Погружение в Свет: проекции и выводы

01.03.2017 / / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

Иногда я выкладывал на «Экс-фарисее» довольно сырую статью, честно предупреждая об этом читателя, в надежде, что мне в комментах бросят интересные мысли, которые «подсушат» материал, и его можно будет качественно доработать и нормально структурировать. Так получилось и с первой крупной статьёй после моего писательского перерыва с осени.

prosvПосле этой написанной статьи об изменении ума и сердца в совести, я много думал о некоторых замечаниях и комментариях под статьёй и в группе на Фейсбуке «Назад, к Евангелию». В результате родился текст для «подсушивания» моего же сырого материала в виде рефлексий и проекций на ключевые посылы из исходника. Может, это не «фонтан», но уже и не «брызги».))) И опять же, критика только приветствуется.

Единственно, не забывайте, что я работаю над некоей универсализацией духовного опыта в области антропологии, пытаясь запараллелить очень разные ощущения разных людей, да ещё с учётом их привычного категориального аппарата. Правда, экзотику от некоторых членов виртуальной общины я учесть не смог, поскольку я её не понимаю. Замена души на разум тоже у меня не прижилась. Но, в остальном, я оказался понятым в идее, даже если не все согласились с нюансами.)))

Эта статья многие догадки конкретизирует, и даст представление о моём понимании проблемы работы совести и просветления, о месте крещения Духом и его сути, и почему первое просветление именно названо крещением. Ну и самое главное – какова у всего этого цель?

Итак, поехали.

Душа или разум?

В полемике под прошлой статьёй мне пару человек возразили, что душа – это разум, и он един. И никакой души нет, а духа и подавно. Насчёт духа – не буду спорить, хотя Ольга Колесина считает, что только он и есть. А вот насчёт разума… Разум таки не един. И тут опыт бунтует против единства. Не только опыт исихастов, опускающих ум в сердце, но и опыт всего человечества свидетельствует, когда любят – тем, что в груди, а мыслят тем, что в голове. Волнуются и предчувствуют – тоже сердцем. И это есть в опыте всех культур, включая даже преимущественно атеистические сообщества и традиции.

Если взять каббалистическую традицию толкования нефеш, руах и нешама, то две последние сущности и есть «сердце» и «ум». Причём, ум (нешама) поставлен выше сердца (руах). И тут тоже понятно, поскольку сердце в той традиции временности – это настоящее, а ум – будущее. Но в наше контексте важно то, что сердце глубинно отражает человека как он есть сегодня.

Бог смотрит на сердце человека, поскольку оно – базис, поддающийся медленным изменениям, тогда как гибкий ум изменяется быстрее, и, при этом, легко может  обманывать сам себя. Тогда как сердце обмануть очень сложно. Все три сущности имеют отношение к душе, только нефеш (в христианской традиции – жизненная сила) имеет большее отношение к телу (символизируется «печенью»), оживляя его и связывая нешама и руах с телом. Нефеш в соединении с телом образуют живую плоть. Когда нефеш в старости или при убийстве сходит на нет, сущности нешама и руах отрываются от тела, ставшего мёртвой плотью – трупом.

Потому нешама и руах (ум и сердце) определяют состав той субстанции, о которой упоминает в отношении Лазаря и богача Господь в своей притче. Мы её привыкли называть душой. Если же разделить субстанцию на уровни, то руах (сердце, эмоции) – это душа, а нешама (ум, рассудочность) – это дух. И тогда получается трихотомия. Но в любом случае, при таком понимании, совесть не может претендовать на тождество с духом. В исходной статье при ремейке я откажусь от этой идеи.

Итого, буду в дальнейшем придерживаться такого понимания человека. Человек есть единство души и тела. Единство удерживается с помощью бессознательной жизненной силы (нефеш), которой наделяется всё живое. При умирании жизненная сила иссякает до нуля, а тело разлагается. Душа – это то, что предназначено для облечения в новое совершенное тело после воскресения, это семя будущего прорастания в Царство Бога нового человека. В душе есть центр эмоций – сердце (руах) и рассудочный центр – ум (нешама). Оба центра, после смерти тела остаются в душе, и продолжают самосознающую и эмоциональную деятельность. Есть люди, которые разделяют руах и нешама. Не вижу в этом проблемы. Главное – что они есть, и над ними «первая смерть не имеет власти».

Как совесть просветляет?

