Категории и терминология теофании, евхаристии и троичности

03.01.2014 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Неопределённость моей позиции в статье «Осипов» по евхаристии подвигла подготовить материал о моём видении разрешения конфликта воззрений на проблему образа и механизма преложения евхаристических даров в Тело и Кровь Иисуса Христа. В текущем состоянии антагонизма находятся: позиция проф.Осипова о «халкидонском» преложении даров и позиция его противников, исповедующих пресуществление, которое Осипов считает латинизированным воззрением.

Но начав писать, возникла потребность детерминировать использование понятий и категорий, закрепив за ними определённые смыслы и нагрузки. Дело в том, что часть западных богословов использовала слово преложение, а часть восточных – пресуществление. Т.е., нет в категории «пресуществление» ничего чисто католического. Но в рамках этой статьи мы умышленно «нагрузим» категории чисто конкретным смыслом, чтоб не делать оговорки терминологического плана.

Далее, объясняя католическую или «халкидонскую» формулу, нужно пользоваться философской терминологией и категориями бытия сущего. В их использовании есть следующие нюансы:

  • В базе используется аристотелевская терминология.
  • В патристической традиции возникают частные особенности использования определённых терминов из-за влияния работ неоплатоников (сущность и ипостась), а также рождение производных категорий (личность, индивидуальность).
  • В восточной и западной традиции возникают заметные отличия в использовании терминов и их значений, иногда, до противоположного (ипостась и субстанция), что обусловлено различиями воззрений на первичность.
  • Читатели, изучавшие философию в вузах, часто более знакомы с терминологией более поздних философов, потому возникла потребность в установлении преемственности понятий, например, природа/сущность/вещь-в-себе/ноумен/субстанция(католическая).

Категории бытия:

Внесубстанциональные формы – сущности, не предусматривающие наличие субстанции (пространство, время и движение).

Субстанция – это то, что существует самостоятельно, само по себе. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. В дуалистической системе можно говорить о наличии двух видов субстанции: нетварной (чистый и простой Дух) и тварной (всё остальное творение, включая духовных существ). Есть вариант и более материалистический и нехристианский вариант раздвоения субстанции на духовную (Бог, душа человека, ангелы) и субстанцию или субстрат материального мира (типа основы для набора фундаментальных частиц). Можно сказать, что подложка материи есть субстанция. Материя может менять формы своего бытия, но её субстанция неизменна для всех этих форм. Материя в нашем мире – это элементарный, а может. и фундаментальный уровень, а субстанция – подложка фундаментального.  Наиболее, на наш взгляд, соответствующий христианскому взгляду на субстанцию это тройственность субстанции:

  1. Субстанция нетварная Божественной природы
  2. Тварная духовная субстанция Неба, ангелов и душ людей
  3. Тварная субстанция нашей вселенной, включая тела людей

Природа – вторая категория сущностей у Аристотеля. Сущность Бога, человека, лошади и т.д. В таком смысле, сущность и природа часто оказываются синонимами.

Сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия, конституирующий его определённость. Проще говоря, что-то типа внутренней конституции вещи, явления, живой твари и даже Бога. По другому, сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.

Но бывают ситуации, когда природа и сущность не воспринимаются синонимами. В позднем византийском богословии (Максим Исповедник, Григорий Палама) и даже в раннем (Афанасий Великий) появляется разделение в природах, из трех видов субстанций. Эти идеи позволяли мыслить следующим образом: есть две обобщённые природы – природа нетварная Божественная и природа тварная. У нетварной природы есть только сущность Бога, а у тварной природы есть разные тварные сущности двух видов субстанций (ангельского и человеческого миров), которые объединены в единственной сущности – человеке. Тогда духовная и материальная тварная субстанция оказывается основой тварной природы и тварных сущностей, а нетварная, соответственно – Божественной природы и сущности. В таком случае, природа – это просто обобщающая категория для двух основных видов бытия – тварного (временного, конечного) и нетварного (вневременного и бескончного).

Трансформация понятий в западной традиции привела к тому, что западная «субстанция» стала синонимом «природе» и «сущности». А то, что по-аристотелевски называется у нас субстанцией (субстратом) на западе называется субсистенция. Западная субсистенция и восточная субстанция не обусловлены наличием акциденций. Акциденции должны быть у восточной природы (сущности) и западной субстанции.

Акциденция – случайное, почти всегда несущественное свойство вещи. Классически акциденция противопоставляется сущности. Это означает, что происшедшие от некоторого процесса случайности и свойства, которые не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности, могут в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь в себе) не переставала быть тем, что она есть.

Кроме случайных несущественнных акцидентальных свойств сущности, могут быть и существенные или сущностные свойства природы, которые определяют сущность. В нашем примере с лошадью, это те свойства, которые позволяют отличить лошадь от льва или жирафа, а не те, которые отличают одну лошадь от другой.

