Учительское служение женщины: Практика

31.07.2016 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Предисловие

genschina-pastorУчительство в сакральных традиционных церквях и в подавляющем большинстве протестантских и неопротестантских деноминаций, преимущественно, а чаще исключительно, связывают с саном (пастор/священник), или со служением штатного проповедника. Поэтому, в данной статье, тема учительства, и женского, и мужского, будет запараллелена со статусным лидерством в общинах христиан. Ибо, нередко, возможность учительства связывают именно с возможностью женщины иметь сан/служение выше диаконского. Учитывая же то, что в общинах ЦХ нет пасторов и священников, постараюсь преимущественно привязываться к возможности проповедовать женщине перед собранием вне зависимости от наличия сана.

Данная статья третья в запланированном цикле. Она является последней из описательной и исследовательской его части. Т.е., задуманный предмет ниже приведённым текстом будет раскрыт. Но будет ещё 4 часть, в которой сжато и тезисно будут сделаны основные выводы и рекомендации, ибо 70 тыс. символов требуют некоторого обобщения. Кроме того, тезисы я обещал на семинар в Черновцы, чтобы не тратить время на выступление.

Отдельно от этого цикла выйдет моя статья о разных предрассудках, типа покрывания головы платком во время молитвы, ношения платка, как символа покорности мужу, а также о косметике, нескромной одежде и вызывающем поведении. Но это уже потом, поскольку это моменты вторичные. В них нет той существенной дискриминационной составляющей, которая присутствует в запрете женской проповеди всему собранию.

Ну а теперь, переходим к тому, как мне видится женское учительство на практике.

Правила и исключения

На то и существуют правила, чтобы в них были исключения. Сколько не строй собирательный образ «мужчины» и «женщины» – это, всего лишь, сублимация моего опыта, опыта моего окружения, и обработанного чужого опыта. Да, вырисовывается некоторый гендерный образ, но часть моего нынешнего реального и виртуального женского окружения частично сминает красиво нарисованную картинку «среднестатистической женщины». И этих «исключений» из собирательного образа женщины, таки, немало. И, судя по наметившемуся тренду в условиях смены гендерной парадигмы, их будет становиться всё больше в процентном отношении. Особенно, это касается поколений, полностью выросших в условиях реального, иногда декларативного гендерного равноправия.

Большинство из женщин-«исключений» имеют врождённые таланты, высокую жизненную целеустремлённость и трудолюбие. Они работают над собой и реально развиваются. Женщины «правила» очень часто останавливаются на определённом уровне принятых и усвоенных ценностей, и дальше не растут, а некоторые и деградируют. Но, даже они, всегда имеют шанс под воздействием различных жизненных потрясений приступить к изменениям самих себя. Этому может способствовать и прорастания семени веры, посаженного Духом.

Астрологи говорят, что при высокой степени проработки недостатков своего Знака, и преодолению их, разница между родившимися под разными знаками людьми стирается. Мне это напоминает стирание перед Христом социального, национального и гендерного неравенства во фразе: И нет уже ни еврея, ни язычника (национальное); ни раба, ни свободного (социальное); ни мужчины, ни женщины (гендерное) — вы все одно существо в единении с Христом Иисусом. (Гал. 3:28)

А если нет ещё дара и крещения Духом? Мне кажется, нужно смотреть на степень преодоления гендерных недостатков и мотивацию женского учительства. Если там тщеславие, инструктивность и категорическая уверенность в своей правоте, то это будет шлагбаумом к учительству не только для женщины, но и для мужчины. А если там желание поделиться опытом и знаниями, при том, что слушатели в среднем слабее в слове, духе и знании, то женщине нельзя затыкать рот Павловым постановлением.

Женщины и жёны

Кстати, оба приведенных тезиса Павла из послания к Коринфянам и к Тимофею из первой статьи цикла, могут вообще свидетельствовать не о запрете женского учительства, а о запрете учить мужа непосредственно и болтать на собрании. Посмотрите внимательно на суть этих цитат.