Исходя из выше написаного, совесть – это не дух и не отдельная субстанция, сродни «уму» или «сердцу». Это инструмент просветления каждого человека, приходящего в мир. Скажем так, это детектор Света в душе в целом, который свидетельствует об отклонении наших намерений и дел от Света. На уровне сердца совпадение со Светом ощущается в радости, а отклонение – в «камне на сердце», ощущении «не в своей тарелке». На уровне ума совпадение со Светом проявляется в твёрдой и непоколебимой уверенности, а отклонение – в смущении и неуверенности. Именно об этом говорил Павел, что ничего нельзя делать со смущением. Ибо это против совести.

Это, конечно, не универсальный принцип, ибо смущаться мы можем и в нейтральных и даже добрых вещах, если имеем лукавую и «прижжённую» совесть. А уверенными можем быть в богопротивных вещах, как Павел, собирающийся спешно в Дамаск. Но для тех, кто умеет работать с сигналами совести, это «пограничные столбы» для тестирования отклонений от воли Бога в Свете. Может Павлу и были сигналы совести, но он их подавил человеческими заповедями и они не попали в Писание.

Совесть может быть замутнена человеческим знанием в определённых традициях. Но по мере усиления просветления человека, человеческое слетает как шелуха, очищая совесть. Это видно на примере совершенных и несовершенных христиан в отношении вкушения идоложертвенного мяса. В итоге, Истина так должна просветить человека, чтобы он получил свободу от человеческих предрассудков и лукавства. Чтобы каждый верующий мог повторить слова Павла (Рим. 9:1) – «Моя совесть, руководимая Духом Святым». Без примеси «заповедей человеческих».

В состоянии «в Духе Святом» совесть действует как постоянная сигнальная система, как ум Христов, совершенно и незамутнённо. К этому состоянию, когда Истина сделает нас свободными от всего человеческого, должен стремиться каждый христианин, совершенствуя и очищая своё взаимодействие со Светом.

Но пока это состояние не достигнуто (ещё вопрос, достижимо ли оно на земле полностью), периодическое опускание в Свет души (ума и сердца) показывает человеку совершенство совести и любви, которого он может достигнуть. Это как демонстрация уникальной жемчужины, когда ради обладания которой, человек может презреть на все ветхие ценности и отказаться от них ради неё. Кстати, может и не презреть, коль в притче о неводе (Царстве Небесном) и рыбе (людях), будут рыбины, которых отберут, а других выбросят. Но поскольку все были в неводе, предложение Царства было сделано каждому.

Опускание в Свет, по свидетельству ощутивших приливы любви, покаяния и зрения всех своих грехов, осуществляется Духом. Сам человек этого сделать не в состоянии. А при возврате души из этого состояния, она становится чувствительнее к Свету, который пробивается сквозь повреждённость души. И совесть становится чувствительнее и острее. Так совершенствуется человек в своём подобии Свету.

Крещение Духом – это первое погружение души человека в Святой Дух. Думаю, мой образ погружения в Свет души для крещения Духом, как и погружения тела в воду, выбран провиденциально в связи с исходным семантическим значением слова «крещение». И там, и там есть погружение. Только в крещении Духом – это погружение в Свет и рождение для духовной жизни иного порядка, чем при погружении тела в воду и освящении жизненной силы человека в его плоти. Потому и надобно родиться от воды и духа, чтобы спасти всего человека.

Где же находится Свет совести?

prosv1Откуда исходит свет в человеческой природе? Скорее всего, это связано не с локализацией в проекции тела, а с глубиной погружения в природу. Локализовано место контакта со Светом, вероятно, в глубинной чакре человека, которая глубже сердца и ума (руаха и нешамы). Там светит Свет. И чем глубже греховность и повреждённость природы, тем глуше и непроницаемее перегородка между сосудом и душой.

Но там есть дверь, которую создал Господь. Эта дверь в сосуд Духа Святого внутри нас. И, судя по некоторым выводам, Он является и самой Дверью в символическом смысле, если мы в Него верим. По крайней мере, Он её легко открывает, погружая душу в Свет, в Царство Небесное внутри нас. Но, пока дверь закрыта, мы улавливаем Свет в той мере, насколько прозрачны стены клети нашего внутреннего сердца. И задача каждого человека по мере своих сил делать эти стенки прозрачнее. Это наша часть усилий. Они заключаются в том, чтобы поступать по сигналам совести, а не по тому, как мы привыкли поступать.

