Воплощение евхаристических даров

16.12.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Живая плоть

prichastye_1В Части 1 («Плоть: антропологический аспект») была рассмотрена жизненная сила как синоним плоти. Первая статья – это оформленная идея, содержащаяся фрактально в других статьях по антропологии на сайте в Темах «Тело и душа», а также «Смерть и переход». Этот взгляд подвергнут, отчасти, справедливой критике в Сети. С позиций Писания – критика справедлива, с позиций представлений христианства о человеческой природе – нет. Сама наука антропология имеет не богатый эмпирический материал, часть и которого сомнительного качества, или имеет прикладной медицинский аспект, не всегда подходящий для богословия. В том предмете, который рассматривается сейчас, есть нечто неуловимое в связке “плоть – жизненная сила” (через уплотнение, воплощение) во влиянии на тело и разумную душу. Это как проблема различной семантики категорий в разных богословских школах. Вроде бы все понятно, но другая школа тебя опровергает, и ее представители по-своему правы.

Я отдаю себе отчет в том, что по контексту Нового Завета слово «плоть» используется как синоним тела (мяса и внутренних органов, даже не костей и жил). Но плоть без жизненной силы, это мертвая плоть, прах, а с жизненной силой – живая. А мы должны причащаться тела и крови Господа не мертвым, а  живым. Живой является человеческая плоть, в которой пульсирует жизнь. Присутствие пульса говорит о присутствии жизненной силы. «Следует принять к сведению, что разумные силы господствуют над неразумными – ибо силы души разделяются на разумные и неразумные. Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т. е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Непослушны разуму и не повинуются ему жизненная сила, называемая еще силою кровообращения (пульсовой – по переводу 1894 г), сила произведения семени, или сила рождения, сила растительная, называемая также силой питания; видами этой силы являются сила возрастания и сила образования тел. Все эти силы управляются не разумом, а природою…

Сила роста, питания и рождения называется растительной силой, а сила кровообращения – жизненной (Точное изложение православной веры. Глава 12 «О человеке», преп.Иоанн Дамаскин)

Таким образом, если нет жизненной силы, то не будет и остальных сил и самой жизни в теле. На мой взгляд, и три растительные силы – тоже силы жизненные, поскольку имеют прямую зависимость от силы, заставляющей биться сердечную мышцу. Суммарно четыре неразумные силы дают жизнь плоти и не зависят от человека, а истекают из его природы, которую сотворил Творец. Он же и регулирует интенсивность этих сил через наследственность и Свое прямое вмешательство по промыслу.

Грех внес искажение в человеческую природу и действие жизненных сил. Оттого наша плоть стала смертной. И от этой смертности пришел нас спасти Христос. Мы должны получить прививку «вечности» и исправить свою природу. Воспостазирование Христа в утробу Девы привело к исправлению человеческой природы в Христе. Его жизненная сила действовала так же, как в только что сотворенном Адаме, и даже совершеннее. Адам получал жизненную силу от Бога по причастию, а Христос имел это благодаря Божественной Ипостаси, имеющей жизнь в Себе. И нам нужна жизненная сила Христа, чтобы исправить нашу собственную, искаженную грехом жизненную силу, оживляющую нашу плоть.

Мы не можем в причастии причащаться мертвой плоти Христа. В этом нет никакого смысла. Следовательно, в Евхаристических дарах (ЕД) должна присутствовать жизненная сила Христа, оживляющая кровь и тело (вино и хлеб). И именно в этом месте рождается связка «жизненная сила – плоть», и даже «воплощение» Христа в ЕД. И потому я позволяю себе вкладывать в «плоть» в евхаристическом контексте не просто «мясо» (дословно с арамейского), а «живое мясо» поскольку это исходит из контекста Священного Писания.

Проливается…

Но не пролилась в момент произнесения Христом этого слова.

