Таинство или освящение?

01.12.2014 / / Мнений — 1141 / Статей — 384 / Дата регистрации — 23.09.2013

Что есть освящение?

собраниеКак и исходный концепт по таинству, вижу смысл начать с определения таинства. Но не определения из Катехизиса Православной церкви, а своего определения, которое оставит это слово, как допустимую категорию при определении взаимодействий Бога и человека, опосредованных молитвой пресвитера или епископа. Оно может выглядеть так:

Таинство – ритуальное действие священника или пресвитера, по молитвам которого, всем или отдельным участникам ритуала МОЖЕТ быть подана благодать Духа Святого. Формы подачи благодати: дары Духа для проповеди, миссии и строительства Церкви; физическое исцеление; укрепление в борьбе с греховными наклонностями; укрепление в вере и т.д.

Слово «таинство» в таком значении вроде и можно было бы оставить. А нужно ли? Вопрос не праздный. Ведь если я произношу слово «таинство», и признаю веру в него в присутствии традиционного православного верующего, то он думает, что я придерживаюсь той же смысловой нагрузки, что и он. И этим я могу вводить в заблуждение внешних людей относительно своего вероисповедания. Кроме того, есть взаимодействия Бога и человека не опосредованные никем, ни пресвитерами, ни общиной в целом. И в таких действиях Бог может оказывать благодатное влияние на человека через помощь или вразумление.

Потому я задался вопросом, а нужно ли специальное слово для отделения оформленных обрядом воздействий Бога и не оформленных обрядом? Разве суть крещения поменяется, если мы скажем «Крещение» вместо «Таинство Крещения»? В Никейском или Апостольском символе веры слово «таинство» не используется при упоминании крещения. Значит, нет в нем нужды, и при написания исповедания христианской общины, и при определении личного исповедания.

Таинство нужно для оформления мистерии в церковный культ, для того, чтобы поставить в зависимость верующего человека от священной иерархии. «Без нас, священников, ты, христианин, ничего не можешь. Ни покрестить, ни исповедовать, не причастить. А значит, чтобы иметь все эти и другие возможности для себя и своих близких, ты должен нас содержать. А мы тебе будем совершать таинства и обряды, без которых Бог тебя не примет в рай».

При этом, таинств на самом деле в их общецерковном понимании не так уж и много. Есть обряды, и обряды, ряженые в таинства. Потому нет нужды в каком-то обобщенном понятии. На уровне ассоциаций достаточно произнести «причастие» или «евхаристия», и сразу ясно, что речь идет о том, что заповедал делать Господь в Его воспоминание.

Кстати, слово «освящение» для многих действий Бога в отношении людей более всеобъемлюще, чем слово «таинство». Бог есть источник святости, и то, что происходит в тварном мире посредством благодати и воздействием Святого Духа и есть освящение, придание богоподобия твари Творцу.

Я уже писал ранее в статьях о святости функциональной и онтологической. Можно говорить о святости кого-либо, если он обладает онтологической святостью. Это когда происходит крещение Духом Святым и человек становится Его сосудом. До этого происходят как бы дискретные освящения Духом для помощи в духовном становлении и взрослении. И любое из этих прикосновений Духа являются освящениями людей для поселения в них Божественной святости и обожения человеческой природы. Даже если это происходит вне «обряда» или «священнодействия», это все равно суть освящение. Само же понятие подходит больше и потому, что наш Спаситель назван Священником, и вся синергия Его взаимодействия с Духом Святым в отношении павшей твари проявляется именно в освящении. Попробуем дать этому понятию определение.

Освящение – промыслительное свободное воздействие благодати Бога на тварь, которое наставляет и ведет к ее обожению. Т.е., не тварь выбирает время и способ освящения (обряды и священнодействия), а Бог выбирает наше состояние, когда его помощь окажется действительно полезной. Иногда, если представитель церкви молится о совершении освящения, Бог может подавать просимое по ходатайству в момент времени, который просит христианин. Это касается всех освящений, в которых требуется участие рук человеческих (крещение в воде, причастие, елеосвящение). Освящает человека Дух Святой в той мере, которую данный человек в данное время способен вместить. И именно преображающая освятительная сила Бога производит в человеке духовные преобразования, указывая путь освобождения от греховных наклонностей, а не человек чистит и отмывает свой «дом» для принятия Духа (путь аскетики). Путь аскетики тоже возможен, но он не соответствует тому прямому пути, к которому мы призваны в Евангелии.

