Оправдание иудейской традиции в христианстве

21.04.2015 / / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

Возникло желание тезисно прокомментировать статью Вячеслава «Еврейские толкования: взгляд «привитой ветви». В ней затронуты важные аспекты, которые лично для меня актуальны и интересны, но с видением автора я не совсем согласен. Обширность комментариев привела к появлению этой статьи для дальнейшего обсуждения важной дискуссии о сближении христианства и мессианского иудаизма.

 

1. Жидовствующие — «погоня за мудростью человеческой»? Это с чего такие выводы? У о. Якова Кротова есть толковая статья по теме, печатали ее в Истине и Жизни, в сети не нашел, поэтому сканировал сам и выкладывал у себя на ​сайте. Его идея  в том, что дело раздуто на пустом месте ради политических интриг между новогородскими и московскими церковными партиями. Дело шито белыми нитками и при том, очевидно, что в этом случае, как и в истории про ереси стригольников и тому подобных, имел место особого рода протопротестантизм на почве восточно-христианской традиции, вернее на почве ее вырождения в те темные века обрядоверия, симонии и духовной деградации. Иначе говоря, что Вы могли бы противопоставить этому рационалистическому стремлению на тот исторический момент? Какие такие осияния мудростью небесною?

 

2. Зацикленность на Торе. «Христос Слово – это воплощенная Тора». Отсюда такая заточенность на изучение именно Торы, хотя фразу, что конец Закона – Христос они пытаются откорректировать словами Христа из Мф. 5:17-18 17 Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. 18 Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!(…исполнить. — Может также означать «дополнить, восполнить» или «завершить». Все Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.) Т.е., с воскресением Христовым все исполнилось.» Тора это не только Закон, это еще и Учение, и Писание. Греческое слово Логос вполне соответствует еврейскому слову Тора. Потому, что истинная Тора, как и истинный Логос на Небе пребывает и с Небес сходит и перелагается на земной хотя и сакральный язык. Тора открывает людям Путь Жизни и Христос, воплощенные Логос-Тора — глагол Божий не отменяет, а именно исполняет — являет и проходит этот путь до конца. Исполняет — значит здесь то, что во-первых Сам ограничивает Себя исполнением заповедей Торы — соблюдает и субботу, и кашрут, и даже положенные жертвоприношения, исполняя Закон в Совершенстве, Он не отменяет Его, как прямо выше и сказано, а доводит до полноты, т.е. до того совершенного предела, исполнение которого вводит человека в Жизнь Вечную. Это хорошо видно в Нагорной Проповеди. Сказано око за око, а я говорю — не противься злому и т.д. Меньшая заповедь замещается большей, путем расширительного максималистского толкования. Подобно тому, не раз говорится Им о том, что если праведность Ваша не превзойдет фарисейскую — не войдете в Царство, все что они говорят — исполняйте, а по делам — не поступайте и тому подобное. Есть, правда, любимое язычниками место о том, что суббота — для человека, а не человек для субботы и не то оскверняет, что входит, а что выходит из сердца человека. Следует ли делать отсюда вывод о том, что суббота упраздняется, а сало разрешается? Я бы не стал. Про Субботу есть подобное выражение и в талмуде, а про кашрут в целом понятно из контекста. При том, при всем, конечно! говорится это все не внешним гоям (языкам), а погибающим овцам дома Израэлева или хотя бы прозелитам-эллинистам. Что же касается до Павловых толкований, то это его конек, — христиане из языков, но и большой соблазн, для иерусалемской общины. К этому еще вернусь, тут только отмечу, что Евангелие и слова Самого Мессии не могут быть для нас менее значимыми, чем одного из Его учеников, тем более, что и заочного.

 

