Защита: вера и надежда

10.07.2015 / / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

4 Даже если по долине смертной тени пойду,

мне не страшно, ведь Ты со мной.

Посох, палка пастушья в Твоей руке

и потому я спокоен. 5 У моих врагов

на виду накрываешь Ты стол для меня.

(Пс. 22:4-5)

 Синергия Бога и человека в мире

оружие2После первой статьи по оружию, было сломано несколько копий об эту тематику и мою позицию. Был интересный фидбэк в личку, который заставил задуматься о форматах насилия, а также областях личной ответственности и помощи Бога. А ведь еще есть и место для испытаний от Промысла.

В защите, в каких то её форматах и в определенных условиях, человек должен что-то и сам сделать, а в других условиях возложить свою надежду на Господа, когда даже сама рисковая ситуация будет удалена из нашей жизни (если в надежде на помощь и защиту была вера).

Лично я верю в то, что если человек уповает на защиту Бога, то то, что могло бы произойти в его безбожной жизни, в жизни с Богом просто не произойдёт. Потому, уповать на Бога – это не значит, что Он всё будет делать за нас, и чудесным образом обезвреживать наших обидчиков. Нас просто никто не станет обижать (смотрим 22 псалом из эпиграфа).

Моё понимание упования – это не тотальное бездействие, с отданием инициативы в руки Бога. Старый анекдот хорошо об этом говорит:

 

Умерший еврей после смерти говорит Богу:

– Господь, я всю жизнь молился, чтобы ты послал мне богатство, а я так и умер в бедности.

– Ну ты хотя бы сходил и купил бы лотерейный билет…

 

Т.е., Бог помогает, но не живёт за человека и не несёт за него ответственность. Видя сердце, Он знает, как мы поступим, но мы сами поступаем по свободе, наши действия не предопределены, как у роботов. Свобода человека – свята для Бога. Он ее не нарушает, но может производить воспитательные действия, не более. Если мы не уповаем на помощь, то мы ее насильно не получим.

С упованием на Бога и возложением на него наших определённых забот тесно связаны наши специфические потребности, одна из которых – потребность в оружии, о которой пойдёт речь. Потому надо разобраться с тем, где можно уповать, а где – мы сами должны что-то делать. Может даже владеть оружием. Надо разобраться.

Мы знаем слова Христа о том, что мы не должны заботиться о завтрашнем дне. Завтрашний день сам о себе позаботиться. Как это понимать? Ведь после изгнания из рая, нам сказано пропитание себе добывать трудом. Для этого нужно прикидывать результаты этого труда, которые весьма часто не проявляются немедленно. Да и мудрого строителя Христос похвалил, который сначала все распланировал и прикинул, сможет ли он закончить строительство, а потом только приступил к постройке. Т.е., планирование дел не только не запрещено, но и поощряется. Но в чем тогда наша незабота о завтрашнем дне?

Планы человеческие несовершенны в силу несовершенства человека и ограниченности его знаний и информированности. И там, где человеческое несовершенство проявляется наиболее существенно, помощь может оказать Бог, если мы Его об этом искренне попросим. Или будем надеяться на Его помощь, а Он эту надежду узрит в нашем сердце. Если ее не затмит надежда на самих себя и свою предусмотрительность относительно будущего. Потому нужно разобраться, где наши способности в планировании дел и их реальном исполнении могут дать сбой, и где нам может помочь Господь в нашем бытии в Его славу.

План, оценка, прогноз

В отношении будущего, возможно три наших оценочных действия: планирование, оценка и прогнозирование. В оценке, которая нередко оказывается синонимом планирования, мы практически прикидываем будущие результаты или события, имея для этого достаточно оснований (при прочих равных). Потому к ожидаемым событиям с высокой вероятностью в английском языке применяется слово estimate (оценка). Тогда как к случайным стохастически связанным и даже полностью независимым событиям и производным сегодняшних действий, которые могут наступить, а могут и не наступить (или мы можем получить совсем другие результаты), применяется понятие прогноз (forecast). Прогноз – вариативен и обладает очень часто невысокой вероятностью осуществления, а оценочные величины, имеют высокие вероятности проявления, вплоть до детерминированности.

