«Женские» тезисы

03.08.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Предисловие

Все тезисы, которые здесь сформулированы, исходят из содержания цикла статей, ссылки на которые приведены ниже. Не читавшим этих статей, некоторые нижеприведённые тезисы могут показаться своеобразным вбросом мыслей, которые, вроде бы как ничем не аргументированы. Потому, если у читателя Тезисов возникают вопросы и уточнения, я отсылаю его к трём статьям на сайте Экс-фарисей.

Учительское служение женщины: Теория

Гендерные “пороги” женского учительства

Учительское служение женщины: Практика

Выводы о женском учительстве

Дискриминация женского пола объективно унаследована от Евы, которая была наказана подчинением мужу, ибо первая соблазнилась и соблазнила мужа непослушанием Богу. Об этом упоминает и апостол Павел в 1 Тим. 2:14

Это подчинение не онтологическое и не изначальное. Его не было в раю до падения, ибо до подчинения Евы, Адам не давал ей имя. Кроме того, коль женщина поставлена Богом в подчинении мужчине в итоге изгнания из рая, значит, до этого, неравноправия не было.

Это подчинение временное. Как минимум, в воскресении, если мы все будем жить как ангелы на небесах, вне брачных и гендерных отношений (ответ Христа саддукеям), «проклятие Евы» будет однозначно отменено. Как максимум, оно отменяется при жизни в теле упразднением влияния социального статуса, национальности и пола на состояние спасённости «во Христе». Перед Христом в Духе нет, ни женщины, ни мужчины. Гал. 3:28

Это подчинение обусловленное. Исходя из сказанного в предыдущем абзаце, любого христианина, вне зависимости от пола, состояние спасения во Христе выдёргивает из ветхого состояния подчинённости Закону и вводит в область благодати. Условия спасённости женщины, кроме утверждения в Гал. 3:28, имеют подтверждение в 1 Тим. 2:15.

gen5Равноправие женщин и мужчин перед дарами Духа, упоминается в пророчестве Йоиля, которое цитирует апостол Пётр в Пятидесятницу. А то, что здесь происходит, предсказано через пророка Иои́ля: Вот что будет в последние дни, говорит Бог: изолью Мой Дух на всех живущих, и будут пророчествовать сыновья и дочери ваши  (Деян. 2:16-17) Значит, дары – для всех, а не только для мужчин. И это пророчество сбылось, ибо есть упоминание о пророчицах. У Филиппа было четыре незамужние дочери, пророчицы. (21:9) И было схождение Духа на Корнелия и «весь его дом».

Идея некоторых протестантских теологов сделать дары Духа гендерными, когда Дух даёт одни дары только женщинам, а другие – только мужчинам, и только некоторые – обоим полам, не имеет подтверждения в тексте Нового Завета. И те, кто утверждают, что это именно так, просто выдают желаемое для их человеческой правоты, за действительно апостольское. Но это не так.

Господь в Евангелиях не даёт никаких оснований для церковной дискриминации женщины, и даже ключевое учение о «поклонении в Духе и Истине» излагает весьма грешной женщине и не иудейке, а не избранным мужчинам в виде эзотерического знания.

Множество поступков Христа свидетельствует о его равном отношении к полам, хотя во время проповеди он это показывал только примером и словом. Среди апостолов не нашлось женщин, поскольку в том мире женщина не могла стать посланником и проповедником Евангелия. Традиция не позволила бы отнестись серьёзно к женской проповеди. И Христос это прекрасно понимал. Включение женщин вызвало бы только пересуды и соблазны.

Запрет женщине учить мужчин в известных высказываниях апостола Павла в 1 Послании к Коринфянам и в 1 Послании к Тимофею:

  • Относится к своей эпохе, и носит воспитательный и миссионерский характер, не отклоняющийся от принятых гендерных социальных ролей в обществе.
  • Не является новым новозаветным законом, ибо первые христиане ждали близкого Апокалипсиса, потому рекомендации в посланиях могут иметь временный характер, учитывающий текущее положение вещей.
  • Относится к взаимоотношениям мужа и жены, и не имеет в себе прямого запрета пророчествовать или говорить перед собранием. Ибо пророчицы упоминаются дважды в Новом Завете. Пророческий дар Духа предсказан пророком Йоилем.
  • Является инструментом пресечения разговоров в собрании того пола, который более склонен к тому, чтобы превратить собрание в “базар”.
  • Регулирует “ветхие” отношения, ибо ссылается на Закон.
  • Упраздняется утверждением самого Павла, что для возрождённых христиан “во Христе”, пол не имеет значения перед Богом. (Гал.3:28)

Отсутствие примеров женского пастырства или пресвитерства в апостольский период христианства обусловлено влиянием эпохи и восточной традиции дискриминации женского пола. Хотя, о пророческом даре все же есть упоминание.

