Когда мне отмечать Пасху?

27.04.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

А зачем?

пасха1Католики в этом году отметились Пасхой ударно, самые первые. Приближается православная первомайская Пасха. Мои православные друзья и родственники пойдут на праздничную ночную службу. В прошлом году и я ходил. Сегодня, я – реальный экуменист, могу пойти к любым христианам на любое служение или богослужение. Что, впрочем, периодически и делаю.

Но возникает вопрос ребром и по существу конкретно по поводу православной Пасхи. А зачем? За компанию с женой? Но утром мне идти на своё собрание. Какой смысл чисто духовный этого похода для меня?

  • В Новом Завете, после вознесения Господа, вообще нигде не упоминается, чтобы апостолы или другие первые христиане, где-то усиленно готовились или непосредственно отмечали Пасху. Шаром покати, ни одного свидетельства или намёка.
  • Павел делит христиан на «наблюдающих дни» и «не наблюдающих». Наблюдающие дни, это, видимо, язычники и иудеи, продолжающие отмечать свои праздники. А не наблюдающие – те, кто разорвал пуповину со своей предыдущей религией и предал себя полностью поклонению Отцу через Сына и в Духе.
  • Сам Господь, когда отмечал Пасху, сказал: «Делайте так в Моё воспоминание». Он не сказал, что нужно это делать раз в году, на Пасху. Потому, естественно, что первые христиане ежедневно собирались в домах для преломления хлеба.

Никаких годичных праздников отмечать Господь не заповедал, хотя в Ветхом Завете заповеди о праздниках были. И корни наших типа христианских праздников растут оттуда и из язычества, хотя обёртка, а иногда и привкус у них христианский. Чего-то вспомнилось, «приятны на вид и на вкус, и дают знание». В применении к православным праздничным богослужениям, иносказательно, концовка могла бы звучать так: «и дают уверенность в их спасительности».

Но, как не крути, это все проекции древней традиции что-то отмечать: от новолуний, до почитания отдельных языческих богов. Нет этого в Новом Завете. Напрочь! А вот Ветхом Завете, сколько угодно.

Новолуния

В дни радости — в праздники и новолуния — трубите в трубы, принося жертвы всесожжения и пиршественные жертвы. Это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я — Господь, ваш Бог». (Чсл. 10: 10)

Они (левиты) должны регулярно и в нужном количестве совершать перед Господом всесожжения: по субботам, в новолуния и по праздникам. (1 Пар. 23: 31)

В новолуние приносите Господу жертву всесожжения — двух быков, одного барана и семь годовалых ягнят без изъянов. (Чсл. 28: 11 )

Так говорит Соломон, царь Израиля:

4 Теперь я строю Храм для имени Господа, моего Бога, чтобы воскурять пред Ним благовония, приносить регулярные хлебные приношения и совершать всесожжения — утром и вечером, в субботы, новолуния и в дни, назначенные Господом, нашим Богом, как навеки заповедано Израилю. (2 Пар. 2: 4)

Новолуние — праздник начала нового месяца, один из важнейших праздников древнего Израиля; в Ветхом Завете часто упоминается вместе с субботой. Новолуния отмечали и языческие народы. Потому Иегова сказал и израильтянам отмечать, поскольку понимал, что люди скатятся к этому сами. В отмечании новолуний нет ничего плохого, как, например, в принесении жертв младенцев Молоху. Потому все безобидное, нейтральное и не приводящее к поклонению богам, Бог вложил в заповедь. Если бы этого не было в заповеди, то хронически впадающие в язычество древние евреи, получили бы гораздо большее осуждение.

Тема языческих уклонений израильтян – ключевая в эпоху до возвращения из Вавилонского плена. Из-за этих уклонений, иногда на несколько правлений царей подряд, Израиль получает скорби и наказания. И мы видим, что новолуния и праздники соблюдаются формально, параллельно с поклонением  языческим богам.  11 Положу конец ее веселью — праздникам, новолуниям, субботам, всем торжественным дням. 12 Лозу и смоковницу, о которых она говорила: „Вот вознаграждение, которое дали мне любовники», Я разорю, обращу в дикие заросли, и пожрут их дикие звери. 13 Я заставлю ее ответить за дни, проведенные с Ваалами, которым она приносила жертвы. Надев серьги и украшения, ходила она за любовниками своими, а Меня забыла», — говорит Господь. (Ос. 2: 11-13)

