Жёсткие статьи: Ленивый консерватизм пастырей

07.10.2014 / / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

Т.е., речь не консерватизме, как здоровой форме традиционализма. Речь о прикрытии мотивами консервативного содержания собственной пастырской лени. И в этом не всегда вина конкретных личностей священников. Так их воспитывает Система в семинариях, и преемственность служения на приходах. Об этом и поговорим.

Преодоление отсталости

Общаясь с духовником, иногда после службы, чаще – во время духовной коррекции на исповеди, меня посещают мысли о какой-то двойственности ситуации. Священник, как человек, по наличию любви в себе гораздо выше меня, т.е., у него есть определенное духовное право учить любви мне подобных и наставлять в истине. И я с этим согласен. Если бы не было ощущения, что священник имеет духовное право цеплять мою совесть, то я бы и не обращался к нему за советами. Мне скажут: так и отлично, радуйся, что тебе так повезло. Я и радуюсь.

Но есть и моменты, которые смущают. Это не уровень любви, это более низкий, церковный уровень. Но мы ведь не только в любви Христовой, мы и в Церкви. И через культ и таинство Церкви мы имеем причащение Христу, в Крещении и Причастии. Реализуем мы свою религиозность не только через борьбу с «ветхим человеком» и в молитве, но и через участие в культе Церкви. Культ, изначально простой и релевантный, постепенно оброс неимоверным количеством заповедей человеческих и бабских басен, которые все почему-то облекаются в одежды официального Предания Православной Церкви.

svyaschennik-internetБлагодаря тому, что мы вступили в эпоху информационного общества, в интернете, православные люди в сообществах и на форумах, уже давно пришли к тому, что есть в Предании «шелуха» и бабские басни, а что и откровенно происки лукавого. В Предании столько фарисейства, что если бы Христос пришел сейчас, то он бы гораздо больше обличил бы нынешних церковников с вступлением «Горе вам, епископы и священники, святоши и лицемеры».

Чего стоит только трехдневный пост и обязательная исповедь перед причастием?! А в Болгарии, говорят, даже 10-дневный пост. Т.е., созданы искусственно специальные условия, чтобы оттолкнуть от чаши как можно больше верующих, допустив только фарисеев, которым в кайф все вычитать и отпостить, и с чувством собственного достоинства идти к чаше (сам таким был, недостоинство было только в рамках смиреннословия).

Если бы все священники читали то, что уже давно обсуждено на форумах с участием авторитетного священства, с учетом практики большинства Православных Церквей мира, с учетом практики Католической Церкви, то и не было бы радикальных противоречий между готовностью верующих к чистоте культа, и неготовности священства. Многие священники давно благословляют греческую практику постоянного причастия и периодической исповеди, и в Украине, и в России.

Но когда я заговорил об этом с духовником, было видно, что он хоть и отчасти в курсе этих практик, но относится к ним негативно. Но, видимо, не один я у него такой, посольку отношение смягчается. И когда он приводил пример, что сказал одному новоначальному попоститься хотя бы один день, я заметил, что подобной практики нет вообще, а по Правилам ПЦ евхаристический пост 6 часов. И он сам прекрасно об этом знает и без меня. И я отметил, что этого придерживаюсь. Осуждения с его стороны на это не последовало, а прямыми благословениями духовник не разбрасывается. Но я чувствовал, что это принимается со скрипом, как что-то чужеродное. Хотя это именно и есть по-христиански, а то, что было с тремя днями – чистейшее фарисейство.

То же самое и с исповедью перед причастием. Сколько я не говорил, что исповедь – не билет на причастие, духовник говорил, что лично сам чувствует потребность очиститься от грехов перед причастием, понуждая меня согласиться с этим. А я не могу с этим согласиться из-за духа Евангелия и формулировки назначения таинства. Ведь само причастие «во очищение грехов и в жизнь вечную». Т.е., мы очищаемся перед тем, чтоб усвоить еще одно очищение.

