Христианская община как школа воспитания

28.09.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Нужна ли мирянам общинная жизнь?

SONY DSCСтатья была задумана, как попытка обрисовать задачи пастыря в рамках 7 части цикла о пастырстве и духовничестве. Но, в процессе написания, предмет сместился в плоскость нужности христианской общины для воспитания прихожан, хотя и через призму задач пастыря по такому воспитанию. Потому материал немного выбивается за предмет анонсированного цикла статей. До самих задач я пока не добрался))). Надеюсь, это будет в 8 части.

Относительно недавно (по скорости появления серьёзных статей на православных сайтах) была очень крупная статья моего одноклассника по МДС прот. Фёдора Людоговского по проблеме основы прихода – общины. Публично, и в личных разговорах за рюмкой чая, батюшки сетуют о разрушении общинного строя прихода, совместных богоугодных дел прихожан – всего того, что звучит в жизни общин времен апостола Павла. Восстановление жизни Церкви после развала СССР происходило после трех поколений неверия, на базе монашеской формы церковности, которую копировали прихожане. Возрождение началось с сохранившихся действующих храмов при монастырях. Отсюда же стереотип – отстояли Литургию, и – по домам. А монастырь дальше занимается своими делами и уборкой храма, мешать им не надо. Хор – монастырский, игумен или игуменья обеспечивает облачения, утварь, вино, просфоры и т.п. сопутствующие служению «мелочи», которые на приходе обеспечивают сами прихожане, а часть из них поет для всех. И уже эти хозяйственные и организационные моменты, которые группируют актив и хор, создают и «костяк» общины на немонастырском приходе.

Имеет ли такая организационно-экономическая деятельность духовную составляющую? Ведь, по сути, это все суета и «марфын труд». Мне кажется, имеет. Ведь без этих усилий не состоится традиционная Литургия, а результаты труда Марфы потреблял и сам Господь. Упрек был ей только за то, что та уделяла еде и вкусу излишнее время и усилия. И за то, что хотела выдернуть от слушания Радостной Вести сестру. А кушать все равно надо, и работу Марфы за нас никто не сделает. И служить нужно на правильных просфорах, с вином, водой, ладаном, углём, сухим спиртом, с хором, пономарями, запивкой и в наглаженных и чистых облачениях. Вовлекаясь в процесс помощи священнику, ты понимаешь, что это нужно не только ему, но и тебе, и другим людям на приходе. И если это происходит с внутренней радостью и блаженством давать (а не брать), то приход выполняет свою функцию обучению любви к ближнему даже в простой заботе и суетливом труде по своему содержанию. Главное, чтоб в этом не было прелестной и тщеславной составляющей: «Без нас все станет, без нас приход равен нулю».

На крупных приходах, где служит 5-7 священников и количестве прихожан 2-3 тысячи, подавляющее большинство, отбыв службу, идет домой, поскольку нет никаких общих дел. И даже то общее дело (Литургия), перестало быть общим. Просфоры обеспечивает актив, поет – хор, а не все верующие, молитвы проходят «мимо кассы» ума для умной молитвы, поскольку на непонятном языке. Диаконы, надрывая связки, интонируют Евангелие и Апостол так, что с трудом понимаешь только Евангелие (благодаря учебе в семинарии). Я, лично, Апостол или не понимаю, или угадываю отдельные обрывки фраз. У других картина может быть еще более плачевная. Итого, «общего дела» нет. Есть приготовление священниками причастия для верующих, причем многие из них и от этого отказываются, поскольку три дня не отказывались от мяса и молока и не вычитали 4 канона и 12 молитв.

