Практика пригласительной молитвы

02.02.2018 / / Мнений — 0 / Статей — 22 / Дата регистрации — 14.09.2016

Зачем здесь этот текст?

Чтобы помочь разобраться с эмоциями, предочиститься от них. Сначала – от негативных, затем – и от тех позитивных, к которым есть привязанность. Очищает от эмоций сам Святой Дух. Но возможно соучаствовать в этом человеку. Например, таким образом, как будет показано ниже.

Епископесса Англиканской Церкви Синтия Буржо – основательница школ и семинаров, автор нескольких книг. Ниже приведена глава из книги Буржо: “Премудрость Иисусова: преображение сердца и ума”.

В послесловии добавлю комментарии к этой практике, из личного опыта.

Пригласительная молитва

kre2 «Эту практику разработали в конце 80-х ближайшие сподвижники о.Томаса Китинга (Thomas Keating), и вот уже 20 лет ей обучают и практикуют ее, под разными названиями: “практика открытого ума, открытого сердца”, “практика приглашения”, а в настоящее время ее называют “Пригласительной молитвой”.

Пригласительная молитва – это трехступенчатый процесс: признание того, что происходит внутри нас во время мучительной физической или эмоциональной ситуации, затем – “приглашение, добро пожаловать”, и наконец, “отпускание”. Практику пригласительной молитвы выполняют не в какое-то определенное время, она выполняется по ситуации, посреди событий нашей жизни, когда происходит срыв или нарушение. Что в реальных условиях жизни означает повседневную практику, иногда по нескольку раз в день.

Попробуйте выполнить предварительное упражнение. Вообразите себя в стрессовой ситуации: вы потеряли работу или в два часа ночи ваш ребенок-подросток не вернулся домой. Чувствуете внутреннее напряжение и скованность? Побудьте с этим ощущением 2-3 минуты, ощутите его в своем теле. Плечи напряжены? Дыхание быстрое и неглубокое? В животе спазм? Проверьте, можете ли вы намеренно усилить эти ощущения.

После пары минут осознанно перемените направление внимания, продолжив работу с ощущениями. Раскрепоститесь, глубоко вдохните, и войдите в свое существо. Смягчитесь внутри. Откройтесь ощущению собственного присутствия, и попытайтесь оставаться в этом присутствии, какая бы суета ни происходила в вашем уме. Продолжайте осознанно возвращаться к этому ощущению внутренней открытости, пока не почувствуете, что к вам начинает возвращаться спокойствие.

Если вы терпеливы и тверды, это случится, со временем. Живость вашего присутствия “Я Есть”, напрямую воспринимаемая таким образом, со временем “разобьет” всякую ментальную или эмоциональную сумятицу. Вернется спокойствие.

Поздравляю! Вы только что выполнили на клеточном уровне кенотическую практику.**

Есть разница в работе – работать с отношением или работать с ощущением. Хотя надо признать, что это упражнение было не вполне корректным: вы ведь были предупреждены и ожидали, это была игровая, а не реальная ситуация. Зачем тогда это упражнение? Для того, чтобы показать разницу, между работой с отношением и работой с ощущением.

Работать с отношением – значит, повергнуть себя психоанализу “Почему мне так страшно, чего я так боюсь?”, или пытаться вывести себя из этого страха или даже говорить “я отпускаю этот страх и отдаю его Иисусу”. Таков умственный способ работы с ситуацией. А работать с ощущением – это значит, сфокусироваться на тех подлинных токах энергии, которые чувства и эмоции создают в вашем теле. Подлинная кенотическая работа происходит именно здесь и только здесь.

Никогда и ничего не делайте в состоянии внутреннего напряга – то есть, в состоянии физической зажатости и сопротивления. Иначе, обнаружите, что оно того не стоило. Не следует путать это с “я сдаюсь” (это – отношение) или с отказом от права на самозащиту ( и это – тоже отношение). На уровне ощущений дело обстоит просто: в любой ситуации у вас есть два выбора: либо стать жестким и напрячься, либо стать податливым и смягчиться. Первый ответ погрузит вас тотчас в ваше маленькое “я”, с его животными инстинктами и реакцией “на выживание”. Второй ответ позволит свериться с сердцем. И тогда шансы на творческий подход становятся неизмеримо более высокими.

