Как верующих развернуть к главному

30.01.2014 / / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

prichastye_1В одной из своих первых статей, я высказал идею, как нужно сделать, чтоб находящиеся на Литургии причащались по максимуму и постоянно. Чтоб не ходили лобызать греческие святыни сомнительного происхождения, и не зацикливались на возжжении максимально толстой свечи вон у той «намоленой» иконы, а выравнивали свои пути перед Господом в Евхаристии и покаянии.

Чтобы не прыгать по ссылкам и не искать нужное место, приведу выдержку из той статьи «Исповедь и пост перед причастием как «предание старцев»:

И даже тем, кто редко причащается, не вижу смысла исповедь ставить обязаловкой ко причастию. Дайте человеку соединиться со Христом, пусть он получит духовную пищу, и он может и сам прийдёт на исповедь, без принуждения. Поскольку обязательной исповедью мы принуждаем к действию, к которому не готова совесть. И батюшка получает грехи, написанные на бумажке, а Церковь Христова получает ещё одного фарисея с магическими представлениями о таинствах и Литургии.

Единственно, что нужно обязательно, это дать понятие, к чему человек подходит и Чего причащается. В храме есть постоянные прихожане, редко приходящие и пришедшие впервые (ну или приходящие два раза в год – посвятить паски и за святой водой). После учёбы в семинарии, я понял, что большинство постоянных прихожан, даже весьма толковых, неверно «рассуждают о чаше». Если бы я был священником, я бы подготовил массово листовку с внятным и простым изложением сути причастия и его назначения как старта борьбы с греховными наклонностями. И закончил бы его призывом каждому проверить свою совесть на внутренне желание борьбы со злом в себе, которое будет проходить в покаянии и исповеди. И всех, кто участвовал в Литургии и согласился с «рассуждением о чаше», причащал бы не сомневаясь, уповая на Бога в его промысле в отношении причастившихся.

Первый раз я дал бы листовку всем. После пения «Отче наш» до причастия времени достаточно, чтобы прочитать её и понять, что значит «недостойно» и что значит «рассуждая о чаше». Со временем, берущих листовок было бы всё меньше (только новички), а причащающихся всё больше. И священник бы знал, что он не отнимает ни у кого его радость, которую ОБЯЗАН как служитель Христов преподавать всем крещённым участникам «Общего дела» — Литургии. Думаю, это ближе к духу Радостной Вести, чем отталкивать от «Лекарства» явно больных.

Так вот, мотив этой статьи выделен полужирным шрифтом. Этот же мотив неоднократно подчёркивался в моём евхаристическом цикле статей, который завершён концептуально последней статьёй от 22 января. Эта работа, которую Вы сейчас читаете, оказывается своеобразным прикладным дополнением к циклу и обещанию разработать листовку, которую решил назвать Памяткой о Причастии.

Евхаристический цикл статей на “Экс-фарисее”:

1.Категории и терминология теофании, евхаристии и троичности

2.Аргументы “за” Евхаристию по-“халкидонски”

3.Аргументы в пользу пресуществления

4.Аспект человечества Христа в евхаристических спорах

5.Тело и Кровь Христовы: предмет веры

Приступая к написанию памятки, руководствовался следующими требованиями:

  • На прочтение памятки должно уйти не более 5 минут
  • Максимальный уход от сложных богословских терминов и максимально простой язык
  • В Памятке должны быть ответы на вопросы: «Что это?», «Зачем это нужно?» и «Что для этого нужно сделать?»
  • Памятка должна предостерегать от участия без веры и от магического восприятия последствий
  • Памятка должна включить минимальную молитвенную подготовку, чтоб не вынуждать человека покупать молитвослов
  • Объём – не более одной страницы.

Понятное дело, что составленная памятка – не епархиальный циркуляр. Это пример. Нужен чисто для тех священников, кто желает поставить Евхаристию во главу угла духовной жизни своих духовных детей или всего прихода, и ещё руки не дошли до такого пособия. И тут, «Экс-фарисей» – в помощь))). Ниже расположен сам материал. От критики священства не откажусь, даже буду благодарен.

 

Памятка о Причастии, пришедшему на Литургию

 

Любая Литургия у христиан заканчивается Причастием всех крещённых верующих, называемых верными. Верные – это обязательно крещёные православные, которые минимум – раз в неделю бывают на Литургиях, исповедуются не реже раза в месяц, а причащаются – ещё чаще.