В синоптических Евангелиях от Матфея и Марка установительные слова Иисуса при осящении чаши и хлеба приблизительно одинаковые. В них есть особенность «ради прощения грехов» 26 Когда они ели, Иисус, взяв хлеб и произнеся над ним молитву благодарения, разломил и дал Своим ученикам, сказав: «Возьмите, ешьте, это Мое тело». 27 Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он подал им ее, сказав: 28 «Пейте все из нее, это Моя кровь, кровь Нового Договора, которая проливается за стольких людей ради прощения грехов. (Мф. 26:26-27)

У Луки формулировка иная, с призывом делать так в память об Иисусе. 19 Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им со словами: «Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне». 20 И точно так же после ужина дал им чашу со словами: «Эта чаша — Новый Договор, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается. (Лк. 22:19-20). Такая же формулировка в Павловом Письме к Коринфянам со следующей добавкой: 25 …Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне». 26 Это значит, что всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, вы возвещаете смерть Господа — до тех пор, пока Он не вернется. 27 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа. 28 Но пусть человек сам сначала испытает себя, а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу, 29 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела, ест и пьет свой приговор. 30 Вот почему среди вас так много слабых и больных, да и умерло не–мало. 31 А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог. 32 Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас, чтобы не осудить вместе с остальным миром.  (1Кор. 11:25-32)

pri4astie-600x400На момент Тайной Вечери Жертва еще не была принесена и кровь не пролилась. Все остальные воспоминания в истории творились после Жертвы. И догматическое богословие учит, что кровь в чаше та, которая вытекла из раны Иисуса на кресте, после пробития копьём римлянина. Но на Тайной Вечере это еще не произошло. Как и принесение в жертву тела. Хотя спору нет, в венах Христа была та же кровь, и на Вечере, и на кресте. Но жертва еще не была принесена. А вот на Литургии православной, почему-то жертва приносится, с ножем-копьём, просфорой Агнец. Апостол Павел говорит: «возвещаете смерть Господа», а православные ее инсценируют до конца.

А все из-за того, что «бескровная жертва» прокралась в Литургию, как священство приклеилось к пресвитерству. Нужно было обеспечить пышность и символичность культа. В Литургии мы сами себе противоречим. Говорим, что Жертва была принесена однократно, причем, Господь в момент освящения даже не был схвачен, а сами ее многократно повторяем в театральных постановка на сцене алтаря и солеи.

Ведь Господь сказал о воспоминании, а Павел – о возвещении смерти. И для этого нет никакой нужды проливать кровь на Литургии. Если благословение чаши и хлеба идет с Тайной Вечери, то это противоречит тому, что происходит в самом конце Литургии Иоанна Златоуста. Хлеб надо ломить, а не резать ножём-копьём. Господь прекрасно знал, что его пробьют копьем, но попросил учеников приготовить только пасху, не устраивая постановку своей смерти, а даже нашел время помыть ноги своим ученикам. Чего-то нынешние иереи ноги прихожанам не моют. Но зато делают то, чего им не завещали.

Я думаю, именно за это, некоторые противники христиан называли их антропофагами. Если бы делали и готовили ЕД, как показал Христос, то и подобных претензий не было бы. Достаточно помнить, что при учреждении Евхаристии кровь не проливалась.

Возможен ли евангельский символизм понимания крови в виде вина? Возможен по контексту словосочетания «в память обо Мне», но исключается прямыми утверждениями: «Это тело Моё» или «Это кровь Моя». Но более важным свидетельством реальности отождествления является отсутствие объяснений символизма, бросившим Его ученикам, когда осталось их только 12. Если Кровь и Тело были бы просто символами, исключительно ради воспоминания, то Господь бы остановил уходящих, или выразился бы иначе, зная, что его слова станут испытанием веры на тысячи лет. Но он сказал так:  Тогда Иисус спросил у двенадцати: «Может, и вы хотите уйти?» (Ин. 6: 67) Кроме того, если причаститься «не признавая Тела», то можно заболеть, и даже умереть. Значит, Тело есть Тело, а не символ Тела. Значит, воспоминание – это повод, а Хлеб с Небес в жизнь вечную – твердое обетование.