Ипостась первая категория сущностей по Аристотелю – конкретная Личность Бога, конкретная человеческая личность, конкретная лошадь. Но это не акциденции. Если взять для примера конкретную лошадь, то ипостась – это нечто неуловимо целостное, что отличает эту лошадь от остальных. А акциденции – это масть, особенность конституции, порченный зуб и т.д. Акциденции могут повторяться у других ипостасей, а могут и отличать их, формируя индивидуальность. Сама же ипостась определяет уникальность и целостность существования конкретной лошади.

Вот небольшая иллюстрация по теме из лекции диак.Андрея Кураева. Слово “ипостась” имеет отношение философской проблеме, характеризующей отношение части и целого. Возьмем котенка. Котенок состоит из частей? И да, и нет. Смотрите в чем проблема. Берем котенка за ухо. Ухо, это котенок? Хвостик, это котенок? Усики его сами по себе? Представьте, что взяли котенка, разобрали его на запчасти, все лежит у нас на столе. Берем каждую часть по отдельности, говорим. Котенок? Нет. Котенок? Нет. А где котенок? Если ни в одной из частей котенка нет. Вот это есть проблема части и целого. Целое вроде бы состоит из частей, и в то же время, взяли все части, сложили всё правильно – все части на месте – не мяукает. Почему? Значит, целое есть не просто совокупность частей. Целое есть что-то неуловимое. Что в руки взять нельзя, но что оформляет, одушевляет все эти части в некое единство. Вот это тоже один из смыслов аристотелевского понимания ипостаси. Вновь повторим. Греческий язык применяет слово “ипостась” в качестве подставки, фундамента и т.д. Поэтому у котенка есть ипостась. У любого сложного тела есть ипостась, которая оформляет все его части, берет, собирает, некая идея вещи, которая держит все это.

Именно от слова «ипостась» произошло понятие «личность». Не путать с индивидуальностью, которая есть мерой проявления природы в человеке. Совокупность свойств ипостаси определяют ее индивидуальность для живых существ. Для неживых вещей и явлений – эта совокупность определяет феномен/«вещь для нас».

Если мы видим в некоем человеке какую-то черточку, которая повторяется в другом, значит, это не личностная черта, а индивидуальная. Личность – это тот субъект, то “я”, которое владеет всеми этими черточками. То есть я говорю так. Природа отвечает на вопрос “что”. Индивидуальность отвечает на вопрос “как”. Личность отвечает на вопрос “кто”. Личность – выше всех качеств. Личность владеет качествами.

Более обобщённо, личность – это ипостась разумных существ. Соответственно, православное богословие утверждает, что Личности Божества выше, чем Божественная Природа. Католическая мысль утверждает обратное. “В Божественной Природе возникают Божественные Ипостаси”. Православная формула такая, по формуле Григория Богослова: “Из Ипостаси Отца вытекает Божественная Природа. Кроме того Отец рождает Сына и изводит Дух, дает им всю полноту своей Божественной Природы”. То есть первична Ипостась Отца. Она выше Божественной природы. Из Ипостаси Отца все истекает, и Он разделяет Свою Божественную Природу, не деля Ее, а давая соучаствовать в Ней Сыну и Духу.

Это вообще и есть причина расхождений использования одного и того же слова в восточной и западной традиции. То, что определяет – первично, и является основанием, фундаментом, ипостасью, субстанцией. Только для православной традиции выше стоит «кто», а для католической – «что». Именно католичество породило материализм и эволюцию. Лично мне бредовой идеей кажется спонтанная саморганизация субсистенции в субстанции. Ещё более бредово выглядит порождение бессознательной сущностью/субстанцией/природой сознательной личности/ипостаси. Куда логичнее выглядит идея формирования в отношении Бога Божественной сущности Ипостасью Бога. В отношении Адама действительно сначала Бог создал тело, а потом вдохнул в него душу живую. И в целом формирование мироздания проходило оформлением материи, с нарастанием  сложности творения. Но в отношении творения и оформления сущностей действовала творческая Ипостась Логоса, сама субстанция не в состоянии оформляться и порождать формы бытия. Вещи, явления и ипостаси с их сущностями оформляются благодаря установленным мирообразующим законам Бога или непоседственным актам творения. В безначальном, вневременном начале этого ряда оказывается и сама сущность Бога, существование которой (хотя она и превыше всякого тварного существования и представления) определяется Ипостасями Бога.