Ещё более конкретно о новолуниях и жертвах здесь. 11 «Не нужны Мне ваши обильные жертвоприношения,— говорит Господь. — Сыт Я сожженными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна. 12 Вы являетесь предо Мной, но кто требует всего этого у вас? Зачем вы топчете дворы Храма Моего? 13 Довольно приношений никчемных! Их дым омерзителен Мне. Новолуния, субботы, собрания…Нестерпимы Мне празднества грешников! 14 Новолуния и праздники ваши возненавидел Я. Они в тягость Мне, Я устал их терпеть. 15 Ко Мне простираете руки, но Я отвернусь от вас. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас. Ваши руки в крови! 16 Омойтесь, очиститесь, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло… (Ис. 1: 11-16)

После Вавилонского пленения до прихода Христа, Израиль укореняется хотя бы в формальном поклонении Богу, без уклонения в язычество. Но, при этом, впадает в исполнение заповедей человеческих и тех заповедей Бога, которые легко формально исполнить. К ним относятся и жертвоприношения животных на различные праздники.

С формальной точки зрения к празднованию новолуний и других праздников – не прикопаться. Бог установил, мы исполняем. Т.е., даже не люди заповедали в рамках преданий, а сам Бог дал указания. При этом не замечается, что Бог ещё кое-что установил и заповедал, и те 10 заповедей – не исполняются. Выбор пошел по магическому и языческому пути. Мы приносим Тебе жертвы, не работаем и оттягиваемся по-полной в установленные Тобою дни, а Ты засчитай нам это в праведность, даже если мы будем убивать, прелюбодействовать или воровать.

Я тут подумал… А чем лучше христиане, так и не понявшие переворота у Самарянского колодца, что поклонение «не на горе сей, и не в Иерусалиме»? У евреев новолуний было 12, иногда, 13 (длина лунного месяца 28 дней). А, например, у православных, только двунадесятых праздников 12, плюс Пасха. Еще у них есть великие праздники, типа, Покрова, которые стали такие почитаемые, что некоторые двунадесятые на их фоне смотрятся серенько, типа Вознесения или Введения в храм Богородицы. Впрочем, меня уже ничто не удивляет.

Как отмечали новолуние евреи? Приносили жертву, и садились за стол пировать. Если в храме или синагоге, то могли помолиться на службе Часа, и послушать отрывок из священных книг с толкованием. Мне это напоминает любой православный праздник.

«Отстояли» на службе, в лучшем случае исповедались (перечислили грехи с бумажки) и причастились (достойно, естественно), пришли домой, плотно покушали и дальше «ничего не делаем». На мелком приходе обед может состояться возле храма или в храме, в зависимости от приходских традиций и конкретики праздника (храмовый, престольный).

Так и хочется спросить: Ну и чё? Этот формат проведения времени как-то приблизил к Богу его верных? Христиане сделали шаг по пути спасения? Они как-то угодили Богу?

Пасха православная со стороны

Наблюдая за тем, как родители тащат на ночную пасхальную службу детей, не всегда готовых к этому, откровенно засыпающих стоя или на руках, ощущение именно стремления угодить Богу, постоять для Него. Что греха таить? Сам таскал детей где-то с 10-летнего возраста на эти службы. А некоторые люди водили и носили детей на эти службы с пелёнок.

Но режим жизни берет свое, а новое мировоззрение – своё. Сам, когда засыпаешь в два часа ночи стоя, ловишь себя на мысли: «Ну нафига 1, 3 и 6 час пропевать подряд? Ну кому нужно это фарисейство? Это ж пасхальные часы, они совершенно одинаковые. Это ж следствие  праздничного соединения Утрени с Литургией, и бывает это не часто в течение года. Так какой смысл всех этих формальных вычитываний, когда больше половины храма откровенно засыпает, слушая, и пропевая по три раза «Воскресение Христово видевше…» в каждом из трёх идентичных Часов? И это все закончится, после прихода домой в 4-5 утра, водочкой, тяжёлой мясной закусью, и спанием до обеда следующего дня, чтобы потом встать и делать мясо-алкогольные вбрасывания дальше. У некоторых, в определённом возрасте, как у меня в 2014 году, это закончилось приступом, и вырезанным жёлчным пузырём. Хирурги подтвердили, что после Пасхи у них всегда прибавляется работы, а больных проблема разместить. У некоторых и заворот кишок бывает.  Ибо таковы последствия «гениального» перехода от строгого поста 41 день, и строжайшего ещё 6 дней на Страстной, когда сжавшийся желудок в «Главное Новолуние» буквально напихивается мясом и спиртным.

