Причастие, спасение и всеобщее воскресение

18.03.2015 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Прошлой статьи оказалось недостаточно, чтобы разобраться с тем, от чего зависит воскресение тела.

воскресение1Наиболее сложной для меня есть проблема взаимосвязи воскресения и причастия тела и крови Христовой. Да и вечная жизнь Христом обещается не всем подряд. Апостол Павел четко об этом сказал: И как все, сопричастные Ада́му, умирают, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни. (1 Кор. 15:22) Сопричастные. (!!!) И сопричастно Адаму все человечество, а вот Христу сопричастны далеко не все люди. И избирательность спасения естественна, исходя из дела спасения, которое совершил Господь. Ведь подавляющее большинство христиан исповедуют то, что Бог никого не спасает насильно. Спасение – дело добровольное, как и вера в Христа. И сопричастны ему только те, кто верит в Него, и эта вера проявляется в делах веры (покаянии, причастии, в исполнении заповеди любви к Богу и ближнему). И вот нужно понять и разобраться, является ли причастие, как дело веры, обязательным условием воскресения. Ибо вкушение плоти и крови Христовой является центральным заповеданным ритуалом от самого Христа в Его деле спасения людей. Если бы оно было не важным, Господь не произносил бы таких слов. …если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни (Ин. 6:53) Особенно сложно такое учение о спасении стыкуется с православным догматом о всеобщем воскресении.

Дело спасения

В чем суть дела Христа по спасению людей?

Слово вочеловечилось, приняв на себя грешную человеческую природу. Соединение произошло посредством Духа Святого в зачатии от Девы Марии. Природа оказалась исправлена, скорее всего, до состояния Адамова совершенства до грехопадения. И Господь учредил способ прививки Своего совершенства в освящении хлеба и вина, которые он назвал телом и кровью. А раз так, то Он дает нам соединение с Собой через это освящение.

Имея в себе Дух Отца Христос не смог бы умереть естественной смертью от старости. Но это не нужно было, поскольку Господь, учреждая Новый Завет с людьми, освящает его своей жертвой. В религиях того времени без жертвы ничего серьёзного не происходило. А тем более, взятие на себя всех грехов, поверивших в Него людей. (Когда убивали животное в ветхозаветном храме, то на него священник возлагал руки, как бы передавая на него грехи того, за кого эта жертва приносилась) И Христос оказался жертвой, которая забрала грехи верующих в Него и исполняющих Его заповеди. О миссии по выполнению предсказаний Танаха (Ветхого Завета) я даже не вспоминаю, это само собой.

Таким образом, Господь испытал насильственную смерть, а Его тело воскресло в новом качестве.  Оно стало более совершенным, чем то, которое у него было, и не способным к тлению в принципе. Этим путем первый прошёл Господь, имея жизнь в себе. А мы получаем прививку Его совершенства (жизнь, которую он хочет нам дать), и надежду, что сможем воскреснуть. Если мы причащаемся Его плоти и крови, то Он в нас, а мы в Нём. И как Он воскрес, так и мы воскреснем. Но можно ли в точности этим путем пройти другим, даже тем, кто поверил и крестился во Имя Иисуса, вплоть до исполнения заповедей и исповедания?

Исходя из допущений и анализа в предыдущей статье, наверное, нет. Кроме, возможно, выкупленных праведников из рода человеческого. Остальные в состоянии душ должны ждать воскресения «в последний День», если оно будет всеобщим. Откуда сомнения во всеобщности, как раз и пришло время сформулировать.

Причастие Христу

Есть слова самого Христа, в которых отсутствует указание на всеобщность воскресения, а наоборот, говорится о его избирательности. 54 Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, обрел вечную жизнь — и в последний День Я воскрешу его. … 56 Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет, и Я в нем. 57 И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною. … Но тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно». (Ин. 6:54-58)

Таким образом, если человек не вкушал Тело и Кровь Христовы, то он не получил залога воскресения, того зернышка будущего совершенного тела, в которое должна облечься праведная душа после смерти несовершенного тела. Ну или той закваски, которую положили в три меры муки.