У католиков личность – это персона, греческий вариант – просопон (личина, маска), славянский – лицо. Персона выражает отношение, как гримасы, которые мы можем натягивать на лицо, в зависимости от того, какую роль мы играем: отца, мужа, начальника, подчинённого. Потому персона латинская имеет наш аналог – лицо, а не личность. Поскольку в восточной традиции личность тождественна ипостаси, то и ипостась/личность отождествляется с сердцем человека, его волей. У католиков персона/личность оказывается не внутренней сущностью человека, определяющей его поступки, а всего лишь внешностью, которая может быть разной, в зависимости от того, какое отношение человек хочет проявить внешне, как «вещь для нас», часто не являясь подобной «вещью в себе». В Ветхом Завете есть такая фраза. «Человек смотрит на лица, Бог взирает на сердца.» Глядя на лицо, можно обманываться, глядя на сердце и умея его разглядеть, обмануться невозможно. Потому личность/персона и личность/ипостась – это радикально разные личности. Их в корне различное понимание, преломляясь в разных догматах Восточной и Западной Церкви, радикально и всё глубже проводит разделение не только в догматической, но и литургической жизни Церквей, давая основания для обличении в ереси.

Явление — совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами. Явление, как и персона, является проявлением сущности и не является субстанциональной сущностью. В явлении сущность может проявиться через разные акциденции, доступные наблюдению или исследованию. В других категориях, явление – феномен, «вещь для нас», – набор акциденций проявления сущности в конкретном случае. Например, сущность воды, может проявиться в явлении/феномене льда, воды или пар. Болезнь может проявиться повышением температуры, кашлем или ещё чем-то другим

В дальнейшем я буду использовать как синонимы:

  • Субстанция – субстрат – субсистенция
  • Сущность – природа – ноумен – вещь в себе
  • Ипостась – личность
  • Акциденция – феномен – индивидуальность – вещь для нас
  • Лицо – персона

Полужирным выделена основные категории из синонимичных

Терминология теофании и евхаристии:

Пресуществление – Освящение Духом Святым евхаристических даров, при котором их акциденции остаются неизменными, сущность (субстанция у католиков) же хлеба и вина изменяется, превращаясь в сущность Тела и Крови Христовой. Если дары становятся Телом и Кровью, то они естественно воипостазируются в Ипостась Сына Божьего.

Преложение – Освящение Духом Святым евхаристических даров, при котором хлеб и вино по-«халкидонски» воспринимаются (воипостазируются, вбираются) Богом Слово в свою Ипостась по образу Теофании от Духа Святого и Девы Марии. При этом дары не меняют свою сущность хлеба и вина, а меняют характер своего существования в этом мире – хлеб становится Телом, а вино – Кровью.

По-«халкидонски» – согласно четырём апофатическим принципам Теофании – не слитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Расшифровку привожу из Ведения в Догматическое богословие, прот.Олега Давыденкова

Не слитно. Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как два различных естества.

Неизменно (непреложно). В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.

Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение

Воипостазирование – присоединение, введение в область влияния ипостаси, ранее не относящейся к этой области сущности. Воипостазирование Бога Слова было нераздельным и неразлучным в Теофании и в Евхаристии, хоть в пресуществлении хоть в преложении.

Теофания – непосредственное явление божества в различных религиях. Может относиться и к явлению и воплощению. В православном контексте, преимущественно используется в отношении Боговоплощения Бога Слово от Духа Святого и Девы Марии.

Обсуждение

  1. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    18:55 03.01.2014 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Классный справочник. А то иногда читаешь и не понимаешь, где природа, а где сущность. Мне попадалось в словарях, что сущность и субстанция одно и то же. Я так понял, что это католический подход. А Кураевский котёнок про ипостась это ещё на кассете было про католическое филиокве. Живучий котёнок. Ипостась у него крутая:-))))

  2. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:12 03.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Можно ли сказать, что сущность – это полнота принципов бытия творения, а природа – это совокупность известных способов существования творения? При этом, каждый известный способ существования – это свойство природы. В этом смысле природа меньше сущности, так как сущность творится Богом, а природа познается человеком.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:39 04.01.2014 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Природа и сущность – это разные традиции и разные школы, но это одно и то же. Вспомни хотя бы что Божественную сущность называют и природой. Вообще, конечно, если ты почитаешь философские словари, то встретится много разного. Я умышленно упростил, чтобы написать понятно производную статью. Но, в принципе, можно мыслить следующим образом: есть две обобщённые природы – природа нетварная Божественная и природа тварная. У нетварной природы есть только сущность Бога, а у тварной природы есть разные тварные сущности. Но любые природа и сущность – непознаваемы, но идентифицируемы. Познавать мы можем феномены сущностей, акциденции и существенные свойства вещей и явлений. Есть мнение, что если мы описали химическую формулу, например, воды, то типа познали сущность, но с живыми существами – целая проблема. Мы можем описать все хрящи и мышцы, но до сих пор не знаем, что оживотворяет и заставляет биться сердце. Мы выдумали жизненную силу для объяснения, но точно сущность не познали, поскольку умеем смотреть на лицо, на феномен. Ноумен вне нашего познания.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:44 04.01.2014 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    По первому вопросу – природа есть и Божественная, а не только тварная. То же касается и сущности. “Полнота принципов бытия творения” Не только творения, но в остальном наверное можно так сказать, поскольку сущности есть даже у внесубстанциональных категорий.

