«Из времени в вечность: Посмертная жизнь души», А.И.Осипов

05.01.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

AP_43Весной, на День Жён-мироносиц, дочери подарил книгу уважаемого мною автора Алексея Ильича Осипова “Из времени в вечность: Посмертная жизнь души”, и сам ее с удовольствием прочитал. А также купил на подарки друзьям. А когда задумался, и освежил в памяти «Слово о смерти» и представления о мытарствах у старцев, на которых ссылается свт.Игнатий Брянчанинов, показалось, что профессор Осипов уходит в сторону от учения о предмете своего образца для подражания – святителя Игнатия.

Впечатления от чтения книги «Посмертная жизнь» в целом позитивные, и даже слишком. В ней меня «зацепило» ощущение – «я уже хочу на Страшный Суд», такой он получился любвеобильный у Алексея Ильича. Но больше не понравились попытка выставить апокатастасис Григория Нисского, как глубоко православное и полезное видение эсхатологической перспективы для осмысления Бога-Любви всеми христианами. К сведению, апокатастасис – это такое богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» творения и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении.

Идеи эти встречались и у других святых отцов, что мучения демонов и грешников не уходят в бесконечность. Такое же учение Оригена признали еретическим. Но, на мой взгляд, это верхушка надстройки догматического основания Церкви, и нести ее в массы неразумно. Правильно к ней отнестись сможет только богослов, знающий, и основание, и надстройку, и без вреда может осмыслить и это видение восстановления твари. Но, пан профессор, вы ж написали книгу для простых верующих! Они и базис толком не знают, а вы им – «сливки» богословия с вершины надстройки догматического богословия. В попытке доказать любовь Бога ко всему творению, вы «снесёте крышу» этому творению. Слишком попсово поданный апокатастасис Григория Нисского, может расслабить людей. «Раз все спасёмся, чё тут работать над собой?! Муки ада? Ужасные? Ну, то будет потом, там и терпеть будем. Раз все спасёмся, значит вытерпим. А сейчас поживём в своё удовольствие и так, как хотим.» Апокатастасис, как идея бесконечности любви Божией к конечной твари – это бисер богословия, и метать его где попало и перед кем угодно не стоит. И это не моё высокомерие к людям, это взгляд на реальное положение вещей и психологию падшего человеческого естества.

4Ещё одна странность, встреченная на страницах книги, это то, что после смерти душе показывается рай, а потом душа отправляется на мытарства. Здесь я просто не понял профессора, в принципе. Ваша «аскетическая икона» (свт.Игнатий Брянчанинов) в «Слове о смерти» говорит о том, что душа сразу идёт по мытарствам, и если их проходит, то спасена. Брянчанинов приводит выдержки из молитв святых старцев перед самой смертью, за которыми спускались сонмы ангелов и которые своей праведностью при жизни взошли в Царство Небес. И они молились об успешном прохождении мытарств! И некоторые бесы, хоть издалека, но пробовали их искушать. Какие уж тут красоты рая перед мытарствами?

Да, действительно в случаях, когда душа возвращалась к жизни, после путешествия на небо во время восхищения души или клинической смерти тела, души некоторых первым делом переносились в рай. Но эти случаи – исключения. После смерти возвращается в тело, наверное, 0,000001%. Из такой смехотворной выборки схему для всего человечества не построишь. Лучше довериться святым, которые предчувствовали первичность мытарств. Да и это логичнее. Душа после смерти попадает в «воздушное пространство» (астрал). Судя по топологии Небес, попасть на них, минуя астрал, невозможно. И именно здесь нас поджидают рогатые “товарищи” с огромными списками наших грехов. Демоны пристают к душе умершего человека с уговорами посетить ад. Если не соглашается, начинают запугивать. Если душа с ангелами минует все заставы, то душа попадает на Небо, и потом живёт на Небе со спасёнными. В исключительных случаях, по Промыслу, возвращается в тело.

