Для ремейка «Матрицы» по Дао

25.11.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

daoПост написан после конструктивной критики Мирослава моей «Матрицы» в части моего профанного понимания даосизма. Именно это требует оперативной доработки, ибо статья репостится и активно читается в сети. Потому коррективы по попытке поймать за хвост сходство в видении Бога в даосизме и христианстве видятся в следующем предельно кратком концепте. Все, что далее будет цитироваться, это нарезка из статьи Мирослава Твердича «Матрица» – между даосизмом и паламизмом», и комментариев к ней.

 Сущность

«…китайская мысль вообще не знала идеи трансцедентности.»

«Паламистской трансцедентной сущности в даосизме соответствует не Дао, а другая «идеологема», являющаяся одной из центральных в даосизме, но не так «раскрученная» как Дао, и потому менее известная. Это «Хаос» (Хуньдунь).

Хуньдунь, это не беспорядок и бедлам. Иероглиф «хунь» имеет следующие значения — смешиваться, перемешиваться, сливаться, непонятный, запутанный, обманчивый, неразумный, непостижимый. Иероглиф «дунь» — используется только в словосочетаниях, и означает «темный», «неясный».

Итак, Хуньдунь, это то, чего нельзя понять, нельзя представить себе, нельзя ясно выразить. Это что-то обманчивое, непостижимое, мутное, неопределимое. Именно так можно обозначить Бога как такового (цзыжань, буквально — «самотакового»). Он трансцедентен, и поэтому непонятен, «мутен», «запутан», «обманчив» для нас. Он выше всех определений и различений. Это и есть сокровенная сущность.»

Не фонтан, но и не брызги. В смысле отсутствия трасцендентности. В конце концов, трасцендентность – это философская абстрактная категория. На самом деле, никто не знает, как есть на самом деле. Хотя порождение Дао из Хаоса как-то смахивает на божественную эволюцию.(( Естественно думать (по-человечески), что Сущность была всегда. И если мир пришел в бытие, и об этом уже явно говорит наука, то трансцендентность просто напрашивается.)))

Нетварные энергии – продолжение Сущности в мирах

«…«Дэ», идеально подходящее для обозначения нетварных энергий, в которых проявляется сущность. Собственно, Дэ и есть некая манифестация Дао в мире. Дао, как известно, порождает мир, но «питает» его и «следит за порядком» в нём Дэ, а не Дао.»

Прекрасно. Это не ломает картину, а уточняет её. Таким образом, можно сказать, что сущность благодати передает категория Де, которая обеспечивает реализацию действий Бога в отношении миров.

Воля Божья и Её характер

«Другая фундаментальная категория — «Ли» (закон, порядок), очень напоминает «Логос». А есть ещё «Тянь цзи» («Небесная пружина»), подходящая для обозначения Воли Божьей в мире.»

Единство Ли и Тянь Цзи похоже (не более чем) на творчество и контроль Дао посредством Дэ. Векторность Дэ определяет Дао, как всеобщий принцип мироздания. Де обеспечивает всеведение и всемогущество Тай-цзи.

Личностный Бог – Троица

«Троица. А вот паламистской Троице в даосизме соответствует как раз таки Дао. Несмотря на всю свою «невыразимость» Дао не изначально. Оно есть «вещь, в хаосе рождённая» (Лао цзы). А «хаос», это трансцедентная сущность. «Древнейшая комментаторская традиция трактует тайцзи как синоним дао». Именно в Дао учёные-синологи видят намёки на ипостасность. Различные исследователи насчитывают от двух до четырёх ипостасей в Дао: «эти четыре аспекта включали в себя Дао как изначальное недифференцированное единство, хаос (хунь дунь), выделявшее из себя три других аспекта, описывающиеся как “безымянное” (“постоянное”), “наделенное именем” (“непостоянное”) и их функциональное единство” воспринимавшееся субстантивированным (сюань чжи ю сюань)» (Е. Торчинов, «Даосизм»).

