Прелесть в квадрате

08.03.2014 / / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

фарисей1Речь пойдёт об опаснейшем недуге, погубившим не только отдельных подвизающихся, но и воспитывает фарисеев от имени Церкви, губит ее веками и уводит взгляд приходящих в Церковь от главного к второстепенному, а иногда и вредному. Сегодня буду писать о склонности выполнять больше, чем рекомендуется.

Радостная весть от Матфея Глава 23: 23  Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина, а самое важное в Законе: справедливость, милосердие и верность — отбрасываете! А делать надо это, и о другом не забывая!

Дело в том, что по Закону разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.

Радостная весть от Луки Глава 18: 12  Я дважды в неделю пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю.

Т.е., фарисей платит ее даже с того, что покупает, хотя уплатить ее должен продавец.

То, что приведено в цитатах из Писания мотивировало к проявлению чистой гордости. Иначе говоря, я не только благочестив внешне, я ещё благочестивее подобных мне. Фарисеи того времени упражнялись в составлении и выполнении как можно более длинного перечня предписаний, который поставит их в праведности выше других перед Богом. Кто больше всех, то и круче. Даже если кто-то не увидит, но Бог то увидит, что я сделал больше. Потому и статью я назвал «Прелесть в квадрате», что такие фарисеи думают, что то, что они делают, не только возвышает их перед другими верующими, но возвышает в глазах Бога. Хотя во втором случае фарисей делает то, что не угодно Богу и за что он получит осуждение.

МОЁ

Я был весьма склонен к этой форме фарисейства. Потому первые примеры – из своей жизни. Благословил мне духовник 12 земных поклонов после Причастного канона. Но я ж крутой, что нам стоит 40 положить? Раз 12 полезно, то 40 – ещё полезнее! Перед венчанием с женой благочестиво попоститься 3 дня. Но я же не в меру благочестив. Что нам 3, – 10! И никак не меньше! И построже! И это хуже, чем если бы я делал что-то с показухой. Ведь я был уверен, что это нужно Богу! Даже порыв с поступлением и учёбой в Московской духовной семинарии, в основе имел мотив сделать для Бога больше, чем остальные миряне. Справедливости ради, это был один из мотивов. Были и другие, я их подразумевал в своей статье ранееВ любом случае, они привели к очень положительным результатам и удержали потом в орбите Православия.

Но откуда «ноги растут» у таких наклонностей? Понятно дело, из веры в Предание больше, чем в Писание, и из личной гордыни. Тщеславным я был с самого малого возраста. Гордость мне присуща настолько, что я не замечал ее в себе. Когда мне говорили, что я высокомерен, воспринимал это как чушь, настолько мне это было свойственно. Уже к моменту выбора Православия я неплохо ориентировался в Писании, особенно в Новом Завете. И я заметил уже тогда, что дух Писания и дух Предания существенно различаются в видении инструментов спасения. Как заповедь Божья и заповедь человеческая. Но, будучи неофитом и усвоив от наставников тезис: «Ты ещё ничего не понимаешь», да ещё прочитав «Традиция, Догмат, Обряд» Кураева, я и в правду думал, что в процессе воцерковления я пойму смыслы, которых пока не понимаю. Потому с особым рвением исполнял, часто не понимая зачем, или понимая отчасти аскетический или антропологический смысл.

По всем духовным законам в конце концов я “перетрудился”. К тому же, я “перетрудил” и свою жену, и отчасти, детей. Понуждение совместного чтения с женой Евангелия, Апостола  и Псалтыря на цся, привело ещё к большему неприятию церковного языка, чем было до этого. Это, правда, и помогло сорвать покров псевдосакральности с этого языка, который я по неофитству воспринял, и пытался оправдывать. Т.е., этот перегиб имел и положительный результат. Но часть излишних и бессмысленных трудов и действий привели к двухлетнему охлаждению. А ведь некоторых и выбросило за пределы Церкви и даже веры. Т.е., не всегда, оглядываясь назад, человек сможет сказать, что то фарисейство имело и положительный результат, особенно, если в результате утрачена вера. И мы с такими откровениями ушедших из Церкви периодически встречаемся в сети.

В случае самостоятельного прелестного усиления религиозных действий вина лежит в плоскости гордости самого неофита. Но и часть действий, которые начинает делать неофит (вычитки длинных правил, канонов, акафистов,  кафизм, а также поклоны, длинные и частые службы на непонятном языке) без мотивации к контролю ума и сердца, без понимания смысла, тоже могут привести к аллергии на приходской стандарт церковности. Это следствия бездумного и неразумного вживления неофита во всю глыбу церковного предания сразу. Тогда как начинать нужно с Писания и его глубокого восприятия в русле церковного понимания. Тогда у воцерковляющегося появится качественное мерило соответствия предлагаемых действий Преданием духу Писания. И не надо басни рассказывать, что неофит ничего не поймёт. Поймёт, и не мало. Ведь вера обретается касанием благодати, а не умственным штурмом. Каждый верующий знает это по себе, когда наступает радостный миг: “Я верю тому, что здесь в Радостной вести написано”. Понять заповеди любви и жертвенности не сложно. Ведь Господь специально использовал язык притчи и никогда не говорил заумно. Некоторые вещи и толкователи толкуют по разному. Но заповеди о любви, милости, смирении и призыв к причастию Тела и Крови изложен прямо и без намёков. А в этом и есть цель и инструмент спасения. Потому и рекомендовали старцы первого тысячелетия своим ученикам, чтоб те выучивали Евагелие, а желательно и весь Новый Завет на память. Чтоб во всех ситуациях нравственного выбора, борьбы со страстями и воспитания любви в голове тут же всплывало: “А Господь поступил вот так”, “А апостол Павел сказал бы вот так”. Они не заставляли учить тропари на память, или весь Октоих. Нет. Именно Писание. И не было у них у всех толкований на все места. Но по мере духовного роста Святой Дух был их Толкователем, который посещал их души и приоткрывал завесы и глубины евангельских мыслей. Но нынешняя практика воцерковления почему то задвинула Писание на второй план, а на первый – выдвинула Предание.

