Агапа для первых христиан

12.06.2015 / / Мнений — 14 / Статей — 6 / Дата регистрации — 05.06.2015

Агапе и Филео

Многие знают, что при переводе Священного Писания с греческого языка на русский несколько различных греческих слов переведено одним русским словом – “любовь”. В связи с чем в русскоязычном христианстве существует миф о том, что слова эти имеют чуть ли не противоположный смысл и очень важно знать какое из них где употреблено. Считается, что слово ἀγάπη обозначает возвышенную, жертвенную, божественную любовь. Этому слову противопоставляется другое слово – φιλέω, т.е. любовь алчная, земная, похотливая. На самом деле такое разделение смыслов это более поздняя традиция. В новозаветнем тексте (и особенно в Септуагинте) эти слова являются синонимами и употребляются по отношению к одним и тем же явлениям. Например, в Лук.11:43 Фарисеи упрекаются за любовь-агапе к славе и почету. В 2Цар.13:15 похотливые чувства Амнона к Фамари, приведшие к инцесту, тоже обозначены словом “агапе”. Зато любовь Бога Отца к Иисусу в Ин.5:20 в греческом тексте это “филео”. В открытых источниках много информации по этой теме, поэтому нет смысла вдаваться в детали. Главное отметить, что по какой-то причине в греческом языке времен апостолов эти слова были синонимами.

С другой стороны, некоторые исследователи греческих языческих текстов считают, что до появления христианства слово “агапе” вообще не употреблялось. А в тех языческих текстах, где это слово сейчас встречается, имела место правка времен раннего Возрождения. В первоначальных версиях текста вместо “агапе” стояло слово “филео”. То есть христиане придумали новое слово – “агапе”.
Если это так, то становится более понятным так называемый “Гимн Любви” в первом послании Коринфянам (1Кор.4-7). Павел объясняет читателям смысл нового слова, которое им еще не совсем понятно.

Агапе и агапы

Вечеря Господня упомянутая Павлом часто называлась тем же самым словом, что и любовь – “агапе”. А, возможно, наоборот – слово, первоначально обозначавшее христианский ужин, стало синонимом уже употреблявшегося слова “филео”. Именно во время совместного ужина христиане могли продемонстрировать на практике свою христианскую любовь друг ко другу. Например в таком аспекте: либо ты поспешаешь прежде других есть свою пищу (1 Кор. 11:21),  либо ты рассуждаешь о Теле Господнем, которое есть Церковь, помнишь о других членах общины и заботишься в первую очередь о других, а не о себе (1 Кор. 11:33).

Нужно помнить, что эллинистический языческий мир поощрял эгоизм, хвастовство и проворность. Они восхвалялись поэтами как добродетель. Нам сейчас сложно представить шок, который испытывал язычник, попавший на христианский Пир любви. Вместо того чтоб, как принято, искать пользы себе, каждый старается накормить другого. При этом, было очевидно, что сидящие за одним столом люди не только не родственники, но и представители разных наций и сословий. Господин прислуживает рабу. Иудей заботится о том, чтоб эллин был сыт. Эта непостижимая революционная новая этика в такой простой и доступной форме преподавалась всякому “случайно” попавшему на собрание. Заражала своим идеализмом. Становилось понятно, что Царство Небесное уже здесь – на Земле.
Такая этика подрывала устои общества, столпы, на которых стояла Империя,  чинный порядок, к которому все привыкли. Христиане представляли реальную опасность для римской стабильности. Общество интуитивно отреагировало распространением слухов о пожираемых христианами младенцах и свальном грехе. Гонения на христиан стали делом времени.

Евхаристия – прошлое, настоящее и будущее Церкви

Но кроме практической демонстрации новой этики, человек попавший на собрание воспринимал новое, необычное, восприятие времени. Язычники воспринимают время циклически. Эпохи сменяются как день и ночь, но в целом мир никуда не движется. Иудеи воспринимали время линейно. От сотворения мира до Дня Господнего прослеживаются четко различимые эпохи.

Христиане внесли существенную поправку в иудейскую систему восприятия времени. Да – время движется линейно от начала к концу. Но при этом существует вневременная реальность, которая одновременно находится и в прошлом и в настоящем и в будущем. В видимом мире это – Евхаристия.
В прошлом осталась Тайная Вечеря с учениками в горнице. Тело, ломимое за нас на кресте. Кровь завета, проливаемая за нас, чтоб мы оставили всякий грех.
GodCallsMeHisBelovedВ будущем – радостный небесный брак Агнца и Невесты. Свадьба Христа и Церкви.