3. «С соблюдением субботы я прихожу вообще в ступор… если бы соблюдение субботы было так важно, и так важна была опора на декалог, то и язычников бы обязали соблюдать субботу. Те, кто соблюдают субботу, ищут оправдания делами Закона. А ведь Закон (его нравственная часть) нужен, чтобы проявился грех. Несоблюдение субботы грехом не является, иначе апостолы не оставили бы это без внимания». Соблюдение Субботы заповедь, которая хранит Израэль вот уже более 20 веков, не позволяя ему смешиваться с язычниками. Как говорят мудрецы-талмудисты: Суббота хранит тех, кто хранит ее. За чем же тут дело стало? Есть прямая заповедь в декалоге, центральная, о том, чтобы не работать в день седьмой. И Христос с учениками ее соблюдает, несмотря на всякие там терки про исцеления и колосья, что являлость для того времени именно вопросами спорными, допускающими разные толкования Торы. Таким образом, т.н. Ветхозаветная Суббота отражает два аспекта — отдых Всевышнего в день седьмой, заповеданный и всей твари, и 2-й выход из египетского рабства. Тут отдых = свобода от непосильного и ненужного труда, свобода детей Божьих. Но в Новом Завете сама Суббота наполняется новым глубоким смыслом. Ведь именно в этот день Иисус почил и пребывал, «субботствовал» во гробе. Именно в этот день Он упокоился, сошел в шеол и там возвестил мертвым освобождение от рабства тлению и смерти. Ветхий Завет прообразовательно говорит нам о том, что в день седьмой Господь почил от дел Своих, а Новый уже раскрывает то, как это было. Как и в случае с Пасхой Воскресной — жертвенный агнец прообразовывал Жертву Христову, так и в этом случаем с Пасхой Крестной, Суббота ветхая прообразовывает новую Субботу Покоя во гробе, исполнение того прообраза о почившем Творце, который дан был Израэлю в прологе Бытия и в событиях Исхода. Нужно ли говорить о том, что для христиан Суббота, как и Пасха Крестная не имеет теперь значения, что в Свете Воскресения это все теряет смысл? Очень сомневаюсь. Более того, без понимания и погружения в осмысленность Пасхи Крестной, со-распятия со Христом и со-схождения с ним во ад, ради спасения Адама, возможно ли и Со-Воскресение с Ним? Но почему же тогда, апостолы не передали это христианам из язычников? Я полагаю именно потому, что это было несвоевременно на тот момент. Им было передано в первыю очередь то, что они могли худо-бедно вместить и понести. Как и сейчас, тогда уже были известны в Израэле т.н. заповеди Ноя, относящиеся ко всему человечеству. Вот они их и передали как начальную основу для утверждения новых общин среди прочих народов. Никто же не думал тогда, что эти общины разрастутся и впоследствии сделают харакири самой первоапостольской общине иудео-христиан. Впрочем, это уже другая история.

 