НЕПОГРЕШИМА ЛИ ЦЕРКОВЬ В ПРЕДАНИИ?

Есть ещё один тезис, доведённый до меня в первой фазе воцерковления, который выглядит на первый взгляд очень здраво и в духе смирения авторитету. «Ты не думай, а делай так, как учит Святая Церковь, из послушания, и спасёшься.» Ну да, человеку свойственно ошибаться. А Церковь – это ж Тело Христово, глава которой сам Христос. И вот здесь возникает серьёзнейший момент истины. Когда апостол Павел делал сие утверждение, то он видел и чувствовал, как при возложении рук на верующих они исполняются святостью Духа Святого. И у него были все основания так говорить, что Церковь – свята и есть тело Христово. Ибо совокупность всех причащающихся верующих была духоносна, хотя и не обладала свойством непогрешимости (и Павел не произносил этих слов). Но очень быстро массовость Церкви привела к расцвету ересей, что было сильнейшим сигналом, что далеко не все церковные люди духоносны. И дело не в самих ересях. Некоторые ереси боролись с церковной ересью, продавливаемой новой священной иерархией, и были и не ересями совсем. Дело в том формате, как клеймились еретики, как был утрачен дух любви в противоборстве. Отмены принятых соборных решений, замена их новыми, еретические соборы, различные формулы вероисповедания, анафемы, ссылки, свидетельствуют, что о тотальной духоносности иерархии не может быть и речи, Прихожане тоже стали “прохладными” в вере, в тепличных условиях государственной религии и поднятых гонений на язычество.

Т.е., мы должны быть крайне осторожны в экстраполяции формы и сути сказанного апостолом Павлом в отношении сегодняшнего состояния Церкви. Действительно, крестясь в смерть Христову мы составляем Его Тело, а причащаясь – совершенствуемся в любви. Но ведь не все причащающиеся используют Дары по назначению – для стяжания любви и борьбы с греховностью. Если они не рассуждают о чаше, или относятся как к ритуалу или пропуску в Царство Небесное, то являются ли они членами Тела – очень большой вопрос. На него может ответить только носитель Духа. Эти верующие – не духоносны и не работают над собой, но могут становиться священниками, епископами и даже занимать главенствующие кафедры автокефальных Церквей. Я хочу сказать, что это Тело уже не такое, как его видел апостол в первом веке. Причастие есть, а Духа в людях нет. В Теле духоносцев подавляющее меньшинство от людей, посещающих храмы, а не большинство, как в его время. Этот процесс обмирщения был достаточно быстрым после первых веков мученичества, когда Церковь получила господдержку (что для нее было большим вредом во все времена и во всех странах). Потому первые перегибы и «прелесть в квадрате» мы получаем уже из того времени, и непосредственно от лица Церкви. Аргументы и примеры – ниже.

РОКОВОЕ ФАРИСЕЙСТВО ЦЕРКВИ

Я очень подробно и аргументировано останавливался на целибате епископов в статье «Епископ – женат не более одного раза». Это именно тот случай, где Церковь руководствуясь словами Христа и Павла, из вроде бы благих побуждений, примерила их стандарты к уже обмирщённому и разлагающемуся состоянию Церкви. И уже при Юстиниане проявилась церковная ошибка позорно и публично, в виде казни гомоепископов и гомочиновников императора. Но Церковь не сделала выводов и канонизировала целибат высшего духовного сословия. Это и есть формат церковного фарисейства. Идея проста, в стиле «квадратной прелести». «Да, Павел сказал, что епископ может быть женат не более одного раза. Но если быть не женатым – это более высокий путь, то значит и все епископы должны идти этим путём.» За скобками осталось то, что если кандидат в епископы сумел одновременно создать благополучную семью с воспитанными детьми и снискать уважение окружающих за хозяйственность и благочестие, то он достоин епископства. Церковь отбросила этот совет, и последовала своему собственному логическому мудрованию. Заметьте, мудрование и духовная заносчивость побеждают Священное Писание и авторитет апостола Павла. И такое будет встречаться и далее.

