Пресвитер

31.12.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Кто может быть кандидатом?

Мне кажется, что кандидатом может быть любой член общины после 30 лет. Это возраст старта мудрости у мужчин. Что касается женщин. Апостол Павел понятное дело, что говорит об этом. Но тогда была такая обстановка, что даже диаконисс назначали в связи с тем, что на женскую половину священник не мог зайти (мог зайти муж или слуга-евнух). Сейчас гендерные отношения привели к равноправию полов. Но равноправие не отменяет объективное неравенство.

Не говоря об исключениях, типичная женщина более эмоциональна, чем типичный мужчина. Для руководства людьми избыточная эмоциональность – не лучший советчик. Женщины-руководители более склонны к выделению фаворитов и фавориток (подруг) в сообществах. Кроме того, в семьях, на женщине лежит больше обязанностей по ведению хозяйства и уходу за детьми. Все эти факторы говорят о том, что в отношении типичной женщины апостол Павел прав. Мудрая женщина и та, взвесив все за и против, скорее всего откажется от обязанностей в общине в пользу семейных обязанностей. Но если женщина готова на жертву ради общины, внутренне готова к служению, то она может рассматриваться как кандидат.

В любом случае, хоть мужчина, хоть женщина, могут выступить с самоотводом и обоснованием нежелания участвовать в жеребьевке. Все остальные тянут жребий.

Назначение от Бога

Я уже писал в статье о плюсах выбора пресвитера через жеребьевку. В свете написанного в предыдущей части этой статьи, жребий с предварительной молитвой общины, позволяет не обращать внимания на пол. Если Бог выберет женщину в пресвитеры, кто Ему скажет: «Зачем Ты выбрал?». На кого бы не пал выбор, на нем будет печать выбора Бога. Это, кстати, снимает еще одну проблему, которая меня смущала, и весьма.

Рукоположение

Пресвитеров в апостольское время рукополагали апостолы, потом – их ученики, мужи апостольские, а потом была придумана сукцессия, когда простым рукоположением от мужа апостольского и рукоположенных их последователями, можно передавать старшинство, по сути, по наследству. Не важно какое духовное состояние у рукоположенного и того, кто его рукоположил. Если цепочка не прерывалась от апостолов, то и есть власть.

К апостолам и их ученикам вопросов нет. Они были носителями Духа. Были и после них крещенные Духом Святым. Но после них была и масса таких, с которыми Голубь Духа и рядом не пролетал. Но они считались наделенными «благодатью священства», типа, вынуждая Бога давать себе дары по принуждению.

рукоположениеНе освободившись полностью от магии слова «сукцессия», была мысль после избрания пресвитера отправить его на рукоположению к епископу с апостольской преемственностью. Но потом посетила мысль: А смысл? Если община доверила Богу выбрать пресвитера, и выбор произошел (по предусмотренному формату жеребьёвки может и не произойти), то, что значит человеческое формальное рукоположение по сравнению с выбором Бога?! А свою готовность передать старейшинство и подчиниться ему мы можем совершить всей общиной совместным рукоположением и молитвой над пресвитером. Ведь у евреев рукоположение и было передачей власти, а у апостолов через рукоположение подавалось крещение Духом и Дары Духа. Мы не можем этого ему передать, как не передавали и апостолы. Дух дышит, где хочет, а не там, где ему указали. Потому и мы будем молиться, чтобы Дух дал дары пресвитеру и тем, кого Он выберет на учительское или проповедническое служение.

Таким образом, при доверии Богу выбрать пресвитера, во внешнем человеческом рукоположении отпадает потребность.

О жеребьевке и посвящении

жребий

Пустых свитков должно быть столько сколько кандидатов, чтобы если ни один не угоден Богу, выбор не произошёл. Если такое произойдет, значит нужно будет собирать новых членов и проводить новую жеребьёвку, пока Господь не отберет угодного старейшину.