Следовательно, упоминаемые высказывания Павла не могут запретить женщине учительство в любой форме: через послания, статьи, проповеди или исследования. Значит, женщин нужно допустить к учительским служениям в христианских общинах, выяснив их мотивацию, опытность, таланты и/или наличие дара Духа Святого на учительство.

Талант и дар к учительству тестируется всей общиной через предоставление женщине (по её желанию) несколько раз выступить с проповедью перед собранием. Дар духа можно увидеть с первого раза, а талант может оказаться заметен только после нескольких раз.

Кто не может быть учителем (хоть женщиной, хоть мужчиной), даже если он хочет им быть, но в нём проявилось одно или несколько из нижеприведённых свойств:

  • Кто не готов признать возможную ошибочность своего учения. Если человек на 100% уверен в своей непогрешимости – это не учитель.
  • Кто учит тому, чего нет, хотя бы отчасти в его опыте и опыте его ближайшего окружения.
  • Кто, встретившись со здравой мыслью оппонента (иной раз даже своего ученика), блокирует её принятие умом и сердцем, если она противоречит его мировоззрению и сложившимся навыкам, а также выставляет его собственное понимание ошибочным.
  • Кто доказывает свою правоту в ущерб истине, иногда догадываясь об этом, а в худшем случае – даже зная об этом.
  • Кто требует замалчивать известную духовную истину в угоду толерантности к истинам более низкого уровня.
  • Кто всю жизнь доказывает правоту изначально принятого, не пытаясь развить понимание или посмотреть на него со стороны, с целью увидеть его изъяны и несовершенства.
  • Кто учит только знанию и пониманию, но не обращается к сердцу и воле, для апробации научения в делах и навыках.

Учительству женщины могут серьёзно мешать гендерные свойства и роли в социуме, свойственные большинству женщин (которые могут быть преодолены в себе продвинутым меньшинством):

  • Материнство и уход за детьми
  • Преимущественного закрепление за женщинами работы по дому
  • Боязнь и неприятие широты ответственности
  • Склонность к ретрансляции информации без проверки
  • Доверчивость и впечатлительность, некритичность мышления и восприятия
  • Преобладание эмоций над рассудительностью
  • Тактическое, а не стратегическое осмысление, интуитивное, а не дискурсивное мышление
  • Склонность к шаблонности и инструктивности учительства
  • Склонность к чётким ориентирам, запретам и усилению запретов, по сути, к фарисейству как обрядоверию
  • Склонность к оформленному поклонению, и неготовность к поклонению, которое было изложено женщине-самарянке

Перечисленные свойства и роли могут быть временными и преодолёнными, при постоянном развитии целеустремлённой женщины ради собственного совершенства. Также, они могут быть преодолены через дары Святого Духа в Его плодах. Некоторые из перечисленных свойств могут оказаться преимуществами женщин перед мужчинами, реализуя проповедь в интуитивном, а не дискурсивном ключе.

Если ввести церковное гендерное равноправие в служениях, вероятность того, что все женщины устремятся на это служение, незначительна. Гордыня и тщеславие, как мотивы учительства, могут быть легко идентифицированы членами общины. Это проявляется в низкой ценности проповеди при высокой самоуверенности в своих талантах.

Только очень малый процент женщин, не занятых глухо в спасении по типу 1 Тим. 2:15, может претендовать на роль церковного учителя для всего собрания, а не только для женщин. Это обусловлено, и типом мышления, и характером рассудочности мужчин и женщин. Но для талантливых и одарённых из них, учительское служение должно быть открыто, однозначно и безусловно, без всяких «но», ограничений и периодичности, и прочих «палок в колёса» со стороны мужчин, глубинная мотивация которых лежит в ветхом неприятия райского равноправия полов «во Христе».

