Вера и чудо

29.01.2015 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Вопрос веры в духовной жизни христианина, наверное, самый основной, или, точнее, базовый. Без этой основы нельзя идти дальше в духовном развитии, ожидая даров Духа и проявления Его плодов в обновленном человеке.

Но что есть вера? На что она влияет? Как оценить ее силу или качество? Что она дает своему носителю? Все ли религиозные стереотипы о вере верны? Как она действует? Почему только благодаря ее присутствию в человеке может произойти чудо (исцеления, или любое другое)? Все ли механизмы веры завязаны на согласие с волей Бога и Его активного вмешательства?

Наличие веры – условие исцеления

исцелениеЕсли взять Евангелия, то они просто усыпаны примерами, как по вере исцеляемых происходили исцеления. А если веры не было, то не было и исцелений, как в Назарете. Даже вера Марфы и Марии потребовалась, чтобы воскресить Лазаря. Даже в случае с воскрешением дочери старейшины, Иисус ждал веры хотя бы от родителей тогда, когда остальные родственники начали насмехаться над его словами, что та «не умерла, но спит».

В отдельных случаях, оказывается, что инструмент глубокой веры мог запустить механизм исцеления без произволения и молитвы Христа (случай с женщиной, страдающей кровотечением). Или просто упавшая тень от проходящего мимо апостола Петра. Т.е., как ни странно, ключевой оказывалась не способность Христа или Петра – исцелить, а способность больного – поверить в исцеление. И тут возникает ключевой вопрос. Можно ли по вере получить исцеление без чудесных посредников (Христа и апостолов – в свое время, святых, Богородицы, икон, мощей)?

Можно. Уже в Евангелии (кроме примера с кровоточивой) приводится пример потрясающей веры сотника, который поверил слову Христа, и не стал приглашать его непосредственно, веря, что Господь может сотворить чудо и дистанционно. Это прообраз веры «в духе и истине». Пример стопроцентного доверия Богу. На что было сказано, «и в Израиле Я не нашел такой веры». Но в большинстве случаев человек ищет опору для веры, своеобразный проводник, который бы позволил опереться на невидимую силу Бога через видимые предметы или личности.

«Костыли» веры

Есть места, где человеку проще проявить веру. У меня есть близкий друг, блогер, который говорит, что на службе в православном храме он испытывает определенные духовные ощущения, которые позволяют ему глубже молиться. Да и сами ощущения эмоционального плана как бы свидетельствуют ему, что он на своем месте. Есть и другие свидетельства из обсуждение на фб и личного общения, что сам храм или проходящая мимо Всенощная или Литургия, создают условия для молитвы такие, которые дома создать невозможно, и людям ценна именно молитва в храме. Мне, наоборот, ценна молитва в уединении. Но о духовных вкусах не спорят. Главное, чтобы у человека была духовность, а не он ее просто моделировал. Пусть даже через костыли.

Хотя, несомненно, лучше, когда человек не привязан в своей духовности к месту и определенным условиям. Спаситель находил место для молитвы, где бы Он ни был. Но, при этом, Он всегда уединялся. И именно о независимых от места мест молитвы и поклонения, Он говорил самарянке о поклонении в Духе Истины. Те, кто имеют Духа, те это поняли опытно, а остальным нужны костыли религиозности. Чтобы можно было свечку запалить, чмокнуть иконку, послушать какой-то глас в исполнении местного хора, и бормотание диакона или священника на архаичном языке. Все это настраивает людей на молитву. Но лучше вера пусть так, с опорой, чем отсутствие веры как таковой.

