Секуляризация главного

12.07.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Communion elements represented by bread and wineПервый раз такое. Собирался написать статью по вполне ясному и конкретному предмету: «Возможность совершения благодарения в процессе воспоминания/хлебопреломления любым христианином, не обязательно священником или пресвитером». Вроде продумал все аргументы. Думал написать для своих друзей и даже детей, которые считают опасными духовными экспериментами мои самостоятельные Евхаристии в воспоминание жертвы Христовой. Хотел показать, что я не «шаманю», а просто благодарю. А когда собрался сесть и написать, то мне моя затея стала казаться бессмыслицей. Станет ли кто доказывать кому-то, что безоблачное небо – голубое, а летний лес – зелёный? Ведь доказывать очевидное – это все равно, что доказывать аксиому или постулат. Доказывают только неочевидные вещи с помощь очевидных (теоремы с помощью аксиом).

То, что касается Евхаристии, достаточно подробно содержится в Новом Завете, и в Евангелиях, и  в 1 Письме к Коринфянам. Христос просто заповедал нам это делать по формуле «в память обо Мне», а апостол Павел добавил «рассуждая о Теле» (Жертве). Апостольская добавка понятна, раз вино – это Кровь Нового Завета, а хлеб – Тело Христово.  И не было уточнений типа: «Воспоминание в форме принесения бескровной жертвы на специальных хлебах и специальными ножами рукоположенным иереем или епископом с апостольской сукцессией в специальном священническом облачении в храме с жертвенником и престолом освящённым епископом на антиминсе с вшитыми туда частями тела святых (мощами)». Потому и совершали первое время благодарение «в домах»: Ежедневно все они сходились в Храме, а в домах у себя собирались для преломления хлеба и принимали пищу с неподдельной радостью в сердце и прославляя Бога. (Деян. 2:46-47). Т.е., ни о каких священниках не было ни слова.

Это должно быть очевидно для тех, кто прочитал весь Новый Завет, и понимает, что для рефлексии ветхозаветного иерейства в жизнь новозаветных общин не было никаких предпосылок. Даже апостол Павел, воспитанный в фарисействе, не стал устраивать «ветхозаветные сквозняки» в области культа, и позаимствовал только элементы синагогальной практики для общинной активности первых христиан. Попыток втащить левитское священство и богослужебный строй мы не видим в принципе. Даже намёка. Об этом я подробно писал здесь.

Но если кому-то сильно хочется, чтобы освящал вино и хлеб именно священник, то пусть сам это делает ничтоже сумняшеся. Ибо в Новом Завете апостол Пётр всех верных Христу (Царю) называет священниками: Но вы — избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные… (1 Пет. 2:9) Потому я полностью согласен с лютеранской формулой всеобщего священства: «Всякий крестившийся может считать себя уже посвящённым в священники». Это естественно вытекает из апостольского предания. Значит, любой из нас, поблагодарив Бога за хлеб и вино, в воспоминание Жертвы, может сам попросить Бога об освящении. Просто потому, что священство для освящения не требуется в принципе. Ибо источник святости сам Бог. Мы Его просим освятить. Потому наше священство ни к чему. Нет препятствий ни для одного верного, если видеть в освящении не сакральное таинство принятия волшебного вещества из рук специального священника, а смягчение сердца в воспоминании жертвы, обновлении верности и получение истинной жизни от Христа в виде Его жизненной силы посредством хлеба-тела и вина-крови. Для этого не нужны посредники в фелонях!

А как может быть иначе?! Ведь не всегда и не везде может быть под рукой иерей или епископ, специально рукоположенный. А слова Господа непреложны: «Говорю вам истинную правду: если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни.»  (Ин. 6:53) Сколько православных в лагерях, которые туда попали в результате репрессий при совке, даже имея носители вещества для причастия, отказывали себе в причастии, ибо среди них не было священника и жертвенника с престолом. Вдумайтесь в чудовищность этого отказа от Евхаристии: только потому, что нет формальных условий, которые ни Христом, ни апостолами не установлены. Это все равно, что сказать умирающему от высокой температуры сказать: тот аспирин, что у тебя в кармане, не смей принимать. Можно принять только тот, который тебе даст дипломированный врач в белом халате по написанному рецепту из конкретной аптеки. Хорошо хоть пока цену не установили.

