Смерть тела и воскресение человека

28.03.2015 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Не все читают богословские статьи полностью, особенно если не расположены к этому в принципе. Но в них бывают моменты, которые могут быть интересны и тем, кто поставил на игнор крупную серьёзную статью, и не прочитал частных выводов.

Я расписал образ воскресения человека в одной из статей по апостольской традиции. Но в ней эта проблема освещалась просто в качестве самостоятельного раздела в контексте понимания спасения. А события последних дней, и родившиеся образы и ассоциации, подтолкнули к расширению раздела до отдельной небольшой статьи на интересную тему для всех верующих. И даже неверующих.

Актуальное: Бесплодный инжир

смоковницаЕхал сегодня на работу и думал о смерти сына Януковича. Зачем человеку на машине было выезжать на лёд Байкала? Какой в этом смысл? Любой человек с детства знает об опасностях даже просто выхода на лёд и попадания в ледяную воду, не говоря уже о езде на автомобиле. А в этом мире ему было что терять. У человека все было: деньги, коллекция машин, бизнес, относительная свобода. Но не было аристократического прошлого и умения быть нормальным богатым, без выпендрежа, без поиска все новых развлечений, когда пресытился даже тем, на чём «висит» «золотая молодёжь». Да, Семья оказалась невыездной из России, и пришлось развлекаться по-российски, и на тех достопримечательностях, которые в наличии в России. И чем экзотичнее, тем лучше. Остальное все приелось и «тянется за зубами». Вся равлекуха уже утратила всю полезность для праздного ума. А экстрим – это выход. Ну и молодости свойственна беспечность. Результат мы увидели. Но ведь не все так погибают из тех, кто ведет себя как мажор, а не аристократ. Многие остаются мажорами и в зрелом возрасте, и не погибают.

Почему мог забрать его Господь? Нравственную сторону я не берусь судить, и его «заслуги» перед Украиной, тоже. Таких «заслуг» достаточно у всех, кто побывал на вершине власти. Не мне об этом рассуждать. Без папы у него так тырить все рано не получилось бы. Думая об этой смерти, вспомнил свои недавние рассуждения о том, как воскресает человек. Вспомнилось, как апостол Павел говорил о подобии человеческого воскресения возрождению растения из семени. В образе растения, человеческое тело – это «ботва», а душа – это семя. Почему так, ниже основательно разберемся.

В связи с этими образами вспомнилось дерево инжира, которое Господь, не найдя плода на нем, проклял, и оно сразу же усохло до корня, хотя имело буйную листву. В обратном образе, у дерева ветви и листва – это тело, а плоды – душа. Видя бесплодность дерева, Господь забрал у него жизнь. Думаю, сделано это были для притчи и убеждения учеников. В конце марта на инжире могли оставаться только плоды прошлогодние. Видимо, не было никаких, ни вяленых, ни завязавшихся, т.е. дерево было бесплодным в принципе.

Но человек все же отличается от растения тем, что у него есть душа в любом случае. Но если Господь видит неготовность произвести качественный плод, то в такой жизни нет никакого смысла. Может случай с сыном Януковича и есть именно образ многолиственного, но бесплодного инжира? Конечно, растения могут не плодоносить в связи с индивидуальным наследственным дефектом самого растения, и это может иметь место, но сейчас не об этом.

Когда растения не спешат плодоносить? Когда для них избыточно благоприятны условия, и благоприятность гораздо выше среднего. И наоборот, когда условия плохие, растение стремиться принести плод как можно быстрее, вкладывая всю силу в рост плодов (даже сброс листвы может начаться заранее).

Потому и сказал Господь об игольном ушке (Мф. 19:24) для богатых. Не потому, что богатые безнравственны или избыточно грешны. Нет! Среди богатых достаточно людей по-светски хороших. Но эти люди растут в условиях избыточно благоприятных, и они думают и заботятся о «листве» (разнообразии жизни и впечатлений, об умножении земного богатства в ущерб заботе о душе). Потому и достойный плод из них приносят единицы. У остальных плода либо нет, либо он слабый, задавленный листвой, который не способен к возрождению. Как и у растений бывают семена, которые просто не прорастут.

Плод, без участия Духа, неполноценен. Даже сложно сказать в какой степени он способен к воспроизводству (воскресению) и способен ли вообще? Потому и добрые (не гнилые и не червивые) плоды человек в состоянии принести только с Божией помощью. Спелость человеческое семени или плода в виде души, готовой к воскресению, определяется излиянием из неё плодов Духа.