Я подозреваю, что потребность духовника к исповеди воспитана, и вошла в кровь и плоть благодаря нашей традиции, что приступать к святыне нужно только очистившись. Это и есть фарисейский подход из практики Ветхого Завета. И он в корне противоположен концепции Нового Завета. Христос учит ровно наоборот в своих притчах. Святыня втаптывается в грязь и все облагораживает. Закваска бросается в грешную муку и все сквашивает, зерно бросается в землю, и дает плод многократно, невод забрасывается на любую «добычу», и грешную, и праведную. Причастие на Тайной вечери вкушалось вместе с мясом, и никто из апостолов не готовился исповедью к этому. Новый Завет молчит об исповеди вообще. А наша фарисейская концепция: главное  – не замарать святыню. А святыня в этом не нуждается. (Кощунство – возможно. Но и оно не в состоянии повлиять на источник Духа.) Или кто-то допускает мысль, что исповедавшись, он подходит к чаше полностью безгрешен, как ангел? Да? Так, а зачем тогда причащаться? Нет? А зачем тогда исповедовались? Апостол Павел говорил, что к чаше приступать с рассуждением, но нигде не сказано, чтобы очищаться ритуально или духовно перед причастием. Просто, для апостола было яснее ясного, что причастие как раз и очистит, а мы этого не видим из-за бельма на духовном зрении.

И вот это бельмо лечится авангардом образованного сегмента верующих и православного пастырства, которое не озабочено требоисполнительством, а заботится о спасении пасомых и очищении Церкви от фарисейских примочек. Кроме того, общаясь и излагая мысли на блогах и форумах, мы учимся намного быстрее, чем в семинарии. И учимся мы у мировой Церкви, ее думающего сегмента, не зацикливаясь на предрассудках и местных преданиях РПЦ и УПЦ. Иногда мы понимаем, что вот это предание – это откровенный бред, а эта практика – дремучее невежество. И в других православных церквях, коих 15, этого нет. Либо это наслоение более древнее, но к духу Евангелия, и к его букве не имеет никакого отношения.

И мы, отказываемся от бреда и невежества. А наши духовники смотрят на нас, как на обновленцев. Хотя обновлением как раз и было нагромождение человеческих заповедей над заповедями Бога в такой мере, что последних уже и не видно. Точь в точь как было во время прихода Христа. Но священники, которые не дружат с компьютером, оказываются в стороне от движения очищения Церкви. Если нет попытки посмотреть на систему со стороны, то в самой системе это понять почти невозможно. И именно общение с людьми явно неравнодушными к выстраиванию своих отношений с Богом, к своему спасению, к самой Церкви, приносит понимание, сколько откровенного мусора и религиозного хлама Церковь оприходует и превращает в бесполезные и явно вредные «консервы». Они затрудняют миссию. Идаже сеют сомнения у адептов: а правильно ли я сделал выбор конфессии?

Большинство священства равнодушны к этой проблеме. Им до лампочки, что система выталкивает из Православия религиозно активных верующих, которые наблюдают общий духовный застой и расцвет фарисейства на приходах. Службы идут, зарплата есть, за требами обращаются, а в остальном Господь управит. Господь управляет, если мы боремся и ищем, а не ждем «управления». Недаром Лаодикийская церковь упоминается в Откровении последней, поскольку будет это перед самым Концом. И она Господом осуждается за равнодушие и аморфность. Что сейчас в Церкви и наблюдается массово. Поскольку нет критичности, а есть следование фарисейским традициям, не высовывая носа за Систему. А если бы вылезли так называемые пастыри из своих комфортных раковин, то ужаснулись бы, во что превращается Церковь с их равнодушного согласия. И чтобы понять это, надо читать то, что пишут ищущие более прямых путей и «выравнивают их перед Господом».

А для этого надо выходить в Сеть. В церковных газетках и листовках нет материалов о церковном фарисействе. Нет его и в печатных журналах, хотя встречается даже на «Православии.ру». Не говоря уже о «Правмире», «Киевской Руси» или «Экс-фарисее». Есть масса толковых блогов на ЖЖ. Не надо все читать. Но на то и текст (не видео, которое надо просматривать подробнее), что при определенном опыте чтения по диагонали, можно за 10 секунд сделать вывод, стоит читать материал или нет. И на это нужно тратить время, просто необходимо. Если, конечно, священник хочет быть пастырем, а не служакой и требоисполнителем. Чтобы в духовной информированности не отстать (безнадёжно) от своих прихожан. Но всегда находятся отговорки от этой деятельности, с разной степенью вменяемости и адекватности.

«Закосы» от «курсов повышения квалификации»

Нежелание пользоваться Интернетом для ознакомления со свежими новостями и статьями о жизни и культе Православной церкви, пользоваться электронной почтой, регистрироваться в соцсетях, оправдывается целым спектром «отмазок» наших отцов:

1.Отвлекает от молитвы – серьёзный аргумент для молитвенника. Но только в том случае, если Святой Дух ему сообщит лично через сердце, что исповедь – не пропускной билет на причастие, а пост 3 дня – это устновление забора перед чашей. Что? Не сообщает? Ну тогда надо отвлекаться от молитвы и заниматься повышением квалификации. Все люди повышают квалификацию в течении работы на рабочем месте. Если профессионал не повышает квалификацию, то он отстает от развития отрасли. Если врач не учит новых лекарств и новых методов, то он может столкнуться с тем, что выпишет рецепт несуществующего уже лекарства. Если священнику не повышает квалификацию Святой Дух, значит нужно повышать самому. И тратить на это время, отбирая его у своей, видимо, не особо результативной молитвы.