И это всё – меганаслоения человеческих преданий, предрассудков, нехристианских проекций, падких на формальное поклонение людей, ищущих повода возбудить обычно спящую религиозность, обставляя её через определённые формы, крайне далёкие даже от здравого смысла, не говоря уже о духовности.

Евреям через Моисея Господь дал конкретные указания, что и когда праздновать. У нас же есть единственное указание: «Делайте так в память обо Мне». (Лк. 22: 19). И не было сказано, что только раз в году на еврейскую Пасху. Не было сказано делать ещё что-то, или что-то отмечать. Но мы решили придумать праздники под события из земной жизни Христа и Его Матери. Просто собираться «в память обо Мне» Церкви очень быстро стало нудно. Часть праздников – вообще языческие календарные проекции, которые должны были наполнить привычные языческие народные праздники христианским смыслом. Они где-то и наполнились. Но вопрос стоит иначе. А нужны ли они сами по себе даже с христианским смыслом? Нужна ли такая Пасха, особенно в её православной форме? Ведь перед написанием этой статьи я задумывался именно о ней.

Слабое оправдание (не для себя)

Есть одно оправдание праздникам – возбуждение религиозных чувств, напоминание, что ты христианин. Это нужно для несовершенных в вере, неспособных к постоянному поклонению по совести. Но чем для этой цели не подходит воскресенье — еженедельная Пасха? В принципе, подходят и сами праздники, но не с тем формальным отношением и ритуальностью, которая им свойственна в религиозных чувствах прихожан.

Интуитивно, я внутренний противник буйства обрядности некоторых праздников, поскольку понимаю, что это превращается в смоковницу с буйной листвой, но на которой Господь не нашел ни одной смоквы. И проклял ее. И она усохла. У меня ощущение, что на начальном этапе становления Церкви, Бог мог мириться с этими праздниками, как мирился с новолуниями у евреев. Но уже давно эти праздники при христианском содержании являются бесполезным придатком религиозности. И никто не желает правильно ориентировать людей в том, что это не главное, поскольку на праздники увеличиваются пожертвования.

Я сам уже давно отказался от ношения веток, травы, яблок, воды на освящение, от выведения крестов на дверях и ношения свечи в Великий Четверг, даже ещё когда полностью идентифицировал себя православным. Это все пустое. Может через это нужно пройти многим в странах с сильным православием, чтобы понять, что за этими ритуалами ничего не стоит. Если ты все это исполнишь, но не будешь иметь любви, то не спасёшься, а если будет наоборот, то ты спасён. Этим и определяется ничтожность для спасения усилий по почитанию праздников. Да, люди с этого начинают. Не начинают учиться математике с интегралов. Нельзя убрать обряд полностью из церковной жизни, особенно, в определённых традиция (католичество, православие). Но от него нужно постепенно удаляться. Потому и к праздникам нужно иметь отношение как стартапу для воцерковляющихся в традиционных сакральных церквях. А если я свой старт-ап прошёл, то мне праздновать не нужно.

Я не предлагаю праздники устранить вообще. Ведь есть люди, для которых почитание праздников – это вершина их благочестия, а не только этап воцерковления. К ним может быть обращена часть цитаты, где сказано: «Нестерпимы мне празднества грешников». Наверное, не стоит отбирать у таковых возможность хоть чем-то попробовать оправдаться, и дать Богу возможность «бить их немного». Но лучше было бы таки вытащить их из этого состояния формального благочестия. Очень слабое и зыбкое оправдание на Суде — почитание праздников. Если даже апостол сказал, что если он пророчествует, но не имеет любви, то он – медь звенящая.

