А если все время помнишь?

07.04.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

SONY DSC– Господь говорил: «Творите так в память обо Мне». Значит, нужно творить всегда.

 

– А если все время помнишь, ну или вспоминаешь чаще, чем приступаешь к Хлебопреломлению?

 

– Но ведь ещё есть место о вкушении плоти и крови. А если это всё же таинство, и преложение происходит?

 

– Вполне возможно. По вере нашей. Но если бы количество влияло на духовное качество, то Мария Египетская не стала бы святой, причастившись в жизни всего два раза. Думаю, дело не в количестве, а в качестве.

 

– Получается, можно даже один раз причаститься с верой и всё?

 

– Ну а как православные некоторых покаявшихся прямо перед смертью причащают? Один раз. Памятование о Господе производит Дух. И если мы поклоняемся в Духе и Истине каждый миг своего бытия с мыслью о Господе, то как вспоминать Того, о Ком ты и так помнишь?

 

– Да прямо ты так и помнишь Господа каждую секунду?!

 

– Это гипербола. Но когда рука тянется ко греху, а воля одёргивает, это делается из лояльности к заповедям Господа, к Его воле. Значит, Он в этот момент вспоминается.

 

– И ты допускаешь, что христианин может быть в состоянии умышленного удаления от причастия?

 

– Страшно это утверждать, но, наверное, может, если он уже поклоняющийся Отцу в Духе и Истине. Говорят, Серафим Саровский в последние годы насильно приводился на причастие. Он считал, что специальный поход на причастие ему не нужен. Допускаю, что пребывающий в единении с Сыном и Отцом в Духе, может не испытывать потребности в причастии. Если прошлые причастия были человеку во спасение. При этом, не нужно уклоняться, если ты оказался в зоне причастия. Просто причастие оказывается не обязательным, если Дух и так постоянно питает ветвь на Лозе.

 

– А ты это в себе чувствуешь?

 

– Нет. Скорее это предчувствие такого состояния. Для примера, святые монахи, пребывали в непрестанной Иисусовой молитве. Ну если они и так каждые 5-7 секунд обращаются к имени Господа, то будет странным дополнительное Воспоминание к постоянному памятованию. Многие святые, проводившие в молитве и покаянии всё время, могли годами не причащаться, но при этом радикально духовно совершенствоваться.

 

– Но Господь не ставил условий и не ограничивал никак воспоминание,  просто сказал: «Делайте так…».

 

– А ты хотел, чтобы Он в Пасху давал целое учение о чаше? Ты ведь сейчас задаёшь вопросы из контекста твоей веры в таинственность причастия. А если допустить символичность и образность ритуала? Ведь сказано – «в память обо Мне», а не «для соединения со Мной и Отцом». Если бы Он сказал эти слова, вопросов бы не было. Но если «в память», в воспоминание, то ради духовного единства, которое может достигаться в молитве без посредства вина и хлеба.

 

– Ясно, а как ты смотришь на то, что плоть и кровь Христовы – это слово Писания, поскольку Иисус – воплощённое Слово?

 

– Нормально смотрю, как на одну из версий взгляда на сложное место в Евангелии от Иоанна. Но оно не отменяет установления ритуала Хлебопреломление, и не совсем стыкуется с тем, что происходило во время ужина. Люди преимущественно ели и пили, а не назидались. Назидание было вторично, по ходу дела. И во время сегодняшних воспоминаний люди вкушают, а не изучают слово. Изучают они до этого или после. Впрочем, формат общинных агап, может предусматривать назидание в процессе ужина. И, возможно, к этой практике стоит вернуться.

 

– А тебе не казалось никогда, что в любой ужин, обед или завтрак, если мы молимся и благодарим, то совершаем память о Нём, и… причащаемся?

 

– Я встречался с этой идеей уже. Но в словах Христа есть слово «так», и назвал вино кровью, а хлеб плотью Он только единственный раз. А ели они много раз и до этого. Потому, все же, если люди собрались во имя Господа, христианской общиной, то им заповедано сделать по словам Иисуса. И, думаю, что даже если в среде общины окажется постоянно помнящий об Иисусе, совершенный христианин, то ради единства с людьми и ему стоит поучаствовать в Хлебопреломлении. Это к твоему исходному вопросу. Когда уже все собрались общиной, то участвовать нужно. Но специально искать причастия, если ты в Духе и в истине постоянно – не нужно. Потому, не искала причастия годами Мария Египетская, монахи-отшельники и тому подобные аскеты. И именно поэтому, допускаю, что Хлебопреломление – не таинство в православном и языческом смысле этого слова. Иначе, ежедневно причащающиеся становились бы святыми, а Мария Египетская никогда бы ею не стала. Потому, Воспоминание, – это повод исповедать Сына своим Господом и помолиться Отцу во имя Сына, а не испытать принудительное и гарантированное воздействие благодати. А если «непрестанно молишься» и помнишь, то в специальном воспоминании в квадрате не будет нужды.

 

 

Мои базовые размышления на эту тему есть в статье “Память и Воспоминание

Обсуждение


  1. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    20:33 07.04.2016 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Хороший пост как постановка вопроса. Я годами думаю над этим. Подобный диалог прокручивался в голове постоянно. Я пока ответов на вопросы не нашёл.

    А кстати, давно хотел заметить. Про Серафима Саровского мне кажется, что это фейк.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:52 07.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Исходя из логики совершенствования святых в пустынях и логики всего блог-поста, как минимум правильный фейк


  3. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    13:50 10.04.2016

    Несколько комментариев, не ради спора, а для уточнения.