Всегда ли есть зависимость от веры в освящениях? Не всегда. Зерно веры сеется в душу, когда человек еще неверующий, но сделал навстречу вере определенные усилия (пришел в храм или общину, раскрыл Библию, раскаялся в грехах, воздержался от нечестного поступка по совести). Есть и ситуация, когда нужна вера и принадлежность к Церкви того, кто молит Бога о подаче благодати тому, в ком пока вера не родилась, но он с радостью воспримет ее рождение или активно не сопротивляется освящению (малые дети). Потому, молитвы представителей Церкви являются основанием для проявления освящение даже над неверующим.

Но, в большинстве случаев, освящения происходят по вере освящаемого в Бога. Я не стал включать этот тезис в определение, поскольку никто не запретит Богу воздействовать освящением на неверующих людей, если это соответствует Его промыслу. Но он важен для рассмотрения других вопросов по предмету цикла статей о таинствах.

Освящения

Какие освящения мы знаем и молимся об их совершении Богом над людьми:

1.Крещение водою или рождение от воды. И Иоанн Креститель и Сам Христос крестили в воде своих последователей во оставление грехов. Иисус ответил: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога!» (Ин. 3: 5). Совершается для присоединения к сообществу (Церкви) последователей проповедника (Учителя). Для этого освящения человек должен подготовить воду, или зайти в водоём, призвав уже крещенного представителя Церкви Христовой, не обязательно пресвитера.

2.Рождение свыше или рождение от Духа. Является обязательным условием вхождения человека в Царство Бога, как сказано в предыдущей цитате. (Ин. 3: 5) Нельзя путать с рождением доверия к тексту Евангелия. Последнее происходит часто явным образом. Происходит путем рождения веры, когда человек становится глубоко уверенным, что Иисус Христос – это Господь. И это можно сказать только Духом Святым, когда Он коснулся человеческого сердца благодатью. И никто не сможет сказать: «Иисус — Господь», если в нем нет Святого Духа! (1Кор. 12: 3) Еще минуту назад человек не верил, но происходит поворот в сердце, и приходит убеждение, что я верю в Христа. У меня так было, когда я закончил читать последние строки Евангелия от Иоанна. Отложив в сторону книгу, я сам себе сказал, что верю этому. Хотя брался читать сами Евангелия с сомнением и в состоянии атеизма. Есть мнение, что доверие к тексту Евангелия и есть рождение свыше. Для примера можно брать случай с евнухом, ехавшего по дороге в Газу. Филипп же сказал ему: «Если веришь всем сердцем, то можно». И тот ответил: «Я верю, что Иисус Христос — Сын Божий». (Деян. 8: 37)

Правда, этот стих есть не во всех рукописях (и в РБО он есть только в сноске), и от него отдает вероукрепляющим пафосом. Но то, что я слышал о рождении веры в сердце по рассказам православных и протестантов, очень похоже на случай с евнухом. Происходит рождение всегда на усмотрение Духа. Искусственно вызвать невозможно, пытаясь родиться наподобие рождениям других.

Но я все же разделяю доверие к тексту Евангелия и рождение деятельной веры. По себе помню, что поверив тексту, я приступил к дальнейшему изучению Писания. Рождение же свыше должно порождать не потребность в познании, а потребность в покаянии и исправлении, а также в исповедании и проповеди. Без этих дел веры можно сказать, что Дух только коснулся неверующего сердца. А в рождении свыше Дух сделал сердце человека своей обителью. Потому и покаяние бывает сердечным, а не просто сознательным.

3.Крещение Духом Святым. Впервые произошло на пятидесятый день после воскресения Христа. И далее происходило либо на усмотрение Духа (Деян. 10: 44-45), либо по решению апостолов через возложение рук (Деян. 8: 17), либо в процессе водного крещения (Деян. 8: 39). Но во всех приведенных примерах, прямо или опосредовано за каждым крещением стоял Промысел Духа (Приглашение Петра к Корнилию или отправка апостола Филиппа к евнуху) без каких либо подготовительных ритуальных действий человека. Происходит, когда у верующего есть готовность  открыть двери сердца для Христа. Определяет это состояние Дух, а не человек. И Христос входит в сердце Духом Святым, как в сосуд, изначально предназначенный для Бога. По мнению святых, состояние крещения Духом – это высшее духовное  состояние, которого во время жизни в этом несовершенном теле способен достичь человек, когда поселившийся в сосуде Святой Дух преображает всего человека, уподобляя его Христу, и «наставляя на всякую истину». Это есть освящение, ведущее к обожению природы человека.