Мутность воипостазирования

Если на Тайной Вечери тело еще не было принесено в жертву, а кровь не пролилась, то что произошло на Тайной Вечери с хлебом и вином? Осипов говорит, что произошло воипостазирование. Т.е., Господь сделал вино и хлеб принадлежащим нераздельно, неразлучно, неслитно и неизменно к своей Личности, которая уже соединила в Себе человеческую природу и Божественную. Т.е., Ипостась Христа сложнее, чем Отца и Святого Духа.  И произошло новое воипостазирование по образу теофании, как и при воплощении в утробу Девы. Но в Деве Слово воипостазировало зачаток тела и души Иисуса, а жизненная сила сразу была исправлена от греха Божественным соединением. В случае же освящения ЕД, Господу предлагается для теофании всего лишь хлеб и вино, а не человеческая природа.

В воипостазировании, ЕД по онтологии – это вино и хлеб, воипостазированные в… Ипостась Сына. Они поменяли характер существования в мире, по словам Осипова, но остались хлебом и вином. Ипостась Сына после теофании включает в себя природу Божественную и человеческую в Иисусе Христе. Следовательно, воипостазирование неслитно соединяет тварную природу ЕД с Иисусом Христом. И Ипостась Христа становится еще сложнее включая Божественную и человеческую природы и ЕД, постоянно по всему миру освящаемые уже скоро 2000 лет. Это, если освящения происходят во времени по нашим молитвам.

Однако, Православная Церковь учит, что один раз было освящение даров, и кровь пролилась один раз. Все освящения, первое и все последующие по всему миру, Господь производит вне времени прямо с Тайной Вечери. А знаете, почему ПЦ так учит? Потому что в противном случае это приведет к многократности воипостазирования и к тому, что при воипостазировании во времени это будет относиться к воскресшему Телу Господа, тогда как апостол учит, что мы причастием смерть Господню возвещаем. Логично, но только если признать справедливым, что возвещение смерти Господней – единственная цель для всех причащающихся христиан. А воипостазирование – единственно правильное объяснение преложения.

Если мы вспоминаем Жертву Христа и причащаемся Телу и Крови, то мы это и творим в Его воспоминание и смерть Его возвещаем, поскольку повторяем слова Иисуса на Тайной вечери и вспоминаем именно это событие. И это не одно и то же с вневременным освящением всех чаш до скончания века. Писание об этом хранит воистину гробовое молчание. Потому берут меня сомнения, что это было воипостазирование.

Как-то все это слишком сложно и мутно с воипостазированием. ЕД, освящаемые каждый день по всему миру, нераздельно и неразлучно воипостазируются Христом в Себя. А ведь часть этих даров выводится из организма человека. Это могут поедать черви. Это может уже в значительных количествах содержаться в почве. Освящение мира в результате откровения сынов Божьих не основано на насыщении планеты воипостазированным в Христа веществом. Откровение – это не механика освящения. Слишком много мутных следствий воипостазирования, которые сложно объяснить. Особенно, а зачем Крещение, если я соединяюсь с Богом в причастии?

Особенно мутно «воипостазирование» для подавляющего большинства верующих, не знакомых с семантикой богословских категорий и богословским толкованием Троичного догмата и догмата о Боговоплощении. Для меня самого в воипостазировании ЕД больше вопросов, чем ответов. Мне кажется, что воипостазирование – продукт забывчивости учения в Писании, что Церковь, как Тело Христово, строится Крещением, а не Причастием. Воипостазирование же пытается построить Тело Христово через Евхаристию. И это ключевой момент в попытках дать верующему через ЕД причастие теофании, пытаясь обожить принудительно. Тогда как причастие – это помощь крещенному в духовном взрослении. И эта помощь – в силе Божией через «живой хлеб», который каждый по обетованию имеет возможность получить, и получает по личной вере.

