What is «апостольская традиция»?

27.02.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Редукционизм частных преданий

Как было резюмировано в предыдущей статье, главное отличие здорового тела Христового апостольской традиции от больных современных разрозненных традиций (деноминаций) – в Предании. Предание есть у всех, не только у двух главных исторических конфессий. Предание в каждой традиции приводит к разному пониманию Священного Писания. И это обуславливает дополнительное дробление на микроденоминации, когда абсолютизируются отдельные посылы Христа, апостолов, а другие императивы оказываются умышленно не замечены, и оставляются без сбалансированного внимания. В результате, образуется деноминация, которая, просто произвела на свет очередное искажение «апостольской традиции».

Предание – это не только «примочки» и «пилюли» больных прихватизаторов Тела Христового, которые они сами себе прописали, чтобы приводить к возбуждению религиозных чувств теплохладных подобий адептов. Это, и корона на голове от собственной непогрешимости, и самоустановленный нимб святости над головой для пущего сияния короны. Отсюда и тезис, что только мы правильно толкуем Священное Писание. Некоторые даже пытаются в предание включить не только культовые религиозные «примочки», но даже этнические привязки (избранный народ, святая Русь), обуславливая религиозность из национальности (русский – значит православный).

Но, не смотря на обрастание массой элементов Предания, современные конфессии – это упрощение с искажением «апостольской традиции», при видимом усложнении культа. Потому что заповеданное Богом выполнить сложнее, чем заповеданное людьми, какой бы ритуальной сложностью последнее не обладало. Сам по себе усложняющийся культ – это попытка произвести замещение трудновыполнимого божественного (недвойственность веры, постоянная и сосредоточенная молитва, глубинное покаяние) на выполнимое, человеческое.  Это даже попытка делать в человеческом больше, чем рекомендовано, лишь бы можно было оправдаться. Потому все человеческое предание – это инструмент оправдания перед Богом, а не любви к нему. Мы что-то делаем: стоим на длинных службах, чмокаем иконы и мощи, ставим свечки, освящаем вся и всё (не бесплатно), жертвуем на храм и небедную жизнь клириков. Упёрто держимся своей традиции, незаметно для себя ставя ее на место Спасителя. А суть то в чем? Церковные заповеди, несмотря на их широту и их количество выполнить проще, чем две заповеди о любви. Мы легко можем выполнить все церковное, но ненавидеть брата и забывать о Боге. Самооправдание – тяжелый недуг от гордости. И оно легко рождается в религиозности, основанной преимущественно на заповедях человеческих.

Кураев называет Новый Завет элементом Предания, поскольку канон был утвержден спустя три века. Но все, что вошло в канон, написано в первом веке и в первые годы второго века. Сам текст, свидетельства и поучения, – из апостольского периода. Там есть заповеди и рекомендации апостолов, но они вытекают из Радостной вести, которая от Бога. Преданием эти тексты являются только по форме. Но сам Кураев говорит о двух источниках веры – Писании и Предании. И Писание является критерием легитимности Предания. Потому Писание не может быть частью Предания. Павел проповедовал Радостную Весть по научению Духа, который «напомнил всё, что говорил Иисус». Так и Евангелия писались, с «напоминанием». Т.е., Радостная Весть – это Слова и дела Бога, записанные людьми.

И если исходить из этого, то Предание – всё, что у нас есть. В таком случае следует разделять Предание, образованное и переданное нам от синергии святых и Духа Святого, и предание от людей, в виде чисто человеческих заповедей. В таком значении Писание есть элементом Божественного Предания людям. Моя же критика направлена не на него, а на заповеди человеческие, никак не обусловленные заповедями Бога, и часто запрещаемые Им и Его апостолами.

Апостольская традиция – это первая производная от сказанного Христом и того, что «напомнил» и «наставил на всякую истину» Святой Дух. И, я допускаю, что могут быть вторые и третьи производные от Евангелия в синергии святых и Духа в Предании, которые возникли позже, но обусловлены Духом Нового Завета. И если бы апостол Павел воскрес позже и столкнулся с этим Преданием, у него не было бы неприятия и жёсткой критики, на которую нарывались некоторые христиане из общин апостольского периода.