Чудотворные иконы

иконаНасколько справедливо словосочетание «чудотворная икона»? Лично мне кажется, с позиций рассматриваемого вопроса, что утверждение не справедливо в корне. Подает исцеление Бог по вере человека. Ведь был момент, когда икона не была чудотворной. Икона была костылём для веры какого-то верующего, который первым получил исцеление. Дальше, костыль приобретает в глазах остальных молитвенников представления гарантированности возможности исцеления, и реальных исцелений становится больше. Но это не свойство доски с изображением или избирательность благодати, это говорит о том, что человеческому сердцу легче поверить без сомнений (!!) в реальность чуда его собственного исцеления, раз чудеса уже проявлялись возле этой иконы. Ключевое здесь – без сомнений. По апостолу Иакову, это ключевое уточнение: 5 А если кому‑то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков — и ему будет дано. 6 Но пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону. 7–8 Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках, не надеется что‑то получить от Господа. (Иак. 1:5-8)

Человека в помыслах шарашит постоянно. Мысли как рой мух в голове. Усмирить можно молитвой или присутствием Святого Духа. Все знают, что научиться внимательной молитве достаточно сложно из-за греховной природы человека, и частых отвлечений ума, в силу суетности и многозаботливости. Потому очень часто человек не получает просимое в силу невозможности сконцентрироваться на просимом. Он, действительно, в момент молитвы выглядит подобно волне, которая меняет направление под воздействием ветров. Икона же многим помогает отрешиться от всех забот и сомнений. Ведь перед ним доска, возле которой уже многие исцеление получили. Значит и его исцеление уже более закономерно, чем чудесно. Поверить в уникальное чудо в отношении себя намного сложнее, чем в многократно происшедшее чудо. Многократность укрепляет магическое отношение к конкретной иконе и помогает проявиться вере без сомнений. Магизм, в силу языческих корней и греховности падшей природы, ближе многим людям, чем уникальность Божественного Промысла. Потому и спрос на чудотворные иконы, а также мощи чудотворцев, будет всегда на высоте.

Но, что не говори, а вера то проявляется. Ведь действует не икона, а Бог дает по вере. Пусть даже магизм в отношении к иконе, но он породил веру без сомнения, за которую Бог наградил исцелением. Исцеления эти не фиктивные, я верю что они реально произошли. Но лично мне это не поможет. Я не стану обращаться к иконе, хоть самой расчудотворной, понимая все выше написанное. Но я не стану хаять и критиковать почитание икон, если по вере возле них происходили исцеления. Все люди разные. Кто-то идет в духовности в Духе Истины, а кто-то на костылях веры, но верят то все в Иисуса Христа. И Его сила исцеляет верующих. Мне этот путь не близок, но кто я такой, чтобы сказать Господу: «Почему Ты их исцелил возле иконы?» Если «чудотворность» помогла преодолеть сомнения и нетвердость веры, то как мне критиковать чужой опыт получения чудесной помощи от Бога, если я подобной помощи не получал?

Хотя, конечно, чудотворных икон не бывает. Бывает твердость веры верующих, которые привели к чуду исцеления, где икона оказалась «костылем» веры. Дальше вы поймете, к чему я веду. Вполне возможно, что исцеление возле иконы могло быть и не от Бога, а эффектом плацебо. Это тоже результат веры, но совсем другого духа. За все случаи говорить не буду, но некоторые могут иметь именно такую природу. Об этом – немного ниже.

Целеполагание

Почему не все исцеляются, даже возле «чудотворной» иконы? Может, просто не достаточно выстрадали свою скорбь? Может быть, все равно проявили сомнение? А, может, просто цель не смогли сформулировать или просили практически абсолютного здоровья, вместо того, чтобы просить об исцелении самого проблемного недуга?

Вспомним первый опыт Нео в тренировочном виртуальном мире. Нео первый раз недостаточно сконцентрировался (недостаточно поверил, недостаточно понял механизм работы матрицы) и не долетел до крыши следующего виртуального небоскреба. А, может, сконцентрировался на собственных силах, без учета цели? Либо видя нереальное для человеческих возможностей расстояние, не поверил и усомнился?

В древней магии язычества были заклинания, которые приводили в действия силы. Что это за силы, во всех случаях сложно сказать. Но они превышали человеческие. И могли быть использованы только теми, кто понимал и видел последствия магического призывания заклинания. Иначе мог сам пострадать от своей же магии.