  • Как и во всех церквах народа Божьего, 34 женщины во время собраний должны молчать. Им не разрешается говорить. Их удел подчиняться, как велит и Закон. 35 А если им хочется чему‑то научиться, пусть спросят дома у собственных мужей. Ведь для женщины говорить в собрании — позор. (1 Кор. 14:33-35)
  • 11 Пусть женщина учится молча, в полном послушании. 12 Я не разрешаю женщине учить или руководить мужчиной. Пусть молчит! (1 Тим. 2:11-12)

Т.е., Павел повторяет просто требования Закона. Но в обоих высказываниях контекст говорит, что речь идёт о замужних женщинах. Чтобы они:

  • Не создавали галдёж в церкви, спрашивая друг у друга и у мужей, а «спрашивали у мужей дома».
  • Подчинялись мужьям, и для этого повторяется «проклятие Евы» о послушании «по Закону»
  • Не пытались учить мужа и руководить им.

Потому, резонно допустить, что если женщина говорит перед собранием (молитву, пророчество или проповедь), то этим она не учит и не руководит мужем, и не устраивает «трындёж», что названо позором. И раз были пророчицы, упоминаемые в книге Деяний и в послании к Коринфянам, то совершенно точно, что женщины излагали всем эти пророчества. И это не подпадает даже по форме под Павловы запреты, не говоря уже о сути. Кстати, в нашей общине ЦХ, прямо во время библейского доклада или проповеди, женщины могут задать вопрос или сделать комментарий. Видел неоднократно. Если запрет Павла из 34 стиха женщины во время собраний должны молчать. Им не разрешается говорить обладал бы абсолютностью и буквальностью, то тогда можно было бы говорить о нарушении библейского постановления. Но интуитивное понимание того, что это касается вопросов к мужу или окружающим по поводу происходящего научения, снимает ощущение нарушения, и участие сестёр в обсуждениях не поднимает «пену» Павловых запретов о молчании женщины.

Наклонности и таланты

Наблюдая жизнь в православии, и некоторых протестантских общинах (кроме Боярской), вижу, что зашуганные мужьями жёны с помощью Первого Коринфянам и Первого Тимофею, и сами пытаются устраниться от любого включения в церковную жизнь, опасаясь испортить отношение с мужем или вызвать напряжение в семье. Особенно, если у мужа Павловы императивы отпечатались в мозгах стальными буквами, но при этом забыты слова о любви, как к самим себе.

Но давайте допустим мысленный эксперимент, и предположим, что все мужья стали такими как я, которые вообще не заморачиваются с тем, кто им говорит проповедь, мужчина или женщина. И все женщины мгновенно избавились от своих комплексов, навязанных им конфессией и их мужьями. Допустили? А теперь подумаем, бросятся ли все женщины бегом проповедовать или готовить библейские доклады? Глубоко сомневаюсь.

Если в женщине есть мудрость, и она женщина в полном смысле этого слова, которая ищет семейного счастья, находит радость в воспитании детей и заботе о тех, кого она любит, то большинству представительниц слабого пола возможность учительства будет откровенно «до лампочки». Даже умнейшие женщины не все имеют наклонности к учительству, хоть письменному (статьи, послания), хоть устному (проповеди, исследования).

Если у женщины нет таланта к учительству или нет специального дара учительства от Духа, то только неадекватная женщина будет претендовать на кафедру. Такая неадекватность и неготовность к учительству станет быстро видна всем, и община её снимет оттуда по объективным обстоятельствам, не нарушая её свободу проявить себя. Желать учительствовать и реально мочь – две большие разницы. Ведь учительство – не только из книг, но и из опыта. И даже если женщина умна, но она не ощущает призвания к учительству, она не будет рваться за кафедру, например, как моя жена.

Но, есть в мире женщины, и их процент не так велик, у которых есть врождённая тяга к учительству. Это, конечно же, далеко не всегда дар Духа. Это комбинация генов и продукт наследственности, которую принято называть талантом. Кураев пишет о двух женщинах толковых богословах в Московском Свято-Тихоновском богословском институте. Этот институт закончила наша давняя подруга Татьяна, с которой наша компания киевских друзей дружит скоро 20 лет.