А вот открытие двери – это то действие, которое неподвластно человеку. Он может только попытаться создать условия для открытия, показав это в своих намерениях. Но открывает – Иисус. Думаю это то, что сказано Ним Самим – «без Меня не можете ничего».

Поскольку, по свидетельству исихастов и членов нашей группы, при опускании ума в сердце происходят созерцательные эффекты и прозрения, область Света, сосуд Духа Святого, находится глубже «сердца», как бы внутри него. Именно потому мы встречаем понятие у духовных практиков «дверь сердца», «внутренняя клеть сердца». Именно туда должна быть направлена наша молитва. С Христом мы можем встретиться, не поднимая глаза к физическому небу, а опуская взор в сердце, в глубину себя. Там Небо, предназначенное для каждого, но далеко не для каждого откроется дверь.

Как открывается дверь?

в светеИскренняя вера в Иисуса (а искренность – это соединение ума и сердца в полном согласии, без остатка) способна открыть эту дверь внутренней клети сердца. Я думаю, именно поэтому у исихастов происходит опыт вхождения в область внутреннего Света, когда ум опустился в сердце, имея во всём согласие с ним. Опускание ума вместе с сердцем в Свет обучает согласию ума и сердца в искусстве искренности.

Искренность в вере в Иисуса открывает дверь, даже если перегородка не достаточно прозрачна для постоянного просветления. Но сам процесс опускания ума в сердце, по свидетельству духовных христиан происходит с помощью Бога. Это акт сильной веры. Маловеры к этому просто не способны. Лен и Егор говорят, что всегда Господь помогает соединить ум с сердцем. Но я допускаю, что это так происходит в процессе обучения. Возможно, со временем, в реализации искренности они сами смогут входить во внутреннюю клеть своего сердца через акт надежды на Иисуса, когда вера станет твёрдой.

Итогом многократных просветлений должна стать идеальная прозрачность стенок сосуда Духа Святого, когда периодические просветления не нужны. Центры души благодаря полной прозрачности перегородки и так всегда просвещаются Светом. Это и есть состояние спасённости при жизни в теле.

Так всё происходит у адептов христианства. Как происходит открытие “двери” (и происходит ли?) при просветлении в других религиях – не знаю. Но оно там тоже встречается в достаточном количестве. Не факт, что эти нехристианские просветления лежат в плоскости нетварного Света и Святого Духа. Ведь, к Отцу никто не приходит, кроме как через Иисуса Христа. Потому спасение от суда и смерти возможно только при открытии “двери” сердца Христом. У просветлений же иной природы надо исследовать и испытывать природу этого света.

Внутренний свет может быть светом далеко не фаворским, а светом нашего разума, либо вообще ложным светом, которым нас хотят обмануть духовные существа. Потому, Истинный Свет и погружение в него в процессе просветлений даёт дух мира, смирения, любви, милости. Если же “просветления” порождают высокомерие, гордыню, раздражительность, то значит мы приняли своё, или бесовский обман, – за Божье, и пребываем в духовной прелести. Принцип “дерево – по плодам” достаточно универсален. И если плоды не Духа Святого, то это будет видно и окружающим, и, при достаточной наблюдательности и самокритичности, самому христианину.

Каковы психофизические эффекты просветления?

Мне задавали в одной группе вопрос: Могут ли быть болезненные ощущения от Света? Практики, говорят, что бывают. Пережившие великое пробуждение, говорят о болезненности очищения, о горении и боли в сердце. Некоторые сравнивали боль с тем, что «кости плавятся». Исходя из обещания испытания каждого дела огнём, вероятно, греховное в нас выжигается. Я давно об этом писал здесь. И чем больше «плотность грязи», тем опаление Светом бывает более болезненным.

Т.е., перегородка не так просто просветляется. Есть все основания считать, что это происходит путём выгорания того, что снижает прозрачность. Что наши грехи – это муть в нашей душе, как искажения в природе. Аскетика православных учит значительный путь пройти самостоятельно, потому у них редко встречаются свидетельства о боли при встрече со Светом. А у протестантов – наоборот, ибо приходят верой, а не собственными усилиями. Потому, нередко попадают в Свет неподготовленными.

