Где двое или трое собрались…

16.12.2015 / / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

Эта статья — о Церкви, и о Христе как её Основе. Формально она не связана с другими моими работами. Но на самом деле она всё о том же. Я пишу всё об одном и том же предмете — о Боге, и о людях. Просто захожу с разных «сторон», высматриваю нюансы и детали. Как говорится, «у кого что болит, тот о том и говорит», а у меня пока «болит» это. Поэтому здесь будут встречаться мысли, знакомые по предыдущим работам. Так же я использовал некоторый материал, который когда-то, в виде «вброса мысли», был выложен в группе «Назад к Евангелию». А в конце я критически поразмышлял над статьёй В. Короля «Современные инструменты церковности».

Присутствие Христа

Недавно ездили с женой в храм, причащали детей. Причастили. Я стою, жду окончания службы, чтобы подойти ко кресту. Храм полон. Моя банда методично делает обход, не пропуская ни одного подсвечника: ставят свечи. Жена медленно курсирует по храму за детьми. Слышится лёгкий гул, наблюдается небольшая движуха по храму, неторопливо ползёт очередь к Чаше, негромко поёт хор… Служба близится к завершению, и обстановка уже не располагает к молитвенному сосредоточению, хотя некоторые до самого конца стоят, как столбики (и я в том числе, хоть и не сначала службы).

И вот, в какой-то момент происходит необычайное: меня настигает ощущение, которое я когда то определил так: «Присутствие Христа». Чёткое и ясное ощущение заполненности храмового пространства — здесь и сейчас — Его вниманием. Как будто Он смотрит на всех нас, находящихся внутри. На самом деле, происходящее со мной меня не очень удивляет. Поскольку случается не в первый раз…

***

Раньше я считал, что это «явление Христа народу» представляет собой «православный эксклюзив», однозначно свидетельствующий о том, что Истина обретается исключительно в православии. Но позже, после того, как я перешёл в католичество, и через какое-то время ощутил во время рождественской Мессы тоже самое, то понял, что дело не в этом.

На самом деле, если «Присутствие Христа» считать «маркером истинности», то истинным следует признать скорее католичество, а не православие, потому что в католическом костёле это Присутствие ощущалось гораздо отчётливее и яснее. Более того, только перейдя в католичество, я смог узнать это ощущение, и идентифицировать его как «Присутствие». В православии Присутствие оставалось каким-то скрытым, неопределённым, размытым. Расплывчатым. Оно было растворено, как сахар в горячем чае, в самом храме, в храмовых службах, в горящих восковых свечах, в запахе ладана, в церковно-славянском языке, в иконах… Иногда всё это как бы оживало. Иконы со стен, и даже сами стены начинали смотреть на тебя. И приходило вот это ощущение, которое я не мог определить. Мне казалось, что оно исходит от всего этого, от того, что ожило. Что именно «оживший храм» и есть источник этого ощущения. Но я не мог сказать, что я ощущал.

В католичестве для меня всё встало на свои места, и я понял: это не храм оживает. Это не иконы смотрят. Это Христос. Это Его присутствие. Но почему я смог понять это только там? Наверное потому, что в католичестве гораздо меньше различных заморочек, чем в православии. Там гораздо меньше того, что… не то чтобы заслоняет, скрывает Христа, а, скажем так: там меньше того, на что отвлекается наше внимание от Христа. Поэтому там легче, проще Его заметить, обратить на Него внимание. Особенно ясным это становится при сравнении католической Мессы и православной Литургии.

Месса vs Литургия

Если сравнить православную Литургию и католическую Мессу, то легко можно заметить, что в последней по сравнению с первой, почти нет «обрядов» (да и по времени она занимает всего ничего). Когда я в первый раз побывал на Мессе, я просто не понял, служба ли это вообще. Нет, я не могу сказать, что мне не понравилось то, что я увидел. Никаких отрицательных эмоций я не испытал — просто всё происходящее было очень непохоже на то, к чему я привык. Никаких тебе торжественных церемоний, никаких длящихся и длящихся священнодействий, никаких величественных возглашений, ектений и молитвословий. На второй или третий раз я понял, что всё это что-то мне напоминает. Я стал вспоминать, что именно, и понял — я об этом где-то читал. Не помню, у кого и где. Но определённо читал что-то там про простоту и ненарочитость первых собраний христиан, отсутствие чинов и установленных молитв…

И вот, на мессе я узрел эту «совершенную простоту», отсутствие всего лишнего, и в тоже время полноценное присутствие Главного — Христа в евхаристии. «Католичество всецело евхаристично. Евхаристия не скрывается там за пышными обрядами, декоративными покровами, и непроницаемыми иконостасами. Она выставляется оголённо и демонстративно, как сущностный центр Церкви» (В. Алымов, «Римская литургика»). И на мой взгляд, так оно и должно быть.