Таких женщин, которых тянет получить богословское образование не ради того, чтобы утереть нос мужчинам, а потому что этого желает их ум и сердце, очень немного в процентном отношении. Они знают Писание, и чувствуют его Дух, и знают церковную историю с первого века по сегодня гораздо лучше подавляющего большинства выпускников протестантских богословских школ и институтов. И что, только потому, что они женщины, отказать им в кафедре?! (Честно говоря, если бы нашёлся человек, ответивший положительно на этот вопрос, я бы не смог считать его вменяемым христианином, а только неотёсанным фанатиком.) Хотя… кому-то же пришло в «голову» возмутиться женщиной-переводчиком(((.

При этом, хочу подчеркнуть, что выше речь шла только о таланте – врождённой склонности к преподаванию, естественному красноречию, владению аудиторией. И эти качества могли проявляться ещё со школы, с молодого возраста, иногда и вне всякой религиозности. Они в человеке были от рождения, но проявились в процессе взросления.

Таланты у женщин, чаще всего, бывают свойственны их полу. Уметь находить общий язык с детьми лучше мужчин, вести домашнее хозяйство и т.п. Но бывают и исключения. Встречаются женщины-воины (правда, не стратеги и не военачальники), бывают – отличные водители с хорошей реакцией, реже – известные учёные. Иногда бывают и хорошие преподаватели и наставники. Но их очень мало (школьные учителя не в счёт, ибо там больше нужны навыки воспитания и невысокий уровень погружённости в предмет).

Т.е., не смотря на то, что учительский талант философского, богословского, научного и мировоззренческого плана – это гендерное свойство мужчин, у женщин он тоже проявляется! И, в последние сто лет, всё чаще и чаще от поколения к поколению, что связано с социальной эмансипацией женщины.

Это – есть! Оно набирает обороты! И закрывать рот такой женщине в корне не верно. Талант у неё от рождения, она хочет делиться, а не «властвовать над мужем», она хочет сообщить результаты богообщения, а не навязать своих тысячу и одну заповедь, она хочет научить искренности, вместо мужских «рОдов молитвы». И она горит верой, у неё поставлено красноречие природой и воспитанием, в отличие от огромного количества пасторов и проповедников, которые отрабатывают должность и корочку библейской школы, мучая слушателей «библейской эквилибристикой», которую проповедью язык не поворачивается назвать.

Потому…

Вот кафедра! Что мешает ей учить?

Дар учительства

gen4А если дело не во врождённном таланте к богословию, или даже не только в нём? Одна из моих читательниц получила от Духа дар учительства. Но в силу мужского фундаментализма она, естественно, зажата в реализации своего дара. Да, она вышла из положения тем, что учит женскую половину собрания на воскресном изучении Библии. И у неё это хорошо получается, хотя до получения дара, она даже не помышляла об учительстве и не претендовала на него. У неё и в мыслях не было, что она получит именно этот дар.

Но получила. И как-то его использует. Насколько это возможно. А представьте себе, что она оказалась бы в собрании, в котором даже возмутились женщиной-переводчиком!!! И что, дар Духа на помойку только потому, что мужчины боятся утратить власть над женщиной, прикрываясь эпохальными указаниями Павла?!

Пора уже трезвиться умом не только на словах, но и на деле. И не только в слове «трезвиться» искать запрет на употребление алкоголя, но и трезво судить о Священном Писании, и о написанном там. Нельзя выдёргивать из контекста, нельзя не учитывать эпоху, нельзя не учитывать миссионерские мотивы, нельзя не учитывать цивилизационный уровень гендерных отношений. Ну и нельзя линейно всё исполнять, написанное в Писании, иначе нам всех миссионеров мужского пола придётся обрезать, если среди аудитории проповеди могут оказаться правоверные иудеи. В исполнение написанного в Писании.

Если женщина получила дар Духа в процессе крещения Духом Святым, то этот дар универсальный, он не имеет полового признака, по свидетельству самого же апостола Павла. И этот дар несравнимо выше корочки библейского института, университета, школы или духовной семинарии.