Сейчас на кафедры поставляются люди, которых редко кто знает, которых могут двигать политики или даже голубое лобби. Они не имеют опыта семейной жизни, построения гармонических отношений с детьми и женщинами, и не понимают проблем своих священников и прихожан. Т.е., произошёл полнейший отрыв смысла епископства по содержанию от реалий существования иерархии. Из-за поставления по протекции, в высшем сане оказываются люди случайные, совсем не подходящие под требования апостола, и часто впадающие в обогащение, роскошь и разврат. И всё потому, что Церковь взяла на себя умышленно больше, чем рекомендовал явный «призывник» и «светильник» Христов. Кроме того, ведь апостол, говоря о требованиях к кандидату, предполагал, что он будет как бы выбираться. Т.е., в этой местности все знают священника, или даже не священника, как очень благочестивого семьянина и мудрого хозяина, и могут предлагать его на надзор за пресвитерами. У нас же выбирают только предстоятелей Церквей, да и то сами, не народно выбранные епископы, а епископов поставляют на усмотрение предстоятеля. Такой себе замкнутый цикл высшего церковного сословия. А ведь церковный люд должен любить и уважать своего кандидата ДО хиротонии (назначения пресвитером при апостолах), а не получать того, кого прислали. Это не имеет прямого отношения к попыткам сделать больше рекомендуемого, но является его следствием, противоречащим самому духу поставления епископа на кафедру.

Католики в целибате и епископов, и священников, ещё более впали в фарисейство. Ведь «не все вмещают» путь девства, причём далеко не все. Это как сейчас в образовании. К высшему образованию способны не все, но за деньги – все. К магистратуре после бакалаврата способны в самом лучшем случае 20%, но за деньги возьмут любого. Но путь девства, это не магистратура. В теории, за деньги не купишь, только на практике. Можно пройти этот путь по особенности своего устроения и наклонностей или взять силой воли. Но большинство верующих, имеющих живую веру, проявляют и любовь к женщине, ну и соответствующую слабость, из-за которой апостол рекомендовал жениться. И католики, часть этих людей признали недостойными священства, отбраковали, что кардинально расходится с духом и буквой Священного Писания. Это уже «прелесть в кубе». Результат – налицо. Блудные, гомосексуальные и педофилические скандалы являются неизменным и давним спутником Католической Церкви. А всё из-за самомнения, горделивого фарисейства и желания исполнить намного больше, чем рекомендовал сам апостол Павел.

ПРАВИЛА ВЕРУЮЩЕГО

Желание упорядочивать хаос – естественное желание сознательного существа, заложенное в нас Богом. Беспорядок у большинства людей на планете получает негативную характеристику, а порядок – позитивную. Но мы знаем из опыта, что порядок вещей, созданный одним человеком, может не восприниматься как порядок – другим. Даже порядок, созданный Богом может оценить только Он. Ограниченность твари не позволит ей охватить концепт и идею Бога. Потому тварь пытается рассуждать, чего Бог допускает то, или попускает это, или устроил таким образом? Если бы была подобна Богу во всем, то и поняла бы идею порядка.

К чему я клоню? Порядок у каждого свой. У каждого человека. Имеет право на свой порядок и Церковь, которая устанавливает порядок действий в богослужениях, таинствах и обрядах, исполняемых священником. Это святое. Если его и можно критиковать литургистам, то только за отклонение от догматического строя или нарушение установленных правил исполнения конкретного действия. Но даже в этой области количество самих действий допустимо сокращать на усмотрение священника, за исключением тех, которые исключать нельзя в принципе. То же, что касается личного благочестия – всё очень индивидуально. Как говорил апостол Павел, все члены Тела. Но у каждого своё предназначение и особенность устроения. Мы знаем, что есть девственники от природы. У них нет самой потребности в половых отношениях, у них не проявляется страстная влюблённость. Но большинство – иные. Мы сами того не замечая, иногда и замечая, понимаем, что этот человек книжник, а другой – учитель, иной – подвижник и постник. Есть пророки, священнослужители, наставники, молитвенники. Это не значит, что в человеке не присутствуют иные качества совсем. Но одно в нём представлено ярко, а другие – нет. И всё же наличие этих других говорит, что мы все одной природы и в соединены в одно Тело.

_molitva2Утреннее и вечернее молитвенное правило из наших молитвословов – это правило того, кто его составлял. Не более. Если составитель был так благочестив, что вычитывал больше десятка молитв утром и вечером, то он явно был молитвенником или… фарисеем. И второе – более вероятно. Причина так думать следующая. Предание назвало свод правилом, а не набором молитв. Т.е., их надо прочитать все, а не выбрать из них 1-2. К тому же, раз правило, значит – для всех. Но не все молитвенники, способные держать внимание столько на чужих словах и оборотах, да ещё на архаичном языке. И приходит момент истины, когда после ознакомления с Брянчаниновым или Сурожским, начинаешь понимать, что вычитывание правил, это совсем не Молитва. Ведь просто бросается в глаза, что Господь дал ученикам всего лишь одну короткую молитву за всё время проповеди. Мог бы дать и больше. И тогда вдруг доходит, что молитвенное правило в нашем молитвослове – это фарисейство Предания церковного, которое с первого же знакомства нагрузило тебя всем накопленным опытом делать больше, чем рекомендуется.

