Провозвестия Христа и Заратуштры

12.07.2017 / / Мнений — 4 / Статей — 2 / Дата регистрации — 24.02.2017

На всём протяжении Его жизнеописаний во всех четырёх Евангелиях Господь Иисус Христос не учит ничему другому, кроме как Царствию Божию [в дальнешем для краткости – ЦБ] или Небесному [в разных местах].

Случилась какая-то страшная подмена и полное умолчание во всём Христианстве того Царства, которому учит Христос, продолжающееся и поныне.

Признаки Царства

nikodimГосподь говорит: “Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.” [Лк. 17:21]. Т.е. Оно уже присутствует в сокрытом виде, и незачем Его искать где-то ещё.

Далее он говорит о Царстве: “Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его” [Мф.11:12]. Другими словами – Оно вполне достижимо, необходимо только усилие. Поговорим позже о характере этого “усилия”.

В другом месте Господь обвиняет: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.” [Мф. 23:12].

Из этого отрывка видно, что ЦБ не было изобретением Христа, а было известно и раньше. Его интересное описание мы находим в 90-ом Псалме царя Давида, одним из самых любимых в русском народе.

Приведу его полностью, т.к., с моей точки зрения, царь Давид даёт более развёрнутое описание ЦБ, чем иносказательные притчи Христа.

[Псалмопевец:] Ты, живущий под сенью Вышнего, приют нашедший под кровом Сильного, 2 говорящий о Господе: «Он мой оплот, моя крепость, мой Бог, моя надежда»! 3 Господь спасет тебя от сетей ловца, от всего, что гибель несет. 4 Он Своими крыльями укроет тебя: Его крылья — защита тебе. Его верность — щит и стена. 5 Ни ужас ночной не страшен тебе, ни днем пущенная стрела, 6 ни чума, крадущаяся в ночи, ни мор среди бела дня. 7 Тысяча павших рядом с тобой, десять тысяч по правую руку твою, но тебя минует беда! 8 Ты всего лишь свидетель: смотри и увидишь расплату грешных!

[Праведник:] 9 — О Господь, Ты прибежище мне!

[Псалмопевец:] — Ты Вышнего выбрал оплотом своим, 10 и горе к тебе не придет, и беда не войдет в твой дом. 11 Он ангелам даст о тебе наказ — хранить тебя, куда бы ты ни шел, 12 они на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень. 13 Льва и гадюку ты будешь попирать; злого льва и дракона растопчешь.

[Бог:] 14 — Он Меня любит и Я его спасу, Я защищу его, знающего имя Мое. 15 Он призовет Меня, и Я услышу его, Я с ним в беде, приду на помощь и прославлю его! 16 Дам насытиться долгой жизнью, дам увидеть, как Я его спасу!

Мы видим, что здесь описывается особое состояние ума и тела человека, при котором наступает Свобода от любых условий бытия и полная беспечность.

В другом месте Господь говорит о ЦБ: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. [Мф 18,1-5]. Детское сознание характерно отсутствием заботы [есть заботливые родители].

Итак, резюмируя…

Царство Божие – особенное, неведомое до поры состояния сознания [и тела], при котором жизнь разворачивается без усилий и проблем. Собственная [отдельная от Бога] воля человека делегирована Богу, а взамен человек становится причастником безграничной Божьей Свободы. Отдача своеволия Богу не превращает человека в марионетку Бога. Воля Божья воспринимается человеком, как его собственная [oн не делает различия], и при этом полностью сохраняется свободная Личная Индивидуальность человека.

Ни одна из поместных православных церквей [не говорю уж здесь о католиках, множественных протестантах и сектах] не учит своих прихожан [о монашестве речь пойдёт особо] Царству Небесному и методам Его достижения. Взамен нам сообщают байку о царстве “будущего века”, о загробном суде и воздаянии, напрочь забывая об этих словах Господа: “Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.” [Ин. 10:10]. Скажут: “это о загробной жизни.” Ничего подобного! Христос несомненно говорит о ЦБ, как о достижимом здесь и сейчас!

Усилия по обретению Царства Небесного

Предтеча Христа Иоанн призывает: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. [Мф.3:2]. Термин “метанойя” [μετάνοια, с ударением на первой альфе], применённый в греческом оригинале Евангелия кроме прямого пeревода на русский как “покаяние” [однокоренное слово с “раскаянием”] имеет наиважнейшее значение “перемена ума” или “преодоление ума”. Что-то надо совершить со своим умом, чтобы обрести ЦБ.

Теоретически, “перемена ума” может произойти мгновенно, когда искатель истинной жизни внезапно понимает, что существует иерархия духовных сущностей и их энергий, и что единичная воля человека – всего лишь присвоена им, а, на самом деле, Господь наделил человека этой волей [как продолжение Его собственной]. В таком случае происходит наименее болезненное взаимопроникновение Человека и Бога, их единение в Одно существо, которое и есть “преодоление” человека [по Ницше].

В действительности же структурированность и ригидность сознания [как говорят в Православии – дебелость ума] нуждается в последовательном и упорном разрушении общепринятой парадигмы сознания в единичном уме. И к этому направлена молитвенная практика настоящей [не только лишь словесной] молитвы, опыт которой передан нам в писаниях и наставлениях многочисленных православных подвижников так называемого “умного делания” [исихазм].

Некий промежуточный этап этого делания – это установление полнейшей тишины ума [исихастский термин – “небо безмолвия ума”] и вывод его из головы в область груди – это то место, в которое безсознательно указывает жестом любой человек, говоря о себе “я”. При этом, для всех очевидно, что “производство” мыслей привязано в общепринятом мнении к головному мозгу [никому не придёт идея ткнуть себя в голову, говоря “я”].

Ум, постепенно привыкaющий к обитанию в своём новом месте [а на самом деле, в своём законном месте, в сердце], начинает прозревать в новую, неведомую ему форму восприятия жизни, которая и есть начало искомого ЦБ.

Русское присловье “Без царя в голове” довольно точно обозначает место, где должен, по идее, располагаться “Ум Христов” [ещё один термин исихазма], иначе совершенно непонятно наличие у любого из нас суперкомьютера внутри черепа, которым мы пользуемся от силы на 15% его полной мощности.

Здесь опять необходимо отметить, что практика исихазма не преподаётся в церкви и узурпирована монашеством, каковое в целом высокомерно считает, что “спасение” мирян не в молитве, а в трудах, семье, чадородии.

молитва

Добавлю немного о семантике самого слова “молитва”. В современном русском языке, с воздействием на него 70 лет госатеизма, образовалось негативная коннотация самого этого понятия, связаннного корнем с глаголоми “умолять”, “молить”, т.е. [униженно] просить о чём-либо.
На самом же деле молитва это особенное состояние ума соединённого с сердцем и предстоящего реально переживаемому Господу в самой сердцевине своего существа. Это, конечно, не просьба, а возможность подлинного и молчаливого общения с Богом, пребывание в Его Любви. Никакой экстатики, визуализаций и откровений при правильном навыке молитвы не должно быть. Жизнь молитвенника протекает втайне от мира и преобразовывается в максимально пробуждённую её форму, последовательно приближаясь к проникновению в ЦБ и завершению в нём.

Ни в одной из книг кодекса Нового Завета нет указания на то, что для совершения молитвы необходимо быть монахом. Господь Иисус Христос учит нас простой молитве, которая произносится в уединении и тишине за затворенными дверями. Апостол Павел, к которому есть у меня много претензий за привитие к изначальному Христианству талмудической “лозы”, говорит “Непрестанно молитесь”. [1 Фес. 5:17], т.е. другими словами, установление тишины ума доступно для всех, понимающих смысл и задачу Умного Делания – активное соединение со Христом и преображение своего тленного “я” в новую сущность.

Übermensch

В этом месте кажется необходимым обозначить качества человека, достигшего ЦБ при жизни [о посмертии – позже], и, как ни странным может показаться, они аналогичны описанию сверхчеловека в знаменитой книге Фридриха Ницше.

Начну с самого Господа Христа. Он – существо двойной природы – полностью человек по рождению от вполне земной матери и, одновременно, Сын Божий и Бог по сyществу, одна из ипостасей Единого, но троичного Бога. Его воплощение [Боговоплощение] знаменует явление первого в истории Сверхчеловека, пришедшего исправить земное человечество возвращением ему качеств первозданного “Адама”, утраченных оным в Грехопадении [отпадении от Творца]. В церкви бытует сравнение Христа с Адамом, и Он имеет наименование “второго Адама”.

Соединение подвижника молитвы с «личным» Христом равносильно попаданию в ЦБ, и знаменуется полным избавлением от всех забот и страхов, главный из которых – страх смерти, который опущен в обычном человеке ниже порога восприятия, но продолжающий постоянно влиять на множество мотиваций в жизни. Сверхчеловек провидит неуничтожимость своей личной индивидуальности вне всякой зависимости от условий жизни тела. Он создаёт своим молитвенным подвигом энергетический носитель для своей личности, позволяющий ему не страшиться неминуемой смерти физического тела. Этот носитель можно обозначить в терминах Православия как “бессмертная душа”.