То дремучее фарисейство в отношении важнейшего свидетельства нашей верности, которое нас ведет к вечной жизни и способности воскреснуть навязано церковью, захотевшей из Тела Христова стать институтом, узурпировав право освящать и распределять дар Христов. Были даже придуманы способы отодвинуть верных от чаши (правила, исповеди, эпитимии).

Но все эти моменты чисто человеческого предания в отношении Евхаристии, для меня сейчас вполне очевидны. Но пока верующий в конфессиональной системе, очевидностью они не обладают. Только расширение сознания до экуменистического и интерденоминационного сделало очевидным несоответствие духа и буквы апостольского предания церковному преданию постапостольского периода, которое законсервировано в сакральных конфессиях (православие и католичество). Т.е., те, кто хотя бы номинально (по традиции) или реально отождествляют себя с православием, в упор не видят этого несоответствия. Это состояние мировоззрения, когда человеческое церковное предание рулит апостольским. Это когда в рамках теории развития церкви на церковный баланс оприходуется любой опыт, и даже такой, от знакомства с которым апостолы разодрали бы на себе одежды. И это естественно, поскольку с глубокого детства насаждается клише, что без православной церкви нет спасения, в православии всё истинно и любые попытки критики – ересь. Последнее есть не только в православии, а практически в любой деноминации, включая протестантские и неопротестантские.

Потому, мой пересмотр возможности освящения чаши и благодарения за Жертву, мои друзья, дети и другие родственники рассматривают как опасную ересь. Хотя, если выйти за координаты Православия и посмотреть со стороны Церкви верных Христу, то это окажется естественным и соответствующим апостольской традиции. А фарисейством и сублимированным язычеством окажется освящение даров статусным священником в рясе.

Вообще, каждому христианину, нужно честно задать себе вопрос: а ты, собственно, кому хранишь верность? Христу или Православию? И если последнему, то любому понятно, что это вещи не тождественные. А если Первому, то нужно ориентироваться на сказанное Им, а не на человеческие басни православия для обеспечения иждивения священников за счёт «простых» прихожан. И в Его словах нет ничего, что ограничивает любого верного в инициации воспоминания, хлебопреломления и благодарения. Не верите мне, проверьте сами, перечитав Новый Завет. Апостольская традиция не ограничивает верных в благодарении по статусу, а пресвитер/епископ – просто организационные общинные служения, не формирующие сакральные уровни.

Потому те, кто смущается моим благодарением и хлебопреломлением, имеют соблазнение по человеческому мудрованию и конфессиональной фарисейской традиции, а не апостольскому и, тем более, Христовому учению. Не отказывайте себе в праве на мысль по заповеди великомученницы Екатерины. Помним два афоризма, которые до нас дошли после перекраивания истории о Гипатии, чтобы обелить чудовищные поступки монахов-христиан. Сейчас её слова как раз в тему:

  • «Сохраняй свое право на размышление, — мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем»
  • «Учить людей верить в суеверия, — самое чудовищное и преступное дело»

Отберите своё право на мысль у церковной системы, к которой вы принадлежите, в рассуждении над апостольским преданием, содержащимся в Новом Завете. Новый Завет – это достояние всей Церкви и всего христианства, а не только Православия или Католичества.

То, что не вытекает в виде рефлексии из апостольского предания, и имеет признаки установления отношений власти в Теле Христовом, есть заповеди человеческие, которые можно квалифицировать как суеверия. И это «чудовищное дело» церковной системы, люди, без проверки на соответствие апостольской традиции, ставят себе в оправдание, отказывая себе в праве на мысль. Система их научила, что любое противоречие с ней – есть ересь, бунт и отсутствие смирения. Даже тогда, когда вы понимаете, что очевидность показывает обратное, как в случае освящением чаши «в домах». А церковная система шепчет – не верь глазам своим, не читай Писание, слушай церковь. А я шепну в противоход: ребята, но это же очевидность. Очевидно из Писания, что не нужны священники для Евхаристии. Очевидно! Потому, если возникнет желание вместе поблагодарить, присоединяйтесь без смущения. Ну, или докажите, что освящение любым верным хлеба и вина – не аксиома, а теорема. И убедите меня в обратном, но только с помощью Писания Нового Завета. Если нет, то не соблазняйтесь о моей личной литургии. Ни Господь, ни апостолы меня в хлебопреломлении не ограничили, а апостол Пётр даже причислил к священникам. Если вам так спокойнее.:)