Тебя запугали, что ты пока ничего не понимаешь, а при попытке сослаться на Писание, тебе сказали, что на всё ищут ответы в Писании только протестанты. И при воцерковлении ты начал даже не с конца, с конца ещё не худший вариант. Ты начал с фарисейства. И не удивительно, что дальше, усвоив истину “чем больше, тем лучше”, пошёл махровым фарисейским путём. И обучение молитве через наши Правила из молитвослова – практика тотальная. Никто не объясняет, зачем так много, и как надо. У нас такая особенность, что Предание заточено под преимущественно монашеский путь. Миряне должны копировать монахов. И даже современные авторы говорят, а чего, мол, мирянина отличать от монаха? Да так, ничего. Просто у мирянина нет постоянного наставника и доступ к духовнику часто ограничен. И соблазны у мирянина иные и иные заботы и суета другого содержания. У многих духовник – это и не духовник, он на него не тянет. Просто священник, принимающий исповедь. Потому ставить монаха и мирянина на один уровень нельзя, в принципе. Это разные пути и способы спасения. Это подчёркивает и апостол, говоря о девстве. Но даже для монахов читать 15 похожих утренних молитв, какой смысл? Монахи тоже разные бывают, с разными дарами Духа и разными призваниями. А мирян и подавно нельзя грести под одну гребенку. Тип монаха среди людей всё же более унифицирован по набору душевных и волевых качеств. Я бы мирянам, которые начали только путь воцерковления, всовывал бы в руки не молитвослов, а книгу Сурожского “Школа молитвы”.

Тогда не будет обратного и неестественного перехода от правила из 15 молитв к 1-2 молитвам утром. А начав с одной, по мере воцерковления и потребности в молитве, общение с Богом будет улучшаться в естественном русле особенностей этого человека. Так было и у меня. Поскольку всем суётся в руки один и тот же молитвослов с одним и тем же правилом, где в разных молитвах на разные лады просится и славится одно и то же. При этом забывается упрёк в многословии, который был сделан Христом фарисеям, перед дачей ученикам молитвы “Отец наш небесный!” И эти все мои личные холостые духовные движения в области молитвы были обусловлены тотальным приоритетом Предания над Писанием, а в самом Предании – фарисейской склонностью делать больше, чем нужно. Ведь видно же, что молитвы утренние или вечерние разных святых. Т.е., сами святые утром молились меньше!!! Но мы же круче святых! Что там Иоанн Златоуст с тремя молитвами? А мы – 15.

Потому я бы упразднил любые правила в области индивидуальной духовности. Будущих священников надо учить, какие книги рекомендовать воцерковляющимся в начале пути. Не “Азы православия” с молитвами за умерших, свечками, иконами и мощами. А ту литературу, которая научит быть у чаши регулярно, использовать дары по назначению, а не ритуально, – для совершенствования в любви. Ну и которая бы учила правильной молитве с индивидуальным подходом и выбором. Ведь не все же священники талантливые пастыри, духовники и проповедники. А вести людей нужно. А не делать их фарисеями с первых шагов воцерковления, когда сами понимаете, что не с этого надо начинать. Чтоб и священству Господь не сказал слов, подобных этим: Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете моря и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. (Мт. 23: 15) Сказано так, что обращённого человека фарисеи в первую очередь обрезали и учили исполнять заповеди человеческие, а сами знали и Божьи заповеди. Так и у нас. Главное – всё делай по Преданию (оно, типа, полностью релевантно Писанию), а в Писании ты еще ничего не понимаешь и не становись на протестантский путь. А тут человека уже ждут не дождутся “правила”, обучающие его профессиональному фарисейству в самом главном для христианина – в молитве.

УВЛЕЧЕНИЕ ПОСТОМ

пост2На сегодняшний день, я стал понимать, что часть Церковного Предания – это частные предания, которые выхолащивают правильные учения святых отцов для них самих и им подобным, во внешнее деланье. Для тех отцов та шапка была по Сеньке. А поздних и нынешних она калечит. И что самое фарисейское, после первых аскетов Церковь пошла путём ужесточение постов и уставов. И постов изначально не было вообще. Чуть позже появился Великий, но это уже было попыткой втащить аскетику в любовь.

Великий пост хоть как то понятен для монахов, исходя из их уставов. Он исходит из подражания 40-дневному посту Христа. Мы в Православии и Католичестве это приняли, разместив его перед главным праздником христиан. А дальше реализовалось творчество церковного фарисейства в создании массы человеческих заповедей. Особо преуспело в этом Православие, в котором есть ещё три поста, один из которых тоже строгий. Плюс среды и пятницы, по чисто фарисейской традиции, к которой приклеили христианские символы. Фарисеи тоже постились в среду и пятницу. Помните слова фарисея из евангелия (в начале статьи), “два раза в неделю пощусь”. Чувствуете?

А теперь мы постимся/воздерживаемся больше 200 дней в году. Т.е., становимся на  путь внешнего деланья, чтоб стать более «благочестивыми», чем предшественники. Дополнительные посты возникли в эпоху укоренения человеческих заповедей из монашеских уставов Саввы Освященного и Студийского монастыря в обрядовую практику сильно благочестивых мирян. Студийский, более жёсткий устав, был принесен в Киев Феодосием Печерским и копировался до 17 века всеми монастырями России и Украины. Что отразилось и на увлечении постами, и внешнем деланье Русского Православия. Кстати, свт.Игнатий Брянчанинов, когда уже повсеместно действовал Иерусалимский устав, надорвал здоровье непомерными постами, о чём сожалел, как о духовном неразумии. Что-то есть в русском народе надрывное. Как в притче «Кому на Руси жить хорошо?» – «Кто до смерти работает, до полусмерти пьёт!» Можно еще добавить: «и постится до язвы желудка.» А потом обязательно в Пасху или Рождество набросать в желудок кучу мяса до несварения, как часто это бывает.