Он также оказывается в состоянии приобрести чудесные силы [сверхчувственное восприятие и др.]. Его сострадание становится обоюдоострым, оно может быть предельно жёстким и выглядеть даже жестоким для непосвящённого: “Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.” [Мф. 25:29] – можно сравнить с ницщеанским “Падающего – толкни”.

B христианском Богословии есть ясное указание на конечную цель Христианства – обожение [всей] твари. И это исключительно задача человека, так как именно из-за его Грехопадения произошло крушение и искажение всей природы. Невозможно представить, что жесточайшая и смертельная борьба видов во всех царствах природы, минеральном, растительном, животном и, конечно, в человеческом – есть творение “благого” Бога. Бог устранился от всякого “управления” падшей природой, возложив ответственность за её исправление на самого человека.

Это очевидное “отсутствие” Бога в системе мира и позволило Фридриху Ницше говорить: “Бог умер”. Однако, молитвенный опыт подвижников Православия говорит о другом. Бог, во всех Его ипостасях, отзывается на призыв к Нему, и если человек в состоянии начать неблагодарный, практически сизифов труд по исправлению своей падшей природы – достижения личного обожения и спасения [о котором – ниже], то помошь нетварных энергий Бога реально переживается в практике молитвы.

Вернёмся же ко Христу Иисусу.

Согласно мнению многих исследователей, Иисус, родившийся в Галилее, и называемый в Новом Завете “галилеянином”, не является этническим евреем. Население этой области было постоянно презираемо евреями Иудеи за их нееврейское [арийское] происхождение, а также относительно позднее включение его в мир иудаизма в результате прозелитизма.

Если принять подлинность Туринской Плащаницы, то мы видим, что физически сильный, с развитой плечевой мускулатурой человек Иисус был, как минимум, на голову выше всех мужчин в Иудее того времени. Он был заметен в толпе, его необычная внешность привлекала к себе внимание.
Русская традиция иконописания изображает Христа голубоглазым, с русыми волосами на голове и бороде. [Всё моё существо протестует против трактовки образа Христа моим любимым русским художником Виктором Васнецовым в виде горбоносого, курчавого иудея с выпученными глазами].
Если сложить эти Его внешние качества, да ещё учитывать Его необычные способности видеть человека насквозь, исцелять [вплоть до воскресения мётрвых] и очевидную личную харизму, к которой прибавим властность поступка [изгнание торгующих из храма], то мы увидим перед собой “портрет” Сверхчеловека [Übermensch, по Ницше].

Давайте не поленимся теперь прочесть первый выход Заратуштры на проповедь.

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян. Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это  или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они! Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю – самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли. О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – это море, где может потонуть ваше великое презрение. В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения.

безразличиеЧас, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель. 

Час, когда вы говорите: “В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!” Час, когда вы говорите: “В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность и грязь и жалкое довольство собою!”

Час, когда вы говорите: “В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!”

Час, когда вы говорите: “В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый – это пламень и уголь!”

Час, когда вы говорите: “В чем моя жалость! Разве жалость – не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие”.

Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!

Не ваш грех – ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу! Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – эта молния, он – это безумие!»

Эти огненные фразы могут быть легко вставлены в уста самого Христа.
Вот какие слова евангелиста о Христе практически повторяет Ницше: “Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” [Мф. 24:27].
Как было указано выше, Христос, уча о Полноте земной Жизни в Счастье, Силе и Любви [ЦБ], не говорил о посмертном и потустороннем. Его, в первую очередь интересовала возможность, заложенная Творцом в человеке вернуться ему к изначальному о нём “проекту” – жизни вечной, беспечной, беспечальной и свободной во всех смыслах.

Для реализации такой возможности Христос предлагает себя и свой опыт, включая лютую пытку и смерть на Кресте, с последующим Воскресением, в качестве примера для подражания. Он говорит открыто, что Он есть такое: “Я есть Путь, Истина и Жизнь”. [Ин. 14:6]

Учение церкви о загробном существовании [для всех] не выдерживает никакой критики. Евангелие говорит о Тьме Внешней [со скрежетом зубовным], где нет никакого существования совсем. Только Сверхчеловек, достигший при жизни полного осознания своей личной вечности и неуничтожимости, имеет право на будущую жизнь, невзирая на распад физического тела. Его сущность будет в состоянии создать себе новое тело [при такой необходимости] или выйти на решение других задач космичского масштаба, о которых мы не можем иметь никакого представления в силу нашей ограниченности [см. Пьер Тейяр де Шарден “Феномен человека”].