Я не могу отчитываться за Бога, но мне просто кажется, что случай с сыном Януковича может быть подобен евангельскому бесплодному инжиру. Возможно, видя бессмысленное наращивание лиственной массы и полную неготовность позаботиться о плоде, было Высшее повеление: усохни!

Я не утверждаю этого. Только предполагаю. Говорят, иногда, Господь забирает жизнь из милости, чтобы человек чего худшего не совершил. Не знаю. Но сегодня в мыслях соотнёсся с этой смертью именно случай с инжиром.

Ситуация с бесплодным инжиром недаром оказалось в Евангелии. Оно приведено для нас в поучение. Господь, как Творец, может так поступать, когда наперед видит бессмысленность существования какой-то жизни и ее бесплодность. А для нас в этом урок, что как бы нам классно не было, и мы катаемся как сыр в масле, думать о «плоде» нужно в первую очередь. И не гнать «листву» (спешить жить, всего вкусить, везде побывать и на все посмотреть). Как сказал мой друг священник, когда на территории Лавры мы увидели весьма престарелых туристов из Европы, которые просто фотографировали стены: «Им домой нужно усиленно готовиться, а они гоняются за впечатлениями». Я конечно понимаю, что можно, и фоткать, и готовиться Домой, но если только первое, то он глубоко прав. Надо не ботву с листьями гнать, а «благодаря стойкости принести урожай» (Лк. 8:15). Кто в 30, кто в 60, а кто и в 100 раз.

Ну и лично для себя я понял очень остро, что стремление к высокому благосостоянию и само богатство опасно. Опасно бесплодностью. Опасно собиранием сокровища на земле, а не на Небе. Критической чертой является состояние, когда человек охладевает к вере и разгорячается к развлечениям плоти и к погоне за эмоциями. Хотя, имея Духа, можно и богатому спастись. Но тот, кто имеет Духа, не станет подвергаться соблазнам богатства. Потому и сказал Господь так жестко по поводу богатых и их возможности спастись.

«Ботва» и «семя»

Меня же еще крайне смущает растительный образ возможностью неспособности некоторых людей к воскресению как таковому. И образ с инжиром дает такие основания. Да и Христос, и Иоанн Креститель, говорили о том, что «Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь.» (Мф. 7:19) Из этого я делаю вывод, что смерть может забирать бесплодные и бесполезные жизни. Души, конечно, у них есть. Но, а вдруг их души не бессмертны, и могут разваливаться, как ветхое тело, будучи «гнилыми плодами»?

Правда, притча о богаче и Лазаре все же не допускает этого (хотя в ней нет крайних случаев). Душа таки остается и испытывает ущерб в огне. Т.е., «семя» человека, его душа, оказывается ущербной без Духа, и при воскресении получит тело согласно характеру ущербности своей души. Оно будет духовным, но будет несовершенным. Потому и Суд наверное нужен, чтобы Господь разделил неисправимых и тех, кто сможет совершенствоваться. Теоретически может быть и такая душа, которая была в бесплодном человеке, и настолько повреждена грехом, что из нее ничего не может вырасти духовного. Т.е. плод гниет прямо на ветке. Сам такое видел в природе. Ведь если в огонь бросили дерево, гнавшее листву и не принесшее плода, и оно сгорело, то откуда возьмется способность воскреснуть? Из пепла без семени ничего не вырастает. Потому, как я и писал в одном из разделов этой статьи, всеобщее воскресение может оказаться не совсем всеобщим. Хотя растение – это всего лишь образ человека, и умирает не весь человек. Но душа может испытать катастрофический ущерб от воздействия огня (Я об этом писал в работе Огонь испытает работу каждого), и образ с бесплодным деревом, бросаемым в огонь, может оказаться намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Ведь плевелы будут сожжены прямо при сборе урожая, т.е., до Суда (Притча о пшенице и плевелах).

По растительному образу есть еще один нюанс. Например, Православие, уверено, что воскреснут наши умершие тела. Так верят и Свидетели Иеговы и многие другие. Причина проста – воскресло тело Христа. Значит, и мы воскреснем так же.

Я допускаю, что так же могли воскреснуть и выкупленные от рода человеческого 144 000. И то, только допускаю. В Откровении к ним причисляются и мученики, часть из которых съели львы, и частично переварили даже кости. Многие частицы сгнивших тел, просто похороненных в землю, стали строительным материалом для других тел. Некоторых сожгли в крематориях (родственники, и в концлагерях), некоторых переварили целиком (!) акулы, удавы, крокодилы. Сколько невинных сожгли на костре! Миллиарды  могут тупо сгореть до состояния пепла во время третьей мировой войны. Ведь в эпицентре и недалеко от него твердые тела превращается в плазму, а человеческое — практически в ничто. Если апостолом Петром предсказано, что небесные тела расплавятся в огне, а «земля исчезнет», то о каком восстании из гробов может вообще идти речь?! Земля может превратиться за секунды в высокотемпературную плазму целиком. Я об этом писал в толкованиях на бедствия Апокалипсиса, в самом конце третьей статьи цикла. Планета превратится во всеобщий крематорий человечества и всего живого! И ничего страшного в этом нет.

