Крещение – это обещание из чистой совести безгрешной жизни, а не обряд посвящения в верного Христу. Вернее, второе тоже имеет место, но оно вторично. Когда иудеи крестились у Иоанна или Иисуса, они не все стали учениками. Я уже приводил пример в статьях по совести, что благоразумный разбойник попал в рай без крещения, а сотник Корнелий был крещён Духом до «рождения от воды». Из этого делался вывод в статье «Дельта любви», что первично – покаяние и исповедание Иисуса, а не водное омовение. Крещение — это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу. (1 Пет. 3:21).
В выделенном мною важно каждое слово. Это обещание больше не грешить, денное в целомудрии ума и сердца в искреннем намерении воздерживаться от греха, чтобы на уже чистой совести раскаяния больше не проявлялась «запятнанность». Это обещание не общине, а Богу. У подобных обетов есть серьёзные последствия их нарушения, что позволило апостолу Павлу предостеречь от возможности потери самой веры. Веди с их помощью достойную битву – во всеоружии веры и чистой совести, потому что, отвергнув ее, некоторые потерпели крушение и в вере. (1 Тим. 1:18-19)
К чему я это всё? К тому, что подавляющее большинство православных и католиков (без конфирмации) крещены в возрасте, когда ни о каком обещании Богу из состояния чистой совести не могло быть и речи… А дальше, не три точки, а почти бесконечное многоточие… Ибо, если не было обета не грешить, а только периодический рассказ о совершенных грехах, то и крещения в апостольском понимании не было. Если с момента осознания своего «я» в детстве, ты уже христианин, то о каких обетах из чистой совести вообще может идти речь?!
Отсюда, из неочищенной совести, формальные исповеди с одними и теми же грехами, из месяца в месяц, и из года в год. Отсюда – кардинально неверное понимание покаяния, искорёженное аскетическим видением пути оправдания. Отсюда – обреченность в невозможности жить по совести и без греха. Отсюда – разные искривления евангельского учения, типа «спасаемся (сами) терпением скорбей», «спасаемся послушанием матери-церкви», нацеленность на верность исповеданию, а не Богу непосредственно. Отсюда – «таинства» с их гарантией и универсальностью, которые открывает двери для магизма в их ритуальной реализации над безучастными объектами посвящений. Отсюда, крещение как посвящение, как талончик на вход в Царство Небесное. Потому и бывают позорные ритуальные спешки в крещении больных при рождении детей, чтобы, если не выживут, умерли крещёнными. Как будто наш Бог до такой степени тупой, что принял некрещенного разбойника, признавшего себя грешным, и не примет невинного младенца, тоже некрещенного. Просто чудовищно, но еще три года назад, я сам так думал и действовал. Как же я узко и православно смотрел на любовь и милость нашего Бога!
Я уже дважды в статьях ранее задавался вопросом. А крещен ли я? Меня крестили года в два, в связи с требованием знахарки, которая отказывалась меня лечить, когда врачи поставили на мне крест, и я должен был представиться. После крещения, знахарка по каким-то неуловимым людям признакам увидела, что я посвящён, и приступила к лечению. Потому, формально, я крещён. Но формальность вторична, в моем сегодняшнем понимании крещения. Если попробовать сформулировать мое состояние, то я как Нео на станции между реальным и нереальным миром. Думаю, что я – недокрещённый. За меня дали обет мои крестные (хотя сказано – ни за кого не ручайтесь), но я-то этих обетов не давал. Как я выше сказал о крещенном, что это человек от чистой совести пообещавший не грешить. Тестирую себя: совесть – с пятнами, обетов – не давал, живу с тем, в чём есть обличение совести. Ну… значит, по всем новозаветным признакам я – не крещён.
Приплыли… Чел, учился в семинарии, третий год пишет статьи на христианском сайте, и даже толком не крещён. Уму непостижимо! И в этой иронии только доля иронии(((.
И какие выводы? Вывод такой, что моё завершение крещения ещё впереди. И к нему нужно готовиться, чтобы я смог зафиксировать «дельту совести» в искреннем покаянии, а не топтаться на месте, как в практике исповеди типа крещенных православных. И вообще, завершение крещения возможно, и даже нужно для всех тех, кого крестили в бессознательном возрасте. Кто из православных прочитает, задумайтесь об этом. Баптисты правы. Должен быть Рубикон, к которому человек отнесется со всей взрослой серьёзностью, как к переходу к новой жизни по совести.
И если правда, что «Бог целует благие намерения человека», то взяв на себя обязательства и приложив собственную силу воли, мы получим помощь от Бога. Если это будет действительно акт чистой совести, а не требование ума при практически безучастном сердце. Такое бывает и у баптистов, да и у всех, кто не ощутил искренности в раскаянии, и не ощутил состояния чистой совести, а всего лишь думал умом об этом состоянии. Если раскаяние происходит в таких душевных раскладах, то человек быстро падает. Ибо свойства человеческой личности определяются сердцем, психикой, потому и «смотрит Бог на сердце человека». Соответственно, жизнь по совести нужно испытывать до крещения, чтобы наше духовное здание оказалось построенным на скале, а не на песке.
Это, наверное, и есть моё сегодняшнее состояние, на берегу реки, с желанием её переплыть, и самотестированием готовности жить на другом берегу в состоянии «дельты», не оглядываясь назад, без сожаления об оставленных привычках и наклонностях.