А в центре всего этого, в настоящем – община, Церковь. Невеста, которой надлежит еще много пострадать от безрадостных и алчных людей, чтобы быть достойной своего жениха.

Человек, участвующий в преломлении хлеба оказывается одновременно за столом с апостолами и Христом в тайной горнице и в то же время за пиршественным столом Агнца и Невесты. За пределами времени. В восьмом дне.

Восьмой день

В книге Деяний Апостолов до 20 главы многократно встречается упоминание о том, что первые ученики встречались для хлебопреломления и изучения Писаний каждый день (Деян. 2:46, Деян. 2:47, Деян. 5:42, Деян. 16:5, Деян. 17:11 и пр.) Возможно это было связано с апокалиптическими ожиданиями. Слишком материалистично понятые слова Христа о наступлении Царства Небесного подталкивали к тому, чтоб отложить все дела и посвятить остаток жизни на обреченной Земле служению Богу и проповеди Евангелия.

Чуть позже энтузиазм угас и уже начиная с 20 главы Деяний мы узнаем, что христиане собираются раз в неделю.

Многие первые христиане были людьми подневольными. И конечно, многие из них жили в Палестине, где суббота была выходным днем. Чисто практически,  было удобно собираться в ночь между субботой и “первым днем недели”. Кроме того, символически это было связано с днем воскресения Христа.
Напомню, что новый день у многих восточных народов наступает с закатом солнца. И в современном понимании собрание христиан начиналось в субботу вечером, а заканчивалось в воскресенье утром. После этого все шли на работу, потому, что воскресение было первым рабочим днем недели (как сейчас понедельник).
Вот эта насыщенная ночь, между субботой и “первым днем недели” стала Восьмым днем вводящим во вневременную реальность.

Хронологически центральной частью ночного собрания было застолье – агапа. После того как агапы были запрещены, богослужение распалось на два осколка: субботняя служба и воскресная литургия.

1. Эволюция агап и Евхаристия

2. Агапа для первых христиан

3. Евхаристия покидает агапы

4. Злоупотребления во время агап

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Pastyшok
    Гость
    22:15 13.06.2015

    “После того как агапы были запрещены…” – с этого места подробнее пожалуйста.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:08 14.06.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да что тут подробнее? Есть апостольские правила, Самый первый свод правил, хотя и не относящийся к апостолам, но некоторые правила уже были во втором веке. Лично читал в перечне правил в двухтомном издании с толкованиями Никодима. У меня стоит на полке и мною они прорабатывались. Поверьте на слово. А если найду ссылку, то кину. И укажу номер правила.

  3. Арсений
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Арсений
    Модератор
    22:03 14.06.2015 / Мнений — 14 / Статей — 6 / Дата регистрации — 05.06.2015

    Напишу об этом очень подробно, но в четвертой части.
    В частности, Лаодикийский собор (около 363 г.) постановил: «Не должно в местах Господних или в церквах устраивать так называемые агапэ», Трулльский собор (конец VII в.) повторил это запрещение.


  4. Предупреждений - 0
    Pastyшok
    Гость
    22:22 14.06.2015

    Правила эти я знаю. Это не интересно. Интересен анализ процессов приведших к таким решениям.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:40 14.06.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Всё предельно просто, когда некоторые накушивались вина так, что иногда рвали после Евхаристии, решили это дело прикрыть. Это вам наверняка известно.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:42 14.06.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Завтра я думаю, я вклинюсь со статьёй, но совсем под другим углом. Но на тему Евхаристии.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:55 16.06.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    По поводу вневременности – это от желания Евхаристию превратить в таинство. Нет подтверждений, что апостолы так верили. Я это не отрицаю и не поддерживаю. Это поздние домыслы.


  8. Предупреждений - 0
    Гость
    22:39 24.10.2016

    В христианстве не преломление хлеба, а деление, разделение. 2 значения слова любовь: одна означает дружескую любовь, без примеси похоти и прочих выдумок, и вторая – это безграничная любовь, во имя которой человек готовь умереть.

    Не используйте современный греческий! Он не соответствует античному греческому! Ни по произношению, ни по смыслу.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


× три = 12