Христиане просят Бога во Имя Иисуса, как им и заповедано. Это такая себе Божественная магия, осуществляемая силой Святого Духа. Но цели сформулировать все равно нужно. Те, кто в современном мире получали исцеления, свидетельствуют, что в молитве просили и надеялись на выздоровление того органа, что был не здоров критически. Если был рак желудка, а при этом была еще хромота и ухудшение зрения, то в ожидания исцеления концентрировались на просьбе о желудке. И получали исцеление. А если просишь «здравия» как такового с настроением «авось, услышит», то вероятность что-то получить от Господа будет стремиться к нулю. «Авось» всегда приводит к нулю, когда есть альтернатива чуду (операция, крутое лекарство), и человек это четко понимает.

Безальтернативность

Ключевым фактором для рождения сомнений является не само чудо, а возможность альтернативы земного происхождения. Кроме того, просимое у Бога не является жизненно необходимым, потому желание является не важной потребностью, а прихотью, ну или потребностью, без которой человек может обойтись. Потому, приступая к молитве, человек уже заранее смиряется с тем, что неисполнение просимого его сильно не огорчит. В крайнем случае, он исполнение заменит земным суррогатом. Т.е., вера на нуле. Результат всем заранее понятен – тоже нулевой. У Бога (если человек бы мог услышать), могла быть встречная просьба: Зачем ты просишь того, в чем нет необходимости? Даже Сын Божий отказался по предложению Сатаны броситься с рога Храма вниз, парировав «Не искушай Господа Бога своего даром». И когда мы просим Бога на авось, мне кажется, это из той же области пустых просьб (без необходимости) к Богу.

Если вера сопровождает просительную молитву, то она является критерием истинности желания и безальтернативности его исполнения. Если я могу сбить температуру аспирином, то вряд-ли я буду с верой молиться о снятии жара в болезни, особенно, если аспирин под рукой. А вот если аспирин недоступен, а температура ползет в район 40, и скоро может начать сворачиваться белок в крови, то повод проявить силу веры без сомнений возникнет обязательно. Если я могу вплавь или на лодке преодолеть водное препятствие, то вряд ли стану просить с верой пройти по воде как по сухому.

Был случай, описанный милиционером (который благодаря этому случаю стал верующим), как в советское время его с командой других ментов отправили на Кавказ отлавливать и сдавать в психушку верующих, прятавшихся в горах от атеистического режима. Группа милиционеров с проводником преследовала отшельника, и загнала его на край пропасти. И здесь проявилась чистая безальтернативность. И отшельник, перекрестив пропасть, пошел по воздуху. Милиция опешила, но потом открыла огонь из пистолетов, хотя пули его не брали. В результате, отшельник остался на свободе, а два явных чуда выдернули одного из милиционеров из атеизма.

Думаю, много раковых больных молятся об исцелении, но получают его единицы. Просто остальные надеются на операцию и врачей больше, чем на помощь Господа (хотя вслух могут утверждать обратное, и даже думать подобным образом). Но если вера двойственна, шатка и с сомнением, то желание оказывается альтернативным. И, часто, цель сделать операцию нависает над целью получить чудесное исцеление. Потому последнее не дается человеку «двоедушному».

И ведь, что самое важное, из всех известных науке чудесных исцелений раковых больных, исцелялись те, на которых врачи махнули рукой, определив им время, когда умереть. Потому именно безальтернативность помощи от Бога, обеспечивает веру, способную привлечь силу Бога.

Но если вера способна привлекать силу Бога, то…

Что есть вера?

У апостола Павла вера определяется как «доказательство невиденнного». Хорошее определение, но для сегодняшнего предмета не совсем подходит. Более подходящим является следующее. Вера – отношение надежды к богу. Причем, к «богу» любому, от Бога живого, до обожествляемой ценности (родины, Путина, социальной группы, вещи, себя самого). И наоборот, надежда на «бога» – это свидетельство проявления веры. Если мы проявляем надежду на помощь врача и Бога, то от последнего ничего не получим, потому что он не стал нашим «богом». Надежда должна быть безраздельной. Берите пример с путиноидов, у которых иконы Путина мироточат. Вот это надежда! Хотя надеяться на Бога, мне кажется, гораздо проще. Но на Бога Небесного человек, к сожалению, надеется меньше, чем на свои земные божества. Настоящая же вера христианина должна приводить к надежде только на Христа. И тогда молитва в Его Имя будет исполнима.

