Спасение: кто и почему?

05.04.2015 / / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Вера

PropovedИсходя из всего, что было написано в основной статье по оправданию и спасению и трех приложениях к ней, первейшим условием спасения или оправдания является вера. Говорю вам истинную правду: тот, кто слышит Слово Мое и верит Тому, кто послал Меня, обрел вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом — он уже перешел от смерти к жизни. (Ин. 5:24) Сначала воскреснут те, что умерли с верой в Христа (1 Фес. 4:16) Т.е., без веры В Сына, если и возможно обрести жизнь вечную, то только через оправдание и прощение на Суде. Потому очень «умилительно» в Синодальном переводе в плодах Духа находим «веру». Хотя без веры даже даров Духа не может быть, а плодов и подавно. В переводе РБО стоит «верность» (πίστις – вера, верность, доверие, убежденность, удостоверение;), и это больше подходит под вид плодов, чем причина их «созревания». Но вера всего лишь условие. Она – оправдывает, но не спасает.

Еще более важным условием является покаяние и исповедание. При этом, следует разделять покаяние как раскаяние в грехах для новой жизни и покаяние как постоянный контроль за собой на предмет несовершения греха. Покаяние как раскаяние является плодом веры, а покаяние как контроль («умение владеть собой») является плодом Духа, святости в человеке. Без покаяния-раскаяния и исповедания вера бесплодна. Эти проявления в человеке тоже не обещают спасения, но могут к нему привести мгновенно и неожиданно, как привели разбойника на кресте или приводили мучеников за веру. Но спасение по этим делам веры все равно оправдательного характера. Случай разбойника уникален и не может быть универсальным, ибо он оказался рядом с самим Судьёй. И далеко не любая мучительна смерть является исповедничеством. И если я …  даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет. (1 Кор. 13:3)

Апостол Павел в том же месте не считает сильную веру условием спасения Если … у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, — я ничто. (1 Кор. 13:2) Получается, вера и жертвенность без любви бесплодны, а плод любви может возникнуть только благодаря присутствию Духа.

Значит, без Духа нет спасения. Но может быть оправдание для нехристиан.

Дух и рождение свыше

В Откровении и во многих обетованиях Христовых как раз и идет о спасенных, ибо в них нет лукавства, лжи и они полностью непорочны. Мы определились выше, что это символических 144 000. К ним причислены и мученики за веру. Они выкуплены от людей и воскреснут после смерти тела. Это те, кто посвятил всю свою жизнь с Богом, не получал греховных удовольствий плоти и был девственником или девственницей пребывает в них как в духовных сосудах.

Спасены и те, кто после частного суда будет отправлен в рай, и воскреснет сразу при Втором пришествии Христа. Кто они? Что значит быть с Духом? Какие у этого следствия и проявления?

Есть высшие духовные состояния, о которых мы можем прочитать в Новом Завете: рождение свыше и крещение Духом. Понятное дело, что сначала идет духовное рождение, а потом духовное крещение. Ибо как может быть крещен от Духа тот, кто не родился ещё. Рождённые от Духа те, которым посеяно зерно веры в Христа, и которые через посещения (помазания) Духа идут к крещению Духом. Об этом состоянии человека Христос говорит так: «Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа». (Ин. 3:8) Т.е., в состоянии после рождения от Духа, Он не постоянно пребывает в человеке, а как бы посещает его. Воспитывает, как мать ребенка. При этом, иногда, по своему усмотрению, подаёт дары, вразумления, наставления и даже конкретные задания. О таком состоянии сказал Господь как о спасительном: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! (Ин. 3:5) Ключевые слова выделены. Сказано – сможет войти. Т.е. речь идет, и об оправданных, и о спасенных.

А когда человек духовно вырос под водительством Духа и внутренне готов, то получает крещение Духом. Писание слабо раскрывает суть разницы между рождением от Духа и крещения Духом. Мы можем делать выводы только по тому, что рождение предшествует крещению. В рождении подаются потенции, а в крещении происходят существенные качественные изменения.

Апостолы поверили в Христа еще в начале проповеди. Т.е., они родились свыше, и Господь их всё время наставлял и учил, а Дух Отца Петру открыл мессианство Христа, но первое крещение Духом произошло только в Пятидесятницу. Пока апостолы ходили со Христом, они были церковью, которую основывал Он. Они родились духовно, стали членами Церкви, но кроме единственного послания на проповедь 70 апостолов, проповедью не занимались. Крещение Духом – это обозначение Духом «избранных сосудов» на дело проповеди. Ведь все дары Духа предназначены для созидания Церкви. Т.о., крещение Духом – это передача полномочий по созиданию Церкви от Христа к ученикам, и далее. Ведь Господь перед самой проповедью тоже получил крещение Духом после водного крещения. Повторение этого мы видим в апостольской практике.