У меня иногда возникает вопрос. А нужно ли возвращать содержание жизни общины первых веков? Иногда возникала крамольна мысль, что может все, что не делается Богом – все к лучшему? И, наверное, все идет по Плану. Но отмирает не всегда то, что не нужно. Так сейчас восстанавливается катехизация перед крещением взрослых, хотя она практически была уже умерла, из-за крещения всех в младенческом возрасте. Мир может следовать глобально Плану, но отдельные личности и даже церковные институты и практики, уходят в сторону от спасительного пути. Нужно учиться жизни будущего века здесь на земле, уходя от самости и приходя к готовности смириться интересам общества и воле Христа. Там, в раю, если спасемся, мы будем огромной общиной под любовью Христовой. Замыкаясь на себе, молясь на приходе без общинной жизни, можно утратить возможность приобрести навык мирного общежития. И как писал Осипов, если замкнутой и гордой душе показать картины рая, то она сама отвергнет жизнь в нем, не желая находиться среди себе подобных и учитывать интересы других в своих решениях.

Честно говоря, я до недавнего времени, склонялся сам к тому, что общинная жизнь прихода морально устарела. Но во время встречи с моими одноклассниками-священниками из Ровенской области и Кривого Рога, получал подтверждения, что спасение в общине для мирян проще, чем в одиночку. И, отмечаю по Брянчанинову, что это справедливо даже для монахов. И только на вершине духовности, благодаря единению со Святым Духом, у подвижников возникает стремление к уединению, не основанное на прелести, самомнении и самодостаточности. Оно обусловлено тем, что мир и мирское не становилось между ними и Богом, как ненужные отвлечения от любви к Богу.

А возможно ли вернуть исходную практику, даже если сильно захотеть? А если вернешь, не пожалеешь ли? Может это утопия или попытка «влить молодое вино в старые бурдюки»? Последнее мне кажется наиболее адекватным замечанием Спасителя, которое подходит к ситуации попыток точного копирования жизни общины постапостольской эпохи. Хотя сама общинная жизнь нужна. Содержательная часть, но в новых формах нужна и сейчас, не меньше чем тогда. Нужно понять в каких формах она должна происходить, и каков критерий правильности и нужности этих форм для спасения прихожан.

Первейшим делом христианской общины первых веков была миссия. Даже в те века, когда большинство общества исповедовало христианство, миссионерство было ключевым видом активности верующих. И дело было не только в том, чтобы пойти и привести, но и, самое главное, научить. И часто не богословию, а научить личным примером жизни прихожан. Но сейчас ходят только неправославные, и учат Евангелию. Т.е., кто угодно, но только не мы, за редкими приятными исключениями. Без этого вида активности прихожан мне сложно представить насыщенной жизнь прихода. Ведь часть занятости часто высосана из пальца, сделана по чужим калькам и является результатом того, что приход не нашел ничего лучшего. Как воскресная школа для детей с нудным ведущим, без образования и педагогических способностей. Миссия же решает эту проблему. Конечно, если настоятель – пастырь, а не требоисполнитель. А ведь как ни цинично звучит, но миссия решит и проблему увеличения плотности треб))).

Забытая заповедь о миссии

Представим себе ситуацию в общине первого века. Часть горит верой, другая – интересуется из вновь обращенных, третья – ищет форму для фарисейства. На площадях и базарах ведутся споры и пререкания по вопросам веры с одноверцами и язычниками, а на приходах достаются Павловы свитки и свитки других апостолов и оттуда черпается информация, укрепляющая и насаждающая веру. А других источников нет, и кроме как в общине ничего не узнаешь и не прочитаешь. Да и никто не растолкует. Хлеба для преломления пекли сами, готовили агапы, раздавали бедным милостыню, готовили еду и кормили нуждающихся. Огромное время уходило на проповедь. Наиболее толковые проповедники обращали язычников и обучали вновь обращенных. Миссия Церкви в мире требовала активности, времени и усилий, в том числе и подвига. Язычество всегда было агрессивно настроено против христианства (так же, как и атеизм). Если бы не чудеса с Павлом от Бога, мы бы не досчитались многих его посланий. Сам Христос отправлял своих апостолов на проповедь по двое, говоря, что посылает их как овец среди волков. И за свою активность христиане иногда расплачивались иногда даже жизнью.