Впрочем, вере можно дать еще одно определение. Вера – это условие и инструмент действенности молитвы для вовлечения силы Бога в дела человеческие. Вера у людей бывает разная по силе, может быть больше или меньше. Неверно утверждение, что либо вера есть, либо ее нет. Сам Господь называл некоторых маловерами, а некоторых людей с великой верой. Судя по всему, вера у всех мала, если многие не в состоянии приказать горе перейти с одного места на другое или ринуться в море. А ведь, чтобы этого добиться, вера должна быть всего с горчичное зерно. Т.е., по меркам Бога, достаточно относительно малой веры, чтобы получить силу, намного превышающую возможности человека. Причем, силу, способную менять качество, а не только горы переставлять с места на место.

Судя по всему, вера может производить качественные изменения и без привлечения благодати. По крайней мере, свидетельств этому море. Даже введено в науку понятие…

Эффект плацебо

Эффект известен уже 5 столетий, но всегда интересны современные случаи. Мой друг гомеопат рассказывал, что при лечении по Днепропетровской школе больному даются 10 гранул нужного вещества в сахарной крупке, и всё должно помочь. Но человек привык к тому, что лекарства нужно пить систематически, а от одного раза ничего не помогает. И такой настрой реально ухудшает результат. Реально вышли из положения тем, что дают лекарство, а больше дают обычный сахар в крупе. И все счастливы, и результат лечения лучше. Т.е., от простой веры в «правильность» (традиционность) лечения улучшается результат сути лечения.

Есть масса примеров, когда человек так верит в действенность препарата, что принимая мел в таблетках, выздоравливает от болезней, для которых мел – бесполезный препарат. Самое интересное, что люди направляли внимание своего ума на цель в виде оздоровления больного органа, как бы о нем хорошо думали. Т.е., ставили цель и видели ее умозрительно. Причем, часто, люди совершенно неверующие, иногда практикующие методики народных целителей, но к христианству не имеющие никакого отношения.

Некоторые, поставленную цель видели настолько ясно (уподобление страданиям Христа), что на теле появлялись стигматы (у католиков). Видимо механизмы на основе веры в состоянии производить с телом то, что волей и верой в состоянии помыслить человек. Сам читал свидетельство про йога, которому прикладывали раскаленную пластинку к телу, а он внушал себе, что она холодная. И ожога не было. Потому, случай с брошенными в печь еврейскими юношами, которых огонь не тронул, не выглядит таким уж невероятным. Видимо, у человека через веру есть возможность повелевать тварными стихиями. Через силу веры и правильный вектор ее напряжения.

Универсальность механизма веры

И у меня закралась крамольная мысль. А может вера является универсальным инструментом и обязательным условием, которые позволяют носителю этой веры преобразовывать окружающий мир, но, как минимум, себя самого? Может вера – спусковой крючок для запуска механизма многих сил, и эта «магия» является одним из столпов бытия тварных миров? Может так устроил Господь мир, чтобы именно через веру высшей твари исправлялась испорченная матрица мироздания. Ведь чудеса исцеления есть не только у христиан. Восточные методики используются у многих целителей, и вера в исцеление исцеляемого – ключевое условие чуда.

Здоровье нужно всем людям на планете, и христианам, и буддистам, и атеистам. И мне кажется, что знания обретения физического здоровья могут быть достаточно универсальны, и не завязаны на истинность исповедания. Исповедание Христа нужно обязательно для спасения души от ада и вечной смерти. А утилитарные проблемы физического здоровья можно решить по-разному и для разных верующих. Просто христианам за помощью пристало обращаться к Богу, и ожидать на проявление веры действия благодати. Но христиане живут в той же матрице мироздания, что и другие люди, и потому общие законы и механизмы веры к их актам веры тоже применимы. Т.е., у нас есть общее для всех, плюс персональный подарок от Творца: «Чего не попросите во Имя Моё…».

