Тоска по подлинной церкви

15.01.2016 / / Мнений — 38 / Статей — 3 / Дата регистрации — 09.01.2016

Есть христиане, которые испытывают это странное чувство – тоску по подлинной церкви. Испытывают его не все христиане. Одни не испытывают его потому, что подлинность своей церкви принимают как данность и им не приходит в голову усомниться в ней. Другие далеки от подобной тоски по той причине, что сама ценность церковности не является для них актуальной. Но мы поговорим о тех людях, которые все же тоску по подлинной церкви испытывают.

Обычно это люди, которые уже имеют достаточно серьезный опыт принадлежности к церкви и в какой-то момент начинают испытывать неудовлетворенность этим опытом (или, собственно, привычными для них в своей конфессии / общине формами церковной жизни). Как вариант, может подобная тоска обуять и человека, по каким-то причинам выброшенного из церковной жизни. Само собой разумеется, мы не говорим здесь о стремлении просто принадлежать к какой-нибудь церкви – нет, речь идет именно о жажде подлинности.

И наблюдения над реальными ситуациями, и чисто теоретическое представление о структуре реальности подсказывают нам, что жажда подлинности в церкви реализуется обычно в двух противоположных направлениях – стремление к подлинности «формальной» либо стремление к подлинности «содержательной». Мы берем в кавычки данные прилагательные потому, что большая доля условности в выборе подобных определений, конечно же, есть. Однако и сам выбор этих определений не случаен. Поясним.

Как работает поиск «формальной подлинности»? Нам это видится так: в сознании человека актуализируются представления о формальных критериях подлинности религиозной организации, которые являются достаточно востребованными в наиболее массовых разновидностях религиозного сознания. К таковым критериям, стоит только слегка задуматься, мы без труда отнесем древность религиозной организации, ее признанность в мире (либо в данной конкретной национальной культуре или в данном конкретном государстве), так называемую официальность, престижность, богатство традиции и т. п. Разумеется, актуализируются подобные ценности в сознании людей, подверженных гипнотическому влиянию именно данного ряда ценностей. Не желая никого оскорбить, все же рискнем высказать лежащее на поверхности суждение о том, что все эти ценности – ценности массового сознания. Но ведь носителями массового сознания являются массы. Поэтому и с актуализацией подобных ценностей мы сталкиваемся достаточно часто.

Но почему вообще приходится говорить об этом в нашей теме? Какова та аудитория, которая может вдруг испытать тоску по так понимаемой подлинности? А дело в том, что аудитория эта достаточно легко предсказуема: речь идет о выходцах из неопротестантских церквей, которым неопротестантская религиозная субкультура приелась и которые возжаждали и сакраментализма, и ритуальности, и эстетики, и некоей высокой литургики и т. д. – вплоть до апостольской преемственности.

Понять эту аудиторию очень легко, ибо религиозная субкультура неопротестантизма – притча во языцех. Но вот какая проблема наблюдается на практике: оказывается, что многие люди, бросившиеся к стяжанию «формальной подлинности», совершенно ничего не приобрели в плане содержательном. Все привычки мышления остались у них прежними. И получающиеся в результате подобного поиска подлинности религиозные организации являются несколько странными гибридными образованиями.

Но перейдем к альтернативе – к стремлению к «содержательной подлинности». Здесь актуализируются иные ценности – ценности, вырастающие из рационального, в том числе научно-богословского, поиска. На практике речь идет о том понимании церковности, которое выкристаллизовывается в результате библеистических и историко-богословских исследований, когда человек вдруг начинает понимать: существующая церковь именно в содержательном плане либо слишком далека от библейской основы, либо слишком далека от нужд современного человека, либо и то и другое сразу.

Вероятно, и контингент, подверженный этому, второму, варианту тоски по подлинности, будет иной. Скорее всего, это либо христиане, воспитанные в так называемых исторических церквах, либо выходцы из того же неопротестантского фундаментализма, но при этом больше озабоченные не внешним, не эстетикой и даже не мистикой, а составляющими сугубо рациональными.

