Мне кажется, очень сложно найти человека, кто не читал фантастику Исаака Азимова. Потому, ссылка на него всем будет близка. Писатель, для цикла своих рассказов по роботам, и романам, где тема роботов выполняет важную сюжетную линию, написал Три закона робототехники, которые описывают взаимоотношение роботов и людей.
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Главной героине цикла рассказов, робопсихологу Сьюзен Кэлвин, задавали вопрос: можно ли различить человека и робота, созданного, чтобы выглядеть человеком, внешне неотличимого от человека? И она утверждает, что если кто-то следует Трем Законам, то он «или робот, или очень хороший человек». А на вопрос, есть ли тогда большая разница между роботом и человеком, она отвечает: «Огромная разница. Прежде всего, роботы глубоко порядочны». Выделенное полужирным шрифтом мне запало в душу. И когда я дорабатывал тему по совести, законы робототехники и эти ремарки сами всплыли в сознании.
Роботы, ни в романах, ни в рассказах любить не могут, хотя в них влюблялись живые люди. (Я очень много читал Азимова. Думаю все самое главное я прочитал, потому могу это сказать не по критике.)) ) Но в Законах реально заложена жертвенность, смирение, даже соблюдение новой заповеди Христа, если сознательных роботов приравнять к людям, как делает Кэлвин, отвечая на вопросы. Т.е., в Законы зашита подложка любви.
Самое потрясающее, что в отношениях «Творец – тварь» Бог не приказывает (как человек роботу), а рекомендует, оставляя за ним выбор подчинения. Т.е., в рекомендательном характере действия благодати ощущается партнерское наставничество, а не директивное управление. И Законы робототехники сформулированы так, что человек может выступать, и как Бог для робота (создатель и творец), и как партнер.
Совесть – это инструмент согласования воли Бога и воли человека. Добровольного подчинения воли человека воле Творца. В этом отличие взаимоотношений человека и робота, где есть властное безоговорочное распоряжение, кроме случая нарушения Второго закона. Но совестливая суть та же, – делание того, что угодно источнику Закона. Любимые, если совесть нас не обличает, мы не ведаем страха перед лицом Божьим 22 и получаем от Него все, о чем ни попросим, потому что мы исполняем Его заповеди и делаем то, что Ему приятно. (1 Ин. 3:21-22)
Это не подчинение приказу, это свобода в русле добра. Это не указание: делай то или делай это. Это делай что хочешь, но в русле добра и любви. Так, незаметно, разбираясь с роботами, совестью, и свободой человека))) независимо от Августина, мы пришли к его формулировке: «Люби Бога, и делай что хочешь». Любовь же заключается в радостном смирении воле Творца по совести. А совесть однозначно предполагает, и толерантность, и жертвенность к ближнему, ибо это не просто угодно Его воле, это Его заповедь нам.
Если сложить то, что я написал недавно в заметке «Толерантность как смирение» и в статье «Дельта любви», то получится интересное наблюдение. Мы знаем, что единая заповедь о любви распадается на две составляющие: любви к Богу всем сердцем и умом (целостно) и любви к ближнему так, как Господь возлюбил своих учеников (жертвенно). Выделенное – новая заповедь, которая дана в дополнение к заповеди о любви к ближнему, как к самому себе. Корень правильного построения отношений с ближним состоит в толерантности и в жертвенности, а корень отношений с Богом – в естественном смирении (без ропота) Его воле.
Глядя на предыдущий абзац, и на Три Закона робототехники, ловишь себя на мысли об их духовном родстве. Те же принципы, только в них разный источник Закона. Просто потому что законы для роботов, по сути, определяют принципы их совести. Это те же требования смирения, жертвенности и толерантности от их создателя – человека.
Отличия в Законах и Заповедях касаются:
- Несовершенства человека, который может дать приказ, противоречащий Первому закону.
- Надзаконности Бога, который не обязан выполнять законы для твари. Тогда как сам человек частично ограничен Вторым законом.
- Свободы человека не выполнять требования Бога, и производить противозаконные действия.
Но в остальном… можно сделать вывод, что заповеди любви и законы совести тождественны. А естественное безропотное выполнение законов совести, даже с неподдельной радостью, могут свидетельствовать об отношениях любви. Но только в том случае, если они выполняются свободно и без принуждения. (Это ответ к вопросу некоторых: «Что значит любить Бога?»)
Потому, есть основания считать, что полностью чистая совесть может свидетельствовать о любви к Богу, даже если сам человек считает себя атеистом. Звучит вроде как нелепо. Не знаю, встречается такое в жизни, или нет? Но знаю, что такой человек будет оправдан на Суде, поскольку он смирился «Закону, запечатленному в его сердце» – по словам апостола Павла.
А Сьюзен Кэлвин назвала бы такого человека таким же порядочным, как и робот.)))
Мне кажется, совесть – это скорее говорит об уровне взаимодействия с Богом.
И любить с чистой совестью легче 🙂 препятствия тоньше между собой и Богом.
Неофит
Предупреждений - 0
Толерантность Бога к человеку это большой вопрос. Человека действительно никто за руку не держит, но за все содеенное он получит адекватный ответ. За совершенное зло и грех он останется вне Бога. Это наказание равносильно смерти потому, что Бог есть жизнь, а грех – смерть.
Неофит
Предупреждений - 0
“Корень правильного построения отношений с ближним состоит в толерантности и в жертвенности, а корень отношений с Богом – в естественном смирении (без ропота) Его воле.”Если Господь жертвенно любит человека, то должна быть взаимность. “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.” Смирение под рукой сильного еще не говорит о любви. Жертвенная любовь к Богу есть верный ответ на Его шаг к человеку. Жертвенность есть полная самоотдача не оставляющая для себя возможность “запасного аэродрома”.
Неофит
Предупреждений - 0
«Люби Бога, и делай что хочешь»
Августин в этой фразе свел все заповеди к одной. Бог есть любовь, а значит Любовь и Дух тождественны. Для человека простой влюбленностью к Богу не отделаться, но если Бог полюбит человека, то мало не покажется. «Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя.» Избранный Богом должен дать Ему жертвенный ответ любви. Для некоторых лучше чтобы Бог не заметил их — страшно попасть в руки Бога живого, потому что не может человек увидеть Его и остаться жив. Но это касается избранных, остальным нечего опасаться «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня»