Дар святости

30.03.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

О форумах и о коллегах

В целом, я форумы недолюбливаю. Считаю, что форумная философия потихоньку отживает. На Экс-фарисее не стал его делать, поскольку сталкивался на форумах, включая кураевский, с проблемами занятости админов, перерастанием обсуждений в свары, тоннами оффтопа, которые рулить сложно. А когда сам пытаешься открыть тему, админ – «та мы это уже обсуждали лет 5 назад, поройтесь в такой-то ветке». «Зачем вы открыли тему? Подобное мы уже обсуждали в такой-то ветке 10 лет назад».  Гораздо интереснее обсуждать чью-то статью, где оффтоп виден невооруженным глазом, предмет очерчен, и нет потребности искать по веткам, обсуждали ли это лет 10 назад или нет. Актуальная критика и полемика намного удобнее. Но со своим уставом и предложениями никого напрягать не станешь. Мягко, по-православному пошлют, и пойдешь))).

 

У узких форумов проблема выхода за предмет и окрики админа – «это не тема для нашего форума». Но если видишь вменяемых челов на форуме, то именно с ними хочется это обсудить. Иногда приходишь от этого в ступор. Для христиан не должно быть непредметных тем на христианском форуме, если они прямо или косвенно касаются христианского исповедания и спасения. ИМО (без всяких скромностей).

 

исихазмИногда читал форум исихастов, но не рвался регистрироваться. Ибо что общего между книжником и подвижником?))) Хотя верующих там не мало, и мудрость присутствует, и живой интерес. Но поскольку даже книжнику иногда нужно посмотреть под иным углом на Христианство и апостольскую традицию, о которых он пишет, послушать критику на себя, умника, ну и обогатиться чужим опытом, решил зарегиться.

 

Сразу встрял в тему «Плоды святости», поскольку в столе уже половина статьи на эту тему, которая будет восьмой в цикле по Апостольской традиции. В отношении того, что святость, как присутствие Духа в сердце верующего, есть плод умного деланья, так меня никто и не убедил. Не читали они мою статью «Покаяние как контроль» на эту тему. Потому на некоторые мягкие наезды не обращал внимания. Люди меня мало знают, хотя я их читал намного больше. Раззнакомимся, будет меньше непоняток. Потому с плодом и даром получилось, что каждый остался «при бубновых интересах».

 

Но вот замечания, которые дали некоторые форумчане заставили меня задуматься над… готовностью принять дар Духа. Примечателен в этом плане был пост Сергия. Вот выдержка из него:

 

Святые – верные, это свято верные Богу, то есть свято верующие Ему. Это и есть плод, дар, который далеко не каждый может принять, так как часто происходит в момент принятия жуткая ломка естества самости человека, от которой можно потерять свое существование как здравомыслящей личности. Это сложный момент перемены всей работы ума, и это и плод перемены – святость, святость веры Богу, Который с этого момента, может, когда надо, непосредственно общаться со своим верными, не нарушая его духовного здоровья и целости.

 

Я думал потом весь вечер над этими словами. Согласен с ними, кроме некоторых оборотов. Ниже напишу свои рефлексии.

 

Выводы

 

Весьма мудро сказано, не к тщеславию автора))). И сказано даже больше, чем сам человек хотел сказать. Ну или я увидел в его словах неожиданный аспект. Хотя с неразборчивостью в терминах (плод = дар) не согласен все равно.

