Святой Дух или энергия благодати?

28.11.2014 / / Мнений — 5 / Статей — 1 / Дата регистрации — 28.11.2014

Заметки на полях старого письма, в котором один святой цитирует другого.

«Давно уже собирался я написать тебе несколько слов, но как-то “руки не доходили”. Но наконец собрался и пишу», – так начинается общеизвестное письмо святителя Филарета Вознесенского, ныне иже во святых, протоиерею Виктору Потапову из далекого 1980 года – года, в который я, грешный, только еще принял святое крещение. Много воды утекло с тех пор, и вместе с ней утекла земная жизнь участников и действующих лиц той переписки. Да и изрядная часть моей жизни тоже.

Собственно, так и я собирался начать эти свои заметки. Итак.

Давно уже собирался я написать несколько слов, но как-то “руки не доходили”. Но наконец собрался и пишу – о чем?

В том памятном письме владыка Филарет объясняет о. Виктору безблагодатность советской «церкви лукавнующих» – нынешней РПЦ МП. И среди прочего, сей великолепный пассаж, который привлек мое внимание, и потому привожу его полностью.

 

«Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что советская иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков из советской церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? (выделено мной- ОЧ) Так спрашивают катакомбники.

Ответ на это — прост. И митр. Антоний Храповицкий, разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен — у этих священиков имеется, а утерянную их церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в момент своего присоединения. “Форма заполняется содержанием”(выделено мной – ОЧ), — говорит вл. Антоний».

 

Честно говоря, прочитав этот посыл, я смутился – как-то душа не принимает. Стал перечитывать, вчитываться в каждое слово, и вот что вычитал – а почитаем-ка вместе.

«внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен —имеется» – интересно, каким же это образом. То-есть – что конкретно стоит за этими высокоумными словесами? Представим себе, что человек отрекся от Христа, отпал от Церкви, лишился вследствие этого участия в Полноте Духа Святаго, Который отошел от него вместе со всеми своими благодатными Дарами и более не соизволяет иметь соучастие в таковом и одаривать его чем-либо. Но, оказывается, этот «лишенец» все еще чем-то божественным и Божьим владеет и распоряжается на правах владельца – а именно, каким-то непонятным «апостольским преемством» в отдельности от Бога, Христа и самих апостолов, последователем которых он перестал быть, отрекшись от своей веры. Это примерно как если бы я был за неподобающее поведение изгнан отцом и лишен отцовского наследства, но продолжал бы жить в его доме, пользоваться его вещами и тратить его деньги – и кто бы мне это позволил? Представьте себе возникающий парадокс: неверующий отрекшийся от Христа безбожник, распоряжаясь своим былым «апостольским преемством» как собственностью, рукополагает и возводит в священный сан другого безбожника. Что, конечно, хоть и безблагодатно, однако каким-то непонятным образом снабжает последнего некоей «внешней формой». В которую, по моему разумению, при случае, если безбожник вдруг обратно уверует, будет ОБЯЗАН вместиться Бог Дух Святой, всенепременно, по обязанности той внешней форме, снабдив бывшего безбожника ничем другим, как Даром благодатного священства. То-есть, не бывши в Церкви и дня, сразу в попы, а то и Архиереи, поучать и строить верующих – что-то мне это смутно напоминает? А до тех пор форма остается забронированной за безбожником. Более того, если следовать этой логике, то и он становится имеющим право совершать «внешние формы» таинств понарошку над другими безбожниками с резервацией за ними права «развиртуализации» всех совершенных над ними «виртуальных таинств» по мере их обращения в веру. То-есть, виртуальный неверующий поп «покрестил» неверующего, и если тот потом уверовал, то Дух Святый тут как тут со всеми своими Дарами к его услугам. А если он, допустим, по смерти попав в ад, вдруг уверовал (и бесы веруют и трепещут), то и там «форма» наполнилась содержанием, как воздушный шар паром и сразу вознесла его из ада в райские обители?

Казалось бы, все просто и ясно. Дух Святый сошел на Церковь в день Пятидесятницы и пребывает на ней и ее членах в Полноте во веки веков. Условие вступления в Церковь и в эту Полноту Духа тоже просты и определены Христом: Кто верует и крестится во Имя Мое. И любого крестившегося по вере  будут сопровождать знамения, являющиеся Дарами той самой Полноты Духа – вроде, все ясно. Удалиться же от крещеного Дух может лишь в случае его отречения от веры, оставив отрекшегося ни с чем. Крестился – приобрел разом все, отрекся – ВСЕ потерял. В том числе и все виды священных санов.

