Если свет, который в тебе, – тьма (Мф. 6: 23)

24.06.2014 / / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

Современный русский перевод

22 Глаза — это светильник для человека. И если глаза здоровы, весь человек полон света, 23 а если глаза больны, человек весь окутан тьмой. Но если свет, который в тебе, — тьма, то какова тогда тьма?! (Мф.6: 22-23)

 Синодальный перевод

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф.6: 22-23)

 

Вводные

  • Первое, что бросается в глаза, это разные объекты освещения светом (я специально подчеркнул). Согласитесь, тело – это не человек. Исходя из толкование учителей и отцов церкви, «человек» подходит больше, а «тело» – сбивает с толку. Ведь существовали и толкования, где Господь выступает чуть не в роли офтальмолога, толкуя, какую роль для тела играет зрение.
  • Эти два толкуемых стиха резюмируют сказанное в 5-6 главах Радостной Вести от Матфея. Сразу же после этого пошла совершенно другая смысловая направленность проповеди. Хотя это и продолжение Нагорной проповеди, как и 7 глава, но это уже другая нацеленность и смысл. Ниже, я это покажу. Потому расшифровку сказанного Господом нужно будет искать в предыдущих текстах.
  • Толкуемые стихи – явная притча, требующая аллегорического объяснения. Хотя митр. Антоний Сурожский рекомендует всегда искать простые смыслы (я с ним полностью согласен, и в предыдущих толкованиях старался так приступать к делу), но в данном случае, прямое толкование не будет выделяться отдельно, поскольку аллегорическое толкование будет иметь выраженный антропологический аспект.

 О «глазах», «свете» и «тьме»

нагорнаяВ притче есть два света: «свет» в себе и «свет» для нас. «Свет» в себе – это добрые дела человека безотносительно мнения окружающих об этих делах. «Свет» для нас – это лицемерная демонстрация добра, при его внутреннем отсутствии. Глаза – видят, формируя потребности, желания и намерения ума и сердца. Причем, сердце – это источник желаний и страстей. Их следствия бывают в виде удовольствия или скорби. «Необрезанное сердце», сердце неверующего человека или маловера, выражаясь словами Спасителя, может желать и доброго и злого. Но поврежденность человеческой природы грехом приводит к тому, что большинство наших желаний, страстей и их мотивов – злы и греховны. Об этом и Господь говорит: 21 Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам, убийствам, 22 супружеским изменам; оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость. 23 Все это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым». (Ин. 7: 21-23)

«Обрезается» же сердце умом, который может контролировать желания сердца, тестируя и анализируя их совестью и принятыми стандартами по той системе ценностей, которую человек сформировал на конкретном этапе своей жизни. В систему проверки желаний сердца могут входить встроенные Богом критерии различения добра и зла (совесть), а также человеческие представления о нравственности, юридические нормы, корпоративные правила и т.п.

Глаза – основной источник информации для человека, потому называются «светильником для человека». В просторечии продукты ума и сердца могут отождествляться с результатами увиденного для неученых людей того времени, присутствовавших на проповеди. Об этом и Господь говорит по поводу зрительной похоти. 28 А Я говорю вам: даже тот, кто взглянул на женщину с похотью, согрешил, нарушив мысленно верность. 29 Если твой правый глаз тебя вводит в грех, вырви его и отбрось! Для тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет, а не все твое тело бросят в геенну. (Мф. 5: 28-29) Но ведь не глаз же вводит в похоть и не одним правым глазом смотрит мужчина на женщину. Саму похоть порождает сердце, и даже ум, привыкший именно так интерпретировать подобную зрительную информацию.

Т.е., одну и ту же зрительную информацию ум разных по степени «нездоровости глаз» может по-разному интерпретировать. У «здоровых» и «больных глаз» от одной и той же зрительной информации могут сформироваться даже разные желания сердца. Хам, увидев пьяного отца обнаженным, посмеялся над ним, оскорбив его, и предложил эту насмешку разделить братьям. Ум не работал вообще. Что смешного в голом пьяном человеке? Они же, только представив эту картину в уме, отказались на это смотреть, и подходя спиной к отцу, набросили на него покрывало. Хотя они были нормальными людьми, и над тем что действительно смешно, могли бы посмеяться. Но ум вмешался, сказав, – не смешно, а совесть подсказала, что кроме того, что не смешно, так это еще и отец, которого Бог заповедал уважать. И смеяться нельзя ни над кем, если тебе самому не нравится, когда над тобой смеются.