  5. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    17:45 04.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Спасибо. Я противопоставил сущность и природу, чтобы показать разницу между истиной, которой является Бог, и знанием людей.
    Бытие Бога в творениях – это их сущности, создаваемые через Божественные слова соответствующих творений, а познание существования Бога и творений и людьми – это природа. Если каждое слово Бога “живо и действенно”, то Бог каждым словом создает явления, а не познает их существование. Человек, обладая образом Бога, хотя и не может создавать явления, но может их осознавать – называть. Однако, познавать явления человек не может напрямую, но только в проявлениях, т.е. в их существовании в изменениях. Устойчивый способ существования явления – это свойство его природы, а вся совокупность этих способов – это природа.
    Возникает вопрос: Бог в Писании назван” Отцом духов”, можно ли сказать, что духовный мир – единосущен Богу, как своему Отцу, но не обладает полным набором свойств Божественной природы, в частностью “жизнью в самих себе”, подобно Святой Троице?

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:21 04.01.2014 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Нет, конечно нельзя. Душа человека – подобна ангельской природе. У ангелов духовная тварная природа с ограниченными сущностями. Сущность Бога – бесконечна и неограничена. Так что никакого единосущия нет и близко. В конце-концов, у нас тоже один Отец – Бог, по словам ап.Павла

  7. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    17:22 05.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Согласен. Сущности духов ограничены Божественными словами, образующими их, и в познании могут быть представлены некоторым числом свойств Божественной (духовной) природы. “Бог есть дух”, но всякий дух есть Бог, а только Святой Дух.
    Можно уточнить определение, что духи и Бог обладают единой субстанцией (в смысле “первоматерии”, дух – не материя), но разными сущностями.
    В аспекте проводимой работе важно уточнить природу души.
    Богопознание и познание тварного мира происходит по принципу подобия, в частности, познание Бога возможно благодаря подобию человека, его духа, Божественному образу. Ключевая цитата:
    1.Ин.5.7. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три суть едино.
    1.Ин.5.8. И три свидетельствуют на земли: дух, вода и кровь, и сии три об одном.
    Вторая строка отражает устройство тварного мира. Для одушевленных творений дух, вода и кровь – это дух, тело и душа, так как известно из многих цитат, что в крови – душа. Поэтому дух и душа не имеют одной природы. В Писании указано, что первый человек душевный, перстный, а второй – духовный – с неба.
    Духи (ангельский мир) не требуют спасения, и не разделены в себе колебанием воли, спасения требует душа, в которой непрерывно происходит колебание между духом и водой или же между духом и материей
    Насколько справедливо утверждение, что душа (кровь) образуется при действии духа на воду, причем сущностью души – есть материя, а кровь – это форма существования в которой происходит одухотворение материи – превращение воды в дух? Спасение души необходимо потому, что кровь, как временное соединение духа и воды, не обладает собственной сущностью, а только является формой существования в изменении, в которой человек лично может участвовать в одухотворении материи – воды. По окончании существования крови дух идет к Богу, вода – к земле и важно, с чем Бог будет отождествлять человека (по сумме всех поступков) в момент исхода из тела – с духом или водой. ” В чем застану, в том и сужу. Суд происходит по тому, что деле человек находясь в теле – в виде крови, – доброе или худое. В этом смысле спасение души – это приобретение личного, сознательного бытия в духовном мире. В Писании говорится, что произойдет преобразование тел, т.е. человек вместо двусоставной, перстной по сущности души, получит тело духовное, подобное по природе Ангелам. Ведь в другом месте Писания говорится, что до конца мира должно восполниться число отпавших ангелов из числа людей. Как же душа может уже иметь ангельскую природу, если ее участь еще не определена, и она только должна достичь этой природы упорным трудом в форме крови?
    Следовательно, душа – понятие составное и представляет собой соединение двух сущностей: духовной и материальной, где дух – это субъект спасения и бытия вообще, вода – личная материальная сущность человека – объект спасения, а кровь – это само познаваемое существование творений, как среда действия духа человека, сфера личного бытия человека. Можно сказать, что кровь – это третья природа, но не третья сущность. Вода или сущность человека не доступна непосредственному действию человеческого духа, но преобразуется Богом (в смысле очищения от грехов) по действиям духа в крови: словом, делом и помышлением. В этом смысле Богородица называется землей чистой, благословенной (канон ко Причащению), т.е. человеческой сущностью, материальной основой человеческого существования, очищенной Богом от грехов, кроме первородного.
    Жду объективной критики приведенной позиции.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


− пять = 1