Т.е., пост превратился в воздержание от мясо-молочной пищи. Причем, утрачивается основной формат пищевого поста (а не воздержания) – уменьшение количества потребляемой пищи. В результате, для ощущений сытости потребляется бОльшее (как компенсация) количество пищи, богатой углеводами. Достаточно глянуть на габариты большинства наших священников, чтоб понять, как они постятся, а, по сути, воздерживаются от мяса. Неправильно и большое количество многодневных постов. Христос постился один раз, а мы четыре раза в год. Ничего не смущает? Всё нормально? Мне кажется, совсем не нормально. Вот Господи, столько мяса и молока не вкушаем, намного больше Тебя. Спасай нас за это. Не в посте же дело. Смирение плоти – дело нужное для аскетики, но для любви – бесполезное, иногда и вредное. А дух смирять нужно всегда, а не только в посты. Вообще, частые перепады между постной и непостной дисциплиной вредны.

Нет зацикленности Нового Завета на постах, и исключении мяса, даже духу этого нет. Апостол Павел только говорит, что отказ от мяса – дело личного обязательства. И что кто ест мясо или не ест, должен это делать без смущения. И говорит он о мясе с рынка, которое могло быть снято с языческого жертвенника. Такого сейчас днем с огнем не сыскать. Но для всех апостол Павел говорит: «Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступятся от веры. Они будут внимать духам лжи и учениям бесов, 2 соблазненные лицемерием лжецов с клейменой совестью, 3 которые запрещают жениться, не разрешают есть ту или иную пищу.» (1 Тим. 4: 2-3) И именно Брянчанинов советует, как к «духовному руководителю» обращаться к Писанию в отсутствии опытных наставников. А уже в его время он сетовал, что их нет. Каждое поколение святых сетует на ухудшение ситуации с реальным, а не прелестным благочестием. Это и понятно, грех, как повреждённость природы, как болезнь души и тела, всё глубже поражает человечество. Но некоторые элементы Предания не мешают этому процессу, а помогают, как это не чудовищно звучит.

Хотел просто упомянуть о посте в супружеских отношениях. Здесь Церковь опять перегибает палку. Все постные дни всех постов и накануне – низзя. Но апостол говорит, что это нужно делать по взаимному согласию супругов для упражнения в воздержании, а не тогда, когда предписывает Церковь. Отказ от супружеских отношений – это момент подвижничества. А что за подвиг по принуждению извне, а не по согласию супругов. Конечно, супруги могут приспосабливаться под пост. Но если нарушат пост, то впадают в смущение. Ну, а кто приучается к воздержанию сразу по 40 дней? А наше фарисейство выдумало, что в масленницу, великий пост, страстную и светлую – низзя. Итого, 63 дня. И у меня были знакомые, которые не решались приступить к практике поста, и вообще воцерковлению, именно по этой причине. Потренироваться – не помешает. Но брак – честен и ложе – непорочно. И не муж властен над телом, но жена, и наоборот. Опытные духовники даже рекомендуют не отказывать супругу или супруге даже накануне причастия, кто регулярно причащается, а не раз в пост. А за длительные посты и речи нет.Лучше вступать в связь, чем приводить к ропоту личному или супруги на Бога и Церковь. Но если договорились с супругой на 10 дней – держитесь взятого обязательства. На месяц, так на месяц. А на фарисейство Предания меньше обращайте внимания. И вашим заступником на Суде будет апостол Павел.

СИСТЕМА

Разделяйте  Церковь, как Тело Христово,  и ее Систему. Так мы ее в семинарии называли. Если убрать акценты с обрядов, свечек, кучи воздержаний, а акцентировать человека на сдержанности, смирении и любви, то кто станет проводником этого воспитания? Система воспитания священства и приходской жизни насаждает формы церковного фарисейства, как «глубину православия». На этом построено служение священников и их доходы. Не храмовые старцы и старицы являются столпами фарисейства. Система Церкви в ее Предании подталкивает к фарисейству. Цикл замыкается. Этому учат в семинарии, священники насаждают на приходах, на приходах с малолетства воспитываются будущие священники. Увеличение количества ритуалов, освящений, молебнов приводит к увеличению отчислений прихожан и захожан. Страшно произнести эту фразу, но скажу. Система Церкви (не Тело Христово) заточена под функционирование и доходность, а не под помощь Богу в спасении людей. Конечно, кому-то она помогает спастись. По ходу дела может повезти, и люди спасутся. Но цель Системы не в этом. а в том, чтоб было больше поводов заработать и были деньги на десятину епископу. В Системе встречаются ее элементы, которые понимают, что есть на потребу. Но Система очень часто с ними расправляется или не даёт действовать в полную силу.