Таких примеров можно привести много из древней и более новой истории, когда либо от увиденного сформировались разные потребности, до диаметральности, либо потребность могла быть заблокирована голосом совести. В одной из своих статей я приводил выдержку из размышлений Рэнсома в «Переландре» Льюса, где голос совести просто ответил на жадность сердца испытать удовольствие от вкуснейшего плода: «Но ты же не голоден, не стоит больше есть». Но суть механизма та же. Ум вместе с совестью есть «светильник», получающий огонь/электричество от глаз. А свет или тьма/чад – это уже результат волевой деятельности человека во взаимодействии ума и сердца – его дела. Такой вывод позволяет сделать внимательное изучение всей предыдущей части Нагорной проповеди. Вот одно из прямых указаний на такое понимание результата наличия у человека «здоровых глаз»: Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца. (Мф. 5: 16)

Здоровый ум верующего человека блокирует греховные желания сердца, приучая его так не желать вообще, постепенно, на протяжении всей жизни. Если ум не в состоянии сам побороть страсти сердца, то он может в молитве попросить поддержки у Бога. Помогает уму совесть, которая изначально встроена в человеческую душу для различения добра и зла. Если ум старается заблокировать греховные желания и страсти сердца, то во фразеологии толкуемого текста это «здоровые глаза».

«Здоровые глаза» – это когда воля человека приводит преимущественно к добрым поступкам и словам. Добрая воля исходит из принципа контроля совестливым и просвещенным божественным откровением умом желаний сердца. Если сердце где-то и «прорывает оборону», то это случается все реже, по мере упорядочивания жизни человека согласно евангельским ценностям. Если же в балансе между умом и сердцем чаще побеждает сердце, то такого человека называют безвольным, поскольку он ведом своими страстями и похотями.

Это состояние, когда ум, пользуясь искаженной мирской системой ценностей, самостоятельно берется судить о том, что есть добро и зло для него лично. Т.е., это уже относительное добро и зло от людей, а не от Бога. Отказавшись от совести, или частично подавив ее, или полностью ее игнорируя, ум грешного человека с повреждённой природой бывает легко обманут сердцем, бесами или людьми. Такие «глаза» называются «больными».

Кстати, желания и намерения может формировать и ум, без участия сердца. Мы можем, насилуя свою поврежденную природу, творить добрые дела волевым актом от ума. Эти дела видны сразу окружающим своей «сухостью». Люди в таких случаях говорят, что в таком то деянии «нет сердца». Это, как правило, первые шаги верующего человека в борьбе с греховными пожеланиями сердца. Ум приучает сердце к добру, которое для него неестественно. И только длительный навык «принуждения к добру» может заставить сердце включиться в продуцирование добрых желаний. Тогда добро из глубины видно окружающим. Это действие «света в себе», который виден людям, и они без подсказок понимают душой, что это действие сердечной доброты.

Ум может и обманываться, не замечая мотивации гордыни разных оттенков из сердца и самого ума, когда добрые дела совершаются ради славы от людей. Доброе дело таковым и остается для других людей, но портит субъекта таких дел, и лишает его награды от Бога. Потому базовое аскетическое учение православия учит борьбе со страстями. Ведь если страсти не утихли, ум с ними не борется, а начинает мудрствовать, пытаясь жить и по страстям сердца и от ума творить что-то доброе, то это доброе остается холостым, вводит в заблуждение о богоугождении и любви к ближнему. При этом, само доброе не находит места в сердце, чтобы там закрепиться. Страстям, и тем тесно. Это, по сути, состояние души фарисея, которое осуждает Господь, как лишающееся награды Бога, когда гнилое не выздоровевшее дерево пытается приносить добрый плод из последних сил. Это только подрывает и усугубляет его состояние. Потому лечить нужно «дерево», сердце и ум, а «плоды», добрые дела, будут улучшаться вместе с процессом излечения.

Здоровым является «дерево», где не бывает так, что воля частично подчиняется сердцу, игнорируя совесть, а частично уму и совести, игнорируя сердце. «Светом» в себе могут быть дела которые идут от сердца, и совесть ума с ними соглашается. Сердечные людей немало среди неверующих, особенно среди женщин. Но большинство из них не имеют света в себе. В среде верующих правильная сердечность дел – редкость. Встречаются промежуточные варианты на разных стадиях излечения «дерева». Остальные имеют «больные глаза», поскольку Православная Церковь особо не утруждает себя рассказать верующим, что глаза у них больны и как их лечить. Потому и темная сердечность очень часто воспринимается как светлая, и люди «окутаны тьмой».

К слову, действительно есть половые особенности реализации воли, когда у женщин чаще рулит сердце, а у мужчин ум. При равных состояниях духовности, преимущество за мужским волевым механизмом принятия решений. И, я думаю, поэтому, а не по каким-то другим причинам (регулы, деторождение), женщине нельзя быть священником, а в семье главенство апостолом Павлом возложено на мужчину. Управлять должен тот, у кого воля более подчинена уму и совести. Мужчина в семье должен быть наставником для жены в духовном плане, доносить до нее осмысленные истины, договариваться корректировать свое «зрение» совместными усилиями. Правда, это натыкается на массу гонора и женского самолюбия сверх меры, и в большинстве семей это просто нереализуемая возможность в силу непонимания женщиной, почему она должна смиряться в духовном плане. И никто не берется это квалифицированно донести с амвона. Простое: «Должна, и точка, поскольку сказал апостол Павел», устроит только глубоко верующую женщину. Остальные, в большинстве своем, даже если видимо и соглашаются с авторитетом апостола, но внутри себя бунтуют против этого тезиса. А ведь все на поверхности. Главное, сказать и захотеть услышать. Конечно, бывают мужчины «сердечные» и женщины «умственные», но это исключения. Я написал об общем случае.

