Епископ – женат не более одного раза

15.01.2014 / / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

Вот за что я люблю РБО, так это за согласие смысла изложенного с Правилами Православной Церкви (правда, в отношении священства). Мне тут «протирали мозги», что чтение Нового Завета РБО под ред.Кузнецовой – моветон. Но, посмотрите, какой смысл получается по Синодальному: «Епископ – муж одной жены» Всё ясно? Короче, у епископа не может быть нескольких жён одновременно (а в те времена могли быть жены и наложницы). Так понимается эта фраза в 20-21 веках. А вот в РБО – всё правильно, одна жена на всю жизнь. Не может быть после первой второй жены, или третьей. Это же епископское требование осталось для кандидатов на священство. Но это так, отвлечённая преамбула к статье, навеянная её названием.

МНЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

apostol pavelСама же статья появилась как попытка взглянуть на проблему «голубятни» в епископате и монастырях, которая сейчас бурно обсуждается после «вскрытия гнойника» диаконом Андреем Кураевым. Редактируя статью Клерика Престона, читая блог Кураева, его интервью разным изданиям, ловил себя на мысли: а чего в нашей Церкви православной всё так сложно? Зачем Церковь наперекор рекомендации апостола Павла Тимофею вынуждает епископов на целибат? Ведь сказано всё ясно и понятно: Верно говорится: если кто стремится к руководству (епископству), то желание его похвально. 2 Итак, руководителем церкви должен быть человек безупречной жизни, женатый не больше одного раза, трезвомыслящий, рассудительный, степенный, гостеприимный, способный учить; 3 не пьяница, не драчун, умеющий владеть собой, мягкий, не задиристый, не падкий до денег; 4 человек, способный хорошо управлять своим домом, отец послушных и достойных детей. 5 Ведь если кто не может управиться с собственными домочадцами, сумеет ли он позаботиться о Церкви Бога? 6 Он не должен быть из новообращенных, не то раздуется от важности и навлечет на себя ту же кару, что и дьявол. 7 Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды, и он угодит дьяволу в сети. (1 Тим. 3: 1-7) Практически слово в слово то же сказано в Письме к Титу 1: 6-9.

ДВА ПУТИ И ИДЕЯ ЦЕЛИБАТА

Я прекрасно понимаю, почему епископов понудили на целибат, не смотря на такое явное указание о брачном пути епископов. Есть теория о двух путях, которые чётко очерчены в Новом Завете, в самых разных местах. И путь девственный ставится выше брачного, и Христом, и Павлом. Естественно, что в эпоху становления монашества, брак даже пришлось защищать специальным правилом Шестого Вселенского Собора, чтоб его не причислили к греху не в меру православнутые. Из этой эйфории и появилась практически тотальная агамия епископов на Востоке уже в 4 веке

За тотальный целибат на Западе, который начал оформляться с 3 века для священства и епископства, я молчу. Его плоды нам известны, и таких плодов лучше и не знать. В этом плане меня всегда «умилял» образ Арамиса и его кузины белошвейки.

Целибат епископов учрежден ещё задолго до разделения Церквей, и был основан на вроде бы благочестивом предположении от того же апостола Павла, что женатый больше будет заботиться о семье, а не о состоянии церковных дел на кафедре. Предположение крайне однобокое, совершенно не учитывающее тот факт, что епископ остаётся человеком со всеми страстями и пороками, часть из которых невозможно протестировать по рекомендации ап.Павла.

Идея целибата для епископов наверняка была навеяна «золотым веком» монастырей, когда монастыри оказались светильниками духовности. То была эпоха подвижничества высшей пробы, которая породила учителей благочестия, аскетическими рекомендациями которых пользовались подвижники более 1000 лет. В той среде целибат был идеализирован, а рекомендация апостола Павла была проигнорирована на волне эйфории от большого числа достойных среди безбрачных. Была сделана обобщающая экстраполяция на будущее, и Церковь заболела… рахитом. (В момент бурного роста у детей при недостатке витамина D и кальция происходят часто необратимые деформации костных структур.)

«ПОСТ» ЕПИСКОПОВ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

episkopЦерковь тоже переживала этап бурного развития, находясь в детском возрасте, а её епископству (надзирателям) предложили пожизненный строгий пост. Вот и начало срастаться всё очень плохо и криво, если во времена Юстиниана в 6 веке оказалось необходимостью провести экзекуцию с «голубыми» епископами и министрами, упомянутую Кураевым и в статье Клерика. Рахит Католической Церкви, конечно, намного более удручающ из-за целибата священства. Но и наша клиника ещё та. По мнению и уровню информированности Кураева из 300 епископов РПЦ, 50 – геи. При этом, нам не известно, у скольких есть любовницы, если даже у патриархов находятся то руководители фондов женского пола, то троюродные сёстры, то названные «духовные сёстры». И дети бывают. Знакомые, заставшие тогда ещё митрополита Филарета Денисенко на должности ректора МДА, видели детей, очень похожих на владыку, которые беспрепятственно бегали по Лавре. И это покрывалось на самом высшем уровне, и «сор из избы» не выносился.

И сие не только в нашем веке есть и было, но было и в 3-4 веках. Вот что пишет по этому поводу прот.Александр Лебедев: «…в данное время (2-4 вв) Церковь еще не была решительной и бесповоротной в отношении данного вопроса (агамии епископата), то следует сказать, в этом в значительной степени было виновно само безбрачное духовенство, некстати подрывавшее быстро пробуждавшееся к нему народное доверие своим сожительством с так называемыми “духовными сестрами” или “возлюбленными”. Известно, как бичевал это позорное явление церковной жизни II и III христианских веков святой Киприан Карфагенский в своих письмах.»