И именно поэтому весь Новый Завет усеян чудесами, для которых нужна была вера. Универсальной опорой для веры выступали Христос и Его апостолы, хотя на Иисуса не смогли опереться Его земляки из Назарета. Господь как бы учил человечество, что без веры нет и помощи. Хотя он мог бы исцелить и насильно, но это противоречило бы Им самим созданным законам мироздания. В случае с маловерующим отцом лунатика он почти так и поступил. Но в остальных случаях требовалась вера просителя. Так даже произошло с верой Девы Марии на свадьбе в Кане Галилейской.

Для получения любой помощи по вере не нужно молитв священника или епископа, не нужно специальной обстановки, совершения обряда или богослужения. Нужна только вера без сомнения, молитва Богу без отвлечений и четкое понимание цели просимого. Само просимое должно быть благом для просителя и не оказаться злом для кого бы то ни было.

А если просьба не исполняется…

… а молился с верой. Думаю, что все же вера была проявлена недостаточно. Конечно, можно скрыться за удобными оправданиями, что на все воля Божья, и раз не исполняется молитва, значит нету Его воли. Но в самом обетовании нет ни слова условий: «Все, что попросите во Имя мое, получите от Отца», а в другом месте «… Я вам дам». Нет условия на несоответствие воле. Правда есть «во Имя», а это значит, что это только явно благочестивое прошение, а не любая просьба, которая пришла в голову падшему разуму.

Исходя из этого, если просьба «во Имя», и не исполняется, то с большой вероятностью дело в качестве веры просителя. Видимо, там, не то что нет на горчичное зерно, а и под электронным микроскопом не разглядеть зачатки веры.

К сожалению, не существует однозначных критериев просьб «во Имя», и человек таки может просить того, что противоречит воле Бога о мире или о судьбах других людей. Например, когда молятся о мире в Украине. А если мир пока не предусмотрен по Промыслу Отца, то такие молитвы окажутся бесплодны. Правда, они, и на самый первый взгляд не похожи на молитвы «во Имя», поскольку просят о мирском, о спасении душ, а не думают об их погублении и жертвенности ради Христа.

Подобные явления, когда человек молится не «во Имя», а в свое имя, во имя своей воли, только расшатывают веру неисполнимостью. Мне кажется, полезней молиться за себя и за конкретных людей и конкретные цели для них. Здесь «духовных обломов» будет гораздо меньше, и будут шансы укрепить веру исполненностью молитв. К счастью, у меня есть такой опыт. И я знаю, о чем говорю. Когда цель для меня блага, и она блага и для всех других людей, то молитва исполняется идеально. Даже не возникает сомнений, что это случайность и просто так сложились обстоятельства. А когда ты понимаешь, что это для тебя хорошо, а хотя бы для одного может быть плохо, то сомнения на корню косят силу веры. Тогда уже нет смысла и в молитве. Мерзка двоедушная молитва для Господа. Потому, как не крути, а вера нужна. И отсутствие сомнений.

Так как молиться об исцелении с верой?

1.Проверить просимое на безвредность для ближних и для нас самих.

2.Понять и даже представить цель просимого.

3.Осознать, что это то, что нам действительно нужнее всего, что потребность обусловлена необходимостью, а не прихотью.

4.Исключить альтернативность помощи. Только Бог нам может помочь. Надежда – только на Него.

5.Убрать сомнения в том, что ничего не получится.

6.Верить в исполнение просимого и после молитвы к Богу, и ждать исполнения. Прошения не всегда исполняются молниеносно, и к нам не является фея с волшебной палочкой. Именно устойчивость желания подчеркивают потребность и готовность поверить.