Резюмируя выше написанное, можно говорить о трех состояниях для человека, исходя из толкуемого текста:

  1. Состояние «полон света» («свет» в себе) – это уподобление Богу, Который был Светом, имел его в Себе, и тьма его не объяла. Возможно при «здоровых глазах» (уме и совести).
  2. Состояние «окутан тьмою» (света практически нет) – это отпадение от Бога. Дела такого человека преимущественно греховны с полным отсутствием понимания своего падшего состояния. Т.е., человек как бы слепой, духовно, «глаза его больны». И это подобно нахождению в темноте светильника, от которого одна копоть, и минимум света.
  3. Состояние «свет в тебе – тьма» («свет» для нас) – это уподобление дьяволу, в желании обмануть (отец лжи) мнение окружающих, духовно возвыситься над людьми при полном отсутствии оснований для этого. Т.е., имея на самом деле «тьму» внутри. Тьма реальная, сопровождаемая гордостью и ложью о свете, оказывается тьмой в кубе, потому и сказано Господом: «То какова же тьма?!»

Последнему состоянию, «света для нас», есть интересная параллель в словах Христа. Этому посвящен следующий раздел.

Отвержение очевидной истины

 Почти вся 6-я глава до толкуемых стихов посвящена одному: Смотрите, не выставляйте напоказ свою набожность, чтобы привлечь внимание людей. Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца. (Мф. 6: 1) Набожность – это доброе дело. Но выставление напоказ исходит из тщеславия, которое питает гордыню. Такое состояние развивает ханжество и лицемерие. Такой человек ничего от Бога не получает, раз получает от людей. Усугубление этого состояния может привести к поношению на Духа Святого. Ведь если в ханже не проявляется никаких даров Духа, а в другом они проявились, то ханжа по зависти может возненавидеть обладателя даров Духа, клевеща на него. В крайних случаях, может вспыхнуть ненависть и к самому Богу с ропотом, что не ему достались дары. В результате, чтоб охаять недоставшееся, данные дары называют «бесовским продуктом»: Он не изгнал бы бесов без помощи Вельзеву́ла, старшего над бесами. (Мф. 12: 24) Т.е., происходит отвержение очевидной истины. Изгнан бес. По верованиям самих евреев это можно сделать только силой Бога. Это очевидно и книжнику, и фарисею, и простому слепорождённому. 31 Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю. 32 Испокон веку не слыхано, чтобы кто‑нибудь сделал зрячим слепорожденного! 33 Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!» (Ин. 9: 31-33) Достойный ответ простого человека тем, кто говорил, что «Иисус – не от Бога». И если таким кощунственным образом переворачивается очевидный факт, да еще и религиозным учителем, то это и есть явная хула на Духа Святого.

Самое прискорбное в этом то, что человек то думает, что он излучает «свет», и является светом для людей (самообман больного ума). И ведет себя подобным образом, чтобы те, кто не видит его истинной сущности, воздали ему славу за внешнюю набожность. А на самом деле, он не просто «окутан тьмой». Это состояние Господь характеризует «запредельной тьмой» («То какова же тьма?!»). И при связке этих двух тезисов (о запредельной тьме и хуле на Духа) из Писания допустимо предположить, что те, кто выдает собственную тьму за свет, впадают или могут впасть в хулу на Духа Святого. 31 И поэтому Я говорю вам: все простятся людям грехи и богохульства, но хула на Духа не простится. 32 Если кто скажет хулу на Сына человеческого, будет прощен. А кто скажет хулу на Духа Святого, не будет прощен ни в этом мире, ни в будущем. (Мф. 12: 31-32) Такая связка допустима, даже если не происходит клеветы на Духа непосредственно. Ведь если некто, внутри будучи человеком жестоким и злым, пытается выдать себя за образец благочестия, то этим и поносится Дух, поскольку он отвергает истинное своё состояние. Ведь как бы он не рисовался на людях, все тайное становится явным, и его злые дела проявят его «тьму» и вызовут нарекания мира на того Бога, чьим именем я прикрывался. Это вредит спасению многих душ, и особо неприятно для Бога

Потому нет такому человеку прощения, ни здесь, ни в будущем веке. БОльшую «тьму» и представить сложно. Потому основная мораль такова: Ни в коем случае не пытайтесь выдавать свою низкую духовность за высокую. Ведь если люди вам поверили, поверив лицемерию, а вы их научили неправильно, например, человеческим заповедям, и они пойдут в ад из-за вас, то будет вам по слову Христа: А для того человека, кто поколеблет веру у одного из этих простых и малых, было бы лучше, если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море. (Мк. 9: 42).