0_59e64_d4dПравославная служба, наоборот, представляет собой потрясающее, величественное Действо, Божественную Литургию, Мистерию. Но мне кажется, что в этой Мистерии Христос как-то теряется, скрывается, становится почти незаметным в клубящемся кадильном дыму, за роскошными, расшитыми золотом одеяниями священнослужителей, за расписанными, непроницаемыми вратами алтаря… В православии сам храм, мистериальные священнодействия, строгие чины и «византийские распевы» имеют тенденцию становиться самоценными, и вне их Христос как бы и перестаёт быть. Не соблюдёшь чутка обряд, произнесёшь не так сакральную формулу, и всё. Думай теперь, состоялось «таинство», или нет.

Я не хочу сказать, что Христа в православии нет. Я не хочу сказать, что Его Присутствие в православном храме слабее. Нет. Оно также сильно и не менее «интенсивно». Просто в костёле оно яснее, определённее, и легче «узнаётся» из-за меньшего количества «отвлекающих элементов». А в православии необходимо приложить немалые усилия, чтобы пробиться сквозь них: через всё это нагромождение «мистической сакральности», через сложное переплетение чинов и служб. Нужно очень постараться, чтобы в многосложной символике обрести это Сокровище, бесценную Жемчужину, глубоко погребённую под спудом величественного, «торжествующего православия».

Где Христос?

Итак, Присутствие Христа наблюдается в собраниях различных конфессий. Я предполагаю, что его нельзя ограничить ни православием, ни католичеством, ни протестантством, ни всеми их вариациями, «видами» и «подвидами». И «…если кто вам скажет: вот», только «здесь Христос, или: вот», только «там — не верьте…». Потому что Он не связан с какой-то одной конфессией. Господь везде, где верующие в Него люди собираются во имя Его.

Что есть Церковь? «Церковь – корпорация (сообщество, объединение) верных Христу людей, объединенных в таинстве Крещения в мистическое Тело Христово. Не предполагает никаких конфессий, деноминаций, священной иерархии, т.е. всего того, что превращает сообщество в институт власти. Верные рассеяны во всех христианских деноминациях, известны Господу, и составляют Его Церковь» (В. Король).

Поэтому никакая формальная земная структура, никакая организация, объединение, корпорация, сообщество, не может определять себя как «церковь». Церковь — это люди, это единство людей в Боге. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».

Каждый человек должен найти свой путь к Богу, и в Нем (через Него) каждый объединяется со всеми: Человек — Бог — народ Божий. И это единство не предполагает создание никакой формальной, постоянно действующей организации, которая называлась бы «церковью» и членство в которой являлось бы обязательным условием для того, чтобы считалось, что ты в Церкви. Могут, конечно, создаваться временные целевые объединения, не претендующие на всеобщность и постоянное существование. Они создаются по необходимости, и исчезают, когда необходимость в них исчезает.

Однако означает ли это, что христианам вообще нет необходимости собираться вместе? Означает ли это, что верна «постцерковная концепция» провозглашающая «практику» христианства «в отрыве от определённого сообщества верующих» и регулярные встречи «для поклонения, молитвы, общения и взаимного назидания»? Может быть, «спонтанные социальные взаимодействия и личные дружественные отношения и есть воплощение новозаветного понятия «церковь» (цитаты взяты из «Переосмысления Церкви» Ф. Виолы)?

На сегодняшний день я думаю, что это моё ощущение Присутствия Христа связано не с «церковью», не с «конфессией», не с «храмом», не с «службой». Оно связано с людьми. Ведь именно это прямо обещал нам Господь: «где двое или трое собрались во Имя Моё, там Я посреди них». И вот, это ощущение Присутствия означает, что в этой толпе прихожан, разрозненной, занимающейся своими делами, и думающей о своём, есть как минимум двое, не просто заглянувших сюда поставить свечки, или заручиться господней поддержкой в важном деле, но с верой собравшихся во имя Его. А Господь, по Своему обетованию, присутствует среди них. Мне кажется, именно это я иногда и ощущаю…

Из всего этого следует, что «Собрание» («Церковь»), необходимо. Потому что «плохо быть человеку одному». Однако и собираться можно по разному и с различными целями.

Зачем нам собираться?