 

«Ломка» будет только тогда, когда не было глубокого покаяния, метанойи, изменения ума. Протестантский путь интересен тем, что они идут на крещение (кто по вере, а не традиции или конъюнктуре) не в 40 дней, а во взрослом возрасте, серьёзно готовясь, принимая обеты, ломая себя и свой ум Христа ради. Именно подобное мы видим в Деяниях, когда крещение Духом происходило прямо после водного крещения. В православии нет такого момента в жизни. Есть какие-то посты, которых у тебя будет впереди три самосвала с прицепом (вместе с постами перед причастием ), пару вагонов исповедей, «вычиток перед причастием». Нет реализации для евангельской формулы «покайтесь и примите». В Православии иная формула «отдай кровь – получи дух». Вот православные и ходят по кругу (литургическому), с детства, не имея поворотного события в своей жизни – крещения во оставление грехов. А самому себе сделать такой поворот, сказав твердое «Нет!» греху, скосив взгляд на Небо с просьбой «Помоги, даже если не верю в себя!» – не получается. Не получается, поскольку есть традиция православия натирания духовных мозолей. Думаю, крещение в той форме, как было в новозаветные времена, выполняло в жизни человека то, что в истории выполнила дата Рождества Христова. Время разделилось на до и после. И у того, кого крестили в бессознательном возрасте, отобрали личное сознательное рождество. Отобрали его сознательное до и после. Когда он, без надежды на бесконечные исповеди меняется и просит помощи.

 

Как показывает серьёзный «разбор полётов», в области спасения и дел от веры, православная традиция существенно «гуляет» в отношении апостольской традиции. Может потому и ломки происходят, с принимающими помазания от Духа, что не было глубинного покаяния и последующего контроля с помощью Духа, поскольку метанойя исходит из аскетического труднического принципа православия «вода камень точит», а не принципа «удара посохом Моисея по скале». Когда преображение происходит молниеносно. «Грация» меня критиковала за временные характеристики, но ведь это описано в Новом Завете. Раз – и в дамках. По вере, по готовности меняться со своей человеческой стороны, по пониманию, к чему это приведет (нам это не видно, но видно Духу). И это Дар святости. Он не вызревает, а сваливается на голову, когда его ждешь меньше всего. Об этом и сами духоносцы свидетельствуют. Даже Пётр был в лёгком шоке, когда Дух крестил семью сотника язычника даже без крещения водой.

 

Еще одна мысль по тексту Сергия. Дух не действует так, чтобы «человек потерял своё существование как здравомыслящая личность». Святость есть дар, а не плод. Он не вызревает, а дается даром. «Вы спасены — через веру — Его великой добротой! И не за ваши заслуги — это Божий дар! 9 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Эф. 2:8-9) И дается тогда, когда не повредит человеку. Если мы умеем дары благие давать детям нашим, то Отец и подавно. Потому святость не зреет как плод, а осеняет человека тогда, когда изменение ума произошло. Но и в покаянии не происходит изменения ума без помощи Духа. Человек слаб, чтобы своими усилиями удержать в себе принятые изменения. Потому и покаяние – тоже дар. И все эти дары – за веру в Бога и в его помощь изменить нас. За верность именно Ему («святые-верные»). Чтоб не вздумали хвалиться, что это благодаря постам, безмолвию, поклончикам или умному деланью. Соответственно, святость, – это не плод.

 

О чем я думал вчера вечером по поводу написанного мне Сергием? Острее, чем обычно я ощутил, какая разница в том, как я живу, и как мне придётся жить, если Дух меня крестит райт нау. Блуда за мной нет, стараюсь быть честным со всеми, не ворую и тому подобное. Т.е. декалог худо-бедно выполняется, кроме 4 и 5 заповеди. Но это я думаю. Интересно, что думает Судья по этому поводу? Но, в любом случае, это все не то. Вселение Духа будет учить меня любви, миру, доброте и другим нужным качествам для моего спасения.