Некоторые, при просветлении чувствуют не боль, а радость и ощущения воздушности и лёгкости (у православных святых). Кто-то испытывает дрожь и ощущение величия Бога. Бывают случаи потери ориентации и изменение способностей ума к ранее привычным мыслительным процессам. А кто-то впадает в транс и общается с Богом и апостолами, бродя по райскому саду на Небе. Потому обобщать этот опыт – дело неблагодарное. Наверное, ощущения зависят от исходного состояния души человека в момент просветления. Но, и боль, и лёгкость – возможны. Единственно, что смущает в отношении болезненных ощущений, так это отсутствие таковых проявлений у первых христиан по Писанию.

Итого, Бог в людях действует очень разнообразно. Обобщать можно только на уровне природы, которая одинакова у всех людей, но характер и особенности её у всех разные, и способы её исцеления выбирает сам Бог. Здесь обобщения даже вредны, ибо создают «универсальные методики», типа аскетической доктрины спасения в православии, которая принуждает «спасаться» всех одинаково. Некоторым, конечно, и монашеский путь подходит. Но для большинства верных работает принцип: «Иго Моё – благо, и бремя Моё легко есть.» И характер, и содержание «ига и бремени», выбирает сам Господь, по нашим особенностям.

Все ли имеют Свет?

Могут ли быть люди совсем без Света внутри? Например, бесноватые. Не знаю, честно. Если дверь открывается Христом, то во внутренний сосуд, возможно, бесы совсем не попадают, а воздействуют через центры души, беря их под контроль. Почему я так думаю? Потому что некоторые бесноватые сами приходили к экзорцистам, потому что когда бес не мучает, люди могут ощущать приливы покаянного чувства и совершать поступки по совести. Ну и наконец, они все тяготятся подвластностью злым духам. Откуда у них были бы все эти эффекты, если бы в них не действовал Свет и не обличал их?

Впрочем, в реальности всё возможно, если человек дал добро сознательно на вхождения в себя бесу (классика показана дважды в фильме «Твин Пикс»). Если так, то тогда духовное существо способно войти через неохраняемую дверь, если мы сознательно согласились впустить в себя беса. Ну или когда сатанисты прямо поклоняются Сатане и приглашают войти в себя. А когда  Господь желает призвать человека, то изгоняет беса ради своего Промысла.

Как на самом деле, не знаю, поскольку и из сатанизма Господь вытягивал людей, пробуждая совесть и страх Божий. Возможно, Свет во внутренней чакре неуничтожим даже отречением. И в этом плане совесть становится действительно универсальным механизмом у всех людей на планете. Она есть свидетельство о Боге в каждом из нас, включая язычников всех мастей и атеистов. И абсолютно любой, даже неверующий человек, всегда имеет возможность в себе рассмотреть и ощутить призыв к покаянию. Потому, реально, все люди имеют Семя в себе (ведь Свет Истины просвещает каждого человека приходящего в мир), но просто по-разному готовят (или вообще не готовят) почву для него.

Я – есть: «Глаза Бога» или «друзья Иисуса»?

Свет – это Дух Святой. В нём верующие могут иметь общение с Иисусом и с Отцом. И это всё есть внутри нашей природы. Так мы устроены. Потому, верующие, пережившие мистический опыт богобщения, обнаружив внутри себя Христа, могут прийти к пониманию, что направленность молитвы должна быть внутрь себя. Некоторые из нашей группы и так постоянно ощущают Его там. Ощущение своего единства со Христом и Отцом в Духе Святом даёт ощущение отождествления, когда личность может отождествить себя с Богом, признав себя Сущим. Но, практически у всех эти состояния периодические, после которых человек пребывает в своей исходной ипостаси.

Это даёт ключевой вывод, что в состоянии отождествления с Богом, мы свою личность не утрачиваем, как и не утратил свою личность Иисус, говоря «Я и Отец – одно». Так и у нас может быть единство в Духе, но память нешама и чувства руах – наши, сформированные в течении нашей жизни. Если они в состоянии постоянного просветления и совершенства, то они в Боге и в полном согласии с Ним. Как и Иисус сказал, что Он и Святой Дух ничего не делают, что не угодно Отцу, а только то, что Он скажет делать. Так и люди станут делать в Духе всегда угодное Богу, при этом оставаясь самими собой и получив белый камень с именем, которое будет глубоко отражать сущность конкретного человека.

Эта идея уже потихоньку реализуется в соцсетях самими людьми, когда некоторые выбирают в название профиля не имя и фамилию, а ник, отражающий их глубинное и ключевое свойство, иногда даже в символах той культуры, к которой они экзистенциально привязаны. Есть такие и среди моих друзей.)))