Если Вы не узнали себя в характеристике «верных христиан», то прежде чем стать в очередь на причастие в конце Литургии, вы должны проверить себя на готовность участия в Великом церковном таинстве. Если вы причаститесь без понимания, «за компанию», можете получить осуждение от Бога, а не пользу для себя.

О сути таинства Евхаристии (Причастия). В кульминации Литургии, как общего служения священника и присутствующих молящихся в храме, происходит преложение (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. При этом, зрительные и вкусовые качества хлеба и вина остаются теми же. Действие осуществляется Духом Святым по образу воплощения Господа Иисуса Христа от Девы Марии непостижимо для человеческого ума. Познание этого действия невозможно, это предмет нашей веры. Без искренней веры в преложение к чаше подходить не стоит. Апостол Павел предупреждает о том, что те, кто подходит к Чаше без понимания и веры («недостойно»), относясь к происходящему как к символу, будут осуждены, и даже могут реально заболеть.

О назначении таинства. В таинстве происходит прощение грехов, в которых человек искренне раскаивается, но не происходит пожизненного избавления от них. Приняв в себя Тело и Кровь Христа, мы встраиваемся в единый организм, называемый Телом Христовым – Церковью. И, наконец, имея в себе встроенные в нас частицы совершенной телесности Богочеловека, мы получаем помощь в борьбе со своими дурными наклонностями и страстями. Если у Вас нет внутреннего желания бороться со страстями и воспитывать в себе любовь к Богу и ближнему, то и причастие становится бессмысленным. Категорически вредно думать, что участие в таинстве «зарядит» вас энергией, улучшит ваше физическое здоровье, избавит от влияния бесов и ведьм, и т.п.

Условия участия в таинстве. Если Вы давно не были в храме, исповедовались более трёх месяцев назад или совершили тяжкие, тяготящие вашу душу грехи, то исповедь перед причастием обязательна. Где именно происходит исповедь в храме можно поинтересоваться у выдающих данную Памятку. Так же обязателен 6-часовый пост перед причастием – исключается еда, любое питьё и курение, а также действия, которые несовместимы с понятиями духовной подготовки и благоговения, типа азартные игры или просмотр сцен насилия. За сутки до причастия исключаются супружеские отношения. Если в субботу вечером было обильное употребление алкоголя, то от причастия лучше воздержаться. Пост не требуется для детей до 7 лет.

Если Вы выполнили эти минимальные условия, духовно настраивайтесь на причастие. Пока стоите в очереди к Чаше, предельно внимательно, вознося Богу каждое слово, не отвлекаясь на посторонние мысли, помолитесь Богу словами святителя Иоанна Златоуста:

Боже, прости мне согрешения мои, которыми я пред Тобою согрешил: словом, делом, помышлением, по собственной воле или невольно, сознательно или по неведению. Всё мне прости по Своему человеколюбию, и по молитвам пречистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и святых Сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших, дай и мне принять не в осуждение святое и пречистое Твоё Тело и драгоценную Кровь Твою, но в исцеление души и тела, и во очищение злых моих помышлений. Тебе же подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне, и навсегда. Аминь.

После этого, с надеждой и верой в любовь Бога и Его помощь, и с чувством своего недостоинства, приступайте к Чаше. При подходе к Чаше можно молиться о помощи Божьей после Причастия в духовной борьбе против тех греховных наклонностей, в которых раскаялись на исповеди и с которыми твёрдо решили бороться.

Памятка о Причастии, пришедшему на Литургию

(попытка упрощения)

Любая Литургия у христиан заканчивается Причастием верующих, называемых верными. Верные – это обязательно крещёные православные, которые минимум – раз в неделю бывают на Литургиях, исповедуются не реже раза в месяц, а причащаются – ещё чаще.

Если Вы по совести понимаете, что не можете назвать себя «верным христианином», не понимаете смысла таинства и никак не готовились к нему, то не становитесь в очередь «за компанию» с остальными. За такое отношение можно получить осуждение от Бога, а не духовную пользу для себя.

О сути таинства Евхаристии (Причастия). В конце Литургии происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. При этом, зрительные и вкусовые качества хлеба и вина остаются теми же. Действие осуществляется Духом Святым таким же образом, как и воплощение Сына Божьего, непостижимо для человеческого ума. Понимание человеком этого действия невозможно. Апостол Павел предупреждает о том, что те, кто подходит к Чаше без понимания и веры («недостойно»), относясь к происходящему как к символу, будут осуждены, и даже могут реально заболеть.