 

А готов ли я так радикально меняться в ответ на этот дар? Даже если я скажу – готов, не факт, что это ответственное «готов». Есть семья, работа, социальные связи и зависимости, клише и стереотипы, привычки. Пусть не всё (не всё я делаю противное Духу), но значительная часть подвергнется серьёзным изменениям, или вообще отказам. Ведь я должен приобрести Дар, ничего не ломая, а только преображая вокруг. Не приведет ли это к внутреннему бунту у той же жены? Не окажется ли так, что я буду в шоке от того, чем нужно пожертвовать? Но призвав Духа и отказавшись от какой-то жертвы, не будет ли мне по поговорке «Вымой свинью – она снова валяется в грязи»? (2 Пет. 2:22)

 

Несомненно, в некоторых случаях, оставаясь верным Христу, не избежать конфронтации и противодействия мира. Не уйти и от принципиальных поступков. Не всё готово к преображению, даже если я буду истекать любовью. Для некоторых любовь – страшная отрава. Недаром Господь сказал, что врагами могут стать даже домашние. Испытания могут быть – мама не горюй. Это как все рассказывают, что только в молитве попросишь смирения, так начинается такое, что локти кусаешь. Даже у меня такое было. И видя, как я отнёсся к предыдущему радикальному испытанию, нет уверенности, что я готов НА ВСЁ из верности.

 

Игры разума могут нашёптывать (и бесы могут быть непричём), что ты готов ради Христа на любые жертвы. Но, если совершая их, ты жалеешь, значит был не готов. Значит, ты концептуально не готов к дару. Просто потому, что ты не стал верным, а значит и подарок святости – не ко времени. Ведь сказал же апостол Павел, что «от нас, в конечном счете, требуется лишь верность». Но верность полная. А не здесь я верен Тебе, а здесь, если и верен, то скрипя зубами, а здесь – я побуду еще не верным (и останусь верным светским ценностям).

 

Потому с просьбой Духа надо повременить. Как я писал раньше, сначала – покаяние. Это основа и важнейшее дело веры. А Дар святости – он и есть дар. И, возможно, его просить не нужно. Ведь подарки не выпрашивают, а получают. Особенно, если ты родился в этот день для свободы от греха. Может быть это и есть рождение свыше? Ведь разбойник только покаялся и исповедал, и был спасен. И вот покаяние можно признать плодом совместной работы человека и Духа, а сама святость есть Дар Духа, которая в свою очередь производит всем известные плоды. Святость дается как награда за твёрдость в покаянии. Испытания и их интенсивность у каждого свои. Потому для всех Дар святости бывает неожиданностью. С плодами все не так, ведь груша на ветке не появляется неожиданно, мгновенно, и сразу в спелом состоянии.

 

Резюмируя, думаю, что получение Дара святости и есть Крещение Духом, что делает человека богом по благодати.

 

 

Если не согласны с выводами, приглашаю к обсуждению прямо на месте. Регистрация в «местного» не более обременительна, чем на других ресурсах. И у меня нет лимитов))))

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Андрей
    Гость
    23:09 30.03.2015

    Интересная статья только сумбурно, святость, плод святости, как то это надумано, вообще в мире все относительно и святость относительна и наверно плоды относительны,
    как я понял, автора статьи интересует узкая тема плода святости, он выдвинул теорию что плод это некое семя которое будучи принесено может быть посажено в Царствии Небесном и может прорасти в жизнь будущего века, это одно а второе достаточно расхожее мнение о неспособности человека по своим заслугам принести плод, и плод это исключительный дар Бога, а если это плод по заслугам человека то это не истинный плод а обманка.
    Для чего автору искать ответы на эти вопросы? Ну наверно он считает что диавол кроется в деталях и если все детали понять то и диавол откроется.)))