Несомненно, образ сочувствия души тому, к чему она расположена, очень оригинальный, и я могу с ним согласиться. Но, при этом, не вижу смысла выдумывать в обход святых отцов первичность посещения рая. Если бесы «накрыли поляну» и душа к ней потянулась, или предложили образ привычного соблазна и душа за ним пошла, то она выберет ад самостоятельно, по страстям. Значит, она не выберет рай. Ведь ещё как посмотреть на предложенную последовательность. Идея Осипова выглядит красивой – показать душе, что она сама не выбирает рай. Но ведь можно со стороны воспринять это и так: «Вот видишь как здесь хорошо. Но ты этого не заслужил, давай, до свиданья, на мытарства». И тогда умирает надежда. Раз не сюда, значит на каком-то из мытарства демоны точно «завалят». Какая же в этом любовь? И в целом получилось, подразнили раем, и дали в лоб мытарствами.

Если же душа попадает на мытарства сразу, у нее не отбирается надежда, она может надеяться на помощь и молиться (блаженная Феодора), получать помощь прямо на этом пути. Если же меня после рая отправляют на мытарства, то надежды нет. Ведь если бы душа сочувствовала жителям рая, то она в нём бы и осталась. Где же тут любовь, если мне предлагают обреченность? Особенно, если знания о подобной последовательности я приобрёл до смерти.

В общем и целом, было ощущение, что профессор решил попробовать себя не в привычной области основного и догматического богословия, а в очень «мутной воде» представлений о посмертном пути души. И при этом выглядеть как всегда оригинальным во взглядах и задвинуть в массы такое, чтоб все ахнули. И я ахнул. Но насчёт пользы – у меня большие сомнения. Даже у меня мелькнула мысль, что можно “забить”, раз все спасутся. Просто я читал и свидетельства адских мучений в разных книгах, и что даже минута там – это ой как не сладко. И перспектива после смерти мучиться до конца земной истории как-то не привлекает. Но для тех, кто этого не читал, ой как соблазнительна мысль для оправдания духовного бездействия апокатастасисом.

Так же был оригинален автор книги и в желании рельефно показать истинные представления о любви Бога к творению. И своей цели достиг. Лично я очень проникся. Но есть ряд слов сказанных прямо Христом о тех, кто после суда окажется слева, слова о «плаче и скрежете зубов». Мы знаем, что любовь – это не только милость, но и наказание. Остальное, что касается определения «вечных мук» и слова «вечный» – не более чем догадки. Мне эти догадки кажутся верными, но моя критика не к этим догадкам. Сказанные уверенно, и придавленные тяжелым авторитетом под названием «Осипов», эти идеи могут приввести к тому же эффекту у читающих, что и при ознакомлением с идеей апокатастасиса.

В целом книга не для массового читателя. Я бы с таким знакомил на лекциях в семинарии и академии. А если убрать идею апокатастасиса, то это уже будет не та книга и не те впечатления от осмысления проблемы.

Это моё частное мнение. Я не претендую на его истинность. Но в книге есть оригинальные и правильные мысли, с которыми можно и полезно ознакомиться подготовленному читателю.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    16:15 05.01.2014

    Наконец-то нашелся авторитет в православном мире (я имею в виду Осипова), который взял на себя смелость заявить об ограниченном времени мучения грешников. Какой прок в этих бесконечных мучениях для любящего Бога и самой грешной души? Количество мучающихся грешников также вызывает вопрос. Много ли на нашем свете людей, получивших за свои преступления пожизненное заключение? И даже этот срок ограничен человеческой жизнью. Смею предположить, что процентное отношение грешников на том свете и тех, кто получил пожизненное в нашем мире – примерно равно.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:00 05.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да, но они будут. И вечность может не будет вечностью, кроме тех, кто ее выберет и не раскается. Как в “Расторжении брака” те, кто сам возвращался в автобус.


  3. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    19:09 05.01.2014

    Я посоветую Вам прочитать книгу Майкла Ньютона «Путешествия души». Это исследования психотерапевта-гипнолога посмертного опыта своих пациентов. Книга совершенно нерелигиозна. Если Вы не будете с первых же строк думать, что это все нашептал бес, возможно, почерпнете для себя кое-что интересное. При этом, останетесь православным – опыт с другими имеется. Все дело в том, как понимать православие.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:34 05.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я читал книгу Серафима Роуза на эту тему и австралийского врача анестезиолога Петра Калиновского. Последний тоже приводит посмертный опыт своих пациентов. Думаю, большого различия не будет, поскольку когда Калиновский начал собирать материал он был неверующим человеком. Меня когда его книга отвернула от религиозного вульгарного материализма. Лет 20 назад.


