Младостарцы и их «клиентура»

13.09.2014 / / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

Мой опыт

младостарчествоТак случилось в моей жизни, что моим первым духовником был типичный младостарец. Он меня, киевлянина, благословил на стационарную учебу в Московскую Духовную семинарию. В семинарии его прекрасно помнили, как жесткого помощника инспектора. Многие его характеризовали как младостарца. Но с тем моим церковным опытом, я не понимал сути претензий, и не понимал самого явления. Даже где-то сердился на подобные характеристики, мол, наговаривают на моего духовника и возводят напраслину.

Но когда я, по техническим причинам вернулся из семинарии в Киев, духовник, уехавший служить в Россию, сохранял общину в Киеве, и окормлял ее, как понимал и считал нужным. Община собиралась на квартире у одного из членов общины (где было много комнат и была большая гостиная), а потом и в его огромной квартире. Сначала был молебен или акафист, потом проповедь. Потом было обсуждение проблем общины. Допускалась критика священноначалия и окружения предстоятеля УПЦ. Уже тогда я понимал, что это не совсем правильно, с учетом, что основу общины составляли женщины, и часть из них, экзальтированные. Они подхватывали и раздували тему, смакуя отдельные неблаговидные поступки и слова в гиперэмоциональной форме, подыгрывая батюшке.

Чтобы оказаться в мэйнстриме возмущений дорогого батюшки, допускалось неприкрытое осуждение, и это не порицалось. Если вдруг был праздник или день рождения батюшки, то читались целые хвалебные поэмы, оды, посвященные духовнику. А события в общине и ее дела в его отсутствие излагались так пафосно и с ненужными сентиментальными подробностями, что то, что можно было изложить за минуту, излагалось часа полтора, без преувеличения. «Заглядывания в рот» и подобострастие к отцу общины было просто бросающимся в глаза. И священник это принимал, и замечаний не делал.

И я начал постепенно прозревать. Священник заслонил этим людям Бога и сделался центром вселенной для общины. Они бы, конечно, стали это отрицать по уму. Но по сердцу… было видно обратное, и для этого не нужно обладать большой проницательностью. Конечно, люди молились Богу, а не «отцу». Это не значит стать на место Бога, а именно заслонить, когда все заботы и активность завязана на общину и интересы священника.

Я не выдержал, и один на один сказал духовнику, что это ненормально. Но мне был ответ, что нужно уважать особенности людей и их своеобразное выражение преданности. Сейчас я понимаю, что эти женщины обеспечивали сбор немалых пожертвований, и обрывать их пафос отцу не хотелось, может даже из прагматичных соображений.

Община в Киеве и спонсоры батюшки из других городов помогли ему построить хороший храм, как для глухого села Ростовской губернии. Храм внешне так себе, но внутри весь в позолоте, чисто каноническая роспись на золоте. Самые дотошные софринцы не придрались бы. Когда приехал епископ на освящение храма, вся дорога по пути шествия обильно посыпалась лепестками роз. На фоне беднейшего села это все выглядело очень помпезно и наворочено. И как-то излишне контрастно. Я понимаю, что для Бога посвящается лучшее, но для вымирающего села российской глубинки, с не сильно верующими людьми, это было в соблазн.

Когда я осознал то, что описал выше, я решил оставить общину. Это происходило на фоне начала исповеди у нынешнего духовника, когда я с оскоминой от прошлого опыта присматривался к словам и действиям отца Григория. Так сложилось, что дружить с отцом мы начали еще до моего поступления в семинарию, он был у меня на свадебном торжестве, и окончательный выбор произошел по «плодам», которые я мог наблюдать.

младостарецЧто касается первого духовника, то я описал только то, что оттолкнуло. А что привлекло к младостарцу? Прекрасное богословское (кандидат богословия) и светское образование, феноменальная память, мощные проповеди, безукоризненное и ревностное служение (даже с перебором), «каноничность» во всем, что касается церковности, дорогие и уникальные облачения, авторитарность. Был любимым преподавателем у многих академистов в КДА (они меня с ним и познакомили).