Так что «духовные сёстры» – это не изобретение наших предстоятелей и экзархов.

Сейчас владыки кроме монастырских апартаментов имеют и загородные резиденции. И как там происходит смирение плоти или обратные процессы, нам не известно. Но по количеству голубых можно догадываться, что и «женатых» не мало. И лично я это грехом не считаю. Этот статус соответствует рекомендациям апостола. Грех только в том, что появляется нарушение монашеского обета и лукавство в сокрытии отношений мужчины и женщины, поскольку они запрещены этим обетом. Просто не надо выдавливать из кандидатов эти обеты, и все будет по-христиански.

Заставлять епископов быть монахами в современном состоянии развития общества – форменное фарисейство высшей пробы, как говаривал Баламут, завершая тост. Сейчас монашество умирает. О том, что время монастырей прошло, говорил ещё свт.Игнатий Брянчанинов 150 лет назад. Современное общество с огромным трудом продуцирует единичных подвижников, готовых к монашеству. Прогрессия искажённости человеческой природы, укоренение греховности по мере удаления от точки повреждения не позволяют думать, что это временные тенденции. И жить дальше стандартами 4-6 веков не просто не умно, это похоже на горделивое безумие. Типа, мы можем быть такими же ревностными и аскетичными, как во времена аввы Дорофея в 6 веке.

ОБРАТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Но дело не только в эпохе. И во времена аввы Дорофея (ещё при его жизни родился Юстиниан) уже были проблемы. И здесь я скажу мысль, противоречащую концепции развития Тела-Церкви, которая работает в отношении богословия, но не работает в Литургике и нравственности. В богословии действительно происходила постепенная кристаллизация догматов и разработка вероучения. Но в нравственности, чем дальше от прихода Христа, тем тяжелее людям давалось подвижничество. Здесь образ развития человека тоже уместен. Чем ближе к младенчеству, тем чище. В юности – много порывов и в ереси, и в страсти, и в готовность с чистым сердцем к подвижничеству. Потом проявляется зрелость, которая может сопровождаться усталостью, скепсисом, расслабленностью, потаканием страстям. Какое уж тут монашество?!

Так вот, смею утверждать, что при апостоле Павле, степень богословского оформления христианства была минимальной, младенческой, а степень нравственности была максимальной, тоже младенческой. И даже в этом состоянии разврата было предостаточно, раз апостол поучает: «Относительно того, что вы писали мне в письме: «Лучше мужчине не прикасаться к женщине». 2 Но раз так много разврата, то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины свой муж.» (1 Кор. 7: 1-2). И вот, в этом состоянии, апостол Павел говорит о жене и детях епископа, а «зеленая», самонадеянная и порывистая молодость Церкви ужесточает норму, в состоянии уже меньшей сопротивляемости греху. Постепенное предпочтение поставления на кафедру безбрачных, привело к закреплению практики уже в 6 веке, а в 7 веке 12 Правило Трульского Собора канонизирует эту практику.

«ЛЮДСКОЕ МУДРОВАНИЕ» О ЦЕЛИБАТЕ ЕПИСКОПОВ

Понятное дело, что практика появилась не сама по себе. И на это есть нужное высказывание апостола Павла: «7 Конечно, я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой. 32 И мне хочется, чтобы вы ничем не были озабочены. Неженатый озабочен делами для Господа, чтобы угодить Господу, 33 а женатый озабочен мирскими делами в угоду жене 34 и разрывается на части. 35 Все это я говорю для вашего же блага, а не для того, чтобы тащить вас за собой на аркане. Нет, я хочу, чтобы вы всегда жили для Господа как подобает и ни на что не отвлекаясь. 37 Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он тоже поступит хорошо. Что из этого следует? 38 Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится, поступит еще лучше.» (1 Кор. 7: 7, 32-35, 37-38)

И здесь возникает явно фарисейское условие для поставления в надзиратели. Апостол, в первой приведенной мною цитате говорит, что тот, кто хочет епископства, достоин похвалы. В последней же цитате сказано, что выбор девства должен быть без понуждения, при полном контроле чувств. Христианские же Церкви, «желающих похвального дела», «понуждают к девству», даже если шито белыми нитками, что кандидат «не владеет своими чувствами» и страстями, или даже этого никто и не пытался проверить. Главное – монашество, а какое оно по качеству  – дело десятое.

Мне кажется, что изначально было безусловное доверие следующему силлогизму:

  1. Епископское служение – высшее (надзиратель за пресвитерами)
  2. Из двух состояний – брачное и девство, последнее – более высокое. «11 «Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому это дано, — ответил Он. — 12 Есть люди, которые не могут жениться, потому что они такими родились. Других евнухами сделали люди, а есть и такие, кто не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!» (Мф. 19:11)
  3. Значит, епископ должен быть девственником.

Формула простая и ясная, но только на первый взгляд. Всё же, сам апостол нигде не сказал, что лучше епископу не жениться. Наоборот, подчёркнуто обратное. Логика – не лучшее средство в обосновании церковного устройства, поскольку является инструментом людского мудрования. Дух словами апостола о епископах сказал явно. Если же кто из кандидатов готов к высшему состоянию девственного служения, проверив временем и опытом себя, что не впадёт в блуд или голубизну, это нужно только приветствовать, но не вменять в обязанность.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИДЕЯ СТАТЬИ ОБНОВЛЕНЧЕСТВОМ?