Жаль, что об этом забывает Церковь, нахлобучивая в Предание то, чего нет в Писании. Устройство церковной системы сформировало возможности к проявлению в иерархии тех же явлений, которые кардинально осуждаются Христом, как «свет в тебе – тьма». И последние примеры недавно умерших духовных священников, находившихся под жестким прессингом своих архиереев, тому подтверждение. А это уже хула на Духа, когда не признаются очевидные дары, и по зависти открываются преследования за прикладную духовность. Подозреваю, что в церковной иерархии «световой тьмы» предостаточно, за которую поносят нашего Бога и нашу Церковь в миру. Так что, третье состояние по толкуемому тексту, самое безнадёжное, масштабно присутствует в церковной жизни. И каждому понимание толкуемого текста нужно больше для самодиагностики: ты – «пол тьмы», «тьма» или «тьма в кубе».

Свёртка толкования

Предыдущий материал был аналитическим толкованием. Далее, я попробую обратно синтезировать и последовательно свернуть частные допущения к исходному толкуемому тексту из Радостной Вести. Мне, надеюсь и вам, это поможет лучше осмыслить экзегезу. Тем более, что есть люди, склонные к разным видам мышления. Потому каждый лучше усвоит более привычный ход мысли. Кроме того, одно и то же состояние объяснено в одном смысле, но разными словами. Это тоже позволит лучше уяснить толкуемое.

Резюмируя всё вышесказанное, мое прочтение толкуемых стихов такое:

Ум человеческий – это инструмент получения и обработки информации о потребностях человека и возможности удовлетворения его желаний. Потребности в поддержании жизнедеятельности  объективны, а желания – субъективны, и часто могут усиливаться сверх меры, превращаясь в страсти.  Сами желания находятся в нашем сердце, но иногда могут продуцироваться и умом. Они могут быть греховными, нейтральными и богоугодными. Греховная сущность человека продуцирует преимущественно греховные желания, исходя из своей поврежденности. Большинство потребностей и желаний формируется через зрение предметов и явлений глазами. В уме человеческом присутствует совесть, которая  определяет качество потребности или желания. Конкретные дела и слова проявляются через акты воли (умственно-сердечная деятельность). Уму принадлежит контроль над сердцем во всех случаях, кроме состояния присутствия Бога в сердце. Если сердце переполнено добротой, но еще без Бога, то ум все равно акцептует добрые порывы сердца, чтобы не было совершено добро из-за гордыни. Если же ум не контролирует сердце в любых желаниях (включая греховные), или контролирует от случая к случаю, то такого человека называют безвольным.

Если ум просвещён божественным знанием и откровением, то он ограничивает пусть даже верующее сердце в греховных желаниях и позволяет проявляться только безгрешным из них в словах и делах через механизм совести. В идеальных ситуациях, если сердце согласно с умом, имеем вывод Христа: Вы — свет миру. (Мф. 5: 14) Это состояние святых людей. Эту согласованность дает Святой Дух, который смог поселиться в очищенном умом сердце. Для обоих состояний подходит вывод: И если глаза здоровы, весь человек полон света. За дела таких людей и прославят Бога, поскольку дела их являются «светом», без выставления их напоказ.

В тех же случаях, когда человек имеет ум, нечувствительный к греху отсутствием религиозных знаний, и совесть игнорируется или избирательно игнорируется умом в угоду желаниям неверующего сердца (допускаются только ограничения юридического характера, чтобы не сесть в тюрьму, из самосохранения жизни и здоровья), то про такого человека можно сказать, что «его глаза больны». В результате, «весь человек окутан тьмой», поскольку рулит всем человеком, не ум с совестью, а сердце с желаниями и страстями.

Ну и самый тяжёлый случай. Когда ум просвещен знанием, но сознательно не обуздывает сердце в греховных желаниях, одновременно вовне посылая ложную информацию, что человек верен Богу и его заповедям. При этом, он претендует на славу от людей, и не желает награды от Бога (попросту не веря в нее, а делает вид, что верит). Если находится реальный праведник, то ум в состоянии подсказать это по наблюдениям грамотного в религиозном плане человека. Но результатом этого будет не готовность признать авторитет, а крайняя неконтролируемая зависть из сердца, которая в состоянии довести до греха убийства или вредительства. И именно это состояние Господь считает самым тяжелым, практически безнадёжным, поскольку при подавленной совести никогда не найдётся места раскаянию. Даже у человека с больным умом и неверующим сердцем есть шанс согласования в вере ума и сердца. А в данном случае тяжесть ситуации обусловлена полным подавлением совести, без которой ум легко впадает во все тяжкие вместе с сердцем, независимо от веры в сердце и количества богословских знаний. И даже свои соображения частного характера может выдавать за голос совести. В таком состоянии умом могут легко манипулировать бесы. Деморализованный ум с подавленной совестью даже может выдавать желания сердца и его страсти за рациональные потребности и истину в последней инстанции. Врачуется это состояние только через мощные скорби, когда найдётся место для раскаяния и работы совести. И то не факт. Некоторым упрямцам и скорби не посылаются, поскольку реакцией может быть усиление ропота и проклятия Богу. Видя это, Господь и не посылает многим лицемерам скорбей. Господь любит всех, и не дает испытания, если они ухудшат посмертное состояние души.