И вот здесь в самую пору понять, а зачем все эти сложности «преемства формы»?

Что означают эти самые «остаточные явления» в виде «формы» апостольского преемства без Бога, и вне Христа и Духа? И может ли такое быть? И, самое главное, для чего они так понадобились уважаемым иерархам, пребывающим ныне иже во святых?

Ответ содержится в другом выделенном мной жирным шрифтом отрывке, главной в котором является мысль о том, что «благодать и клирики, и паства получают от иерархии».

Минуточку, как же так? Ведь мы только что договорились: крестился по вере – и нА тебе от Духа Свята Его Полноту без всяких предварительных условий. И что тогда есть благодать, получаемая исключительно от иерархии? Она, что – опять-таки, сама по себе, отдельно от Бога в Троице? А зачем она, такая, вообще нужна – неужто христианам не довольно будет пребывания в Полноте Духа Святаго?

Что ж, видно, не разберемся, пока не вглядимся попристальнее в пресловутое «преемство» – что оно есть такое?

Преемство изначально заключалось в выполнении условия крещения, как присоединения к Церкви: уверовавший приходил за этим к уже крещенным и пребывающим в Духе, чтобы ЧЕРЕЗ них креститься водою и Духом, и присоединиться к ним. Это совершенно не значит, что крещением «заражали», или как-то еще его передавали – нет, просто совершающий таинство член Церкви есть свидетель, молящий Бога сподобить и брата Того, Чем уже обладает он сам. Но Дух есть Бог, и Он решает, взирая на любовь между братьями, по которой узнаются ученики Христовы. И бывали случаи, когда Дух не соизволял. Тем не менее, этот вид преемства всегда существовал и существует до сего дня: каждый крещеный может крестить пришедшего ко Христу по его вере – такова древняя традиция, не отмененная, но всячески замалчиваемая и запугиваемая. Заметим, что такое преемство действительно не прерывалось в Церкви, да и прерваться не могло, пока жив хоть один крещеный по вере христианин – это во-первых. А во-вторых, никакого существования такого преемства отдельно от Духа представить себе невозможно: по молитвам крещеных Бог Дух Свят принимает решение, сходить или не сходить на крещаемого. Заметьте, без всякого предварительного преуготовления «формы». То-есть, Дух облагодатствует человека Сам, без посредников – но исключительно по молитве и предстоянию за него Церкви. То-есть, нужно, чтобы «свои» Его попросили, а иначе Он не снизойдет – таково Его условие. Я же говорил уже где-то, что в этом мире все делается по знакомству, в данном случае – по знакомству с Богом Его Церкви.

Все совершенно меняется, если предположить наличие у некоторых особого права быть назначенными посредниками между Богом и охлосом, с которым Бог иметь дело непосредственно чурается и презирает, как было, например, по установлениям Ветхого Завета в древнем Израиле. То-есть, особым избранникам дается право самим распоряжаться Дарами Духа – сами получают от Бога, а дальше кому хотят, тому дают, а другим – нет. Но такое право предполагает ни много, ни мало, власть грешного человека над Духом: что такой распорядитель прикажет, то Дух и делает, и отказаться – ни-ни! Постойте, да как же такое возможно, чтобы комок грязи командовал Богом? Немыслимое богохульство.

И вот тут-то – блестящий богословский трюк – вытаскивается, как кролик из шляпы фокусника, на свет Божий совершенно самостоятельная и непосредственно от Духа не зависящая безликая и безличностная «благодать Божья», которая ни личностью, ни волей не обладает. И вот с ней-то уже «специально обученные люди», особые избранники Божьи, Богом поставленные «вязать и решить» своей волей «на Небеси, яко на земли» вольны проделывать все, что им заблагорассудится, не опасаясь при этом своим дерзким своеволием оскорбить Величие Божье. То-есть, что-то вроде энергии, силы или поля, исходящего от Бога, чтобы служить неким субъектом передачи Божьей воли от Бога к падшей твари – и тем самым эту Волю осуществлять, приводя ее в действие в нашем физическом мире. Такие посредники, действительно, могут уже обойтись и без Бога, получив от Него такую власть – «Да пребудет с тобою Сила!».