  5. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    09:37 06.01.2014

    Я с большим уважением отношусь к Серафиму Роузу. Несколько лет назад он открыл для меня православие. Он позволил мне понять и принять православие. Принять как религию, но ей не ограничится. Христианство – это религия нашей эры. Она и формирует эту эру, появившись с Рождением Христа в первом веке и закончится с его Вторым Пришествием. Что было до того и что будет после – в христианстве представления весьма смутные, как Вы сами сказали в одном из своих комментариев. В Ветхом Завете все очень расплывчато и связано с историей одного народа. Новый Завет – это Благая Весть, предназначенная для всех живущих на Земле.

    Книга Майкла Ньютона – не о коматозниках. Об этом действительно написано очень много разными авторами, включая Артура Форда, Рэймунда Муди и т.д., которые расширили представления христиан о первых минутах после смерти. Книга Ньютона – о другом. О том, что нас ждет между жизнями. Только немногие действительно принимают заветы Христа, живут праведной жизнью и проходят урок за один раз. Подавляющему большинству требуется несколько жизней, чтобы усвоить урок. Поэтому, все же советую книгу прочитать. Когда прочитаете, можем обменяться мнениями.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:40 06.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Может и прочитаю, но не для этого. Моя задача больше не жить так, как мы живём на этой планете. Да и жить повторно развязывая кармические углы со временем будет негде. Земли не будет. Новому Завету и его пророчествам верю. Земле – конец. А в реинкарнацию не верю.