Христос жизни и Христос церкви

Легко увидеть, как эти двое отличаются друг от друга. Церковь учит смирению перед неизбежностью смерти с обещанием какой-то жизни по всеобщем воскресении всех умерших для последующего Христова суда, и отправлении одних в рай, других в геенну [в полном соответствии с законническими установками Талмуда], вытесняя таким образом Христа из жизни простого христианина и лишая его даже малейшей попытки совершить завещанный Христом подвиг Преображения.
Страдающий, поверженный, униженный, истекающий кровью на кресте Иисус ставится в центр учения внешней церкви [о внутренней и истинной поговорим позже]. Нам вдалбливают “истину”, что Он умер за наши грехи, а протестанты ещё и договорились до того, что эта Его смерть уже искупила все наши грехи, и “спасение” заключено только в том, чтобы просто поверить в такую ахинею. Никаких личных усилий по спасению прилагать не нужно [воистину, дьявольское изобретение!].

Становится понятным яростный протест Фридриха Ницше, урождённого лютеранина, против слабого, проигравшего и погибшего в схватке Христа церкви, затмившего собой образ реального Христа – Сверхчеловека, включившего в себя, кроме полноты своего Человечества, также и полноту Божества.

Можно смело утверждать, Фридрих Ницше прозревал, в силу своей страстности, в истинного Христа – победителя косной и дебелой природы падшего человека в образе Сверхчеловека.

Церковники умалили Христа тем, что так же как фарисеи и книжники, поносимые Христом, скрыли [и продолжают скрывать] самую суть Его Провозвестия – Царство Божие, как место истинной, значительной и яркой жизни, которое вполне возможно и необходимо достичь. Такое достижение есть искомый и наивысший смысл любой человеческой жизни, не говоря уж о том, что это величайшее приключение из всех мыслимых и немыслимых.

Тут вспоминаются слова выдающегося немецкого мистика XIII века Майстера Экхарта: “Христос говорит в каждой человеческой душе: Я стал ради вас человеком. Если вы не станете ради меня богами, то будете несправедливы ко мне”.

Церковь сверхчеловеков

Кроме Фридриха Ницше, настаивавшего на необходимости преодоления человека, стоит упомянуть Владимира Вернадского, который описал человека ноосферы, как независящего от внешний условий Земли и от пищи [автотрофность, т.е. возможность получать питание непосредственно от Солнца, преобразовывая его энергию в материал для строительства тела], а также близко примыкающего к идеям Вернадского Пьера Тейяра де Шардена, который был убеждён, что эволюция человека ещё не закончена, и что человек вовлечён в космический процесс возрастающей сложности и духовности материальной вселенной, и что индивидуальный человек должен быть преодолён путём его объединения в новые виды жизни – сообщества просветлённых существ. Здесь Тейяр де Шарден полностью совпадает мыслью с Иисусом Христом, который учит о своей Церкви [не путать с внешними институциями, такими как РПЦ МП] как о новом и ранее небывалом живом организме, в котором отдельные индивидуумы соединены о общее духовное тело, объединённые любовью ко Христу и к друг другу.

Господь говорит: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них.”[Мф. 18:20]. И в этой фразе содержится самый сокровенный смысл Церкви Христовой. Любопытный опыт был с квакерами в Чикаго. 20 человек садятся в круг для одного часа молчаливой молитвы. Неожиданно легко и быстро наступает тишина ума из-за нахождения в круге себе подобных. Это и есть церковность на практике.

Тайна подлинной Церкви Христовой велика есть. А мы только и слышим с амвонов и кафедр приспособление церкви под себя и свой человеческий, глубоко ветхий авторитет. Об истинном значении пока говорят в редких собраниях, но скоро заговорят с возвышенных мест. Не вечно же верным искать Христа в русле ветхой парадигмы. Не став сверхчеловеком (рождённым от Духа) Царство Небесное не наследуешь.

 

Источник

Обсуждение

  1. Len Voltchek
    Предупреждений - 0
    Leonid Voltchek
    Гость
    19:16 12.07.2017

    Слава, спасибо огромное!
    Я восхищён Вашими усилиями и работоспособностью.
    Явно, Господь Вам помогает!

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:38 13.07.2017 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Так сложилось, что пол года назад мне была сказана фраза: “Почитай внимательнее Ницше, и ты будешь приятно удивлён в русле твоей сегодняшней парадигмы”. И я удивлён. Потому это вам благодарность за текст. С меня только редактирование)))

  3. Виталий Логвин
    Предупреждений - 0
    Виталий Логвин
    Гость
    10:24 05.02.2018

    Очень интересный текст,есть над чем подумать. Спасибо.

Sorry, the comment form is closed at this time.