Пока я сам вгрызался в церковность фарисейской хваткой, меня все устраивало, и я очень скорбел, что духовник бросил Киев и уехал в Россию. Но просто жизненная мудрость и переоценка прошлого (в семинарию я поступил в 29,5 лет), привели к пониманию, что смысл веры не в длинных службах, канонических иконах и маргинальном отказе от ИНН.

Вообще, поражаюсь, что мощный интеллект взял и повелся на «печать антихриста», там где ее не было. Еще раз убедился, что при приходе антихриста, интеллект может быть обманут. Фарисейство антихристом может даже поддерживаться будет. Труднее будет обмануть твёрдую веру и любовь. И любовь в младостарчестве почти не встречается, хотя вера есть. По крайней мере такое соотношение этих качеств было в моем опыте наблюдений за явлением.

Суть младостарчества

По мере вростания в Христианство через Новый Завет, а не «предания старцев», я стал понимать, в чем корень младостарчества – в максимализме, ригоризме и фарисействе. К младостарчеству склонны самые ревностные представители священства. Причем, некоторые, могут быть хорошими проповедниками, умеющими зажечь сердце в ищущих Бога. Но, в силу фарисейства, могут сделать своих последователей хуже себя, по словам Спасителя. Это бывает потому, что младостарцы как бы считают себя достойными наставничества. Потому ожидают признания своего авторитета от обращенных, заслоняя Бога и Евангелие, ставя себя между верующим и Богом. Типа, слушай меня, и спасешься. Но, не имея в себе ничего от Духа, часто отдают предпочтение обучению человеческим заповедям. При этом, редко бывают ханжами. Требуя многого от других, сами это исполняют в избытке. Но очень часто бывают святошами и фарисеями, неукоснительно соблюдая преимущественно установления Предания. На расхождения с Писанием закрывают глаза.

Ревность, которая базируется на Новом Завете, совсем иного плана. Она пытается изучать и жить Писанием. А ревность младостарцев базируется на 90% на Предании и уверенности в непогрешимости Церкви. Младостарцы готовы устанавливать границы там, где их может провести только Бог. Они готовы наставлять каждого, кто попросит, опираясь на знания теории и скудный личный опыт, который они считают достаточным. Они берутся наставлять даже тех, кто их об этом не просит. Они принимают почитание самих себя через дары, избыточное уважение, готовность выполнить любое их благословение. Нередко пользуются другими людьми в личных целях, не просто бесплатно, а подталкивая к мысли, что услужив им, они служат Богу. Это так и было бы, но только тогда, когда человек делает услугу по собственной воле, а не благословению священника, духовный авторитет которого не понятен.

Таким образом, «молодой старец» – это священник, незаконно претендующий на духовное наставничество. Причем, ему не обязательно быть молодым по возрасту. Младостарцы бывают и пожилыми. Суть в том, что они, будучи молодыми по духовному возрасту, считают себя зрелыми и готовыми к духовному водительству любых прихожан, захожан и даже впервые встретившихся верующих. Короче говоря – это состояние духовной прелести у священнослужителей, которая сублимирует преимущественно в область навязчивого пастырства. Оно приводит к тому, что священник, вместо того, чтобы помогать идти к Богу, вынуждает топтаться на месте. Ведь на пути к Богу уже стоит он, собственной персоной загораживая духовное развитие, не давая верующему вырасти выше своего уровня.

Но немало людей именно таковых и ищут… А зачем?

«Клиентура» младостарцев

Под клиентурой младостарцев я буду подразумевать тех верующих, которые по каким либо причинам хотят именно такого «духовного» водительства либо его провоцируют своим отношением к священнику. Причины:

Традиционализм

Традиционалы считают, что любой священник имеет право наставничества. И любой священник даст совет правильный, поскольку если с верой обратиться к батюшке, то независимо от его духовности и мудрости, Бог не позволит ему дать вредный совет. Тех, кто так считает, немало. Священник, ощущая эту уверенность прихожан в его априорной непогрешимости, начинает давать все более линейные рекомендации и благословения. Результат – младостарчество батюшки и появление «дружной общины», где все на этой общине и замыкается. Такой результат не обязателен. Наблюдаю в Киеве дружную общину без младостарца. Но чаще встречается младостарческий вариант, даже если у священника есть только  склонность к авторитаризму, когда он не является классическим младостарцем.

И что значит «с верой»? Господь говорил, что если иметь веру с горчичное зерно, то можно приказать горе рухнуть в море, и она рухнет. Не проверяли свою веру, господа? Вам прямая дорога в Крым (правда он окупирован), ну или на Кавказ. Подходите к горе, и приказываете ей прыгнуть в море. Шо, не прыгает? Ну тогда и не надо рассчитывать, что Господь будет ради вас нарушать свободу священника, давая через его слабую духовность правильный ответ для вас. Какая вера, таков и совет. Если вы не то, что гору не обрушили, а даже не двинули верой мобильный телефон по столу, то апелляцию «если с верой», оставьте себе в качестве людского мудрования. А для духовных советов выбирайте наставника с учетом того, что не каждый получает талант к пастырству. Далеко не каждый. Большинство не получает, а служит и занимается требоисполнительством. И те, кто активно берутся за духовное водительство, часто оказываются младостарцами.

Потому лучше пользоваться советом святителя Игнатия Брянчанинова. В его времена еще встречались духовные наставники. Но и он говорит, что их практически нет. И советует в духовные наставники взять себе Евангелие. Подчеркиваю, это не мой совет. Хотя я согласен с ним всем сердцем и умом. Евангелием можно даже проверять советы приходского духовника. С помощью Евангелия можно выбрать духовника, если в этом есть потребность. А не пребывать в уверенности по поводу способностей к пастырству каждого священника (по теории из Катехизиса), закрывая глаза на реальное положение вещей в церкви и подлинное состояние духовенства.

Неопытность и боязнь духовных проб

Неофиты, как и я в свое время, часто соглашаются на авторитарность и четкость заповедей человеческих от руководителя, не имея опыта самостоятельности и не понимая задач спасения. Религия вообще и религиозность человека, ведущая к спасению – это огромная глыба знаний и практик, со смутной целью для обретшего веру на старте поисков Бога. И первое время бывает желание хоть на что-то конкретное опереться. И младостарцы дают сразу несколько чисто конкретных «опор», которые создают ощущение востребованной Богом деятельности религиозного характера. Причем, дают, как власть имеющие вами руководить. Самое опасное в этом – принуждение к послушанию, когда «послушник» слушается и исполняет человеческое, а не спасительное от Бога. Просто его духовник-младостарец не может брать на духовное послушание априори. Но пока ты неофит, набиваешь «шишки» вместе с младостарцем. И когда они начинают зудеть и болеть, приходится их лечить. И те кто, вылечился, поняли, что не к тому попали. И по «лекарствам» начинают понимать, что именно нужно, чтобы не пришлось снова ими пользоваться.

У более зрелых христиан возникает иной повод искать водительства и нарваться на младостарчество. Уже немного освоившись в церковной жизни, приходит понимание, что нужно отказываться от фарисейства, учиться молиться, изменяться в лучшую сторону, бороться с грехами и страстями, учиться любви к Богу и ближнему. Человек боится самостоятельно приступить к этим трудам, ищет авторитет духовный, который ему позволил бы меньше опасаться радикальных последствий духовных ошибок. Ведь, начитавшись духовных отцов-аскетов, у всех глаза от страха по пять копеек, по поводу рассказов, как можно попасть в бесовскую западню, и пропасть душою навеки. А так, вот заведу духовника, и буду спасаться под духовным руководством.

Мысль и постановка вопроса правильная, если исходить из духовного руководства, которое подразумевали те же отцы-аскеты. И касались эти наставления монахов в тех веках, когда опытных старцев было даже по несколько на один монастырь. Миряне же даже тогда крайне редко были под водительством монастырских старцев, а больше приезжали за отдельными духовными советами в моменты жизненного выбора. Сейчас же, хоть шаром покати, но не сыскать старцев в России и Украине. Есть неции, похожие на старцев, но не старцы. Потому, верна только постановка проблемы спасения под духовным руководством. Реальная жизнь показывает полный провал апробации монастырских практик прошлого на сегодняшних мирянах.

Но так хочется, чтоб все было по традиции. И тут знакомый верующий говорит, что в тридевятой епархии, тридесятом приходе есть очень духовный батюшка. Всем дает советы, расписывает правила подвижнические и постовые, «каждому по силам», и народ спасается, аж Небо видит. Но когда такая активность у белого священника, то вероятность нарваться на младостарца возрастает многократно. И вместо получения духовного руководства можно получить фарисейское натаскивание на монашеские практики, спроецированные на мирян. И человек получает вместо духовного роста, хождение по кругу вокруг «духовника». А мог бы, опираясь на Новый Завет, идти вперед.

Ошибались в отношении себя и других и опытные наставники, ошибаются в советах и наши приходские пастыри. Но личная ошибка не ведет к попыткам переложить вину на чужие плечи. Это я ошибся и прошу у Бога, а не человека помощи. И Он поможет, даже по слабой вере. Примеры есть в Радостной Вести. Не надо бояться пробовать духовные практики, если они рекомендованы духовными авторитетами для мирян современности (типа митр. Антония Сурожского или преп Порфирия Кавсокаливита), и согласуются с духом Нового Завета. Только если вы собрались практиковать по ревности (часто не по разуму) монашеские практики прошлого, то конечно нужен духовный монах-наставник. Приходской священник не подойдет. Если же цель спастись от ада и быть оправданным на суде Христом, то уподобления Христу и апостолам по Новому Завету будет достаточно. И как к этому приступить, есть в книгах современных духоносцев и в самом Евангелии.

Я планирую резюмировать этот цикл статей подобным материалом, и материалом о том, как подойти к выбору наставника, если верующий так боится довериться непосредственно Христу и Его Радостной Вести. Но личный непродолжительный опыт религиозности после духовного стартапа, это не повод бросаться под духовное водительство младостарцу или первому встречному священнику без понимания его пастырской зрелости. Только потому, что вам страшно взять немного ответственности на себя.

Безответственность как несамостоятельность

У меня есть реальные знакомые, которые обращаются за советом по любому вопросу, не только духовному. Причем вопросов недуховного плана на порядок больше, чем духовных. Это вопросы имущественные, социальные, семейные. И священник во все вникает и раздает благословения и твердые рекомендации.

Доходит до курьезных мелочей в стиле проблем Госдумы России по поводу женского кружевного синтетического белья или еды из деревянной посуды. Такая мелочность приводит к тому, что священник оказывается тотальным руководителем многих семей по всему спектру проблем. Естественно, он нарабатывает огромный опыт, благодаря успешным и ошибочным рекомендациям, плоды которых, надеюсь, анализирует. Но это же культивирует в нем властолюбие и тщеславие. Причем, обязательно. Поскольку духовный пастырь никогда не стал бы влезать в мелочные вопросы быта, а тем более решать имущественные споры, как Господь ответил спорящему со своим братом за имущество: «Кто Меня поставил над вами судьёй?». Хотя Господь как раз бы смог, но не взялся. А батюшки берутся, аж дым стоит.

В ответ на такое навязывание тотального руководства верующими священнику, «отцы» входят во вкус, и начинают делать благословения типа: надо искать новую работу, на этой тебе мало платят. Или советуют, в какой вуз поступать ребенку, и в какой стране (лучше в Германию или Великобританию). Причем, это уже их инициатива, никто их об этом не спрашивал. А все потому, что сами «духовные чада» приучили их к тому, что «отцы» решают всё. И становятся младостарцами под давлением безответственности пасомых.