На белом же камне будет имя нашей сущности (а не просто важного свойства), которую Сердцеведец знает. Он может, как Пастырь, дать уникальное имя каждой «овце», как автономной личности с историческими особенностями и свойствами сердца. И всё это многообразие будет бытийствовать в любви и свободе, когда сама идея пойти против Света станет неестественной. Но люди останутся сами собой, и будут жить в согласии с Ним. Иисус назвал учеников друзьями, а не инструментом Божьего присутствия.

Потому, верю и надеюсь, что спасённые будут именно друзьями Господа, а не эманациями Бога, Его глазами и ушами, как в пантеистических религиях.

Обсуждение

  1. Len Voltchek
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Len Voltchek
    Местный
    16:17 01.03.2017 / Мнений — 4 / Статей — 2 / Дата регистрации — 24.02.2017

    <<<Единственно, что смущает в отношении болезненных ощущений, так это отсутствие таковых проявлений у первых христиан по Писанию>>> 

    Пусть не смущает. Самые, самые первые ходили с Самим Христом. Его, с позволения сказать, аура держала их в Свете даже помимо их желания и понимания. Кроме того, мощная харизма Христа и Св. Духа долгое время “зажигала” в ранних общинах. 

    И ещё: подавляющее большинство апостолов и их непосредственных учеников расстались с жизнями мучительным образом. Тут можно говорить об отложенной боли…

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:02 01.03.2017 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну, к отложенной боли есть вопросы. Всё же воздействие света если действует на душу сегодня, то эта боль должна быть немедленно. Возможно, дело в обезболивании Господом, если он видит, что боль в этом случае как некая жертва не нужна.

  3. Len Voltchek
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Len Voltchek
    Местный
    14:34 02.03.2017 / Мнений — 4 / Статей — 2 / Дата регистрации — 24.02.2017

    У меня за годы жизни сложилась своя теория о боли.

    Есть три вида боли: красная, белая и лиловая. Красная – порез, укол, ожог мягких тканей; белая – прямое попадание в нерв; лиловая – душевная боль.

    Количество боли, отпущенное каждому из нас, – величина постоянная и неизменная. Анальгетики не устраняют боль, а оттягивают её на неопределённый период. Есть ситуации в болезнях, когда даже морфины не могут погасить прущую изнутри человека боль.

    Виды боли могут переходить один в другой. Лиловая боль – наиболее сильный вид из всех. Люди кончают жизни самоубийством, будучи не в силах её выдерживать.

    Намеренный вывод боли, скрытой в подсознании, в сознание – равнозначен восхождению на Крест. Боль же оставленную в подсознании рано или поздно придётся пережить, во время умирания, например.


  4. Предупреждений - 0
    Гость
    10:09 03.03.2017

    Хорошая и полезная статья. Спасибо за информацию!


  5. Предупреждений - 0
    Гость
    03:00 04.03.2017

    КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ

    “Врата” стоят внутри, а не снаружи, лишь вера открывает Путь … и чем он уже,

    тем шире можно крыльями взмахнуть.

    Во сне я долго и трудно забираюсь на высокую гору, и когда до самОй вершины остаётся совсем чуть-чуть, путь преграждает высокая и прочная дверь. Обойти её невозможно. Слева и справа от двери бездна. Я стою на узеньком карнизе и достаю только до перекладины над нижней филёнкой. От себя дверь не открывается, когда пытаюсь её толкнуть, то впечатление такое, будто упираюсь в тысячетонную стену. На себя потянуть дверь тоже не получается, нет ручки, а выщерблены в перекладине над филёнкой говорят только о том, что многие до меня пытались открыть её на себя … Но дверь даже не колышется. Мне кажется, что должен быть какой-то иной способ, предприняты какие-то другие усилия для того, чтобы дверь открылась … ведь она же – ДВЕРЬ. Я пробую молиться, но тут же понимаю, что самОй молитвы мало, нужно искреннее и истинное желание …, что концом трудного пути должна быть простая и чистая мысль о стремлении к Богу, Христу Иисусу, ощущение бесполезности и бессмысленности жизни своей без НЕГО … И я даже не произношу никаких слов, только в сердце моём немое прошение: я хочу к Тебе, Господи …

    И Дверь ОТКРЫЛАСЬ

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:04 05.03.2017 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Классный сон. Рад за вас.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


семь × 5 =