Спасение как Пасха

23.09.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

http://www.dreamstime.com/royalty-free-stock-photo-leap-faith-image18949805В процессе написания крупной статьи по Богородице меня осенила одна мысль. Ведь что сказал Христос о тех, кто вкушает Его плоть и кровь? Он сказал, что они «на Суд не идут, и перешли от смерти к жизни». Слова общеизвестны, но как-то по-новому произошло их осмысление. Ведь это же перескакивание смерти! Пасха и есть перескакивание, по-еврейски. Евреи, в Египте, во время 10-й кары, перескочили смерть первенцев. А христиане перескакивают грех и свою смерть, если сразу переходят к новой жизни после смерти тела.

 

Остальные будут ждать воскресения и Суда. А верные Христу, у которых созрели качественные плоды Духа, сразу переходят к совершенной жизни. Они попадают в то царство, которое названо тысячелетним (хилиазм). Церковь отвергла хилиазм, поскольку она увидела, что к спасенным можно отнести единиц из сотней тысяч людей, а сейчас – из десятков миллионов. Потому вся парадигма единой церкви незаметно сместилась от спасения к оправданию. От этого смещения, и «заступники» с «заступницами», и затирание «спасения» на задний план духовной устремленности, и попытки самостоятельно «спасаться» терпением скорбей и смирением.

 

Отсюда и спасение после смерти, а не при жизни, как учат апостолы. Спасённость – это понимание того, что ты уже со Христом, здесь на земле, до смерти физической оболочки. Это знание того, что у тебя впереди не Суд, а радость вечной жизни. И для этого не нужно дожидаться смерти тела и «частного суда». Дух человеку об этом скажет явно, и смерть тела для него будет как долгожданное освобождение (как желание Павла разрешиться от бренного тела, ибо он уже знал где он будет и как). Лично ему даже было показано, каково оно на третьем небе. Подозреваю, что многим реально спасённым христианам во все времена тоже Дух показывает подобное, но они об этом помалкивают, чтобы не впасть в тщеславие и не потерять дарованное Духом. Даже Павел, понимая эту опасность, говорит не о себе, а как бы о другом человеке.

 

Понимание своей спасённости должно прийти до смерти нынешнего тела, зараженного тлением от греховности. Если не пришло, то впереди обязательный Суд. А если пришло, то это личная Пасха человека, не символ, и не образ, а новая реальность. Это как евреи увидели, что их все дети живы, а все первенцы египтян – умерли. Это глубинное понимание, что смерти и Суда не будет. Я глубоко уверен, что такую Пасху нужно пережить при жизни. Потому ошибочны в отношении возможности спасения аскетическая доктрина и доктрина оправдания делами, ориентирующие на спасение после смерти подавляющего большинства христиан, и только единицы успешных монахов могут рассчитывать на спасение при жизни. «Спасение после смерти» – это вообще нонсенс с точки зрения евангельского учения. И именно упомянутые доктрины правят бал в реальном православии и католичестве, хотя, как пел Гребенщиков в песне «Здравствуй, моя смерть»: «…все говорят о любви в словах». При этом констатируют, что состояние любви для мирян практически недостижимо (тот же Брянчанинов это утверждает), потому, в духовной же практике ориентируют на Суд и оправдание.

 

Но не для этого приходил Христос, а для того, чтобы подарить нам личную Пасху. Желаю всем ее пережить до смерти этого тела. Вот тогда вы точно будете спасены. Потому забудьте о «спасении через оправдание на Суде» и «спасении после смерти». «Реки живой воды в жизнь вечную» из нас должны потечь здесь, а не «Там». А если не так, то это следование слепых за слепыми поводырями.

 

Итог вам известен.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    ВПБ
    Гость
    15:36 17.10.2015

    Вячеслав, Ваши слова и мысли в этом тексте очень схожи на слова участника форума Исихазм – Леонида. Показалось?
    Вы затёрли несколько сообщений, может не специально, тогда повторю вопрос: почему в большинстве статей Вы боретесь с Православным Христианством? Может есть смысл писать просто то, до чего Вы дошли Сами в Духе, соотнося это только к учению Христа, и люди увидев Истину сами различат где что?
    И ещё момент: думается, что пока Вы не осознаете (опишите) в некой полноте вопрос “что есть спасение?”, то размышлять о многих вещах нет смысла. Если бы был чёткий ответ “что есть спасение”, то опираясь на него, можно было бы говорить, “это не так, потому что уводит от спасения” или “это так, потому что ведёт ко спасению”.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:49 17.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы не все читали. Мною написан самый большой цикл статей по Апостольской традиции, где есть перечень статей, посвящённый моему видению и пониманию спасения. Если предельно кратко – это избежание Суда вследствие обожения природы и ипостаси ещё при жизни на земле, до смерти физической оболочки. А все нюансы смотрите по оформленной гиперссылке.