гагаринЖивой пример из России. Мой товарищ по семинарии, замстаросты моего класса, Юра Гагарин (не кацманавт))), став священником, отменил все сборы в храме. Т.е., перешёл на то, что и является пожертвованием по своей сути, а не мздой по вывешенному тарифу в свечной лавке. И что думаете? Епископ Тверской епархии (она в последнее время благодаря отцу Андрею Кураеву стала очень “прославленной”) выводит его за штат во временное служение храма Преображения Господня с.Остров Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Последнее решение, подписанное патриархом, лишает отца и этого временного служения. А народ уже потянулся к верующему и бескорыстному пастырю. А Юра – верующий чел, и поведение у него было простое и доброе по моей памяти. Не такое, как у меня, замороченного учёбой книжника, волынящего послушания ради читального зала библиотеки. И вот когда епископ лишает прихода любимого людьми священника, у меня возникает мощный аргумент, что система нашей Церкви не соответствует стандартам Нового Завета, глубоко прогнила и требует реформы. За что сняли отца Георгия? Получается по зависти за любовь и уважение людей или, что при отсутствии тарифов давал десятину меньше других? Последнее могло приводить к переходу в его храм прихожан других приходов. Так за это радоваться надо, а батюшку решили сгноить. Подпись патриарха в этом свете смотрится как издёвка. Интересно, он хоть в глаза дело видел, или подмахнул не разбираясь? Скан документа перед вами.

Это один штрих по давлению Системы на моих личных знакомых. А вспомнить отца Павла Адельгейма. А почитать страничку в ЖЖ отца Андрея, то понимаешь, что гноение благочестивого священства, явление очень распространённое. И именно лучшие пастыри учат не деньги нести, а молиться и любить, не делать больше, чем нужно, а только то, что ведёт к спасению. Эту Систему надо менять. Но она будет сопротивляться и очень жёстко. Потому нужно учиться жить и верить без нее. И у нас есть всё, что нужно – Священное  Писание. Это советую не я, а свт.Игнатий Брянчанинов. А выдуманные Системой бесполезные инструменты фарисейства отомрут сами собой, если мы перестанем ними пользоваться.

РИТУАЛ

Писание говорит о рассуждении при подходе к Чаше, желающим причаститься. Церковь же разработала целый ритуал очищения перед таинством. Причём, постепенно он становился вся более громоздким именно в славянских церквях. Просто непреодолимая тяга к ритуальности и надрывности, к тому чтоб сделать намного больше, чем нужно по уму. И даже профессор Осипов поддался этому искушению, но я уже об этом писал, и не раз, не буду повторяться. Очистись, а потом приступай к таинству или празднику. Всё как у фарисеев 2000 лет назад.

В начале статьи я писал о тезисе: «Делай, что говорит Церковь, и спасёшься». Но Церковь много чего говорит. А включать ум запрещается? Ведь есть главное, а есть второстепенное. И Павел говорит, что в главном мы должны быть едины, а во второстепенном может проявляться разнообразие. Мы все знаем, что главное – это Евхаристия и любовь. И в допуске к главному Церковь придумывает различные ритуальные препятствия, чтоб затруднить участие, а во второстепенном препятствий нет. Угадайте с одного раза, что выглядит более предпочтительно при отсутствии духовного наставника? Ответ на поверхности. Конечно второстепенное и человеческое. И люди выбирают причастие раз в посту, а сам пост – по принципу не есть мяса. И опять фарисейство Предания, ведь когда какие продукты нельзя есть прописано прямо в церковных календарях.

Мы даже в подходе к любви пытаемся быть ритуальны. Люди начинают искать духовника, не всегда имеющего право на духовное руководство, только потому, что по Лествице нужно начинать с послушания, и вообще с борьбы со страстями. А с любви начинать нельзя. Это не по Преданию святых отцов. Потому некоторые дошли до признания прелести за старцем Порфирием, поскольку он говорил о любви, и говорил, что не нужно бороться со страстями. Думаю, что когда человек получает дар любви от Бога, он получает и силу для искоренения страстей. Я лично не имею в себе Духа, потому рассуждаю об этом из своей веры и Священного Писания. Духовный рост по Лествице – путь проверенный, но для монахов с опытным наставником. А путь, указанный в Писании, доступен и не монахам. Это путь без надрыва верующих в миру. Это не значит, что не нужно понуждения, без него Царство Небесное не восхитить. Это значит, что не нужно делать больше, чем говорит и учит Христос и апостолы, и не надорвёшься и спасёшься. Это ключевой, совсем не протестантский посыл этой шестой части “Вечного фарисея”

ИМХО

Избегайте делать те механические действия в религии, которые вообще не упоминаются в Писании и которые от увеличения количества вводят в ум мысль, что это вас приближает к Богу. Это крайне опасно. Даже если это так, то пусть Бог сам вас приблизит, но мысли о заслугах за определенные действия нужно выкорчёвывать с корнями. Это и есть опаснейшая форма фарисейства, в которой нет лицемерия, а присутствует глубокий самообман, базирующийся на гордыне.

 

Предыдущие статьи цикла

«Вечный фарисей» Часть 1 «Закваска фарисейская»

«Вечный фарисей» Часть 2 «Самое безобидное»

«Вечный фарисей» Часть 3 «Заповедь человеческая»

«Вечный фарисей» Часть 4 «От тщеславия к гордости»

«Вечный фарисей» Часть 5 «Гробы побеленные, с синькой»

Обсуждение

  1. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:48 08.03.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, в сумме твои статьи тянут на внутрицерковный майдан с последующей люстрацией духовенства. У тебя есть конкретный механизм как очистить Церковь? Можно ли изменить Систему без ее ломки, т.е. эволюционным, а не революционным путем? Ведь внутрицерковная революция – это раскол, и так ты вообще окажешься вне Церкви?