Ботву, когда собирают урожай, выбрасывают. Она может послужить как материал, удобряющий прорастание семени, и дающий материал для нового растения. Но сама ботва не обновляется из земли, а сгнивает в ней. В человеке «ботва» – его нынешнее тело, благодаря которому в нём формируется «семя» – душа. И это тело не воскреснет, а воскреснет человек, как единство души и тела, но тела нового. Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога, и смертное не сопричастно бессмертному. (1 Кор. 15:50) Прах есть, и в прах и вернется человек.

Потому тело, во фразеологии Павла, однозначно растение, ботва, а семя — это душа, из которой по воле Бога может вырасти новое совершенное «растение».

Проработка образа

ростСпособность к воскресению как таковому обусловлена природой нашей души и ее возможностью облекаться в тело, а само облечение зависит просто от воли Бога, или автоматически после наступления некоего события, предусмотренного Богом. Т.е., способность к воскресению есть практически у всех. Возможно, некоторые души действительно развалятся или сгорят без остатка, но это предположение, на которое есть только намеки в Писании. В базе надо исходить из всеобщего воскресения.

Обусловлена способность к воскресению подобным принципом, как у растений. Человек умирает как зерно, посаженное в землю. Оболочка разрушается, и из «днк-души» образуется новое тело, предназначенное для жизни в ином небесном мире. 35 Но кто‑нибудь спросит: «А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?» 36 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет. 37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко, пшеничное, например, или какое иное. 38 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный. … 42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное — встает нетленное; 43 кладется уродливое — встает прекрасное; кладется слабое — встает могущественное; 44 кладется материальное — встает духовное. Если есть материальное, есть и духовное. (1 Кор. 15:35-44)

Представьте себе картофелину или зерно. И заметьте, это не целое растение с ботвой или колосом, это всего лишь его малая, но главная часть – плод жизни (как душа в теле). Попадая в благоприятные условия по теплу, влаге и свету, принцип роста, обновления и размножения, положенный в основу семени Творцом, рождает новое из старого – росток. По мере роста, исходник отдает все питательное, что в нем есть ростку, а клетчатка и оболочка, державшая питательные вещества, распадаются и перегнивают в земле. А росток становится растением иного качества по отношению к семени, постепенно беря строительный материал из почвы, а значит, частично, и из перегнившей ботвы. Отсюда и традиция закапывать тело, чтобы оно дало некоторый материал для нового тела.

Тело человека формировало душу в течение всей жизни на земле, предоставляя сердцу и уму пищу для познания и эмоций. Потому, душа и есть семя, а тело — это ботва. Если это «семя» содержит в себе Святой Дух в момент смерти тела, то душа способна к воскресению по подобию Христового. Нечто подобное по преданию произошло с апостолом Иоанном. Присутствие Святого Духа – это как благоприятные условия для семени. Таковые присоединяются к «выкупленным от рода человеческого». А остальные души оказываются семенами, которые сложат в хранилища, где будут хорошие условия для хранения, но не будет условий для прорастания (воскресения). Исходя из образа «зернохранилища» оправдан православный тезис неизменности душ до воскресения, и то, что там, где будут души, – не совсем рай, а просто хорошее место существования душ в ожидании воскресения.

Некоторые “семена” перед хранением придётся обработать химией от вредителей, и многие придётся «подсушить» в чистилище, а то и в аду. Каждого, по степени сырости. А некоторые окажутся семенами плевел. Их сожгут, и, вероятно, без остатка. Притча о пшенице и плевелах очень важна для понимания того, что часть душ-семян не выдержит испытания огнем, и таки воскресение будет не всеобщим.

Таким образом, в воскресении, душа облечется новым телом (новой «ботвой»), а не воскреснет то тело, что положено в землю на кладбище. Воскресение тела, оставшегося в земле, – чисто человеческое и ветхозаветное в воскресении мертвых. Древним сложно было объяснить правильные смыслы. И потому в пророчестве Иезекеиля мы видим восстановление людей из костей. Но это было обещание для древних их восстановления на уровне их понимания, и обещания воскресения как такового. Если бы было так, то многие люди, в том числе и невинные, могли бы и не воскреснуть. Ведь их тела превратились в перегной, пепел, и встроились в тела иных тел, а те в третьи и десятые тела.