Такое состояние, простора сердечной открытости, в духовной традиции называется “сдача”. Мы обычно приравниваем это слово к капитуляции и полагаем сдачу признаком слабости. Но в духовном понимании, сдача не имеет ничего общего с внешней капитуляцией (лапки кверху и притворился мертвым). Сдача – это про то, чтобы хранить внутри верный настрой, позволяющий остаться в потоке глубочайшей укрепляющей мудрости, “чувствовать силу”, по легендарному слову из Звездных Войн. В этом состоянии открытости вы затем сами решаете, что делать с внешней ситуацией. И что бы вы ни делали, соглашаетесь ли вы или решительно противитесь, ваши действия будут ясными и четкими.

Мистик 16 века Якоб Беме пишет глубоко и проникновенно:

“Здесь, сейчас – верное место для того, чтобы сражаться пред лицом Божиим. Если останетесь твердыми, и не склонитесь, увидите и воспримете великие чудеса. И вам откроется, как Христос будет штурмом брать ад в вас самих и сокрушит зверей ваших”.

Беме верно осознал то, что сдача – это духовный акт, требующий “оставаться твердыми” по вертикальной оси существования, но при том выровнять ее с глубоким знанием сердца (вместо того чтобы нас уносило в потоке реактивного поведения по горизонтальной оси). Я усвоила этот принцип всем нутром, и только потом уже умом – это было, когда я годами ходила под парусом вдоль побережья Мэн. Всегда легко идти вниз по течению, позволив ветру и морю нести тебя. Но чтобы идти против ветра, нужно держать киль в воде и твердо стоять на палубе. Практика сдачи в точности такова.

Беме дальше утверждает, что “сражаться пред лицом Божиим” – это не просто испытание духовной силы воли, но почти алхимический прорыв: в момент этой битвы Христос тАинственно являет Себя, и довершает остальное. Сдача – не просто средство для восстановления внутреннего порядка, сдача становится моментом прямого контакта с возлюбленным Учителем. Если Беме прав, эта сдача даст нам великий ключ – место встречи с вечно присутствующим Учителем.

Практика Приглашения

в свете

Ассоциация практиков Центрирующей Молитвы использует Практику Приглашения как своего рода “подстройку отношения”: для них это способ распознавания присутствия Бога посреди бедственной физической или эмоциональной ситуации. Однако, в контексте пути мудрости становится очевидной широта возможностей этой искусной методологии.

Приглашение – по сути своей, энергетическая практика, для работы на уровне ощущений (а не отношения), чтобы активно запечатлеть в нас кенотическую сдачу, как неотъемлемо присущий первый отклик, на любую жизненную ситуацию. Практика намеренно тренирует в нас внутреннее смягчение и открытость, и тем самым начинает закладывать в нас новые нейронные траектории, чтобы поддержать глубокий ток сострадания (называйте его своим собственным высшим разумом или называйте его Милосердием Божиим; возможно, они не столь различаются).

Кенозис переживается в (и через) приведение в состояние необусловленного присутствия. В этом, более просторном духовном состоянии, энергия бытия, которая в ином случае была бы расточительно растрачена в бесполезных эмоциональных реакциях, эта энергия возвращается вспять и направляется на службу духовному преображению.

Такую практику можно использовать как при эмоциональном, так и при физическом беспокойстве и взбудораженности. Ее возможно использовать и на другом краю спектра боль-удовольствие, чтобы противостоять “павлиньим перьям” – так один из моих духовных наставников называет те чувства самодовольного комфорта или собственной важности, когда эго удается получить именно то, чего оно желает. Но практика на другом краю спектра – более утонченная, просто потому, что у вас меньше мотивации для ее выполнения.

Обычно же, начинают с боли: ведь ее легче обнаружить поначалу, и больше мотивация для работы с ней.