Потому, в Предании всё скопом отбросить, наверное, нельзя. Надо вычленить чисто человеческое, бездуховное, не имеющее даже намека в Новом Завете. Нужно понять, во всем ли «самолечении» ошиблись «больные»? Может, остатки апостольского в частном, подсказали отдельные правильные «лекарства»? Или может нужно копировать здоровое апостольское из Нового Завета в 21 век? Все ли из того, что говорили апостолы применимо сегодня или имеет смысл применять?

Де-факто, исторически и диалектически, произошла редукция апостольского в частные традиции, которые все как один претендуют на преемственность от апостолов (прямую или духовную), но которые однозначно выпали из апостольской традиции. Одни выпали по причине невозможности отказаться от своего предания (православные, католики), а другие, в борьбе с преданием тех, от кого они отделились, пытаясь вырезать образ бытия христиан из книги Деяний и Апостольских писем и вставить в свой век, от 16-го до 21-го. По принципу «копи пейст» пытаются жить протестанты и неопротестантские деноминации, всегда порождая своё собственное предание. Это наводит на мысль, что совсем без рефлексии апостольской традиции через предание в современные условия, не получится.

Почему невозможен «копи пейст»?

Все, кто хочет выкинуть на свалку одиозные и бессмысленные элементы Предания, апеллируют к «апостольской традиции», считая, что до таких глупостей апостолы не додумались и не додумались бы. Некоторые даже называют свое понимание христианства с использованием словосочетания «апостольская традиция». И, коль традиция апостольская, надо смотреть как было у апостолов, и при Христе, и в первые 70 лет после Него, и на этом твердом основании создавать спасительное бытие христианской общины и отдельного христианина. При этом, скопировать и вставить, на мой взгляд, недопустимо.

Приведу примеры. Две тысячи лет назад положение женщины и ее правосопособность радикально отличались от сегодняшних. Потому, жесткое исполнение  отдельных высказываний апостола Павла в духе его времени сегодня может быть не уместным в условиях сегодняшнего гендерного равноправия. Хотя неравенство сохраняется, поскольку оно объективно. Функциональное неравенство мужчины и женщины, конституированное при сотворении женщины, как части Адама, предусмотрено Творцом.

В первом веке, судя по письмам апостола Павла, Дух давал дары на апостольское, пророческое, пастырское, учительское и другие служения, которые сейчас могут быть не востребованы или быть видоизмененными. Потому апелляция пятидесятников к говорению языками (глоссолалии) может быть не уместна в силу того, что сейчас в этом нет потребности у церкви. И даже в апостольский период апостол Павел требовал, чтобы проповедовали на понятном языке, даже если кто говорил на ангельских языках. Даже если глоссолалия – дар Духа, то без плодов Духа в ней нет особой ценности. Тогда как пятидесятники считают этот дар обязательным. И такое отношение именно к этому дару, есть предание пятидесятников, хотя и ссылается на практику апостольского периода и деятельность Святого Духа. Потому что это не просто «копи пейст» особенности апостольского периода, а абсолютизация дара, которой нет в Новом Завете. Это перегиб и выпрашивание у Духа дара в подтверждение своей посвященности. Считаю, что это не полезно, и нужно дать Духу свободу наделять дарами по своему усмотрению. Но это и не ересь. Просто некачественный «копи пейст» апостольской традиции.

Если всеми важными пророчествами Церковь обладает для своего спасения, то, может, и в пророческом служении уже нет потребности.

Надо понимать, что если производится попытка копирования, то она должна быть во всем. Если возложение рук апостолов приводили к крещению Духом и получению даров Духа, а нынешнее возложение приводит исключительно редко, значит возлагающий не в состоянии увидеть силу веры того, на которого руки возлагаются, и значит, нет подобия апостольскому периоду. Сукцессия в католичестве и православии через сотни безблагодатных рукоположений – не в счет.

