Сегодня, когда доча натягивала цветастые наклейки на яйца, посетила такая мысль. Зачем люди красят яйца на Пасху? Нет, предысторию я, конечно, знаю, – и про императора, и про Магдалину, и про покрасневшее яйцо. Известны, правда, мне и древние языческие традиции дарить яйца, как символ новой жизни, а христиане красному цвету приписали красный цвет, не желая расставаться с языческими привычками.
Но, кстати, о втором мотиве, знают немногие. Ибо лишний раз напоминать о базовой сублимации язычества Закон Божий не любит. Потому самая рабочая версия: покрасневшее яйцо пред очами императора для подтверждения воскресения Христова.
Но я не об этом.
Даже если допустить, что миф о Магдалине и Тиберии – чистейшая правда, то яйцо, ведь стало красным в результате чуда, чуда одноразового, спровоцированного фразой самого императора. Но христиане-то красят яйца краской, а не, помолившись, просят Бога перекрасить их. И оправдание на первый взгляд выглядит вполне пристойно – мы вспоминаем чудо Магдалины. Я же увидел в этом готовность принять любой рукотворный фейк, и этим прикрыть неготовность к личной инициации чуда. Сама традиция делать руками то, что изначально было чудом, незаметно нивелирует чудеса.
В этот раз я и на крашанки посмотрел, как на готовность к рукотворному, к надежде на себя, чтобы чем-то закрыть неготовность к живой вере. Не могу до конца выразить идею, но как-то неуловимо этот символ отбивает само желание поверить и получить по вере. Уже давно раскрыта фейковость «благодатного огня» самими иерархами, как ежегодного «чуда по расписанию». Таинства – гарантированы церковью, и Бог просто обязан оказаться «волшебной палочкой» в руках священника. Святость – получим через святую воду, которую батюшка сам и «нашаманит», яйца – сами покрасим.
И места для действия Бога – нет. Мы Его выбрасываем из личной области веры, хотя и оставляем Ему место в таинствах, которые от нас не зависят. Нет на Него надежды, живой и твёрдой. Без этого и вера чахнет, даже та, которая была в момент рождения в вере. О любви же и речи не может быть. Делать за Бога – тупиковая традиция, укрепляющая духовный тупик маловерия.
Море суеты: испечь, сварить, покрасить, посвятить, а толку – ноль. Если не «минус». Ибо рождается чувство выполненного долга перед Богом. Особенно, если к тому же отстояли всю ночную службу. А ему не суета Марфы нужна, а внимание и любовь Марии. Кушать, конечно, нужно, но едим мы и так всегда. В этой же суете, есть нечто, как будто мы что-то делаем ради Бога.
Бог же ни в чём не имеет нужды. И если и желает чего-то от нас, то нашего внимания, по образу Марии, сидевшей у ног. В Пасхальной суете Марф это видно меньше всего. А крашеные яйца, пасхи и куличи – это просто «латка», прикрывающая зияющую дыру в сердце ненужности самого Бога.
Я не скажу, что я испытываю огромную потребность, как некоторые мои духовные друзья и что я великий молитвенник, но я хоть признаю существование этой «дыры», и даже не пытаюсь её прикрывать. Я очень хотел бы иметь потребность в Боге, острую и молитвенную. Потому, постепенно отказывался от всей околорелигиозной шелухи и обрядовых сублимаций религиозности, ещё будучи православным. И от Пасхальных – тоже.
А этот блог-пост о крашанках… повод лишний раз увидеть склонность фарисейской веры к фейковости и к навязываемой Православием парадигме «мы сами», вместо – «по вере». Потому и «оскуде преподобный» очень давно и критично. Ибо Бог особо и не нужен, если есть море суеты «ради Бога».
Кванты и матрица мира прогибается под силу веры человека, горы прыгают в море и переходят с места на место, а мы красим яйца и от лампадки или зажигалки поджигаем «благодатный огонь» раз в год.
Лучше ничего не делать, чем делать так.
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.