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    22:38 08.03.2014 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Конечно можно, Юра. Нужен патриарх не долларовый миллиардер, а честный монах, типа нашего Онуфрия. Ему вооружённую охрану до зубов, поставка проверенных продуктов, верные повара (чтоб не отравили) и папские полномочия. + пару лет работы.
    Шутка(((
    Нет у меня пока лекарства, кроме выделения чистой ветви. Думаю, Господь почистит всё это лучше меня. Чистка после революции была и сейчас может быть. Мне важно самому определиться, где я, и как и на что опереться, а от чего однозначно отказаться.

  3. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:22 08.03.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Умозрительный способ выделения ” чистой ветви”, т.е. путем анализа достаточно ненадежен и поэтому опасен. Будь осторожен, чтобы незаметно не уйти из Церкви.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:02 09.03.2014 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Нет, Юра, не умозрительно должна выделиться ветвь. Я всего лишь мирянин. А ветвь должны сформировать в базе канонический епископат и священство. Но это путь радикальный и самый крайний. Если ты помнишь одну из моих старых статей “…то как быть мне?”, я пользовался притчей о пшенице и плевелах.
    Я понимаю, что “поле” постоянно заростает сорняками всё больше, но пшеница всё равно есть, и даже встречаются налитые колосья. Я поделился сегодня одним из смущений по поводу гомоепископов с духовником на исповеди и бездействия патриарха. Так он мне сказал: А ты забываешь, что бракованность христиан проявилась уже в начале. Иуде перед проповедью был дан дар чудотворения и изгнания бесов, но в конце концов о оказался предателем. Потому раскол не обязателен. Можно дожить до Жатвы рядом с сорняками.
    Нужно быть пшеничным колосом, не смотря ни на что. Я в прошлом комменте и написал, что мне важно самому определиться, что в Предании ведет к превращению в “колёсико и винтик” Системы, а что реально встраивает в Тело Христово и помогает спастись. Очень важно не делать сверх нормы, чему обучает Система. Важно, помогая воцерковиться другим, дать им Закваску Христову, а не фарисейскую. А когда ты сам дитя Системы, и только пытаешься посмотреть на проблему со стороны, то понимание перед трансляцией и эмпирической проверкой надо структурировать и взвесить.
    И я пробую постепенно делать то, о чём пишу. В марте год, как я перешёл на русские молитвы. Сначало резало слух, а теперь все проще происходит адаптация понимания смысла обращения к Богу не в чужие слова и обороты, а в свои. С использованием опыта святых. По причастию… Всё, что написал на сайте, применил сам, и работаю дальше. Ну и изучение Писания вернуло себе приоритет номер один в “размышлении над Законом Господа день и ночь”. Это всё, мной переработанное, можно делать и в рамках этой Церкви с плевелами, поскольку плевелы были с самого начала, и покруче, чем содомиты.
    Я просто не хочу убивать время на некоторые моменты насаждаемые Системой, которые не только бесполезны, но и вредны, или вредны в принятой последовательности и системе координат. Потому и пишу свои статьи. Думаю, я не один такой. Кому то поможет срезать кружной путь. Таков лозунг нашего сайта)))


  5. Предупреждений - 0
    Алексей
    Гость
    20:35 02.11.2014

    И так все давно так делают – читаем не все молитвы (еще св.Серафим правило составлял), постимся как можем, первые годы только среда и пятница. Давно знакомые вещи. Тихон Шевкунов говорил, что в его семинарии вообще 1 день к причастию готовятся, а бабушки в моем храме готовятся пару дней.
    В том, что говорится в статье нет ничего нового, но в том как это говорится есть нехилая закаваска фарисейская. Подозреваю, что если чел после прочтения этой статьи начнет что-то делать так как написано, то будет на других смотреть с явным фарисейским возношением – как на отсталых.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    00:21 03.11.2014 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не обязательно смотреть на остальных как на отсталых. Можно увидеть где церковная система Православия воспитывает фарисейство. А высокомерие к людям, обманутых системой – это крайний случай. Важно, Алексей, за выискиванием фарисейства автора, не стать апологетом системы в целом, оправдывая и хорошее и плохое. Ну и вам первое замечание. Мы в обсуждалке обсуждаем статью, а не возможные духовные проявления автора. Ну и личные экстраполяции того как почувствовали вы не стоит обобщать на других.


  7. Предупреждений - 0
    Алексей
    Гость
    21:18 04.11.2014

    Хм… покажите пальцем, где вообще что-то сказал про автора?

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:56 04.11.2014 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я написал, что я так делаю. И везде подчеркиваю, что пишу, для того, чтобы в первую очередь делать самому. Значит я смотрю на других как на отсталых. Но то как я на них смотрю, вам все равно не известно))) А смотрю если, то как на обманутых церковной системой. И я был таким же. И надеюсь, что смогу кому-нибудь помочь.


  9. Предупреждений - 0
    Medicus Spiritus
    Гость
    15:04 17.11.2015

    Я в своей практике, пару лет назад перешёл на русский язык и не только дома, но и в службе. Поскольку я священник, то не могу себе позволить просто повторять «сакральные» тексты.и вот совсем изменилось моё восприятие не только таинств и молитвы, но и понимание сути христианской практики!я перестал чувствовать себя жрецом из касты «особо посвящённых»!и если есть вхраме сочувствующие моим представлениям и моему пониманию, то я просто нереальный подъём испытываю от того, что Христос посреди нас! И молясь вслух на русифицированном варианте- понимаю, что я не отдельно от общины…но прижали теперь меня немного…

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    16:53 17.11.2015 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А вы в России или в Украине служите? Впрочем, МП – он и в Африке МП. А прижали вас наверное, поскольку на вашем же приходе нашлись недовольные отступлением от формы?


