждений - 0
    Constanta
    Гость
    17:15 18.02.2015

    Простой! По этой фразе “и отсутствие хоть какого то опыта духовной жизни” можно сказать, что чья бы корова не мычала, а вашу и доить стрёмно. Откуда вы знаете Вячеслава? По одной статье из 200? Из моих знакомых всем понравилась статья. Я многим рекомендовал. И даже православным понравилась. А если вам не пошло, то чего выносить суд об авторе? Не понравилось, не “ешьте”. Я такой пост не пропустил бы.


  25. Предупреждений - 0
    Простой
    Гость
    03:37 19.02.2015

    «и отсутствие хоть какого то опыта духовной жизни» можно сказать, -ну не написал бы человек глубокий такого…Я так думаю.


  26. Предупреждений - 0
    Constanta
    Гость
    18:17 19.02.2015

    Да не в глубокости дело. Вас несло, как Остапа. И по ходу написали дерзость. Просто вы не понравившееся в посте перенесли на автора. А это примитивно. Я читаю этот сайт давно. Статьи бывают и удачные, и не очень. Бывает, что вообще не моё. Но я не кидаюсь размазывать автора за это.

  27. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:58 18.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Администраторское. 

    Никогда не ставил штрафных Гостям и не знал об этом косяке. Просто, все гости были как гости))). Сейчас исправим. Штрафное -1 касалось только пользователя “Простой”


  28. Предупреждений - 0
    Простой
    Гость
    03:37 19.02.2015

    Спасибо))


  29. Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Гость
    02:08 19.02.2015

    Ну, Король, порадовал немало – пять баллов, хотя по аскетике хвалить неполезно, способствует развитию самомнения :). Редкая удача, с моей точки зрения. Конечно, занудно, скучно и затянуто, что, безусловно, рассеивает внимание и ослабляет впечатление. Но в целом – здорово, молодец. И самое главное – имеется подлинная жемчужина, драгоценная находка, свежая идея. Я об аскетике, как ложном пути самовольного “спасения”. Поздравляю. Собираюсь уже давно написать на эту тему очередную статью “для чайников”, да все ленюсь. Очень рад. Обнимаю.


  30. Предупреждений - 0
    Ицхак
    Гость
    15:25 19.02.2015

    О посте в апостольские времена говорит Павел, Деян. 27,9.

  31. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:37 19.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Как не Ицхаку было бы знать, что Павел в этом месте говорил о посте еврейском, единственном посте, установленном по Закону. а не еврейскому преданию. И Павел его не соблюдал, а пользовался как календарным ориентиром наступления штормов и прекращения мореплавания до весны. Почитайте об этом здесь, в первом разделе статьи.


  32. Предупреждений - 0
    Ицхак
    Гость
    04:01 20.02.2015

    Глупая статья. Почитайте Исайю о посте.


  33. Предупреждений - 0
    Ицхак
    Гость
    11:05 20.02.2015

    А почему глупая, потому как напрочь отвергает закон. А насчет Павла и постов, так вилами все это на воде писано….

  34. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:34 20.02.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Покажите мне ваши умные статьи. Киньте ссылку. Критик в оскорбительном тоне, как минимум должен сам писать лучше.


    Да, аргументация у вас железная — «вилами по воде писано». Докажите, что она глупая. Ну и с какой радости христиане должны выполнять Закон Моисея, который призван был отделить и показать грех? Весь Закон и пророки в двух Христовых заповедях о любви.


    А, кстати, у вас есть лопатка сзади? По Закону, когда выходишь за стан по большой нужде, надо это дело закопать. Вы выполняете это постановление Закона?))) Сомневаюсь. Вы принесли голубей в жертву за рождение ребенка? Делами Закона НИКТО не оправдается. Этот сайт — не место для вашего исповедания. Это — христианский сайт.


  35. Предупреждений - 0
    Ицхак
    Гость
    14:24 20.02.2015

    Прошу прощения, действительно не туда зашел. Не троньте православие, для вас создана куча протестантских деноминаций…!


  36. Предупреждений - 0
    Краевед
    Гость
    13:25 05.03.2015

    Вообще, насчёт того, чтобы не искушать немощных….

    Это, конечно, верно и правильно.
    Но нюанс в другом.
    Апостол Павел старался не искушать для того, чтобы привести к Богу через Иисуса.
    И потому полагал меньшее пожертвовать для этого.
    Аскетика же имеет другие цели, пусть и полезные.

    Кроме того…. То, чем занимался Господь наш Иисус Христос – это очень большое искушение. Когда предложил есть и пить, и многие ушли – слабые в вере. И Он даже предложил ближайшим ученикам – “Не хотите ли уйти?”

    Поэтому обвинения в резкости по отношению к слабым в вере нужно приводить сначала Христу.


  37. Предупреждений - 0
    Алексей
    Гость
    00:27 12.04.2016

    Если бы эта статья была написана во времена инквизиции, то Вы, Вячеслав, уже комментариев не читали бы 🙂
    Представляю, как Афанасию и Каппадокийским отцам было не легко и очень важно одеть монашество в церковную сутану. “Хотелось как лучше, а получилось как всегда”. И, как мне кажется, такие вопросы (сердечной вовлеченности и искренности) будут возникать всегда, особенно если рассматривать богослужение как “организованное поклонение”. Хорошо это или плохо можно увидеть только по плодам/следам/свету который остаётся после Христовых последователей.
    Лично мне, все очень понравилось, полезная статья, включая комментрарии.

  38. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:19 12.04.2016 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    если рассматривать богослужение как «организованное поклонение». — Так оно так и есть. Если рассматривать как в общине Арсения, что богослужение – это содействие Богу в спасении других людей, то такое понимание вполне приемлемо.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


+ девять = 14