  7. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    08:11 07.01.2014

    Христиане ранних веков не верили в то, что живут не в центре вселенной и что земля круглая. Отлучали от церкви тех, кто думал иначе, жгли на кострах. Зато верили в то, что мир плоский, сверху – рай, снизу – ад. Потом, под воздействием открытий, рай пришлось превратить в сферу, а ад локализовать фактически в точку в центре земли (с точки зрения космического наблюдателя).
    …Ну не верите Вы в реинкарнацию, что тут поделать?
    Скажите пожалуйста: как любящий Господь мог дать каждому из живущих на Земле всего ОДИН шанс на Спасение, не обеспечив при этом равные возможности для этого, поселив кого-то в Палестину, кого-то в чукотский чум, кого-то на берег озера Титикака, кого-то во дворец индийского раджи? Ведь они не все даже знали о Христе? А как быть с миллионами живших до Рождества в каменном веке, Шумере, Египте, Вавилоне, с нашими предками прославянами, жившими 6 тысяч лет назад? Они не спаслись, они все в аду?
    Это одна сторона медали. Другая: мой брат прожил на свете всего 2 часа. Вряд-ли он попал в ад – младенец, чистая душа. Значит он в раю. Следовательно, самый быстрый путь попасть в рай – это умереть сразу после рождения. Так? Пожалуйста, ответьте только «да» или «нет», без рассказов о страдании и искуплении.
    И, наконец, назовите прямое утверждение в Писании о том, что душа живет всего в ОДНОМ человеческом или материальном теле, что у нее не было, не будет и не может быть ДРУГИХ материальных тел на Земле либо в других мирах.
    Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех с Рождеством Христовым.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:52 07.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вот где в Писании сказано об отсутствии реинкарнации:
    27 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем — Суд, 28 так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается. Евр. 9: 27. 28 стих я привел для усиления антиреинкарнационного императива апостола Павла. И чтоб было понятно, что при Втором Пришествии будут спасены уподобившиеся Христу и соединившиеся в Церкви через Евхаристию (которые не приходят на Суд вообще, есть такая формулировка в Апокалипсисе).
    Все, кто был в Шумере, Египте и Титикаке раньше все шли в Долину теней, где были разные места, от адских до вполне прохладных. Всех праведников Господь вывел сошествием в ад. Те, кто не слышал о Христе и умер не в христианстве, будут судимы за иным законом по словам ап.Павла. Судя по контексту, по закону совести. Но те, кто воинственно относятся к христианству пытаясь отстоять свои укорененные заблуждения, уже не подпадают под эту оговорку апостола. Слышавшие о Христе, спорящие о предмете, даже не попытавшись в нём глубоко разобраться и занимающиеся самооправданием, уже не имеют оправдания. Ведь, согласитесь, упрямство, – отрицательное качество у всех людей, независимо от вероисповедания и даже у неверующих атеистов. Человеку может быть просто комфортно в состоянии, когда есть запасная жизнь. Зачем бороться? Живи как хочешь. А христиане жёстко предупреждают. Жизнь одна. От тебя требуется напряжение в духовной жизни. И за это поклонники реинкарнации часто внутренне ненавидят христианство и христиан, хотя на словах могут распадаться в глубоких реверансах. Христианство выдёргивает человека из тёплой ванны и говорит: чувак, соберись, посмотри сколько образов и притя у Христа о трезвении и нерадивых рабах, которые не ждали в напряжении своего Господина. Не будет реинкарнации. Посмотри на антропологию здраво. Ипостась формируется от зачатия. Душа по форме соответствует телу, и она развивается и увеличивается вместе с телом. Не может взрослая душа вселиться в эмбрион, ей просто не станет места, а уменьшаться и увеличиваться у душ нет власти. Если Богом устроено одновременное зачатие души и тела, то никто не волен это менять, а тем более выталкивать зародившуюся душу в угоду расхлябонной развратной душе, чтоб дать ей ещё шанс. И что это за логика, кто-то трудился над собой, и спасся, а кто-то может грешить с удовольствием и в виде премии получить ещё одну жизнь? Что-то более глупое даже сложно представить. Слава Богу, я переболел этим 20-25 лет назад. На сегодня жаль убитого времени.
    Кстати, вы хотели без искуплений и православных сюси-пуси, и получили. Надеюсь, без обид, в праздник. Хотя какое Рождество – праздник для сансаро-верующих? Это ж наказание. Это для христиан, верящих в уникальность рождения в этом мире – это праздник, а тем более воплощённая теофания Абсолюта.
    Забыл о шансах на сегодня, шансы у всех одинаковые. Можно быть человеком по совести или по страстям в любом уголке планеты. Просто христианство ведёт прямо к Богу (хотя и называющие себя христианами далеко не все идут прямо, многие ходят кружным путём)
    Те кто шёл к Богу, а не колупался в своих старых заблуждениях, мудрованиях или не занимался самооправданием, спасаются. Остальные – на Суд. А там – всё по любви Бога и чистоте человеческого сердца. Не угадаешь. Вот так будут судиться те, кто не знал и тем более, кто отвергнул глубокое изучение христианства и работу над своими недостатками ради душевного комфорта и неизменности ранее принятого.
    http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=select&id=1&orderby=2&page=2
    На этой странице есть ссылка на книгу “Раннее христианство и переселение душ”. Прочитайте, иначе сейчас пойдут горы оффтопа, в котором не будет смысла, поскольку уже давно всё написано мудро и правильно. А то что я вам пишу, просто чтоб не было ощущения игнора. Надо читать и не нравящееся вам христианство, чтобы квалифицированно полемизировать, а не отстаивая свои убеждения выискивать не соответствия им, этим убеждениям, в христианстве. Сначала надо глубоко изучить, а потом задавать уточняющие вопросы. Хотя, думаю, после нее вопросов не останется. Если читать не предвзято, а для понимания.