«если разобрать иероглиф «дао», то получится, вы не поверите, что-то вроде «Я есть Тот, Кто Я есть»

Получается, Дао – это Отец, если Тай-цзи можно понимать как синоним Дао, иероглиф Дао дает заявление Отца евреям Я – Сущий (постоянный, истинно и независимо существующий). Это То Безымянное Постоянное, которое определяет вектор Де в мирах, и от которого рождается Наделенное Именем (Сын) и исходит Функциональное единство (Дух)

«Там ещё и «сюань» есть («сокровенное»), тоже ОЧЕНЬ богатое на ассоциации понятие.» Как бы это не София (Мудрость Божия), которое пытались приклеить к Троице некоторые православные богословы.

Миры

«Творение. А вот тут, наоборот, трудно за что-нибудь «уцепиться». Идея творения «из ничего» в даосизме отсутствует. Нет никакого сознательного творения Универсума, и даже его эманации. Мир просто, какой-то неизвестной причине, «выпадает» из Дао И это не есть «хорошо», это есть катастрофа, «трагическое недоразумение», «аборт», «выкидыш». Весь мысленный «креатив» даосизма и его практические разработки направлены на то, чтобы вернуться в этот изначальный, нерасчленённый хаос небытия. Это трудно назвать «развитием» и «совершенствованием», это «свитие», «рождение обратно» (один из наиболее популярных образов даосского совершенства — «нерождённый младенец»).»

Да, прискорбно, что миры – это побочный продукт. Хотя мир «…развертывается из себя, из некоей латентной основы, потенциального существования подобно цветку…» Жаль, что это развертка выкидыша.

А с другой стороны, в «Матрице» обыгрывается идея экспериментальности миров и их прихода к Дао в Конце Матрицы, когда все свернется к исходному неразвернутому состоянию. Значит, я был недалек от аналогии в отношении Финала миров? Хотя и мыслил совершенно в другом русле.

ИТОГО

Получается, из Хуньдунь происходит Дао отождествляемое с Тай цзи. Он порождает Инь и Ян, совместно с которыми он творит миры посредством Де, которое определяет и задает вектор развития Дао всему творению. Де реализует принцип божественности Дао в творении через Тянь цзи и Ли.

Ну, как-то так. Ничего не напутал?

 

Еще раз подчеркиваю, это все написано не для того, чтобы написать отдельную «рефлексию даосизма в христианство» в рамках картины мира «а ля Вячеслав Король» под редакцией Мирослава Твердича, а для того, чтобы в соответствующих местах улучшить по качеству смысл статьи «Матрица».

Хотя, не отрицаю, что это может пригодиться и для чего-то другого.

Обсуждение


  1. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    22:55 25.11.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    1. Что касается трансцедентности, то «хуньдунь» просто лучше подходит для выражения этой идеи (на мой взгляд, конечно). И по своему собственному смыслу, и по тому месту, которое он занимает в даосской космогонии.

    2. «…можно сказать, что сущность благодати передает категория Де». Можно. Правда, Дэ больше аналогично (просто идеально аналогично) другой категории (духу) но, наверное, не в вашей «парадигме»…

    3. Тянь цзи это некий импульс, «толчок», «веление», «воление» (например, «да будет свет», или «плодитесь и размножайтесь»), и в тоже время направление, по которому следует то, чему придали импульс. Потому я и предположил, что он «похож» на Волю Божью. Может я, конечно, неправильно Волю Божью понимаю…

    4. «Получается, Дао – это Отец, если Тай-цзи можно понимать как синоним Дао, иероглиф Дао дает заявление Отца евреям Я – Сущий (постоянный, истинно и независимо существующий). Это То Безымянное Постоянное, которое определяет вектор Де в мирах, и от которого рождается Наделенное Именем (Сын) и исходит Функциональное единство (Дух)». Ну… наверное, можно сказать так. Если бы я больше разбирался бы в отношениях Троичного Единства (Троицы), я бы сказал определённее. :)) С Дао тут дело обстоит, как и с Хуньдунем. Оно хорошо подходит для выражения триединого личного Бога и по своему смыслу, и по тому положению, которое занимает в даосской космогонии. А на счёт «безымянного», «наделённого именем» и их «функционального единства» – тут надо учитывать следующее. В разных переводах Даодэцзина эти иероглифы переводят по разному, благо у каждого куча разных значений. Для меня важен сам факт — в Дао исследователи видят ипостасность.

