Жёсткие статьи: В плену пастырских стереотипов

13.10.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

О возбуждении ревности в вере

Любой пастырь, если он ощущает себя таковым, или стремится к этому состоянию, должен не только служить и прислуживать на требах, но поддерживать духовное напряжение в пастве на приходе. Он должен возбуждать интерес к вере в Христа и во время своих контактов с внешним миром. Это может проявляться в:

  • Обращении к совести, нравственной проповеди
  • Создании поводов для ощущения у людей предстояния перед Богом
  • Искоренении фарисейства в религиозности людей
  • Проповеди Радостной Вести и веры в Бога
  • Изучении Священного Писания

В предыдущей статье я пытался показать, как все это можно организовать по отношению к существующим формам деятельности пастырей в рамках виртуального прихода. Но сейчас я хочу поговорить о самих формах.

Что обычно предлагает священство в виде дополнительных мероприятий по возбуждению веры? Посмотрите на список, и ответьте сами себе, сильно ли вас привлекают эти формы?

  • Молебен (о здравии, об упокоении, на освящение и еще кучу разных потребностей)
  • Акафист для покровительства или выпрашивания каких-то благ.
  • Проповедь качества «как получилось»
  • Паломничество, часто имеющее только такое название, а больше похоже на экскурсию по монастырям.
  • Воскресные школы для детей, которые не редко вызывают аллергию на религиозность у детей

Согласитесь, не густой выбор, учитывая, что это не взаимозаменяемые действия, которые предполагают разную вовлеченность верующих. Да и с интересом к ним есть большие проблемы, может кроме паломничеств, которые таковыми действительно являются (Святая Земля, места апостольской проповеди).

О богослужениях и таинствах я не упоминаю, поскольку они относятся к обязательным элементам служения священника. Если же священника зовут как священника на какое-то мероприятие, то, кроме как отслужить молебен, других форм как бы и не существует. При этом, практически не учитывается контингент и особенность сообщества, которое при этом будет присутствовать. И очень часто именно присутствовать, а не молиться. И отступить от стереотипа «священник всегда начинает с молебна» никто не может. Даже там, где по уму было бы отступить.

молебен_детиВот такой пример позаимствовал на страничке у одного френда на ЖЖ. Приходит священник в клинику к тяжелобольным детям и… проводит молебен с последующим окроплением святой водой. Возможно, была и проповедь, а может, были и подарки от спонсоров, или от прихода, или епископа. Да, мы и сами как дети раньше радовались, что на нас попадёт капля святой воды с «веника» священника. Может и детям это в радость. Но – молебен… А иногда еще и акафист… Бедные дети. Все равно ничего не понимают в этом молебне на церковно-славянском, так еще и приучаются к тому, что за подарки надо что-то сделать и послушать, не понимая смысла. Нет, чтоб детям рассказать о молитве, как молиться к Богу своими словами об излечении, и как это на самом деле помогает. А реально детей толкают в молитвенное фарисейство, чтоб батюшка вычитал то, что положено. Это и есть прививка вычитки. Хотя если бы детям рассказать о молитве словами митрополита Антония Сурожского, подозреваю, что некоторые вышли бы из этой больницы здоровыми. Ведь детская молитва проще и искреннее. Недаром Христос говорил: «Будьте как дети».

Вообще, любое дело начинать с молебна, – это адаптированное язычество православного предания. Язычники ожидают действенного ответа от божества через произнесение заклинания и принесения жертвы, а православные – через вычитывание чина молебна или акафиста святому, которого предание назначило ответственным за помощь в этом вопросе (типа просить денег у преп.Спиридона Тримифунтского). И жертва в виде денег тоже присовокупляется. И мы еще «бочку катим» на язычников. А сами кто? Мы тебе молебен, а Ты нам избавление от скорбей.

молебен_офисДля меня молебен – это карикатура на молитву к Богу. Ибо как можно сердечно молиться на языке, на котором не работает твой ум (дух)? А то, что читается, а не думается, – вычитывается, а не молится. И если кто-то думает иначе, развенчаю вас. Вы присоединяетесь к молитвам священника умом, если получается. Но ваше присоединение часто обрывается. Правда? Замечали? Это потому, что это НЕ ВАША молитва. Если бы вы молились своими словами к Богу и о своем, кратко и по существу, понимая, что Бог наперед знает, о чем мы попросим, то и молитва была бы совершенно иного качества.

