«Внутри» или «среди вас»?

15.03.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

sermonВсем христианам прекрасно известны слова Христа о Царстве Божьем, которое «внутри вас есть» (Лк. 17:21). Когда я учил Новый Завет в учебном заведении 16 лет назад, нам говорили, что можно это место понимать как «среди вас». Но акцент делался в традиционной православной трактовке о видении Бога в сердце человеческом и открытии человеку через сердце премудрости от Духа Святого. И вариант перевода с вариантом “среди вас” мельчал в глазах по сравнению с «истинно православным», святоотеческим.

Спорить сильно не буду. Действительно, если у человека из сердца исходит любовь от присутствия Духа, то он есть в состоянии спасенного уже на земле. В том же духе можно трактовать и «среди вас». Т.е., если между вами все ладушки, и вы любите друг, то для вас наступило Царство Божье на земле. Но я хотел заметить не это, и не попытки некоторых отцов толковать это место как духовный рассвет любви в сердце человека. Ведь сказано совсем не о том. Смотри исходник в переводе РБО:

20 Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога. «Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, — ответил Он им. — 21 Не скажут: „Смотри, оно здесь!” или „Вон оно!” Ведь Царство Бога уже среди вас». (Лк. 17:20-21) (Возможны иные переводы: «Ведь Царство Бога внутри вас» и «Ведь Царство Бога внезапно явится среди вас)

Какие ключевые нюансы надо отметить:

  • Фарисеи не спрашивают «где?», а «когда?». Они не локализацией в пространстве интересуются. А тем, когда же оно наступит? Потому внутри нас или вовне нас – их такие вещи не интересуют, ведь для них априори царство внешнее. И Господь их в этом не развенчивает.
  • «Его не увидеть глазами». Т.е., у него не будет атрибутов царства – короны, скипетра, трона, которые можно будет определить визуально.
  • «Уже среди вас». Четкий ответ Иисуса на вопрос «когда?»

И у меня есть основания полагать, что Христос указывает на факт своего присутствия!!! Как в Царстве Бога он будет царем для своих сторонников, так уже это реализовалось прямо здесь и сейчас. И Он отвечает фарисеям, что Бог уже здесь, и Царство началось. Получается – “Я здесь, чего же вы спрашиваете “когда?” Потому, в этой толкуемой фразе Господь не закладывает основы духовной антропологии. Все гораздо проще, если не выколупывать смыслы под аскетическую доктрину конфессии, а пытаться искренне понять, что хотел сказать Христос.

Подтверждением такому толкованию служат сразу следующие стихи 22-25. Господь развивает тему «когда?» и немного «как?» в отношении Себя: 22 А ученикам Иисус сказал: «Наступят дни, когда будете жаждать увидеть один из дней Сына человеческого, но не увидите. 23 Вам скажут: „Вон там!” или „Вот здесь!” Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку. 24 Словно молния, что, сверкнув, озаряет все небо от края до края, — таким будет Сын человеческий в день, когда Он вернется!

Таким образом, предлагаю всем посмотреть под углом «когда?» на толкуемое высказывание и не выискивать Царство внутри человеческой природы. Царство Бога – это когда между христианами любовь, и с ними Бог. И если Святой Дух может быть незримо в нашем сердце, то у Христа есть человеческое совершенное тело. И в Его Царстве Он будет “среди нас”. Отсюда же и классическое христианское приветствие: Христос посреди нас!

А не внутри!

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    10:20 15.03.2015

    Крутой и интересный разворот. Согласен с таким толкованием


  2. Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Гость
    13:10 15.03.2015

    +


  3. Предупреждений - 0
    о. Тихон
    Гость
    13:50 15.03.2015

    Вячеслав, такие экзегетические экзерцизы лучше основывать на оригинальном тексте, а то как-то не солидно. Но Богословски, по-моему, оба толкования имеют право на существование и отнюдь не противоречат друг другу. А Христос говорил в данном отрывке именно о внутреннем Царстве, без которого Царство в Вашем толковании непостижимо и недоступно, том самом Царстве, о котором говорил и Серафим Саровский, называя его “дух мирен”. зачем их “сталкивать лбами? не понимаю…

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:57 15.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я ж написал. Сын Бога отвечал на заданный вопрос. Когда? А сюда пытаются клеить ответ Где? А то, о чем вы говорите – это проявление плодов Духа. Такое состояние обеспечивает спасение. Но причем здесь ответ на вопрос “Когда придёт Царство Бога?”