Безответственность как самооправдание

Духовная практика – это риск ошибки. И безответственность может толкать к попыткам переложить ответственность на плечи священника. Людей, боящихся ответственности, очень много на планете, и в среде верующих, в том числе. Если психологически человек не готов нести ответственность, то он найдет себе младостарца и получит духовный комфорт и источник самооправдания.

Действительно, кроме боязни сделать ошибку в духовной практике, поиск наставника может на глубинном уровне быть желанием оправдаться. Если есть все шансы по характеру земной жизни оказаться на Суде в состоянии отсутствия любви, при зашкаливании фарисейства, то всегда можно будет оправдаться, если четко выполнял благословения духовника. «Господи, так я же это делал по благословению вон того священника, который по Твоей Воле оказался на этом приходе. Я его слушал и проявлял послушание его благословениям, хотя иногда и понимал, что они не имеют отношения к Евангелию и к любви. Но послушание и смирение – первые ступени духовной лествицы по учению святых отцов, которых святыми признала Твоя Церковь. Вот я и слушался, отказываясь реально смотреть на вещи, и веря, что ничего плохого мне не посоветует никто, раз все по Твоей Воле.»

Рассуждения, подобные этим, логичны, но смахивают на оправдания Адама, когда виновата Ева (духовник), и Бог, который дал Еву (допустил хиротонию священника). Ну и они, эти оправдания, по своей сути есть клубок из грехов гордости, ненависти и осуждения. Потому, если мотив в этом, то лучше взять в руководители Евангелие, при отсутствии духовного наставника, чем искать чужую шею для своей ответственности. Господь смотрит на сердце человека, потому отмазки и оправдания на Суде не прокатят.

Давление авторитетом

Поссорились муж с женой, оба – православные. Муж идет к неопытному священнику-младостарцу, и под «правильным» углом рассказывает проблему, где он совершенно точно прав. Учитывая, что священник не опытен и тоже является мужчиной, то он легко «подталкивается» к тому благословению, которое мужу как раз и нужно. Это дает мощнейший инструмент самооправдания и давления авторитетом пастыря. Особенно, если и для другой стороны споре мнение священника весьма авторитетно. Тогда можно как красной тряпкой перед носом махать оправданием: «А мне так духовник благословил, и мне по барабану, что ты считаешь иначе!» Даже если потом священник, услышав другую сторону, поймет, что ляпнул сгоряча и оказался подставленным, самолюбие младостарца может не позволить изменить рекомендацию.

Подобное может случиться и с не младостарцем, но мудрый священник изменит рекомендацию, и извлечет на будущее урок. Извлечь урок может и младостарец, но некоторые рекомендации могут быть настолько радикальны, что могут привести к расколу в семье. И даже к уходу из церкви обиженной стороны. Иоанн Златоуст утверждал, что если по вине священника, хоть один человек получит соблазн и в результате оставит веру, то этот священник не спасется. Потому пастырство от младостарца опасно и для него самого и для тех, кем он взялся руководить. Особенно, когда его подставляют, прикрывшись авторитетом его митры.

Результат у приведенного примера может быть, при отсутствии смирения у жены, весьма плачевным, вплоть до отказа выполнять благословение и дальше духовно окормляться у священника. Но даже если есть смирение, то будет осадок несправедливости, который будет ассоциироваться со священником и храмом. И во что это может разрастись, никому не известно. Потому в семьях лучше все решать самим, без вмешательства благословений духовника. Особенно, если духовник – младостарец, и пытается вас мирить.