Тянуть свитки за каждого должен, по возможности, тот, кто не есть кандидат. В древней традиции тянул ребенок, поскольку дети имеют самое незамутненное и чистое сознание при отсутствии двойственности и отказа от выбора в последний момент. Впрочем, это не обязательно, Господь найдет способ в любой ситуации вершить свою волю, если мы его об этом попросим.

Если выбор состоится, то вся община обступает пресвитера, возлагая на него руки, и читает молитву о даровании ему Даров от Духа и декларирует подчиняться ему в совместных делах и служениях. После этого желающие делают напутственные пожелания, и община считается оформленной.

Как все

Пресвитер финансово не обеспечивается общиной. Только при большой загрузке возможна некоторая помощь. Право инициативы у всех одинаковое. Пресвитер ничем не выделяется в этом плане. Особенностью является то, что пресвитер ведет Литургию, молится от имени общины, представляет общину в делах миссии и благотворительности, распределяет обязанности и ведет собрания. В остальном, пресвитер, как все остальные члены общины.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:36 02.01.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    В группе на ФБ “Квартирное православие” Елена Матюшенко подбросила еще одну ценную идею, которая не попала в статью. И она, возможно, поможет сделать жеребьёвку более качественной, или вообще от нее отказаться. Идея состоит в следующем. Все возможные кандидаты в старейшины заступают на служение по ротации, как была чреда у левитов, например, на три месяца. У этого подхода есть несомненные плюсы

    1. Можно сузить круг, тянущих жребий в будущем, когда община определит лучших кандидатов
    2. За три месяца не успеет врасти корона в голову, если вдруг кто-то окажется слаб на тщеславие.
    3. В случае болезни любой опытный член общины сможет заменить пресвитера и выполнить его обязанности
    4. Будет формироваться в среднем одинаково высокий уровень ответственности у всех членов общины

    Но у этого подхода есть и минусы:

    1. Есть опасность отношения к пресвитерству, как ко временным обязанностям
    2. Этот подход не находит отражения в практике апостольских и постапостольских общин.
    3. Авторитет старейшины должен быть на высоте для всех членов общины, а может получаться так, что на старейшину заступает менее духовно зрелый брат или сестра. Это противоречит формированию качественной иерархии

    Потому, есть смысл методом ротации отобрать лучших кандидатов, а потом таки провести жеребьевку. Решать – общине.