А у нас как. Получил корочку, и ты уже проповедник. Причём, не важно, что у тебя не то что дара учительского нет от Духа, но нет даже природного таланта. Проповедь вызывает сонливость и желание выйти попить чайку с первой же минуты. Содержание и характер изложение и близко не похоже на проповедь. Такое бывает, к сожалению, очень часто. И там, где я бываю в разных местах – не исключение.

А в этот же момент в зале может находиться 1-2 женщины (иногда и больше, а иногда и ни одной), которые сказали бы так, что и мужчины пролили бы слёзы в покаянии, и все получили бы назидание. Но они в библейские институты не допускаются, ведь они – женщины. И это как клеймо неполноценности пола, защищаемое надалёкими мужчинами, не имеющее к реальности никакого отношения, а только к человеческой культуре и традиции. Хотя даже эти мужчины знают, что в раю, до грехопадения, так не было. И НИКАКОЙ власти у мужа над женой не было! И говорить жена могла на равных с мужем! Просто на тот момент она не вынесла испытания свободой. Была наказана на тысячи поколений женщин. Но применять стандарты падшей Евы к верным и одарённым христианкам… даже не знаю, как помягче выразиться.

Потому, любое христианское собрание, если оно христианское, конечно, а не сектантское, должно предоставить любой женщине кафедру для испытания её таланта, а возможно и дара. Без принуждения, по желанию. Если не хочет женщина пробовать, даже самая умная из женщин в собрании, значит она просто не чувствует в себе призвания к слову. И если большинство мужчин и женщин признают нелицеприятно (не потому что она жена проповедника, пастора или епископа), что у неё талант или дар учительства, то предоставить ей возможность проповедовать по вдохновению.

Могут быть ситуации, когда одарённые Духом женщины, окажутся лучше штатных проповедников мужчин. Я бы не делал из этого мужской трагедии. Наоборот, это мотивировало бы мужчин работать над преумножением своих талантов (если они вообще были и это не банальное тщеславие выпускника библейского института). При этом надо помнить, что проповедь не призвана подчеркнуть талант и дар проповедника, а нацелена на возбуждение религиозной ревности слушающих. И если у женщины это получается лучше и проникновеннее к сердцам собравшихся, то за ней должен быть закреплён приоритет в проповеди, особенно, если её посетило вдохновение от Духа.

Подобные приоритеты должны быть и у одарённых проповедников мужчин. Человеческие планы выступлений могут и должны корректироваться ради работы Духа через Его избранные сосуды в христианских общинах. Сосудом может быть личность любого пола. Духу без разницы. Главное, чтобы до мужчин это дошло, и они не оказались противниками Духа, запрещая говорить и учить женщине, ну или мужчине без корочки.

В свободном христианском собрании у любого человека должна быть возможность встать и сказать проповедь, независимо от его пола. И не одну, чтобы собрание убедилось человеческим инструментом сравнения и оценки в наличии или отсутствии дара или таланта к учительству. За одну проповедь можно увидеть только дар. Талант может в одной проповеди и не раскрыться.

Важно только, чтобы если начала говорить женщина, у мужчин не было, как предвзятости, так и пиитета, а была попытка объективной оценки. И если учить будут талантливые и одарённые, включая женщин, а не только правильные мужчины при корочках духовных школ, то польза и духовный рост будет у всей общины, а не застой и духовный тупик формального поклонения. Ведь задача проповеди – не подтвердить в очередное воскресенье свой статус проповедника, а принести духовное назидание общине. И если не можешь – сойди с кафедры. Дай возможность другим, включая женщин. От этого может даже оживиться жизнь общины, а включённость в общее дело всех талантливых без учёта пола, принесёт духовную пользу и повысит интерес к воскресным собраниям, которые во многих деноминациях превращаются в рутинный обряд поклонения.