Да и самих апостолов нет, которые получили власть от Христа. Если община жила коммуной от пожертвованного имущества всеми членами, раздавая милостыню, то и сейчас должно быть так, а не тратить огромные деньги на храм, украшения и обогащение пастора и епископов.

К тому же, окружающая обстановка совершенно иная. Тогда проповедь была язычникам и иудеям рассеяния, а сейчас преимущественно атеистам. Кроме того, сейчас проявляется конкуренция по переманиванию духовно активных верующих из деноминации в деноминацию, когда обе исповедуют христианство. Что есть ненормально и попало бы под осуждение апостолов. Однозначно. Потому скопировать и вставить полностью не получится, даже если будет к этому огромное желание.

Определение и признаки

Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений обрядов, привычек и навыков практической, общественной и религиозной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Т.е., это не просто некое уникальное действо, которому удивятся современники, живущие в определенной традиции, а нечто устойчивое, часто встречающееся, повторяемое, являющееся естественным.

Т.о., апостольская традиция – это ритуалы, типовые действия, организация миссии и жизни христианских общин в согласии с апостольским учением, которое исходит из Радостной Вести Иисуса Христа, отражено в Новом Завете. У современников этот набор практик и представлений считался негласными правилами и устоявшимися стереотипами. Источником может служить Новый Завет и редкие исторические свидетельства именно этого периода. Написанные позже, исторические свидетельства наверняка апологезируют наработанное предание, проецируя его на апостольский период для пущей авторитетности последнего. Такая «апологетика» встречается в отношении постов и некоторых праздников.  Наша же задача определится с ключевыми посылами Христа и апостолов, которые должны были закладывать основу в первом веке для формирования христианской традиции последующих поколений. Все, что действительно важно, отразилось в Писании. Ведь Бог знал, какую роль будет играть Новый завет в последние времена. Потому, нам важно осмыслить:

  • Что и как делали сами апостолы, как посланцы Христа?
  • К чему они, или сам Христос, понуждали и увещевали своих учеников?
  • Что было нормой жизни христиан, и какие бытовали стереотипы в отношении веры и духовной практики?

То, что касалось быта и окружающей обстановки для рефлексии апостольской традиции не имеет особого значения. Нет у нас сейчас рабов, нет моря язычников, есть равноправие мужчин и женщин, на несколько порядков облегчены коммуникации и информационный обмен и т.п. Потому нам важно то, что имеет прямое отношение к исповеданию и поклонению Христу, индивидуально и в рамках христианской общины апостольского периода. Это нужно, чтобы можно было идентифицировать источник конкретной церковной практики. От Духа он, который обильно пребывал в апостолах, или от людского мудрования и создания религии?

Чтобы очистить апостольское от фарисейского и человеческого в конфессиональном или деноминационном, нужно посмотреть со стороны на частный вид духовной практики со следующими вопросами:

  • Призывал или призывал бы к этому Христос или апостолы?
  • Можно ли конкретную практику считать прямым следствием духовной практики апостольского периода?
  • Критиковались ли подобные формы прикладной религиозности в Священном Писании?
  • Присутствует ли в духовных практиках опора на собственные заслуги и магизм в отношении помазания Святым Духом?
  • Мотивирует ли практика к приоритету внешнего над внутренним, ритуального над молитвенным?
  • Ценятся ли дары и плоды Духа в массовом сознании адептов конфессии, или считаются априори недостижимыми в наше время?

Может, можно сформулировать и другие вопросы-критерии, но и по этим можно попробовать отделить пшеницу апостольской традиции от плевел человеческих традиций и предрассудков.

Элементы и основа традиции апостольского периода

Планирую начать с того, что однозначно нужно рефлексировать из апостольского периода. И, в отдельных случаях, даже скопировать, если это четко и ясно изложено в Священном Писании, как Евхаристия.