Все, вроде, правильно. И даже согласуется с верой апостолов и ветхозаветными представлениями. 2 И из тех, кто спит во прахе земном, многие пробудятся: одни для жизни вечной, другие на позор и вечный стыд. (Дан. 12:2) Опять видим, что не все воскреснут, а «многие из тех». Но критерий избирательности не указан. Ну и вот, что говорит апостол Павел по поводу не всеобщности воскресения. «…когда раздастся слово повеления и голос архангела, когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет с неба, то сначала воскреснут те, что умерли с верой в Христа, 17 а потом уже и мы, живые, вместе с ними будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа» (1 Фес. 4:16-17) Видим прямое указание только на воскресение Церкви. То же мы видим и в вышеприведенном высказывании. И как все, сопричастные Ада́му, умирают, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни. (1 Кор. 15:22)

Таким образом, возникает кардинальный вопрос. Что есть причастие? Что есть хлеб и вино в чаше? Христианский мистический энергетик с нефеш Христа через Духа Святого, или это подтверждение моей веры в смерть и телесное воскресение Христово («рассуждая о Теле»)? Почему возникает такая постановка, надеюсь, понятно. Поскольку если жёстко принять слова Христа, что воскреснут только причащавшиеся (и если не вспоминать о миллиардах грешников и высказываниях в Писании, что часть грешников точно воскреснет), то, в любом случае, справедлива формулировка следующих вопросов.

  1. Если мы сейчас можем причащаться и можем получать залог воскресения в теле через причастие, то как этот залог получат раньше умершие праведники до прихода Христа? И будет ли для них воскресение вообще? Или они будут жить в состоянии душ?
  2. Что конкретно в деле спасения дает причастие Тела и Крови для умерших христиан новой эпохи по сравнению с посмертной участью нехристиан, исходя из законов мироздания для всех? Например, как воскреснет для оправдания буддист, живший по закону совести всю свою жизнь?
  3. Если человек причащался, но оставался грешником и таковым умер, то послужит ли ему причастие в оправдание? Можно ли считать, что такой человек был облагодатствован в тех причастиях, в которых он поучаствовал за свою жизнь?
  4. Каково соотношение веры в Иисуса и причастия мистического вещества в Воспоминании смерти Христовой?

Вера и действенность причастия

В пользу символичности понимания причастия может свидетельствовать следующее сопоставление сказанного Христом в разных ситуациях. На Тайной Вечере он сказал на вино «Это Моя кровь», а на хлеб – «Это Моё тело». Но в иной ситуации, на кресте 26 Иисус, увидев мать и рядом с ней ученика, которого любил, говорит матери: «Женщина, вот твой сын». 27 А потом говорит ученику: «Вот твоя мать». (Ин. 19:26-27) Но ведь апостол не стал реальным сыном Девы Марии. Потому и нарицание вина и хлеба кровью и телом также может быть образным выражением. Может правы баптисты? Мы ведь не знаем, как есть на самом деле. Но то, что многие болели и даже умирали, по словам апостола Павла, от недостойного причащения, приводит к мысли, что дело не только в образе будущей Жертвы и освящении Нового Завета.

Я выше писал, что Господь, совершив дело спасения, дал нам прививку совершенства, которое было в Нем. Он назвал Себя Путём, Истиной и Жизнью. И этой жизни он дает нам причаститься через присоединение к себе. Старт этого происходит в Крещении в смерть Христову, а укрепление в духовной жизни – через Воспоминание Его смерти. Это может происходить через исповедание веры в смерть и воскресение Христа, а может и через подачу благодати вместе со святыми дарами.

Потому, лично я склоняюсь к мысли, что в причастии есть и проявление моей веры и благодатность самих даров. При этом, благодатность обусловлена моей способностью эту благодать воспринимать. Т.е., сила Христова есть во всех дарах. И эта способность обусловлена моей верой не в евхаристические дары и обязательность их освящения, а в смерть и воскресение Иисуса Христа. Если человек не верит, то для него это просто хлеб и вино. Иначе придётся признать насильственное спасение и причащение благодати. Без веры. Притом, что даже консервативное православное догматическое богословие утверждает невозможность принудительного спасения. Потому и насильно причастить благодати невозможно. Можно только перекусить.