Мне скажут, рядишься в обновленцы? Да, знаю, был обновленческий собор в 1923 году, на котором по этому вопросу была принята такая формулировка: «Епископат, согласно категорическому требованию самого Бога, повелевшего через Апостола Павла, должен быть брачным. Только для лиц действительно неспособных к семейной жизни и в то же время незаменимых для пользы Церкви может быть сделано исключение, каковое ни в каком случае не должно носить массового характера

Как видите, моя формулировка намного мягче. Я не говорю, чтоб все епископы были женатые. Каждый, перед хиротонией, выбирает свой путь. И если хиротония совершается над достойнейшим белым священником, то пусть он остаётся в браке. Я вижу в этом не обновление. Обновление было в самой агамии епископата, по отношению к духу свободного выбора своего пути в брачном или безбрачном состоянии. А принуждение к безбрачию для того, чтобы достойный и благочестивый семьянин стал епископом – это церковное фарисейство и переоценка духовных сил своих адептов. А к фарисейству люди склонны всегда, в силу ограниченности понимания Истины. При сильной ограниченности и бесчувствии духовном, даже рождается ханжество. Кстати, епископ, у которого есть «духовная сестра», и который в проповеди на соответствующее место станет говорить о высоте девства, и будет ханжой.

Если бы епископов в РПЦ вместе с УПЦ было человек 50-70, то для этого количества можно было найти достойных безбрачных. Но можно найти достойных брачных, которые будут духовнее безбрачных и полезнее для Церкви. И отсекая их фарисейским требованием того, чего ни Христос ни апостолы не требовали, мы лишаем Церковь столпов духовности и пастырской заботливости в угоду часто «сухому» и бездуховному монашеству (последний пример издевательств владыки Евсевия над свящ.Павлом Адельгеймом, тому яркий пример).

О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ОПЫТА МОНАХА

Опыт в организации обычного прихода, опыт в правильном семейном устроении дают белому благочестивому священнику бесценный опыт построения прихода-семьи (Об этом была недавно классная статья свящ.Фёдора Людоговского на «Киевской Руси»). Мы все знаем чисто светский опыт, что самым толковым руководителем бывает тот, кто прошёл от рабочего, через бригадира и начальника цеха до директора. Такой руководитель знает все нюансы производства и понимает, как создать качественный механизм взаимодействия. Но как может понимать монах проблемы белого духовенства, особенно если он мажор, и не достигнув и 40 лет ходит в митрополичьем белом клобуке? А монашество было просто как условие карьерного роста, но никак не призвание. Как он поймёт и сможет оценить свой клир, если он о целом сегменте жизни этого клира имеет очень плоское представление по детским впечатлениям? К тому же у него напрочь нет опыта воспитания своих детей, нет опыта понимания женской половины верующих, нет понимания объединительных мотивов в разнородной приходской среде. Мне скажут, что эти качества нужны священнику, а не епископу. А надзиратель за священниками не должен понимать суть проблемы? Я в своей статье «Женская доминанта в Церкви и мужской кружной путь» писал о ситуации, когда епископ, не запариваясь с выяснением ситуации, пошёл на поводу у «десятки», и толкового и духовного батюшку перевел на другой приход. А был бы у него личный опыт, уверен, что зачинщицу в «десятке» пристыдил бы, и это было бы на пользу и смирение зарвавшимся бунтовщицам. У нас епископы напрочь оторваны от реалий приходской жизни. Им только подавай «десятину» да «конверты» после совместного служения. Потому, уверен, что указание апостола Павла на моногамию епископов, стоит выше агамии, когда последняя есть выбором христианина как такового. То, что узаконила Церковь, есть насилие над личным выбором пути христианина, вычёркивание достойного белого духовенства из кандидатов в епископы и поставление в надзиратели людей, оторванных от понимания бытия общинного строя ввереных приходов.

Как такие епископы могут поднять на Синоде вопрос о понятности языка богослужения? Литургическая реформа? А зачем? И так деньги плывут. Если им нет дела даже до голубых иеромонахов, то о какой соборности в Церкви может идти речь, о которой ратовал свящ.Павел Адельгейм. У нас есть вертикаль, в узле которой находится епископ, оторванный от реалий, не избранный, а назначенный на кафедру. Проявить озабоченность он может только в случае, если с прихода деньги не идут. Потому ни епископам ни Синоду нет дела до проблем приходов. Если бы епископ на замену почившему назначался из самых уважаемых белых благочинных этого региона, то и инициатива снизу доходила бы оперативно до самых верхов. Потому я глубоко понимаю составителей формулы обновленческого собора 90 лет назад, что неженатые епископы могут быть в порядке исключения, но основу должны составлять женатые, из среды священства.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Говорят, что последствия рахита в скелете практически неисправимы, но практика показывает, что правильную структуру тела всё равно знают мышцы. Если создать мощный «мышечный корсет», то большинство последствий рахита устранимо силами организма. Его тяжело создать. Нужна сильная воля. Да, сказать сейчас, что епископат может жениться, это ж всецерковный скандал. Но и воскресение мёртвых было «скандалом для эллинов». Само христианство в языческой среде в причастием Тела и Крови было крайне скандальным. Нашей Церкви не привыкать. Нужна сильная воля, чтоб исправить неправильно сросшийся скелет, через оздоровление тела, чтоб в здоровом теле появился и здоровый дух. А там может и сам Дух посетит. А то что-то в последнее время совсем старцы и духовные авторитеты перевелись.