  2. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    15:49 26.03.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    С интересом прочиталъ. И со многим согласен. Но и не со всем. В моем представлении пресвитер — все же старейший, почтеннейший и заслуженный предстоятель. Тут важно расположение и доверие к человеку, к его практическому опыту и знанию духовной и церковной жизни. Здесь крайне важен дар рассудительности т.е. мудрости. Это по-сути глава общины (если мы не рассматривает 3-х и более ступенчатую иерархию с епископом). И конечно, таким предстоятелем не может быть кто угодно, даже женщина. Абатиссой она может быть — среди сестринского ордена, диакониссой — может. Но главой общины — вряд ли. Однако я бы сделал тут существенное различение между собственно главой — пресвитером (или епископом, но лучше, кажется, пресвитером) и текущем предстоятелем. В качестве предстоятелей на литургии, имхо, хорошо и уместно всем великовозрастным полным членам общины иметь такой опыт и быть готовым к этому служению там и тогда, где Господь усмотрит. Тут не к чему излишняя сакрализация, важно только, чтобы человек не имел серьезных нравственных нареканий, типа «гражданского брака» или «голубизны», а был человеком остепенившемся в своих любовных поисков, ну и другой — более тонкий момент — мера правоверности, ее понять и определить весьма сложно — я даже и не знаю как и где должно тут провести границу. Но это второй момент, вторичный даже, по отношению к ортопраксии. Я так понимаю и на том стою. Ввиду изложенного, имхо, уместно наоборот зачислять в кандидаты всех — не имеющих видимых упомянутых причин для отказа, а затем устраивать голосование, возможно тайное, на отсев, — если большинство общины проголосует против кого-либо, значит доверия ему нет и с этим следует считаться, иначе народ будет голосовать ногами. Да и такому собрату — будет о чем поразмыслить, если его так отстранят — может покаяться в чем — перед всеми или изменить отношение/поведение.Остальные же могут и должны, например, по ходу физического старшинства учиться предстоять за всех перед Богом во Христе. Будет своего рода череда — по году или там как решит община. Теперь о пресвитерах-лидерах. К практической стороне дела. История показывает, что общины не начинаются на пустом месте, а возникают на месте следования за Христом неких «преподобных» подвижников. С явной неохотой, порою, они берут к себе учеников. Уходят они от житейской суеты ради близости к Богу. Остальные подтягиваются как могут. Прп. Антоний, Сергий, Серафим… не думали: а не создать ли мне общину. Они видели, что в государевой церкви все увы и ах, но и без Бога — некуда. У всех, вероятно, были друзья — близкий круг людей с кем они делились мыслями, молились, читали что-то вместе. Но начало — это всегда подвиг — выход за пределы обыденности — туда, куда призывает Г-дь Бог. Даже и в социальном служении — похожая картина. Мать Мария или Тереза — это все равно выход из своей комформной среды, со своего насиженного места. Меньше понимаю про протестантов, но их церкви-грибы, это не то, что мне импонирует. Немного о епископах. У них, как я вижу, было 2 функции: заботиться о сохранности имущества и о сохранности доктрины. Можете поменять местами, если кому не так,но на мой взгляд именно в таком порядке. Отсюда и перекос, забота о благополучии земной церкви соблазнила не одного из них. Кесарь просто купил одних, а других соблазнил мыслью о том, что только вместе с ним они смогут победить врагов-отступников и установить «Торжество Православия». Нужны ли они или нет, протестанты, похоже, до сих пор не определились. По ходу формальной логики должен быть какой-то суперпресвитер — наделенный полномочиями представлять несколько общин на большем масштабе. Кто-то должен и богословствовать и вникать в различия между одной и другой общинами. Сам пресвитер, вероятнее всего, но всякий ли склонен к этому и способен? В общем, я бы предложил, эту представительную «епископскую» функцию делегировать опять же по череде пресвитерам, как первенство власти в ЕС. Каждому главе будет полезно поездить-посмотреть как у других жизнь протекает и взвалить на себя груз не только своих домашних, но и районных проблем. Но закрепление за одним человеком такой функции — это снова выращивание пирамиды вверх.

    А вот насчет приемственности я бы озаботился формальным благословением достойного епископа, имеющего связь рукоположения от апостолов, хорошо если бы это было не просто формальное посвящение, а искренняя в-меру-харизматическая молитва о излиянии Духа на главу – пресвитера. Оно полезно и для спокойствия самого человека и много полезно для свидетельства внешним. Но эта рецепция, а не инициация общины. Хорошо если братья уже выберут сами главу или последуют за ним на служение, а уже выбранного посвятит на служение кто-то из прогрессивных  но не голубых епископов ПЦ/КЦ/ААЦ/ЕЦ . Так мне это видится. 

  3. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    15:58 26.03.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    Но вообще, хорошо было бы сделать Вам про епископское служение отдельную тему. И про пророческое, как и миссионерско-апостольское, кстати, тоже. 