Например, мой духовник, последние годы показывает мне корень проблем – отсутствие любви в моем поведении и мотивах. Показывает, где я оказался провокатором проблемы, и рекомендует исправляться в определенных направлениях. И если стану в этом совершеннее, то вот именно эти моменты уйдут сами по себе, Господь их уврачует и я сам. Но он не пытается встретиться с моей женой, или вызвать ее на беседу и выступить миротворцем. Он именно духовный наставник для моей личности, который требует меняться в лучшую сторону мне самому, и не пытается «нагнуть» пропорционально и меня и окружающих, как делают младостарцы.

Это ключевой момент. Младостарцы решают проблемы пасомых в светском стиле, когда младостарец становится судьёй для нескольких субъектов, исходя из мыслимого им априорного права судить. Но, с учетом его крайней ограниченности, принять духовно верное решение ему не под силу, и суд происходит с решением симптоматики проблемы, тогда как причина не врачуется и проблемы подобного плана будут возникать и далее. Духовный же наставник может дать совет, выполнив который и наступив на горло самолюбию или принудив себя измениться в сторону доброты, у подобных проблем исчезнет причина. Хотя, сделать это с собой всегда сложнее, чем получив четкие директивы, закрыть сиюминутную проблему. Но это и отличает духовное от мирского, и настоящего духовника от младостарца или просто неопытного священника, которого втащили в разрешение спора, оперевшись на его авторитет, и придавив им.

 

Таким образом, подытожив, можно сказать, что младостарцы берутся за решении любых проблем, часто давая четкие рекомендации, что и как делать. Не в форме совета, а в форме безапелляционного благословения. Они берутся выступать судьями и миротворцами, даже захватывая в свои решения судьбы людей, которые не имеют к ним и их мнимому авторитету никакого отношения. Вследствие привычки работать с феноменами явлений, часто не способны на духовный индивидуальный совет, допуская подмены духовного на нравственное. Если вы, с опытом, стали это замечать в своем духовнике, и чувствуете готовность брать ответственность на себя, то лучше оставить такого священника и, либо найти мудрого духовного наставника, либо обратиться к Евангелию, как наставнику. Иначе, с какого-то момента вашего духовного взросления, младостарец-наставник станет для вас тормозом, часто не понимая сути ваших вопросов. Но если и поймет, то либо даст вам ответ из монашеской теории, которой пропитано все духовное в Православии, либо отшлёт к церковной массовой практике, из которой вы уже выросли. Это не поможет вам, а только запутает. Значит это не духовный наставник и им быть не может. Значит, вам он уже не нужен в виде приходского священника. Может, пришла очередь Христа, через Евангелие. И такое может быть.

 

Это сложная духовная дилемма: искать духовно мудрого наставника или обращаться за советом к Радостной вести. На этой проблеме, более подробно остановлюсь в одной из следующих работ. Но если вы оказались в состоянии идентифицировать наставника, как младостарца, то вы его переросли, и его стоит оставить. Говорю из своего опыта. Пока я не понял сам несоответствия младостарчества духу Евангелия, у меня мыслей не возникало оставить водительство первым духовником. Но если смогли понять и осмыслить фарисейство в наставлениях, то значит для вас пришло время «next level».

 

Часть 1 Цикла о духовнике и пасомых. Духовник: определение

Часть 2 Цикла о духовнике и пасомых. Об “автоматическом” авторитете священника

Часть 3 Цикла о духовнике и пасомых. “И отцом никого на земле не зовите”

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Брусиловский Александр
    Гость
    20:42 14.09.2014

    Хорошая, правильная статья.

    Небольшой кусочек – непонятен:

    Цитата:

    ” Значит это не духовный наставник и им быть не может. Значит, вам он уже не нужен в виде приходского священника”

    По-моему, приходским, т.е. священником, который вполне может разрешить от грехов или причастить – он вполне может оставаться, при том, что духовно окормляться можно или у другого и самостоятельно. (Например, если рядом только один храм и тот единственный священник). Или под словом “приходским ” подразумевалось иное ?

