Кто и кому сказал: “вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло”? (Быт. 3:22)

09.10.2013 / / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

tissotВопрос Кто? не такой уж бессмыссленный, хотя в стихе сказано Господь Бог. Ведь книги Моисеевы были потеряны и вовсстанавливались по памяти. Но вопрос Кому? – навеян вашими размышлениями о богах Древней Греции, и особенно о Змее, как исходнике всего сонма богов всех поколений греческих мифов. Ни во время учёбы ни в Интернете ничего внятного не нашёл. Кругом одна ирония в разных формах Бога по отношению к Адаму. Толкования похожи на выкручивания сектантов, когда прижмёшь их аргументами к стенке. Ощущение, что люди толкуют самую поверхность. А глубже копнуть не могут. Что думает народ, по поводу толкования на этот стих? Особенно хотелось бы мнения Пендрагона и Вячеслава. Лично я просто чувствую, что должно быть что-то более прямое и ясное, чем вымученные пояснения у Лопухина и витиеватые у Златоуста.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:39 09.10.2013 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да, стих очень интересный, спору нет. Я посмотрю, возможно из этого родится полноценное толкование. Нос кажу наперед. Думаю, дело не в иронии Бога к Адаму. Просто надо держать в уме то, что знать добро и зло, и быть добром или злом – это радикально разные вещи. Онтологического зла вроде бы нет вообще, в природе. Закрепленность демонов во зле – это результат выбора воли группы ангелов, которое могло коснуться изменения природы ангельской в демонах, как склонность ко злу проникла через грех в природу человека. Но ничего злого в базе Бог не создавал, поскольку сам есть Добро. Адам же не ведал зла до падения.
    Но тут есть ещё один аспект – обещание Еве от Змея. Но об этом позже.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    22:53 09.10.2013 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Змей обещал Еве, что “Не умрёте… прозреете и сами станете как боги – познаете добро и зло” (по РБО). Змей обещание выполнил (Адам с Евой опытно познали зло в виде нарушенной заповеди и приобретения наклонности ко злу), но по коварству не договорил, что чтобы стать подобно богам-демонам нужно стать вечным и съесть плод от дерева жизни. Попробую сделать следующее предположение. Ангельская природа не имеет в себе вечности и вкушает от древа жизни. Часть ангелов, которые пали тоже вкушали от древа жизни. Но потом, видимо, Господь их отлучил от этого и они перешли на питание чужими жизнями от жертвоприношений. Человек не может питаться таким образом, потому и умирает в конце концов. Чудовищная ненависть язычников и демонов видимо связана с тем, что христианство везде ложит конец языческим жертвоприношениям и поклонению бесам.
    Но я отвлёкся. Думаю, сказанные слова, а в РБО еще жестче (познал), чем в синодальном (зная), сказаны совсем без иронии, поскольку ангелы имели свободу выбрать добро или зло, значит знали его опытно, а Бог, хотя и является абсолютно простым Добром во все полноте но знает зло в своих творениях. Мы часто встречаемся в Писании со словами: “Ибо знает Бог, что дела их злы”. Чтобы знать зло не обязательно познавать его опытно. Змей подставил человека по полной, и сделал смертным, и склонным ко злу, и добился удаления от древа жизни. Кому Бог говорил? Адаму, Сатане (поскольку ему только что был вынесен приговор и он мог быть здесь) и возможно присутствовавшим херувимам (могли невидимо для Адама присутствовать и другие ангелы и демоны), которым было сказано охранять дерево жизни. Думаю, оно всегда охранялось, чтоб отпавшие демоны от него не вкушали (Но последнее предложение – это моя догадка, всего лишь). На вопрос кто? Бытие чётко говорит – Господь Бог. Не вижу проблем с этим вопросом. Мог бы сказать и один из херувимов. Но гадать об этом не вижу смысла. Сказано чётко