Связка «плоть – жизненная сила» дает интересный инструмент объяснения, не прибегая к воипостазированию, но опираясь на «получение жизни».

Не получите жизни

35 Иисус сказал им: «Я — хлеб жизни. Тот, кто приходит ко Мне, не будет голодным; тот, кто верит в Меня, никогда не испытает жажды. (Ин. 6: 35) 41 Тогда в толпе послышался ропот из‑за того, что Он сказал: «Я — хлеб, сошедший с Неба». (Ин. 6: 41) 48 Я — хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. 50 Но хлеб, который сходит с Небес, не таков: кто будет есть его, тот не умрет. 51 Я — живой хлеб, сошедший с Небес. Кто будет есть этот хлеб, обретет вечную жизнь. Хлеб, который дам Я, — это плоть Моя, Я отдаю ее ради жизни мира».52 Тогда среди людей разгорелся ожесточенный спор: «Как может этот человек дать нам есть свою плоть?!»

53 Иисус сказал им: «Говорю вам истинную правду: если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни. 54 Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, обрел вечную жизнь — и в последний День Я воскрешу его. 55 Плоть Моя — вот истинная пища, кровь Моя — истинное питье. 56 Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет, и Я в нем. 57 И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною. 58 Вот хлеб, сошедший с Небес. Он не таков, как хлеб, который ели отцы, — они умерли. Но тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно». (Ин. 6: 48-58)

60 Многие из числа Его учеников, выслушав Его, сказали: «То, что Он говорит, чудовищно! Слушать невозможно!» (Ин. 6: 60)

Примечание РБО — Возмущение было вызвано непониманием того, что Иисус говорит о Своей жертвенной смерти или о евхаристии. Некоторые же из учеников решили, что речь идет о каннибализме и о питье крови. Употребление в пищу крови запрещено Законом Моисея (Лев 17:10–14).

Ключевой является фраза «Хлеб, который дам Я, — это плоть Моя». Т.е., даже не Тело, а именно Плоть. При этом, перед этим Он говорит: «Я – живой хлеб». Путем простого соединения получаем «живую плоть». И в этой живой плоти, главное – живое, а не плоть. Поскольку дать нам жизненную силу без плоти невозможно. Правоту этого взгляда подчеркивает 53 стих: «если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни». Значит с плотью мы получаем жизненную силу Христа, которую невозможно нам дать вне плоти и крови, с которыми жизненная сила связана и обеспечивает жизненность Хлеба, сшедшего с Небес. Улавливаете?

Нам для жизни духовной нужно исправление жизненной силы. 57 стих, особенно концовка «будет жить Мною», это лишний раз подчеркивает. Плоть Христа, принимаемая нами в причастии, помогает постепенно развеять этот мрак, появившийся из-за искажений в нашей жизненной силе, унаследованных от прародителей. Оттого некоторые святые могли видеть ангелов и бесов очами души, до такой степени у них исправлялась природа. Плоть, оживленная жизненной силой Христа, содержит в себе явно присущее человеческой природе, но обоженое Божественной природой. Плоть Сына Божьего — вечна, поскольку в ней нет греха. И мы, причащаясь, получаем в три меры муки (в себя) закваску вечности. Душа, «выпеченная» из такого «теста», становится способной облечься в совершенное тело. И именно отсюда слова Христа, что вкушающий Его плоть обретает жизнь вечную. И на Тайной Вечери он поделился тем, что у него было для воскресения в совершенном теле.

Мне скажут, так люди все равно умирают. Да умирает тело и исчезает жизненная сила, но плоть Бога уже сделала свое дело, и облагородила разумную душу. И во всеобщем воскресении человечество души (совершенное тело) будет восстановлено. Как это может происходить – тема отдельного большого разговора о неизменности души после смерти. Я предпочитаю доверять Христу в том, что если я причащаюсь Тела и Крови, то я буду воскрешен в совершенном теле. Не факт, что для вечной славы, но для Суда точно.