  9. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    22:02 07.01.2014

    В Вашем развернутом ответе не нашел ответ практически ни на один свой вопрос. Вместо этого – какие-то эмоции и наставления, о которых я Вас не просил. Обид никаких нет и быть не может – это вредно для духовного и физического здоровья. Критикой христианства я не занимаюсь, не имею такой цели. Спорами не занимаюсь уже давно, в них никогда не рождается истина, а только упомянутые Вами упрямство и обида. Пытаюсь «глубоко разобраться в предмете», поэтому пока и веду с Вами эту БЕСЕДУ.
    О цитате Евр. 9: 27 субъективно. Человек, бесспорно, умирает один раз, но здесь нет отрицания того, что у души после смерти человека (носителя души) и Суда не может быть другого тела. Под судом здесь понимаю промежуточный, не Последний. В стихе 28 тоже не вижу «антиреинкарнационного императива». Понимаю его так: Христос забрал грехи живущих ранее людей (где бы они не жили на планете), дав им пример любви и ввиду того, что они не имели ориентира – Завета. Во второй раз Он не будет уносить грехи, т.к. Завет уже был дан, и каждый ответственен за свои грехи в полной мере. Здесь даже можно усмотреть косвенное подтверждение реинкарнации: жившим ранее не совсем праведно душам дается возможность в новой жизни пройти жизненный путь более достойно и быть готовым к суду Последнему. В этом лишь безмерная любовь Бога. Жизнь – это учебная скамья, и на «второй год» остаются в основном двоечники. Это не подарок, а пересдача, да еще и с «усиленными» экзаменами – страданиями. Но у всего есть предел, и бесконечных пересдач не будет.
    Книгу Кураева читал. Еще раз советую прочитать книгу Ньютона. Непредвзято, хотя с Вашим 20-летним стажем это будет непросто.
    Если данный предмет Вам не интересен – воля Ваша. Хотя думаю, он интересен многим читателям. Мне показалось, что это чуть ли не единственный сайт в интернете, где можно спокойно обсудить эту тему.

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:10 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    У меня сайт православный, а не католический и не видел смысла отвечать на костры за представления о форме Земли. К православию это никаким боком не относится.
    По Титикаке ответил, что к ним будет применено Правосудие как к незнавшим Христа. Точно с номером стиха не помню, но слова эти ап.Павла. Если сильно надо, найду точно. Потому Абсолют, который видит сущность каждого человека, не нуждается в предоставлении дополнительной жизни для определения посмертного состояния души.
    Почему любящий отец должен давать дополнительные жизни. Это же не не Вольф и не Дум, где есть жизни в запасе. И если бы так было, то почему Иисус об этом ничего не сказал? Если так, то плохой у нас Бог, он нас обманывает и не договаривает.
    Не нахожу подтверждений реинкарнации в жизненном опыте массы поколений.
    По миллионам, жившим до Христа ответил.
    По вашему брату ответ очевиден. Брат – не в месте страданий. За рай ничего не скажу, не моё это раздавать места в раю А в целом, нет линейной зависимости, чем раньше тем лучше. Дети умирают по промыслу. Если бы вы знали классно Евангелие, очевидность и сам ответ всплыли бы из памяти. Когда ученики спросили, почему этот калека от рождения, то Господь ответил, что если бы он был здоров, то мог бы пройти мечом всю землю. Если кто-то из людей мог бы в процессе взросления подпасть такому влиянию, что это привело бы его к погибели, то Господь может забирать душу раньше. Только суицид плох, поскольку покушается поставить свою свободу выше Промысла. Думаю, что вашему брату на несколько порядков лучше, чем вам.
    Мой ответ на последний ваш вопрос очевиден и является полным ответом для христианина. Вы хотите, чтоб я показал места в Писании “то у нее не было, не будет и не может быть ДРУГИХ материальных тел на Земле либо в других мирах.” Но их нет, поскольку, знания и предмет веры, данные нам лично Абсолютом во время его воплощения, по смыслу, контексту, образно, аллегорически (как угодно) ИСКЛЮЧАЮТ возможность реинкарнации. Как бы нам Господь стал рассказывать о том, чего нет? Почему Писание должно свидетельствовать о том, что не существует? Языческую информацию мы иногда используем для восполнения картины мироздания именно в языческий отступнический период жизни человечества, и даже доязыческий (см. дискуссию на этом сайте http://ex-farisey.com/tak-znachit-grecheskie-mify-ne-sovsem-mify/ ), но не в области веры и инструментов спасения. Это всё нам дано Богом в совершенстве. И нигде он лично даже не намекнул, что можно расслабиться и “остаться на второй год”. Везде подчёркивается бдение, напряженность и невозможность исправления. Ознакомьтесь хотя бы с Евангелиями, и вы сами всё увидите.