    Я за все время затер только рекламные вбросы. Даже где меня жёстко критикуют, оставлял. Не знаю, ничего не удалял. А на форуме исихастов часть поудалял Александр-админ


  3. Предупреждений - 0
    ВПБ
    Гость
    20:13 17.10.2015

    Спасибо, действительно ещё не добрался. (интересная цифра там сейчас)))) – ” Мнений — 666 “)

    “избежание Суда вследствие обожения природы и ипостаси ещё при жизни на земле, до смерти физической оболочки.”
    Т.е. есть некое понимание, что Суд – это уже почти без вариантов ад?
    Сразу появился такой вопрос: каков минимум обожения нужен для спасения? И есть ли “степени” спасения?
    И сразу предложение: в одном из недавних текстов Вы пришли к выводу, что самый страшный смертный грех (и вполне может быть что единственный) – гордость. Это же мнение переплетено у Святых Отцов красной нитью в их предании. Как Вы думаете, можно тогда сказать просто, что спасение – это смирение? Смирение человека пред Богом, только последствием которого и становится это обожение.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:09 17.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Суд — это не обязательно ад. Я там все написал. Вы не всё прочитали, или конкретные работы читали по диагонали))) Там же не одна работа со словом спасение. Спасение где и как? это всего лишь одна работа из этого предмета. Уже увидел, что вы прочитали Спасение кто и почему? Но и это не все, что есть в цикле, и что предусмотрено дописать на следующей неделе по покаянию :) 


    Смирение может быть умное. Оно есть, но его качество невысокое, ибо ум гибок, и… изменчив. Потому надо иметь смирение на сердце. И даже тогда смирение и любовь все же разные проявления ипостасей. В отношении иных субъектов, Бога и ближних, они могут смахивать на любовь, ибо при перечислении свойств любви у Павла, смирение читается между строк. Но это её форма проявления. При этом у любви есть, и радость, и экстаз, и другие проявления, которые на смирение не похожи. «Отцы» просто излишне увлекались аскетикой, ибо почти на 100% были монахами. С позиций же категорий, смирение — это одна из форм проявления любви.


    Проскочили, пронесло))) Уже 668


    Кстати, пройдите регистрацию и не ждите моих одобрямсов))


  5. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    21:58 20.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    Да. Вы правы, читаю немного по диагонали. Среди мыслей Отцов, проф. Осипова, некоторых разумных форумчан с разных форумов, выискиваю именно Ваши, личные, как одного из разумных и думающих христиан.


    Про смирение тоже кажется, что Отцы имели ввиду неразрывность двух добродетелей. Без смирения не может быть Любви. И там, где Любовь, там обязательно будет Смирение. Как Халкидонский Догмат » ….неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого); не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде…» 

    Но, всё таки, хотелось бы «доказать» и показать, что смирение — практически равно спасению. Что это единственная вещь, требуемая от человека. И отсюда рассматривать всё остальное, о чём написано в блогах. Например, нужен пост или нет. 


    Какие одобрямсы?))) Даже если есть такое, даю самоотвод от них.)))


    А здесь есть какая то площадка, где можно было бы более «тесно» пообщаться?

    За то, что говорил про вытирание постов — прошу прощения! Перепутал этот сайт с сайтом Олега Чекрыгина.


    Просто интересно:

    http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=645008.0

    http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2502.0

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:39 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Есть на фейсбуке экуменическая группа “Назад, к Евангелию”, там площадка шире, чем здесь, хотя просмотров у сайта на порядок больше. Потому, если желаете и будет что сказать, можете попробовать стать здесь блогером.


    Одобрямс я имел ввиду свой, акцепт вашего поста, если вы в статусе гостя. Ну а раз вы уже местный, то вопрос снимается.


    Думаю, покаяние больше обуславливает спасение. Хотя… спасение слишком объёмно. И с тождествами нужно быть поосторожнее. 


  7. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    22:45 20.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    «спасение слишком объёмно.»

    Вполне может статься, что эту «объёмность» спасению придаёт человеческая гордость. На деле же, всё довольно просто. 

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    23:14 20.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Просто, но не линейно


  9. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    23:57 21.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    Не получается соизмерять спасение с нашими системами координат))), скорее всего, простота лежит вне всего наносного-человеческого. А Вы можете в нескольких словах, с понятными примерами, рассказать что Вы понимаете под спасением человека? И если честно, ранее ставили перед собой чётко такой вопрос с последующим размышлением и поиском ответа на него?

    “Духовным очам преподобного Антония Великого были открыты все сети дьявола, которые он распростер над миром для уловления и соблазна ко греху людей. Ужаснулся преподобный этому множеству соблазнов и вопросил Бога: «Кто же избегает этих сетей?» — и услышал голос: «Смирение избегает их — они даже и не прикасаются к нему».»


  10. Предупреждений - 0
    Constanta
    Гость
    11:14 22.10.2015

    Странный ответ Антонию. Ответ в духе аскетики, в которой Антоний и пребывал. А любовь не избегает сетей диавола?