Здесь более страшный вывод напрашивается. Есть те, кто не причащается. И они не будут воскрешены? По православному учению воскреснут все. Только одни для осуждения, а другие для вечной жизни со Христом. Это побочный предмет по отношению к теме этой статьи, и у меня на него только один ответ. Разделение на «козлов» и «овец» будет на уровне душ, а воскресение коснется только тех, кто обретает жизнь вечную. Души осужденные будут лишены связи с Богом и подвергнутся распаду, уйдут в небытие. И не потому, что Бог – злой и хочет наказать, а потому, что их душа при жизни на земле сформировалась так, что после воскресения она не способна быть связанной с Богом и получать от него жизненную силу. Ведь, душа – слепок человеческой жизни в теле.

Возвращаясь к евхаристии, хочу сказать, что вкушение животворящей Плоти Христовой, делает и нашу плоть как бы способной к воскресению и жизни на Небе.

Если же говорить об освящении евхаристических даров, то можно обойтись без воипостазирования, а «преложение» рассматривать как воплощение, когда хлеб и вино наполняется жизненной силой Христовой. Эта сила, соединяясь с хлебом и вином, прелагает их в тело и кровь Господа, не меняя акциденций. А когда хлеб и вино усвоится в организм человека, энергия жизненной силы дает освящение человеческой природе, и далее никак не связана с элементами хлеба и вина.

На Тайной Вечери, и в дальнейшей истории Господь, подает жизненную силу для исправления природы в каждом верующем. А поскольку «лекарство» нематериально, и Адам с Евой закрыли канал прямого поступления, то Господь нам подает его в составе Своей Плоти. Это и есть Его дело на земле – показать любовь (которая выше Закона), и дать «лекарство» излечения природы от смертности для вечной жизни. «Лекарство», «реки живой воды» – это и есть Его жизненная сила, которая оживляет Плоть, и нас может сделать потоками живой воды для окружающих.

И все просто. И все по Писанию. Созидает Тело Христово – Крещение, а помогает исправиться и укрепляет – причастие. Если в чаше тело и кровь Господни вместе с Его жизненной силой, то значит в причастники получают общение через жизненную силу с самим Христом. Сам результат освящения можно назвать воплощением. Воплощение – это объясненное преложение ЕД на уровне энергий. Тогда как воипостазирование – это объяснение на уровне соединений. И мне оно кажется надуманным из-за попыток привязаться к механизму Христовой теофании.

Жизненная сила и вера

Если не веришь в освящение ЕД и не рассуждаешь о Теле, то жизненная сила Христа в ЕД тебя не «цепляет». Христос говорил, что мы могли бы горы переставлять своей верой. Но вера – это инструмент действенности силы Бога в нас. Ведь не своей же силой человек может гору переставить.

Мне на фб понравился один статус: «Когда ты молишься, Бог слушает. Когда ты слушаешь, Бог говорит. Когда ты веришь, Бог действует». Поскольку Бог действует не насильно, то вера показывает нашу готовность принять Его действие. И не всегда такое, как мы ожидаем.

Мне кажется, что жизненная сила Бога и вера человека – это два крыла источников человеческих возможностей. Без веры мы не получим силы Бога, ни прямо, ни опосредовано (в причастии). И именно здесь реализуется момент действенности причастия для нас. Господь воплотится в ЕД по обетованию, и мы вкусим силы Божией в теле и крови. Но если нет веры, то и сила Бога в нас не проявится и нас не исправит.