  11. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    09:21 20.02.2017

    Всё в этой статье понятно и изложено со здравомыслием. Я согласна практически со всеми аргументами, но, не НАДО говорить об этом, это пахнет революцией, а революция,как известно, она от лукавого…
    Я так давно уже в храме не видела, если честно, таких вот махровых Фарисеев, которые описаны в этих статьях. Уже лет так …дцать постятся мои знакомые и друзья с послаблениями и молятся по силам, а не выше возможного… вообще не понятно, о чем тут речь? О ком? Да, вот было время в моем детстве- хорошо помню этих бабушек, которые отпугивали всех, кто в брюхак или без платков….А теперь таких и не встретишь…
    А говорить об этом и тем более так пропогандировать – это неблагоразумно, недальновидно и …..просто глупо, так как эти все призывы все равно ни к чему не приведут. Одни недостатки неизбежно заменяется другими и так бесконечно, так как человек поврежден…
    На мой взгляд, Церковь сейчас уже меняется и очень сильно, и происходит это естественно, и ни к чему пытаться объяснить людям их путь, это то же самое, что свято верить, что твой ребенок станет учиться у тебя, а не на СВОИХ ОШИБКАХ. Каждый должен пройти этим путем, и побыть “за бортом” Церкви и вернуться к ней, как блудный сын и отделить для себя главное от второстепенного.

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:56 20.02.2017 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Настя. А под Церковью вы понимаете только Православную церковь?


  13. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    13:33 20.02.2017

    Уважаемый Вячеслав, в данном контексте я имела в виду православную Церковь, как общество, как Тело Христово. А изменения происходят внутри этого общества, в головах, в восприятии.
    Дело в том, что в 90-е годы, когда стало модно посещать Храмы, помню, был такой подъем духовности (может быть и псевдодуховности, судить не мне), но вот там было много таких фарисеев, НО и греха меньше…. Не было (было крайне мало) куряще-блудящих семинаристов, это у нас осуждалось на подсознательном уровне….Теперь все меняется, в современной духовной школе (а я ее мыслю, как индикатор современной духовной молодежи) меньше фарисействано, НО исчезает потребность в молитве, происходит постепенное обмирщение. Я думаю, это и является другой крайностью, опасной стороной экс-фарисейства.
    П.С. поэтому все должно быть в меру, а тот, кто говорит, что он не фарисей, тот фарисей в кубе (кто не в прелести, тот в большей прелести)

  14. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:58 20.02.2017 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы не правы. Здоровая секуляризация вере не повредит, особенно если это касается таинств. Тело Христово – это все верные Христу по образу мысли и образу действия. С эти согласны и Кураев с Осиповым. Просто они после этого утверждения дальше делают только робкие шаги с отскоком назад. Я делаю шаги дальше. И признаю, что по образу действия и мыслей некоторые пятидесятники, лютеране, католики, харизматы, баптисты впереди многих православных. Потому для меня Церковь Христова – не организация с определённым догматическим строем и жёстко конфессиональной крещальной и евхаристической дисциплиной, а все те, в ком развился и созрел плод любви. Ибо Господь на судилище отправил к козлам тез, в ком эта любовь и милость не обрелись. Он же им не сказал: Идите от меня проклятые в муку вечную, кто не канонически исповедовал Троицу, и ложно, не по православному понимал природу Моего рождения от Девы Марии? Правда, там такого нет? Ибо критерий не в правильности, а в любви. Православие не готово этого признать, требуя верности догматике, а не Христу. И это далеко не одно и то же. Это вещи непозаваемые, и утверждать в них ничего толком нельзя. Разное понимание теофании не мешает Богу давать этим людям дары и приводить к Себе.


  15. Предупреждений - 0
    Nastya
    Гость
    14:14 20.02.2017

    Да разве я с этим спорю? Спасение человека – это дело сугубо Христово! Но, раз уж мы рассуждаем здесь о православном фарисействе, то на эту тему и комментарий. А как добиться любви, если она есть вершина добродетели? На гору кто взойдет, так разве снизу заберется?

  16. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:20 20.02.2017 / Мнений — 1122 / Статей — 363 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Это в этой статье преимущественно о православном, ибо я оттуда. А во всём цикле статей  приводил и примеры протестантского фарисейства. Это есть у всех. На этом стоит фундаментализм в любой конфессии. И фундаменталистов везде подавляющее большинство

  17. Len Voltchek
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Len Voltchek
    Местный
    17:20 24.02.2017 / Мнений — 4 / Статей — 2 / Дата регистрации — 24.02.2017

    Про всё вышесказанное…Ох, как трудно уму остаться полностью обнажённым перед лицом Господа, которому ничего, кроме нашей ответной любви к Нему, от нас не нужно (ну, кроме разве что Спасения). Поэтому ум изобретает себе “одежды” правил и обрядов, навешивает на себя столько хлама, что в самом конце, когда уже предстоит предстать перед Ним volens–nolens, то много времени занимает разоблачение. Так много, что за краткие мгновения умирания можно и не успеть…

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


6 − пять =