Мужчины и женщины

Новый Завет молчит о том, что собрания христиан разделялись по половому признаку, где обучение женщин производится женщиной, а мужчин – мужчиной. Ну просто нет такого. Хотя для первого века это было бы на порядок естественнее, чем для 20-21 вв. Наоборот, приведённые цитаты апостола Павла говорят о том, что совершенствовались в вере все вместе, просто спрашивать жене мужа об обучении рекомендовалось дома. А так, чтобы община делилась надвое по гендерному признаку… не знало такого апостольское христианство. При этом, это точно есть у ЕХБ и ЦХ. Соответственно, допускаю, что это есть и у других деноминаций.

Но… христианская община состоит из мужчин и женщин. И наставления духовного плана должны исходить из опыта и уст женщин и мужчин. Все видят, что в разных деноминациях есть одно и то же в поклонении и духовном взрослении, но с местными особенностями. Так и на пути в вере. Путь женщин и мужчин к Богу отличается содержанием и инструментами. Есть в женских путях то, в чём полезно быть осведомлённым мужчинам, и наоборот. И женщинам есть смысл послушать более духовную сестру для учёта её опыта. И для этого не нужно разделять собрание по половому признаку на группы (смысл есть только в отделении детей). Нужно взаимно обогащаться мужчинам – женским пониманием духовных проблем, а женщины и так, то и делают, что вынуждены смотреть на духовность всегда мужскими глазами.

Поэтому, лично я, крайне негативно смотрю на гендерные разделения общин для совершенствования в вере. Они – явно не библейского происхождения, и они же ломают объёмность взгляда на духовность с позиций совершенных в вере представителей разных полов.

Проблема женского учительства очень остро стоит в общинах, где подавляющее большинство – женщины. Я даже был в такой общине. В таких сообществах роль совершенных в вере сестёр трудно переоценить. Даже, если вся духовная власть жёстко находится в руках пастора-мужчины, духовное взросление всё равно происходит в процессе общения менее опытных сестёр с более опытными. Ведь мужчина, со своей мужской логикой, плохо понимает логику женскую. Его научение менторское и формальное, ибо он не понимает женской духовности и потребностей женщины в церкви. И, кстати, если бы он давал слово опытнейшим сёстрам, то сам бы лучше понимал своих «пасомых». Потому, в таких общинах женское учительство – то, «что доктор прописал».

О норме:) женского учительства

В процентном отношении количество женских учителей должно учитывать соотношение готовых и не готовых к реальному равноправию женщин. В нашем обществе, женщин, готовых к высокому уровню самоконтроля, без ссылок в своей стервозности, безответственности или банальной лени  на оправдание «ну я же женщина!», на вскидку, процентов 10%. И этот уровень постепенно растёт, ибо инфантильных мужчин в молодом поколении становится всё больше, и женщины вытесняют мужчин в традиционно мужских профессиях. И могут «подвинуть» мужчин в традиционно мужских служениях, где даже безталанные мужчины прятались за «Павловой крышей». А если всё по-честному, то своё право учить нужно подтвердить, не внешними половыми признаками))) и «шкурынкой» из библейского института или школы, а талантом или даром к проповеди, которые не вызывают ни у кого вопросов.

Потому, на сегодня, если бы не было дискриминации женщин в учительстве в разных конфессиях и деноминациях, и если бы их всех собрать вместе, есть подозрение, что соотношение было бы где-то 5/1 (мужчины/женщины). Не 9/1, как подсказывает математика, поскольку не все «классические мужчины» достаточно рассудительны, и обладают самоконтролем и талантом. И допускаю, что соотношение 5/1 будет постепенно расти в сторону увеличения женской доли. Но 1/1, пока мы живём на земле в этих телах, вряд-ли достижимо в силу того, что только малый процент женщин стремится к совершенству и работает над этим. Всё же гендерные свойства женского пола, и его тактический ум вкупе с интуитивностью, вряд ли позволят выровнять соотношение до 50/50. Но, с учётом нужности нравственных и моральных проповедей, где женщины могут превзойти мужчин, не удивлюсь, если при снятии любых форм дискриминации, соотношение станет 2/1. При этом, в некоторых общинах, это может быть, и доминирование, и даже отсутствие. Ведь смотреть нужно не на пол, а на таланты и дары, и довериться Духу, что конкретный расклад в конкретной христианской общине Ему угоден.