Довольно серьезная проблема заключается в том, что два рассмотренных пути ведут обычно в противоположных направлениях. (Собственно, если об итоге «первого поиска» мы уже сказали – он будет заключаться в создании гибридных религиозных организаций, то в качестве итога «второго поиска» следует назвать, скорее, такие феномены, как «простая церковь», «появляющаяся церковь» и т. п.) Самое же драматичное заключается в том, что «подлинность формальная» и «подлинность содержательная» находятся, судя по всему, в отношениях «обратной пропорциональности», ибо оказывается, что чем более «древняя» данная религиозная организация, чем более она «официальная», чем более богатая у нее традиция и т. д. и т. п., – тем менее адекватна она будет содержательным библейским критериям подлинности. А стремление к «содержательной подлинности» зачастую будет приводить христиан к актуализации таких форм церковности, которые совершенно не соответствуют никаким массовым критериям.

Ситуация усложняется тем, что никакое содержание не может существовать без формы. Поэтому даже самым радикальным искателям содержательной подлинности не удастся решить все проблемы при помощи сомнительного лозунга о приоритете содержания над формой.

Какую же позитивную программу можно здесь предложить?

Прежде всего, следует сказать о том, что на практике уже осуществляются попытки как-то «работать» с описываемой тоской по подлинной церкви. Но одна из таковых попыток нам кажется неконструктивной: речь идет о попытке заглушить эту тоску при помощи тактики компромиссов. В этом случае люди продолжают существовать в рамках привычных форм, привычных религиозных учреждений, конфессиональных привычек и т. д. При этом они пытаются все же расширять свое сознание, а также, возможно, сознание своих общин. Компромиссы эти зачастую оказываются не слишком продуктивными, сопровождаются изрядной долей лицемерия, умолчаний и прочими неприятными вещами.

Но некоторые люди оказываются в ситуации, позволяющей оставить тактику компромиссов. Вот из этой ситуации уже можно увидеть очертания некоей позитивной программы. Вероятно, она будет заключаться в интеллектуальной и поведенческой честности, во вдумчивом отношении к тому или иному экклесиологическому материалу, в трезвой оценке культурного контекста современности, в диалектическом отношении к содержательно-формальной проблематике, которое предполагает, что подлинной будет та форма, которая более всего соответствует как содержательному аспекту новозаветной церковности, так и культурно-историческому контексту, в котором современная церковь осуществляет свое служение.

В некоторых текстах, посвященных тому, какой должна быть церковь, умалчивается о том, что в реальности все люди в этом мире разные и нуждаются в разных вещах: очень много людей, которые (о ужас!) нуждаются не в той подлинной церкви, по которой тоску испытывает, на самом-то деле, лишь меньшинство, а именно в существующих весьма несовершенных во всех отношениях конфессиональных организациях. И относиться к этому надо спокойно. Христианство многообразно, и это многообразие глубже привычного конфессионального многообразия. Это многообразие мировоззренческое, поведенческое, культурное, даже «эмоциональное» и т. д. Иначе как в этом многообразии христианство не существует. Поэтому и стремление к подлинности в христианской церковности не удастся понимать как попытку решения всех вопросов раз и навсегда, причем неким единообразным способом.

Но один момент следует подчеркнуть: сама тоска по подлинной церкви – явление позитивное, поэтому эта тоска (а здесь можно сказать и жажда) не должна затухать. Постоянство этой жажды вполне может быть залогом того, что сам поиск – плодотворен и обречен (в хорошем смысле) на незавершенность.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    21:19 16.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    С названием полностью перекликаются мои искания последние два года. Потому отклик статья нашла. Есть подозрение, что статья где-то цепляет собственный опыт автора.

    Думаю, что не только протестанты ищут древних ритуальных форм, но и католики с православными не менее массово могут бегать от этих форм, считая, что у неопротестантов этих форм нет (хотя это не так), от бессмысленности которых они устали. И нередко, это тоже превращается в межденоминационный переход, который “лучше чем”.