Цитируя Гребенщикова: Ну что же я попытаюсь спеть о том же самом в несколько более сложных словах, и более лаконично:

Глаза и ум человека – это центр сбора информации и ее анализа, а также управления и самоконтроля личностью. Если совесть ума в нравственных стандартах имеет заповеди Бога, свободно диагностирует любые желания сердца и определяет характер и содержание волевых актов, то все дела и слова такого человека будут добры, и он будет «полон света».

Если же у человека совесть имеет только стандартный набор юридических стандартов справедливости и вообще не имеет понятия о принципах поступков по любви, либо ум игнорирует или частично подавил совесть, то ум практически не определяет поступков и слов человека, или подстраивается под желания сердца. Т.е., «глаза» (ум с совестью) у человека однозначно «больны». Сердце же продуцирует желания из состояния наследственных и сформированных греховных наклонностей практически беспрепятственно. Желаниями человека могут легко манипулировать бесы и даже другие люди, выдавая грех за человеческое достоинство. Потому и о человеке можно сказать, что он «окутан» тьмой, поскольку большинство его желаний (без объективных потребностей) – греховны.

Если у человека совесть просвещена божественными стандартами в виде заповедей, но находится в подавленном состоянии ради преимущественно греховных желаний сердца (иначе, зачем было ее подавлять), то это наихудшее состояние человека. Оно усугубляется мнением субъекта, что он и так свят своим знанием, а все упреки в свою сторону воспринимает с обидой, а не раскаянием. Т.е., это состояния невозможности раскаяния из-за подавленной совести. Или даже состояние озлобленности на Бога (хулы на Духа). Самостоятельно выйти из него практически нереально. Можно только усугубить. Потому и сказано: «Какова же тьма?!»

Ну и, наконец, максимально кратко и близко по смыслу к толкуемому отрывку:

Глаза – главный источник информации для ума и сердца, а ум – центр управления человека. Если ум сверяет управление желаниями сердца с совестью, то дела человека добры. А если ум игнорирует совесть и соглашается с любыми желаниями сердца, то дела человека преимущественно злы. Если же человек подавил в себе голос совести, которую подменил ум, находящийся полностью во власти греховных желаний сердца, то преимущественно греховные дела человека имеют в своем корне духовную гордыню, что уподобляет ее носителя дьяволу.

Оригинал:

22 Глаза — это светильник для человека. И если глаза здоровы, весь человек полон света, 23 а если глаза больны, человек весь окутан тьмой. Но если свет, который в тебе, — тьма, то какова тогда тьма?!

 

Похожа последняя свернутая экзегеза на оригинал? Мне – похожа. Но если бы я сразу это написал, без всего выше написанного, то она выглядела бы емко, но бездоказательно и не объёмно.

 

P.S. Если смотреть на вторую часть толкования, не как на свертку, а как развертку толкования, читая блоки снизу вверх, то мы пойдем по пути детализации и расшифровки. Можно и так пользоваться, особенно, если нужно составить проповедь.

Обсуждение

  1. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    18:26 24.06.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Мне понравилось. Достаточно чётко и ясно. Повторы есть, но они улучшают понимание. Лаконизация мысли в скрутке интересна как метод. Нигде такого подхода не встречал. И у тебя, Слава, вроде вижу впервые. А вообще чувствуется, что статья вычитана и редактировалась серьёзно. Таким и должно быть толкование, раз за такое берешься.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:08 25.06.2014 / Мнений — 1121 / Статей — 357 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не знаю, старец, что я за метод изобрел. Даже не думал ничего изобретать. Просто попробовал свернуть мысль, поскольку понимал, что по мере сжатия всегда находятся более ёмкие формулировки. И они уже не такие, как когда есть место для рассуждений. Не факт, что и дальше буду так писать. Просто попробовал более последовательно, чем в самом первом. В толковании на богатство я тоже в конце ужал толкование до одного абзаца. Так что это не совсем “впервые”)))


  3. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    19:02 24.06.2014

    Да, очень нетрадиционное толкование. Действительно с уклоном в антропологию. И это хорошо, может дополнить традиционные толкования. А вообще, давненько толкований не было на сайте.


  4. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    04:45 20.05.2016

    Вот ещё вариант перевода: “Светильник тела – это глаз/око; если глаз твой ясен/ясный/светел/светлый, всё твоё тело будет в свете; но если глаз твой болен, всё твоё тело будет тёмным/мистически тёмным/затемнённым/закрытым/неприницаемым (используется прилагательное, не существительное! слова “окутано” нет, у слова очень сложное и достаточно мрачное значение в том числе и с намёком на душевное психическое расстройство). И/итак, если свет, который есть в тебе, является темнотою/тьмою/мистической тьмою, какой большой/великой будет темнота/тьма!