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    21:21 14.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не нужен в качестве наставника при разделении на духовника, как духовного водителя и исповедника на исповеди. Понимая, что это очень важный момент, об этом следующая статья, которая уже наполовину написана. Выйдет либо завтра вечером, либо во вторник ночью.


  3. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Гермиона
    Местный
    08:31 15.09.2014 / Мнений — 1 / Статей — 0 / Дата регистрации — 26.06.2014

    День добрый всем!

    Читаю ваш замечательный сайт понемногу, с интересом и часто с узнаванием себя, своего пути в Церкви.
    Захотелось поделиться недавно прочитанным. Хотя о Ветхом Завете, но мне кажется, многие наши беды в том, цто мы от ветхозаветности не ушли далеко, несмотря на Благую Весть. Так вот, книга Ричарда Эллиота Фридмана “Кто написал Библию”. В книге разбирается только Пятикнижие, показывается на примерах авторство 4-х различных источников. Стали ясны и понятны повторы, нестыковки в Ветхом Завете. Особенно интересно про жертвоприношения. Если патриархи , начиная еще с сыновей Адама, приносили жертвы, то во времена Царства и Храма четко сказано: приносить жертвы можно только в одном месте, в Храме.

    И вот мы, 3 тысячи лет спустя, 2 тысячи лет после слов Христа, сказанных самарянке, что можно будет молиться Богу в любом месте, в духе и истине, мы связаны правилами, преданиями, и т.д., не стоим в свободе, а отсекаем свою волю, а порой и голову. Хорошо что я нашла людей, которые голову не сняли вместе с шапкой, а размышляют.

    Как пишет Фрэнк Шейфер (православный писатель, публицист, воспитанный в протестантской общине), если Иисус – Бог, то надо читать Библию через призму его слов, его действий. Я бы добавила – и предание тоже. Шейфер пишет, что евангелисты затмили Бога – Библией, и делают все для того, чтобы состыковать нестыкуемое, оправдать то что оправдать невозможно, и т.д. Мне кажется, что у православных место Библии занимает Церковь. Очень хочется, чтобы Церковь жила, не застывала в форме, не стесняла мысль, инициативу, поиск людей, которые ее же и составляют.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:19 15.09.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Уже второй месяц имею гораздо большую нагрузку, так что не получается сразу отвечать.
    Спасибо, Гермиона, за положительные отзывы по сайту. Рад, что есть единомышленники, и что моя писанина находит отклик.
    С тем, что вы написали, согласен на 200%. Действительно, некоторые не понимают, что значит изучать Писание. Мне даже задавали вопрос, после поверхностного прочтения, типа, ну что в Евангелиях такого? Ну ходил, исцелял, учил. Так и другие пророки мира делали подобное. Ответил, по сути, как ваш Шейфер, только немного другими словами.
    Насчет “заслонок” Бога, это есть у всех. Укого Церковь, у кого Библия, у кого – духовник, а у кого – Святая Русь (банальный национализм). Но все же,заслонка в виде Нового Завета не чадит человеческими заповедями, как Церковная система, базирующаяся на 95% на Предании. Евангельские христиане просто не все готовы к более сложному, к поиску Бога в молитве, о чем учит митр Антоний Сурожский. И заменяют штудированием Нового Завета. Есть в этом свои опасности, которые наблюдаю по своим родственникам во Львове – свидетелям Иеговы. Прекрасное знание текста надмевает, особенно, когда некоторые истины перекручены. Потому и наплодилось куча сект, которые отличаются разным пониманием Нового Завета. Но чуть-чуть разное понимание (не иеговизм), не помешает развить любовь. А вот православное фарисейство помешает однозначно.
    Для меня понимание Писания православными отцами и толкователями – эталон. Православная догматика – воплощение Христианского предмета веры. Но церковная практика – прогрессирующее фарисейство.
    Цикл о духовнике еще не закончен. Когда закончу, тогда приму для себя определенные установки и буду им следовать. Так постепенно надо разобраться, куда идти к Богу, а не в ошиваться в церковных институциях.
    —-
    Предлагаю, если будет настрой, стать блоггером на сайте, став модератором. Может начнете с блог-постов (нынешние дискуссии), а может и напишите свое видение в статьях. Как почувствуете. Но на этом ресурсе всегда буду рад мыслям и наблюдениям единомышленников. А единомышленников всегда немного, если вышел за пределы Системы. Если согласитесь, черкните. Разобраться с Вордпрессом не сложно. Поднять вас до модератора – два клика. Даже если напишите раз в квартал или пол года, и то нормально. У меня таких авторов аж трое.