Из риторики со Свидетелями Иеговы (мой недописанный кандидатский диссер по богословию в области сектоведения) я знаю, что великой блудницей из Апокалипсиса они называют смешение всех религий, кроме, конечно же, Свидетелей Иеговы))). Почетные главенствующие роли там отведены нам и католикам. И, вы знаете, глядя на разложение высшей церковной иерархии (просто потому, что людское мудрование наложило на епископат «бремена неудобоносимые»), я допускаю, что если волевым решением не убрать эти бремена, то Свидетели Иеговы могут быть не далеки от истины. У нас может сложиться такая иерархия по качеству, что нужен будет новый этап мученичества, чтобы привести Тело в чувство. Не лучше ли самим заняться «мышечным корсетом» и самооздоровиться?! Неужели мы до такой степени тупые, что в состоянии реагировать благочестиво только на посылаемые скорби? А просто поступить по совету апостола Павла, слабо?

Неужели лучше, чтоб было так: 50 из 300 – «голубцы», у сотни есть «духовные сёстры», ещё сотня осуждает и тех и других, и остаётся 50 нормальных, из которых 10 благочестивых и праведных. Ну и зачем такой епископат нужен? Пусть женятся, кто хочет. Пусть поймут, что такое женщина (далеко не всегда смиренная), которая может быстро занять место клобука. Пусть воспитают детей, и когда дети пошлют их подальше и забросят участие в таинствах, тогда они поймут реальную цену своего надзирательства. Тогда станет видно, что те, кто не в состоянии навести порядок и благочестие в семье, не могут быть и епископами, по определению апостола. Далее, «голубцов» вычистить из Церкви железной метлой. И в результате, у нас вместо 50 нормальных епископов может получиться 200-250. А это уже совсем другой коленкор!

ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ЦЕРКОВНОЕ ФАРИСЕЙСТВО

Завершая статью, хочу напомнить, что выдумывание препятствий безбрачия для епископов не имеет прямого подтверждения Священным Писанием, только косвенное. «Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступятся от веры. Они будут внимать духам лжи и учениям бесов, 2 соблазненные лицемерием лжецов с клейменой совестью, 3 которые запрещают жениться, не разрешают есть ту или иную пищу.» (1 Тим. 4: 2-3) Вся штука в том, что «последние времена» были, и 15 веков назад, и сейчас. И тогда и сейчас у нас понавыдумывали постов, при чем не постов, а воздержаний от мясо-молочной пищи. Епископов вынуждают воздерживаться от жён. Итого, куча священников и православных с ожирением из-за того, что больше половины года сидят на углеводах, а епископы, или прячут «духовных сестер», или пристают к мальчикам. Это следствие скатывания Церкви в фарисейство под внешне благочестивыми предлогами, с подсовыванием цитат из Священного Писания, не желая приложить разума к сложившейся ситуации.

Давно хотел написать об этом. Недаром, сайт назвали «Экс-фарисей», а ключевую рубрику: «Назад, к Евангелию». В данном случае, предлагаю вернуться к апостолу Павлу. Надеюсь, я доступно аргументировал насущную необходимость отказа от «обновленчества» 4-6 веков. Тогда, на эйфории, оно прошло незаметно. Сейчас отказ от него будет через «ломки», в прямом и переносном смысле. Но это необходимо, если мы хотим и дальше спасаться в здоровом Теле-Церкви, а не искушаться и соблазняться.

Назад, к Новому Завету! В отношении епископов этот призыв полностью оправдан.

Обсуждение

  1. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:21 15.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Говорить о том, что монашество себя изжило, с позиции мирянина, которому это не дано, да и с использованием только частного мнения св. Игнатия это явный перебор. После Игнатия был и Лаврентий Черниговский, и св.Иоанн сан-Франциский, святитель Лука Войно-Ясенецкий и схиархимандрит Феофил, почивший в 1996 году и многие старцы и благодатные епископы.
    Конструктив должен быть проще: обнародовать список епископов -содомитов на всех православных ресурсах, а также епископов нарушивших безбрачие. Каждый случай рассматривать доказательно, помня, что неугодного всегда могут оклеветать завистники. В любом случае чистота иерархов есть отчасти функция духовного состояния паствы. Если пастве все равно – то и получаем таких священников и владык. А кто по-настоящему болеет за Церковь, тот действует. Современная паства, особенно в столицах, где духовное гниение преобладает, достаточно образована и независима, чтобы провести независимое расследование по всем обвинениям. Должна быть мирская независимая организация православных, борющаяся за чистоту служения духовенства. Мирские люди не связаны отношением начальник-подчиненный с владыками и священниками, поэтому при наличии веры, не станут устранять конкурентов. Моя позиция сходна с принципом гнойной хирургии: ” Где гной – там вскрой” иначе – сепсис – заражение всего организма.
    Не нужно оценивать духовный уровень духовенства, мирянам это не по чину, но конкретные грубые нарушения: содомию, блуд, взяточничество, более близкие, родные этому миру, независимые и честные миряне расследуют лучше, чем повязанное между собой духовенство.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:03 15.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра, ты любишь критиковать иногда не по делу. Об изживании монашества сказал один из самых крутых святителей за последние 200 лет Игнатий Брянчанинов. Это он сказал, а не я. Я на него просто сослался как на авторитет. И духовность монашества я не оценивал, и белого духовенства – тоже. А строить предложения на предположениях или безличных сравнениях никому не запрещено. Я нигде не сказал, что протоиерей Николай духовнее иеромонаха Анастасия.
    А рассуждать мирянам не запрещено. На то и разум есть. Я верую во единую СОБОРНУЮ Церковь. А соборность предполагает равные возможности, а не жёсткую вертикаль, к которой скатилась наша Церковь по мере удаления от апостольского периода. Критикуй, но за дело.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:32 15.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Что касается действий… то здесь всё зависит от того, собирается ли покрывать голубизну епископа у патриарха? Народ может согнать “голубца” с кафедры, а его… переведут на другую. Должна быть норма лишения сана. Было бы совсем по другому, если бы епископа выбирал клирики или клирики с народом. Тогда и поводов для прогона было бы на порядок меньше и епископ бы понимал, что кафедра не пожизненная. Будет грешить и не радеть, снимут, поставят другого. Вот к этому надо идти. В этом соборность. А не когда политики двигают мажоров, и появляются молоды митрополиты и разные влиятельные епископы, которые задвигают в угол духовных авторитетов.