    Слова “человек” нет.


  5. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    04:53 20.05.2016

    Свет это также и дьявол. Состояние “полон света” это и состояние дьявола.


  6. Предупреждений - 0
    Не имеет значения
    Гость
    06:08 22.10.2017

    опоздал минимум на год,НО всеже.обратите ВНИМАНИЕ на то что свет в данном значении противопоставляетьсЯ диаволу) вот контекст вот “глаз” о которм идет речьи при этом нет ЯВНОГО намека на то ,что диавол это плохо ,как в библии ,например.и .если обратили взор ,глаз,внимание на этот момент,то сможеет увидеть эти моменты ” бревна” в своих воспринимающих органах))) и факт–способность увидеть,осознать наличие шаблона.фильтра,болезни(как алкоголизма) делает его вдуумайесь в это– ОСЯЗАЕМЫМ,”маятник смертен,если он осязаем” цитата наркоманов из песни написанной ими после того как они встали на ПУТЬ изБАВЛЕНИЯ(а не исправления),или как говорят ввподобных АНОНИМНЫХ обществах “первый шаг к чему? -это признание проблемы?(вопрос это символ,побуждаюйщий задуматься,анализировать,строить своеМНЕНИЕ(контекст),НО чтобы БЫТь уВеренным что это СВОЕ мнение придется побороть свои страхи ,диаволов и “спуститься в АД” чтоб принести оттуда понимание,осознание? понимание например такого высказываниия:” без печали и тоски-ПОЛНОТА(целостность) не достижимы”и что у вас есть такой инсрумент познания как эмпатия(сочувствие) и ХРистос НА САМОМ ДЕЛЕ искупил все ваши грехи(упущения) просто тем что прошел этот путь от и до сам,и вы ЗНАЕТЕ теперь ,как быстро и эффективно пройти этот путь к БОГУ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕДИНОМУ а не ОДНОМУ богу
    простотпрочувствуйте все то же) или как в песне ” гулять по воде с тобой”ток в песне точка отсчета взята с конца пути а нужно осилить путь полностьюс САМОГО НАЧАЛА и ДО КОНЦА ,прочувствовать всю боль все соблазны всю любовь весь страх и всю безИСХОДность(отсутствие СВОБОДЫ ВЫБОРА),и после пожертвоать всем что ВЫ приобрели ради чего?кого? приобрели) пожертвоватьВСЕМ,буквально ВСЕМ,в любых контекстах и интерпретациях,просто отдать ВСЁ( эт самое тяжкое) ради каких то незнакомых людишек ,которые ,врядли .даже поймут что ты для них делаешь,и тогда вы увидите дьяволапрям буквально столкнетесь с ним тет а тети если вы сможете его увидеть(,то сможете победить,или проиграть,и вэтом и будет иМЕНОО ВАШЬ первый свободный ВЫБОР,свободный ибо сделан он будет на основе ваших ДУШЕВНЫХ интересов?все это я говорю исходя из того что это комментарий к..
    и каждый сам решает что для него свет и что тьма,добро и зло.НОзагвоздка втом что дииавол это не добро и не зло,это не АНТИ бог ,как его многие видят,как например ангелы и демоны
    и не противопоставление свету
    диавол это враг рода ЧЕЛовеческого
    а с ВРАГОМ положено бороться,до тех пор пока не РЕШИШЬ его победить!задумайтесь над этим,и как теперь вам видиться высказывание (неважно в каком переводе)этим и хороша эта книга!! “НО если свет внутри тебя,НА САМОМ ДЕЛЕ-тьма,то что тогда ТЬМА ,НА САМОМ ДЕЛЕ”можете даже с научной точки зрения подлезть к интерпертации этого высказывания,вы прийдете к одному и тому же выводу,главное идти до КОНЦА,быть неприклонным В СВоем намерении обрести истину,ИМЕННОО в НАМЕРЕНИИ ОБРЕСТИ а не в самой истине и вы прийдете не просто к интеллектуалному иначе ” способу говорить” пониманию что истина(на самом деле) это БОГ и бог есть любовь) но и утвердите что же такое любовь и все другие АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯтия,прочувствуете обретете веру вто что такое на самом деле и от чего это зависить и для чего это нужно и зачем ИИсус поступил так а не иначе и плел весь тот бред .(на то время секта) изначально зная чем это закончиться, почему самопожертвование-это не акт самоубийства( как террористы или камикадзе и пр.) а это принятие простого факта “что нет ВЫСШЕЙ цели.чем СЛУЖИТЬ ДРУГИМ”вы поймете(обретете знание не свое ,именно знание а не чье то мнение о том ,почему его распяли(убили) но и зачем это сделали,и для этого вам самим придется заьыть все чему вас учили и просто прочитать всю библию
    ,НО это если вас заботит диавол и ХРИСтиансвто и иудаизм,НАЗАРЕТ его звали ИМЯ из НАЗАРЕТАа не ИССУУС Христос(распятый на кресте),как особо опасный преступник,с таким же успехом вы можете читать мантры или книгу мертвых тибетскую,чем больше “других” источников в поиске истины вы задействуете тем быстрее вы осознаете ИСТИНУ,или просто ОСОЗНАЕТЕ(МНЕ НРАВИТЬСЯ шутить над знакомыми –“осознай осознание”это когда они говорят что ВСЁ осознали ну эт уже разряд бреда вне человеческого,приношу свои глубочайшие чувста понимания что вам приходиться испытывать ,даже простот читая мою писанину,НО?я дейсвуюЧЕРТОВСКИ методично и последовательно во всем и я ЗНАЮ что если вы дочитали ло этого момента ,то выбор вы свой уже сджелали и это свидетельство того ,что ДЛЯ ВАС ОБРАТНОГО ПУТИ НЕ БУДЕТ!.И ЧТО ВЫ ПРИЙДЕТЕ К ПОНИМАНИЮ(СЕРДЦЕМ )ВЫБОРА котрого вы лишились(или я ВАС ЛИШИЛ)как вам на данный момнет удобнее.В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ? ВЫ неизбежно придете к знанию что и ЗАЧЕМ?для чего? ВАМ выбор?и от ЧЕГО все так ЖЕЛАЮТ ОСВОБОДИТЬСЯ?