Теперь о принципиальном отличии плана и оценки. В прогнозе погоды на завтра, когда все параметры ветра и облачности на руках – это уже практически оценка, а не прогноз. Но это и не план, ибо план – это прямая зависимость от человеческого фактора, как план производства завода на следующую смену, а в оценке может не быть человеческого фактора, но может быть высокая степень достоверности.

Запланированное нами, – это наши дела, которые делаются сейчас и будут делаться завтра, которым, при сохранении текущих условий, ничего не угрожает. Это касается не только дел, но и событий. А есть события, которые могут нам существенно неожиданно помочь (удача), могут – просто изменить ситуацию (нейтральное независимое воздействие), а могут и угрожать: потеря работы, несвоевременная выдача зарплаты, неплатежеспособность банка, ограбление, изнасилование, избиение, пожар, и т.п. Если постоянно опасаться всего возможного перечня рисков, то можно двинуться умом, держа всё под контролем. Цивилизованные общества неверующих людей выдумали страховку практически каждому виду жизненного риска. Это человеческие заменители Бога. Во времена Христа всего этого не было, хотя оружие (страховка от захватчиков, разбойников и диких зверей) уже было. И Христос не запрещает ним пользоваться. В одном месте даже рекомендует его иметь.

Армия современной страны или военного блока страхует жителей от угрозы оккупации. Вероятность пострадать от зверей высока только в некоторых странах. В большинстве стран эта вероятность стремиться к нулю. От разбойников должна защищать полиция. Но очень часто она только фиксирует уже происшедшее нарушение, не в состоянии воспрепятствовать ему. И вот в этом месте реально может возникнуть потребность в оружии для защиты, ибо цивилизационная страховка риска несовершенна. Но мы же говорим о христианах, которые вроде как не от мира сего. И они могут, и даже должны себя вести в некоторых видах насилия к ним (грабёж, оскорбление) согласно заповеди, а не по принципу «зуб за зуб», или даже «зуб за прогнозируемый зуб» (превентивная угроза и даже нападение).

Реагировать на прогнозный риск (страховаться), где может понадобиться оружие, можно двояко: купить оружие, и уповать на помощь Бога (что рисковое событие не наступит и оружие не понадобиться). Грабят нас не так уж и часто. А стремятся убить вообще в исключительных случаях. Люди, уповающие на Бога, за всю жизнь не попадали в ситуации, когда могло бы понадобиться оружие. А вот если нет упования на Бога, возникает потребность в страховке. Вот, мы уже идя с другой стороны пришли к выводу первой статьи. Отсутствие надежды на помощь и защиту Бога порождает потребность в факторах страхования событий даже низкой вероятности проявления. Это там, где можно надеяться на Бога и даже Он нас призывает к этому.

И не надо разглагольствовать на тему: «А если все станут надеяться? То что, преступники исчезнут?» Конечно, нет. Потому что на Бога реально надеется очень малое число людей, «малое стадо», которому сказано «не бойся». Подавляющее большинство надеется на человеческие страховки и нередко получает возможность убедиться в их несовершенстве.

В отношении оценочных событий, когда разведка докладывает о готовности врага напасть с целью убить нас и наши семьи, вопросов нет, оружие надо даже выдавать. Если угрожают вам и семье, либо человек оценивает высокую вероятность этого, то оружие не помешает. Особенно если учесть низкую эффективность государственных карательных органов. Хотя я уверен, что в условиях, когда преступник имеет всегда выбор и фактор неожиданности, а также догадывается о наличии оружия у жертвы, оружие практически бесполезно. Более эффективна наёмная профессиональная охрана. Мирный христианин вряд-ли так же овладеет оружием, как профессиональный охранник. А лучше всего – искренняя молитва о защите в случае оценочной угрозы.