  4. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    19:45 15.01.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Очень хорошая статья. Я чего-то под таким углом никогда не думал, хотя фразу про мужа одной жены читал десятки раз. Сомневаюсь, что Церковь от рахита будет исправляться подобным образом. Она стала огромной, неповоротливой, консервативной (в плохом смысле этого слова) закрытой организацией, не Телом Христовым, которая закупает мешки для хранения сора прямо в избе, лишь бы всё оставалось как есть. Их можно заставить меняться, только если обрезать кэш фло с низов. Твоё предложение правильное, и аргументировано путёво, но оно из области церковной фантастики. Просто существующим придётся нарушать обеты, если разрешить всем. А для будущих они не сделают из-за лютой зависти, что кто-то, а не он, будет женатым епископом. Жаль, что ресурс пока не сопоставим по посещаемости с правмиром. Статья реформаторски очень правильная, и желательно, чтоб ее запостили и распространили, а то она останется уделом небольшой кучки человек 150 поклонников этого сайта.
    Небольшой оффтоп. Прочитал твоё сегодняшнее дополнение Аргументов в пользу пресуществления. Кое что себе взял на заметку. Поставь активную ссылку на исходную статью, интересно всё глянуть.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:15 15.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Активную ссылку в Аргументы… добавил.

  6. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:49 15.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Падение монашества отмечалось и во времена св. Сергия Радонежского, который его восстановил, почему и назван игуменом всея Руси. Эта ситуация повторяется многократно и во времена Св. Игнатия существовала Оптина с прославленным ныне сонмом святых. где усиливается тьма, там и сильнее проявляется благодать.
    По делу скажу:
    1. У тебя отсутствует конкретика по каждому случаю из 50-и, а сказать цифру не приводя фактов – это звучит “стремно”, особенно учитывая твою анонимность, в этом случае она большой минус в смысле доверия.
    2. Ты не предлагаешь конкретных реальных шагов, а в целом замахнулся на церковную вертикаль, и на монашество, как путь спасения, – крайняя левизна.
    Учитывая два предыдущих пункта, для человека, который с тобой не знаком, может показаться по этому посту, что ты в этой ситуации пишешь от лукавого : облил иерархов из темноты анонимности и предложил упразднить монашество и либерализовать ” до основанья” церковную вертикаль.
    Говори конкретно по каждой кандидатуре и отвечай за свои слова как перед Богом. Я многократно писал, что нужна четкая доказательная база: аудио и видеофиксация, показания свидетелей. Иначе и тебя купленный человек -содомит, или какая-либо женщина может обвинить в связи с ним или в супружеской неверности, пойди потом отмойся, особенно, если это пройдет в соц. сетях. В наглую ложь охотно верят. А у владык, особенно, благодатных, завистников много и подобные обвинения – это хоть и старое, но эффективное оружие.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:10 15.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    У меня уже было желание впервые за всё время воспользоваться правом админа и удалить твой пост. Сдержался, но не стоит так делать больше. 50 – взято со слов Кураева, и об этом было сказано. Я свечек не держал. Статья написана по мотивам голубого скандала, связанного с заявлениями Кураева. Прочитай статью не по диагонали, посмотри на кого я ссылаюсь. И что значит “замахиваться”? Я что, не член Церкви? Или у меня разум отобрали епископы? О монашестве будет отдельная песня. Монашество в фэйсбуке – уже не монашество. Ну и с чего ты взял, что об этом нельзя говорить? Есть критерии, которые можно использовать для оценочных суждений, а не прямых личностных оценок. Это запрещено?!
    Почему хотел удалить твой пост? Ты перешёл от критики статьи на критику автора. С меня корона не слетит, нечему слетать, но при перемешивании критики статьи с преимущественной критикой автора, складывается неправильное представление у читающего.
    Я писал о целесообразности браков для епископата, исходя из Священного Писания – это ПРЕДМЕТ статьи. МОТИВОМ была голубизна епископов. На двух у Кураева есть доказательный компромат. Собрали бы и на остальных. Нет воли патриарха на это. ЦЕЛЬ статьи – не обличить в голубизне конкретных гомоиерархов, а показать, что совет апостола Павла лучше выполнять, не увлекаясь экстраполяцией святости Григория Богослова на епископов всех времен и народов. Если выполнить его совет, то у епископов не будет поводов к голубизне, а выборность епископов из среды достойного белого священства на 99,9% снимет и проблему голубых и проблему “духовных сестер”. Прочитай статью, ВНИМАТЕЛЬНО, а потом пиши. Это здраво, а не бросаться в бой после просмотренных 10 абзацев.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:49 25.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    На вертикаль замахивался и отец Павел Адельгейм, куда больший авторитет, чем я или ты.