Время практики максимально приближено к моменту расстройства. Иногда это физически невозможно осуществить (если вы посреди словесной атаки, то вам, возможно, придется подождать окончания атаки, прежде чем начнете практику); в этом случае, выполняйте практику приглашения как можно быстрее после наступления события, пока эмоции и физические симптомы еще сильно взбаламучены. Практика приглашения требует некоторого времени на исполнение, особенно поначалу, когда вы все еще осваиваете ее. По мере приобретения опыта, время её выполнения уменьшается, пока не начнете выполнять ее практически одновременно с воспринятым расстойством.

Неважно, возникла ли физическая или эмоциональная ситуация, к ней применяем те же самые три этапа:

1 Фокусируемся

2 Добро пожаловать (приглашение)

3 Отпускаем

Фокусируемся

6532

Сфокусироваться означает – начать осознавать физически, что происходит, по ощущениям своего тела. Точно также, как мы практиковали наше предварительное упражнение, приблизьтесь близко к тому, что происходит внутри вас. Что бы это ни было, физическая боль или эмоция, такая как страх или гнев, оно будет выражено в форме ощущения. Обратите внимание на это ощущение.

Грудь сдавило? Дыхание поверхностное или с усилием? Сердце стучит? Не пытайтесь изменить ничего. Просто оставайтесь в присутствии. В предварительном упражнении мы намеренно пытались расслабить внутреннюю зажатость, но лишь для того, чтобы вы привыкли работать с ощущением; такой подход не является частью настоящей методики практики приглашения.

И не пытайтесь – повторяю – не пытайтесь использовать ситуацию для анализа или оправдания себя. С точки зрения энергетики, вы тем самым лишь подольете в огонь бензин, и страсти высоко полыхнут. А еще важнее то, что с позиций кенотической работы, о которой идет речь, самоанализ снова запрёт вас в вашей эгоистической операционной системе, с ее постоянным потоком оправдательных историй. Тогда как здесь есть возможность – выйти за пределы всего этого, в ваше бОльшее я.

Уделите больше времени первому этапу, что важно по двум причинам. Первое – постоянное присутствие в ощущениях тела гарантирует вам, что вы не подавляете эмоцию и не отъединяетесь от нее (две вечных профессиональных опасности, подстерегающих на духовном пути). Во-вторых, это заставит вас пребывать непосредственно в ощущении, а ведь именно там будет проходить работа.

“Добро пожаловать” (приглашение)

По ощущениям, этот этап идет вразрез с интуицией. Став на якорь посреди смятения, вы начинаете говорить, мягко и нежно, “добро пожаловать, гнев” или “добро пожаловать, страх” или “добро пожаловать, боль”.

Зачем вам совершать подобное безумие? Разве целью этой практики не является избавление от этих мучительных эмоций или физических недугов?

Нет. Цель в том, чтобы не позволить им вышвырнуть вас из присутствия. И путь, единственный путь к исполнению этой цели заключается в том, чтобы обернуть ваше глубинное “я” вокруг этого мучителя, силой вашего сострадательного внимания.

Помните дивные строки у Райнера Мария Рильке в “Письмах молодому поэту”: «Можно ли нам забыть те древние мифы, которые стоят у истока всех народов, мифы о драконах, которые в минуту крайней опасности могут стать неожиданно принцессами. Быть может, все драконы нашей жизни – это принцессы, которые ждут лишь той минуты, когда они увидят нас прекрасными и мужественными. Быть может, все страшное в конце концов есть лишь беспомощное, которое ожидает нашей помощи» ( Синтия изменяет конец цитаты – “которое жаждет нашей любви”).

Энергетический принцип, того что может стать нам наградой – сильный и явный. Эти “драконы” – суть энергетические узлы в потоке осознанности. Когда вы испускаете и направляете на них силу сострадательного внимания, они растворяются и втекают обратно в поток.

Рекомендую мягко окликать их по имени. По моему мнению, просто сказать “добро пожаловать” недостаточно, надо их назвать. Это важно. То, чему вы говорите “добро пожаловать” никогда не является внешней ситуацией; это лишь чувства и ощущения, которые работают в данный момент в нас самих. “Этот момент всегда можно перетерпеть”, – пишет известный духовный писатель Джеральд Мэй. А это действие, то есть приглашение (добро пожаловать), прочно укореняет нас в настоящем. Когда мы перетерпели и воссоединили то, что внутри нас “разложено на блюде”, то что нам делать с внешней ситуацией – это уже нам решать, зависит от нас самих. Сдача означает – выполнение с помощью силы воссоединения, а вовсе не уступку насилию и оскорблению.