Благодатное преемство в этом случае приобретает вид особого преимущества, которое передается из рода в род от одних к другим, как пресловутое «право синьора»: иерархия поставлена Богом от Христа и апостолов, ей одной дана Полнота Духа Святаго со всеми Его Дарами, а уже они распоряжаются этим добром по своему усмотрению: хотят – дают клиру и народу, хотят – отбирают. Одним словом, распоряжаются Волей Божией по своему усмотрению, и Дух Свят у них на посылках. Выходит, что Церковь Христа – это одна только иерархия, а народ Божий – «невежда в законе, проклят он».

Удивительно, как этот ветхозаветный змий свил себе гнездо в Церкви Христа и умудрился опять обольстить Невесту Христову своим льстивым сладкоречием. И Дева эта, оказавшись не в числе мудрых дев, не устояла перед искусителем, опустошившим ее светильник – «се, оставляется вам дом ваш пуст». Мало того, что иерархия, изменив и Духу и Букве Христова Учения, превратилась в еретическую священносановную секту. Утратив по причине впадения в ересь клерикализма Полноту Святого Духа со всеми Его Дарами, совершенно оскудевшими в ихней «церкви»,что вызывает недоумение людей, хоть раз прочитавших евангелие. Так еще Господь за эту форменную измену Ему поразил эту иудскую «иерархию» «от стопы до темени» проказой позорного содомского греха и педофилии на поругание всему миру – именно архиереи и их «производственная база», монахи, оказались исключительно и повально подвержены этой постыдной заразе «во свидетельство им». И нам, имеющим очи, чтобы видеть, и не закрывать глаза на это постыдное позорище.

Воистину, плод тот оказался горек. А каково же древо, взрастившее дурной плод священносановной ереси? Ведь, по слову Господа, и древо, взрастившее ядовитый плод, надлежит признать плохим. Так поищем же ствол и корень.

Корень-то, пожалуй, очевиден: падшая человеческая природа, начиная действовать сама, по дурному и самоуверенному самоволию, неизбежно, даже, когда хочет как лучше, получает в результате «как всегда». Начало и корень находим в Новом Завете. Свобода Христова оказалась невместима для всех: одни впали в дикую греховную вседозволенность, другие считали, что не имеют права этого допустить, и хотели все контролировать – читайте Деяния и Послания. В общинах, до которых было нескоро добраться, были поставлены «смотрящие» от апостолов. От семейных агап решили отказаться по причине профанности домашней обстановки – и завели общинные  храмы, которые надо было содержать. Появилось имущество, стали собираться денежные «общаки», которыми кто-то должен был распоряжаться. А где деньги, там неизбежна борьба за власть, в которой обычно побеждают люди плохие и беспринципные, и, конечно, желающие эту власть удержать за собой всеми возможными неправдами – и все это уже было в первой церкви и описано в книгах Нового Завета. Очевидно, что власть мало прибрать к рукам, мало удержать – ее еще нужно правильно передать по наследству, иначе рухнет все, нажитое непосильным трудом. Лучший способ  усвоения наследственной власти – это ее сакрализация и устроение вокруг нее ритуальных страхов, которые страшны полной несоизмеримостью своих возможных последствий с утилитарным человеческим опытом. Вспомните, к примеру, свой ужас у гадалки, сказавшей вам, что на вас порча; или от слов сумасшедшей кликуши, что вы прокляты, и скоро помрете от рака а на том свете черти станут грызть вас живьем. И все в том же духе – все эти взаимные проклятия, анафемы и прочие заклинания с призыванием как чертей так и ангелов.

Сакрализация  мирской царской власти далась церковникам выдумкой особой харизмы власти, сообщаемой, как выяснилось, через «помазание на царство» святым миром – и народ, невежда в законе, легко поверил этим прощелыгам.

Но с церковной  властью пришлось помучиться значительно подольше – века, думаю, аж до пятнадцатого. Уж больно много Христос «наговорил на двушечку» в евангелии – такая неудобная книга оказалась, что веков десять ее пришлось от охлоса скрывать, чтобы чернь не узнала, что в этой опасной книге написано, читая ее только за богослужением на никому не понятном мертвом языке – латыни. А особо любопытных инквизиция за длинный нос тащила на костер, чтоб другим неповадно было совать его куда не просят. Под конец всего этого церковного междусобойчика пришлось народу еще сто лет воевать за свое право прочесть евангелие на родном языке, чтобы узнать доподлинно, что же все-таки там написано. И когда прочли и узнали – аккурат в 15 веке – случилась Реформация, сопровождавшаяся полным разгромом латинской церкви и окончательным поражением клерикализма, как засилия профанной жизни.