4.Дары Духа. Специальные способности и таланты, которые дарует Дух для строительства Церкви Христовой. О них учит апостол Павел в 12 главе Первого письма к Коринфянам. Иногда эти Дары подавались во время водного крещения и крещения Духом Святым, а иногда – при возложении рук. Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и во время возложения рук старейшинами. (1 Тим. 4: 14). Помолиться о даровании даров Духом с возложением рук может тот, кто сам крещен Духом и обладает дарами. Возложение рук тем, кто не имеет в себе даров Духа, будет простым ритуалом для того, на кого руки возлагаются, без каких либо освятительных сакральных последствий.

5.Евхаристия. О том, что вино и хлеб реально освящаются и становятся Телом и Кровью Христовой, сказано достаточно прямо и самим Христом (Ин. 6: 48-58) и апостолом Павлом (1Кор. 11: 29). Освящение происходит Духом Святым. Механизм преложения спорен, и много копий сломано в самом Православии. Протестантские деноминации тоже имеют разное представление и о механизме и даже результате освящения, довольно часто не веря в духовную реальность Крови и Тела. Потому лучше верить так, как предложил свт.Иоанн Дамаскин: «Сами хлеб и вино изменяются в Тело и Кровь Бога. Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, подобно тому, как при содействии Святого Духа Господь для Себя и в Себе осуществил плоть от Святой Богородицы. И больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие истинно и действенно и всемогуще, а образ непостижим.» Освящение требует подготовки к нему хлеба и вина, а также молитв представителя церкви. Некрещенный не может молиться об освящении даров.

6.Елеосвящение. Упоминается только в послании апостола Иакова. Опосредовано, оливковым маслом и молитвой пресвитера. Допускаю, что может помолиться и не пресвитер. Освящения от Бога часто опосредованы материальными носителями. Причастие осуществляется через материальные предметы (вино и хлеб), крещение – через воду. Так и елеосвящение осуществляется посредством масла. 14 Болен у вас кто‑то, пусть позовет старейшин общины и пусть те помолятся над ним, помазав его оливковым маслом во имя Господа. 15 Молитва с верой спасет больного, и Господь поднимет его. И если он согрешил, то будет прощен. (Иак. 5: 14-15)  Текст намекает, что грех связан с болезнями тела. И если по молитвам и помазанием маслом, человек выздоравливает, то получает освобождение и от следствия и от причины. Т.е., это освящение комплексное, и предназначено для исцеления верующих. Требуется участие церкви и минимальная подготовка от людей вследствие их веры. Вера здесь обязательна, это подчёркивает сам апостол.

7.Покаяние. Комплексное освящение, которое помогает увидеть свою греховность и прийти к раскаянию. В процессе искреннего раскаяния человек получает освобождение от давления грехов и страстей, получая импульс к обновлению своей жизни христианина. Поворот сердца человека к раскаянию происходит при содействии Духа Святого. Очищение от раскаяного греха является исключительной прерогативой Бога. Мы это знаем из множества возмущений иудеев по поводу фразы Христа тем, кого Он исцелял: «Отпускаются тебе твои грехи» (опять указание на сцепку «грех – болезнь»). А иудеи знали, что отпускать их может только Бог.

В покаянии крайне важна искренность и желание не совершать грех в будущем. Судить о том, произошло ли освящение Духом нашей раскаявшейся души можно по родившейся радости от облегчения, и возникновению неприятия поступать или думать так, как только что раскаялся. Если на исповеди прочитал по бумажке грехи, с ептрахилькой прочитали разрешительную молитву, и… ничего, то освящения Духом и отпущения грехов не было. Была только вывеска «православного таинства» исповеди. В покаянии, приносящем облегчение, в основном, заслуга Духа. И он раскрывает сердце и дает облегчение по своему усмотрению. От нас должно быть только сознательное желание не грешить, и надежда, что Дух поможет раскрыться нашему сердцу в искреннем раскаянии.