Масса выдуманных праздников и их отстаивание, в том числе и ночная пасхальная служба,  создает бессмысленные напряжения верующих, не в направлении работы над собой, а направлении простого исполнения церковного предания. Это исполнение создаёт иллюзию того, что человек идёт по пути спасения. Оно требует физических бессмысленных усилий, от которых человеку нужно отойти.  Их, на мой взгляд, лучше было бы заменить духовными усилиями, на которых и настаивает Господь. Фарисеи так доисполнялись всяких преданий, что получили от Господа обличение: «Лицемеры и порождение змея». Евреям еще раньше было сказано: «Нестерпимы мне празднества грешников». Допускаю, что православные, если бы прислушались, могли бы услышать такое: «Опостылели Мне ваши двунадесятые и великие. Не ем Я яблок и не лечусь травами. Омойтесь, очиститесь Моей плотью, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Исполняйте Мои заповеди и ищите Даров Духа, а не исполнения заповедей человеческих и похвалы за это от людей.»

Прошу прощения у Бога за дерзновение написать прямую речь от Его Лица, но что-то наподобие большинство называющих себя христианами (православными или католиками), должно быть готово услышать о своей духовной практике. И лучше не на Последнем Суде, а раньше.

Перманентная Пасха

пасхаТворить «в Моё воспоминание» – не сказано когда и с какой периодичностью. Допускаю, что это можно делать в любой удобный день, хоть ежедневно. Этого и держусь. На работе ломлю хлеб сам, а в воскресный день – в общине. Суббота почти всегда выпадает. И если вспоминаешь Господа почти каждый день в завещанном Ним ритуале Хлебопреломления, при этом реально помнишь о Нём, в проповеди и исполнении Его заповедей постоянно, то зачем христианину незавещанная Господом Пасха раз в году?

Я с уважением отнесусь к празднованию Пасхи иными христианами, если они видят в этом смысл. Но для себя почитаю неправильным участвовать в том, в чём не вижу смысла. Что-то в этом будет лицемерное, если я внутренне себя ощущаю уже давно «не наблюдающим дней», и вдруг пойду в храм на ночную службу. Именно ради праздника Пасхи.

Если новый смысл Пасхи – перескакивание от смерти к жизни, то тем более, такое действие должно совершаться в память об Иисусе Спасителе постоянно, а не раз в году (причем, как то странно, в русле еврейской традиции и по специальному календарю). Если это Пасха новая, как утверждала Церковь в первые века, то и её празднование должно быть принципиально новым. Иначе, получается, что новое вино вливается в старые меха. Потому, отвечая на вопрос названия статьи: «Когда мне отмечать Пасху?», ответ будет – Всегда! Дело не в дате, и не в католиках с православными. Дело в принципе. И новый принцип предполагал, судя по Деяниям, собираться «для хлебопреломления», «в домах» (а не в храмах), и «каждый день». Таким образом, у меня может быть 365 Пасх в году.

Какой мне смысл как-то особо выделять одну из них?

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    19:56 27.04.2016

    “Зачем христианину незавещанная Господом пасха раз в году?” Видимо, она имеет смысл, прежде всего, для тех, кому важно пройти в дни страстной недели все события последних дней новозаветной истории, чтобы хотя бы через это стать со-причастным Иисусу, стать ближе к Нему. То есть, кто вписан в церковный богослужебный круг в соответствующие календарные дни, кто читает Евангелие, размышляет о событиях каждого из плследних дней земной жизни Спасителя, того и Пасха: у католиков в свой срок, у православных – в свой. Да, это пища для младенцев, но пища сытная. А кто не вписан в это многодневное памятование, тот чаще всего оказывается вне “пасхальной радости по кадендарю”, потому что не прожил со Христом ни чистый четверг, ни страстную пятницу. Так что посещать службы католиков и православных мы можем, вопросов нет. Но в каких одеждах будем на их пиру – вопрос…

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:09 27.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Это понятно. Дело в том, что чтобы не быть, и ни в каких одеждах. А если бывать, то не по поводу праздника, а по поводу общения. Моё отбывание сопереживаний уже в прошлом. И не по гордости, а по закону снижения полезности (чем больше повторений, тем меньше острота их эмоционального воздействия в сопереживании).