И только лишь накануне антиклерикальной революции, в 14 веке, появилось новое церковное учение. Позволившее, прежде всего, довершить и довести до совершенства ту самую сакрализацию священного сана и таинства хиротонии как апостольского преемства, обосновать которую до конца так долго не удавалось. Явился новый «учитель церкви» святитель Григорий Палама. И здесь, во избежание нападок и яростных обвинений я предпочитаю от свободного рассказа о церковных скандалах и безобразиях перейти к сравнительному анализу его учения и учения Христа. Заранее извиняюсь за занудство.

Попытка реконструкции учения святителя Григория Паламы о божественной сущности и энергиях уже в наше время изложена в небольшой монографии протоиерея Владимира Савельева “Богословское осмысление учения святителя Григория Паламы о сущности и энергиях в трудах русских религиозных мыслителей XX века”. К ней и обратимся цитированием.

 

«Существующий в Церкви подлинный мистический опыт единения человека с Богом ставил перед христианскими мыслителями сложную догматическую проблему: как абсолютно трансцендентный и совершенно непознаваемый Бог может реально общаться с человеком, а значит быть имманентным своему творению? Согласно свидетельству святых отцов, Бог по Своей сущности непричастен тварному миру. И если допустить, что в какой-то определённый момент мы соединились бы с самим естеством Божиим, то в этот же самый момент мы соделались бы Богом по природе.

Таким образом, стать причастником “Божеского естества” (2 Пет.1:4) можно лишь по энергии или по благодати. Именно такой ход богословских рассуждений позволяет нам не отвергать догматическую антиномию об абсолютной трансцендентности Бога и о реальной возможности единения с Ним. По замечанию архиепископа Василия (Кривошеина), “эту антиномию можно понимать так что Божия сущность, будучи непричастной, как таковая, делается некоторым образом причастной через неотделимую от неё энергию, не теряя, однако, при этом своей “неисходности””.

Немаловажным в исихастском богословии является вопрос о том, чем является энергия (или энергии) по отношению к сущности.

Различая в Боге Три божественные Ипостаси, единую сущность и природные энергии, православное богословие в тоже время не допускает в Нём никакой сложности, никакого сложения частей. “Также как и Лица, энергии – не элементы божественной сущности, которые можно было бы рассматривать порознь, отдельно от Пресвятой Троицы, ибо они – общее Её проявление и привечное Её сияние”.

Божественные энергии не могут быть отождествлены ни с одной из божественных Ипостасей или принадлежать той или иной Ипостаси в отдельности. “Бог,-пишет святой Григорий Палама,-есть Сам в Себе; и Три божественные Ипостаси естественно, целостно, вечно и неисходно, но, однако несмешанно и неслиянно взаимно держатся, и одна другую проникают так, что и энергия у Них одна”. Не может энергия быть и самоипостасной, ибо это превратило бы Святую Троицу в четверицу, в чём, кстати, иногда обвиняли святителя Григория Паламу его противники. И совсем нечестиво отождествлять божественные энергии с тварными сущностями. Согласно учению исихастов, всё творение является не энергией Божией, но результатом энергии, то есть тем, что энергия произвела».

 

То-есть, богословская мысль додумалась до того, что несоизмеримый с тварью Бог, хоть и всемогущий, но все же нуждается в неких безликих посредниках, в «энергиях», для того, чтобы с этой тварью суметь что-то делать – а то Он без них, как без рук.

А теперь сравним это гениальное прозрение с более ранними источниками – ну хотя бы с Символом Веры, заключающим в себе оформившееся к 4-7 веку догматическое учение Церкви:

 

«… И в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…, глаголавшего пророки»

И первые строки Библии: Была тьма по всей земле и Дух Божий носился над водою»

И евангелие от Иоанна:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вы должны родиться свыше.

Дух дышит, где хочет, и Его голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины.

14:26 Утешитель же, Святой Дух, Которого пошлет Отец в Мое имя, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

15:26 Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне.