  9. Гай Монтэг
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Гай Монтэг
    Модератор
    20:24 15.01.2014 / Мнений — 11 / Статей — 4 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Юрий, Шо значит “Говори конкретно по каждой кандидатуре!” Вы название статьи видели? Вы понимаете, что такое предмет статьи? Если вас так интересуют конкретные кандидатуры, то вам на блог к Кураеву, Там в в обсуждениях с тысячами постов мож шо то и найдёте:-) А эта статья о том, что лучше бы епископам жениться, и куча проблем и лукавства была бы снята.

  10. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:55 15.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Прежде, чем писать статью прочел внимательно, я не пишу комментов после выборочного чтения. Я критиковал не автора, а принцип подачи материала.
    Системный вывод делается на основании только 2-х доказанных случаев, в отношении 48 -и как же? И призывал к конструктиву: докажи конкретно и реализуй смещение виноватого, а не всех. кто кажется виноватым, используя давление мирских организаций.
    Конечно высказывать сове мнение может каждый, независимо от его содержания.
    По поводу “лучше епископам жениться”. Если зло есть в человеке, то оно найдет свой выход ив другой форме греха., т.е. если епископы будут жениться, но по сути не изменяться, то будет процветать семейственность, как в медицине, дети епископов закончат в 20 лет семинарию, в 22 -академию в 25 они кандидаты богословия и епископы. А там уже клондайк – работать не надо, деньги идут потоком,дома, дачи, машины, жена, любовницы или даже любовники, священство за деньги, откат ежемесячно – надо же семью кормить! Станет только хуже. Предлагаю общественный контроль за духовенством в рамках действующих Церковных правил без разрушения целибата и отмены монашества.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    21:34 15.01.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Форма подачи у меня давно такая. Мог бы уже и привыкеуть. Я не пытался этой статьёй сместить хотя бы одного виноватого. Она не для того написана. Юра, дай Бог, чтоб дети епископов хотели идти в священники. Это раз. При выборности епископа, зажираться ему будет опасно. Те кто выбрали, с таким же успехом и снимут. Ты разве не знал, что даже сейчас наказанные за что-либо епископы могут, оставаясь в сане епископа, иметь право служить только по иерейскому чину (с орлецами или даже без них, как простой протоиерей). Если бы этот шаг был сделан, то епископы хоть за нарушение обетов перед Небом не осуждались бы. А тачки, хаты, любовницы могут быть и в этом состоянии. Но ты таки не читаешь статью))) Я написал, чтоб епископа выбирали из достойнейших иереев. Конечно, и здесь могут формироваться партии благочинных, кто кого протянет. Но будучи женатым, он уже не будет прятаться с “духовными дочерями”. А если будет классический многодетный, то и не педик. Надо удалять причины и смотреть в корень, а не носиться с диктофонами и скрытыми камерами. Для этого достаточно 2-3 свидетельств со стороны тех, кто подвергался приставаниям, если владыка и раньше был под подозрением. Но статья же не об этом!!!! А о том, что в системе поменялся принцип, питающий сексульные грехи епископата. Да посмотри ж ты на предмет и не зацикливайся на мотиве. Мотив я честно прописал в аннотации, и указал, что это – Мотив, но предмет иной.

  12. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:54 15.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Предмет есть следствие мотива, а если мотив не достаточно мотивирован, то и предмет не столь актуален. Другими словами, моя критика направлена на корень твоего предмета.
    Ты сам говорил о детстве и зрелости Церкви, так вот ты предлагаешь вернуть взрослого человека его багажом и опыта и грехов, в детство, когда апостолы были женаты. Детство по природе более благодатно, но в основном бессознательно. вера в зрелом возрасте приобретается тяжелее, но намного прочнее детской, которая легко уходит при начале действия страстей. Я это к тому, что монашество и целибат епископов явились следствием естественного развития Церкви, и этот опыт развивался более тысячи лет, так что отказываться от него неразумно. Но, я согласен, что необходимо очистить монашество и духовенство от людей, попавших туда не от Бога.
    Есть выбор жребием, это лучше, так как все священники все равно зависимы от своих владык, если и не боятся за себя, так у них есть семьи. А вот миряне могут проверять кандидатов на тяжкие и отсеивать недостойных. Ты недооцениваешь семейственность, я с этим сталкивался часто. Родители разметают свех возможных конкурентов своим детям. Даже при выборах, помогут братья, родители, кумовья, вред будет круче, чем от гос контроля. Да и епископ будет уязвим, его можно контролировать через семью, или угрозами или компроматом.

  13. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    22:06 15.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Ну а прятаться с духовными дочерьми нужно как раз женатому, свинья грязь всегда найдет. Просто измениться форма греха, променяем блудников на прелюбодеев, а содомия, вообще, не зависит от безбрачия, сколько мирян ее выбирают даже будучи женатыми.
    Но семейственность жестко интегрирует епископа в социум, сделает фигурой и политической и финансовым субъектов с необходимой борьбой за власть и деньги, и мотив уже будет конкретный – благополучие семьи. Я сам наблюдал как семейственность действует на приходах, когда настоятель буквально разгоняет хороших священников, чтобы оставить храм в семье, передав настоятельство родственнику.