О природе учительства

В ответе на вопрос о природе учительства сначала пойдём апофатическим путём

Кто не может быть учителем (хоть женщиной, хоть мужчиной):

  • Кто не готов признать возможную ошибочность своего учения. Если человек на 100% уверен в своей непогрешимости – это не учитель.
  • Кто учит тому, чего нет, хотя бы отчасти в его опыте и опыте его ближайшего окружения.
  • Кто, встретившись со здравой мыслью оппонента (иной раз даже своего ученика), блокирует её принятие умом и сердцем, если она противоречит его мировоззрению и сложившимся навыкам, а также выставляет его собственное понимание ошибочным.
  • Кто доказывает свою правоту в ущерб истине, иногда догадываясь об этом, а в худшем случае – даже зная об этом.
  • Кто требует замалчивать известную духовную истину в угоду толерантности к истинам более низкого уровня.
  • Кто всю жизнь доказывает правоту изначально принятого, не пытаясь развить понимание или посмотреть на него со стороны, с целью увидеть его изъяны и несовершенства.
  • Кто учит только знанию и пониманию, но не обращается к сердцу и воле, для апробации научения в делах и навыках.

Чему может учить женщина, да и любой учитель?

Тому, что есть в его опыте, т.е., просто делясь этим опытом. Учить нужно без инструкций. Учитель помогает и мотивирует, но не ведёт за руку, отбирая свободу и ответственность. Потому и учил Господь притчами и образами, а не инструкциями к исполнению. Чужой путь к Богу, мужской или женский, это индивидуальное восхождение, это пример с важными нюансами и установками, но это не шаблон для повторения. Учить нужно, не нарушая свободу принятия решений и не вводя ограничения сверх установок любви (различные степени противодействия или противления любви есть грех в различных проявлениях). В учёбе, особенно морально-нравственной, нужно обращаться преимущественно к сердцу. И здесь женщина может дать фору многим мужчинам, если имеет любовь в себе. Главное, чтобы методы воспитания детей не оказались по копирке применёнными к взрослым людям.)))

Как я писал в предыдущей статье, женщины бывают очень талантливыми практикующими психологами благодаря интуитивности восприятия и созерцательности мышления. Потому их соображения могут быть весьма полезны в разборе духовно-нравственных проблем. Это то место, где «братские советы» неопротестантских общин могут пробуксовывать, и принимать линейные и духовно-грубые решения, и где женщина могла просто филигранно решить проблему. В таких плоскостях женское учительство, и даже нравственный арбитраж, вполне уместны. Потому и вижу, что «братские советы» могут нормально заниматься денежными вопросами, а в нравственных должны принимать участие и женщины, т.е., вся община.

Братский совет как инструмент дискриминации

Кстати, братские советы в неопротестантизме, это ещё один грубый момент дискриминации женщин. Женщины, тактически (не в стратегии), бывают нередко мудрее мужчин, а также отзывчивее и милосерднее. Потому в приходские активы, так называемые «десятки», в православии входят, и мужчины, и женщины. Бывает, что женщины председательствуют. И батюшки вполне довольны таким управлением, и даже слушают их, ибо нередко, женщины лучше управляют деньгами, и более экономно ведут хозяйство.

В «братских» же советах реализовано гендерное превосходство тех, над теми кто должен быть «новой тварью» во Христе. Например, в доктрине ЦХ утверждается, что после водного крещения покаяния и омытия грехов, крещённые становятся сразу же «новой тварью», получая невидимо крещение Духом. Я с этим воззрением в корне не согласен. Такое даже в Новом завете было редкостью. Как правило, крестились иоанновым крещением в покаяние в воде, и спустя разное время на них сходил Дух Святой.