    С другой стороны постоянное упражнение в богомыслии и поиски ответов на такие вопросы прорабатываеют ум и человек становится способен не тоьько к физической деятельности но и к умной.
    но здесь есть один ньюанс, ум можно проработать не колличеством рассуждений а их качеством, если вести несметное число вопросов и слегка их проработав оставшись в достаточно бредовом мнении то ум не проработается а запутается, что похоже и происходит, а на форум исихастов автор вышел именно в поисках ответа не на свои бесчисленные бредово проработанные темы а в ответе почему чем больше он пишет тем уму хуже становится?
    мне кажется стоит сконцентрироваться на чем то одном и дойти до сути, ум любит не колличество рассуждений а концентрацию.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:18 31.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Когда человек говорит «бредовое мнение» или «бредово проработанные темы» — за базар надо отвечать. Вы проработали хотя бы одну из тем сайта на 100%?! Ту же Евхаристию, или Смерть и Переход, или Тело и Душа, или Апокалипсис, или Пастырство? Нет? Ну тогда не надо так кидаться словами. Данные соображения опосредованы большим комплексом статей, написанных ранее. И мысль кристаллизуется в понимании языка апостольской традиции и духовной практики. Дар — это то, что получается сразу от Бога, а плод — это то, что вызревает в человеке постепенно и требует постоянного контроля. В связи с вышеизложенным, возможно, будет переработан блог-пост Покаяние как контроль, а то и расширен до статьи. И моему уму становится всё лучше, а не «все хуже». И мнение форума исихастов мне нужно, чтобы понять, в ту ли сторону у меня происходит прояснение. 


    На будущее, держите себя в руках в обсуждении, и если применяете ярлыки, то хоть потрудитесь их аргументировать. Хотя «аргументация ярлыка» уже звучит круто. Хочу посмотреть как вы докажете, что у меня тут именно «бредни».


  3. Предупреждений - 0
    Сергий
    Гость
    23:32 30.03.2015

    На вот этот абзац:

    О чем я думал вчера вечером по поводу написанного мне Сергием? Острее, чем обычно я ощутил, какая разница в том, как я живу, и как мне придётся жить, если Дух меня крестит райт нау. Блуда за мной нет, стараюсь быть честным со всеми, не ворую и тому подобное. Т.е. декалог худо-бедно выполняется, кроме 4 и 5 заповеди. Но это я думаю. Интересно, что думает Судья по этому поводу? Но, в любом случае, это все не то. Вселение Духа будет учить меня любви, миру, доброте и другим нужным качествам для моего спасения.

    А готов ли я так радикально меняться в ответ на этот дар? Даже если я скажу — готов, не факт, что это ответственное «готов». Есть семья, работа, социальные связи и зависимости, клише и стереотипы, привычки. Пусть не всё (не всё я делаю противное Духу), но значительная часть подвергнется серьёзным изменениям, или вообще отказам. Ведь я должен приобрести Дар, ничего не ломая, а только преображая вокруг. Не приведет ли это к внутреннему бунту у той же жены? Не окажется ли так, что я буду в шоке от того, чем нужно пожертвовать? Но призвав Духа и отказавшись от какой-то жертвы, не будет ли мне по поговорке «Вымой свинью – она снова валяется в грязи»? (2 Пет. 2:22)

    ответ вот тут
    http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3514.msg161572#msg161572

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:26 31.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Посмотрел. Не все конечно, не всю ветку. Но старттопик по содержанию перекликается. У меня было нечто подобное вам, когда после Московской семинарии, не став священником, я окунулся в мирские заботы, очень быстро стал руководить кафедрой, и все семинарские наработки духовной жизни канули. Сначала я жалел об этом, а теперь нет, поскольку понимаю, что тот путь был просто не мой, и я бы сломался по любэ. Но так я остался христианином, а мог бы и хряпнуть дверью, как сделали некоторые знакомые от аллергии на приходские и архиерейские маразмы. Но есть не только путь пустынников. Пустынники, коль они были крещены Духом – это кандидаты в выкупленных от рода людского (символических 144000). А серединный путь должен быть для многих, поверивших в Христа. И я его нащупываю, но уже вне православия.


  5. Предупреждений - 0
    Raisa
    Гость
    17:36 31.03.2015

    Крещение Духом – только начало Дара святости, если можно так сказать. И да, скорее всего начнётся “экстрим”, могут подвергнуться изменениям привычки, стереотипы, отношения с близкими. Душевных, ветхих “удобств” будет меньше, а счастья больше. Но не переживайте, всё по силам, с учётом индивидуальных особенностей и устроения.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:50 31.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я где-то так и думал, что плоды Духа “завязываются” и зреют после крещения Духом. Только вот в чем разница крещения Духом от рождения свыше?