Когда сам Господь запланировал наш поход, то оружие нужно сделать даже в ущерб мирным предметам. Перекуйте ваши лемехи на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен». (Йоиль 3:10) То же самое касается и уже производимых военных действий (реальная война), когда вооружение планируется. В частной жизни планирование может происходить, если вы перешли дорогу мафии. Но в этом случае, оружие вам мало чем поможет, максимум, громко хряпнуть дверью своей жизни. И это точно не по-христиански.

Сторонники разрешения ношения нарезного короткоствольного оружия заботятся именно о страховке прогнозных маловероятных событий, которые параллельно могут решить первичную проблему с вооружением ополчения в случае оценочных и планируемых событий. Но только первичную. С танками и «градами» пистолетами не воюют. Прогнозные события всегда сопряжены с максимальным количеством вероятных и маловероятных рисков. И именно это «зона отвественности» Бога, если мы Его об этом просим.

Во времена Христа для бедных людей главной ценностью была еда и вода. Для многих это было не практически гарантированное благо как сегодня, а рисковое. И Христос говорит о том, что вы делайте, то, что должны делать. И если будете уповать на Бога и молиться ему о хлебе насущном, то без пропитания не останетесь. Потому и появляется в молитве «Отец наш Небесный» прошение о хлебе насущном. А заканчивается молитва прошением защитить нас от зла.

Т.е., Христос показал нам области упования. И защиту от зла может нам обеспечить Господь, если мы уповаем на Него. На Израиль десятилетиями никто не нападал, если они хранили верность Богу. Потребность в оружии у Израиля всегда (!) возникала в связи с неверностью Богу или тяжкими грехами. И что самое важное, оружие их не спасало.

Потому, если мы верим, любим, исполняем заповеди и надеемся, то индивидуальное оружие нам не нужно. А когда нужно будет защитить Родину, нам его выдадут, поскольку человеческая цивилизация выдумала страховку против рабства в виде государства, армии и ополчения (при необходимости).

Поправка к конституции США, которую я упоминал в первой статье, появилась тогда, когда 45-й калибр на Диком Западе решал почти все проблемы))). Сейчас, для ополчения, пистолет – это мелочь. Пистолет решит (если хватит мастерства и времени) проблему 1-2 бандитов. Но с танками пистолет бесполезен. Потому, когда придёт время воевать за Родину, тогда и получим адекватное времени оружие. Хотя не спорю, если в пулемете, автомате или снайперской винтовке закончились патроны, и есть свой пристрелянный пистолет, то это может решить часть проблем, особенно при угрозе плена. И то, если не надеяться на помощь и заступление Бога. Потому, в первую очередь, нужна вера (не револьвер), которая призовёт к жизни надежду, что Господь избавит нас от реализации экстремальных рисков даже в военных условиях. И как не крути, все вертится вокруг нашей веры, лежащей в основе нашей защищённости. А вот если ее нет, или она с приставкой нано-, то поговорка «Бог в помощь» не сработает. Особенно в том случае, если Его о помощи никто попросить не удосужился и уповать не пытался. И тогда только будет «ствол в помощь».

Но, попробуем зайти на эту проблему немного с другой стороны.

Неопределённость и риски

В любых видах планов и прогнозов нашей жизни мы учитываем только то, что зависит от нас, окружающей среды и классических рисков. Вероятные риски мы пробуем страховать. А на что тогда надеяться и в чём уповать на Бога?

Думаю, что просить о помощи нужно там, где от нас мало что зависит или не зависит вообще. Либо наша страховка от риска не железобетонная, как оружие от бандитов, которое можно не успеть достать, оно может дать осечку, мы можем не попасть и т.п.

Все известные нам риски часто совершенно независимы, и, проявятся они или нет, является делом случая. Но может зависеть и от нашей молитвы. Если лаконизировать мысль, то получается такая формула: наши надежды и молитвы к Богу концентрируются в области неопределенности и рисков человеческого бытия, на которые человек либо может влиять в очень слабой степени, либо они полностью от него независимы. Грабеж и насилие – это риск, который страхуется оружием в слабой степени. Значит тут лучше понадеяться на Бога. Остальное – зона ответственности человека.