 

Так что я утверждаю с полным основанием: у любого верного есть право поблагодарить, помолиться об освящении и причаститься. И у каждого православного из вас, тоже. Просто нужно перестать быть православным, а стать христианином. К этому всех и зову. Помните о том, к верности Кому призывает вас апостол Павел и сам Иисус. И совсем не верности “чему”. И Он любого верного Ему призывает совершать так в Его воспоминание, без ограничений по сакральному статусу.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:42 13.07.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Бурное обсуждение на Фейсбуке проходит в специально созданной год назад группе для обсуждения статей на Экс-фарисее Назад, к Евангелию. Жаль что не здесь, поскольку в процессе спора родились новые аргументы именно для православных.


  2. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    10:17 14.07.2015

    Спасибо за статью, все так и есть.

    Значительная часть православной мифологии существует для оправдания необходимости дилерства. До крещения я, помнится, говорил, что мне не нужны дилеры, чтобы быть с Богом.
    Теперь, после периода “вписки” )) скажу то же самое. Святые дилеры, оправдывая свое существование уже с писем Клемента, со времен Тертуллиана и Иринея, впаривали свою идеологию, отстаивая свой профит, а монахи — свою, чтобы оправдать свое бегство от ближнего. И получилось, что эти две мифологии (иерейская и монашеская) постепенно вытеснили из православия христианство…

    Что до Евхаристиии, то скажу так: кто хочет, тот пусть благодарит своими словами, ведь Бог видит что в сердцах. Но нам нужна в то же время и формула и ритуал, чтобы собравшись вместе, творить сие. Или это нужно тем, кто природно склонен к готовым формам и словесным формулам.

    Возьмем опыт буддистов, там есть своя “евхаристия”, где “и приносяй и приносимый”. Без ведущего, вся община выполняет, или дома один, или с несколькими друзьями. Но буддийские святые дали им форму (мудры) и текст (мантры и инвокации). То есть, нашлись те, кто имел значительный ритуальный опыт и одновременно с ним был настолько мощно и полно “на связи”, что смогли самую суть ритуала взять, сжать и дать людям, чтобы те без посредничества клерикалов совершали. И это была подлинная реформация…

    Причем, есть три вида этой “евхаристии” — полный (2-3 часа), средний (час) и краткий (20-30 мин), а есть и совсем краткий(несколько фраз). Есть вариант с ритуальными предметами и обстановкой(для тех, кто к этому склонен), а есть вовсе без них.

    Но суть таинства при этом во всех этих формах ПОЛНОСТЬЮ сохранена, зато верующий (или община) может творить их сообразно обстоятельствам, выбирая ту внешнюю форму, которая потребна. Потому что “суббота ради человека”, а не зомби ради субботы…
    Вот кто бы это мог сделать такую штуку в православии — ума не приложу ))

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:27 14.07.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    У меня есть свои чины для общины и для одного на этом сайте в Теме Молитва (верт меню). Но после их апробации, вижу места, которые требуют сокращения. То были гамма-версии. Только я  “такую штуку” делаю не в Православии, а в Христианстве)))


  4. Предупреждений - 0
    Юрий
    Гость
    12:53 14.07.2015

    Да, хорошо поправили ))


  5. Предупреждений - 0
    Pastyшok
    Гость
    22:56 14.07.2015

    Спасибо, Вячеслав.
    Подписываюсь под каждым словом.
    В дополнение к сказанному, позволю себе привести слова ап. Павла. В послании к христианам Эфеса, он говорит в частности о том, что благодаря Христу разделение с Богом упразднено. Что все верные Христу, есть РАВНОПРАВНЫЕ члены Божьего народа и Божьи домочадцы. Что мы ВСЕ имеем доступ к Отцу. И все верные Христу воздвигнуты как Церковное единство, не имеющее каких либо временных и административных границ.
    “А теперь — в единении с Христом Иисусом — вы, некогда далекие, стали близкими благодаря крови Христа. Ведь это Он — наш мир ,… отменивший Закон с его уставами и правилами … Так что благодаря Ему мы — и иудеи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого — Христос Иисус. Он скрепляет собой все здание и воздвигает его, превращая в Храм, посвященный Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.” (Эф. 2:13-22)
    Хочу предложить всем для прочтения удивительно добрую и глубокую книгу: “Ты дивно устроил внутренности мои.” Авторы: Брэнд Пол и Филипп Янси. Совершенно неожиданные размышления на тему экклезиологии.
    http://ihavebook.org/books/208980/ty-divno-ustroil-vnutrennosti-moi.html

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:38 15.07.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Очень модная ссылка. Уже скачал. И накачал еще всякого разного. Для дочери – критику Кураева на Код. Порекомендую и Юрию Зозуле для общего развития.