А что сейчас? Миссионерствуют только «сектанты» и «штунды», как их презрительно обзывают православные, которые давно «забили» на миссию. И напрасно. Миссия нужна даже в пределах «канонической территории», даже на своей улице. Свидетели Иеговы давно это поняли, и «охмуряют» православных, католиков и традиционных протестантов так, что аж «дым стоит». А православные чинно ходят к обедне да просфоры пожевывают. В идеальной ситуации могут сами их испечь. Вот и все подвиги, или полный игнор выполнения заповеди «пойдите и научите». «Сектанты» ее выполняет, а для православных – не царское это дело, по домам ходить и язычников с атеистами смущать.

свидетели ИеговыПонятно, что не все могут проповедовать, далеко не всем это дано. Просто смешно, когда откровенно слабые и малознающие свидетели выходят на проповедь, и тушуются, когда их выдергиваешь из канвы их примитивных до смешного доказательств их правоты. Активный формат Свидетелей Иеговы, скопированный с эпохи первых христиан – учрежден Христом, и навязчивым считался и тогда и сейчас. Это не свойство именно свидетелей Иеговы. Просто бездарность многих проповедников портит репутацию свидетелям, которые забывают, что Христос отобрал лучших, а не всех, кто за Ним ходил. И дал им дар чудотворения и исцеления. А они посылают всех подряд, после базового обучения. Даже апостол Павел в разных формах доносил, что не все могут в Теле Христовом качественно служить в деле проповеди, или пророчества, или пастырства. Апостол часто подчеркивал, что у всех членов Церкви разные дары и таланты, и разное предназначение, как у различных органов и частей в теле.

Но различные конфессии евангельских христиан и те же свидетели, пусть криво и слишком линейно, но исполняют заповедь миссии. Они стараются выполнить заповедь о проповеди, сказанную Христом в самом конце Радостной Вести от Матфея. Они не только поют свои песенки и как дети в школе в начальных классах пересказывают примитивные тексты, но и выделяют несколько занятий в неделю на изучение Писания и толкований.

Мне иногда трудно абстрагироваться от наличия богословского образования, но когда получается, я понимаю, что православные просто таки отвратительно знают Библию. И даже не имеют стремления ее изучать, не имеют любви к этой книге. И организация изучения нужна и православным, в не меньшей мере, чем сектантам. Потому и на проповедь им идти не с чем. Нет ни знания предмета веры, ни знания прямой речи Христа и апостолов, ни готовности попрать свое самолюбие (а если что-то и помнят, то на смешном церковно-славянском наречии).  Да и не пойдут они даже так, как это делают баптисты или свидетели. Ведь атеисты и язычники могут послать подальше и отказать, а «сектатнты» могут легко и непринужденно поставить на место с помощью Нового Завета. А крыть «не называйте отцом», посты, праздники, гипертрофированное почитание Богородицы, мощи, святыньки и богатство облачений священников нечем. За голубых епископов я просто молчу, потупив глаза. Особенно, почему епископы у нас неженатые.

Потому и импотентна православная миссия, кроме примеров прот. Александра Меня, отца Андрея Кураева да Алексея Ильича, которые допускают критику отдельных преданий и церковных практик. А народной массовости нет, хотя в ней есть потребность. Не всем нужны аргументы Кураева. Простым людям нужны простые истины и аргументы. Рабочий рабочему сможет лучше донести предмет веры, чем я. В проповеди важна не сложность, а убедительность и красноречие, исходящее из веры, а не богословия и учености. Потому проповедь активных членов прихода может быть результативнее, чем проповедь с амвона. И ее надо поставить. Все священники учат миссиологию в семинарии, есть учебник по миссиологии Кураева. Но без организации и благословения многие не рискнут самостоятельно пойти на проповедь. Ведь кроме привлечения, должна быть поставлена работа с ведением неофита на приходе – какого-то шефства, наставничества, обучения. И это все ложится в организационном плане на плечи пастыря. Самодеятельность мирян должна быть в области инициативы. За приход они отвечать не могут.

Но пастырь должен быть организатором на приходе и других видов деятельности.