Реальное же воскресение будет от слепка, который ветхое тело оставило в человеческой душе. Душа есть исходник для нового совершенного тела. После того, как душа будет испытана огнем и не сгорит, Господь облечет её в тело, ее личное, наработанное прошлой жизнью, но совершенное и новое по субстанции (как у Христа после воскресения), что позволит жить на Небе как ангелам. Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе. (Мф. 22:30) Так верили апостолы. Апостол Павел прямо сказал: Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет. 37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко. А те, кто думают, что воскреснут именно ветхие тела, образно высаживают целое растение.

Прикладные выводы

Почему воскресло тело Христа?

На этот вопрос выше я не дал ответа. Но до проработки образа с семенами я не хотел этого объяснять. Обратите внимание на сказанное буквально пару абзацев выше. Души-семена после смерти ботвы-тела будут сложены в хранилища до воскресения, поскольку они сами в себе не имеют жизни. Те, которые имеют в себе жизнь, в виде постоянного присутствия Духа, имеют жизнь по благодати, но не по природе. И могут воскреснуть сразу же. Хотя я не могу этого утверждать на 100%. Это мой вывод по всей логике образа и новозаветных высказываний о воскресении мертвых.

А Христос воскрес особым образом, без «хранения в зернохранилище». Поскольку Он сказал: Никто Моей жизни не отнимает, Я ее отдаю добровольно. В Моей власти ее отдать, в Моей власти ее получить обратно. Ведь так повелел Мне Отец» (Ин. 10:18) Покажите мне того из смертных, кто сможет так сказать о способности воскреснуть по собственному желанию, имея на это власть от Бога? Таких просто нет и не было. И не будет. Воскресение зависит от воли Бога. И даже присутствие Духа – это не «жизнь в себе». Это жизнь вечная по причастию Духу. И Тот, кому причастны, может дать жизнь. Потому, даже искупленные от рода человеческого, воскресают не по собственной воле, а воле их Искупившего.

Нам Христос показал возможность нашего воскресения своим примером, самим фактом совершенной жизни после смерти тела. Чтобы мы верили, что раз он воскрес, то по причастию Ему, и мы приобретаем эту возможность воскреснуть. Но воскресение Богочеловека и человека не могут быть идентичны до деталей. Не забываем, что Христу даже костей не перебили, поскольку Его тело было предназначено для восстания. А от многих праведников даже одной косточки не осталось, и в ветхозаветном понимании у них и воскресать нечему.

Потому не будем как дети, думающие, что мертвые воскреснут из могил, и доверимся тому образу воскресения (растения), которое привел Павел.

 

Как-то мне еще задавали вопрос с подтекстом, что вот, мол, тела святых (мощи) предназначены для воскресения, поскольку они не гниют.

Почему же не сгнивают тела некоторых святых?

Мощи – высохшие ткани тела на костях. Я думаю, что дело не в том, что эти тела предназначены для воскресения.

Если люди имели Духа в себе, то в них не было перед смертью ничего вредного в организме, что привело бы к гниению и поеданию плоти паразитами. Тело усыхает на костях, но не гниет. Это свидетельство святости жизни этого человека, но не то, что именно это тело воскреснет. Это делается Богом по той причине, что он хочет показать того, кто при жизни и после смерти тела именно ему угоден. Ведь тех, кого почитали люди, они сами научились бальзамировать и сохранять. А в отношении своих угодников Бог совершает демонстрацию святости. И не надо их канонизировать за это. Бог их первым признал святыми. В свете этого, канонизация от людей выглядит вообще беспардонной глупостью. Мы тут признаём святыми тех, кого Ты и так уже признал святыми. Дай и нам порулить святостью. (об этом глубже недавно писал здесь) Но признание Богом святости умерших в виде не гниющего тела совсем не значит, что оно сохраняется для воскресения. Ведь тело все равно усыхает и тлеет постепенно, хоть и не гниет и не покрывается червями. И выражение «нетленные мощи» не очень точное.

Из тел некоторых святых даже происходит выделение благоуханного мирра, которое может свидетельствовать об особых заслугах перед Богом. Но это не значит, что это тело нужно почитать, или что именно оно удостоится воскресения. Это все равно, что мы бы ботву от картофеля сушили, и бережно хранили бы в мешках, вместо того, чтобы удобрить ею землю для последующих урожаев. Негниение и мирроточение – это свидетельство того, что этот человек удостоился обожения при жизни. И мы можем учиться святости и у него, как истинного Христового ученика.