В деятельности самих апостолов главной была проповедь Радостной вести Святым Духом, который в них присутствовал изобильно, для спасения неверующих в Иисуса.  В жизни первых христиан – общинная и личная духовная практика, а также привлечение новых членов в подражание апостолам.

  1. Проповедь и миссия. В обществе, где большинство атеистов не менее актуальны, чем в апостольский период, и прямо соответствуют императиву: «Пойдите и научите…»
  2. Обращение и освящение. Обращение новых членов происходило через исповедание Христа Богом, покаяние в грехах, крещение в воде. Далее христиане могли получать Дары Духа и Крещение Духом на Его усмотрение.
  3. Просвещение и катехизация членов общины. Актуально по-прежнему, не смотря на обилие духовной литературы и социальные сети с религиозными сообществами. Неофиту тяжело разобраться в этом обилии, а защитная ригористическая позиция приводит к сужению сознания, воспитывая христианина частной традиции. Даже изучение Писания в общине имеет смысл, поскольку охватить все хорошие толкования одному человеку невозможно.
  4. Хлебопреломление по домам и в общинах. Евхаристия была и остается центром единения христиан и прямым возвещением жертвенной смерти Христовой на кресте. Она даже может быть скопирована, поскольку является заповедью Христа своим ученикам. Воспоминание смерти Христовой осуществлялось как пресвитерами, так и без них. Иначе нужно будет допустить, что рукоположенный пресвитер был в каждом доме. Это маловероятно. Учитывая то, что пресвитер – это просто старейшина, старший в собрании, то если вкушали по домам, то преломлял хлеб и молился над ним и вином просто старший верующий мужчина в доме. В любом случае, пресвитер нигде, даже намеком, не приравнивался к священнику, жрецу. Потому и на том, кто преломлял и раздавал, апостол не акцентирует внимания. Это всегда был старший в собрании, либо рукоположенный апостолами пресвитер или епископ, либо сам апостол.
  5. Дела милосердия личные и общинные. Это классика того, куда должна быть направлена деятельная вера христиан, ибо в милости учимся любви к ближнему. Апостольские общины на пожертвованные членами общины средства помогали вдовам (особенность эпохи), увечным и бедным. Бедные и больные есть и сейчас. Воссоздавать коммуну-общину сейчас практически очень сложно, не маргинализируясь и не выпадая из повседневных общественных отношений. Да и нет смысла. Все дела милости можно осуществлять на пожертвования.
  6. Работа над личной нравственностью. Со стороны пресвитеров предполагалось пастырство для помощи в исправлении жизни падающих после покаяния. Духом Святым поставлялись учителя и наставники. Но каждый должен был сам противостоять падениям, опираясь на помощь Святого Духа. И если помощи Духа человеку не было, то это было не нормальным для апостольского периода. Дары Духа нужны в любой эпохе и любому человеку, если мы хотим ориентироваться на «апостольскую традицию».
  7. Молитва личная и совместная. Апостолы молились и совместно с общинами (перед важным делом), и заповедали христианам «молиться непрестанно». Судя по контексту Писания, всегда молились своими словами. Никто молитв апостола Павла в молитвословы не собирал и свитки с молитвами не размножал. Так же своими словами молились и индивидуальной молитве.
  8. Апостольское исповедание. Изложено в апостольском символе веры и положено в основу Никео-Цареградского символа. Его в принципе можно взять за основу любому христианину. Если прокомментировать каждый пункт апостольского исповедания, то ему можно найти однозначное подтверждение в Новом Завете. Даже Евангелий будет достаточно.

Пожалуй, и все, если абстрагироваться от мелочей и частностей. Я умышленно не трогал богословие, поскольку не в этом Радостная весть, а в свободе, которую дает познание Истины. И в вере, по которой подаются дары Духа и получается оправдание по плодам Духа. На этом была основана жизнь апостольских общин. Думаю, многие, прочитав этот список, скажут: «Так это же и есть Христианство». Некоторые даже увидят здесь свое Православие или Пятидесятничество. Последние, если не вдаваться в детали, будут недалеки от истины, не смотря на сложность выводов по шестому пункту для многих протестантских деноминаций.