Школа любви к Богу и людям

Не только миссия может быть постоянным видом активности общины. Должна быть поставлена работа и с изучением Писания, и его должны изучать все. Без этого невозможно выделение приходских миссионеров и их успешная проповедь. Да и как полюбить Того, Кого плохо знаешь, и не понимаешь рельефно и глубоко, чем Он заслужил нашу любовь?

Конечно, должны быть и другие виды деятельности на приходе, кроме миссии и изучения Писания. Они должны учить перенимать одним у других то, чего они не имеют: сострадание, жертвенность, искренность, милость, доброту, любовь. Иначе научиться любви к ближнему будет гораздо сложнее.

помощь_борщаговкаНаблюдая краем глаза за общиной при храме Спиридона Тримифунтского на Борщаговке, вижу, что община занята плотно. Хор – свой, готовят еду и кормят бомжей в парк возле храма, есть воскресная школа, детский хор. Когда началась война, собираются крупные пожертвования для жителей Донбасса, грузится это все в грузовые автомобили и отправляется в зону конфликта. Не лишена община и качественной проповеди (сам с интересом слушал), причем, не одной за службу, что уже можно назвать элементом миссии. Настоятель не против, чтоб активные миряне готовились и читали проповеди с амвона по древней практике. Но таких приходов не много.

Та или иная деятельность из перечисленных выше встречается и на других приходах, но не в подобной плотности и плотности занятости прихожан. При том, что и на этом приходе есть нигде не задействованные прихожане, не проявляющие интерес к имеющимся видам активности. А миссии и просвещения, выходящих за пределы проповеди нет и здесь.

На моем же приходе ничего подобного организовать невозможно в принципе. Вернее, возможно, но женскому монастырю нет дела до своих прихожан и жертвователей. Все помещения заняты женским монастырем, негде даже пастырю собрать прихожан или даже только своих пасомых. Из храма после службы выгоняют колокольчиком. И именно под влиянием подобной изолированности прихожан от возможности что-то организовать или проявить активность, родилась задумка о новом формате организации работы с прихожанами. Поскольку со своим уставом в монастырь не полезешь.

Но что-то надо делать. Иначе монастырские приходы оказываются просто выкорчеваны с корнями из принципов общинной жизни прихода. И это самые массивные приходы в крупных городах, поскольку монастыри (по крайней мере в Киеве) владеют самыми вместительными соборами. Лавра же вообще имеет комплекс храмов, с массой прихожан, которые не имеют общинной организации вообще. Иногда, попадая на «дружные» и сельские приходы, попадаешь как бы в иной мир. Хотя это то же Православие, но ближе к оригиналу))).

храмовыйИногда я задумываюсь над тем, а все ли форматы сплочения прихода на самом деле духовно нужны? Я наблюдал в одном храме (не в Киеве), когда священник после службы всегда проводил молебен с акафистом. Уставшие люди уставали еще сильнее. И сплачивало это только почему-то преимущественно женскую часть прихода, считавшей, что правда – в ногах, а молитва – только в акафистах. Прошедшей Литургии оказывается недостаточно. Да и сплочением это назвать трудно. Есть и практика совместных обедов после служб (такие себе агапы), когда значительная часть прихода женского пола задействована на приготовлениях, и бОльшую часть службы занимаются «марфыной суетой». На посиделках произносятся правильные тосты, но лично у меня было ощущение духовной пустоты и бесполезности таких форм объединения прихода.

Если в делах сближения есть любовь к себе и только к своему приходу, только к своему батюшке, то такое «сдруживание коллектива» – от мира. Соответственно, закваска в приходе будет мирская, а не духовная. Пастырскую деятельность такого пастыря нужно будет признать неудовлетворительной. Лучше уже не пасти вообще, чем создать корпорацию или компанию друзей, а не христианскую общину. Дружба, конечно, может присутствовать, и даже может помогать, но когда активность замыкается не на себе, а направлена вовне, на любовь к людям и Богу.