Те, кого Дух не видит на деле служения, могут не получать даров через крещение Духом, но при этом имеют веру и могут принести плод Духа, не участвуя в строительстве Церкви, а просто являясь ее членами. Т.е., скорее всего, крещение Духом, это не духовный next level, а избрание на служения для дела спасения людей. Реальный следующий уровень – созревание плодов Духа.

Плоды Духа

Хороший плод может принести только доброе дерево. И человек, рождённый свыше, имеет все потенции стать хорошим деревом и принести добрый плод. Расти и плодоносить ему помогает Дух, прямо, и опосредовано через Церковь, которое есть Тело Христово. Учение о ценности плодов преподал сам Иисус:

1 Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. … 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Ин. 15:1-6,8)

И опять, в этом образе мы встречаем то же, что и в притче о пшенице и плевелах. Пшеница, добрые плоды, будет собрана в закрома, а плевелы будут сожжены, как и ветви, не приносящие плода. Без остатка, что предполагает разрушение душ и уход в небытие. Так что о плодах нужно думать каждому. Хотя урожайность у каждого своя. Да и плоды не только должны проявиться. Несозревшие плоды не могут охарактеризовать лозу. Когда плоды созревают, они могут послужить семенами в душах бесплодных.

Но если сама ветвь оказалась отростком от Лозы Христовой и принесла зрелый плод, то она оказывается уже приобщённой к вечности. В крещении «ветвь» получила прививку к истинной Лозе, питалась соками Лозы (телом и кровью Христовой), получала укрепление от Духа. Результат – переход от смерти к жизни и избегание Суда.

Та же ветвь, которая после прививки прижилась, но не успела принести плод или урожайность оказалась пониженной, потребует оправдания, чтобы остаться на Лозе и избежать огня. Потому плод мы должны принести добрый. Кто в 30, кто в 60, а кто и в 100 крат.

Может потому и появляется слово «успение» для обозначения благого умирания тела и мирного перехода к новой жизни, в котором видится этимология сразу от трех слов: спелость, успел, уснул. Я трактую успение, как умирание такого человека, который успел принести спелые плоды Духа и засыпает, чтобы проснуться в вечной жизни. Человек вызрел и поспел, и Господь его забрал.

Какие плоды Духа может принести христианин, родившийся свыше и получивший дары Духа, описано в известном высказывании апостола Павла в Письме к христианам в Галатии. 22 А плод Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, 23 кротость, умение владеть собой. (Гал. 5:22-23) После этого апостол сказал, что нет такого закона, который бы осудил бы эти проявления в людях. Т.е., они благи под любым углом и ценны у людей даже неверующих. Вызревают такие плоды в человеке только под воздействием Святого Духа. Потому апостол их и называет плодами Духа, чтобы никто не хвалился своей собственной добродетелью. Могут ли спасти отдельные плоды духа кроме любви. Наверное, могут, и основания для этого содержатся в блаженствах. Да в своей сути большинство плодов «замешано» на любви.

Контекст высказываний в Новом Завете позволяет характеризовать качество веры человека с проявленными плодами Духа как высший уровень духовного состояния христианина на земле. Это результат вызревания самого человека под воздействием святости Духа. Если в человеке проявилась любовь к Богу и ближнему, то, не смотря на греховное повреждение человеческой природы, человек больше не грешит.

Любовь и безгрешность

Апостол Павел вполне оправдано считает, что присутствие духовной любви к Богу и ближнему есть достоинство, без которого вера, исповедание и жертвенность превращаются в пустой звук. Я писал об этом здесь.  Вера может не оправдать (и бесы веруют и трепещут), а исповедание и жертвенность – не спасти (И если я раздам бедным все, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет).

Почему именно любовь и другие плоды Духа оказываются ключевыми качествами для спасения человека? Думаю, это связано с пониманием, что наш Бог есть Любовь. Бог — это любовь. Кто живет в любви, тот живет в Боге и Бог живет в нем. 17 Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы смело встретим День Суда, потому что мы в этом мире таковы, каков Он. 18 В любви нет страха — совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви. 19 Мы любим, потому что Он первым полюбил нас. 20 Если кто говорит: «Я люблю Бога» — и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. 21 У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата. (1 Ин. 4:16-21)