Считать же, что причастие всего лишь символ моей веры и ее предметности, было бы несоответствующим прямому указанию Христом на свое присутствие в дарах, ибо душа находится в теле и крови ее обладателя. И поскольку Христос зачат от Святого Духа, то и в вине и в хлебе нам подаётся помощь для нисхождения на нас Духа Святого. И кто с верой причащается, тот помощь получает. А кто без веры – не причащается вовсе.

Я писал в работе по благодати, что подобное воспринимается подобным. Но если в человеке нет веры, то духовное от Бога проходит сквозь тело и душу как вода через рыбацкую сеть. Усваивается только хлеб и вино в теле. И потому такой человек не получит в себя закваску, а, следовательно, на него не распространяются обетования о воскресении и вечной жизни, которые относятся к ученикам Христовым, не идущим на Суд. Степень усвоения зависит от силы веры. Марие Египетской хватило одного причастия почти до смерти, а кому-то и сотни причастий помогают слабо. Поскольку вера не проявилась в главном ее деле – покаянии.

Итак, причастие действенно, оно помогает спастись, но является ли оно обязательным условием воскресения (облечения души в тело)? Что есть воскресение, и что обуславливает возможность воскреснуть?

Независимость от причастия: принцип воскресения

Ответ на предыдущий вопрос очень прост во второй части. Христос имел жизнь в себе и имел власть пожертвовать нею и вернуться к жизни. Люди воскресают только по воле Бога. Но первую часть нужно немного прокомментировать.

Думаю, что способность к воскресению как таковому обусловлена природой нашей души и ее возможностью облекаться в тело, а само облечение зависит просто от воли Бога, или автоматически после наступления некоего события, предусмотренного Богом. Т.е., способность к воскресению есть у всех. Иначе как воскреснут ветхозаветные люди, точно все не причащавшиеся. И обусловлена способность к воскресению подобным принципом, как у растений. Человек умирает как зерно, посаженное в землю. Оболочка разрушается, и из «днк-души» образуется новое тело, предназначенное для жизни в ином небесном мире. 35 Но кто‑нибудь спросит: «А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?» 36 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет. 37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко, пшеничное, например, или какое иное. 38 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный. … 42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное — встает нетленное; 43 кладется уродливое — встает прекрасное; кладется слабое — встает могущественное; 44 кладется материальное — встает духовное. Если есть материальное, есть и духовное. (1 Кор. 15:35-44)

Представьте себе картофелину или зерно. И заметьте, это не целое растение с ботвой или колосом, это всего лишь его малая, но главная часть – плод жизни (как душа в теле). Попадая в благоприятные условия по теплу, влаге и свету, принцип роста, обновления и размножения, положенный в основу семени Творцом, рождает новое из старого – росток. По мере роста, исходник отдает все питательное, что в нем есть ростку, а клетчатка и оболочка, державшая питательные вещества, распадаются и перегнивают в земле. А росток становится растением иного качества по отношению к семени.

Тело человека формировало душу в течение всей жизни на земле, предоставляя сердцу и уму пищу для познания и эмоций. Потому, душа и есть семя, а тело – это ботва. Если это «семя» содержит в себе Святой Дух в момент смерти тела, то душа способна к воскресению по подобию Христового. Присутствие Святого Духа – это как благоприятные условия для семени. Таковые присоединяются к «выкупленным от рода человеческого». А остальные души оказываются семенами, которые сложат в хранилища. Некоторые перед хранением придётся обработать химией от вредителей и многие «подсушить» в известном месте, которое начинается на букву «а», и заканчивается на «д»))). Каждого, по степени сырости. А некоторые окажутся семенами плевел. Их сожгут, и, вероятно, без остатка.

Т.е., душа, как вы поняли, облечется новым телом (новой “ботвой”), а не воскреснет то тело, что положено в землю на кладбище. Воскресение тела, оставшегося в земле, – чисто человеческое и ветхозаветное в воскресении мертвых. Древним сложно было объяснить правильные смыслы. И потому в пророчестве Иезекеиля мы видим восстановление людей из костей. Но это было обещание для древних их восстановления на уровне их понимания. Если бы было так, то многие люди, в том числе и невинные, могли бы и не воскреснуть.