Но именно жизни и подвигу настоящему, а не тому растеканию мыслью по древу, которое обнаруживаем в Житиях, написанному по православным или католическим калькам на 10 страниц из реально сохранившихся 3 строчек об этом святом. Потому, если нет достоверного учения или оно записано в обработке учеников или церковной системы, то лучше просто признать святость, но не учиться на чьих-то домыслах и сомнительных рецепциях.

Возвращая к «нетленному» телу святых, следует признать, что «мощи» – это все равно «ботва». Некоторые из владельцев этих тел уже могут быть в раю в совершенном теле, которое выросло из семени-души. Если оказались выкупленными Христом. Но даже если не воскресли, то не в эти тела они облекутся при всеобщем воскресении. И смысла их хранить или почитать нет, как нет смысла хранить ботву после сбора урожая. Ее нужно закопать в землю. А то, что задумал Творец в отношении огня и земли, возможно приведет к облечению в то, что произойдет в результате их соединения.

Это как завершение образа растения. Когда мы сжигаем ботву, она служит отчасти строительным материалом для нового растения. Но только отчасти. А отчасти влага и микроэлементы приносятся с дождем. Так и мы можем оказаться в жизни будущего века частично облечены в земное и небесное, имея в себе две тварные субстанции (ангельского и человеческого мира) соединенные и обоженые Духом. Но ангельская субстанция – огненная, по свидетельству Писания. Может и то, что задумал Господь в отношении огня в Конце истории, приведет и к огненосности новой человеческой природы? Этого я не знаю. Знаю только что понимание воскресения по образу растения вместе со здравым рассуждением, ломают ветхозаветные представления о воскресении. И христианин это должен учитывать в своем понимании главной надежды своей жизни.   

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:42 28.03.2015 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Только что внес некоторые правки, уточнения образов и исправления опечаток.


  2. Предупреждений - 0
    Viyt
    Гость
    18:46 17.11.2015

    Игольное ухо – это ворота в Иерусалимской стене, в эти ворота верблюды проходили на коленях. Смысл притчи сильно изменяется при правильном толковании: это не невозможно – а очень трудно.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:27 21.11.2015 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну так в соответствующем месте моего текста как раз и говорится о трудности, а не невозможности.

  4. Len Voltchek
    Предупреждений - 0
    Леонид
    Гость
    01:03 31.08.2018

    Имеются некоторые сведения (читал по-английски много лет назад в нерелигиозном журнале, оригинал безуспешно ищу довольно долго), что отпечаток на Туринской плащанице появился в результате многомиллионноградусной вспышки, произошедшей в ничтожные доли наносекунды. Тело физического Христа было аннигилировано без следа. НЗ объяснает нам, что тело именно исчезло тем, что пелёны остались во гробе лежать неразвИтыми. Господь воспроизводит Себя в теле Воскресения, полностью идентичное своему физическому, но обладающему большим количеством сиддх, в том числе – возможностью быть невидимым.

    Разработка Института сравнительного изучения религии, философии и наук под руководством Джона Беннетта предполагает, что при зачатии человек получает не “безсмертную” душу, а некое “вещество” души, из которого у него есть возможность сформировать энергетического носителя для своей личной индивидуальнсти, способного преодолеть пределы жизни физ. тела, т.е. то, что и зовётся безсмертной душой. А может и потерять такую возможность: мы так и говорим – потерянные души, мёртвые души.

    Перенос без потери осознавания, без особенной боли и сожаления совершают те, кто наработал безсмертную душу: “Честна пред Господом смерть преподобных Его”.


  5. Предупреждений - 0
    Лейнар Хойт
    Гость
    13:24 31.10.2018

    Отличный слог, четкая логика, полет фантазии и развитые схоластические навыки. Допускаю, что вы либо уже пишете, либо могли бы писать интересную фэнтези. Уж точно на лицо готовая вселенная, созданная на базе ветхозаветной и новозаветной мифологии, но с уникальной и детальной авторской обработкой.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    16:46 02.11.2018 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А это мысль!))) И не первая. Но как не подумаю о фентезийном сюжете, то понимаю, что это уже подобие того или сего. Потому и не хочицца делать неизрядное.


  7. Предупреждений - 0
    Ленар Хойт
    Гость
    18:51 02.11.2018

    Мне кажется, что через фентези будет легче донести ваши идеи в широкие массы (если, конечно, есть такая цель), чем через публицистику. Ведь у вас же есть оригинальные и нераскрученные идеи, например про очищение огнем. Ну так почему бы не добавить немного иносказания и сюжетной динамики?

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


9 + восемь =