  3. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    20:38 27.04.2016

    Да, закон снижения полезности, понимаю. Но можно сказать, наверное, и то, что Вам одной жидкой пищи уже мало. К тому добавлю, что когда наша Пасха освобождается из календарных рамок, тогда она и становится истинной Пасхой, не по расписанию, но по зову Духа.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:11 27.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Если так подумать, ведь если Христос один раз распят и один раз умер и воскрес, то как например мне праздновать 21-ю смерть Христа и 21-е воскресение с момента моего уверования? Я умышленно это говорю, чтобы было понятно, что в этом есть что-то неправильное. Если я отмечаю себе 47 лет, а потом буду 48, то в этом есть исторический смысл. А в 20 сопереживаниях смерти и воскресения, когда я знаю, что он сейчас Царь мёртвых и живых, и если я внезапно умру, то с ним встречусь как с Владыкой и вместе с тем с любящим наставником. И мне сложно играть в игру сопереживаний событиям 2000-летней давности, зная реальные онтологические расклады. Что-то в этом есть кривое и несовершенное, если я молюсь Богу, который например в этот момент по канонам Страстной находится в гробу, а перед Рождеством – ещё не родился. Это всё же не рядовой человек, умерший, годовщину которому мы справляем. Где-то так.


  5. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    00:03 29.04.2016

    Вячсеслав, для меня вообще это непростая тема, о сопереживании событиям земной жизни Иисуса., которое так важно для многих христиан. Слишком много пищи в этих сопереживаниях для нашего плотского и неочищенного душевного. И слишком много ловушек для души, поскольку опыт со-переживания земной жизни Иисуса — это полет фантазии, “по мотивам” евангельских повествований. Тем более странно, когда такое со-переживание происходит не спонтанно, но по расписанию…

    И Вы совершенно правы , Царь во Славе — вот Он, уже здесь и сейчас, и к Нему тянется душа, и это с именно с Ним мы можем быть вместе, именно с таким, каков Он сейчас, и ныне, и присно, и во веки веков.


  6. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    02:40 20.05.2016

    У Христа нет титула “владыки”, этот титул у владельцев русской “право”славной Церкви, которые себя самовосхваляют более пышно, чем Самого Христа.
    Церковное празднование пасхи это комплексное мероприятие, включающее пост, само воскресение – пасху, 50 дней после воскресения, послание Святого Духа. Это помощь человеку по преодолению грехов и улучшению себя, по познанию Бога… Если священник хорошо работает. А также, это помощь по соблюдению ритмов природы, для здоровья.

    Бог – живущий, всегда живой. Символизм праздников служит для сопереживания и внутреннего развития, для единения, для прощения всех и самого себя, для размышлений, для отрешения. Например, тема для размышления: Иуда не имел возможности не предать Иисуса, так как предательство входило в замысел Бога о спасении, кто-то должен был исполнить роль предателя.
    Но если нет хорошего священника, то смысл теряется.

    Если Вы внезапно умрёте, то можете и не встретиться с Богом, наказание ада это как раз и есть не возможность видеть Бога “лицом к лицу” после смерти.


  7. Предупреждений - 0
    Петро
    Гость
    13:27 28.04.2016

    Я согласен с вами, что праздновать Пасху нужно всегда. ” Наша Пасха Христос, за нас закланный” – так сказано в Писании. И вот и истина в том, что вспоминая о Христе мы исполняем Пасху. Христиане первого века собирались ежедневно и вспоминали Христа. Потом определилась дата поклонения – воскресенье (Дея. 20:7) . И далее уже исторически известно, что дни поклонения и собраний христиан – воскресенье. А если кто хочет- пусть собираются. Но до абсурда с объедением и пьянкой доходить греховно.


  8. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    03:01 20.05.2016

    В ветхом завете указано соблюдать пасху, это указание является условием союза Бога с человеком. Иисус не отменил Ветхий Завет, а ввёл его в действие. Иисус, когда “отмечал пасху”, учредил священноействие Единения (с Богом и со всем созданным), на русском именуемое причастием. Дата праздника пасхи определяется по луне, а не по календарю. С выходом из католицзма у “право”славных владык поменялась и луна… что тут скажешь… чья луна правильнее? Ночные бдения это отсутствие милосердия и любви к самому себе. В Евангелии сказано “я хочу не жертву, а милосердие”. Множество христанских праздников полезно для постоянного поддержания человека “в ритме”, во избежание лени и расслабления.

Sorry, the comment form is closed at this time.