16:7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о праведности и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о праведности, что Я иду к Моему Отцу, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь этого мира осужден…

 

Итак, Дух Истины, Который действует, животворит, созиждет мир, глаголет пророков, исходит от Отца, посылается Сыном на Его Церковь и в ней пребывает и проч и проч – действующая именно в нашем мире Ипостась Бога, Третье Лицо Святой Троицы, явившее Себя ученикам в виде голубине, в нетварном свете на фаворе, в виде огненных языков в день Пятидесятницы и еще в бесчисленных видах и явлениях – оказывается, по причине своей «трансцендентности» Сам бессилен воздействовать на мир и творение и нуждается в посреднических энергиях и силах, без которых вплоть до этого отлично обходился. Возьмем к примеру еще нашу молитву к Духу «Царю Небесный» : иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю – то-есть, вездесущий и наполняющий все собой – зачем Ему, Такому, какие-то посредники? – Податель Жизни – приди и вселись в нас…

 

«Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения и сформулировал основные положения паламизма.

Здесь приводятся (в сокращении) анафематизмы этого собора в переводе А. Ф. Лосева.
“1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, … и не исповедующим, … что оный божественный Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, – анафема, анафема, анафема.

  1. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны – божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учителя Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии)… – анафема, анафема, анафема.
  2. [Энергия сущности нетварна.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, – анафема, анафема, анафема.
  3. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого происходит в Боге сложение, <…> пустословящим, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, – анафема, анафема, анафема.»

 

Ну что, может, хватит уже? Теоретики от богословия додумались до очевидного абсурда, который заставили частоколом зубодробительных непонятных мертвых словес, что твоя латынь. А для того, чтобы обычному человеку неповадно было нос совать, заколдовали всю эту сверх-ахинею своим соборным табу, способным напугать разве что несведущую чернь : анафема, анафема, анафема! – страшно, аж жуть! Заметим в скобках для испугавшихся, что вся эта анафема всего лишь необщение – то-есть мы с тобой не дружим. Но Богу-то эти с нами недружащие приказать тоже с нами не дружить не могут, хотя и очень этого хотят. И уж во всяком случае хотят, чтобы мы так думали, что они могут Богу приказывать. Так что не бойтесь, это же просто блеф.

Что ж, собственно, отсюда и взялось обоснование «благодати» как некоей самостоятельной отдельной от Бога «энергии», с которой человек встречается в своих мистических опытах. То-есть, в Церкви мы переживаем вовсе не богообщение Духом Святым, а воздействие благодати.

В опровержение всех этих недобросовестных измышлений, давайте обратимся от теорий, которые, по утверждению дьявола-Воланда, «все стоят одна другой», к подлинному мистическому опыту наших святых, которому лично у меня больше веры, чем всем этим теоретикам-схоластам, а попросту болтунам от религии, вместе взятым. Да вот хоть бесхитростный рассказ Мотовилова. Из него что узнаем? Серафим сначала на десяти страницах все рассказывает про Полноту Духа, а потом просто обнимает непонятливого дотошного вопрошателя – и уже сам спрашивает: что  чувствуешь? Мы, мол, сейчас с тобой оба в Полноте Духа. И что там, кто помнит? Тот же свет фаворский, радость, мир души необычайный, теплота приятнейшая – и при этом снег сверху  падает и не тает. Так что же это – какой вывод? Да очень же просто все – пребывание в Полноте Духа  – это НОРМАЛЬНОЕ состояние церковного человека (стяжи мир души и вокруг тебя спасутся тысячи), а «благодать» – это всего лишь субъективное переживание человеком этой Полноты Богообщения.

Однако, как говорится, вернемся к нашим баранам – к реченному «апостольскому преемству». Фокус с «божественными энергиями» дал наконец церковным сановникам солидное богословское основание для утверждения своей особой роли «раздаятелей благодати» – энергии Бога действуют через них, потому что в хиротонии им преподается особый Дар – харизма предстоятельства. То-есть, предстоятельство уже трактуется ими не просто, как право совершения литургии в собрании верных – нет, они одни за всех нас, как ангелы небесные, предстоят непосредственно пред Богом, и получив от Него некоторое количество благодати для раздачи клирикам и прочим мирянам, распределяют ее между нами, убогими, по своему усмотрению.

И вот тут-то – последний аккорд – пригождается апостольское преемство. Оказывается, Христос, возложив руки на апостолов, когда провожал их на проповедь, тем самым рукоположил их в первых архиереев первой церкви. Сразу заметим: Дух Святый не сходил на них до дня Пятидесятницы и потому Церковью они не являлись. А чудеса творили властью Христа, поделившегося с ними временно – вернулись, забрал, и они не смогли изгнать беса из лунатика. Потом апостолы рукоположили первых епископов, те – следующих, и т.д. Только вот неувязка – Павла-то никто не рукополагал, и Христа он не застал, и из апостолов никого не видел три года. А уже за то время нарукополагал целую вселенную епископов церквей из язычников.