Вот только не знаю, кто меня покрестит, когда я решусь…))) Живой общины единомышленников нет. Хотя… Можно самому себе ответить словами Авраама Исааку-подростку – «Господь усмотрит». Тем более, что в этом действе важнее чистая совесть и готовность к обетам, чем наличие воды.))) Не от грязи же я иду мыться, а от склонности ко греху.)))
***
Пару слов для послесловия о крещении Христа. Он был “как человек”. И, когда крестился, Он не проходил обряд посвящения, а подавал пример, как из чистой совести давать обет жить безгрешно. После крещения на Господа сошёл Дух. Но самое интересное, что и на некоторых первых христиан сходил Дух сразу после “рождения от воды”. Т.е., этот путь, показанный Иисусом и Духом, оказался по плечу и другим людям, хотя и не всем. Даже апостолы приняли Духа гораздо позже, чем крестились в воде. И я так себе думаю, что если человек пришёл к крещению с чистой совестью и твердым, апробированным намерением не грешить, то ничего невозможного нет и в 21 веке. Но подавляющее большинство из нас, видимо, отстойно готовится к крещению, если мы не встречаемся с подобными явлениями массово. Не говоря уже о тех, кто в младенчестве и подготовиться не мог по объективным причинам))). А ведь совмещение рождения от воды и от Духа, это, наверное, и есть ведущее к спасению духовное рождение, подобное Христовому.
Экс-Фарисей
Предупреждений - 0
Статья хорошая, но не завершённая. В смысле, не последняя на эту тему. Выводы и впечатления, изложенные здесь, промежуточные, не окончательные. Может, и повторное крещение не потребуется. Так мне кажется. 🙂
Старец
Предупреждений - 0
Повторное? Нет. Я специально выбрал формулировку “Завершение крещения”. Это как у католиков часть – в детстве, а конфирмация – в сознательном возрасте. Вот, и у меня есть незавершённость. А не ана-баптизм. 🙂
Вячеслав, наверно, есть обряд, и есть реальная жизнь. Если каждый раз мы решаем не совершать конкретный грех, или каемся и обещаем воздерживаться, не является ли это маленьким Крещением?
Старец
Предупреждений - 0
Нет. Это просто действенное покаяние. По моему мнению так должен вести себя человек до крещения, уверовавший в Иисуса или действующий так по императивам других религий. Это самотестирование и испытание, а когда решаешься, то крестишься и отказываешься от греха вообще, если чувствуешь помощь Бога. Впрочем, это путь максимализма. Покаяние может быть и после крещения. Это не идеально. Это просто нормально. Но в крещении должно произойти как бы обновление жизни. И оно должно быть испытано, не по порыву от желания принадлежать, а по внутренней твердости избегать греха и мотивированных грехом поступков.
А обновление обязательно должно сопровождаться крещением водой, то есть обрядом?
Старец
Предупреждений - 0
В этом обряде только часть обряда. Это мистическое присоединение к церкви. и благодать свыше для обновлённой жизни
У меня вопрос к автору статьи: Почему считайте, что люди, которые крестились у Иоана и у Христа не стали их учениками? Ведь именно это обозначало крещение у евреев времен когда Иисус Христос был на земле. Об этом очень хорошо говорит Михаил Цин в своей лекции КРЕЩЕНИЕ https://www.youtube.com/watch?v=7-loAYEJmBo. В остальном я полностью согласен с мнением автора.
Старец
Предупреждений - 0
Евреи не собирались становиться учениками все поголовно. Иоанн призывал к покаянию, “выравниванию путей перед Господом”, а не становиться его учеником. Потому посвящения в ученики в этом и не было. Это Павел увидел в этом посвящение и соединение.
Вы ошибаетесь. У евреев крещение обозначало становление УЧЕНИКОМ того, кто его крестил, или именем которого крестился. Поэтому в Библии и упоминаются ученики Ирана и ученики Иисуса Христа. Эта традиция была очень распространена среди иудеев еще со времен Моисея. Послушайте все-таки лекцию Михаила Цина, он очень доступно и понятливо объясняет это. Я все равно лучше него не объясню это.
Старец
Предупреждений - 0
Могу согласиться с тем, что в мировоззрении того времени было такое, что в кого крестишься, тому и ученик. Об этом говорится в начале первого к Коринфянам: “12Я о том, что вы говорите: «Я c Павлом», или: «Я с Аполлосом», или: «Я с Кифой», или: «А я только со Христом». 13Но неужели разделился Христос? Павел ли был распят за вас? Разве во имя его крещены вы были? 14Благодарю [Бога], что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15так что никто не может сказать, что во имя мое вы были крещены. 16Да! Я крестил и семью Стефана, а крестил ли еще кого, не знаю. 17Христос послал меня не крестить, но возвещать Благую Весть.” Но эта же цитата показывает и дифференцирование с приоритетом веры в Евангелие над крещением.. А на счёт, “Вы ошибаетесь”, могу сказать что я оказался неточен. От Иоанна крестилось куча народу, и только единицы становились его учениками. Иоанн готовил покаянный дух для прихода Мессии, а не искал своей славы учителя. И в его призывах ничего не говорится о его учительстве.