В статье «Инструменты современной церковности» В. Король ставит вопрос: «для чего, как, и нужно ли собираться?». Ответ у него получается «современный», «постцерковно-отрицательный». Собираться незачем. Потому что всё (или почти всё), ради чего раньше собиралась община, сегодня гораздо удобнее и эффективнее делать в частном порядке, самостоятельно.

Почитать Писание? Это лучше и удобнее делать дома, а обсудить прочитанное в онлайне. Попеть духовные песни? В этом в принципе нет нужды. Поразмышлять и подискутировать на богословские темы? Гораздо продуктивнее это получится в ФБ. Проповедь, катехизация? Опять же — все в сеть. Молитвенное общение? Скайп вам в помощь. Хлебопреломление, дела милосердия? И здесь, опять же, в компании нет необходимости. В общем, собираться не нужно. Главное — устанавливать личный контакт с Богом, практиковать молитву и покаяние, ну а если есть желание, то время от времени можно виртуально «собираться» в сети. Живые же собрания — это пережиток прошлого, который будет сохраняться лишь до тех пор, пока мы не привыкнем «жить тотально виртуально», и не вымрут последние бабушки, не знающие, с какого конца брать в руки айфон.

c27_23142707«Так нужно ли живое собрание? Получается, что нет в этом нужды» — резюмирует Вячеслав. И здесь я с ним не соглашусь. Нужда есть. Виртуальная община не сможет заменить реальную. Церковь никогда не сможет стать виртуальной, потому что это будет не настоящая Церковь. Это будет её «отпечаток», тень, иллюзия. С Церковью здесь дело обстоит, как сексом: он тоже не может быть виртуальным. То есть, вообще то, может, но будет он не настоящим, ведь всё будет происходить лишь в вашем воображении. Но плохо это не само по себе. В конце концов, удовольствие то ты получишь реальное. Плохо то, что от такого изврата дети не рождаются. Так и с «виртуальной церковью»: «плода» (Присутствия Христа) в таком виртуальном собрании не обрящется. Для этого должна быть живая, реальная соединённость (собранность). Должно быть реальное, живое, а не виртуальное, общение. И «вступление в эпоху Сети» ничего здесь не сможет изменить.

«Мне скажут, что есть слова Христа: «Где двое или трое собрались во Имя Моё, там и Я среди них». Но ведь не сказано: «среди них на расстоянии одного метра». Для этого нет нужды со­бираться в одном помещении. Господь, который может быть Духом одновременно в разных местах и везде, может быть и среди участников видеоконференции, запечатлев их совмест­ную молитву своим благословением и её исполнением». Что ж, Господь действительно может всё. И Он даже может быть Духом не только среди участников конференции, но и среди неучастников. Я имею в виду, что когда мы достигнем такого совершенства, что сможем реально (а не в своём воображении) собираться духом в Духе, тогда виртуальный собор в сети по видео нам не нужен будет в принципе. Но до тех пор, пока мы ещё «не волшебники», а только учимся, никакой 3D-HD-видеочат не сможет соединить нас так, чтобы среди нас «родился» Господь. Поэтому, чтобы это произошло, нужно взять, и притащить свой организм, а вместе с ним и дух, в назначенное место, в условленное время. То есть собраться вместе физически. И пока мы не достигнем совершенства, нам необходимо будет делать это для того, чтобы ощутить Его, Его Присутствие среди нас и с нами.

Но разве недостаточно каждому из нас, в «индивидуальном порядке» быть со Христом? Есть ли необходимость делать это ещё и «коллективно»? Думаю, что есть. Потому что нам даётся то, чего не даётся мне. Потому что такое Присутствие Христа в Целом, в «коллективе», в нас, качественно отличается от Его «эксклюзивного» «VIP-Присутствия» только во мне. Да, Христос должен быть с каждым, должен присутствовать в сердце каждого. Но это другое. Наш личный контакт с Господом не может заменить и отменить Его Присутствие среди нас как Единого Целого Тела Христова, когда мы собраны вместе. И такое присутствие возможно только там и тогда, где и когда хотя бы двое собрались во имя Его. Причём, собрались в «реале».

Как нам собираться?

Когда я был православным, я знал, что по воскресеньям необходимо ходить в храм: «на службу». Зачем это надо делать, я толком не понимал. Просто знал, что по каким-то канонам какого-то собора я буду отлучён, если пропущу три службы подряд. Сие знание не спасало меня от пропусков «по неуважительным причинам», и потому я периодически каялся во грехе «непосещения Церкви».