  4. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    16:12 26.03.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    Еще идейку подкину. Вот Вы весьма критично писали прежде про т.н. ветхозаветное священство. Отчасти и справедливо. Но есть там и свои сильные стороны. В той традиции каждый, извините, еврей ) имеет свое домашнее первенство и предстояние. Дома он царь, священник и пророк. И это не только благочестивые определения, как в православии. На каждого взрослого мужчину возложена обязанность освящать и преображать, как бы, возвращать Богу этот мiр в его новом, преображенном качестве. Отсюда эта куча благословений – берахот – на все случаи жизни. И за субботней трапезой каждый муж освящает ритуальную чашу с вином и ритуальный хлеб – до сих пор, подобно тому, как это было сделано Исусом на Песах, подобно тому, как Он это делал регулярно, в чем я не сомневаюсь, по субботам в общине своих учеников. Да это не наша еще Евхаристия, никакой эпиклезы здесь нет, но сама роль предстоятеля здесь вполне проявлена и то, что ученики Христа, призванные к закваске и освящении этого мiра оказались негодными и перепоручили это наемным своим левитам и архиереям далеко не делает им чести. Но призыв этот остается в силе, имхо, и по сей день. И ритуальная субботняя трапеза – вполне может быть таким “полигоном” для братского собрания и общения во Христе с Богом во исполнении этих Его призывов и заповедей. Как, впрочем, и благодарственные агапы – после формального и формализованного участия в храмовой Христовой Вечере на литургии. 

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:07 26.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Константин, спасибо за отзывы, тянущие на небольшую статью. По епископу предложения дельные, я их запомнил. Но люди боятся вылезти из конфессий и деноминаций. Потому в Киеве даже общины нету. Потому и с епископами пока городить нечего. Пока все написанное – теоретические разработки для всех, кому интересно. Кстати, гляньте на обновленные пункты горизонтального меню: Наше исповедание и Наша инициатива. Если не читали. Это проекция от вышеприведенной теории. Но адепты пока думу думают(((

  6. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    02:53 27.03.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    СпасиБо! Гляну. Я вот после еще додумывал понемногу, что забыл. Конечно, сами члены общины должны сугубо молиться о предстоятеле и рукоположение совершать вместе, в идеале, или впоследствии епископского рукоположения и молитвы-благословения. Что я имею в виду? Практическое возложение рук самих братчиков со свободной личной молитвой о Всевышнему о благословении их избранника и поставлении свыше на это служение, которое они ему доверяют. И еще что-то вертелось, что сразу не изтекло, но снова до времени сокрылось ) 

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:21 27.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Именно об этом изначально я и думал. Хорошо, что мысли совпадают.

  8. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    03:09 27.03.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    Ага, вспомнил. Идея о том, что не нужно намеренно выходить из т.н. ограды т.н. православной церкви. Мне очень импонирует разнообразие монашиских и лайческих движений в КЦ, хотя сама ее идея монополии папы, вроде бы противоречит и должна бы вести к унификации всего и везде. В то же время наша идея соборности и много-поместности, вроде как де-юро свидетельствует в пользу многоформатности церквей, но на деле оборачивается жесткой тотальной унификацией / расколом. Не считаю, что это хорошо и верно, поэтому думаю, что нужно именно внутри поместно-приходских реалий церковной организации создавать горизонтально-сетевые сообщества, признающие церковную иерархию, но не готовые подчиняться всем ее требованиям по мановению руки благочинного архиерея или других князей в государевой церкви. Проще говоря, не признавая искажений, признавать само наличие Церкви в церкви, хотя порою и трудноразличимой и изуродованной грехами отдельных церковно и священно-служителей. Иначе говоря, на каком основании я должен думать, что православная церковь – -это вот эта структура синодально-имперского склада, а не те люди, которые верны Христу? Вот если сама организация эта начнет гнать и исторгать таких людей из своей среды, это уже само будет свидетельствовать о ней. Как и уже свидетелствует, на примерах отцов Александра Меня, Георгия Кочеткова, Павла Адельгейма, Глеба Якунина и других. Но это их опыт и их свидетельства, они не отрекались от Церкви, даже в виде РПЦ МП. Это РПЦ МП отреклось от них. Тут есть существенная разница. Впрочем это большая иотельная тема. 

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:26 27.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы сами нарисовали утопию, и сами это поняли. Потому и я это давно понял, что диоцез со своими порядками лучше сосздавть не в православии. Я присоединился к автономному диоцезу в рамках Кельтской церкви Германии под названием Ассоциация Апостольских общин. Приглашаю в группу на ФБ https://www.facebook.com/groups/1557396974520168/

Sorry, the comment form is closed at this time.