 Частный случай

Рукоположение. Освящение сомнительной самостоятельности, поскольку в Древнем Израиле рукоположение было просто символом передачи власти, благословения или силы (Быт. 48:18; Ис. 44:3; Числ. 27:15–17). В Новом Завете с возложением рук связывалось исцеление (Мк 5:23; Деян 28:8), благословение (Мф 19:13,15), дарование Святого Духа (Деян 8:17–19; 9:12,17; 19:6), назначение на какую‑либо должность (Деян 6:6; 1 Тим 4:14; 2 Тим 1:6). Поскольку дары Духа передавались иногда во время возложения рук для строительства Церкви и для передачи старшинства, то, постепенно, возложение рук превратилось в отдельное «таинство» рукоположения, которое автоматизировало получение церковной власти и священного сана. Для этого достаточно было помолиться и возложить руки. Дары от Духа стали проявляться все реже. Т.е., реальное освятительное действие Духа могло профанироваться еще во времена апостолов. 21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. 22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. (1Тим. 5: 21-22). Т.е., возложение рук для посвящения в пресвитеры или епископы уже тогда имели негативные примеры, когда рукоположеные не получали даров и оставались в своих грехах, кои не советует разделять Тимофею апостол Павел.

Потому выделять отдельно освящение рукоположения на основании «таинства священства», с выдуманной «благодатью священства», нет смысла. О его редком проявлении через дары Духа и действии Духа можно говорить только тогда, когда человек явно для всех окружающих после возложения рук приобрёл дар пророчества, учительства, проповеди, веры, любви, которого у него раньше не было. Но получение Даров мы описали отдельно, и оно не всегда опосредовалось возложением рук. Т.е., получение даров Духа является освящением, иногда сопровождавшим рукоположение, но не рукоположение определяет автоматичность даров и «благодати священства». Потому нет смысла причислять рукоположение к перечню освящений Духа, поскольку оно является просто частным случаем Даров Духа.

 «Таинства»

«Таинство Брака» – никогда таинством не было и не могло быть. Тайной является «прилепление мужа к жене в плоть едину». Но это происходит от Адама и Евы по сегодняшний день, независимо от того, совершается обряд или не совершается. Это обусловлено нашей природой. На это единство намекает и Павел под иным углом: 11 Впрочем, в новой жизни с Господом как женщина ничего не значит без мужчины, так и мужчина — без женщины. 12 Потому что хотя женщина и произошла от мужчины, но мужчина рождается от женщины, а все происходит от Бога. (1Кор. 11:11-12) И никаких венчаний и обрядов. Павел говорит об устройстве нашей природы и жизни будущего века. «Таинство брака» просто выдумано для ещё одного обряда, за который можно брать священникам деньги (оформилось в 5 веке). До этого христиане волне благочестиво жили в браке без этого обряда и прекрасно без него обходились. Иногда, мне кажется, что «таинство брака» придумали из любви к цифре 7.

«Таинство миропомазания» – самое нелепое из «таинств», которое свидетельствует о росте духовной импотенции Церкви и выдумывании заменителя действительного освящения. Кто читал внимательно Деяния апостольские, обращал внимания на момент, что в процессе крещения водного, могло происходить и крещение Духом. И это понятно, ведь мы в отношении этих людей видим прямой Промысел. Дух привел, указал, сказал, и тому подобные обороты мы встречаем в книге. С увеличением охвата людей проповедью и крещениями, «человеческий материал» становился все менее качественным, чем «избранные сосуды», которых выбирал Дух. И в процессе массовых крещений только единицы стали получать дары Духа и Его крещение. Просто, глядя на сердца крещаемых, «Голубь», видимо, не находил места на человеке, где ему «примоститься». И не посещал людей. Присоединение к Церкви происходило, но без сопровождения дарами.

И, понимая, что что-то не то происходит, если сравнить с апостольской практикой, Церковь придумывает заменитель крещения Духом. Если святые умерли и источают миро, то от того, что в них почивал Дух. Следовательно, мы возьмем их заслуги и всех, кто не заслуживает освящения от Духа, вынудим Его всех освятить через миро. Т.е., миропомазание оказалось церковным ритуальным субститутом крещения Духом Святым, без реального освящения. Выглядит это «таинство» смешно и грустно. Смешно в русле критики католиков за сверхдолжные заслуги и попытки вынудить Духа Святого в теории выполнить то, что с позиций его видения сердец человеческих, делать не стоит. А грустно потому, что если у нас крещение Духом уже и так есть в форме миропомазания, то нам и не надо к нему стремиться.