Позже я узнал, что человек отлучается не за пропуск трёх воскресных служб как таковых, а за пропуск трёх причастий. И тут у меня возник неразрешимый «когнитивный диссонанс». Ведь я так и не смог достичь совершенства просто в регулярном посещении служб. А тут оказывается, что необходимо не только отстаивать службу, но ещё и причащаться как минимум раз в три недели.

А что значит «причаститься»? Это значит три дня поститься, вычитывать покаянное правило, ходить на вечернюю службу, накануне побывать на исповеди… Хотя почему три дня. По «преданию», канонам и уставам, период подготовки к причастию длится не три дня, а неделю. Неделя поста, усиленных молитв и ежедневного посещения всех(!) служб, а не только вечерни. А хотите узнать, каково настоящее, а не сегодняшнее, урезанное правило ко причастию? Каков настоящий, а не сегодняшний, ослабленный пост? Спросите у старообрядцев. Или сами почитайте старопечатные Устав и «Правильные каноны». Это просто жесть. (Как и старопечатный чин исповеди, кстати). Я вот не только почитал, но и попрактиковал. Не в полном объёме, конечно, но процентов на семьдесят. И понял: какие там три причастия. Причащаться я смогу максимум раз в год. Точнее, два раза, если разобью отпуск на две части по две недели. Ну и как после этого жить честному православному, знающему, что: а. жить нужно по канонам; б. понимающему, что соблюсти он их не сможет по любому? Житие мое…

В католичестве все эти заморочки отпали. А теперь вообще возник вопрос: нужно ли собираться, и если да, то как?

«Где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я среди них». На сегодняшний день я считаю, что собираться нужно, и у меня есть ответ на вопрос, зачем собираться. Но вот что это значит, «собраться во имя Его»? И как такие собрания осуществляются на практике? И что нам, собственно говоря, делать, собравшись? Ответов у меня пока нет. Потому что здесь мало дать ответ теоретически. Нужна «практика», нужен опыт. А его нет.

Могу только предположить, что прежде всего, должна сформироваться «домашняя Церковь». «Базовой общиной», «базовой ячейкой Церкви», на мой взгляд, должна стать семья, которая, будучи «естественным объединением» близких, любящих, совместно проживающих людей, является идеальным «материалом», легко преобразуемым в «семейную общину-ячейку Церкви». Церковь как целое представляет собой свободную совокупность таких семейных общин.

Следующий возможный (но не обязательный) уровень — объединение семейных общин («— есть предложение: дружить домами. — Есть встречное предложение: дружить семьями»). Впрочем, в таком «трассемейном» объединении не появляется ничего принципиально нового по сравнению с «базовым уровнем».

***

Что ж, у меня уже вошло в привычку заканчивать статью не заключением, а постановкой новых вопросов. Не получилось и здесь изменить сформировавшемуся «преданию». Не хочу обещать, что «продолжение следует», поскольку не уверен в этом. Но то, что оно должно быть, это точно. Но ведь я не единственный, кто задумывается над этими вопросами. И если кто-то подхватит эстафету, будет только хорошо.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:52 16.12.2015 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    М-да. Статья написана очень хорошо, но обрывается на высокой ноте незаконченности))) А вообще, Мирослав, я в ваших писаниях узнаю себя год назад, хотя наши жизненные пути весьма различны. Я тогда тоже считал, что собираться нужно ради евхаристии и совместной молитвы. И даже писал такую себе Литургию, чтобы показать, как можно провести время совместно. А спустя пол года я начал улавливать то, что я искал, как заполнить, а не провести время. А это очень разные подходы, которые исходят из разных принципов: «собираться нужно» и «вроде как надо собираться». И последнее, ради именно «Где двое или трое…». И, главное, ради причастия.

    Отец ищет поклоняющихся в Духе и Истине. И не обязательно общинами. Я, кстати, не против общины, и хотел бы, чтобы мы собирались в Киеве. Минимум человек 10 постоянных читателей-киевлян есть. Но вот вы же ходите то, к католикам, то к православным, но не собираетесь с единомышленниками. Часть моих друзей, и даже в моей семье, считают, что я впал в какое-то сектантство и ересь. А разбираться — лень. Да и не вливается молодое вино в ветхие мехи. Мое тесто сквашивалось постепенно и естественно. И предлагать понятые мною истины от Христа и Духа людям, которые не хотели идти, а предпочитали «отстаивать», нельзя, они вызывают неприятие. Т.е., должна быть община единомышленников и людей, готовых оторваться в зародыше от институциональности своей религиозности.