Отпустить

жс2

Самое важное замечание по поводу этого этапа — не следует переходить к нему слишком быстро. На самом деле, работа совершается на первых двух этапах, а этот последний этап подключают тогда, когда энергия, плененная во время расстройства, начинает сама ослабевать, идет на спад. Тогда и только тогда воспользуйтесь этим этапом, словно кодой в музыке; финальное прощай, когда движение пришло к завершению.

Помните, что мы отпускаем – лишь на данный момент времени. Отпустить – это не какая-то особая клятва (я никогда не буду гневаться), отпустить – означает, что мы отпускаем гнев на данный момент. Гнев почти наверняка вернется. Но всякий раз, когда вы будете пропускать гнев сквозь луч своего сострадательного внимания, он будет все больше и больше терять господство над вашим бытием.

Когда вы отпускаете, есть два способа сделать это. Самый простой – просто скажите: «я отпускаю этот гнев (или страх или боль)», используя то же слово, каким Вы именовали эту эмоцию прежде.
Но Мари Мрозовская (Mary Mrozowski), “первооткрывательница” этого метода, предпочитает неизменную литанию:

Я отпускаю свое желание безопасности и выживания

Я отпускаю свое желание уважения и обожания

Я отпускаю свое желание власти и контроля

Я отпускаю свое желание – переменить ситуацию

Томас Китинг называет первые три строки тремя “энергетическими центрами” системы фальшивой самости. Наши глубинные раны в этих областях, в совокупности с нашим ложным поиском компенсации, движут практически всем нашим подсознательным поведением, которое и есть источник нашего продолжающегося человеческого страдания. Мари любит повторять слова: «Я направляю мощное послание своему бессознательному». Четвертая строка этой литании полностью избавляет от всех сомнений в том, что кто-то может «использовать» эту практику, чтобы «пофиксить» нежелательную ситуацию. Цель же – в том, чтобы просто оставаться в присутствии, на этом глубинном уровне «в течение времени». На самом деле, всякий момент сознательного присутствия происходит в вечности.

Место встречи

molitva1-

Всегда было известно, что практика мудрости – это глубочайшая тайна, что прекрасно выразил Кабир Хелминский (Kabir Helminski): «Кто обратит все заботы – в единую заботу, заботу о простом пребывании в присутствии, тот будет избавлен от всяческих забот, самим этим Присутствием, которое есть творческая сила».

С такой реализацией, мы проникаем прямо в сердце кенотической тайны, которая трепещет и покалывает в каждой клеточке нашего тела. Речь вовсе не о том, чтобы бросить то, чего мы желаем, и не о том, чтобы сложить лапки и притвориться мертвым. А речь о том, чтобы воссоединиться с насыщающей и питающей энергией, столь могучей и животрепещущей. Когда эта энергия протекает через наше существо из бесконечного, все прочее бледнеет и меркнет пред ней. Она ведь не только протекает через наше существо, она и ЕСТЬ наше существо и бытие.

Есть знаменитая история, родом из буддийской традиции, вероятно очень древняя, но рассказывают, что дело было во время китайского вторжения в Тибет. Солдат ворвался в келью монастыря и ткнул стволом ружья в живот медитирующего монаха. Монах продолжал медитировать. “Ты что, не понял, – сказал несколько сбитый с толку солдат – «в моей власти забрать твою жизнь». Монах ненадолго открыл глаза, и светло улыбнулся солдату. «Нет, это ТЫ не понимаешь. В моей власти позволить тебе сделать это».

Власть позволить тебе…позволить быть…да будет: снова эта власть. Глубинный секрет, к пониманию которого мы подошли – в том, что действие отпускания, духовно понимаемое как космический энергообмен – это та власть и та сила, которой Иисус мог жить и пребывать всецело преданным своему пути. Это та сила, которой Он целил, которой прощал, и та сила, которой Он встречает нас сейчас. И эта сила не только Его, не уникальная сила, что пожалована Ему Одному, как часть Его прерогативы – быть Единственным Сыном Божьим. Та же сила «зашита» в наши души и сердца, и в тот самый момент полной сдачи в нас происходит взрыв присутствия, который одновременно является встречей и контактом с Самим Учителем Мудрости.