Ведь многие частицы сгнивших тел стали строительным материалом для других тел. Некоторых сожгли в крематориях, некоторых переварили вместе с костями акулы, удавы, крокодилы и львы (в том числе мучеников). Сколько невинных сожгли на костре! Миллиарды  могут тупо сгореть до пепла во время третьей мировой войны. Ведь в эпицентре и недалеко от него твердые тела превращается в плазму, а человеческое – практически в ничто. Если апостолом Петром предсказано, что небесные тела расплавятся в огне, а «земля исчезнет», то о каком восстании из гробов может вообще идти речь?! Планета превратится в плазму и всеобщий крематорий человечества! Потому тело, во фразеологии Павла, однозначно все растение, ботва, а семя – это душа, из которой по воле Бога может вырасти новое совершенное “растение”. И здесь апостольское понимание радикально расходится с православным, которое тело сделало семенем в угоду ветхозаветного понимания воскресения.

У свидетелей Иеговы достаточно умилительных картинок в журналах, которые я называю «счастье на кладбище». Но мы то понимаем, что воскресение будет от слепка, который ветхое тело оставило в человеческой душе. Душа есть исходник для нового совершенного тела. После того, как душа будет испытана огнем и не сгорит, Господь облечет её в тело, ее личное, наработанное прошлой жизнью, но совершенное и новое по субстанции (как у Христа после воскресения), что позволит жить на Небе как ангелам. Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе. (Мф. 22:30) И так верили апостолы. Здесь моих домыслов минимум. Апостол Павел прямо сказал Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет. 37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко. А те, кто думают, что воскреснут именно ветхие тела, образно высаживают целое растение.

С воскресением в апостольском понимании вроде разобрались. Но возникает непраздный вопрос. Как быть с верой во всеобщее воскресение? Вероятность того, что оно не будет всеобщим, подтверждается притчами о срубленном неплодоносном дереве; о траве, бросаемой в огонь; о плевелах, сжигаемых без остатка, тогда как «пшеница» пойдет в закрома Бога. От понимания этого вопроса четче станет наше понимание участи спасенных разного качества и тех, кто будет надеяться на оправдание.

Независимость от причастия: Всеобщее воскресение

Высказываний о воскресении грешников для Суда (оправдания и осуждения) достаточно в Новом Завете, и они указывают, как минимум на независимость воскресения от механики причастия и непосредственного вкушения евхаристических даров. Чаще встречается зависимость от веры в Иисуса. Но есть указания на воскресение и безотносительно веры вообще, когда речь идет о всеобщем воскресении.

У меня то же упование на Бога, что и у них самих, а именно: что будет воскресение как праведных, так и неправедных. (Деян 24:15) Здесь ничего не сказано об условиях веры, крещения или причастия. И мы знаем, что причащавшихся и крестившихся негодяев и грешников, идущих широкой дорогой, предостаточно. Больше, чем праведников. Потому слова апостола ничего не доказывают и не отрицают, а просто констатируют то, как верили предки и как верит сам апостол.

28 Ведь час наступает, когда все, кто в могилах, услышат голос Его и покинут могилы — 29 те, что творили добро, встанут для Жизни, а те, что творили зло — для Суда. (Ин. 5:28-29). А ведь Господь говорил, что голос Пастыря слышат только овцы, которые за ним идут. Остальные голос Его не слышат, и когда придет время воскреснуть, могут не услышать. Они могут быть и грешными и праведными, но в них должна быть крупица, которая позволит им услышать Его голос.

Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых. (Деян. 17:31) Здесь сказано о всей вселенной и сказано в Ареопаге явным язычникам. Таки апостол верит во всеобщность предстояния на Суде (кроме выкупленных 144 000). Но заметим, в двух предыдущих цитатах Христа и апостола, не звучит слово «воскресение» (хотя в синодальном стоит «воскресение»), а Суду могут быть подвергнуты и души. Но душа вряд ли может понести адекватное наказание тому, что она вытворяла в теле на земле. Потому можно допустить, что злые тоже воскреснут. Это косвенно подтверждает и апостол Петр: Господь умеет благочестивых спасать от испытаний, а неправедных сберегать для наказания в День Суда (2 Пет. 2:9)