За акафисты я просто молчу. Я уже о них писал в статье «О вещах нейтральных для спасения». Большинство из них построено на выискивании синонимов позитивных представлений о святом, и втискивание их в формулу «Радуйся…». Пользы в них – ноль, особенно при групповом вычитывании, когда у всех разная молитва, молитвенный настрой и духовный уровень. Индивидуально, может кому-то они и ложатся на сердце. Но когда какое-то дело для прихода, или другой общности людей, начинают с акафиста, у меня возникает вопрос к вменяемости пастыря. Может, стоит просто объяснить суть дела или повода встретиться, и попросить помолиться каждого своей молитвой? Почему надо все делать по стереотипам системы, особенно если ты понимаешь недостатки стереотипа? Выдели время и пусть каждый помолиться своими словами и про себя, особенно, если люди подготовлены к самостоятельной молитве. В светских обществах не нужен, ни молебен, ни самостоятельная молитва. Там нужна проповедь, но об этом чуть ниже. Для этого нужно сказать «нет» архаичным и полумертвым стереотипам православного культа. Либо оживить их, переведя их на понятный язык, и отказавшись от строгих форм и прописанных молитвословий.

И нужно быть креативнее в любой ситуации, понимая, что каждая из них – это шанс послужить Христу и Его «овцам», которых тебе доверено пасти. И зацикливаться на привычном и системном не стоит. Бездарная проповедь, неуместный молебен или акафист, нудная или неуклюжая воскресная школа в состоянии не только не помочь, но и легко могут погубить. Достаточно вспомнить впечатления о первой услышанной проповеди будущим митрополитом Антонием Сурожским, когда он подумал, что христианство ему не интересно.

Я уже писал об особенностях нашего прихода, когда священники не сильно рвутся говорить проповедь. А причина банальна и очень далека от духовности монастыря, упираясь в устав и молебен. Просто монахини  могут смотреть на говорящего проповедь батюшку с подтекстом: «Давай быстрее заканчивай, у нас еще молебен и послушания». Особенно, если он вышел за пределы договоренного времени для проповеди. А живую проповедь не всегда получается втиснуть в прокрустово ложе 7-10 минут. Такое отношение к проповеди у монахинь может быть связано и с тем, что на молебен, подают записки и деньги, а это дополнительный доход для монастыря. Но после поздней с этим проблем нет, а вот после ранней молебен в глазах монастырского начальства видимо выглядит привлекательнее проповеди за счет доходности. Пишу, «видимо», поскольку это мои догадки в отношении молебна. Его втискивают между Литургиями всегда, кроме некоторых двунадесятых праздников, у которых нет специальных освящений. И всегда возникает немой вопрос. Неужели люди мало молились на Литургии, что им обязательно нужно еще приклеивать молебен, ущемляя возможность проповеди?

Какой выход мог бы быть в нашем храме, если без молебна жизни монахиням нет? Договориться с игуменьей, чтобы были смещены послушания так, чтоб у священников было время на проповеди, без оглядки и смущения. Чтоб чему-то научить стоящий народ, чтоб выполнить не только священническую, но и пастырскую функцию. Чтоб люди ушли домой озадаченные в духовном плане, а не с чувством «Наконец-то закончилось». Но это особенность нашего монастырского прихода. На обычном, всего можно сделать намного больше и интереснее.

О креативности в проповеди

Когда думаю о креативности в проповеди, вспоминаю примеры, приведенные Кураевым о проповедях на рок-концертах. Если бы перед фанами была малейшая попытка к молебну или акафисту, в служителя церкви полетело бы все, что попалось под руку. Но опыт миссионера подсказал и форму обращения и формат заключения без «Аминь». Это узкий пример профессионализма и креативности в миссионерстве. Но креативность не помешает и приходскому священнику в его пастырской деятельности.