4. «Христос — конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.(Рим. 10:4) Причем слово τέλος (1. конец, окончание, завершение; 2. Цель), и в первом, и во втором значении, полностью соответствует принципу смены Заветов с дел на веру. Танах должен был привести ко Христу и дать Ему возможность родиться. Он это выполнил. Танах определил грех. Но Христос освободил нас от греха. Мы стали свободными, и свобода даруется через веру. Цель Танаха полностью реализовалась во Христе и Его Церкви в рамках Нового Завета»Что значит стать свободными? Христос говорит: познайте Истину и Истина сделает Вас свободными. Иоанн говорит: Закон дан был через Моисея, а Благодать и Истина произошли через Иисуса Христа. Вроде бы все ясно, на первый взгляд. Человек подзаконный — невольник, а «невольник — не богомольник», как гласит пословица. Но копнем глубже. Израэль, как таковой, формируется и рождается, как совокупность свободных племен по числу 12 колен детей Иакова. Свободу они обретают при Исходе из Египта, ради нее блуждают и 40 лет по пустыне, чтобы умерло поколение имеющее рабскую психологию и родилось новое — свободное. Сам завет со Всевышним — основа для такой Свободы, потому, что он основан на главной и фундаментальной ИСТИНЕ о том, что Сущий Бог Один, а все прочие … идолы и/или служебные духи. Им нельзя поклоняться, потому, что это блуд, т.е. отвратившесь от Единого Всевышнего, впадешь в зависимость от своих кумиров. Они не источают Дух, но лишь перераспределяют его. Начнешь кормить своими действиями и энергией кумира и он будет расти, как джин, в арабской сказке, а ты умаляться и подчиняться ему, порабощаться своей любимой страсти, терять свободу. Именно поэтому Господь так ревностно относится к Своему народу, что Он желает их свободы и благополучия. Именно поэтому Он сам сметает с их пути те народы, которые наиболее подвержены деградации и рабству, что пуще всего проявляется именно в развратных оргиастических культах с последующем жертвоприношшением младенцев, которых просто нечем и некогда кормить. (Недалеки ныне и мы от них с нашими прогрессивными абортариями и транссексуальными и трансгендерными изысками).  Итак внимательно изучив историю Израэля видно, что его свобода вела к исполнению обетования, а его обольщение — к потере свободы. Об этом и говорит Сам Христос фарисеям, когда те утверждают, что они дети Авраама и никогда не были рабами. Он обличает их в том, что те предпочли славу человеческую, явлению Славы Божией. Т.е. фактически отступили от Торы, и утратили ту свободу, которую обрели в пустыне отцы их. И здесь Тора не есть внешний закон, а есть внутреннее устроение, та Живая Тора о которой постоянного и говорит Израэль, даже до сего дня. Да, Христос — конец Торы, как наконечник есть конец стрелы, Он Его предел и цель. Да, ТаНаХ отделяет грех от праведности (тупиковые пути от верного) и служит тому, чтобы Христос родился. В т.ч. и м.б. главным образом — Родился в нас. О чем хорошо пишет Майстер Экхарт, но и не только. Важно понять другое, суть Нового Завета не в обобщающем упрощении и сведении всей Торы к 2-м заповедям — о ЛЮБВИ к Богу и к ближнему, а в том, чтобы все уверовали в то, что Иисус есть Божественный Логос, что Он от Бога исшел, и показал к Отцу верный и совершенный Путь, а он не в этом обобщении, а в НОВОЙ Его заповеди — о такой любви, которую Он явил и заповедал — вплоть до смерти и смерти крестной, при том не только к ближним своим, но и к врагам. А о том, что вся Тора сводится к 2-м главным заповедям учил еще и рав Гиллель, что, впрочем, не означало никогда того, что саму Тору изучать не нужно. Но вернусь к Иоанну. Есть история о Преображении Христовом. Иоанн там тоже был. С кем беседовал Христос? С Моше и Элияху. Так не тогда ли получил Тору Моисей? Закон был дан через Моисея — не об этом ли со-бытии на горе? Но до времени чего-то, видимо, не хватало. Благодати и Истины? Не уверен, что это верно, но в русском языке слово благодать неразрывно связана с Духом Святым. Если мы примем, что не хватало Духа исполнять всю Тору у потомков Авраама, то, кажется, будем недалеки от Истины. И этот Дух Церкви дается. При этом дается именно в день, когда праздновалось дарование Торы. Дух Святой (Благодать) тут не противостоит Торе (Закону), а изливается, как главнейшее условие Его исполнения. Без благодати нет никаких сил этот Закон исполнить в той мере, в которой Его исполняет и завещает Сам Христос — Законодатель, воплощенная божественная Тора-Логос. Если мы уберем любой из этих двух элементов, то увидим, что все скатывается либо к фундаментальному безжизненному возвеличиванию идеального, но внешнего Закона, в котором каждая буква свята, а сам он подобен сияющему кристаллу изо льда, с которым работает бедный Кай. Если же мы уберем саму Тору и оставим только неизреченные наития святого Духа, то очень скоро перестанем различать где путь к Жизни, а где путь к смерти, утратим божественный Логос и окажемся среди пантеистического языческого мировосприятия, с его нью-эйджерской обезличенной духовностью. Только в совокупном единении Духа и Смысла (Торы-Логоса) мы можем обрести «таинственную, сокровенную Божью мудрость, предначертанную Богом для нашей славы до начала времен. Ее не познал никто из повелителей этого мира, потому что, если бы они познали ее, они не казнили бы на кресте Господа славы»

 

5. Что же касается нелепого Павловского противопоставления веры и дел, то я склонен это рассматривать только как педагогический прием, при том неудачный, который сыграл из-за его косноязычия весьма злую штуку в истории церкви. Ведь вся эта нелепая возня-грызня между протестантами и кат(ф)оликами была бы невозможна, если бы он не стал разделять неразделимое, потому, что и дела не спасают, если нет веры, но и вера — не вера, если нет ее выражения в делах. Лютеранский принцип соло фиде и соло скриптура есть лишь реактивный контрвыпад и соблазн для церкви, подобный тому, как соблазном было и протипоставление Закона и Благодати. Мы же хорошо видим, что эти противопоставления есть лишь повод для разделений и горделивого противостояния, что не спасает само по себе ни то, ни это, а спасает только Бог, который действует в этом мiре двумя руками: Словом и Духом, Законом и Благодатью, Судом и Милостью, или как говорит св Иоанн Златоуст в Пасхальном послании: «и дела приемлет и намерение целует».

 