Однако, оставим пока в стороне эти казусы. Главное в идее преемства – это право распоряжаться благодатью. Итак, апостолом его сперва дал Христос («и бесы нам повинуются») и подтвердил Дух Свят в день Пятидесятницы в виде огненных языков сошедший только лишь на одних апостолов из числа двенадцати. Отсюда приверженцами иерархии делается вывод, что только им Христос дал право распоряжаться: давать другим или не давать. Ну, допустим – и они потом раздали другим апостолам, женам-мироносицам и прочим первым христианам. Но, вспомните, с этим никто не спорит – Крещение Духом действительно осуществлялось апостолами через возложение рук, и это и есть то настоящее преемство, которое обсуждалось выше, и которое никто и не оспаривает. Оспаривается, собственно, последующий за этим неожиданный вывод, что право крестить Духом принадлежало вначале исключительно апостолам, а затем было передаваемо ими епископам, которых одних они особо для этого рукополагали, присваивая им особый отдельный Дар распоряжения Святым Духом – но это же неправда. Тут и кроется недобросовестный логический подлог, совершенный в церковном сознании иерархией в свою пользу. Да, апостолы крестили Духом первых христиан, но с момента крещения и приобщения к Церкви каждый обретал Полноту Духа, и как член Церкви приобщался к Царственному Священству, получая полное право на совершение церковных Таинств Крещения, совершения Евхаристии и отпущения грехов. И никакая особая отдельная харизма и особое дополнительное освящение-посвящение для этого не нужны были тому, кто уже пребывал в совершенной Полноте Духа, к которой ни добавить, ни прибавить еще что-нибудь немыслимо – и богохульственно даже предполагать такую возможность. Вот из этого подлога и получился особый статус иерархии, как единственного носителя и раздаятеля благодати «недохристианам» – мирянам и попам. За который они зубами держатся, потому что это единственное на сегодняшний день оправдание их ненужного, обременительного и вредного для Церкви существования, более всего похожего на жизнь трутней в улье – и давно пора выбросить этих нахлебников вон из Церковного улья. Болтунов – на мороз.

В конце-концов, в результате получилось «как всегда» – а ведь всего-то хотели поддерживать и контролировать порядок вместо свободы, которую даровал нам Христос, и с которой одни не  смогли справиться, а другие испугались не справиться. Вот уж воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад. А ад – это и есть «порядок, возведенный в абсолют» (о. Павел Адельгейм) – там-то точно нет места никакой свободе.

И вот уже в конце двадцатого века, в год моего крещения один прижизненный святой цитирует другого неоспоримо святого, повторяя за ним разработанную с таким трудом и хитрым лукавством аж за полтора тысячелетия, и окончательно оформившуюся чуть ли не в наше время ЕРЕСЬ КЛЕРИКАЛИЗМА – и что теперь прикажете с ними со всеми делать? Господи, помилуй нас, грешных и неразумных детей Твоих, возлюби нас и спаси – только Ты Один можешь спасти нас, всех без исключения достойных ада преисподнейшего – одною только милостью Твоею! «Блюдите, како опасно ходите».

В общем, получается, что сакрализация священного сана, все эти хиротонии, апостольское преемство иерархии, сама эта иерархия, раздача ею благодати охлосу, то-есть верным, разделение христиан по благодати на клириков и лаиков, благодать-возблагодать, должностные харизмы и прочая муть – все это пустышка, обман и морок, да еще густо замешанные на ереси, кощунстве, и хуле на Духа Святаго , Который, не внимая ритуальным завываниям прощелыг от «иерархии», вместе со Христом посреди нас, собравшихся во Имя Его – И ЕСТЬ, И БУДЕТ.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:00 28.11.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Владыко, с почином на нашем сайте. Критика священной иерархии от преемственного иерарха более чем оригинальна. Статья хорошая, я так понял, что центральная часть статьи, это часть книги о мирянах. Но… мне учение Григория Паламы никак не помешает прийти к тем же выводам, к которым и вы пришли. А кое в чем даже поможет. Я напишу об этом в отдельной работе. Я убежденный паламист. И постепенно буду показывать, что учение Паламы христианам в помощь понимания, а не наведения тени на плетень


  2. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Местный
    18:27 28.11.2014 / Мнений — 5 / Статей — 1 / Дата регистрации — 28.11.2014

    Дорогой Вячеслав, это работа совершенно свежая и оригинальная, вынашивалась последний месяц, к “мирянам” никакого отношения вообще не имеет, а что касается полемики – буду только рад

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    19:21 28.11.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Сорри, за “гнилой базар” (с подачи Лаврова, феню – в жизнь), просто средняя вставка была как бы иного формата. Вот и подумал, что это кусок фундаментальной работы.