Таким образом, успешное бытие человека состоит из добросовестной деятельности в зоне своей ответственности и возложении надежды на нейтрализацию вероятных жизненных рисков Богом. И тогда слова о том, что завтрашний день сам о себе позаботится (если вы уповаете на Бога), понимаются более рельефно и релевантно.

Человечество придумало чисто человеческие страховки многим рискам бытия, которых не было в апостольское время. В том, где сегодня страхуются, тогда надеялись на Бога. Думаю, что всеми этими страховками стоит пользоваться, поскольку неопределенности в нашей жизни все равно места предостаточно, и места проявления силы веры – тоже.

Человеческое сознание мыслит будущее в тренде текущих условий и тенденций (при прочих равных). Когда происходят серьёзные изменения в личной жизни или бытии целых сообществ и государств, у отдельно взятой личности происходит временная дезориентация, ибо «рушатся планы» человека всех уровней: оперативные, среднесрочные и стратегические.

Но даже если никаких серьёзных изменений не происходит, или их воздействие минимально, то отказ от их учета возможен только на непродолжительном периоде. Чем дальше мы заглядываем в будущее, тем больше независимых и даже зависимых факторов оказывают на него влияние. И это касается рисков, проявление которых содержится в нашем жизненном опыте и анализе чужих ошибок планирования. Но ограбление нашего дома, избиение отморозками, изнасилование в подавляющем большинстве случаев относятся к редким рискам, если человек живет не в Зимбабве или Лугандонии (ДНР-ЛНР). И эти риски не запланируешь.

Они, отчасти, зависят от нас: от нашей неосторожности, непредусмотрительности, а иногда и нечестности, жадности, самолюбии или дерзости. Ведь не всегда мы подвергаемся агрессии совсем без вины.

А возможны ли ситуации, когда нашей вины нет, но мы попали в неудачное место матрицы пространства-времени? Возможны, если мы не возлагали на Бога надежду, что он нас избавит от подобных напастей и проведет промыслом вдалеке от наших неприятностей. Т.е., если мы даже не маловеры, а нановеры. Но вот если мы во всём полагаемся исключительно на себя, то такие точки будут нам попадаться довольно нередко, чтобы Бог нам мог показать цену нашей самонадеянности. Лично я предпочитаю надеяться на Бога и его защиту. И, опять получается, оружие мне не нужно, а нужна вера.

Но возможна ситуация, когда наш ближний попал в переделку, а мы просто оказались рядом. И мы должны вступиться. Бывают ситуации, когда без оружия это заступление выглядит героическим принципом (практически бесполезно), а с оружием имеет вид ожидаемой эффективности.

Но, можно и с оружием проиграть, и без оружия выиграть. Ведь у нападающих тоже может быть оружие, и они ним могут лучше владеть. Да и применить могут без предупреждения, если мы предупредили. Если же есть вера, то и без оружия можно защитить себя или ближнего.

Для примера, расскажу вам случай, который произошёл с будущей женой священника в дни ее молодости в небольшом городе на юге России, задолго до замужества. Дело было на дискотеке, где всем рулили местные крутые, а их «козочки» в своё удовольствие «опускали» простых девушек, не из их компании. По-разному опускали, но если девушка не хотела выполнять их прихоти и бунтовала, то с ней расправлялись публично и жестоко, и милиция не вмешивалась.

Будущая матушка позволила себя вести себя с достоинством, ну и какгрицца, нарвалась. Ей было назначено время и место, прямо на дискотеке. Если бы она не пришла, ее бы отловили и опустили бы. Или она в небольшом городке на годы стала бы непубличной для контактов и развлечений.