Жизнь дает нам множество возможностей для этой практики, без сомнения так. Иногда похоже на то, что такова жизнь: погружение в сдачу “24 часа/7 дней в неделю.” Проблема в том, что большую часть времени жизни мы не ловим себя в тот момент, когда “заснули”, как это называется в работе на пути мудрости: и тогда мы зажимаемся и каменеем, и нас снова отбрасывает в то самое “маленькое я”. Мы автоматически теряем осознанность. Но если оставаться бдительными и укорененными в ощущении, и если желать пробудиться, сразу, едва обнаружили что снова попали в это сжатое пространство напряга, то можно использовать все приключения и все неурядицы, которые вам швыряет жизнь – для того, чтобы укрепить и углубить связь со своим сердцем. И связь со Христом.»

Примечание

** В книге Синтии Буржо кенозис Христа как особый путь – это сквозная важная тема. Приведу пару ее цитат про кенотический путь:

“Снова и снова Иисус являет нам этот путь. На этом пути нечего отвергать и нечему сопротивляться. Всё возможно принять, но суть в том, чтобы ни за что не держаться. Ты отпускаешь. Проходишь сквозь жизнь, словно нож проходит сквозь пирог – ничего не подбирая, ни за что не цепляясь, не прилепляясь ни к чему. И, утвердившись в этой базовой чистоте и безупречности своего бытия, можешь затем раздаривать всего себя, изливать всего себя, будучи способным отдать и раздать все, даже саму свою жизнь отдать. Таков вкратце, кенотический путь. Очень, очень простой. Вот только плата за него – все, что у тебя есть.

«Есть и иной путь к центру: более безрассудный и экстравагантный путь, на котором обретают не посредством сохранения энергии или концентрации жизненной силы – но через растранжиривание, через раздаяние всего, что имеют. И на этом пути в точку воссоединения (с Богом) приходят – не с помощью концентрации всего своего существа, но с помощью свободного расточительства всего существа; не через “вверх”, но через “вниз”. Таков путь кенозиса, революционный путь который Иисус ввел в сознание Запада.»

Послесловие репоста

Что дает этот метод?

Довольно давно использую Практику Приглашения. Могу сказать, что вы можете узнать, применяя метод на практике:

— вы точнее и трезвее научитесь распознавать тончайшие оттенки эмоций, вычленяя их из очередного клубка. Каждая змея имеет свое собственное имя.

— вы узнаете духовное благоухание каждой освобожденной от яда эмоции (тем сильнее, чем сильнее негатив), и будете поражены, каково это дивное духовное благоухание, особое и уникальное, когда очередная змея преображается, в очередную принцессу.

— вы тоньше и чутче научитесь распознавать преображающее действие света внутри себя, тот самый “луч сострадательного внимания”, как его называет автор. Это важно.

— ваши эмоции утратят полноту власти над вами, предочищенные Духом; у вас теперь есть неуязвимые доспехи и волшебный меч.

— клубки негативных эмоций будут снова и снова возникать, особенно в ситуациях, связанных с родовым и личным прошлым. Не печальтесь, снова и снова применяйте и получайте навык в этой практике. Она изрядно ослабит воздействие негативных эмоций, но не устранит их совсем – устранение возможно лишь постоянным пребыванием в Боге.

От нас требуется внимание, бдительное и в то же время расслабленное. И еще требуется знание (пусть мимолетное) нашего собственного Божественного существа, или подлинного “Я”, назовите как хотите; пред этой нашей сущностью предстоят в практике все эмоции, а эта Божественная сущность их именует, как прежде Адам давал имена животным, и приглашает к преображению в Духе. И из этой самой сущности исходит “луч сострадательного внимания”, освобождающий “принцесс” из заклятья, из страстного змеиного клубка. Так это видится.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


× семь = 21