    Что касается полемики, то спорить об этом не хочу. Лучше напишу, как будет время. Но для меня непреложной истиной является то, что ипостась управляет своей сущностью. Три Ипостаси тоже управляют своей сущностью. А у сущности есть проявление природы, в данном случае Божественной. И таковой естественно является благодать. И ничего это не ломает в отношении преемственности. Просто Церковь подмяла под себя стройное учение свт.Григория Паламы, и то не во всем. Но это не значит, что само учение нужно признавать неверным оттого, что им кто-то неверно и криво пользуется. Лосский пользуется адекватно, и мне это по душе и по уму.


  4. Предупреждений - 0
    Федор Людоговский
    Гость
    22:17 28.11.2014

    Интересная статья, спасибо автору. Критический запал во многом справедлив, но хотелось бы, так сказать, больше позитивной программы — хотелось бы осмысления тех фактов, которые в статье упомянуты, но не до конца раскрыты. И тут, не в обиду будь сказано автору, интереснее была бы не критика, а обзор понимания этих фактов и явлений в истории Церкви, интерпретация взгляда изнутри. Итак:

    1) Павел действительно не был одним из учеников Спасителя, на него не сошел Святой Дух в день Пятидесятницы. Он всего лишь был крещен одним из 70-ти (согласно преданию) апостолов — а затем действительно рукополагал епископов. Это общеизвестный факт, на который, между тем, в самом деле не обращают достаточного внимания. Так вот вопрос: как традиционно интерпретируется, комментируется эта особая история ап. Павла, этот его особый статус? Наверняка за 20 веков были выработаны устойчивые схемы, которые обосновывают нормальность этой ненормальности. И вот хотелось бы ознакомиться с этими схемами в их наиболее авторитетном исполнении, а затем услышать критику в их адрес.

    2) Общеизвестно также, что мирянин в особых обстоятельствах может совершать крещение. Но эта каноническая (каноническая ли?) норма выглядит странно. Вряд ли мирянин или пресвитер “в особых обстоятельствах” может поставить пресвитера или епископа; вряд ли мирянин может кого-то обвенчать (я имею в виду не “объективную реальность”, а традиционное понимание полномочий каждого из “сословий”). Или всё-таки может? Если да, то, следовательно, можно предположить, что мирянин в самом деле может совершать таинства (при всей условности и противоречивости этого понятия, о чем уже писал Вячеслав) — и не в силу исключительных обстоятельств, а по самой природе Церкви, как член Церкви. Хотелось бы понять, так ли это в самом деле; хотелось бы также представить себе, какие еще священнодействия может совершать мирянин — если, конечно, мы считаем осмысленным сами понятия “мирянина” и “священнодействия”.

    3) Об этом в статье не говорится, но вспомнилось. Я, мягко говоря, не силен в церковной истории, но припоминаю, что где-то (кажется, в Александрийской церкви) собор пресвитеров (пресвитериум) мог совершать поставление во пресвитера и чуть ли не во епископа. Если такое действительно имело место, то было бы интересно услышать современные этой практике интерпретации, а также более позднее ее переосмысление. И если (если!) таким образом действительно рукополагали епископов, то как там обстояло дело с преемственностью. Повторяю: здесь в первую очередь интересна (говорю, разумеется о себе) не критика, а внутрицерковная интерпретация этого явления.