На миропомазание нет даже намека в Священном Писания. Чистейшая фарисейская самодеятельность бедной на дыхание Духа Церкви. Католики хоть как-то развели крещение и конфирмацию, понимая, что это очень разные вещи. А православные «печать Духа» ставят даже на грудничков!!! Все, точка. У младенца уже есть ФФФсё! Высшее освящение Духа наносится просто кисточкой на тело. Все, Дух, мы без Тебя Тебя использовали. Простая аналогия с елеосвящением, но с очень духовно неверным смыслом и без новозаветной практики. В елеосвящении, вообще-то, жестко требуется вера помазываемого. А у нас мажут миром и младенцев, и кого угодно, не могущего символ веры объяснить. О какой печати Духа может вообще идти речь?! Чистая христианская магия. «Таинство», одним словом.

Очень грустно(((. И нелепо.

Предварительные выводы

Формат всех таинств (не освящений) так или иначе заточен под священников, под ритуал, под то, чтобы у мирян была максимальная потребность в священниках. Тогда как, если исходить из сути освящений, то только для некоторых нужны минимальные действия и приготовления рук человеческих. В остальном действует и промышляет Творец.

Кстати, промышлять Бог может как угодно, не привязываясь к выделенным форматам освящений. Заступник же, Дух Святой, которого ради Меня пошлет вам Отец, — он всему вас научит и напомнит все, о чем Я сказал вам. (Ин. 14: 26) Он может руками святых совершать чудеса, может создавать обстоятельства, ведущие нас к нужному для нас решению, может делать нам подсказки, отвечать или не отвечать на наши молитвы, и совершать другие действия в отношении нас и мира, не подходящие под суть освящения. И все это делать свободно, по любви к нам, учитывая наши молитвы, на которые он обещал реагировать и отвечать.

Потому меня и не устраивает концептуально слово «таинство», которое в толковании двух апостольских конфессий отбирает свободу промышления Бога в отношении людей. Мой подход и суть понятия «освящение» оставляет свободу взаимодействия, и Богу, и людям. Потому его и возьму за основу для формирования своего исповедания христианства, которое включает следующие освящения Духом святых людей:

  1. Крещение водное или «рождение от воды»
  2. Рождение свыше или «рождение от Духа»
  3. Крещение Духом
  4. Получение Даров Духа
  5. Евхаристия
  6. Покаяние
  7. Елеосвящение

 

Остался только слабо освещенным вопрос участия веры человека в Бога во всех освящениях. Всегда ли она обязательна? Что будет, если человек подставился под освящение, проводимое в христианской общине, а веры у него нет? Произойдет ли это освящение в отношении такого человека? Особенно это актуально не для общин, а приходов больших деноминаций в отношении крещения и причастия. Там, где выбор момента полностью за Богом, рассуждать нет смысла. А вот где мы просим «прямо сейчай», не все так линейно, если мы ответственно отказываемся от тотатльности механизма «таинства».

В этой статье, и в базовой «Магия или Промысел?», основное внимание было уделено свободе Бога в Его освящении твари. А в следующий раз, планирую осмыслить свободу участия сердца человека в освящениях.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    23:41 02.12.2014

    Вообще, когда было сказано про “маленькую революцию”, я ожидал большего. Брак и Миропомазание и без вашей статьи вызывали больше вопросов чем ответов. Я уже подумал, что щас ничего от таинств не останется. Статья толковая, все правильно. О таком подходе можно было б и в православном издании опубликовать, как особый взгляд. Глядя на огромную работу, проведенную на сайте, наверно должна родиться община. Я всё правильно понял?