  14. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    12:37 16.01.2014

    Очень хорошая статья.


  15. Предупреждений - 0
    Владислав
    Гость
    19:12 25.01.2014

    очень нужная статья и комментарии хороши. Но как же действительно всё сложно. Юрий “мае рацию”.


  16. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    17:40 26.01.2014

    А в чём Юрий “мае рацию”?


  17. Предупреждений - 0
    прот. Сергий
    Гость
    15:15 08.04.2014

    Мне довелось побывать келейником архиерея и трудиться в епархиальном управлении. Так что могу сказать:
    Семейственность, откаты и др. прелести благополучно процветают и при безбрачных епископах. На нужные должности продвигаются племянники, “келейники” и другие родственники. Конверты после службы, конверты и “благодарности” за хиротонию, на дни рождения, на праздники и прочая и прочая… Так что безбрачие от этого не избавляет.
    Ещё. Как, чаще всего, сегодня стновятся епископами? Средняя школа, м.б. армия, семинария, академия, м.б. монастырь, кафедра. Ну, и что мне такой человек расскажет о становлении прихода, и о способах выживания в условиях сельской парафии с 5 детьми и неработающей женой???
    Уровень современного монашства мне тоже известен. Прослужил 8 лет в женском монастыре, хорошо знаком с насельниками мужского монастыря при кафедральном соборе… И эти люди будут меня учить управлять приходом???
    Юрий, ты (Вы) не прав(ы).
    Поддерживаю Вячеслава.

  18. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:00 08.04.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Рад, что полку священства в обсуждениях прибывает. Я чувствую, и вижу на чужих примерах и из своего семинарского и просто жизненного опыта как надо, но не могу сказать это авторитетно, из личного опыта священства. Благодарю, отче Сергие, за отзыв.


  19. Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Гость
    00:17 20.10.2014

    монахи ссылаются на слова Христа, который говорит о «скопцах ради Царствия Небесного», и в этом находят основание для возвышения монашества над всем прочим христианством. Прочтем-ка вместе этот евангельский текст:
    «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда». (Матф.19:5-15)
    Вроде бы все так, и ссылаются на это место, как на свидетельство особого, «невместимого» для мирян дара посвящения себя Царствию Небесному, и в связи с этим отказа от «земных радостей». Однако так ли это на самом деле? Вчитаемся внимательнее в текст. Во-первых, оскопление является скорее отнятием как физических членов, так и определенных способностей, и трудно предположить, что слово «дано» относится к оскопленному. Что же касается учеников, то они явно испуганы: брачная ответственность, обозначенная Христом, намного превосходит их традиционно легкомысленное отношение к браку: не понравилась – развелся. Поэтому они возражают Христу, они протестуют, и формой протеста является абсурдное с их точки зрения заявление об отказе от брака в том виде, в котором его предлагает Христос. Точно так же из заявляющих, что «я скорее умру, чем сделаю то-то и то-то», на самом деле умирать никто не собирается – таково проявление обычного человеческого легкомыслия, о «невместимости» которого вряд ли стал бы говорить Господь. Нет, речь, скорее, идет о невместимости слов Самого Христа о браке (в том числе, для присутствующих учеников). И тогда, чтобы подчеркнуть всю непреложность высокоответственного христианского отношения к браку, только что обозначенную Христом, Он предлагает немыслимую альтернативу: тот, кто не способен так отнестись к браку, уподобляется увечному, и должен избрать безбрачие, как неспособный, иначе не видать ему Царствия Небесного. То есть «оскопление себя для Царствия Небесного» – это последний выход для тех, в кого не вмещается «слово» Христа о браке: не хочешь жениться, что ж, живи, как оскопленный, как инвалид, и отношение к тебе Бога и людей, как к больному, снисходительное.
    Кроме того, слово «для» здесь, возможно, использовано отнюдь не в значении «ради», как хочется считать монахам: «мы исполняли слова Христа, и избрали безбрачие ради Царствия Небесного, отказались от брака, чтобы прибрести Вечную Жизнь с Богом». Отсюда-то ими как раз и выводится ложная идея выбора между «нечистотой» брака и Вечной Жизнью: выбираем великую Радость в будущем, ради которой надо отказаться от малой и нечистой «радости» брака в настоящем именно по причине ее низменного «недостоинства» пред Богом. Так, незаметно, объявляется противопоставление брака спасению: спасаются только монахи, отказавшиеся для угождения Богу от нечистоты брака и семьи. А «миряне» – так, грешники, почти что животные, неспособные к возвышенному, которых Бог, может, и помилует по снисхождению к их немощи совершить подвиг отречения «от мира, лежащего во зле» ради Бога и Вечной Жизни.
    Путем такого логического подлога христиане оказались приравненными ко всем прочим: неверующим, язычникам, богоборцам, богопротивникам, развратникам – а монахи стали единственными угодными Богу (христиане – только они), как они сами о себе навыкли думать за века этой тайной (знание не для всех, а только для «посвященных») неправды. Поэтому мы с вами, не понимая, что происходит, маемся лишь в господской прихожей монашьей церкви, куда нас не пускают, и где нам не место среди «возлюбленных Божьих Чад», которые, однако, снисходят до того, чтобы позволить «псам подобрать крохи, упавшие с господского стола», и таким образом, хоть мы и «нечистые», «из-под стола» участвовать в Трапезе Господней, в Тайной Вечере, за которой восседать с Господом достойны лишь Его подлинные ученики, монахи и епископы (белое-то священство ими тоже откровенно презирается: «я его оскорбил, я сказал, капитан, никогда ты не будешь майором». А генералом тем более). Отсюда взялись все эти алтари, и отгородившие их от «публики» глухие стены иконостасов, за прошедшие века постепенно введеные в церковный обиход для того, чтобы совершенно отделить оскверненных брачными отношениями верующих от Таинства Евхаристии, происходящего за наглухо закрытыми Царскими Вратами для избранных, для «посвященных».
    А на самом-то деле получается, как следует из евангельского текста, что скопцами «для» Царствия Небесного, то есть именно в глазах этого самого Небесного Царства, являются объявившие (сделавшие) себя неспособными осуществить свое небесное предназначение быть полноценными людьми, и принять на себя полноту человеческой ответственности за судьбу себя и своих ближних. Этим Христос еще раз особо подчеркивает всю серьезность Божьего спроса с людей за их безответственность к браку и семье. И далее, смотрите, тут же еще указание на богоугодность именно семьи: принимает детей, которым, по Его словам, «принадлежит Царствие Небесное» – не монахам и скопцам, но детям, которые есть плод семьи и брака.
    Таким образом, все наконец-то встает на свое место. Именно брак угоден Богу, и брачная ответственность возложена на христиан, на всех живущих, как Крест, как Христово Иго: «любишь кататься, люби и саночки возить». А для немощных, «больных» и неспособных, малодушных и трусливых детей Божьих Господом по жалости и любви оставлен выход: та самая «малая вместимость», в которую человек способен вместить одну только свою собственную, личную жизнь. И чтобы не потерять надежду на спасение, эти «неспособные» принять на себя свой Крест Христов должны дальнейшую жизнь проводить в покаянии пред Богом, которое и есть «монашество», то есть неполное христианство «по немощи». Вместо общих крещальных обетов, принятых при вступлении в Церковь (отречение от Зла и сочетание со Христом), человек дает более частные и конкретные обеты монашеские: в отношении ближних вместо любви нестяжание и безбрачие, а также послушание Богу – которые ограничивают христианский жизненный подвиг до узких рамок жизни «лично для себя», вне общества людей. Таким образом, монашество урезается до одной заповеди «любви к Богу», исключая саму возможность «любви к ближнему» по причине реального отсутствия этого «ближнего» в жизни монаха, решившегося жить в полном одиночестве, вне мира людей.
    Теперь все понятно. А то как-то было странно: с одной стороны, жалуются на «немощь», объявляют себя «худшими всех», и тут же с другой стороны начинают исподволь толковать про особую «избранность», «царский путь», «подвиги», затем «чудеса и силы» начинают делаться ими, и на этом основании они вдруг оказываются предводителями «мирян» и лидерами христианства, а там и до Князей Церкви становится недалеко. «Монаху недостоит быть епископом, потому что ему более надлежит покаяние», – гласит одно из древних, преданных преднамеренному забвению, церковных правил. Куда же человеку, который оказался неспособен создать семью («малую церковь») и отвечать за жизнь жены и детей, лезть в начальники над Народом Божьим: неверный в малом неверен и в большом. Именно монахи, подавшиеся со скуки в епископы, развалили церковную жизнь и привели Церковь к Ее сегодняшней катастрофе. Монашество – это болезнь христианства, а монашеский епископат – это, по словам Христа, «болезнь к смерти», смертельный недуг, поразивший церковный организм.

