Написав статью по благословению/благодарению, вынужден был вернуться и частично ее отредактировать, и даже изменить название после дословного исследования греческого оригинала. Кузнецовские переводчики так увлеклись привычным благодарением, что практически везде заменили «благословил» на «благодарил». Потому я сделал примечания к цитатам из Нового Завета и внёс правки в смысл. Прошу прощения перед читателями, что так доверился переводу РБО.
Кстати, дословное “благословил” тоже нужно правильно понимать в духе еврейской традиции. Кузнецовские переводчики правильно передали суть того, что делал над едой Господь – Он молился НЕ о еде, а благословлял Бога. Т.е., введение слова “молитва” вполне соответствует сегодняшнему правильному смысловому переводу. Но слово “благословение” на “благодарение” не нужно было менять, учитывая греческий текст и наличие славословящего типа молитв. Потому, заметив неточность, я оставил смысл, но сделал уточнение, оставив “молитву благословения”, а не просто “благословил”, как в Синодальном переводе. А то в нашей православной рефлексии сразу видится Христос, сложивший крестообразно пальцы и крестящий еду))). Потому, поменяв название, я оставил словосочетание “молитва благословения” как самое точное по смыслу.
Кроме этого, в прошлой статье я рассуждал ещё о нецелесообразности использования слова «благодарю» в отношениях человека с Богом, ибо человек не может принести никакой благой дар Богу так, как Бог в состоянии одарить человека. Но, в теории, если мы проявляем любовь к Богу в ответ на Его любовь, то мы в какой-то форме благодарим Ему. Потому, Христос перед воскрешением Лазаря говорит Отцу «Благодарю». Смирение перед Богом тоже жертвенный дар (жертва Богу – дух сокрушённый). Я пока в состоянии принести в дар только свою верность, и это тоже какая-то форма благого дара, который в состоянии принести тварь Творцу. Потому, если жертвенность, верность и любовь к Богу рождаются в человеке, то слово «благодарю» уместно наравне с «признателен».
Но сейчас не о том. Я все время ходил и думал над молитвенным принципом, существовавшем у евреев, и который исполнял Иисус. Избранный народ после избрания много раз отклонялся от истинного поклонения, потому благословение Богу было исповеданием, в котором подтверждалась формальная (иногда и реальная) верность Богу-Творцу. Если человек испытывал к Богу признательность или собирался что-то попросить, то естественно было бы воздать Этому Богу славу, демонстрируя свою верность и смирение именно Ему. Особенно это актуально в окружении многобожия окружающего мира.
Сейчас ко мне пришло понимание простоты принципа благословения перед просьбой, и принципиальной разницы между причастием тела и крови и обыкновенной едой. Хотя во всех случаях с вкушением еды было именно благословение. Назвав единственный раз за все время проповеди вино – кровью, а хлеб – телом, Господь подчеркнул уникальность такого вкушения пищи. Ведь он много раз благословлял еду с апостолами. И только в этом случае сказал «Делайте так в память обо Мне». Значит, кроме благословения и слов признательности должны быть еще слова о самой еде. В остальных случаях освящение еды не предполагается. Не было освящения еды повседневной еды (кроме жертвенной) и в еврейской традиции, не заметно это и в раннехристианской традиции.
Если исходить из классической просьбы православных о благословении пищи перед едой, то Бог должен благословить не человека, а бессознательную материю, что есть нонсенс. Если же говорить об освящении воды, куличей, яиц и всего того, что окажется в корзинке, то получается, что вся такая освящённая пища есть форма причастия. Но если это не делается в память о Жертве, и люди не относятся к этому как к причастию, то и не нужны молитвы благословения еды или праздничного освящения определённых продуктов и воды.
Если мы не на ветхозаветной позиции, а на христианской, то должны помнить, что «Не то, что входит в человека, а то, что исходит из его уст, может осквернить человека». Если обычная еда нас не делает духовно чище или нечище, то нет никакой нужды освящать пищу или просить о её благословении или освящении. И только об одной уникальной Еде Господь сделал оговорку о том, что она в состоянии соединить нас с Ним.
Сегодня мне попалась статья евреев-христиан в интернете о молитве перед едой. Она весьма перекликается с моими последними размышлениями. Единственно, она не даёт ответа, как быть с причастием. Ведь Одно дело Сыну сказать «Это кровь Моя», и совсем другое обычному человеку вкушая просить о подаче жизни через Плоть и Кровь. (Ин. 6:53) В таком случае должно быть и благословение Бога, как при обычной еде, и просьба об освящениии и преложении хлеба и вина в тело и кровь. Это единственный и уникальный случай, когда это нужно. В остальных случаях достаточно благословения Бога и нашей признательности за наличие хлеба насущного.
Нужно ли каждый раз благословлять Бога за еду? Если есть благословение в сердце, то не нужно. А если нет? То приучение к благословению Бога будет учить нас быть признательными Ему. Благословение может быть полезно для воспитания себя и окружающих и может служить нашему памятованию о Боге. А благословение конкретного Бога будет постоянным нашим исповеданием. Постоянная память о Боге и наше исповедание подтверждают нашу верность и служат делу нашего спасения.
Потому, перед любой просительной молитвой своими словами нужно начинать не с обращения и самой просьбы, а с благословения Бога, Которому вы поклоняетесь. И найти ему не дежурные фразы, а реальное исповедание Его своим Богом в соответствии с сутью момента молитвенного обращения. Тогда вы истинно будете ученики Иисуса.
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.