6. Ну и последнее. Про адресата и полезность. Безусловно, «мессианские евреи» или же «евреи за Исуса» главной своей целью полагают обращение своих братьев из народа иудейского. Поэтому до нас им вообще не очень то и есть дело. Я не замечаю различий между этими двумя движениями и склонен полагать, что этнических евреев там подавляющее большинство, если и не 100% кошерных, то хотя бы отчасти и на четверть. В то же время, я полагаю, что в настоящее время, обольщение языко-христианства победоносным шествием по планете проходит, а стало быть все возвращается туда, откуда появилось. А появилось оно всё из Иерусалема из общины учеников Христовых посреди Израэля. Вообще сам Израэль мы можем мыслить тремя, даже четырьмя, разными образами. 1. Как этническую группу потомков Авраама, Исаака и Якова. 2. Как религиозную общину людей, исповедающих иудаизм. 3. Как общину верных Богу и Христу — т.н. новозаветный или новый Израэль — Церковь. 4. Как духовную общину подлинно свободных людей, опирающихся на Истину и сохраняющих верность Всевышнему. Понятно, что границы у всех этих групп различны и они могут долго спорить между собой — кому принадлежат обетования. Но это по части человеческой славы, которая противна Славе Божьей. Важно другое, тот же заочный ученик Христов прообразовательно пишет нам о том, как в конце времен все будет покорено и покорится Богу: «Христос Воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, такчерез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Емувсе покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор 15).Пока же этого не случилось, мы имеем еще время для работы. Есть такая шутка про перевод писания с языка на язык, в конце завершив круг, переложений, автор увидел, что «спирт выдохся, а мясо протухло», что не вполне соответствовало его идее о то, что «дух бодр, а плоть немощна». Так вот и у нас современное положение церкви, будь то основанной на вере (духе), будь то основанной на камне (делах), далеко от совершенства. Далека и синагога со своим талмудическим иудаизмом и постхристианским реваншизмом. Протестантизм обратил свое внимание на иудеев, а те — на Христа и в этом залог некой новой собранности той первой общины учеников Христовых, которая одна и может соединить в Едином Завете распадающиеся обломки старого мiра. Жаль только, что православная ветвь Церкви не желает иметь с этим ничего общего, ни проводить рефлексию своей истории в свете новых данных о корнях своих традиций, ни отказываться от своих горделивых притязаний на замещение Израэля древнего — новым, ни предоставлять в своих общинах места для христиан из иудеев, сохраняющих верность всем заповедям Торы, ни свидетельствовать о своем духовном опыте стяжания Духа Святого на путях усыновления во Христе. Только протестанты, как наиболее мобильные и свободные части христианской церкви включились пока в этот процесс интеграции, и самую малость католики, православные же как наседки сидят на своих крашеных яйцах-скрепах и кудахчат: Истина только тут у нас, мы ее храним-блюдем и никому ее не отдадим. И не вдомек им, что Истина, без свободного веяния, не созидает духовной Жизни Церкви, а лишь иссушает ее поработителя, как иссушало изнутри Кащея его Кольцо Всевластия.

 

Есть тут, правда, еще один существенно важный момент, который я имел на виду, но упустил, пока писал о НЗ-ной Субботе Христа. Как апостол Павел говорит Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Так и мы можем сказать, что соблюдение Субботы ПОЛЕЗНО как раз для изучения этого Писания. Чтобы в суете, среди пены дней, был такой остров ПОКОЯ, когда человек мог бы и, потому, должен заниматься не земными заботами, а изучением Духовных Основ своего Бытия.  Т.е. этого самого Писания, в свете Предания, конечно. Откинув Субботу, как такой специальный день, мы получили народ куда менее грамотный, как в понимании, так и в соблюдении Закона Божьего, чем народ древнего Израэля. Впрочем, не только древнего, но и современного, если иметь в виду религиозных, а не светских евреев. Именно это имеет донести утверждение о том, что Суббота хранит тех, кто хранит ее. То, с которого я начал 3-й пункт.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:30 21.04.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Насчет движения «Евреи за Иисуса» — то там понятно, что все представители этнические евреи. А у мессианцев точно море не евреев, если б не знал бы людей, не писал бы. 


    Павел хоть и заочный ученик, но избранный сосуд Духа. Но даже если согласиться с вами, то я не нахожу в словах Христа заповеди о субботе. В том что он учил прямо словами «А я вам говорю…» о субботе — ни слова.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:16 22.04.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Жаль, что в МДС меня учили совершенно другой истории. Я это учту. Спасибо Константин, прочитал материал по вашей ссылке и прозрел. А критично про Иосифа Волоцкого читал и у Кураева и про Геннадия Новгородского тоже. И критиковал канонизацию Геннадия Новгородского в статье по канонизации

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:02 22.04.2015 / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    “Если же мы уберем саму Тору и оставим только неизреченные наития святого Духа, то очень скоро перестанем различать где путь к Жизни, а где путь к смерти, утратим божественный Логос и окажемся среди пантеистического языческого мировосприятия, с его нью-эйджерской обезличенной духовностью. – Думаю вы сгустили краски и… не доверяете Духу. Кстати, в Тору я не включаю Новый завет. Думаю, что если опираться на него и просвещение Духа, то этого вполне достаточно. Т.е., глубокому изучению подлежит Новый Завет. И не обязательно на основе иудейской традиции. А Танах можно читать для тех целей, о которых говорит Тимофею Павел. И довольно.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


один + 1 =