    Преподобный Серафим Саровский, вернее, его образ, покрыт сплошным слоем мифологии. Но есть, на мой взгляд, более-менее достоверные свидетельства, и одно из них — о молчальничестве, затворе и непосещении служб. Приведу обширную цитату:

    “Стремясь все далее, все более очищая душу, а быть может, чтобы подвигом смирить печаль души, о. Серафим приступил к новому деланию – молчальничеству. Он более не выходил, если кто посещал его. Встречаясь с кем в лесу, падал лицом к земле и не вставал, пока не уходили от него, перестал даже ходить в монастырь по праздникам. Раз в неделю, по праздникам, старцу приносил послушник из Сарова пищу. Зимой приходилось идти к нему по глубокому снегу. Дойдя до кельи, послушник стучал, говоря вслух молитву Иисусову, и старец, ответив “аминь”, отворял дверь сеней, где был приготовлен лоточек. Сам он стоял в это время со сложенными руками, смотря в землю и не подымая глаз на пришедшего. Послушник складывал принесенное на лоточек, а о. Серафим клал туда же кусочек хлеба или капусты, означая тем, что нужно принести на следующий раз. Затем послушник уходил, не слышав и голоса старца. Таково было внешнее выражение молчальничества. Значение же и сущность его состояли в отречении от всяких житейских попечений для совершеннейшего служения Богу.

    О. Серафим поясняет: Плодом молчания, кроме других духовных приобретений, бывает мир души. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние”.

    Когда старца спросили, зачем он, наложив на себя молчание, лишает братию той духовной пользы, которую он мог бы принести ей своими беседами, он отвечал: “Святой Григорий Богослов рек: прекрасно богословствовать для Бога. Но лучше сего, если человек себя очищает для Бога”.

    От молчальничества он перешел еще к новому подвигу – затворничеству. Этому способствовало отчасти следующее обстоятельство. Не было известно, кто и как приобщает о. Серафима, с тех пор, как он, приняв на себя молчание, перестал ходить в монастырь. Собор старших иеромонахов решил предложить ему: или ходить в воскресные и праздничные дни для приобщения в монастырь, или, если болезнь ног не позволяет этого, переселиться в Саров. Монаху, носившему о. Серафиму пищу, было велено передать это ему и узнать о его решении. В первый раз о. Серафим ничего не ответил, во второй же раз молча пошел за монахом в Саров и там остался. Это было в мае 1810 года.”
    http://omolenko.com/zhitiya/serafim.htm?p=3

    Молчальничество и затвор — немалые основания для непосещения подвижником служб. То, что старец Серафим явил (в итоге) послушание решению собора – тоже представляется вполне вероятным в отношениях подвижника и монастырских властей.

    О том, кто и как приобщал в это время о. Серафима — в другом посте.


  4. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    21:36 11.04.2016 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Когда старца спросили,…он отвечал…» Вот так обет молчания». :)

    А если серьёзно, то из цитируемых текстов никак не следует вывод: «св. Серафим перестал вещественно причащаться, и его заставили насильно». Это не “свидетельства”, а факты, которые можно истолковывать по разному. Объяснения, почему он неохотно посещал службы, почему конфликтовал с иерархией, почему его упорно не хотели канонизировать, можно подобрать и другие. В частности, когда я бы в старообрядчестве, там активно обсуждались факты, говорящие о том, что св. Серафим был криптостарообрядцем (единоверцем). Приведённые тексты прекрасно подтверждают это.  Чисто психологически.

    Думаю, в данном случае не стоит «качать на косвенных», и в качестве доказательства использовать столь неоднозначные и мутные «улики» в пользу своей «версии».


  5. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    21:40 11.04.2016 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    О том, кто и как приобщал в это время о. Серафима…”

    Вот слабое место. Из чего вы вывели, что его вообще кто-то как-то причащал “в это время”? Мне кажется, абсолютно произвольное предположение. По мне так гораздо логичнее предположить, что он вообще не причащался “в это время”. Повторюсь: если правда, что он был единоверцем, психологически это прекрасно всё объясняет. Говорю из личного опыта. 


  6. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    14:10 10.04.2016

    О вне-ритуальном приобщении Святых Тайн:
    +++
    « 2. Ведь некто из здешних, придя к отшельнику, безмолвствующему [в пустыне], говорит ему: «Удивляюсь я, отче, как выдерживаешь ты, удалившись от святой Церкви и находясь вдали от Причастия и Святых Собраний?»
        3. На это человек Божий ответил: «Все Собрания, Литургии, Праздники, Причастия45 и Жертвы свершаются для того, о человече, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23) и «Вселюсь в них и буду ходить» (2 Кор. 6:16).46
        4. Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания [присутствовать] в тварных церквях, (участвовать] в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она [уже] не желает поклоняться Богу «ни на горе сей, ни в Иерусалиме» (Ин. 4:21). Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына — Архиерея, внутри имеет Духа — истинного Огня, внутри имеет истинную жертву «дух сокрушен» (Пс. 50:19), внутри имеет жертвенник — чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления — духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим — радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).47
        5. Ведь, как научает [апостол] Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» (2 Кор. 4:18); Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало [ухо]» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (1 Кор. 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас48. Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обόженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога (Откр. 21:3) и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы». [Анастасий Синат, вопросы-ответы]

    Вышесказанное в полной мере относится к облекшимся во Христа, сынам и дочерям Божиим, таким как Мария Египетская и Серафим Саровский. Но и нам хорошо помнить об этом.

    «сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, ставшую скинией Бога» – каково дерзновение.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:39 10.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Спасибо, Юрий, за материал. Это по-моему вы когда-то в каком-то комменте инфу по Саровскому мне писали, но обобщённо, без цитирования.


  8. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    19:02 10.04.2016

    Возможно ))

Sorry, the comment form is closed at this time.