2.Соцсети засасывают в суету и многословие. Есть такое. Но ведь апостол Иаков говорит, что нет добродетели без искушения. Учитесь не включаться в бесплодные дискуссии, обрезать спорщиков, банить хамов. А научившись, сможете извлекать большую пользу от коллективной христианской мудрости единомышленников, которых обязательно найдете.

ребенок и комп3.Я не умею пользоваться компьютером. Это вообще смешно. Попроси матушку или детей, и они тебя научат за пару дней всем незамысловатым премудростям пользования браузером. Остальные нюансы и тонкости – в процессе практики, которыми со щедростью с тобой будут делиться твои прихожане, которых ты пригласишь в «друзья» в Фейсбуке. А таковых найдется немало. Если дети и матушка не умеют,  что маловероятно, попроси прихожан, и помогут.

4.Не хочу пользоваться компьютером, поскольку это дьявольский инструмент совращения людей. Сегодня такая позиция большая редкость. Такого уговаривать освоить компьютер не нужно ни в коем случае. Зачем в сети маргиналы или младостарцы? В православных обсуждениях должно быть меньше фанатизма и больше конструктива, потому таких священников лучше оставить в покое. Но и не идти под их духовное водительство. Поскольку утверждать, что компьютер – это инструмент растления, то же самое, что сказать, что лопата – орудие убийства. Да, лопатой убить можно, но предназначена она для другого. Т.е., если человек говорит глупости, то это не значит, что он глубоко духовен. Говорю так, поскольку у нас в народе есть такое, что почитают за святых иногда тех, кто говорит откровенный бред (форточку закрыть, чтоб бесы не залетели; бесы могут в волосах запутываться).

5.Нужно уделить внимание детям и жене. Нужно, никто не спорит. Но если приход и твой уровень пастырства на втором месте после семьи, то зачем ты рукополагался?! Для пастыря, служение – на первом месте. Ну и, наверное, не стоило так много детей заводить. Больше бы осталось времени для вверенных тебе верующих, которые смотрят на тебя, как на представителя Христа и многие из них ждут отмашки твоего пастырского посоха.

6. «Да как-то руки не доходят». Ну а если надо, чтоб доходили? Если это не понятно, значит надо прочитать еще раз то, что я написал выше, и то, что напишу ниже. Неужели это так сложно? Ну или признайте себя требоисполнителем, и расслабьтесь. Напрягаться придется на Страшном Суде, когда будет спрос, как с пастырей, а не требоисполнителей. Когда Спаситель спросит: а все ли ты силы приложил для того, чтобы выполнить мою заповедь «Паси овец моих»?

7. «Да мне это не интересно». Тупиковый ответ. Если пастырю не интересен предмет его пастырского (не просто священнического) служения и повышение его качества, то… это вообще не пастырь. От такого пастыря нужно держаться подальше. Особенно, если он, приносимые ему прихожанами новости об актах самоочищения Церкви от фарисейства, воспринимает как обновленчество, ересь и протестантизм. Т.е., он не разобрался сам, и вводит такими ярлыками в смущение любящих Бога и Церковь прихожан.

Есть и другие оправдания пастырской лени в отношении повышения квалификации и выравнивания духовной информированности по отношению к своим же прихожанам. Человеческий разум весьма изворотлив для придумывания оправданий вообще. Но моя задача дальше показать, что дело не только в повышении пастырской квалификации. Дело может сместиться в плоскость самого пастырства. Если глубоко осознать, что нельзя жить в прошлом. Все нормальные люди живут в настоящем. И пастырь должен жить там же, используя для пастырства все возможности своего времени.

Виртуальный пастырь

священник и планшетКроме повышения пастырской квалификации, Сеть может дать возможность непосредственно «пасти Его овец». Достаточно создать в сети группу, например, «Община храма преп.Спиридона Тримифунтского», чтобы решить множество пастырских задач в отношении многих прихожан этого храма. Даже если кто-то есть только Вконтакте, или в Одноклассниках, зарегистрироваться еще в одной сети дело трех минут. Зато какие выгоды!