Мужчинам, для изменения своего отношения к проблеме гендерного равноправия, очень полезно на равных условиях привлекать сестер:

  • На проповеди собранию, а не только женщинам, ибо мужчины должны иметь объёмное представление о характере и направленности женской духовности и восприятии Писания (хотя бы, чтобы крестик на шее не казался идолом).
  • На управление общиной, поскольку женское тактическое мышление нередко позволяет хозяйствовать более эффективно, чем мужское.
  • На духовный совет, ибо женская интуиция глубже ощущает истинные мотивы поступков людей и их целей, если нет прямого водительства Духа и Христа.

Братский совет, как неевангельский и неапостольский институт у тех, кто считает себя христианами, должен быть упразднён. Этот институт явно дискриминирует сестёр на общинном и церковном уровне. Большинство вопросов может решать ответственный старейшина, а самые важные решаются сообща всей общиной.

На непосредственное учительство нужно привлекать сестёр только по их инициативе. Навязывать учительство или оказывать давление недопустимо.

Основанием для учительства не может быть “корочка” любого духовного учебного заведения. Единственное основание – это признание таланта или одарённости к учительству мужчины или женщины членами общины.

Послесловие

Попытки оппонентов упрямо и линейно доказывать, что нужно исполнять Писание до последней буквы (а по поводу Ветхого Завета Павел Тимофею говорил, что оно всё полезно к назиданию), не принимаются. Ибо, я, не напрягаясь, могу привести примеры того, что делается в церквях очень многими христианами, деноминационными и внеденоминационными, и этого в Писании нет. И, также, есть примеры того, что есть в Писании, но оно замалчивается, игнорируется и не выполняется, или не проявляется среди христиан. Ради этого придумываются нелепые теологические теории, чтобы оправдать избирательное исполнение Писания, вместо того, чтобы действительно исполнить.

Потому, попытки надавить в полемике на прямое исполнение фраз типа 1 Кор. 14:33-35 или 1 Тим. 2:11-12, без учёта высказываний того же апостола в отношении “новой твари во Христе” и не важности пола для спасённых христиан, будут восприниматься как доказательства напрочь лишённые здравого смысла и комплексного понимания Писания. Ибо Писание – не сборник цитат и законов, а отражение Христового учения и развития христианства спустя 30-40 лет после провозглашения устного Евангелия Спасителем. Причем, написан Новый Завет не в виде новой Торы, а в форме бытописаний и посланий. И коль так, то и Писание нельзя разбирать на цитаты, его нужно понимать диалектически, особенно в отношении посланий апостолов, выполняющих, прежде всего, назидательную функцию для определённых общин в определённое время. И я отрицаю не богодухновенность сказанных слов Павлом. Я отрицаю их временную универсальность. И такое основание для отрицания дал сам апостол Павел. Что я аргументировал выше, и в статьях.

Потому, упрямое требование прямого исполнения тех слов Павла о молчании женщины в Церкви, будет сродни признанию, что после крещения, и мужчины, и женщины, никакая не “новая тварь”, а тварь ветхая, не возрождённая к новой жизни, а сама форма аргументации выдёргивания цитат будет сродни анекдоту по Писанию:

Иуда раскаявшись… пошёл и повесился. Мф. 27:3,5

Иди и ты, поступай так же Лк. 10:37

И также как я рассмеюсь по поводу Писания, как учебника для раскаявшихся самоубийц, то буду улыбаться и по поводу молчания “новой твари”. Правда, улыбка будет грустной, как и у самого апостола Павла, наблюдающего с небес за этим “цирком”. Люди заигрались в фундаментализм, отказываясь применять здравый смысл, и выдавая свои теологические “хотелки” за истину в последней инстанции, часто унижая женщин, единственная “вина” которых – бОльший талант к учительству, чем у них самих.

Так и хочется сказать “свидетелям переводчицы” и линейным исполнителям цитат из Писания: Учите матчасть! А матчасть – это Священное Писание. Не я, а оно обвинит фанатизм мужской дискриминации женской “обновлённой твари”!

Sorry, the comment form is closed at this time.

Sorry, the comment form is closed at this time.