Если мы, как привитая ветвь к Лозе-Любви, не имеем плодов любви, то такая ветвь будет отсечена и сожжена. Чтобы стать учениками Христа, опять же нужны плоды. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Ин. 15:8) Учениками же мы должны стать, чтобы стать безгрешными, как Он: 3 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его: мы знаем Его, если исполняем Его заповеди. 4 Кто говорит: «Я знаю Его», но не исполняет Его заповедей, тот лжец, в нем нет истины! 5 А кто исполняет слово Его, в том Божья любовь воистину достигла совершенства. Так мы можем узнать, в Нем ли мы. 6 Кто говорит, что он в Нем, тот должен и жить так, как жил Он. (1 Ин. 2:3-6) Всякий, кто в Нем живет, не грешит. (1 Ин. 3:6)

Что значит жить в Нём? Это как в образе с Лозой стать привитой ветвью и питать себя от Бога. 9 Тот, кто рожден Богом, не совершает греха, потому что в нем живет Его семя; он не может грешить, потому что рожден Богом. 10 Вот в чем проявляется разница между детьми Бога и детьми дьявола: всякий, кто не поступает справедливо, тот не от Бога, как и тот, кто не любит своего брата. (1 Ин. 3:9-10)

При этом апостол Иоанн даже утверждает, что любовь дала возможность при жизни в теле перейти от смерти к жизни. Мы‑то знаем, что уже перешли от смерти к жизни, потому что любим братьев. Тот, кто не любит, остается во власти смерти. (1 Ин. 3:14) Я не имею такого духовного уровня как апостол, потому могу только догадываться, что это означает. Вероятнее всего, это свидетельство Духа о вечности и ее видении, которая уже ожидает человека после смерти этого тела.

То, что безгрешное состояние возможно, и одновременно, оно не гарантировано, видим в свидетельстве Павла. Братья, если кого‑то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить. Только делать это надо кротко и мягко. И за собой при этом смотри, как бы самому не впасть в грех! (Гал. 6:1) Т.е., безгрешность происходит не без человеческих усилий и самоконтроля. Нахождение в Нём не отбирает нашей свободы, а подсказывает и помогает уклоняться от греха. Это и есть созревание плода «умение владеть собой», который есть действенным и перманентным покаянием.

Но сама безгрешность для человека таки возможна. И именно это состояние свидетельствует о том, что мы – в Нём, а Он – в нас. И если мы не впали в грехи до смерти и имеем любовь к ближнему и Богу, то значит мы в Лозе и спасены от вечной смерти. И перейдём из жизни в жизнь через смерть ветхого тела. И именно к этому должен стремиться каждый христианин.

Выводы

Апостолы не учат о двух судах. Частный суд – порождение наших временных экстраполяций на мир Неба и астрала. Соответственно все размышления, которые приведены выше и в предыдущих статьях о выкупленных и оправданных, в реальности, когда мы умрем, могут оказаться существенно отличными от наших представлений. Даже у апостолов наблюдаются различные взгляды на эсхатологию. Особенно особняком стоит Откровение Иоанна Богослова. И полностью согласовать некоторые утверждения апостолов не представляется возможным. Откровение было написано гораздо позже, чем все Павловы послания.

Но если попытаться подвести общий знаменатель, то можно говорить о трёх состояниях, которые ведут к вечной жизни после смерти тела на земле.

Выкупленные – это те, которые воскреснут сразу после смерти в раю. Будут помогать судить людей.

Спасенные – это те, которые окажутся «пшеницей», плодоносными ветвями Лозы, которые  воскреснут к жизни вечной в конце времен. А до этого будут пребывать в блаженном душевном состоянии. На Суд не идут.

Оправданные – это те, которые на Суде получат оправдание из осужденных. Каково их состояние до Суда – малопонятно и базируется на догадках. Риски быть навечно осуждённым – высоки. До оправдания – осужденные.

 

Исходя из всего сказанного по предмету спасения, верующий в Христа не должен полагать надежды на оправдание. Принадлежность к выкупленным тоже маловероятна, хотя и существует для каждого из нас, кто сможет с помощью Духа любить и прощать мучителей накануне мучительной смерти. Ну, или будет девственником (девственницей), который посвятил жизнь Богу. Ведь если земля не погибла, значит 144 000 не исполнились. Выкупленные – это очень узкий и редкий путь. Потому, основная масса христиан должна ориентироваться на спасение, с переходом к благой вечности и неразрушимости души до воскресения.

А для спасения в человеке должны проявиться плоды Духа, главный из которых – любовь. Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, 5 не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. 6 Любовь не радуется злу, она радуется правде. 7 Она все извиняет, всему верит, на все надеется, все переносит (1 Кор. 13:4-7) Я себя не узнал в этом определении. Если и вы не узнали, значит, пока не спасены. А те, в ком есть именно такая любовь, уже спасены для вечной жизни со Христом, и осталось сохранить и преумножить это в себе до смерти.