    5. «…в «Матрице» обыгрывается идея экспериментальности миров и их прихода к Дао в Конце Матрицы, когда все свернется к исходному неразвернутому состоянию. Значит, я был недалек от аналогии в отношении Финала миров?». Так это же не по паламистски. 🙂

    Нет, Сюань вообще не София. Это больше напоминает «пресветлый мрак» Дионисия Ареопагита. Помимо всего прочего.

    6. «Получается, из Хуньдунь происходит Дао отождествляемое с Тай цзи. Он порождает Инь и Ян, совместно с которыми он творит миры посредством Де». Вот тут не совсем так. Дэ именно что не творит миры. Оно управляет «сотворённым» («питает и вскармливает»). Так по даосизму.

    Что до отождествления Дао с Тай цзи и порождением Инь-Ян. Тай цзи и Инь-Ян это другое. Как бы сказать… это категории, а Дао это то, что определяется в этих категориях. Тоже самое У цзи и Хуньдунь.

    У цзи, Тай цзи, Инь-Ян, это категории. В Боге у цзи соответствует трансцедентная сущность (паламизм), хуньдунь (даосизм); Тай цзи соответствует Троица (паламизм), Дао (даосизм).

    Но в творении тоже есть и У цзи, и Тай цзи, и Инь-Ян (точнее, то, что им соответствует). У цзи в творении это абсолютное ничто (укон), Тай цзи это «относительное ничто» (потенция, меон). То есть это как классификаторы какие-то, что ли… Поэтому Дао не может порождать Инь-Ян, оно порождает, точнее развёртывает (эксплицирует) из себя начала, соответствующие Инь-Ян.

    7. Ли — Логос. Просто Логос. Логос ведь пришёл в христианство из греческой философии? Так вот, если бы он не вышел, а остался там, то вот это и было бы Ли. Наверное, тут аналогия не столько с христианским «логосом», сколько с ещё не христианским…

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:39 25.11.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Мерси за подробный разбор

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:38 25.11.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    в Дао исследователи видят ипостасность. – А может начало ипостасности?


    Тааак… На сцену выходит У Цзи. Такого исчё не было. Нашел вот такое: “В китайской философии находим представление о У-цзи, означающее беспредельное то, что предшествует возникновению Вселенной. Это невообразимое состояние, из которого возникает Все, имеет нечто общее с квантовыми полями современной физики. Это состояние предшествует не только пространству, движению и материи, но и времени. Это явление выражающее чистую Потенцию.” В моем понимании, это точно Сущность, ибо мир в точке, в небытии, а Сущность вне, если “вне” имеет смысл. И если У Цзи – Потенция, то Тянь Цзи – действительно Воля, раз дала разжаться точке. По описаниям физиков они дошли в описании старта до 10 в -42 степени секунды. До нуля не могут дойти, поскольку плотность в точке бесконечна и температура должна быть бесконечна. А с последним у физиков есть проблемы. Чтобы такое вывести из состояния бесконечного сжатия действительно  должна быть воля внешняя, Демиурга.


    Я не хотел приписать Дэ творчество. Творит – Троица, но посредством энергий, которые упорядочивают и оформляют субстанцию как сила, а не творческая инициатива. И потом, да, что-то типа как питают, дают жизнь и удерживают от беспорядочной энтропии, как я писал в статье Чему уподоблю тёмную энергию?

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    00:52 26.11.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Возможно, Ли, в моей работе, это требуемая Богом структура Матрицы, если все по Воле. И Ли/Логос корректирует незаконные прогибы матрицы, сделанные бунтарской тварью. Ли, я так понял, полностью имманентно миру, и есть только в нем


    Я вот тут подумал, если у Бога есть Воля – Тянь цзи, а Ли это как продукт ума или его функция, то можно ли говорить о некоем активном аналоге сердца Бога в категориях даосизма? Ведь мы устроены по образу и подобию Дао. Что скажете, Мирослав? Или меня уже заносит на поворотах?)))


  5. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    07:35 26.11.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Думаю, подобрать аналог можно. Только не нужно забывать, что это будет наш аналог. 🙂

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:35 26.11.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не боги горшки обжигають)))

Sorry, the comment form is closed at this time.