Подавляющее большинство неправедных не причащались вовсе. Но часть их будет оправдана на Суде (ведь на то он и суд, чтобы были оправданные и осужденные, а не только последние), и тоже получит вечную блаженную жизнь в воскресшем теле. Апостол, перечисляя условия оправдания и спасения, называет веру, исповедание, покаяние, любовь. И ни разу не вспоминает о причастии, как о церквеобразующем спасительном или оправдательном действе. Разбойник на кресте не причащался, и даже не крестился (а только поверил и раскаялся), и оказался в раю. Да, он там оказался душой, но у него наверняка все шансы есть воскреснуть вместе с церковью. Я думаю, такое забвение причастия в условиях спасения является следствием естественности постоянного исповедания веры в вечерях Воспоминания смерти Христовой. Это – элемент исповедания (веруем – в оправдание, исповедуем – во спасение). И если человек с верой причащается и получит соединение со Христом, а не просто выпьет вина и пожует хлеба, то он при воскресении тоже не пойдет на Суд, но и не будет царствовать со 144 000.

Таким образом, причастие с верой и благодатью, формирует вторую группу спасенного человечества, которое в состоянии душ будет дожидаться Второго Славного Пришествия и всеобщего воскресения. Потому и говорится в 1 Фес. 4:16-17 только о воскресении умерших с верой во Христа, что это будет воскресение тех, кто на суд не идет. И только после этого откроются книги жизни для всех остальных, чтобы оправдать или осудить.

Таким образом, если выразиться крайне лаконично, то Спаситель спасает от Суда и дает жизнь вечную и блаженство сразу после смерти человека. Хотя и будет две группы воскресения в теле, но обе они искуплены от процедуры предъявления обвинений и оправдания на Суде, и получат разную славу и честь. Т.е., воскресение как таковое, не зависит от причастия. Только воскресение ко спасению зависит от причастия (причем, действенного, с верой и исповеданием).

Сепарация праведности

Все христиане прекрасно знают место в во Втором Послании к Коринфянам, на которое любят ссылаться, чтобы доказать возможность выхода души из тела (хотя в переводе РБО эта возможность отбирается). 2 Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье небо. 3 Да, я знаю такого человека. Наяву или в видении — не знаю, один только Бог знает — 4 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. … 7 Мне ведь были такие откровения! (2 Кор. 12:2-4, 7)

…третье небо. — По древним представлениям, небо состояло из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три, семь и десять. Здесь третье небо рассматривается как высшая сфера — место, где расположен Рай.

В Раю, наверное, и находятся те, которых собирается символически 144 000. Это место явно для Павла, потому ему было показано его будущее жилище. Второе небо может включать всех, кто в состоянии душ ожидает воскресения, и на Суд не идет, являясь членом Церкви, но они не вписываются в жёсткие критерии третьего Неба. А на первом Небе, наверное, находятся все те, кто вырвался из лап ада и чистилища, и тоже ожидает воскресения в конце времен. На первом Небе могут быть, и христиане, и не христиане, и даже атеисты, жившие «по закону совести». Они надеются на оправдание. Хотя может и те, что на Втором небе тоже надеются на оправдание. Точно что-то утверждать в отношении таких вещей – форменное безумие. Но с большой вероятностью все небожители спасутся от вечной смерти.

Такое распределение душ по Небесам – это мой домысел. На апостольскую традицию он не претендует. Но принцип повышения неба, в зависимости от праведности населяющих его, может иметь место. Потому эти рассуждения могут быть полезны для составления представлений о спасении после смерти ветхого тела.

Выводы

Я не знаю, как всё точно будет на самом деле в посмертной жизни душ. Это мои догадки, которые могут оказаться не полностью верными, ведь апостол Павел в одном месте говорит, что и ему придется стоять на суде перед Богом (правда, не понятно, речь там шла о частном или последнем Суде). Ведь всем нам придется предстать перед Судьей — Христом, чтобы каждый получил по заслугам за все, что сделано им за время телесной жизни — и за доброе, и за дурное. (2 Кор. 5:10) Если Павел такое говорит, то что говорить остальным? Хотя, сказанное больше похоже на предстояние на частном Суде, поскольку говорит он это верным христианам. Да и ему уже показано было место его упокоения на третьем Небе.