Но, если в доктрине ЦХ соединяется водное крещение и крещение Духом, а «во Христе нет ни женщины, ни мужчины», то почему в общинах продолжается отношение к женщине, в русле «ветхих» предписаний? Она же после крещения «новая тварь»! Потому и не упоминается нигде в новозаветных посланиях и книге Деяний о «братских советах» (кроме совета апостолов в Иерусалиме да решения некоторых братьев по вдовам в рамках служения) для управления общиной. Ибо решения принимались очень часто пресвитерами, а не исключительно мужской половиной собрания светскими демократическими механизмами голосования. На то и авторитет старейшины, и делегирование ему всеми полномочий, чтобы он руководил, а не местный «мужской парламент»

Потому и сегодня принятие вопросов должно приниматься выборными пресвитерами, а важнейшие решения – всем взрослым составом общины. Совет должен быть советом общины, как было в апостольское время, когда всё делалось «сообща». Братский совет не равен общине, и в общине христиан не может быть её членов первого и второго сорта. А только более совершенные в вере и менее совершенные, что должно проявиться в общении и разномыслии, которого у большинства сект нет даже на нюх.

Зато есть женская дискриминация, при том, что женскими пожертвованиями никто не гнушается, но делить эти деньги берутся мужчины, нередко уступая женщинам в милосердии. Противнее всего, что женщины этому потакают и соглашаются, принимая аргументы из Первого к Коринфянам и Тимофею за чистую монету обращённую к ним, а не к собраниям первого века и отношениям «жена – муж» до обновления в крещении Духом. Иногда им объективно некогда или субъективно «просто лень», но тогда и речь в этой статье не о них…

Послесловие для женщин

…а о тех, из кого «учительство» изливается естественно, как река воды, которая пробьёт любые запруды занятости и искусственных препятствий, слегка подвинет детей и внуков, и сомнёт дискриминацию. Нельзя говорить с кафедры – она начнёт писать. И я буду первым, кто её опубликует, если увижу сам и мои опытные и духовные читатели в этом излияние Духа и плоды опытного и деятельного христианства.

Я не женщина))), но опыт излияния у меня длится уже 4 года. С момента, когда я почувствовал это, начал писать, и создал сайт, которому в сентябре будет три года. Я знаю, что пишу я точно лучше, чем говорю. Хотя и последнее, говорят, у меня неплохо получается.))) Сайт же – это прекрасное место учительства. И им надо пользоваться.

Потому, дорогие сёстры, если вам в общинах затыкают рот «Коринфянами», «Тимофеем» или «Галатами», и вам есть что сказать, и оно из вас изливается естественно и без самопринуждения, можете пробовать себя на платформе Экс-фарисея, если вы вписываетесь в экуменическую, духовную и антиклерикальную предметность моего сайта.

Ну, или даже если вам не затыкают рот контекстом: «Молчать, женщина!», но у вас учительство эпистолярного плана, как у меня, тоже можно себя пробовать здесь. Главное, писать качественно, ясно и предметно, ибо я уже с двумя мужчинами испортил отношения надолго, когда они прислали свои пробы пера, а я понял, что такое я просто не смогу опубликовать. Проще сесть и написать наново, чем править стиль, пунктуацию, орфографию и синтаксис, а также привести в чувство последовательность изложения «потока сознания».

Но и кроме этой возможности, если у вас дар к проповеди, работайте в общинах по преодолению гендерной дискриминации. Ибо преступно в духовном плане «обновлённому творению» затыкать рот рекомендациями 2000-летней давности. Ибо пол «во Христе» – вторичен!

Послесловие для мужчин

Женщины могут проповедовать и учить.

Это нужно зарубить себе не только на носу, но и на мозгу)).

Если вы считаете иначе, смотрите первое, и внимательно читайте Писание, не пытаясь его приспособить для оправдания своей формальной власти над женщинами. До падения в раю, и после воскресения в жизни будущего века не будет у вас этой власти. И апостол Павел даёт вам намёк, что этим правильным взаимоотношениям с женщиной, нужно учиться уже сейчас, ибо во Христе нет власти, а есть любовь. И любить вас призвал апостол жён, как самих себя. А значит отношения власти, подчинённости, и ограничения свобод должны быть упразднены. В принципе!

Несомненно, при создании семьи возникают взаимные ограничения свободы, на которые супруги должны идти добровольно, ради целостности семьи. Жена не делает то, что радикально не приемлет муж, и муж не делает того, что неприемлемо женой.