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:14 03.12.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 384 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Наверное должна. Но родится ли, большой вопрос. Вот человек ходит к обедне. Он принадлежит к церкви, которая правильнее всех славит Бога. Без нее нет спасения. Все праволславные спасуться, не то, что эти еретики, католики и протестанты. Все комфортно. Если умру в православии, то я уже на небе. А тут вдруг надо понять, что не Православие спасает. Что спасает Христос, и не за принадлежность к Православию, а за личные качества и веру. Веру в Него, а не в Церковь и таинства. Это надо выйти из системы, отказаться от комфорта устроенности, и начать сначала. Причем, это может быть и сложным и интересным, но и ответственным, и напряженным и затратным. И тут народ будет выбирать, между устроенностью и началом с чистого евангельского листа. Правда я постараюсь к тому времени все разработать.Но то конфессиональное православное высокомерие к протестантам усмотрит в новом формате литургии вне храма сектантство. А имея гордое не экуменическое отношение к другим христианам, переступить не для всех будет просто. Потому, если из моих 50 постоянных читателей киевлян и ближайших пригородов решаться 5 человек создать христианскую внеденоминационную общину, это уже будет большим делом. Да хотя бы три для начала. Одно дело, почитать Экс-фарисей или поспорить на фейсбуке, а другое – начать что-то делать. Сломать стереотипы и самим молить об освящении чаши. Потому я не питаю иллюзий относительно количества, но общине надо родиться. Чтобы делать и молиться так, как расположена душа и свидетельствует Новый Завет.


  3. Предупреждений - 0
    Гость
    22:19 06.12.2014

    Прочитал с удивлением. Потому, что мое восприятие ровно противоположное. Стремление к освящению я вижу везде – и у православных христиан и у православных язычников, это вообще базовая религиозная потребность. Отсюда освящение куличей, квартир-машин, офисов, банков и прочих дел. Все это очень доходно и основывается на полумагическом обрядоверие – попик придет и пошаманит, чтобы все было чики-пуки, “как надо”, а то, что ж мы не люди? Тоже и у всяких нью-эйджеров и более традиционных язычников, лобызать ступни шайтан-баб и получать благословение от его левой пятки – самое заурядное и распространенное дело. Но совсем иное дело Таинства, они требуют активного участия самого человека и Самого Бога.Иначе может состояться обряд – т.е. внешняя лишь сторона, а самого Таинства, Таинственной Встречи и взаимодействия (соединения воль и энергий) не происходит. Таинство – это не “ритуальное действие священника” – это как раз обряд. Таинство это метафизическое ПРОСТРАНСТВО ВСТРЕЧИ БОГА И ЧЕЛОВЕКА. А такая Встреча всегда плодоносна и до конца непостижима. Бог пребывает в Вечности, Его Предел – Тайна. А человек пребывает в линейном земном времени и локальном пространстве. Вот выход из этой линейности на Встречу с Богом и есть ВОСХОЖДЕНИЕ в это сакраментальное ПРОСТРАНСТВО ВСТРЕЧИ, куда из Вечности нисходит Сам Бог. Иногда это нисхождени называют Теофанией, когда оно непосредственно воспринимается человеком или сообществом людей в земной реальности, как прорыв в нее Вечности, Тайны, Сакрального. Освящение – есть уже аспект принадлежности к этому опыту, к этой Высшей Сакральной Реальности, но это производное и следствие Богообщения, а не замена его. Вот таким образом мне это представляется. А притязание жреческой корпорации на защиту и поддержку этого “портала” это уже несколько другая тема.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    00:22 07.12.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 384 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Констатнтин, это не то освящение вы подразумеваете. То, как извратила церковная практика это слово, совсем не отменяет его онтологического смысла, как не искажает сути слова “корпорация” то, что так обозвали свое руководство в Бруклине Свидетели Иеговы. Свят только Бог, онтологически. И обожение твари и происходит как освящение, приобщение святости Бога через крещение Духом, например. Причем далеко не всегда через обряд. люди получают Дары Духа, Крещение Духом и рождение свыше. Это может происходить и вне него. Как, впрочем, и покаяние. Гляньте еще исходную статью Магия или Промысел. И в работе статья по конкретным таинствам. Выйдет в ближайшие дни.

  5. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    13:07 12.12.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    В принципе, за то, чтоб использовать освящение говорит одно из таинств – елеосвящение. И когда мы говорим о том, что происходит на евхаристии, мы говорим “освящение даров”. Потому я “за” освящения. От таинств можно отказаться.


  6. Предупреждений - 0
    Саша
    Гость
    17:32 18.02.2015

    Слава Богу, за вас Вячеслав, что не людям угождаете, а Богу. Мир вам и благодать от Господа Иисуса Христа. А эту систему, наполненную не возрожденными людьми очень тяжело в чем то вразумить. Эх, как сказал наш Господь Иисус: должно им родиться свыше! Иначе не поймут они дух Писания, как не понимали его и вожди Иудейские, книжники и фарисеи. И Иисус Христос был для них еретиком, сектантом и вольнодумцем. Ни чего не изменилось…

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


один + 2 =