  3. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    23:02 16.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Человек имеет в себе образ Бога, но не подобен Ему, поэтому и сказано ” как один из нас”, но не один из нас. Причина этого кроется в различном механизме познания человека, как творения, и Творца.
    Человеческое познание осуществляется духом, и по принципу подобия, а конкретнее, духовного подобия.
    1.Кор. 2.12. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога.
    Следовательно, человек может познавать зло, только приняв в себя дух зла, изменяющий волю человека для него необратимо- “помышления сердца человеческого – зло от юности его”.
    Бог знает зло иначе, так как Бог познает не в проявлениях, по принципу подобия, а являясь истиной, Сам создает сущность всех творений, духовных и материальных. И зло для Бога – это неправильное, греховное проявление бытия творений. Другими словами, неправильное использование творениями их жизни, данной Богом, Который и есть жизнь.
    Добро и зло – это противоположности, возникающие в бытии творений в результате свободы воли ангельской иерархии и человека. Их борьба относится к существованию творений, обладающих свободной волей. Добро -это совпадение воли творения с Божественной волей, а зло – это направление воли творения против воли Бога. Таким образом, добро и зло -это проявления воли, как главного духовного свойства, которое еще соотносят с сердцем. Грех – это проявление разума, так как грех – это осознаваемое зло, которое может совершать на земле только человек.
    Единство противоположностей добра и зла заключается в жизни, как источнике любых действий, т.е. в Боге, Который есть “путь, истина и жизнь”, а также любовь. Следовательно, нет сущности зла, так как зло не сотворено Богом в виде творения, но является неправильным, греховным проявлением бытия творений.
    Трагедия человека в том, что он не может сознательно изменить свой дух, его главное свойство – волю (сердцу не прикажешь), что и определяло беспросветное духовное рабство человека до прихода Спасителя. Только святым Крещением дается возможность изменить свою волю путем сотрудничества с Богом через молитвы и Таинства. Но это требует упорного труда, настоящей духовной брани против “мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных”, так как даже после принятия Крещения “от юности моей мнози борют мя страсти”.
    Исходя из приведенных рассуждений, можно ответить на поставленный вопрос так: Бог Троица сказал это Себе, или же Бог Отец сказал это Двум Лицам Троицы, как соТворцам, потому что никто, кроме, Бога Отца не является “Творцом неба и земли”, сущностей ангелов и земных творений. Иначе, нужно предположить, что какой-либо ангельский чин, пусть даже Серафимы или денница, созданный особо, является сотворцом неба -духов и земли, т.е. творцом самого себя. Но это противоречит православному символу веры.

  4. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    12:46 17.10.2013 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Если Бог это сказал двум другим лицам, то приходится допустить иронию Бога к человеку в его новом бедственном положении. Не вижу проблемы, чтоб это было сказано и присутствовашему Сатане и другим Херувимам, раз это сказано Адаму. И ангелы и Адам – творения. Я когда задавал вопрос, мне вообще казалось, что эти слова мог сказать и не Бог, а не падший херувим, охранявший дерево жизни. Ведь ангелов называди богами с маленькой буквы. А восстановление утерянного во время Вавилонского пленения Закона, могло привести к подмене субъекта.

  5. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    19:12 17.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Возможно, я не четко донес свою мысль.
    Бог сказал: “один из Нас”, равным Себе, а не творениям. В тексте Писания слово “Нас” написано с большой буквы. Ключевыми словами в этой цитате являются “знать, и как один из Нас”
    Богу нет равных в том способе знания, который назван истиной. Бог не познает в человеческом смысле или в смысле ангелов, которые познают и развиваются при помощи познания, уподобляясь познаваемому по его духу. Один Бог есть истина, поэтому Он извечно обладает пределом любого знания, зная добро и зло , не так как творения.
    Кроме того, Бог уже сказал, что хотел и жене, и змею (сатане) и Адаму.
    Очевидно, что Писание дано человеку, и то, что сказал Бог, обращено к человеку, который упомянут в третьем лице. Это объявление человеку нового состояния его природы, следствием которого является смерть. Какая уж тут ирония. Если рассуждать в подобном русле, т.е. очеловечивать Бога, то можно сказать, что когда Бог пришел в рай и искал Адама, удивляясь его стыду, то Бог хотел разыграть или подколоть Адама. Ведь известно, что Бог Вездесущий, поэтому Ему не нужно никуда приходить, также Он Всеведущий, поэтому Он был в момент искушения рядом с Адамом и знал, что происходит и куда это приведет. Вопрос был в проявлении свободной воли человека, поэтому Бог не стал вмешиваться.
    Также и сказав” Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему..”, Бог
    Во- первых обращался к лицам Троицы, а не к ангелам , которые наверняка при этом присутствовали, и служили Богу, как служебные духи.
    во- вторых, сотворив человека “по образу Божию”, а не по подобию, Бог явно не забыл это сделать – сотворить по подобию, и не сделал этого не для того, чтобы потом посмеяться над глупым человеком, который захотел стать подобным Богу, съев пару яблок.
    Бог общается с человеком по-человечески, поэтому ” приходит”, “удивляется”, “гневается” и тому подобное, но приписывать Богу черты человеческого характера, его несовершенство, неправильно.
    Антропологические искажения в Богословии являются системной проблемой и исходят из ограниченности человека временем, пространством, веществом, а также ввиду поражения человеческого духа “семенем тли”, через которое он предается “желанию сатаны “, и поэтому обладает негативными чувствами.

  6. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    19:20 17.10.2013 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Юрий, очень всё ясно, и могу согласиться, но разъясните, что вы здесь хотели сказать?
    “во- вторых, сотворив человека «по образу Божию», а не по подобию, Бог явно не забыл это сделать — сотворить по подобию, и не сделал этого не для того, чтобы потом посмеяться над глупым человеком, который захотел стать подобным Богу, съев пару яблок.”
    Особено: “сотворил по образу, а не по подобию”?

  7. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    20:23 17.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Если кратко,то образ Бога – это возможность достичь подобия Богу, т.е. возможность обожествления: из первого Адама- души живущей, стать последним Адамом – Духом животворящим. Подобие определяется в действии, а образ -это потенциал. Никто из творений, даже ангелов, не обладает жизнью в самом себе, не является истиной и любовью. Но главное – это жизнь, так как спасение – это обретение жизни вечной.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


2 × = десять