Судя по фидбэку на статью «Зачем люди «стоят» на Всенощной?» вне обсуждалки, решил написать этот короткий материал с разъяснением того, что эта статья ставит вопрос целесообразности не для воцерковляющихся людей или воцерковленных несколько лет назад. Речь идет о православных, которых дорогой протодиакон Всея Руси называет профессиональными верующими.
Может словосочетание и не совсем удачное и даже режет ухо, но где-то так и есть. К профессионалам можно отнести тех, кто непосредственно работает на Церковь: сотрудники епархий, старосты и «десятки», певчие, псаломщики, преподаватели, журналисты, богословы. Но не только их, ведь часть из упомянутых за церковной рутиной тоже могут потерять тягу к богомыслию. Если прямо относящиеся к Церкви, это профессионалы, то этих бы я назвал экс-фарисеями – верующими, которые по словам из песни Бориса Гребенщикова, «уходят от Закона, но ещё не дошли до Любви». Но пытаются идти, пусть иногда и «кружным путём».
Это новая прослойка мирян, которые любят свою веру и тратят много времени и усилий на ее изучение и духовные опыты с молитвой и избегание ситуаций впадения в определённые грехи, которые верующего досаждают больше всего. И тратят они времени на чтение отцов, семинарских и академических учебников, богословских трудов, материалов на православных интернет-ресурсах часто даже больше, чем подавляющее большинство священства, даже с учетом времени учёбы в семинарии последних
Тем более, что в семинарии можно учиться по-разному. Видел своими глазами, как молодёжь, пришедшая в семинарию сразу после школы, вернула нос от Догматического, и даже Основного богословия. Народ постарше понимал эти предметы на порядок лучше и лучше усваивал. А чтоб на приходе батюшка навёрстывал недоученное Догматическое в семинарии – про такое даже не слыхивал, ни разу в жизни. Не преувеличиваю.
Но есть миряне, которые тратят приличный кусок своей жизни постоянно на углубление своих знаний и понимания предмета веры. Я их назвал экс-фарисеями. Причём, я бы ещё сузил аудиторию до экс-фарисеев-книжников. Ведь часть тех, кто отказывается от фарисейства в религиозности, и идёт более коротким путём ко спасению через духовную практику. Статья же рассчитана на ушедших от фарисейства христианских книжников.
Поверьте, если я излагаю кусочек предмета веры в статье, я глубже его усваиваю, он впечатывается в мою душу, и может быть оперативно воспроизведен или вставлен в нужное место складывающейся мозаики моей религиозности. И я вижу в этом намного больше пользы в структурировании своих знаний в процессе богомыслия, чем «отстоять» на службе, ход которой я знаю напамять, а переменные части службы плохо понимаю и воспринимаю на цся. И самое главное, нет особой мотивации понимать. Ведь то, что учит в той службе, мне и так известно, а то, что является молитвой – вычитывается чтецом, выпевается хором или диаконом без соединения с умом и сердцем. Как фон. Если нет понимания, то нет и смысла. Тут слова апостола Павла о молитвах и пророчествах на понятном языке должны бать автоматически учтены критиками моей позиции.
Как и говорил, я не фанат помазания. И чего стоять? В нашем храме 9-й Час, Вечерня с Литиёй, Утреня и 1-й Час занимают 4 часа. Если канон расширяется за счёт совмещения праздников, то и 4,5 часа. Допустим, отстоял, не важно с какими мыслями. Но формально исполнил. Совесть, типа, должна быть чиста, как у фарисея. Но приходит понимание, что такая «чистая совесть» хуже, чем попытка наполнить смыслом эти 4 субботних часа, посвятив реальному богомыслию, чем бессмысленному исполнению утрачивающих смысл традиций.
Просто сейчас другое время. Я могу достать и почитать Библию в разных переводах, любого святого отца, осмыслить то, что уже знаю, обобщить это в своей голове и на бумаге. Даже если ничего не писать (далеко не все грамотные верующие пишут), иногда нужно прочитать емкую мысль, и просканировать свою жизнь. А так ли у меня? А что мешает? На что я не обращаю внимания, а оно оказывается помехой? Может рекомендация духовника в этой ситуации неверна, если она уже в своей сути (без учета конкретики) расходится с рекомендацией 10-го святого? Может эти слова Антония Сурожского относятся именно ко мне вот в этом состоянии упрямства? Т.е., нужно время не только на напихивание ума пусть даже богословскими знаниями, надо тратить время на складывание «стёклышек» в «мозаику».
Когда у людей не было над чем размышлять у себя дома, они размышляли о сказанном на службе или проповеди. Проповедей на Всенощном у нас не было, НИКОГДА! Потому некоторые верующие со стажем, кто «размышляет о Законе Бога постоянно», должны всегда понимать смыслы своих религиозных действий, чтобы верить разумно. На таких верующих направлена моя статья, которые уже поняли утрату смысла для себя в некоторых церковных действиях, но смущаются от недостатка духовного руководства или опасений, что такой «ход конем» является результатом прелести. Конечно, прелесть не исключена, особенно, если думать, об уровнях своей духовной продвинутости. Лучше думать о смыслах для спасения своих действий, и не делать те из них, которые в процессе понимания веры утрачивают смысл. Особенно, если вы начинаете видеть смысл в том, о чем говорят святые отцы, апостолы и сам Господь.
ПС В обсуждении к статье наш постоянный читатель “Винни” подбросил идею, что есть люди, и даже книжные экс-фарисеи, у которых нет дома условий для упражнений в молитве. И на Всенощном можно поучиться предстоять и молиться. Думаю, совсем не обязательно теми молитвами, которые читаются в храме. Трудно не согласиться с этим доводом. Хотя, просто помолиться за неимением подходящей обстановки, можно в любое время, и вне службы тоже.
Идея же статьи так оказалась и недопонятой. Дело в том, что я предлагаю каждому верующему определить, как он более продуктивно проведет это время Всенощной. Если он чувствует, что от посещения Всенощной толку больше для духа и души, то прямая дорога на службу. Я же написал для тех, кто сомневается в полезности “отстоя”, но боится поступить разумно, когда старое фарисейство еще до конца не выветрилось.
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.