  20. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:07 20.10.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Очень мудро, Олег. Текст был написан для коммента, или вы раньше оформили эту идею в отношении трактовки скопцов? По поводу монашеских лекал для мирян… меня зацепило после знакомства с советами Порфирия Кавсокаливита. Я прозрел просто. Лествица – для монахов, но не для мирян. Миряне должны уповать не на подвиги, а на Утешителя, который наставит на всякую истину.


  21. Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Гость
    01:52 21.10.2014

    Уважаемый Вячеслав, специально не стал обозначать с самого начала происхождение коммента. Это просто цитата из моей книги “Миряне – печальнейшая повесть”, написанной мной добрых лет десять-двенадцать назад, в бытность мою еще священником РПЦ МП. Вся книга есть на Кредо.ру, и на моей личной странице: http://ochek.com/?page_id=686
    Отрадно встретить сообщество христиан, которых сегодня волнуют не Крымнаш и Мыпобедим, а проблемы Церкви, с которых и я начинал когда-то свой путь вослед Христу – извиняюсь за пафосность. Приглашаю также на наш сайт: http://pravtoday.ru/, на котором мы обязательно опубликуем ваш материал, а также в группу “Квартирное православие”, там мы уже его опубликовали. До встречи

  22. Бравый Йозеф
    Предупреждений - 0
    Бравый Йозеф
    Гость
    03:22 23.10.2014

    “… церковная традиция поставления в епископат исключительно из монахов, пошла не от высоты их духовной жизни, а для пресечения порочной практики епископской кланово-наследственной преемственности, когда в нескольких поколениях, следующим епископом становился сын предыдущего епископа. До этого кадрового решения монахи практически не знали “печалей” административной церковной жизни …”

    http://josef-brave.livejournal.com/3751.html

  23. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:40 23.10.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Мы этот момент уже обсуждали под этой статьёй, очень плотно. Надо, чтоб епископа выбирали каждый раз все священство епархии. А еще одна идея забрать у епископа суд и занодательство церковное. Оставить только исполнительские функции. Есть и другие идеи. Но что в них толку, если даже эти неосуществимы?

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


5 + восемь =