В общем, девушка была верующая. Она понимала, что родители в решении этой проблемы не помогут, а милиция – и подавно. И… она возложила надежду на Бога, по-своему, по-православному. Она купила поясок с вышитой на нем молитвой, сходила в храм и усиленно молилась о заступлении. И, в назначенное время пришла на дискарь и стала у стенки напротив гоп-компании, чтобы её увидели, что она пришла.

Местная фурия торжествующе с гадливой улыбочкой направилась прямо к ней. Но взглянув в глаза, стушевалась и остановилась. Заметив это, «бычки» из компании пошли тоже к ней, и тоже остановились. А потом, постояв и поговорив для виду, разошлись, не причинив девушке никакого зла.

Что они увидели в глазах, никто не знает. Но точно не вызов, потому что будущая матушка не только полагалась на поясок, но и усиленно молилась. Может, не обнаружив в глазах, ни вызова, ни панического страха, люди отступили? Я не знаю. Может, им даже было видение ангела с мечом и вселение страха в сердце. Они не признавались, и их никто не спрашивал. Но они ретировались, хотя вся дискотека знала, что сейчас будут крутые разборки.

Т.е., Бог выручил, никому не причинив вреда, без оружия, по вере. И это очень важный вывод для тех, кто ищет защиты в оружии. Бог остановит преступника с идеальной пользой: защитит человека и преподаст урок преступнику, что, возможно, позволит ему измениться. А если нет, то Бог может  эффективнее вас наказать его, без ваших самонадеянных заготовок в виде пистолета в кобуре. Т.е., для самой эффективной защиты нужен не ствол, а вера возложение на Бога своих проблем и надежд на их разрешение.

Потому, в случае, если вы без оружия и вам нужно защитить ближнего, то нужна больше личная смелость защитить словом, надежда на заступление Бога и молитва. А молитва в условиях безальтернативности будет куда искреннее, чем если вы имеете оружие, но оно практически бесполезно. И если вступится Господь, то отступят самые отмороженные негодяи при вашей полной безоружности. Поверьте в приведенном мною невыдуманном случае в предстоящей разборке, девушка была в заведомо проигрышной ситуации. Но надежда на Бога разрешила ситуацию хорошо для всех. Неужели было бы хорошо, если бы она выхватила валыну и подстрелила несколько «козочек» местных блатных? Потом была бы месть, и всё закончилось бы так, что, может, уже некому было бы через 5 лет становиться матушкой.

И опять мы приходим к вере, и к защите от Господа в ситуациях, когда невозможно спрогнозировать риски насилия.

А если нет веры и нет надежды на заступление Божье? Если даже нет желания на Него понадеяться? Если человеком правят клише и стереотипы об искусственно выдуманных ситуациях, когда личное оружие спасает от насилия, и не важно, какой ценой? Тогда оружие становится идолом и единственно надёжным средством человека в области проблем защиты и страхования от насилия.

Об этом поговорим в следующий раз.

Выводы

  1. Бытие человека, не обязательно верующего, состоит из человеческой деятельности и Промысла Бога в отношении человека.
  2. Человек делает то, что в его силах, способностях и в сфере влияния. Остальное относится к случайностям различного характера: от везения до рисков.
  3. Часть независимых, но вполне прогнозируемых рисков, может быть застрахована человеческими средствами. И это стоит сделать.
  4. Другая часть рисков является непрогнозируемой случайностью. К таким рискам относится и проявление насилия к нам и нашим ближним.
  5. Именно эта часть есть той областью, где в синергии человеческого бытия мы своей надеждой на заступление и помощь Господа (через молитву) можем свободно признавать его силу сделать то, что нам неподвластно. Этим творение проявит свое реальное смирение перед Творцом, а не только на словах.
  6. Даже в случае явно ожидаемой опасности, а не неожиданной случайности, мы можем положиться на защиту Господа, и получить ее, не прибегая к оружию. Но только при наличии веры в это.
  7. Если веры нет и есть надежда только на себя, то оружие стоит иметь, даже христианам просто по исповеданию, хотя и не по духу.

 

Часть 1 «Защита: оружие или вера?»

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


2 × = два