  5. Предупреждений - 0
    Карл
    Гость
    12:08 22.05.2015

    Думаю в наше время их очень мало,можно сказать их вообще нет.И если они есть,то их найти не так просто.Я по болезни окормлялся у одного монашествующего,так там такой царь -батюшка,что и слово поперек не скажи.Он только говорит ,а ты слушай и исполняй,ну и у такого в монастыре 2 человека покончили жизнь самоубийством,лжет,говорит одно делает совсем другое,мне лично наобещал,что все будет хорошо,но только нужно проявить терпение,вот 6 лет его проявлял,а когда надоело проявлять,то спросил по существу,вот тут то и открылось,оказывается ,что в миру мне жить то и нельзя,начал уговаривать,потом запугивать,потом шантажировать.Понимаете вот такие молитвенники есть.Я все думаю ,а кто мне мои годы вернет?и решил этого человека обличить,написал письмо,а он его даже не читал,решил звонить ,еле дозвонился,а тот такое смирение выказал,что ах!Монах не может выслушать свои же слова,а потом и сам на тебя кидается,вот такое смирение,конечно это все лжедуховники,я не знаю почему такие стоят у руля,это бессовестные люди и безответственные.Сколько читал статей о них и просто поражаюсь над доверчивыми людьми,очень жаль когда молодые люди приходят брать благословение на брак,а их заставляют идти в монастырь,да и много других случаев.Не ходите вообще к ним,это не есть Боги,понимаете!Они уже так возгордились,что для них человек простой ,просто ничего не значащая личность,поверьте,это от властолюбия,дали им руководящую должность,вот они и разгулялись не по делу.Если молодые любят друг друга и родители с обеих сторон не против,то это и есть благословение свыше,в моем опыте болезнь вынудила обратиться к таким вот лжедуховникам,и ведь с больными так поступают,обещают и не выполняют,гнобят,запугивают, натурально жизни ломают.Их первый признак ,лжедуховничества,это то ,что он все знает о вас,потом знает как с тобой поступить,обещает,но это все для того ,что бы вас заманить к себе,но естественно все это обман.Да и больше доверяйте литературе,чем таким вот (старцам).Старцев вы сейчас не найдете,если они есть их имена не на виду ,поступайте как сердце ваше подсказывает.Но самое главное,что высшее духовенство,не предпринимает никаких действий по выявлению таких вот случаев,а люди пишут,но всем видимо давно уже плевать.Осторожнее нужно быть, в наше время.Не доверяйте свои жизни кому попало!

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:12 22.11.2015 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вот пример младостарца. Просто супер. Полторы минуты «наслаждения» от самолюбования «старца» 


  7. Предупреждений - 0
    Лена
    Гость
    07:32 04.03.2017

    Какой же протоиерей Артемий младостарец.Ему уже к 60 годам!))


  8. Предупреждений - 0
    Светлана
    Гость
    23:14 01.06.2017

    Видео, если быть откровенным со своей душой, произвело противное впечатление. Какая то фальшивая маска. Как то всё слишком сладко, что аж приторно. Одна лесть медовая. Хочется видеть настоящее, человеческое

    «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. — Они не заботятся, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливой доверчивостью… Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню». (Игнатий Брянчанинов, еп. О жительстве по совету // Сочинения. СПб., 1905. Т. 5. С. 77.)

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


× три = 9