Пастырь, выделяя час в день у компа, может отвечать на вопросы прихожан. Удобства несомненные. Сами вопросы будут задаваться более лаконично, без предысторий и ненужных обстоятельств. Если что-то и будет, то вы можете опустить лишнее. Скорость чтения намного выше, чем скорость выслушивания. В ответе можно всё изложить лаконично. Ну и вы контролируете саму дискуссию, обрезая бесполезную полемику и перебивания с уточнениями. Устанавливается четкая очередь вопросов и ответов. Никому не обидно. Зная, где и по каким ссылкам человек сам найдет ответ на свой вопрос, если потратит немного времени на чтение, на многие вопросы можно ответить на несколько порядков быстрее, чем в живом общении. Достаточно написать: Ответ найдете здесь, и привести ссылку. В конце концов пастырь – не учитель, а советчик. Он должен привести «овец» на классный «луг», а вот наклонять голову, срывать траву и жевать – не его дело.

В группе, которую можно сделать закрытой, можно давать задания прихожанам, получать отчеты о выполнении, координировать работу актива, реагировать оперативно на непредвиденные обстоятельства. Можно делать объявления доступные сразу всем прихожанам. И не нужно держать связь через входящие и исходящие звонки телефона, что не всегда удобно. Достаточно иногда поглядывать на экран. Можно учить прихожан, выставляя свои наставления. Можно выкладывать свои проповеди, снятые на видео, если в них есть что-то очень важное для тех, кто по болезни или другой причине не был в храме.

gb1332037Группу можно сделать и открытой, если то, что в ней обсуждается, может оказаться интересным другим верующим и неверующим, и может выполнять миссионерскую цель. Ведь путем обмена сообщениями можно всегда закрыть то, что не должны видеть даже другие члены группы. Т.е., можно даже организовать виртуальную исповедь. Практика исповеди в письмах была даже у меня с первым духовников в России. Не говоря уже о практике исповеди в письмах старцам, которая была 100-200 лет назад. Так, я писал и ждал ответа о прощении дней 10. А в Сети все произойдет практически так же, как на аналое. Только голову, накрытую епитрахилью, не получится перекрестить и придавить носом к Евангелию. Но это и в письмах к старцам не получалось. Но не в этом же суть исповеди.

В приходской группе можно организовывать обсуждения на интересующую пастыря тему, которая м.б. интересна и прихожанам. В результате прихожане насобирают материал, выложат, а священник, не тратя своего времени на поиски, получит свод готовых материалов для изучения. Некоторые вопросы прихожан, ответ на которые м.б. интересен и другим, можно перевести в публичное обсуждение. Этим вы снимете множество однотипных вопросов, которые будут возникать по мере воцерковления, и приходу к определенному церковному возрасту все новых прихожан. Зная вашу позицию, остальные могут это объяснить новичкам без вашего участия, благодаря тому, что вы ее озвучили публично.

Некоторые ценные и универсальные работы по обучению прихода стоит хранить отдельно на другом ресурсе, типа ЖЖ или другого блогерского ресурса, типа «Экс-фарисея». Просто в соцсетях все очень быстро уезжает глубоко вниз по ленте и затрудняет поиск давно написанного, но вновь актуализировавшегося. Потому статьи и ценные проповеди нужно хранить там, куда легко сохранять ссылки и раздавать их при необходимости.

Благодаря вашей активности в сети, и ваш приход будет разрастаться. Таких неравнодушных священников любят, к ним тянуться, и готовы ездить через весь Киев на службы, лишь бы окунуться в живую и неравнодушную среду. Ведь общение в интернете может породить желание к живому общению. А определенные задания прихожанам могут иметь не виртуальную составляющую.

Сеть может сделать священника финансово независимым от треб, если он организует сбор пожертвований через интернет на карточный счет. Можно организовывать целевые сборы на конкретные потребности. Тогда можно будет убрать в храме позорные тарифы на требы, если привыкнут прихожане кидать с зп на карточку батюшке 30-50-100 грн. И так намного удобнее. И прихожанам приятнее, что благодаря их пожертвованиям правила храма приближаются к Новозаветным.

В сети может завязаться обмен мнениями по организации работы на приходе с подобными священниками, что будет совершенствовать ваше пастырское служение и информированность.