7.Если вам проще поверить в помощь Бога через «посредников», идите к иконам или мощам. Лучше получить исцеление с помощью «костылей» веры, чем не получить вообще ничего.

Вместо послесловия

Вы никогда не обращали внимания, что люди, которые могут поверить в свой успех, и даже его представить, достигают его? А люди, которые не верят, что у них получится, начинают, и у них действительно ничего не выходит. Я хотел выучить английский язык. Но я знал, что у меня мои способности совсем в другой области. И я не верил, что смогу выучить. И сколько я ни начинал учить, я так его и не выучил. А люди, поверившие в то, что они смогут, и доведут дело до конца, меняются сами и меняют вокруг себя людей и обстоятельства, вынуждая матрицу мира действовать в унисон своему целеполаганию. И это все завязано на силу веры.

Но… это не наш путь, мне кажется. Сила веры в себя и в свои возможности – это богатство духа (или я ошибаюсь? То поправьте). А нам, христианам, сказано: «Блаженны нищие духом». Я выше писал, что вера задействует силу, превышающую силу человека. Но не все равно, кто и что нам помогает – благодать или мировая магия. Если Господь призвал надеяться на него, то нужно так и поступать. Может законы мира и позволяют человеку вынудить мир прогнуться под нас, и это есть закон мироздания от Бога, но нам не полезно ним пользоваться в состоянии падшей природы. Нас это может развратить и привести к обожествлению самого себя. Для чистого все чисто. А для грешника и нейтральное может стать в усиление страстей. В будущем веке спасшиеся люди могут всем этим пользоваться без вреда для себя. А сейчас рождаются различные ультранеопротестантские направления и учения, которые пытаются связать веру, деньги и успех. И, мне кажется, это связуемые вещи. Но для богатых духом. А мне – не туда. Потому вижу смысл просить только у Бога, только в степени крайней нужды и безальтернативности помощи, и не надеяться на механику мира, происхождение сил которой мне не известны. Это как механизмы астрологии. В целом – работают, но нам не рекомендуется с этим разбираться.

Выработанные рекомендации в процессе рассмотрения предмета достаточно здравы, возможно даже универсальны. И для богатых и для нищих духом. А как пользоваться ними, дело выбора верующим между миром и Христом.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:49 30.01.2015 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Один из потрясных случаев веры в то, что все получится. http://godfrua.livejournal.com/53221.html И как матрица прогнулась под волю и веру.


  2. Предупреждений - 0
    Дима
    Гость
    20:19 03.02.2015

    Спасибо!
    Хочу добавить от себя: магия есть там, где человек запланировал и ждет результат. То есть не ты наблюдаешь чудо, происходящее у тебя на глазах, а ты хочешь, чтобы чудо произошло именно вот тут именно таким образом, а главное – для такой то цели. Это и есть магия. Когда, например, ты думаешь, что церковное таинство тебя исцелит, ты не оставляешь возможности для смирения, потому что верующий должен верить, а не требовать. Иначе это богоборчество (а магия это и есть богоборчество, тк ключевое понятие там власть, а не любовь).
    Чудо же происходит, а может и не происходить, в любом случае, не зависимо от человека.
    То, что нам дается по вере – это то, что лучше для нас, а не то, как мы хотим и себе представляем. В этом плане хочу посоветовать книжку Рихарда Шефлера “Краткая грамматика молитвы”

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    21:35 03.02.2015 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не со всем согласен. А как же слова Христа с переставлением гор? Понятное дело, просто так переставлять горы нет смысла. Но сам факт, что на веру будет реакция силы, по обетованию Бога. И тут видится подобие магии. Ничего в этом страшного нет, если правильно разделять чудо во Имя Сына и чудо во имя себя. Важно не то, что человек хочет чуда именно сейчас и здесь. Важно было ли в этом властолюбие и тщеславие, или это было просто ради исцеления. Как возле чудотворной иконы.


    А церковное таинство, конечно, зависит от веры. Но если вера есть, то ожидания справедливы. 

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


два × 1 =