А вот с Православием все намного сложнее и запущеннее. Тут наслоений за 19 веков собралось столько, что нужно разгребать бульдозером. Хотя само Православие называет себя апостольским, по преемственности. Но апостолы не творили того, что мы видим в Православии, где церковный устав стал на место закона Моисея и предания старцев в Ветхозаветной церкви. Закон сам по себе не плох, и призван разделить грех и праведность. При этом, Закон был дан Богом Моисею. А церковный устав – это творение человеческого мудрования в попытке сделать больше, чем написано. И против этого предупреждал апостол. Все, что я говорил, братья, я относил к себе и Аполлосу ради вашего блага, чтобы вы на нашем примере научились понимать слова: «Ничего сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6) А сделано в Православии сверх написанного просто не меряно.

 

Садится за руль «бульдозера» для разгребания «завалов» предания в рамках православной традиции в этот раз не буду. И так букв много для статьи. Тем более, что у Православия проблема не только в том, что нечто добавлено. Самая большая проблема в том, что из апостольской традиции многое выброшено или нивелировано предрассудками. Т.е., предстоит двойная работа: убирать мусор и латать ямы в дорожном покрытии пути спасения в Православии. Чистый апофатизм не получится.

На этом сайте я и другие блогеры писали много и по делу на эту тему, и критиковали, и предлагали изменения (статьи в темах «Критика Предания», «Мёртвый культ» и в отдельные статьи в рубрике «Назад, к Евангелию»). Но, видимо, это все надо как-то объединить и структурировать, чтобы выработать предложения, и обозначить второстепенное, на что можно закрыть глаза ради потребностей определенных категорий верующих. А то меня часто обвиняют, что я критикую, а не предлагаю. Хотя предложений на этом сайте сделано немало. Но я готов их все объединить и выложить для реформаторов Православия. Мне, с некоторых пор, это не интересно. Я – экуменист, и считаю, что и в нынешнем Православии могут спасаться те люди, которые не представляют исповедание без культа. Хотя реально, исповедание невозможно без верности и молитвы. А без культа – возможно, в “духе Истины”.

А вообще, в современном разнообразии конфессий и деноминаций христианства я вижу замысел Божий все человеческое греховное разделение обратить во благо. У каждого есть возможность идти ко Христу тем путём, который ему ближе. Кто-то устал он простоты, доходящей до примитивизма в своей деноминации? Он легко может уйти в христианство с наворотами (православие или католичество). А другой устал от наворотов конфессий в области Предания, и его может потянуть в простоту. Кто-то считает важным ритуал, а другой считает, что нужно «в духе Истины». Главное, чтобы остатки апостольской традиции проявились в деноминации. Чтобы она не оказалась средством обогащения для организаторов, а оказалась… очередным частным заблуждением в попытке рефлексировать и скопировать апостольскую традицию. Частные заблуждения не страшны, если церковная система не заслоняет Христа, как в Православии. Ведь спасает не деноминация, а Христос по проявившимся плодам Духа. И это может произойти в любой деноминации или конфессии, когда конкретные адепты ищут Христа, а не религиозное оправдание по образу Лаодикийской церкви.

 

 

И опять букв много, а по рефлексии и имплементации опять чувствуется незавершенность раскрытия предмета. Да и сам материал не приобрел очертания концепта, поскольку в нем рассмотрены только элементы апостольской традиции, но не рассмотрены их возможные проекции в современность и не сформулированы принципы имплементации. А чтобы их сформулировать, было бы неплохо на примере Православия (как наиболее знакомой мне конфессии) произвести ревизию присутствия или отсутствия апостольского в православной традиции. Так что, продолжение следует.

Sorry, the comment form is closed at this time.

Sorry, the comment form is closed at this time.