    А вот о поиске содержательной подлинности, и о понимании её как таковой, в статье сказано несколько размыто, на мой взгляд. Ведь если мы о ней тоскуем, то нужно видение, что она из себя представляет, хотя бы по мнению автора. И это можно было бы обсудить.


  2. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Модератор
    00:25 17.01.2016 / Мнений — 38 / Статей — 3 / Дата регистрации — 09.01.2016

    Всё так. Но в рамках данной статьи все равно не получилось бы менее размыто сказать о поиске содержательной подлинности. Здесь можно только на примере. Вот, допустим, для меня принципиальными оказались три книги о церкви — Вольф “По подобию Нашему”, Кюнг “Церковь” и Виола “Переосмысление церкви”. Ясно, что пересказывать я их не хочу. Но приведу маленький пример: католик Кюнг через использование научной методологии как библеистики, так и исторического богословия действительно показывает, что привычные в рамках самого католицизма представления (и практика) неадекватны библейским смыслам. При этом он остается католиком, хотя сама католическая церковь и воздвигла на него гонения. Иными словами, обычное нормальное занятие библеистикой уже неизбежно приводит к пересмотру наивных конфессиональных установок. Просто я был далек от мысли в этой статьей давать какие-то рецепты.

  3. Владимир Соколов
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Соколов
    Модератор
    18:59 17.01.2016 / Мнений — 27 / Статей — 13 / Дата регистрации — 14.01.2016

    Понравилось. Созвучно с  Жибриковским  “Бог под арестом”. 

    Почему то вспомнил, что в Деяниях в среде иудейских старейшин  – врагов христиан – в то время когда христиане были меньшинством,   была озвучена либеральная идея о том что зачем их гнать, если они не от Бога – сами загнутся, а если от Бога, то надо их оставить. 

    К сожалению, христианский менеджмент пришедший на смену иудейскому оказался более жесткий, как впрочем и бывает после смены  власти и подобные идеи в среде церковных иерархов не звучат. Напротив, всевозможные поползновения сразу клеймятся ересями и выжигаются любыми способами, дабы защитить малое стадо.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:32 17.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Так рецепты – это самое интересное и обсуждаемое. Ибо подобное написанному вами лежит у многих на сердце, кто вырос из своих квазицерковных систем и организаций. И дальше возникает чернышевский вопрос “Что делать?” И на сайте мы как раз и должны делиться своим видением ответа на этот вопрос. Так что, смелее, Алесь. Отрывайтесь от мэтров типа Кюнга или Виолы, и, вглядываясь в жизнь вокруг и в проблемы конформизма христиан при формировании общины, давайте рецепты по движению к Подлиннику. Библеистика – это хорошо, а право на мысль – исчё лучче)))


  5. Предупреждений - 0
    ВПБ
    Гость
    20:08 17.01.2016

    Иногда возникают вопросы: а наше поколение, точнее наше душевное устроение достойно иметь подлинную Церковь? Мы сможем сами в ней находится, если бы она смогла бы быть в данное время?

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:24 31.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я думаю, я в ней нахожусь. И я ее вижу в своих единомышленниках, которые ищут Христа, а не деноминацию, где голову преклонить.


  7. Предупреждений - 0
    Алексей
    Гость
    22:56 30.01.2016

    Приветствую, братья.
    Честно говоря, статью пришлось читать несколько раз. Не из-за сложности текста, а из-за переполняющих эмоций. Такое впечатление, что Алесь все обо мне знает :-). Вскрыто и поднято глубоко. Но я так и остался с открытым ртом…. ГДЕ РЕЦЕПТЫ??? Молюсь, ищу и понимаю, что это Бог меня вывел на всех вас.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:23 31.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я сам жду рецептов от Алеся. Свой рецепт выложу сам сегодня в работе по человеческим исканиям христоцентричности своей веры.