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:04 15.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я особо и не сталкивал толкования лбами. То толкование, как косвенное, имеет право на жизнь. Я же жёстко свел предметность вопроса фарисеев и ответа Спасителя. Его задача была убедить окружающих, что он и есть Мошиах, что он есть тот, кто обеспечивает присутствие Царства райт нау. И он УЖЕ пришел. И вопрос Когда? бессмыслен. Просто потому, что глазами это царство не рассмотреть. Присутствие Бога ПОСРЕДИ ВАС можно ощутить сердцем.


  6. Предупреждений - 0
    Иеромонах Тихон (Козушин)
    Гость
    10:31 16.03.2015

    Насчет райт нау есть вопрос. А что тогда делать Духу Святому – Третьему Лицу Пресвятыя Троицы? Если Царство уже явилось и достижимо, то зачем была Пятидесятница? Вопрос: явлено и достижимо ли было Царствие Божие “райт нау”, т.е. до схождения Духа в Пятидесяятницу?

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:33 16.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Дух пришел вместо ушедшего телесно Христа. И через Духа Христос может быть с нами, духом. 

    На второй вопрос ответ – Несомненно, да. Потому что Бог был с людьми. И когда ушел Христос в силе явился Дух. Хотя Он и до этого помазывал и открывал сердце (как Петру, что Иисус есть Христос). Таким образом, с момента, когда было сказано, что приблизилось Царство Небес закваска Царства начала сквашивать три меры. И когда Христос сказал толкуемые слова процесс уже шел, хотя и не закончился. 


  8. Предупреждений - 0
    Иеромонах Тихон (Козушин)
    Гость
    10:40 16.03.2015

    “Присутствие Бога ПОСРЕДИ ВАС можно ощутить сердцем.” – как это наивно и упрощенно. Ощутить падшим сердцем? Ощутить, – разве уже принять и войти? Царствие духовно и наследуют его духовные, и сердце прежде должно принять Духа Божия, чтобы хотя бы ощутить Его присутствие. Многие видели, некоторые ощущали, но наследовать его стало возможно только после Пятидесятницы. Вот о чем говорил Христос – стяжите Духа в сердца ваши и станете годными для Царствия небесного.

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:23 16.03.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Путникам, шедшим в Эмаус не горело сердце? И Пятидесятницы еще не было. Да и вера в Христа подавалась апостолам по благодати, а не это было полностью от них. Дух действовал и в пророках ранее. В Пятидесятнице просто был реализован механизм обожения, когда Христос через Духа Отца смог войти в любое верующее сердце. То, что вы написали, в целом правильно. Но не любая духовно правильная теза является аргументом против толкования. 


  10. Предупреждений - 0
    Пришелец
    Гость
    00:27 23.03.2015

    «Сказал Иисус: Если скажут вам ведущие вас: «вот, царство в небе», – птицы небесные опередят вас.
    Если они скажут, что оно в море, рыбы опередят вас,
    но царство внутри вас и вне вас. ». (от Фомы)

    Потому в равной мере беспомощны утверждения тех, кто преддагает искать вовне, не выискивая внутри. И тех, кто, найдя Царство внутри, слепы к тому, что Царствие ЕЩЕ И ВОВНЕ.

    Для наших умов, омраченных грехом, есть разделение -внутри и вовне. Для Царствия его нет.


  11. Предупреждений - 0
    Елена
    Гость
    13:10 26.12.2016

    хорошо написано, хочу просто немного сместить ракурс зрения. обычно с этого места четко попадаешь в цель-Царство Божие “иное”, и эта мысль через слова просвечивает.
    Оно в стороне от мнений, от представлений и толкований и действительно пребывает здесь и сейчас, человеку стоит остановиться и чуть сместить взгляд , там сидит Господь и с любовью смотрит, всегда одинок.

Sorry, the comment form is closed at this time.