Заботливые пастыри имеют в своем арсенале и более интересные формы возбуждения религиозности в пастве (о которых мне рассказывали), чем те, которые я приводил в начале предыдущего раздела. Например:

  • Духовные беседы (общиной или с отдельными верующими). Довольно большая редкость среди священства
  • Специальные проповеди на духовную тематику вне толкований Писания. В том числе, и проповеди с амвона наиболее подготовленных прихожан
  • Организация изучения Писания и догматики на воскресных школах для взрослых в форме подготовки выступлений на заданные темы священника и наиболее образованных прихожан

А в случаях, где «просится» к исполнению стереотип «начинаем с молебна», такие пастыри в состоянии симпровизировать. Например, при посещении больниц и тюрем, торжественных мероприятий политиков и освящения зданий и офисов. Во многих случаях, когда видно, что сомолиться в этой обстановке практически некому, лучше сразу перейти к проповеди, и постараться зацепить хотя бы несколько сердец не занудным толкованием с нравоучением, а попыткой найти духовный аналог событию и постараться донести интерес к Писанию. Даже в проповеди на своем приходе совсем не обязательно быть до тошноты классическим в правилах гомилетики.

Все знают, с чего начинается классическая проповедь классического батюшки на классическом приходе: «Дорогие братья и сестры (причем, обязательно «сестры», а не «сёстры») во Христе. В сегодняшнем евангельском чтении…», намного реже «В сегодняшнем Апостоле…». А почему именно по Евангелию или Апостолу? Почему преимущественно эта форма, которая призвана пересказать с церковно-славянского на человеческий язык содержание Евангелия с элементами толкования и нравоучения? А читалось бы на русском или украинском, то и в пересказе пропала бы потребность. И не все всегда надо толковать.

Зато всегда нужно быть пастырем. Можно откровенно учить народ. Вытравливать суеверия и фарисейство. Особенно на большие праздники, когда процент захожан увеличивается. Именно в эти дни стоит рассказывать, что платок на голове женщины не обязателен, но обязательна не сексуальная одежда. Что в храме главное не свечку поставить, а научиться терпимости и любви, что исповедь – это не пропуск на причастие, а причастие – это не лекарство для детей и беременных от болезней. Что целовать иконы не обязательно, зато крайне необходимо причаститься, и самое главное, зачем нужно нам причастие, без которого ваш сегодняшний приход в храм утрачивает смысл на 99%.

Можно подключать к проповеди толковых прихожан. Смена лица на амвоне весьма освежает восприятие. А приходские умники получают возможность прочувствовать, что значит стоять перед народом и нести ответственность за поучения. Станет понятно, что одно дело импровизировать перед зеркалом или компьютером, а совсем другое – перед сотней пар внимательных и оценивающих тебя глаз. Как говорят в Одессе, – это две большие разницы. Часть из них поймает волну и будет приносить пользу неофитам прихода. Ведь бывает очень важно понять и поверить, что и ты так сможешь. Что проповедь доступна всем и в Православии, а не только у протестантов.

Можно попросить написать проповедь на случай попадания в различные сообщества и жизненные ситуации, обсудить их плюсы и минусы. Подправить где нужно. И тогда ваши прихожане действительно попав в подобную ситуацию, могут проявить себя как проповедники и миссионеры. И не будут выглядеть убого на фоне протестантских верующих, намного лучше знающих Писание, и умеющих доказать свою правоту.

Креатив в приходской жизни

И не обязательно испытывать всех подготовленных прихожан в проповеди. Возможны и другие форматы исследования предмета веры и Писания. Можно вместо молебна после Литургии заслушать доклад на заданную духовную тему одному из прихожан. Священник откорректирует после доклада выводы (если нужно), а остальные послушают и смогут задать вопросы. 150%, что от такого проведения времени на порядок больше пользы, чем от молебна.

Можно устроить проведение конкурса на написание короткой тематической молитвы на потребу вместо молебна. Это поможет прихожанам прийти к самостоятельной молитве своими словами, а священнику это даст возможность отредактировать фарисейские моменты, и попытки копировать архаичные неупотребимые формы. В результате, священник получит в руки набор молитв на понятном языке, которые он сможет использовать в тех случаях, когда проведение молебна просто нецелесообразно.