  9. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    07:00 07.04.2016

    Олесь,а ты сам то нашел подлинную Церковь?Я понял что нет.А вообще искал?Я так понял что нет.А знаете от чего не находите от множества плотского ума.вы не ищете Церковь Духовную а только плотскую.Я; может резок,извините пожалуй ста,но почитав ваши статейки понял что ваш сайт нужно назвать не ex-фарисей,а фарисеи сегодняшних дней.Ни один из вас не ссылается,в своих умствованиях на Слово Божье,только на свое тупое рассуждение.Чтобы найти Истинную Церковь нужно знать какая Она и о ней написано только в Библии,а именно в Новом Завете.Например как она должна называться Откройте Писание на Римлянам 16:16.В этом отрывке говорится что Церковь имела свое особое название.Это больше принадлежность чем название.Что делала и как жила тоже написано в Евангелии.у меня такое ощущение что вы Библию не читаете,тогда откуда вы черпаете мудрость,а ведь Сам Бог,устами Соломона говорил что мудрость только у Бога и опсиал свою мудрость Бог,через раба своего Соломона в Библиии не только Соломона .но и многих кому было дано великое счастье общаться с Творцом Неба и Земли.Пересмотрите свои приоритеты ребята как бы вам не прийти не к тем вратам.

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:33 07.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    только на свое тупое рассуждение — И после такого хамского выражения вы думаете что кто-то ваши примитивные поучения воспримет всерьёз? Христиане и хамство — вещи несовместимые. Потому ваших 4 коммента в стиле мэтра Серёжи, наставляющего деток в песочнице, никто серьёзно не воспримет. Вам наши рассуждения слишком тупые для вашего глубочайшего ума, не читайте. Вас никто не заставляет. У сайта есть читатель. И вы пока второй за всю историю, кто не видит в упор ссылок на Писание. Хотя действительно, каждый чих не обязательно подтверждать Писанием. Да это и невозможно. Не нравится – не ешьте. Просто откровенным жлобством попахивает желание обозвать всех тупицами и фарисеями, чтобы самому прослыть умным и духовным. Замечу, что предыдущие фарисеи сделали идола из Писания и своих комментариев к нему. И нынешние протестанты сделали идола из Нового Завета и своего понимания. Потому, это не ваш сайт. Займитесь чем-то более для вас доступным.


  11. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Модератор
    14:46 07.04.2016 / Мнений — 38 / Статей — 3 / Дата регистрации — 09.01.2016

    Ситуация такова. Я много раз говорил о том, что религиозное сектантство — плодородная почва для взращивания сказочного и непередаваемого хамства. Подобные хамы делают хорошую “рекламу” своим сектам (ибо они даже не скрывают их названий — читающий да разумеет: тут нам и ссылочки на Писание приводили). Посему формулирую конструктивное предложение для уважаемого Вячеслава: можно подумать о том, чтобы в дальнейшем удалять подобное хамство с сайта, а кроме того — делать выводы о тех сектах, которые подобных хамов во множестве взращивают.

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    17:04 07.04.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я оставил, хотя технически мог просто не пропустить этот коммент. Оставил, поскольку человек сам себя и свою секту выставил в неприглядном свете, не подумав головой, что написав так, он сам снимает с себя звание ученика Христова. Но на будущее, если не уймётся, пропускать не буду.


  13. Предупреждений - 0
    Сергей Н.
    Гость
    23:29 25.10.2016

    Тема актуальная, действительно, человеку мыслящему часто бывает тесно, душно и одиноко в общине, и ощущение того, что находишься в секте. Знаю лично несколько примеров перехода в Православие по этой причине. Но давайте вспомним послание семи церквам в Откровении. Все их Христос называет церквами, хотя и были там серьезные проблему у некоторых. Думаю, что искать идеальную церковь, равно как и создавать ее – утопия. Церковь это сообщество людей несовершенных, но к совершенству стремящихся. Всегда нужно подумать, что именно я могу сделать в этой общине, и чему Бог может научить меня в ней.

  14. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:19 26.10.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Sorry, the comment form is closed at this time.