Наконец, священники, в таких монастырских приходах, как наш, могут организовать прихожан, реализовав в сети поводы к духовному напряжению и активности, если помещений для этого не предусмотрено в принципе. И не надо напрягать игуменью или старшего священника. Не надо искать помещения на стороне. Можно все организовать качественно в рамках виртуального прихода. Даже просто проинформировать, когда в будние или выходные можно точно подходить на исповедь. Это усреднило бы очереди на исповедь, без напрягов в выходные. Да, в конце концов, через сеть удобно получать заказы на требы и информировать о времени, когда удобно или не удобно эти требы совершать. Это позволило бы качественно планировать свое время, не натыкаясь постоянно на спонтанную занятость. Там же, на своей страничке или страничке группы, можно быть правильным христианином в отношении треб, написав «по возможности», вместо твердого тарифа церковной лавки.

Неужели эти возможности не стоят того, чтобы овладеть навыками работы в Сети? Думаю, стоят. Значительная часть священства владеет и навыками, и через комп, и через планшет, и через телефон. Осталось только выделять на это время, вспоминая, что вы не только платное приложение к храму и субъект требоисполнительства, но и пастырь «овец» Христовых.

Выделяйте время, пастыри! Если вы пастыри, конечно.

 

 

Часть 1 Цикла о духовнике и пасомых. Духовник: определение

Часть 2 Цикла о духовнике и пасомых. Об «автоматическом» авторитете священника

Часть 3 Цикла о духовнике и пасомых. «И отцом никого на земле не зовите»

Часть 4 Цикла о духовнике и пасомых «Младостарцы и их «клиентура».

Часть 5 Цикла о пастырях и пасомых. «Нужен ли духовник сегодня»

Часть 6 Цикла о пастырях и пасомых. «О связке «пастырь — духовник»

Часть 7 Цикла о пастырях и пасомых. «Христианская община как школа воспитания»

Часть 8 Цикла о пастырях и пасомых. «О многодетности пастырей»

Обсуждение

  1. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    11:16 09.10.2014 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Классная статья, Слава. Только вот сколько ее увидели из целевой аудитории, кому она предназначена? Ноль. Если увидели, то только священники, которые и так в Интернете. Сколько по твоим оценкам у нас есть читателей-священников?

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:47 09.10.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Человек 10 священников читают точно. Часть из этих священников могут продвигать хорошие статьи по своим каналам, как делает наш отец Николай. Но даже те, кто читают, не имеют виртуальных приходов в своем большинстве. Пусть хотя бы продвинутые представители священства поэкспериментируют. И если пойдет, то «сарафанное радио» сработает. Священники ездят друг к другу на «храмы», «престолы». Хорошим опытом за рюмкой чая всегда поделятся. Главное — идея, и позитивный опыт ее апробации. *



  3. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    12:32 09.10.2014

    Да, Вячеслав, я тоже помогу в распространении среди батюшок. У меня процентов 70% прихода точно подтянется в группу. Но тут главное, что через такую группу (большинство хочет в контакте), могут привлекаться интересующиеся. Может подкинете идей, как сделать группу интереснее, чтоб она не умерла толком не родившись? Кстати, ничего сильно жёсткого в статьях не вижу. Есть обличение, но оно вполне корректно.


  4. Предупреждений - 0
    Presviter
    Гость
    15:07 10.10.2014

    Толково написано, хоть и немного оторвано от реалий


  5. Предупреждений - 0
    Анатолій Войтко
    Гость
    14:15 15.10.2014

    Всі нормальні люди живуть в сьогоденні, але пастир не такий, як всі, бо має думати та жити Небесним.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:22 15.10.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Все должны помнить о смерти. А пастырь, в отношении спасения, такой же как и мы, но с правом священства. Главное, чтоб он не был просто священником с правом пастырства))


  7. Предупреждений - 0
    даниил
    Гость
    20:14 25.01.2016

    меня лично исповедь в том виде в котором она представляется в храме не удовлетворяла никогда, удивляюсь беглому чтению записок священника, с последующим отпущением грехов, как бы человек даже без собственного участия может получить прощение? Да и в общем-то постоянное вычитывание своих грехов без сокрушения и чувства, сухое, я думаю мало что даёт, кроме малодушия, и зачерственелости. Я думаю исповедоваться надо реже но с толком, ощущением надобности, чем каждый день, но как правило, и тем более перед причастием тоже кроме надуманности больше говорить иногда ничего не приходится. В целом улучшения поддерживаю, хотя церковь на своих догматах правилах и т.д. и стоит, и отклонения от них не поддерживает.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:48 25.01.2016 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Даниил, в темах, верт меню есть “Исповедь и покаяние” Просмотрите все шесть статей, может это ответит на ваш вопрос, что делать с исповедью

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


семь × 7 =