    Я и сейчас зову людей в Киевскую общину. Но все ходють туды, куды привыкли. Посмотрите даже на себя и свою семью. Писал я об этом. Выйти за пределы деноминаций и стать чистым интерденоминационным экуменистом человеку стрёмно, не традиционно. На это тяжело решиться. А мне сейчас идти в православный храм и врать перед чашей, что я исповедовался, когда тебя об этом спрашивают, не хочу. Я каждый рабочий день сам ломлю хлеб и пью вино в воспоминание с молитвой. С чистой совестью и искренней молитвой. Я с радостью бы это делал вместе с живыми людьми, и зову их к этому по территориальному принципу. И повторно зову. Но каждый боится ответственности и ощущения непринадлежности организации. 

    А ваша критика… И не совсем критика. Ибо я в своих работах предлагал как заполнить время встреч, а вы, пока, нет. С тем же, что вживую собираться неплохо, я и так согласен. Ибо еще мы не пришли к тому, чтобы собираться на пиво дистанционно. Так и в собрании единомышленников по вере могут открыться нюансы развития, которые не проявятся в сетевой церкви. Так что я «за» то, чтобы двое или трое собрались во Имя. И я рассуждал о том, что это может означать. Но, пока, народ только читает((( 

    Хотя и это не плохо. Читают, и не вешают ярлык «ересь» или «схизма». 

    Так что, в целом, я с мыслями согласен. Но пока живу в виртуальной церкви. Надеюсь, что со временем, некоторые киевляне расчехлятся, и мы соберемся во славу Господа.


  2. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    16:35 16.12.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Да, нота незаконченности присутствует. Но что поделать, хочется говорить, основываясь хоть на каком-то опыте, а опыта пока нет, хотя я начал работать в этом направлении.

    «Я тогда тоже считал, что собираться нужно ради евхаристии и совместной молитвы».

    Я то как раз так не думаю. То есть, наверное, евхаристия и совместная молитва могут использоваться как инструменты… Но если это можно творить и не собираясь, значит, целью это быть не может. Наверное.

    «Ибо я в своих работах предлагал как заполнить время встреч, а вы, пока, нет».

    Это есть. Я как дурная оппозиция, сказал, что «всё не так, как надо», а как надо, не сказал, потому что не знаю. Но надеюсь, что это действительно «пока».

    К православным я хожу только с семьёй, детей причащать. А в костёл перестал ходить. Обязательность некоторых моментов стала напрягать не на шутку (исповедь по расписанию, молитвы по розарию и папе Иоанну). Но в последнее время тянет… не то что бы в храм, но именно собраться. Просто побыть со всеми. Не для того, чтобы причаститься, а чтобы ощутить Присутствие.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:01 16.12.2015 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    а чтобы ощутить Присутствие. — Я сам этого хочу. Но Антоний Сурожский ощущал присутствие, когда молчал перед Богом вслушиваясь в его волю. Исихасты – аналогично. Так что Присутствие может быть не только в компании еще двух))


  4. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    18:13 16.12.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Да, было у меня пару-тройку раз на молитве ПРИМЕРНО что-то подобное. Но вот что характерно: это происходило при вычитке классических молитвенных правил (канонов, часослова, и проч.). То есть опят же, какая-то служба была, хоть и в одиночестве. И было только два-три раза. Может, тут прямая зависимость? 🙂

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:43 16.12.2015 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Бог всем открывается уникально. Не помню, кто это сказал.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:42 16.12.2015 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да… Как то странно получается. Все желающие встречаться единомышленники живут в других городах, и даже странах. А те, что в Киеве… Или совсем мало (1-2 человека), либо люди помешанные на оружии и революции, либо в пригороде и своей устоявшейся практикой. Ощущение того, что все складывается так. чтобы показать, что единство может быть и дистанционным. 


  7. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    19:50 16.12.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    “Надо приводить свою жизнь в меньшую зависимость от физических ощущений”. :))


  8. Предупреждений - 0
    Анна
    Гость
    20:24 16.12.2015

    Думаю, что время собираться еще не пришло. Когда от чего-то уходишь, чтоб прийти к новому -надо выждать. Узнаю свои какие-то мысли. Понимаю Ваше состояние. Жду, к чему это приведет.

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:08 16.12.2015 / Мнений — 1132 / Статей — 371 / Дата регистрации — 23.09.2013

    О, Анна, а вы из Киева, надеюсь? Если да, то это обнадёживает. 

    Ну да трансформация из конфессионалов в чистых экуменистов не происходит со скоростью как у оборотней в новолуние. 🙂 Три меры муки вкисают не мгновенно. Ну, тогда ждем 😉

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


один × = 2