При этом, хотя общину и называют большой семьёй, но она не равна по внутренним отношениям союзу мужчины и женщины ради рождения и воспитания детей. К тому же члены общины являются составляющей мистического Тела Христова, Церкви, для которой сам Господь не предписывал ограничение женщин в церковных правах. Женщины такие же части Тела Христова, как и мужчины. Не может быть в Теле-Церкви полноценных и неполноценных частей – это аксиома утверждённая апостолом Павлом.

Кощунственно приравнять верную Христу христианку, одарённую Духом на учительство, к состоянию падшей женщины. Но даже проповедь такой женщины принял Господь. Ведь чтобы самаритяне вышли и приняли Иисуса, самаритянка должна была зайти в город и сказать слово к жителям города, чтобы они пошли к Иисусу. И 2000 лет назад радикально грешную женщину послушали, а современные «христиане» возмущаются даже христианкой-переводчицей, которая ни к чему не зовёт, а просто переводит. Транслирует. Не более.

Если же опираться в своих взглядах и вере на то, «как учит и Закон», то конечно, это «выгодно». Вместо того, чтобы учиться согласовывать позиции на фундаменте равноправия, можно просто рявкнуть: «Молчать, женщина!!! Тебе слова никто не давал! Читай апостола Павла!» Но будет ли это в духе любви Христовой и заповеди любить жену как самого себя? Себе же вы рот не затыкаете. Почему я допускаю такие отношения с женой? Потому что претензии к переводчице на кафедре могут давать основания так думать. И если такое пришло в голову, значит гендерная мужская гордыня у некоторых запредельна. И она будет проявляться в отношениях с любыми женщинами. Это серьёзная болезнь ума и сердца, которая блокирует созревание плодов любви. Потому привычка подавлять права женского пола под прикрытием Писания – это серьёзная духовная проблема. И если она озвучена хотя бы одним мужчиной, я не мог о ней не написать.

За резкость слов и выражений в отношении «свидетелей переводчицы», которые стали поводом к написанию трёх статей и к выступлению на тематическом семинаре 6 августа в Черновцах, не буду лицемерно извиняться, в стиле «без обид» или «не хочу никого обидеть, но…». Я умышленно применял местами резкие выражения и обороты, чтобы люди поняли, как далеко они отошли от Христовых стандартов любви и увлеклись буквоедством без здравого смысла. Пусть будет обида на меня лично, но люди задумаются о своём отношении к женщине и об их очень линейной дискриминации женщины в Церкви.

Надеюсь, этими работами я напомню женщинам об их достоинстве, а мужчинам – об их гендерном смирении, и более трезвом и комплексном осмыслении написанного в Новом Завете. Чтобы быть верными «во Христе», а не подзаконными, под «проклятием Адама и Евы», которое было произнесено Богом на пороге Эдема. Если мы родились для новой жизни во Христе как обновлённое творение, то просто должны забыть о ветхих заповедях. И намёк, что они «ветхие» и для ветхих, дал сам Павел в уточнении «как и велит Закон».

Я – не под Законом. Советую и остальным мужчинам-христианам задуматься, где они. И не в последнюю очередь через отношение к женскому учительству.

 

Предыдущие статьи:

Учительское служение женщины: Теория

Гендерные «пороги» женского учительства

Все мои статьи по предмету “Женщина в Церкви”, включая старые и несовершенные из православного периода, можно посмотреть по этой ссылке. По ним хорошо видно, как трансформировалось моё мировоззрение в сторону признания церковного равноправия полов, при их объективном функциональном неравенстве.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Петро
    Гость
    08:44 01.08.2016

    Это только лишь ваша точка зрения, которая, к сожалению, не отвечает Писанию. В первом послании к Тимофею 2:12 сказано: “А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем”. Мужьям дана роль быть во всем главными в церкви. А женщины помощники мужей. Даже в таком моменте, как питание церкви были назначены в первом веке мужчины и ни одной женщины. И как можно изменять это наставление Писания, относительно учительства? Другое дело, когда женщина-миссионер, женщина , что учит женщин или детей.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


восемь − = 5