Вообще написание молитв на всякую потребу (не только для молебнов) – это прекрасная практика для верующего. Привычка правильно облекать в форму свои мысли перед Творцом, не просить глупостей, благодарить и прославлять не вычурно и пафосно, молиться за правое дело или проявлять любовное снисхождение к ближнему в заступающей молитве – это важнейшая школа для прихожан. Важно, чтоб священник сам был в состоянии вытянуть нужный уровень и сам имел практику молитвы своими словами. Практика написания молитв может быть длительной и даже перманентной, поскольку одни прихожане умирают, а другие пополняют приход. А опыт молитвы своими словами нужен всем и всегда.

Людям, и на приходе, и в процессе бесед в больницах, хосписах, школах, вузах, нужно показывать, что интернет богат духовностью, а не только фильмами и музыкой, новостям да соцсетями. Что гугл дает ответы не только по учебе, но и по духовности. Скажу честно по себе, что будучи уже давно православным, а собственный компьютер у меня под рукой уже 19 лет, я только лет 5-7, как начал его использовать для поиска религиозной информации. Люди просто в привычках потребления часто пропускают мимо внимания, что за духовностью можно ходить не только в ближайший храм. Под каждую аудиторию у пастыря должны быть примеры самых интересных и полезных ресурсов. Иногда, детям, вместо молебна стоит рассказать об интересных религиозных группах в соцсетях, которые могут быть интересны подросткам. В процессе интересного рассказа нужно ссылаться на ресурсы в интернете, которые те тут же найдут на своих смартфонах или планшетах. Это и расширит их кругозор в религиозности, и заставит совсем по-другому смотреть на священника. И это важно, чтоб они уяснили, что священник – это не только кадило-махатель и опрыскиватель святой водой.

В том случае, о котором я упоминал в начале статьи, священник, пришедший к тяжелобольным детям, мог им рассказать о душе, ангелах и демонах. Рассказать о предстоящей всем вечности так, чтоб слушали, открыв рот, а не с чувством «Когда закончится эта нудотина и бормотуха на непонятном языке?» Миссия, или просто милость к детям, или посещение для развлечения и разнообразия больничной обстановки, в том, чтобы у детей возник интерес к вере. Подарки, просто так или для пиара, им могут подарить и обычные спонсоры или депутаты перед выборами. А вот если пришел пастырь, то он и должен себя проявить именно как ищущий овец Христовых. И они должны услышать его голос и узнать его.

Не надо детей принимать за идиотов, которым нужна необычная обёртка из облачений, кадила и водички. Это, конечно, разнообразит их впечатления, но интерес важнее. Им тоже нужен смысл. Пусть не такой, который могут найти взрослые. Их нужно заинтересовать, и нужно уметь это сделать. И если это получится, дети это заметят, оценят и запомнят больше, чем подарки игрушек, недостатка в которых сейчас подобные клиники не испытывают. В этом и есть пастырство пасомых, а не в том, чтоб вычитать чин молебна и попрыскать водичкой направо и налево.

Я сейчас написал только об обучающей миссии пастыря, о возбуждении ревности в вере и поддержке духовного напряжения. У пастыря могут быть и другие миссии, которые обусловлены его знаниями, навыками, наклонностями и врожденными чертами характера. Я совсем в этот раз не говорил о миссии милосердия, которая тоже воспитывает прихожан в действенной любви. Классика – это организация помощи нуждающимся. Форматов предостаточно, от кормежки бомжей, до помощи армии в войне с РФ. Хотя, я считаю, что милость сердца – дело личности, а не прихода. Но если милости в человеке нет, то ее можно попробовать воспитать и возбудить, как и ревность в вере.

Может, есть и другие способы работы пастыря с паствой, о которых я не знаю. Есть и такие, которые еще не апробированы никем, даже не придуманы еще. И их нужно придумать, чтоб не затыкать все бреши молебнами. Затычка эта никуда не годная, которая не обновляет церковный корабль, а просто поддерживает на плаву. И то, до поры до времени. Нужен креатив в пастырстве с учетом условий развития цивилизации. В противном случае, придется пасти фарисеев. Самые активные и любящие будут искать и находить свою идентификацию в вере вне Православия, но в Христианстве, к которому они Православие не рискнут отнести.