  11. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:58 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    И ещё. Допустим я прочитал книгу Майкла Ньютона, и… наново поверил в реинкарнацию. И что? Мне придётся признать себя еретиком, как Церковь осудила оригенизм. Я получу подсознательную прививку безнаказанности, сомнения в искренности святых в моей церкви, причастность к обладанию эзотерическим знанием. Любой “цветок” из єтого “букета” для христианина религиозно дурно пахнет. Да ещё и потрачу время на то, что не соответствует предмету веры. С меня хватило Роз Мира, Тайных Доктрин, Агни Йог, Астрологических трактатов. Времени убито море.
    Я наперед понимаю, что реинкарнация бессмысленна и не логична в христианской картине мира. Кстати, она не согласна и с моим толкованием и тем, что я ещё планирую написать с учётом образов, позаимствованных у Льюиса и из Евангелия о наказаниях после Последнего аккорда жизни человеческой цивилизации. Потому, чтение подобной литературы – пройденный этап и сейчас не на часі. Есть боле нееобходимые проблемы для осмысление, чем попытка влезть в Промысел Творца.

  12. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:38 07.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Всех со светлым Рождеством Христовым!
    Могу только поддержать Вячеслава, но без эмоций.
    Существует два тонких заблуждения от лукавого, который часто маскируется под ангела света:
    1. Реинкарнация
    2. Идея о том, что ввиду безграничной любви Бога все так или иначе будут спасены.
    Обе эти идеи направлены против “страха Божьего, который есть начало премудрости”. Нужно помнить, что Царствие Божие силою (трудом) берется и только борющиеся восхищают его. Причем, попадает в рай малое стадо, которое идет узким путем, а не большинство, отвергающее жесткие правила духовной жизни. Церковь на земле является воинствующей, и наша брань не против крови и плоти (людей), а против духов злобы поднебесных, т.е. против бесов, отсюда должна быть жесткая, военная дисциплина, основой которой есть страх Божий – постоянная память о неотвратимости наказания за грехи.
    Без страха Божьего в начале не будет эффективного духовного труда, но будут только иллюзия роста, которая в финале приведет к падению в смертные грехи. Говорю это из личного опыта, так как до сознательного воцерковления в 28 лет, даже будучи крещенным с рождения, я посещал разные организации, где учили подобному. Я видел действие этих идей в себе и своих знакомых, и могу сказать, что все это духовно ядовитый туман, пагубно влияющий на всего человека.
    Основой идеи реинкарнации может быть извращение понятия наследственных грехов, которые передаются из поколения в поколение. Первым наследственным грехом стал первородный грех праотцев. Второй пример – проклятие Ноя Хаму, которое действует и сейчас. Посмотрите на черный континент: сначала тысячелетнее рабство, сейчас – непрерывные войны, болезни, голод. Также и среди родителей и детей – передается не душа. которая неповторима, но свойства духа, как инструмента спасения души. Дух находится вне времени и может содержать в себе родовую память, проецируемую на личную сущность человека, и дальше – в его душу и тело.
    Дух зла и здесь совершает тонкую подмену, предлагая идею о реинкарнации.

  13. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    21:56 07.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну, реинкарнация, это крайне грубо, не вижу абсолютно ничего “тонкого”, Тоньше выглядит идея, что любящий Бог никого не станет мучить. Он и не станет, мучить. Может наказать. А вообще, люди могут и сами выбрать ад, посмотрев на рай, если они не увидят в райской жизни своего.
    А идея реинкарнации груба и бессмысленна, поскольку душа пересесляется с потерей памяти. Зачем были ошибки и успехи, если этот опыт нельзя учесть в новой жизни? Нужно придумывать отдельное размножение или создание душ, поскольку человечество растёт. По какому принципу при рождении у какого то ребёнка чистая душа, с нуля, от родителей, а у кого то вселяется грешник? Как это у всех проявляются родительские и бабушкины и дедушкины наклонности, если это душа совсем чужая?
    Воплощённый Абсолют приходил на землю, остались Евангелия и Письма учеников и ни слова о реинкарнации, наоборот, есть отрицание. Если Евхаристия важна для спасения, то о ней есть везде. О любви – везде, а о реинкарнации – нигде. Даже ересей на базе реинкарнации практически не было, кроме Оригена, поскольку это не вытекает из Христова учения и присутствует в восточном язычестве. А присутствует просто чтоб отвлечь человека от обличений совести. Так что с “тонкостью” реинкарнации не согласен. Потому пост и был эмоционален, поскольку христианская логика мироздания в отношении лифтинга душ и реинкарнация радикально несовместимы,. Я считал, что тонкость есть тогда, когда подмена или фальш может произойти незаметно для неопытного верующего.