    4) Проблема делегирования полномочий. Не секрет, что в Православной и в Католической церкви (а также в разных поместных православных церквях) у епископов и пресвитеров не вполне одинаковый объем полномочий. Так, например, миропомазание совершается у нас сразу после крещения священником (и совершается, заметим, как-то впопыхах); а у католиков, если я ничего не путаю, конфирмация является прерогативой епископа (священник, как сообщает нам Википедия, может конфирмовать лишь в экстренных случаях — ср. выше крещение мирянином). В РПЦ с давних пор любой священник, в т. ч. рукоположенный накануне, имеет право и фактически обязан принимать исповедь, в то время как “у греков” это далеко не так и исповедуют там вовсе не все священники. Иными словами: насколько незыблемы (в традиционном понимании!) границы полномочий между нулевой (мирянин) и следующими тремя степенями священства? Как в церковной традиции осмысляется подвижность этих границ? Какие существуют интерпретации? Что из имевшего место в истории и ныне неактуального осмысляется как нечто нежелательное, а что — как нормальное и допустимое?

    Прошу прощения за некоторую сумбурность изложения. Буду благодарен за ответы хотя бы на часть вопросов.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:01 28.11.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Рад приветствовать отца Федора в обсуждении, не на фб, а здесь. Автор статьи ответит на свое, а я тебе так скажу. Если взять твои вопросы все вместе, то их контекст опирается на православие с учетом всех наслоений предания. Ты готов соглашаться с некоторыми здравыми идеями, но это у тебя как гипотеза, с которой ты еще не переспал и она не устоялась. Ключевой момент, что ты не можешь отойти от стереотипа «священник — таинство». У меня тоже отношение к этому поменялось не мгновенно. Но оно уже изменилось, и я иначе смотрю на некоторые вещи. А тебя понимаю, поскольку еще пол года назад мыслил точно так же или наподобие.


    Здесь пишут люди, которые это уже для себя приняли и доказали и в уме и сердце, что институты Церкви развились из-за появления власти и возможности обогащения в церковных структурах еще на заре ее развития. И некоторые моменты предания нами вычеркнуты насовсем, как противоречащие духу и букве Нового Завета. Я только начал с концепта в отношении таинств. Это статья ​Магия или Промысел? А скоро закончу и выложу статью, где пройдусь по всем таинствам, включая миропомазание/конфирмацию (которое по моему глубокому убеждению никогда таинством и не было). Но начну с причастия и крещения. В этой статье, надеюсь ответить на часть поставленных тобою вопросов.


  6. Предупреждений - 0
    Федор Людоговский
    Гость
    23:38 28.11.2014

    Спасибо, буду ждать твоих новых статей.

    Насчет стереотипа “священник — таинство” — от этого отойти трудно, это правда. Но, во-первых, я согласен с тем (и стараюсь обращать на это внимание в своих публикациях), что правильное новозаветное (= христианское) наименование для руководителя общины не священник (т. е. иерей, т. е. жрец), а именно пресвитер. Во-вторых, я согласен с тем, что выделение семи таинств — это схоластика, к жизни имеющая весьма опосредованное отношение. А вот какие выводы из этого следуют — хотел бы я понять. В том числе из твоих публикаций и из их обсуждения.


  7. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Олег Чекрыгин
    Местный
    00:12 29.11.2014 / Мнений — 5 / Статей — 1 / Дата регистрации — 28.11.2014

    Дорогой о. Федор, рад приветствовать. Замечу, что ваша статья про квартирное богослужение была выставлена на нашем сайте правтудэй.ру одной из первых, и повлияла на выбор названия нашей группы в фб “квартирное православие” – милости прошу. Теперь по вашему комменту. Действительно, хотелось подробнее остановитьсся на многом но нельзя объять необъятное. В этом смысле рекомендую свою книгу написанную и опубликованную на кредо 12 лет назад “Миряне – печальнейшая повесть”:http://ochek.com/?page_id=686 – может, в чем-то поможет.
    Теперь по вашим пунктам
    1эта особая история ап. Павла, этот его особый статус – нигде никак не комментируютсяя, но тщательно и системно замалчиваются как и многое другое.Общеизвестно также, что мирянин в особых обстоятельствах может совершать крещение. – да, это именно общеизвестно, но с оговоркой, что надлежит быть восполнено от священника в церкви через миропомазание. На самом деле нельзя быть “немножечко беременной”. И, правильно, раз может совершать главное таинство – присоединение к Церкви и Полноте Святого Духа, то может и евхаристию – остальные приложились впоследствии отпочковавшиь от первых двух, кроме покаяния, которое таинством в строгом смысле не является, так как происходит между человеком и богом и ни в залоге ни в свидетеле не нуждается- опять-таки подробности в мирянах. По 3 пункту ничего не знаю по 4 – за подробностями туда же.

Sorry, the comment form is closed at this time.