Ближе к правильному бытию христианской общины приход на Борщаговке. Умение жить в общине, учитывать не только свои, но и общественные интересы, уход от эгоцентризма – несомненно полезная практика для прихожан. Вовлечение аморфных и черствых прихожан (типа меня) в дела благотворительности и милости, очень нужное дело. Можно спастись по милости к людям, получив помилование, не глубоко зная Писание, но имея его внутри и в своих делах. Потому, если священник находит евангельские форматы объединения прихода, то это задействует механизмы, когда менее опытные верующие, не только берут пример со священника, но и с более опытных и духовных прихожан. Это и есть правильный подход в пастырской деятельности священника.

Думаю, уже можно сформировать критерий правильных форматов активности христианской общины в рамках прихода. По сути, это цель любого священника в своей пастырской деятельности. Любое общее дело прихода, должно быть делом воспитания в верующих любви к Богу и к ближнему. Под ближними понимаются и другие прихожане, и любые люди вне прихода. И по делам любви именно к людям, внешним по отношении к приходу, можно судить о правильном характере такого воспитания.

 

Часть 1 Цикла о духовнике и пасомых. Духовник: определение

Часть 2 Цикла о духовнике и пасомых. Об “автоматическом” авторитете священника

Часть 3 Цикла о духовнике и пасомых. “И отцом никого на земле не зовите”

Часть 4 Цикла о духовнике и пасомых “Младостарцы и их “клиентура”.

Часть 5 Цикла о пастырях и пасомых. “Нужен ли духовник сегодня”

Часть 6 Цикла о пастырях и пасомых. “О связке “пастырь – духовник”

Обсуждение

  1. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    10:11 30.09.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Не знаю, Слава, и не представляю, как организовать миссию на приходе. Я вроде как активный, и считаю, что миссия нужна, но как? Как свидетели Иеговы, по двое, и на улицы? Вроде бы и ничего. Ученики Христовы и апостолы ходили, а нам что, слабо? Но после Свидетелей Иеговы на нас может быть аллергия. Да и у нас нету такой красочной литературы. А человеку, кроме того, что расскажешь, надо что-то дать для закрепления. и не листовку на желтой бумаге, как раздают под храмом страшилки про печать антихриста. Не знаю, что ты задумал, но мне кажется, это в Церкви уже не поднять. Я сам чувствую, как поднимается волна самолюбия и гордости, как подумаю, что буду проповедовать на улицы или звонить в квартиры. А вдруг позвоню, а там наш крупный клиент! И вроде бы стыдиться учения Христово нельзя однозначно, Но я буду чувствовать себя не удобно.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    10:46 30.09.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Старец, все намного проще. Ты тут засветился несколькими статьями и сник. Вот тебе поле для миссионерской активности. Сайт не ахти какой посещаемый, но контингент постепенно растет. Конечно, наша аудитория исходя из контента не совсем как для миссионера))) Но миссионерская рубрика заготовлена, и я ее открою, если будет материал. Не нравится здесь, отрывай на ЖЖ. Сейчас люди мало говорят на улицах и не склонны открывать дверь дома незнакомым людям. Но любое свободное время – втыкают. На остановке, в лифте, в транспорте, на перекуре, в любое время, даже когда казалось бы втыкать крайне не удобно. Вот где место проповеди. Хорошо, что свидетели и им подобные до конца этого не уяснили и продолжают ходить по улицам и печатать журналы. И это наш шанс. Миссия через интернет тоже требует денег. Я об этом еще напишу. Всему свое время. А ты бы лучше писал бы здесь. Это был бы твой вклад в общее дело христиан. Хотя наш сайт читают скорее потенциальные миссионеры, чем объекты миссии)))