О назначении таинства. В таинстве происходит прощение грехов, в которых человек искренне раскаивается, но не происходит пожизненного избавления от них. Приняв в себя Тело и Кровь Христа, мы становимся частью Его Тела, которое и есть Церковь. Приняв в себя безгрешной и совершенной плоти Господа, мы получаем помощь в борьбе со своими дурными наклонностями и страстями. Если у Вас нет внутреннего желания бороться с грехом, и воспитывать в себе любовь к Богу и ближнему, то и причастие становится бессмысленным. Крайне вредно думать, что участие в таинстве «зарядит» вас энергией, улучшит ваше физическое здоровье, избавит от влияния бесов и ведьм, и т.п.

Условия участия в таинстве. Если Вы давно не были в храме, исповедовались более трёх месяцев назад или совершили тяжкие, тяготящие вашу душу грехи, то исповедь перед причастием обязательна. Где именно происходит исповедь в храме можно поинтересоваться у выдающих данную Памятку. Также обязателен 6-часовой пост – исключается любая еда и питьё, курение, а также действия, которые несовместимы с понятиями духовной подготовки и благоговения, например, азартные игры или просмотр сцен насилия и т.п. За сутки до причастия исключаются супружеские отношения. Если в субботу вечером было обильное употребление алкоголя или наркотиков, то от причастия лучше воздержаться. Пост не требуется для детей до 7 лет.

Если Вы выполнили эти минимальные условия, духовно настраивайтесь на причастие. Пока стоите в очереди к Чаше, предельно внимательно, вознося Богу каждое слово, не отвлекаясь на посторонние мысли, помолитесь Богу словами святителя Иоанна Златоуста:

Боже, прости мне согрешения мои, которыми я пред Тобою согрешил: словом, делом, помышлением, по собственной воле или невольно, сознательно или по неведению. Всё мне прости по Своему человеколюбию, и по молитвам пречистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и святых Сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших, дай и мне принять не в осуждение святое и пречистое Твоё Тело и драгоценную Кровь Твою, но в исцеление души и тела, и во очищение злых моих помышлений. Тебе же подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне, и навсегда. Аминь.

После этого, с надеждой и верой в любовь Бога и Его помощь, и с чувством своего недостоинства, приступайте к Чаше. При подходе к Чаше можно молиться о помощи Божьей после Причастия в духовной борьбе против тех греховных наклонностей, в которых раскаивались на исповеди и с которыми твёрдо решили бороться.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    12:12 30.01.2014

    Т.е., вечером накатил водочки, закусил мяском, 6 часов перерыва и на причастие. Смело, может и правильно в целом, но если вечером накачался водкой, то хоть и не вкушал ничего 6 часов, то на причастие идти с перегаром неправильно. Это, мне кажется надо уточнить. В остальном, мне очень понравилось. Надо будет так сделать, если приходские старцы и старицы не посчитают за обновленчество)))).

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:30 30.01.2014 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Спасибо за критику. Отмечание накануне вечером с алкоголем учёл. А вот мясо тут не при чём. И вы как священник, это прекрасно знаете. А священник, это не сверхчеловек. Что можно священнику, то можно и мирянину. Кстати, священников, служащих Литургию с перегаром после вчерашнего отмечания немало. Перегар не помеха желающему бороться. А нежелающему и без перегара ничем не поможет. Но благочестиво всё же воздержаться. Если же выпил немного, гораздо меньше “нормы”, то участию в таинстве это не помеха.


  3. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    15:39 30.01.2014

    Памятку надо сократить и написать еще понятнее и проще. А в остальном очень хорошо.
    Пока это не станет повсеместной практикой, писать критику на очереди к мощам некорректно.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:08 30.01.2014 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Спасибо, я подумаю. Если получится сократить и упонятнить))), то вставлю прямо здесь же укороченный вариант. Хотя с другой стороны, сокращать – не расширять. Может священники, которым это понравится, могут сами подкорректировать и сократить. Было бы что сокращать)))

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:11 31.01.2014 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Попытался упростить. Упрощённый материал добавил. Местами получилось и сократить немного. В целом, изначально продуманный материал, засевший в голове давно, усушку и утряску трудно допускает. Нужен свежий взгляд, если это не подходит.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


семь − = 4