  14. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:36 07.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Не так уж груба, если масса людей образованных и верующих, как они сами считают, ловятся на нее. Важно не допускать эмоций, это признак слабости позиции, а не аргумент.
    Не встречал нигде, что по смерти у человека будет выбор между раем и адом. Наоборот, по тем же мытарствам, все будет похоже на смертельную угрозу от бесов, и рай в момент прохождения мытарств будет казаться нереальным счастьем для любого, кто лицом к лицу окажется с бесами, даже в присутствии ангелов. Идеи о посмертном выборе, с этой позиции кажутся вредными фантазиями. Никто, видя бесов и их князей, не захочет даже остаться с ними наедине, ни то что пойти с ними. Душа трепещет от ужаса, а не выбирает. Тут отношение добычи и волка, а не туриста и хитрого рекламодателя плохого отеля, – чисто американский подход к толкованию.
    Бог, конечно, благ и милостив, но нужно понимать границы этой милости, – никто не отменял грехов хулы на Духа Святого, которые не простятся ни этой, ни в следующей жизни. Упорное отрицание христианских догматов с упованием на милость Бога как раз относится к таким грехам, по учению Церкви. Безгранично милосердие к ищущим Бога, но постоянно падающим, поэтому и говорится, что Бог и намерение целует. Но сознательное отрицание не попадает под милость, Евангелие полно предупреждениями об этом
    Ясно, что Бог никого не мучает, у Него есть профессиональная команда для этого. И если Бог после суда отправит на муку вечную свое любимое творение – бывшего Денницу с третью отпадших ангелов, то им и будет дана пища – души грешников, без всякой иронии. В этом тоже милосердие Бога. Выбор возможен только на земле, и не на словах, у упорным трудом: делом. словом и помышлением с твердым упованием на Бога, его милосердие, можно достичь рая.

  15. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:04 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра, кроме запугивания, мать московского священника, которая вернулась в тело и написала в брошюре, что видела, были и соблазны. Эти бестии могут действовать очень разнообразно. Могут обухом по голове, а могут и на живца. Так что не скажи, Осипов эту идею не сам родил. Он находил это в свидетельствах вернувшихся. Так что будет и “реклама плохого отеля”.

  16. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    17:27 08.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    На земле да, бесы прельщают сладостями мира, это относится и к душам, участь которых не решена, т.е. есть еще выбор и от сознательного выбора зависит судьба. Я лично на приходе в Вуппертале слушал свидетельство одного диакона из Петербурга, который в 20 лет умирал на время и был возвращен в тело. Ему был показан рай и затем ад. На момент рассказа ему было более 50-и лет.
    Мытарства – это другое, душа уже не вернется и выбор закончен, у бесов нет потребности одевать личину, они как волки духовные хотят свою добычу, поэтому здесь не запугивание, а реальный ужас, который по своей падшей природе производят бесы, когда не притворяются. Нужно различать опыт вернувшихся и свидетельства о реально умерших. Сложно представить, что мытарства будут связаны с искушением, да еще в присутствии ангелов. Здесь уже ставки сделаны, и выбор не за душой. В частном суде душа – подсудимый, которому нужно оправдаться и обвинение представлено в своей истинной природе: парализующий ужас и холод смертный с неизреченной тоской.

  17. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:40 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Почитай эту книгу Осипова. Там есть полезные моменты. Соблазны будут и там, по промыслу, чтоб душа поняла чего она стоит. Ведь сейчас мы всё чувствуем очень не остро и видим как через закопченное стекло. А там это всё будет обострено просто несравнимо. Это свидетельство ангелов.

  18. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:16 08.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    У меня более конкретный вопрос: выводы Осипов делал на опыте только тех, кто вернулся? Есть ли еще канононические откровения ушедших, кроме мытарств блаженной Феодоры?