  7. Предупреждений - 0
    Не имеет значения
    Гость
    05:01 22.10.2017

    Один человек пошутил (в сериале) что, его отец научил его одной важной в жизни вещи–не слышать(воспринимать,относиться серьезно) ко всему ,что идет до “но”.
    А еще ,уже другой,НО, тоже человек(ученый физик),на примере каждого присутствующего в зале человека продемонстрировал(доказал) как важен контекст(фон,мне больше нравится “БЛЮДО”,на котором “приПОДНОСИТСЯ ” информация,еще один философ живший задолго до всех выше описанных и в статье в том числе,событий(кроме хама) изрек(ахаахх прост оцените НА СКОЛЬКО важен контекст,такой как язык) ” пусть будет выслушана и другая сторона”.И в СВЕТЕ описанных(я тож специально выделяю слова .да)) изречений,и научных ДОКАЗАТЕЛЬСТВ,постарайтесь ПОНЯТь почему ВЫ ,именно,ВЫ( или ПРАВИЛЬНЕЕ писать “Я”?) не просто разговариваете а именно ПОНИМАЕШЬ русский язык,и почему для этого понимания(чем он так богат и эффективен) нужны другие языки?)) вот так задачка
    А про Хама хороша интерпретация( контекст) подложена
    И все что здесь изложено это лишь “способ говорить” или как ЩАС “модно” “КТО ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ” например о том. что свет ИЛИ тьма внутри ИЛИ снаружи и что глазик то(имеется ввиду именноЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ) болен,и чем он болен?ИЛИ ВАМ достаточно приЗНАТЬ что он болен а значит ошибается?и насколько важен глаз или ухо как орган) ИЛИ все реч идет о контексте в который облекается информация(ИЛИ СКАЖЕМ ТАК познанное,ИЗВЕСТНОЕ и НЕпознанное,неИЗВЕстное)и что самые главные слова,Причем НЕ важно,написанны они или сказаны,ДОЛЖНЫ БЫТЬ, быть увиденны и услышаны,и как в таком контексте такая информация ” вы слушаете и не СЛЫШИте,смотрите и не видите” и с каким “эзотерическим” или “мистическим” произведением это переклдикается ,где есть ПОНЯТИя “смотреть” и “видеть” и они открыто различаются как способы восприятия))) ой меня понесло)) вОбщем. люди ДОБРЫЕ(это мой контекст),сМИРитесь с тем ” энергетическим” “информационным ” или как вы это себе закидываете в ум(на каком подносе),что все что имет значение в человеческом “теле” “форме” и т.д.– это способность воспринимать этот мир КАК человеческое существо и вместо того ,чтоб тратить(продавать) свое внимание (ДУХ,ДУШУ,ВРЕМЯ) на то что УШЛО, имейте СИЛУ ВОЛИ устремить свой ВЗОР в то что ВАМ уГОТОВано, И ВЫ СМОЖЕТЕ ПОНЯТЬ ПРОСВЕТЛЕТЬ ОСОЗНАТЬ обрести знание как факт(ВЕРУ) доказать самому себе,что в ДОКАЗУАТЕЛЬСТВАХ от слова казус по русски случай случайнсть)) забавно да
    вы просто больше не нуждаетесь, ЩА шуткану,на последок : вы не просто согласитесь с Лукасом в том что ” джедаям пора положить конец” но и поймете( ПРОЧУСТВУЕТЕ осознаете ЗА ЧЕМ это ДЛЯ ЧЕГО а не просто ПОЧЕМУ? это стоит сделать
    и что когда вашей целью станет,(допустим) бог ой простите надо же так – БОГ ,ЦЕЛЬЮ ИДЕАЛОМ(хах словцо ИДЕЯ) К КОТОРОМУ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ вы поймете КАК ИМ стать и что заблудшая овца имееет шансов более чем стадная ибо она узрела ии другую строну ,и неВАЖНО(важность ЭГО) какимм путем вы прийдете к едИНОМу БОГУ
    ,НО ВЫ ПРИЙДЕТЕ К ЭТОМУ ,ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ К ОДНОМУ МОМЕНТУ(здесь и сейчас толко тссс ,это ТАЙНА это секрет,и вот пока печатаю эту ,изначально маленький ЭПОС(бред с ТОЧКИЗРЕНИЯ средне статистического)обожаю статистику