 

 

Часть 1 Цикла о духовнике и пасомых. Духовник: определение

Часть 2 Цикла о духовнике и пасомых. Об «автоматическом» авторитете священника

Часть 3 Цикла о духовнике и пасомых. «И отцом никого на земле не зовите»

Часть 4 Цикла о духовнике и пасомых «Младостарцы и их «клиентура».

Часть 5 Цикла о пастырях и пасомых. «Нужен ли духовник сегодня»

Часть 6 Цикла о пастырях и пасомых. «О связке «пастырь — духовник»

Часть 7 Цикла о пастырях и пасомых. «Христианская община как школа воспитания»

Часть 8 Цикла о пастырях и пасомых. «О многодетности пастырей»

Часть 9 Цикла о пастырях и пасомых. «Ленивый консерватизм пастырей»

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    23:42 13.10.2014

    Да, Вячеслав, если б не ваши христианские убеждения, можно было бы идти в православные пастыри. Хотя, то, что я написал, скорее грустно, чем смешно.


  2. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    14:25 14.10.2014

    Куда пропал Юра Зозуля? Неужели он со всем согласен в последних статьях? Его явно не хватает в обсуждении.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:32 14.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра сейчас очень занят. Ему не до сайта. Думаю, он читает. Молча. Ему мои идеи по пастырству могут пригодиться в будущем. Как минимум, по второй и третьей “жёсткой статье”. Да и по духовничеству тоже. 

    А насчет моих христианских убеждений…))) Это – да. Первый пастырский эксперимент с модернизированным и переведенным молебном – “стук” епископу – заштат – запрет. Это мой путь. Потому смысла нет в такой путь отправляться.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:39 14.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Сейчас хочу написать статью о пенсионных перспективах нашего священства и пути решения этой проблемы. Как вы и просили в комментариях с пол года назад. Вот только решился))) А потом возьмусь за своё христианство. Надо четко определиться, как лично для себя я определился с постами.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:39 15.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Сам Промысел дал продолжение темы, затронутой мною в статье. Я только упомянул о том, что пастырь может организовать приход на дела милосердия, но в моем опыте этого нет, кроме помощи украинской армии. А вот статья, где человек пишет, как организовать дела милосердия на практике. Например в больнице.


  6. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Олексій Балаботкін
    Местный
    22:19 24.10.2014 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 24.10.2014

    Дело в том, что народ, в основной своей массе, как «общее дело» воспринимает как раз не Литургию, а молебны и акафисты – они ближе и понятнее большинству людей. Намного ближе, чем непонятная и бОльшей частью скрытая Литургия.Вот, об этом пишет о. Андрей Дудченко – из реальных наблюдений: http://translate.google.com/translate?u=http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/5450/

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:50 24.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Много букав))) Мне литургика всегда была малоинтересной. Может даже поэтому я не захотел становиться священником.


  8. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Местный
    00:56 21.04.2015 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.04.2015

    Не работает ссылка на 8-ю статью

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:10 21.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Спасибо за наводку. Ссылка уже работает


  10. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Местный
    12:17 21.04.2015 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.04.2015

    Хорошо бы было, если под каждой статьей из этого цикла был бы полный список ссылок на остальные статьи, а не только предыдущих.


  11. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Местный
    14:27 21.04.2015 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.04.2015

    Прочитал все 10 статей из этого цикла. Вячеслав, примите от меня благодарность за проделанный вами труд.

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    20:28 21.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да вы знаете, сложно сказать кто кому больше благодарен. Как бывший препод всегда радовался. когда узнавал, что мои студенты хорошо вошли в жизнь. А автор всегда рад благодарному читателю. Не уверен, что все мои читатели прочитали все статьи цикла. Так что спасибо за внимание. А отвечая на вашу рекомендацию перекрестных ссылок, то я решил проблему через тэг “Пастырство”. Там все и собрано. Но если доберусь до этого, то сделаю и перекрестные.

Sorry, the comment form is closed at this time.