  19. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:28 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вернувшихся больше, чем одна Феодора. Есть ещё те, кому в видениях являлись те, кто не возвращался, но рассказывал о мытарствах и мучениях в аду. Ну и даже откровения Феодоры нельзя назвать каноническими. Это элемент предания, признаваемый Церковью. Но к слову каноничность это не имеет отношения

  20. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:40 08.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    По сути идея о соблазнах после реальной смерти, говорит о том, что покаяние возможно и после смерти, в течение тех сорока дней, когда душа проходит мытарства – частный суд. Что-то вроде дополнительных вопросов на экзамене, когда преподаватель не уверен в оценке. Я сильно сомневаюсь в справедливости этого утверждения. Это что- то вроде того, как будто подсудимому в процессе суда создают еще раз ситуацию, когда он может совершить преступление, и смотрят на его действия. Нереально, даже на земле. Судят за уже совершенное, а не за предполагаемое преступление. Если это так, то в пределе можно добраться и до реинкарнации, пусть даже в тело своего внука, или правнука, чтобы столкнуться с последствиями своих же грехов, но в другом теле и лично их искупить. Выглядит справедливо, хотя и неканонично.
    Свидетельства вернувшихся принципиально не подходят для изучения посмертного опыта, так как Бог промыслительно создает подобные ситуации, чтобы подтолкнуть человека и других людей к покаянию на земле. Бог уже знает, что человек вернется, и показывает, то, что будет нужно для покаяния на земле. Можно сказать, что эти люди перед Богом все-таки являются живыми, земными, вышедшими на время из тела, а не мертвыми, подобно богачу и Лазарю.

  21. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:48 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    По первому абзацу абсолютно согласен. У меня в течение месяца выйдет толкование, где будет показано, что это басни с покаянием после смерти, из-за характера и способа формирования душевных качеств, а также невозможности изгладить с души то, что туда впечатано телом. Есть способ избавиться, но об этом потом и это может сделать только Бог.
    По второму абзацу согласен по сути, но, если Бог через вернувшихся что-то показывает, то не для того чтоб ввести нас в заблуждение по поводу посмертной участи. Просто для твёрдого знания материала мало. Может оно нам и не надо. Надо уподобляться Христу и надеяться на помощь на мытарствах. И не заморачиваться с глубоким ответом на вопрос “Как?”

  22. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:04 08.01.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Бог нисколько не вводит в заблуждение, но дает только то, что нужно живым на земле для спасения, ничего лишнего. Хотя, как сказал Авраам богачу – у вас есть закон и пророки, в нашем случае Церковь и Евангелие, слушайтесь их и спасетесь. А если Церковь не послушает человек, то и мертвым не поверит.
    По сути Авраам отказал богачу, считая, что даже опыт воскреснувших мертвых не приведет к покаянию его братьев, если они сами не обратятся к Богу делом, словом и помышлением.
    В этом смысле увлекаться видениями и рассказами вернувшихся может быть и вредно, если это отвлекает человека от реальной духовной работы над собой. Некоторые из моих знакомых зачитывались этими книгами и брошюрами настолько, что теряли бдение в духовном труде, пленялись мечтаниями о невидимом в ущерб видимому и очевидному.

  23. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    22:05 08.01.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Там дело не с опытом воскреснувших мёртвых. В толкованиях сказано, что по контексту – И когда Иисус воскреснет – не поверят


  24. Предупреждений - 0
    Бондаревъ
    Гость
    08:45 23.01.2014

    Мѫки бѫдѫтъ вѣчьными а оригенизьмъ не бисеръ єсть а калъ и iадъ длѧ сластолюбьцємъ.
    Богъ потомоу и благъ что съзьдалъ геєнѫ, Она вѣчьна єсть не зане жечто Богъ хощетъ помѫчити а потомоу что проклѧтїи никъгдаже разъкаїѫтъсѧ


  25. Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Гость
    12:38 15.08.2015

    Уважаемый Вячеслав! Благодарю за статью, она написана очень выразительным стилем, выдающим широкую богословскую эрудицию автора. Одно бросается в глаза: греческое слово АПОКАТАСТАСИС, которое вы почему-то искажаете до какого-то комического апокастасис, что резко контрастирует с вашей эрудированностью и создает не тот эффект у читателя. Поскольку это слово длинное, возникают проблемы с тем, где в нем поставить ударение. Даже проф.Осипов ставит его не там, делая его на предпоследнем слоге “СТА”, тогда как правильно делать его на среднем слоге “ТА”: апокатАстасис.

  26. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:29 16.08.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Когда читал, как то сразу проглотилось “та”, и так и запомнилось. Спасибо за замечание. Сейчас исправлю.

Sorry, the comment form is closed at this time.