При обилии ссылок на Священное Писание, все выше написанное я не могу назвать апостольской традицией в воззрениях на спасение и оправдание. Но процентов на 80% можно. За исключением попытки рефлексии хилиазма, устройства ада и Небес и небесного сепарирования праведности. В этой части исходных смыслов только половина, а половина домыслов. И я ничего не утверждаю и не пишу свой учебник догматического богословия. Хотя, если сложить последние статей 8, то четверть учебника получится))). Это современное осмысление текста 2000-летней давности верующим во Христа человеком. Если кто-то верит иначе или просто не согласится с написанным, я не буду с пеной у рта доказывать свою правоту. Поскольку в таких вещах человек может только приближаться к истине, но всего ему не познать. И каждый к этой истине подходит со своей ограниченной человеческой стороны. Потому воспринимайте все выше написанное как идеи для размышления о том, как на сегодня мыслить спасение и оправдание, исходя из известного нам из Священного Писания. Некоторые конфессии и деноминации догматизируют подобные моим частные рассуждения, и на этом стоит сегодняшняя разделённость христианства. Потому, когда конфессии догматизируют непознаваемое, отраженное в древних текстах намёками и образами, то это от желания выстроить перегородки, а не от любви к ближнему, и желания спастись как можно большему числу людей.

 

Основные выводы для представлений о том, как можно представить спасение Церкви и нецерковных людей в русле написанного в Новом Завете.

  • Есть выкупленные от рода человеческого, которые воскресают после смерти на земле и пополняют 144 000. Их спасение немедленное и безоговорочное. Они пребывают в раю на третьем Небе
  • Будут те, которые воскреснут для жизни и на Суд не идут. (Ин. 5:29), (1 Кор. 15:22), (Ин. 6:53). Это те, кто крещен, имел любовь Духа в себе и исповедовал Христа. Ключевыми формами исповедания являются проповедь для неверных и воспоминание смерти Христовой с верными. Таковые члены Церкви воскреснут с Последней трубой, и будут встречать Господа как Церковь верных. Их воскресение обусловлено концом Истории, до которого они будут пребывать в блаженстве в состоянии душ. (Притча о богаче и Лазаре). Они пребывают в раю на втором Небе.
  • Будут те, которые воскреснут для Суда (Ин. 5:29). Это все остальные души, ожидающие суда на первом Небе, в Чистилище и в Аду. Воскреснут только те, которые полностью не сгорели в адском огне. Они воскреснут сразу после воскресения Церкви, которая не идет на Суд.
  • А могут быть и те, кто не воскреснет вообще, если окажется “плевелами”, которые сожгут без остатка. Будет это сразу после частного суда или во второй смерти, сказать сложно. Но если итог Суда Судье заранее известен, то некоторые до Суда могут и не добраться. И в этом нет ничего противоречащего Писанию, если вы внимательно читали эту статью.

 

 

Выяснение посмертной участи душ нужно больше для ориентации в понимании спасения, как следствия дела Христа для поверивших в Него, и ставших верными. Нам же осталось выяснить главное. Каким нужно быть учеником по своим проявлениям, чтобы не идти на Суд? И здесь нужно больше однозначности, исходя из апостольского учения, без всяких домыслов. Об этом – в следующий раз.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Constanta
    Гость
    12:57 20.03.2015

    Вячеслав, шутки шутками, но вы по сути пишете в последних статьях полноценное исповедание, такое себе догматическое богословие от Нового Завета. И должен сказать, мне это напоминает православную догматику, если не считать некоторые взгляды на включение хилиазма и чистилища. Но то, что отбросили хилиазм и чистилище, это не очень хорошо. Иначе испытание огнем в конце, предсказанное апостолами, оказывается как бы и не нужным Православной церкви. А это не правильно. Жду обещанную концовку

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:01 20.03.2015 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну не скажите, что только хилиазм да чистилище. А то, что для воскресения в новом теле, ветхое тело не нужно, это не радикальное отличие от Православия?

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


6 × пять =