  7. Предупреждений - 0
    Пётр
    Гость
    13:21 21.07.2015

    Вся литургическая жизнь Церкви – это явление essentia (οὐσία) Христианства и церковности во времени и пространстве – т.е. в existentia (ὑπόστασις). Точно также, как каждый отдельный человек является ипостасным (ὑπόστασις) воплощением человеческой сущности (οὐσία).

    При этом способ существования этого явления нельзя отождествлять с самой сущностью. В этом ошибка и церковных “обновленцев”, и “ревнителей старины”. Это два заблуждения одного корня, некий крен в магизм. Когда подразумевается, что от способа существования зависит каким-то образом сущность.

    Все в действительности обстоит иначе. Сущность сама определяет способ существования. И в понимании этого факта состоит и понимание естественности, необходимости той литургической жизни Церкви, которая имеет место в данный период времени. Из этого также следует принятие того факта, что литургическая жизнь Церкви может меняться. Но меняться естественным образом, сообразно с законами своего естественного развития.

    История Вселенской Церкви тому подтверждение! Все искажения жизни Церкви, все попытки отдельных деятелей произвольно, насильственно влиять на литургическую жизнь заканчивались провалом т.к. не соответствовали сущности Христианства. Все заканчивалось возвращением “на круги своя”. Например, можно вспомнить период иконоборчества в Византии. В тоже время естественное развитие подразумевало и необходимые изменения. Так, например, проф. А.И. Осипов говорит о наличии в разные периоды церковной истории различного же кол-ва Таинств.


  8. Предупреждений - 0
    Алексей
    Гость
    08:38 22.07.2015

    Автор, а для вас что первично (хронологически, к примеру): Предание или Писание?

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:42 22.07.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А как это разделить?!))))) Если сам Павел назвал свои устные и письменные поучения преданием. Потому Писание – это письменное апостольское предание, зафиксированное на свитках. а на сегодня – в книгах. Это предание о Радостной Вести во время земной жизни Господа и жизни первых христиан. И именно этого предания Павел сказал неукоснительно держаться. Не дословно, естественно. Но рефлексируя его дух и образ “во время оно” конкретного христианина.


  10. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    03:41 20.05.2016

    Среди собиравшихся в домах были и апостолы – первые священники. Евхаристия значит и Единение, это главный смысл. Правильный перевод не “преломление хлеба”, а “деление”. Правильный перевод 1-го письма Петра, 2:9 : “Но вы – избранный род, королевское/царское священство, святая нация, народ, который Бог приобрёл для возвещения Своих чудесных деяний, который Бог позвал…”. Есть универсальное священство всех и священное служение священников. В христианстве подчёркнуто, что Иисус – король (монарх единого народа), а не царь (император, от cesare – монарх многих народов), в России используется слово царь. Для совершения священнодействий необходимо входить в Орден, через священнодействие посвящения. В христианстве нет предания – есть Традиция. Производится не освящение хлеба и вина, а трансформация сути (на русском даже слова нет, чтоб точно перевести). Это так, полезная информация о христианстве.

    А что Вы чувствуете во время самостоятельных причастий?


  11. Предупреждений - 0
    OlgaMaria
    Гость
    03:48 20.05.2016

    Правильный перевод Ин 6:53 “В истине, в истине вам говорю: если вы не кушаете плоть Сына человека и не пьёте Его кровь, не будет в вас жизни”. Конечно, можно улучшить с художественной точки зрения, но видите какая разница по смыслу?


  12. Предупреждений - 0
    XYZ
    Гость
    03:10 07.04.2018

    Ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство — в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, — уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, то будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам Бог.

    Л.Н. Толстой

Sorry, the comment form is closed at this time.