  3. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    17:46 30.09.2014 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Тут ключевое в статье, что не все готовы к миссионерству в принципе. Есть священники, которые тупее своих прихожан в этом. И что он организует? Да ты посмотри на Покровский. Ты там хоть одного миссионера увидел? Все – “духовники”. Самый строгий – отец Иоанн. А раз самый строгий – значит самый духовный.
    Таких кто готов двигать Православие – единицы. Ну и, братан, а ты готов двигать именно Православие. Вот ты вышел, как свидетели Иеговы со мной вместе на проповедь, начал красиво, а тебе в лоб: а у вас мощам поклоняются, а у вас мясо запрещают есть, а у вас постов пол года, а у вас епископы неженатые. И посмотри, я тебе перечислил только то, к чему ты сам относишься негативно, не выполняешь и честно не сможешь пояснить, зачем это все фарисейство нужно христианам в православии. Так что, если бы при храме организовывали миссию, тебя бы не взяли. Поскольку ты христианин, а не православный. ты сам не раз это подчеркивал. Так шо остынь с миссией. Пока не будет Православие очищено от всякого мотлоха, продвигать его мирским – дело очень мутное и даже духовно опасное. Зачем нам ваше православие, если вы сами говорите, что в нем куча наслоений от людей, а не от Бога. Такой вопрос возможен в разных вариациях. И у тебя нет ясного и однозначного ответа на него. Порыв твой понятен. Но нужно понять, что собственно миссионерить, как говорит Кураев.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:31 30.09.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Клерик, ты становишься похож на Юрия, нашего блоггера))) Где я написал, что я имею ввиду себя? Я даже Пендрагону ответил, что рассматриваю свою активность в религиозности как миссию реформы в Церкви, а не как миссию вообще. Статья для пастырей. А я – пастырь? Я писал, что в моем видении должен делать пастырь, чтобы держать приход в духовном напряжении. В ногах правды нет. И если такой как Юра Зозуля, активный прихожанин, традиционал, был бы направлен на миссию, то он бы ответил бы на все вопросы и по мощам и женатым епископам. Ответы и я знаю, прекрасно, и объяснить смогу. Но буду не искренен, поскольку я с ними не согласен ни сердцем ни умом. Потому не определяю идеи для себя, а для классических православных пастырей. Так что остыть нужно тебе)))

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:33 09.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не обращайте внимание на бессмысленные посты. Идет тестирование новых возможностей сайта в обсуждениях и возможности редактирования зарегистрированным на сайте пользователям. На следующей неделе всё будет по-старому.


  6. Konstantin V Art
    Предупреждений - 0
    Гость
    15:06 24.11.2014

    Для чего напрямую связывать общину и миссию? Миссия хороша, когда есть куда приглашать людей. Придите и посмотрите как они (мы) любят друг друга. Чтобы родилась община, имхо, нужно не изображать ее на приходе, а созидать ее на свободных просторах межсоборного (межхрамового) присутствия ). Иное дело, если сам священник горит этим делом. Если он умом тронулся, прочитав Евангелие, а не просто как умеет служит церкви и своему архиерею. За созидание на приходе общины он НЕИЗБЕЖНО получит по шапке, а если и после этого не одумается и не станет шелковым, то будет оторван от нее и переведен в тьму-таракань. А вот смотреть сквозь пальцы на околоприходскую самодеятельность своих прихожан ему куда проще и безопаснее.
    Другой момент – это как раз катехизация и подготовка ко Крещению и Воцерковлению. Нормальная подготовка невозможна вне общины, как и невозможна не в общину. Только силами общины и вводя человека в общину может быть это исполнено. Невозможно просто воцерковить человека в приход. Так, что хотя разговоры тут и идут, но практики нормального воцерковления – подготовки ко Крещению или восполнения отсутствия таковой – при детском Крещении – практики нет почти нигде. Вертикаль влсти в церкви равно боится как реальных общин, так и реальных наученных “мирян”. Ими сложно управлять. И там и тут перестает работать сакральная вертикаль подчинения профанов.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:39 27.11.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Миссия хороша, когда есть куда приглашать людей. — очень ваша правильная мысль. Но вы мыслите в лоне православном. Я уже тогда держал в голове и иную ситуацию. Если же община создана вне прихода, то приглашать однозначно есть куда. У меня в друзьях на ФБ есть священник Александр, который фактически сделал общину (по шапке получает) и дело живет. Потому, в  подобных случаях можно вести отмессионеренных и на приход. Так шо миссия нужна. Особенно внеконфессиональной общине.

Sorry, the comment form is closed at this time.