Те же, кто с пренебрежением или высокомерием отнеслись к освященным дарам, могут получить повреждение от несовместимости святости. Каков механизм – сложно сказать. Мы знаем пример Анания и Сапфиры, и предостережение Петра Симону-волхву. И если и Павел говорит о болеющих и даже умерших, значит есть вера со знаком «минус». Не атеизм (неверие), а что-то из области хулы на Духа. Это когда знаешь, что это Божье, а низводишь на уровень еды. Я приводил в статьях по фарисейству и другие случаи хулы на Духа. Здесь может быть и внешняя демонстрация веры, при внутреннем язычестве. И за такое наказание больше, чем за атеизм. Живая Плоть Христова может оказаться настолько несовместимой со способностью верить у причастника, что окажется как нужное лекарство в радикальной передозировке. Это мое предположение.

 

Как все на самом делепрелагается, только Бог знает.

 

В вышеприведенных рассуждениях я могу ошибаться. Для меня важнее то, что я причащаюсь Плоти Христовой для исправления моей поврежденной грехом природы. В это я верю. А написанное выше, просто дает такому рассудочному человеку как я, подтверждение предмета моей веры Писанием и смыслом спасения от вечной смерти. Я не отказываюсь от «преложения». Но пресуществление и воипостазирование вызывают ожесточенные споры. Потому, видя желание Христа дать нам «плоть живую» и «дать нам жизнь», более удачным вижу термин «воплощение», объясняющий механизм преложения евхаристических даров через соединение их с жизненной силой Иисуса Христа.

Обсуждение


  1. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    16:59 20.10.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    «…так люди все равно умирают. Да умирает тело и исчезает жизненная сила, но плоть Бога уже сделала свое дело, и облагородила разумную душу».

    А как же «во исцеление души И ТЕЛА”? И это логично, если наша жизненная сила исправляется путём  причастия жизненной силе Христа.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:40 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    В теле нет греха. Нет его источника. “Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела. Но развратник грешит против собственного тела!” 1 Кор. 6:18. А во исцеление души и тела – это церквоная формула, а не новозаветная


  3. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    18:51 20.10.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    То есть жизненная сила тела не касается?


  4. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    17:03 20.10.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    “…и нас может сделать потоками живой воды для окружающих”.

    Это каким образом? Мы сможем причащать своей плотью окружающих? 🙂

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:46 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Господь попросил самаритянку привести мужа, когда у него попросила живой воды, а когда она привела целое селение, то проповедовал до обращения многих из них. Разве он не дал им живой воды? Такая вода может истекать и из нас, если мы одной плоти с Иисусом.

    Это в контексте разговора с самарянкой. Если же брать отдельные потоки живой воды вытекающие из людей, то они бегут в жизнь вечную. Не сказано, что эти потоки будут источником для остальных, а только для этой личности. Но остальные будут видеть эти чистые потоки и захотят припасть к их единому Источнику. Но не пить непосредственно из них.


  6. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    17:06 20.10.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Если “плоть”  – это жизненная сила, то что есть “кровь”?

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:48 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Кровь – это носитель. Пока есть жизненная сила есть, сердце бьётся и кровь движется. Как это прекращается, природа выделяет семя, а “ботва” отмирает.


  8. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    19:02 20.10.2015 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Не совсем понятно. Плоть – жизненная сила. Кровь – носитель чего? Жизненной силы? Плоти?

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:47 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я сам толком не могу это объяснить. Есть такая цепочка. Жизненная сила делает плоть живой. Плоть существует как живая до тех пор, пока движется кровь. Сердце бьётся от того, что его понуждает это делать жизненная сила. Плоть перестает удерживать душу в теле, когда иссякает жизненная сила. Потому плоть и жизненная сила – это как бы разные формы существования одной сущности, разные проявления. Уловить границу умом у меня не получается. Может получится у вас, то поделитесь. Об этом намеке на тождество между силой и плотью я писал в статье “Плоть: антропологический аспект”

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:49 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Кровь – носитель жизненной силы, которая обеспечивает достаточную плотность жизни в теле для удержания в нем души. 

Sorry, the comment form is closed at this time.