Такое понимание спасения, исходя из зрелого плода Духа – любви, основывается на свидетельствах и Радостной Вести, и Писем апостольских. Потому его можно положить в основу сути спасения апостольской традиции. Поскольку сам Христос так учит именно о спасении. Оправдание и выкуп – это частности учения апостолов. Так или иначе, апостолы Иаков, Павел и Иоанн и сам Христос даже веру считают пустой, если за ней не идут дела веры (исповедание, покаяние, исполнение заповедей). Особенно жёстко это подчеркивает апостол Павел. Потому однозначно спасутся только те, в ком будет обнаружена любовь и другие плоды Духа, а также безгрешность жизни, благодаря жизни во Христе.

Любовь – это плод святости и присутствия Духа в человеке. Человек через дела веры может показать Богу свою готовность принять святость. Потому плоды Духа могут развиваться только после совершения действенных дел веры. Таким образом, хотя любовь проявляется в человеке, но это в нём от Бога, а спасение – дело Спасителя. Чтобы никто не хвалился своими заслугами. Это я пишу, чтобы никто не обманывался в своем спасении, принимая человеческую любовь за любовь духовную. И никто не думал, что понуждением себя к милости и любви можно таким стать. Понуждать себя нужно к исправлению жизни в покаянии (плод веры), а спасительная любовь – плод присутствия Духа святости в человеке. Потому на спасение можно только надеяться. Обеспечить его собственными усилиями невозможно. Хотя и существует высказывание Христа, что Царство Небесное понуждением берется, но здесь речь не идёт о любви, а, скорее всего, о покаянии и исповедании. Любовь же спасительна только тогда, когда она свободно изливается из человеческого сердца от присутствия Духа. Понуждать себя к любви – это пытаться спастись, положившись на свои усилия. И это не апостольская традиция. В апостольской традиции есть Спаситель. И спасает он любовью.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Гость
    15:36 06.04.2015

    путаница “от ума”. разочарован. подробно разбирать не буду – лень. только приведу пример из самого начала – дальше все только хуже и хуже.
    “Хотя без веры даже даров Духа не может быть, а плодов и подавно”.
    Вы уже давно должны знать и понимать, что вера – это Дар Божий, первый, который дается человеку в призвании

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    16:11 06.04.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Владыко, читать надо не через абзац, и уж подавно, не через раздел. Рождение свыше (2-й раздел статьи) – это и есть дар веры, действительно первый и главный. Никакой путаницы. Просто читать нужно всё, а не только там, где не лень))) Так что “давно знаю и понимаю”.


  3. Предупреждений - 0
    Анжелика
    Гость
    23:11 17.04.2015

    вот и поговорили…..а вообще-то чуши здесь предостаточно…удачи в чушеведении

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:19 18.04.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я умышленно пропустил ваш оскорбительный пост. Потрясающее сочетание заносчивости и женской “загадочности”. Но чтобы не показаться невежей, стоило бы хоть уточнить, что есть “чушь” и почему? А так… Глупости написал автор, что автоматически делает Анжелику на головы выше. Впрочем, если вы православная, то реакция понятна. Ну и я с вами вообще-то не говорил, а писал для соих читателей. Может просто вы не на тот сайт зашли? 


  5. Предупреждений - 0
    ВПБ
    Гость
    22:20 17.10.2015

    У Отцов есть интересная мысль, что любовь и смирение – это одно и тоже.
    Это к тому вопросу, который Вам задал ранее.
    П.С. Текст понравился (не без спорных моментов), но опять же, нет ответа на вопрос “а что нужно сделать (стяжать), что бы спастись?”.
    “Понуждать себя нужно к исправлению жизни в покаянии (плод веры),……Царство Небесное понуждением берется, но здесь речь не идёт о любви, а, скорее всего, о покаянии и исповедании.” – очень мало и тоже не совсем понятно. Исправляется жизнь тоже, только в синергии со Христом, и наших усилий там мизер. Только и того, что бы человек искренне сказал “Господи, помилуй!”. Исповедание – совсем не понятно. Может вопрос можно поставить так – что нужно сделать\делать, что бы Христос захотел нас исправить?

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:57 17.10.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Этим ответам посвящен цикл по исповеди, эпилог к которому будет написан на следующей неделе. Если отбросить саму критику исповеди, то там содержится принцип покаяния. А в эпилоге постараюсь изложить методологию, если это слово применимо к духовному взрослению. 


    Что нужно сделать, чтобы спастись? Ответ проще пареной репы. Захотеть измениться так, чтобы это заметил Дух! Причем, в таком качестве, чтобы искренне повторить Духом те же Павловы слова о первенстве любви перед всеми добродетелями, имея её в себе. 

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


три × 5 =