  7. Предупреждений - 0
    Raisa
    Гость
    17:48 01.04.2015

    Тут, мне кажется, разницы или нет или её тоже “мутно” определить (как между стать причастником Бога или богом по благодати).


  8. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    18:35 01.04.2015

    “Только вот в чем разница крещения Духом от рождения свыше?”

    Духом крестит Христос, а рождение свыше может быть можно понять как разумное. Видим Бога и творим себя таким же.

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:32 01.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я думал, что рождение свыше – это переход от неверия к вере. Поскольку если вера оправдывает, то это уже шанс на спасение, хотя и через суд. Но это в православии при крещении младенцев. Из протестантов никто даже водное крещение не проходит.


  10. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    19:46 01.04.2015

    Водное крещение всегда предваряет крещение духом.

    Когда оно бывает первый раз говорят Крещение, потом называют покаянием или исповедью.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:17 01.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А случай с Корнилием сотником? Не всегда. Но с последовательностью конечно согласен. Покаяние – это контроль над собой, а исповедь – разрешение от уже произведенных согрешений. Какое это имеет отношение к крещению. Я готов скорее трактовать рождение свыше как покаяние, которое привело к крещению Духом


  12. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    19:49 01.04.2015

    “Поскольку если вера оправдывает, то это уже шанс на спасение, хотя и через суд”

    Вера, свидетельствуемая делами.

  13. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:18 01.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну это понятно. Я об этом писал совсем недавно. Смотрите статью о спасении и оправдании http://ex-farisey.com/osnovy-apostolskoj-tradicii-opravdanie-i-spasenie/


  14. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    20:00 01.04.2015

    “Из протестантов никто даже водное крещение не проходит”

    Не следует абсолютизировать буквальный смысл.

    Мне кажется, термин “вода” используется здесь ради своей способности напаять. Напаять участника крещения божественной благодатью Христа.

  15. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:20 01.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я забыл указать “без веры и покаяния” в конце этого предложения “Из протестантов никто даже водное крещение не проходит”. Потому несколько поменялся смысл


  16. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    20:23 01.04.2015

    “Плоды святости”
    “Дар святости”
    Обе фразы мне кажутся одинаково неудачными.
    Святость сложное понятие. Первый его смысл отделенный, второй – безгрешный.
    Каждое божественное слово отделяет от области возможного, область праведного. Можно приучить свой дух всегда “дышать” в области праведного. Такой плод (дух) оправдает нас на суде.
    Истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиной. Праведностью (духом) в отсутствии божественной помощи (истина).


  17. Предупреждений - 0
    Дионисий
    Гость
    20:59 01.04.2015

    Цикл духовного изменения описывается в великом славословии; “Хвалим тя, благословим тя, кланяем ти ся, славословим тя, благодарим тя”

    Хвалим – бываем праведны во всем, что знаем.
    Благословим – узнаем о Боге нечто новое.
    Кланяем ти ся – решаем упражняться в том, что узнали.
    Славословим тя – выстраиваем в божественной славе иерархию ангельских сил.
    Благодарим тя – исповедуем результат, как действие божественной десницы.
    .
    Потом все повторяется.
    .
    Если научимся молиться умно сердечной молитвой, то состояние “хвалим” будет дополнено опцией “Всякое дыхание да хвалит Господа”
    .
    ***


  18. Предупреждений - 0
    Валентин
    Гость
    09:41 01.08.2016

    Святые – верные, это свято верные Богу, то есть свято верующие Ему.

    …масло масляное… так говорят, когда слова просто перебирают ничего не обьясняя…
    Святые – это имеющие Святого Духа и ведомые Духом. Верность тут как бы уж производная.

    КСТАти – если мои посты кого то напрягают – убирайте… прсто высказываю свое мнение…

Sorry, the comment form is closed at this time.