  11. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    22:00 22.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    Почему очень интересно рассмотрение этого вопроса, что смирение практически равно спасению.  И не только интересно, но и является основной целью христианина. И там будет ответ на Ваш вопрос про любовь, хотя он уже открыт в переписке с Вячеславом.

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:17 22.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Кстати, да, о любви. Или это и подвигло вас, Владимир, отождествить смирение с любовью?


  13. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    22:17 22.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    Нет, не слова прп. Антония. Например, эти: «По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь, и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.» Но не полностью отождествить, а просто понять, что «смирение — предтеча любви.» Т.е. пока не обретём смирение, о любви говорить ещё рано, но о спасении уже можно начинать.))))


    «Если в человеке не будет крайнего смирения — смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом — то он Царствия Божия не наследит…. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.» Преп. Антоний Великий, «Без глубокого искреннего смирения ни над какой страстью никогда не может быть приобретена победа.» Преп. Кассиан Римлянин, «Странное скажу тебе слово, но не дивись. Если не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но, находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, — ничем не меньше бесстрастного вознесешься на облаках. Ибо пусть сокровище бесстрастных составлено бывает из всякой добродетели, но драгоценный камень смирения паче всех их досточестен и высок и стяжавшему его доставляет не только умилостивление пред Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог царствия Его.» Преп. Феогност


    Несколько раз начинал на разных форумах такую тему, и там, где каких нибудь церковных бабушек обсуждали на десятках страниц, вопрос о спасении уходил почти в пустоту. Почему —  почти не понимаю. но догадываюсь… Не сравниваю себя с прп. Серафимом, но ситуация очень похожая. Как он искал цель христианской жизни, и никто не мог ответить ему в чём она, так и я искал ответ на свой вопрос много лет, и от людей не нашёл его.                                              

  14. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:40 22.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Тут такой момент… Авторы слов о смирении шли к святости через аскетику. Много ли у нас таковых? Потому вам квалифицированно мало кто ответит. А может и никто. Но через аскетику – не един путь. С тем, что смирение важно, я спорить не буду. Но я не в восторге от любых лествиц. Типа, вот стяжи смирение, а потом замахивайся на любовь. Сначала стань аскетом 80-го уровня, а вот потом… Не то это всё. Истинные и глубокие качества смирения и любви – это действие Духа в нас. Это не наши усилия, а дар за твердость намерений в покаянии. Потому и не готов я рассматривать эти качества в последовательности. Кстати, милость – это проявление любви к ближнему, а не отдельное качество.


  15. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    00:32 23.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    «Сначала стань аскетом 80-го уровня, а вот потом… Не то это всё. Истинные и глубокие качества смирения и любви — это действие Духа в нас. Это не наши усилия, а дар за твердость намерений в покаянии.»

    Что самое интересное, когда стал уходить «вовнутрь», стал находить у многих Отцов мысли далёкие от аскетики.)))) 

    «Истинные и глубокие качества смирения и любви — это действие Духа в нас. Это не наши усилия, а дар за твердость намерений в покаянии.»

    Полностью согласен про Дар Духа… но скорее не за намерение в твёрдости покаяния, а за признание и понимание, после первых шагов познания себя, что «без Него творить не можем ничего». Т.е. опять смирение. И всё таки в смирении есть лестничка, которую можно увидеть при раскрытии понятия — смирение.

  16. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:35 23.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Поживём – увидим. Может и у меня получится что-то типа уровней просветления, когда возьмусь за предмет покаяния. 🙂


  17. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Владимир Б.
    Местный
    20:50 24.10.2015 / Мнений — 25 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.10.2015

    Ну… не прибедняйтесь. 🙂 Никакое это не просветление, а обычное зрение своих грехов и падшести (страстности). Покаяние начинается и идёт от этого зрения, никак не наоборот.

  18. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:37 25.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Та я не прибедняюсь. Я написал не о своем духовном состоянии или росте, а об отношении к различным духовным лествицам.


  19. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Полиграф
    Местный
    09:55 20.10.2016 / Мнений — 36 / Статей — 0 / Дата регистрации — 11.10.2016

    Спасение – это и есть оправдание, а как иначе? До суда, во время суда – без разницы. По сути, в Писании оправдание и спасение синонимы.

    И есть небольшая путаница, когда говорим о спасении. Спасение уже совершилось? – Да! Поскольку Христос уже умер и воскрес. У Бога, в вечности (вне времени) уже все спасенные, даже еще не рожденные во времени.

    А вот во времени спасение еще совершается для каждого человека и итог его –  для человека –  неясен. Иначе не было бы столько предупреждений в Писании о возможности отпадения. Это тоже надо учитывать.

    Когда мы говорим, что мы уже спасены, это правда, поскольку Христос спас нас, Он наш Спаситель. Спасение совершается Спасителем и оно уже совершено. Но это не вся правда, поскольку остается возможность отпадения, а значит, для каждого конкретного человека итог неясен. Ну, конечно, если ты не являешься сторонником теории двойного предопределения. Но и в этом случае остается загадкой, к какой категории относишься лично ты.

Sorry, the comment form is closed at this time.