    очень тонкий инструмент позволяющий разделять и .. тссс а кст зачем выделять слова?))) уже поняли? я же писал выше)или не обратили ВНИМАНИЯ?) кст спросите ради ИНТЕРЕСА каого ниь знакомого ПСИХИАТРА(эт лучше ,но страшнее) или психолога, кем и чем установлены рамки нормальности и как они сдвинулись (изменились) за прошедшие времена ,хотяб даже с Фрейда,его то все знают да?)
    а ЮНГА мало кто и зря))история их ВЗАИМНОдействия весьма интересно)дажеособенно с позиции поиска абстрактных ядер(кто в теме тот поймет) а для тех кто не в теме заменети действующих лиц на троицу)))))кто из них отец и сын вы сами разбберетесь НО куда ВЫ ткнете духа СВЯТАГО(ткнуть его придется иначе обидите))
    и вот на этом примере или на прмимере джедаев или любой др самой банальной и неЛЕПОЙ ФИГНИ,вы сможеет ОБУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ а не просто смотретьИ СЛЫШАТЬ а не прсто слушать и даже возможно (Если захотите тратить свою энергию) рассказать,ну попытаться что такое “БЕЗмолвное ЗНАНИЕ””энергетический факт” и что такое ВЕРА и ДОверие,и почему чтобы обрести ВЕРУ нужно доверять БОГУи во ЧТО обретаь веру)) ” ибо вера-ОДНОВРЕМЕННО и ПУТЬ и ТО как ИДТИ”и вот ДЛЯ чего ИМЕННО(АМИНЬ-иСТИННО ТАК) РУсский язык Я И ВЫ Выбрали САМИ КАК контекст ОБЩЕНИЯ с другими ЖИВЫМИ сиречь, способными воспринимать,фОРМАМИ,И НАСКОЛЬКО ЭТОТ ВЫБОР ПРИБЛИЖАЕТ ВАС К вашей цели(ДЛЯ НАЧАЛА к ее пониманию,ХОТЯ БЫ) ВСЕ харошь,заканчиваю (втттторой раз ) мое на сей момент пути самое любимое (Ибо эффективное выражение),и его ПОНИМАНИЕ,для меня это равно ВИДЕНИю(осознание сути ) без контекстов,(веселый смайлик)так вот оно простой на русском и с ашибками::”БЫЛО БЫ НЕ ПЛОХО”( просто даже попытки как то анализировать это ,столько раз введут ВАС в дисссонанс когнитивный)что по сути это НЕ оставит вашему уму ВЫБОРА.и он позовет на помощь интуицию))и тогда когда стыкануться двое,в сумраке проявиться и третий))
    сам в шоке от таких подсказок),НО факт в том что большинство просто не способны воспринять информацию изложенную здесь и мной и автором статьи,и причина этому всего одна -отсутсвие “личной силы”( не я придумал))даж не представляю как это звучит по испански(первоисточник)но знаю одно что иформация изложенная авторм произведения,содержит всего один контекстИ направлен он на осознание контеста) даж не знаю буду ли ячитать комменты в свой адрес)) хотелось бы.НО
    в дискусии не вступаю если не ВИЖУ интереса эт факт. А весь этот бред ,и автора статьи в том числе) я написал руководствуясь всего лишь своим интересом(можете считатьб это экспериментом над вашими жалкими умишками аахах, можете считать как угодно,на самом деле,главное знайте .что НА САМОМ ДЕЛЕ- это то что внутри ВАС и из него НЕформируется то что вас О-КРУЖАЕТ.ВАС ОКЕРУЖАЕТ БОГ ОН ПОВСЮДУ И ЛИШЬ КОГДА? ВЫ СМОЖЕЕТ ( БУДЕТЕ ГОТОВЫ) ВПУСТИТЬ ЕГО ВНУТРЬ себЯ,иначе доверитесь вы обретете то за чем гонятся все мистики святые и прочии гении и злодееи и звестные ЧЕЛОВЕЧЕСТВУнепоколебимое намерение,ВЕРУ,отсутствие случайностей(доказательств)или по мне так немного пафосно.Но ВЫ ОБРЕТЕТЕ,обрящете) РАЙ,каким бы ВЫ его себе не ПРЕД СТАВиляли

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


семь + 5 =